New pages of history of Soviet-African relations
Table of contents
Share
QR
Metrics
New pages of history of Soviet-African relations
Annotation
PII
S032150750018301-3-1
Publication type
Review
Source material for review
Россия и Африка. Документы и материалы. 1961 - начало 1970-х (ред. коллегия: Мазов С.В., Давидсон А.Б., Балезин А.С., Воеводский А.В.). М., РОССПЭН, 2021. 1006 с. ISBN 978-5-8243-2428-0
Status
Published
Authors
Alexander B. Mezyaev 
Occupation: Professor, Нead, Department of International Law, University of Management TISBI
Affiliation: University of Management TISBI
Address: Russian Federation, Kazan
Edition
Pages
77-80
Abstract

  

Keywords
Russia, USSR, Africa, foreign policy, international cooperation, Russian-African relations, Soviet-African relations, archival documents
Received
12.10.2021
Date of publication
28.01.2022
Number of purchasers
14
Views
1323
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
1

2 Выход сборника «Россия и Африка. Документы и материалы (1960 - начало 1970-х)» (ред. коллегия: Мазов С.В., Давидсон А.Б., Балезин А.С., Воеводский А.В. М., РОССПЭН, 2021. 1006 с.) стало, безусловно, событием в отечественной африканистике.
3 Редакционная коллегия сборника, в состав которой входят крупнейшие отечественные учёные, вводит в научный оборот огромное количество драгоценных источников. Нет сомнений, что в этом фундаментальном издании заложены сотни будущих научных трудов. Кроме того, введённые в научный оборот документы и материалы заставят по-новому посмотреть на давно сделанные выводы, увидеть доселе скрытые механизмы, казалось бы, хорошо известных событий, найти ответы на многие остававшиеся вопросы.
4 Рецензируемый сборник является продолжением вышедшего в 1999 г. двухтомника - «Россия и Африка»1. В нем представлены документы не по всем странам Тропической Африки (что было бы и невозможно), однако представлены все основные регионы - Северо-Восточная Африка (Эфиопия, Сомали, Уганда, Танзания, Кения, Мадагаскар), Западная (Гана, Нигерия, Гвинея, Мали, Либерия, Сенегал), Центральная (Демократическая Республика Конго, Республика Конго, Ангола), Юг Африки (Ботсвана, Лесото, Свазиленд, Замбия, Мозамбик, Южная Родезия, Южно-Африканская Республика).
1. Россия и Африка. Документы и материалы. Т. I (XVIII в. - 1917), т. II (1918-1960). М., Институт всеобщей истории РАН. 1999.
5 Документы собирались в разных архивах, прежде всего, в Архиве внешней политики, Государственном архиве РФ, Российском архиве новейшей истории (папки ЦК КПСС, Политбюро ЦК, Секретариата ЦК).
6 Что касается тематики, она продолжает весьма разнообразную тематику первых двух томов 1999 года и, в то же время, существенно расширяет её. Кроме уже ставших традиционными тем «россияне в Африке» и «африканцы в России», формирования взаимных представлений, установления и развития политических и экономических отношений, введены темы строительства социализма в отдельных странах Африки, идеологических отношений, ошибок как советской дипломатии, так и отдельных государственных деятелей и общественно-политических (в т.ч. повстанческих) движений на Африканском континенте.
7 Значительный интерес представляют документы по истории установления дипломатических отношений СССР с государствами Африки. В этом разделе стоит обратить внимание на письмо президента Сенегала Леопольда Сенгора Председателю Совета министров СССР Н.С.Хрущёву, в котором он говорит о готовности установить дипломатические отношения с Советским Союзом, но «в будущем», пока же предлагая проведение «миссии доброй воли» (док. № 187, с. 519-520).
8 Не менее интересно письмо премьер-министра Нигерии Т.Балевы министру иностранных дел СССР, в котором выдвигаются предварительные условия для установления дипломатических отношений с СССР (документ № 164, с. 466).
9 Должное внимание в сборнике уделяется теме социалистического выбора и строительства социализма в ряде стран Африканского континента. Так, один из документов свидетельствует о том, как советский посол в Мали, в ответ на заверения министра иностранных дел о «сознательном социалистическом выборе», информировал его об опыте КПСС в деле подъёма сельского хозяйства в первые годы советской власти и в годы коллективизации (док. № 152, с. 440-442).
10 Важным свидетельством являются рекомендации представителей Госплана СССР правительству Ганы в связи с его 7-летним планом экономического развития. Советские представители, в частности, рекомендуют ограничение частнокапиталистического сектора экономики страны, в т.ч. посредством организации смешанных государственно-иностранных предприятий с целью контроля иностранного капитала с перспективой дальнейшего выкупа части акций и превращения их в государственную собственность (док. № 100, с . 331-334).
11 Представляет интерес письмо личного секретаря Огинги Одинги (в то время - министра внутренних дел Кении) в ЦК КПСС и ЦК ВЛКСМ о необходимости поддержки «социалистической группировки» в Кении в её противостоянии с капиталистическими и неоколониальными группировками (док. № 256, с. 655-658).
12 По сути, открывает перспективы отдельного направления системных научных исследований публикация документов, показывающих реакцию ряда стран Африки на важнейшие события в СССР или с участием СССР. Особо выделяются документы о реакции африканских стран на события в Чехословакии 1968 года, в частности, Нигерии и Ганы. Опубликованные документы свидетельствуют, что глава федерального военного правительства Нигерии генерал Якубу Говон «не верил в оценку событий в Чехословакии, которая давалась западной пропагандой», и заявил, что СССР и другие соцстраны «сделали в отношении Чехословакии правильный и своевременный шаг» (док. № 183, с. 513-515).
13 Касательно реакции Ганы свидетельствует советский посол в Аккре, который в беседе в местном МИДе выразил удивление занятой ганскими властями «более резкой и враждебной» позиции даже по сравнению с некоторыми западными государствами, а также разъясняет мотивы советского демарша (поддержанного другими соцстранами) во время выступления на обеде в честь президента Верхней Вольты 24 августа 1968 г. главы Ганы генерала Анкра (док. № 119, с. 370-372).
14 Сквозная тема сборника - тема государственных переворотов в Африке.
15 Так, представляет огромный научный интерес записка директора Института Африки АН СССР В.Г.Солодовникова в ЦК КПСС о причинах и уроках государственных переворотов в Африке. Многие выводы, содержащиеся в этом документе, сохраняют свою актуальность, хотя сделаны еще в 1966 г. Интересны выводы, касающиеся армии стран Африки.
16 Так, например, говорится о «недостаточной политико-воспитательной работе в вооружённых силах» африканских стран. Отмечается также, что после на мировоззрение офицерского состава армий независимых стран Тропической Африки «оказывало, а зачастую и продолжает оказывать, влияние длительного обучения в военных училищах империалистических государств, служба в армии бывших метрополий, служба под руководством западных военных инструкторов» (док. № 23, с. 111-127).
17 Оценка Института Африки подтверждается и аналитическими справками советских посольств. Так, посол СССР в Мали в совершенно секретном донесении отмечает, что Политбюро партии Суданский союз и лично президент Мали М.Кейта в последнее время усилили контроль над армией, в частности, путём улучшения работы военной контрразведки; ни одно решение по армии не принимается без согласия президента. Однако этот контроль «вызвал болезненную реакцию со стороны части офицеров, которые рассматривают это как «ущемление их прерогатив». Справка заканчивается выводом о том, что «до тех пор, пока малийское руководство не откажется от использования западных инструкторов в своей армии и будет продолжать направлять в капиталистические страны военнослужащих для прохождения там подготовки, опасность попытки военного переворота не может быть в Мали полностью исключена» (док. № 151, с. 433-440)2.
2. Как известно, в 1968 г. (через два года после написания вышецитируемой справки советского посольства) в Мали произошёл военный переворот, совершённый М.Траоре, получившим военное образование во Франции. Интересно отметить, что выводы справки во многом находят своё подтверждение и в последующих переворотах в Мали (как, впрочем, и в других странах Африки) (прим. авт.).
18 Интересны и причины государственных переворотов в отдельных странах, тем более, сформулированные для советского руководства самими путчистами.
19 Так, в письме на имя Н.В.Подгорного глава верховного революционного совета Сомали Сиад Барре объяснял причины переворота октября 1969 года следующим образом: «Эгоизм бывших членов правительства настолько сильно их ослепил, что пренебрежение законами, традициями и конституцией страны стало обычным явлением», что и привело «к трагическому убийству президента» А.Али Шермарка (док. № 218, с. 593-594).
20 В сборнике публикуется целый ряд документов, касающихся не только успешных, но и проблемных сторон экономического сотрудничества между СССР и странами Африки.
21 Так, в секретном документе сотрудника посольства СССР в Гане анализируются недостатки советской экономической политики в этой стране. В документе, в частности, говорится о «некритическом» отношении советского посольства к просьбам ганских властей по оказанию экономического и технического сотрудничества. В результате такого подхода «советские организации были вынуждены переделывать уже законченные и переданные ганской стороне проекты, выполняя дополнительную дорогостоящую работу, требующую значительного времени», а ряд затрат вообще являлись «бессмысленной тратой средств» (док. 116, с. 364-366).
22 В справке II Африканского отдела Министерства внешней торговли СССР делается вывод о неудачных сделках и контрактах на поставки в Нигерию советских товаров, которые в результате пришлось аннулировать (док. 170, с. 486-487).
23 Важное свидетельство о проблемах экономического сотрудничества СССР со странами Африки в контексте взаимоотношений континента с государствами Запада, содержится в справке Председателя ГКЭС СССР 1965 года: «В своё время сомалийская сторона официально отказалась от предложенной советской стороной содействия в строительстве водопровода … рассчитывая на обещание американской фирмы». В связи с тем, что американская фирма затягивала начало строительства, советский посол дважды вновь предлагал помощь СССР, однако власти Сомали снова и снова отклоняли эти предложения. Лишь через полгода правительство Сомали официально обратилось с просьбой к СССР об оказании содействия в строительстве водопровода в счёт предоставленного кредита (док. № 215, с. 586-589).
24 Весьма любопытен документ, связанный с попыткой президента корпорации «Де Бирс» Г.Оппенгеймера посетить Советский Союз для «выяснения возможностей заключения … соглашения о совместных выступлениях на рынке золота». Примечательна рекомендация министра иностранных дел А.А.Громыко для ЦК КПСС: «Целесообразно было бы отказать Оппенгеймеру в визе для поездки в Советский Союз» (док. № 406, с. 958-959).
25 Ряд документов существенно дополняют знания по ряду, казалось бы, известных событий в истории советско-африканских отношений.
26 Такова, например, запись беседы, состоявшейся в Советском Комитете солидарности со странами Азии и Африки с будущим лидером (а на тот момент - «министром иностранных дел») партии УНИТА (Ангола) Жонасом Савимби, приезжавшим в СССР в апреле 1964 г. (док. № 285, с. 704-710).
27 Таково и письмо заведующего Международным отделом ЦК КПСС Б.Н.Пономарева в Центральный комитет КПСС касательно просьбы Южно-Африканской коммунистической партии (ЮАКП) дать совет и оказать помощь в связи с намерением начать вооружённую борьбу.
28 Любопытный факт - руководство ЮАКП (в лице М.Котане и Ю.Даду) испрашивают совета у советских товарищей, однако одновременно с этим запрашивают помощь, показывая тем самым, что совет как таковой не так уж и важен. Тем не менее, надо отдать должное Б.Н.Пономареву: оставляя вопрос о военной помощи «на потом», он предлагает ЦК КПСС утвердить достаточно разумный совет южноафриканским товарищам (док. № 390, с. 940-941).
29 Таково и письмо главы правительства Конго в Стенливиле Антуана Гизенги Н.С.Хрущёву, содержащее просьбу о военном вмешательстве СССР в конголезский кризис начала 1960-х гг.3, содержащее краткое: «Рассчитываю на … немедленное прямое вмешательство в течение ближайших часов» (док. № 294, с. 728).
3. В письме говорится: «Начиная с нынешнего утра, бельгийские войска из Руанды-Урунди совместно с солдатами Мобуту атакуют наши части в Букаву. … Бельгийская агрессия против конголезского народа продолжается… Чтобы разрешить этот кризис, конголезскому народу ничего не остается, кроме вооруженной борьбы, которую уже развязали мятежники и их союзники».
30 Особняком стоит публикация дневниковых записей Андрея Андреевича Громыко и других советских дипломатов. Ряд из них публиковали официальные книги, однако содержат несопоставимую по ценности информацию. Многие помнят разочарование, когда в 1986 г. вышли двухтомные мемуары А.А.Громыко - «Памятное». Публикация дневниковых записей Андрея Андреевича в рецензируемом сборнике «Россия-Африка…» может рассматриваться как некоторая компенсация разочарований тех давних лет - на этот раз советский министр иностранных дел даёт весьма детальный «разбор полётов» взаимоотношений с Ганой (док. № 104, с. 339-344).
31 Безусловный интерес представляют дневниковые записи заместителя министра иностранных дел СССР Я.А.Малика и посла СССР в Нигерии А.И.Романова Они объединены общей темой советско-нигерийских отношений периода гражданской войны в Нигерии (1967-1970 гг.) и попытками создания независимого государства Биафра. Так, публикация записей Я.А.Малика с послом Нигерии в СССР О.Ифеагву (игбо по национальности и родственника лидера сепаратистов Оджукву) показывает необычную трансформацию во время беседы - из посла Нигерии в посланника Биафры (док. № 176, с. 496-498).
32 Публикация дневниковых записей посла СССР в Нигерии А.И.Романова подтверждает сделанные ранее утверждения о том, что без военной техники СССР «верить в победу национально-патриотических сил, ведущих борьбу за единую Нигерию, очень трудно» (док. № 178, с. 500-501).
33 Наконец, публикация дневниковых записей Постоянного представителя СССР в Совете Безопасности ООН В.А.Зорина даёт важный исторический материал о событиях в Конго (Леопольдвиль) начала 1960-х гг., в частности, о содержании его встречи с Генеральным секретарем ООН Д.Хаммаршельдом, состоявшейся 18 января 1961 г. (док. № 295, с. 728-732) и о положении в оппозиционных партиях в стране весной 1962 г. (док. № 310, с. 754-759).
34 Ряд опубликованных документов дают любопытную информацию об участии советских органов в формировании её политики в Африке, в частности, Комитета государственной безопасности СССР. В этой связи, примечательно письмо Председателя КГБ В.Е.Семичастного в ЦК КПСС относительно возможного приезда в СССР лидера партии ЗАПУ (Южная Родезия) Джошуа Нкомо. Впрочем, наибольший интерес представляет не столько текст Семичастного, сколько приписка на нём заведующего сектором Африки Международного отдела ЦК КПСС П.И.Манчхи: «В соответствии с Постановлением ЦК КПСС … послу СССР в Каире даны указания о выдаче въездных виз Дж.Нкомо … без ограничения в сроках въезда», что говорит об особых ожиданиях для СССР от этого визита (док. № 374, с. 903).
35 Не менее интересна совершенно секретная записка Председателя Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР А.Н.Шелепина в ЦК КПСС касательно разработок полезных ископаемых в Мали (док. № 141, с. 410-411). Документ говорит о том, что этот вопрос находился в тот момент в компетенции КГБ СССР. (Обратим внимание на то, что данное письмо существенно отличается от «простого участия» Председателя КГБ как члена Политбюро ЦК в решении многих аналогичных вопросов.)
36 Наконец, особый «шарм» сборнику дают документы, касающиеся вопросов культуры. Члены редакционной коллегии включили в него документы, которые показывают роль творческой интеллигенции в формировании советско-африканских отношений.
37 Это целый ряд писем в ЦК советского поэта Евгения Долматовского (док. №№ 29, 31, 33), письмо президента Сенегала Л.Сенгора Евгению Евтушенко (док. №№ 200 и 201, с. 538-539), информация о поездке в СССР известного малийского поэта (впрочем, также министра информации) Мамаду Голого (док. № 149, с. 428-431).
38 Как видим, тематика сборника столь разнообразна, что ценнейшие материалы в нём найдут африканисты всех направлений и интересов. При этом все документы публикуются впервые.
39 Завершая обзор рецензируемого сборника «Россия-Африка. Документы и материалы. 1961 - начало 1970-х», можно сделать единственно возможный вывод: перед нами фундаментальное издание, имеющее огромную научную ценность. Будучи об истории, оно, тем не менее, направлено в будущее. И не только потому, что история - наука о будущем. Но и потому, что оно создало прочный фундамент для будущих научных исследований, в т.ч. новых направлений в изучении внешней политики России и стран Африканского континента.
40 В этой связи следует поздравить авторский коллектив с выдающимся свершением и поблагодарить их за их тщательную, филигранную работу.

Comments

No posts found

Write a review
Translate