English
English
en
Русский
ru
Login
Registration
Везде
Везде
Author
Title
Text
Keywords
Search
ISSN (Print): 0321-5075
ISSN (Online): 2782-2389
About
Current issue
Archive
Archive 2007-2019
Contact
Home
>
Issue 12
>
African women in the world of myths, sounds, rhythms, colors, words
African women in the world of myths, sounds, rhythms, colors, words
Table of contents
Annotation
Estimate
Publication content
References
Comments
Share
Metrics
African women in the world of myths, sounds, rhythms, colors, words
12
African women in the world of myths, sounds, rhythms, colors, words
Natalia L. Krylova
Annotation
PII
S032150750017787-7-1
DOI
10.31857/S032150750017787-7
Publication type
Review
Source material for review
Ксенофонтова Н.А., Ильина Н.Ю., Татаровская И.Г. «Женщины и культура. Африканские традиции, современные тенденции»
Status
Published
Authors
Natalia L. Krylova
Send message
Occupation: Principal Researcher, Center for Sociological and Political Science Studies, Institute for African Studies, Russian Academy of Sciences
Affiliation:
Institute for African Studies, Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Issue 12
Pages
78-81
Abstract
Keywords
Africa, gender studies, mythology, fiction, musical culture, folklore, politics
Received
05.05.2021
Date of publication
08.12.2021
Number of purchasers
14
Views
1443
Readers community rating
0.0
(0 votes)
Cite
Download pdf
GOST
Krylova N. African women in the world of myths, sounds, rhythms, colors, words // Asia and Africa Today. – 2021. – Issue 12 C. 78-81 . URL: https://asaf-today.ru/s032150750017787-7-1/. DOI: 10.31857/S032150750017787-7
MLA
Krylova, Natalia L "African women in the world of myths, sounds, rhythms, colors, words."
Asia and Africa Today.
12 (2021).:78-81. DOI: 10.31857/S032150750017787-7
APA
Krylova N. (2021). African women in the world of myths, sounds, rhythms, colors, words.
Asia and Africa Today.
no. 12, pp.78-81 DOI: 10.31857/S032150750017787-7
Publication content
1
Подпись к рисунку/медиа
2
Начиная с конца 80-х гг. прошлого столетия в российской африканистике ярко проявило себя новое, оригинальное направление - гендерные исследования.
Начиная с конца 80-х гг. прошлого столетия в российской африканистике ярко проявило себя новое, оригинальное направление - гендерные исследования.
Начиная с конца 80-х гг. прошлого столетия в российской африканистике ярко проявило себя новое, оригинальное направление - гендерные исследования.
3
Его разноплановой тематикой успешно занимается группа ученых Института Африки РАН, в творческом активе которой свыше 20 индивидуальных и коллективных монографий и сборников, посвященных самым различным аспектам, так или иначе связанным с гендерной проблематикой. Потребность в ее разработке обусловлена тем, что африканской цивилизации особо присуще строгое разграничение всех сфер жизни на два мира - мужской и женский. И эта особенность проявляет себя во всех сферах человеческой жизни: от хозяйственных занятий до семейно-брачных отношений, от социальных структур до системы власти, от особенностей социализации подростков до политических процессов.
Его разноплановой тематикой успешно занимается группа ученых Института Африки РАН, в творческом активе которой свыше 20 индивидуальных и коллективных монографий и сборников, посвященных самым различным аспектам, так или иначе связанным с гендерной проблематикой. Потребность в ее разработке обусловлена тем, что африканской цивилизации особо присуще строгое разграничение всех сфер жизни на два мира - мужской и женский. И эта особенность проявляет себя во всех сферах человеческой жизни: от хозяйственных занятий до семейно-брачных отношений, от социальных структур до системы власти, от особенностей социализации подростков до политических процессов.
Его разноплановой тематикой успешно занимается группа ученых Института Африки РАН, в творческом активе которой свыше 20 индивидуальных и коллективных монографий и сборников, посвященных самым различным аспектам, так или иначе связанным с гендерной проблематикой. Потребность в ее разработке обусловлена тем, что африканской цивилизации особо присуще строгое разграничение всех сфер жизни на два мира - мужской и женский. И эта особенность проявляет себя во всех сферах человеческой жизни: от хозяйственных занятий до семейно-брачных отношений, от социальных структур до системы власти, от особенностей социализации подростков до политических процессов.
4
Авторы коллективной монографии -
Н.А.Ксенофонтова, Н.Ю.Ильина,
И.Г.Татаровская
-
«
Женщины и культура. Африканские традиции.
Современные тенденции
» (Серия «Гендерные исследования», том 24. М., ИАфр РАН. 2021. 488 с.) разносторонне исследуют еще один срез гендерной проблематики. Он весьма актуален, но не получил освещения в африканистике в последние 20 лет: роль и место женщины в африканской культуре. При этом культурный процесс трактуется в самом широком контексте: художественное и музыкальное творчество, мифология, фольклор, художественная литература, политика. Сами авторы определяют поставленную перед собой цель так: вывести африканских женщин-творцов из тени, показав свободный и креативный тип личности, способный создавать и прославлять национальные и общечеловеческие культурные ценности (с. 9).
Авторы коллективной монографии - <em>Н.А.Ксенофонтова, Н.Ю.Ильина, </em><em>И.Г.Татаровская</em><em> - </em>«<strong>Женщины и культура. Африканские традиции. </strong><strong>Современные тенденции</strong>» (Серия «Гендерные исследования», том 24. М., ИАфр РАН. 2021. 488 с.) разносторонне исследуют еще один срез гендерной проблематики. Он весьма актуален, но не получил освещения в африканистике в последние 20 лет: роль и место женщины в африканской культуре. При этом культурный процесс трактуется в самом широком контексте: художественное и музыкальное творчество, мифология, фольклор, художественная литература, политика. Сами авторы определяют поставленную перед собой цель так: вывести африканских женщин-творцов из тени, показав свободный и креативный тип личности, способный создавать и прославлять национальные и общечеловеческие культурные ценности (с. 9).
Авторы коллективной монографии - <em>Н.А.Ксенофонтова, Н.Ю.Ильина, </em><em>И.Г.Татаровская</em><em> - </em>«<strong>Женщины и культура. Африканские традиции. </strong><strong>Современные тенденции</strong>» (Серия «Гендерные исследования», том 24. М., ИАфр РАН. 2021. 488 с.) разносторонне исследуют еще один срез гендерной проблематики. Он весьма актуален, но не получил освещения в африканистике в последние 20 лет: роль и место женщины в африканской культуре. При этом культурный процесс трактуется в самом широком контексте: художественное и музыкальное творчество, мифология, фольклор, художественная литература, политика. Сами авторы определяют поставленную перед собой цель так: вывести африканских женщин-творцов из тени, показав свободный и креативный тип личности, способный создавать и прославлять национальные и общечеловеческие культурные ценности (с. 9).
5
Сразу скажу, что поставленная авторами задача выполнена.
Сразу скажу, что поставленная авторами задача выполнена.
Сразу скажу, что поставленная авторами задача выполнена.
6
Мне, их коллеге по гендерному цеху, особенно приятно отметить, что очередную книгу из серии «Гендерные исследования Института Африки РАН» написал авторитетный коллектив, хорошо известный своими гендерными разработками: к.и.н.
Н.А.Ксенофонтова -
историк-африканист и специалист в области гендерных исследований; к.ф.н.
Н.Ю.Ильина -
знаток англоязычной африканской литературы; д.филос.н., к.ф.н.
И.Г.Татаровская
-
исследователь, успешно занимающийся изучением мифологии и философии Африки.
Мне, их коллеге по гендерному цеху, особенно приятно отметить, что очередную книгу из серии «Гендерные исследования Института Африки РАН» написал авторитетный коллектив, хорошо известный своими гендерными разработками: к.и.н. <em>Н.А.Ксенофонтова - </em>историк-африканист и специалист в области гендерных исследований; к.ф.н. <em>Н.Ю.Ильина -</em> знаток англоязычной африканской литературы; д.филос.н., к.ф.н. <em>И.Г.Татаровская</em><em> -</em> исследователь, успешно занимающийся изучением мифологии и философии Африки.
Мне, их коллеге по гендерному цеху, особенно приятно отметить, что очередную книгу из серии «Гендерные исследования Института Африки РАН» написал авторитетный коллектив, хорошо известный своими гендерными разработками: к.и.н. <em>Н.А.Ксенофонтова - </em>историк-африканист и специалист в области гендерных исследований; к.ф.н. <em>Н.Ю.Ильина -</em> знаток англоязычной африканской литературы; д.филос.н., к.ф.н. <em>И.Г.Татаровская</em><em> -</em> исследователь, успешно занимающийся изучением мифологии и философии Африки.
7
Разноплановость научных интересов исследователей отразилась в монографии широтой и многообразием выбранных ими тем и проблем. Книга продемонстрировала их глубокую научную разработку авторами и неординарность сделанных ими выводов. В свет вышло полноценное монографическое исследование, подготовленное в лучших академических традициях.
Разноплановость научных интересов исследователей отразилась в монографии широтой и многообразием выбранных ими тем и проблем. Книга продемонстрировала их глубокую научную разработку авторами и неординарность сделанных ими выводов. В свет вышло полноценное монографическое исследование, подготовленное в лучших академических традициях.
Разноплановость научных интересов исследователей отразилась в монографии широтой и многообразием выбранных ими тем и проблем. Книга продемонстрировала их глубокую научную разработку авторами и неординарность сделанных ими выводов. В свет вышло полноценное монографическое исследование, подготовленное в лучших академических традициях.
8
Нельзя не согласиться с тщательно продуманной структурой книги, состоящей из 5 глав:
Нельзя не согласиться с тщательно продуманной структурой книги, состоящей из 5 глав:
Нельзя не согласиться с тщательно продуманной структурой книги, состоящей из 5 глав:
9
- «
Богини. Гендерные аспекты в африканской мифологии
»;
- «<em>Богини. Гендерные аспекты в африканской мифологии</em>»;
- «<em>Богини. Гендерные аспекты в африканской мифологии</em>»;
10
- «
Африканки в истории в контексте политической культуры
»;
- «<em>Африканки в истории в контексте политической культуры</em>»;
- «<em>Африканки в истории в контексте политической культуры</em>»;
11
- «
В мире ритмов и звуков. Вклад африканок в музыкальную культуру
»;
- «<em>В мире ритмов и звуков. Вклад африканок в музыкальную культуру</em>»;
- «<em>В мире ритмов и звуков. Вклад африканок в музыкальную культуру</em>»;
12
- «
Созидательницы гармонии и красоты. Африканки в художественном творчеств
е»;
- «<em>Созидательницы гармонии и красоты. Африканки в художественном творчеств</em>е»;
- «<em>Созидательницы гармонии и красоты. Африканки в художественном творчеств</em>е»;
13
- «
Повелительницы слов. От фольклора к литературным формам
». Каждая из глав вполне могла бы претендовать на статус самостоятельного исследования. А собранные вместе, они представляют читателю стереоскопическую картину африканской культуры в ее богатейшем разнообразии.
- «<em>Повелительницы слов. От фольклора к литературным формам</em>». Каждая из глав вполне могла бы претендовать на статус самостоятельного исследования. А собранные вместе, они представляют читателю стереоскопическую картину африканской культуры в ее богатейшем разнообразии.
- «<em>Повелительницы слов. От фольклора к литературным формам</em>». Каждая из глав вполне могла бы претендовать на статус самостоятельного исследования. А собранные вместе, они представляют читателю стереоскопическую картину африканской культуры в ее богатейшем разнообразии.
14
Первая глава,
открывающая монографию, посвящена гендерным особенностям африканской мифологии, роли образов богинь в мифотворчестве народов континента. В традиционных обществах проблема взаимоотношений между мужчиной и женщиной - одна из самых главных, и противопоставление одних другим - своего рода способ организации общества и внесения порядка в «хаос» межродовых, кровнородственных отношений. На большом материале авторы показывают, что образ Богини нередко встречается в ритуалах и обрядах некоторых народов континента как андрогинное божество, имеющее два начала - мужское и женское (с. 15).
<strong>Первая глава,</strong> открывающая монографию, посвящена гендерным особенностям африканской мифологии, роли образов богинь в мифотворчестве народов континента. В традиционных обществах проблема взаимоотношений между мужчиной и женщиной - одна из самых главных, и противопоставление одних другим - своего рода способ организации общества и внесения порядка в «хаос» межродовых, кровнородственных отношений. На большом материале авторы показывают, что образ Богини нередко встречается в ритуалах и обрядах некоторых народов континента как андрогинное божество, имеющее два начала - мужское и женское (с. 15).
<strong>Первая глава,</strong> открывающая монографию, посвящена гендерным особенностям африканской мифологии, роли образов богинь в мифотворчестве народов континента. В традиционных обществах проблема взаимоотношений между мужчиной и женщиной - одна из самых главных, и противопоставление одних другим - своего рода способ организации общества и внесения порядка в «хаос» межродовых, кровнородственных отношений. На большом материале авторы показывают, что образ Богини нередко встречается в ритуалах и обрядах некоторых народов континента как андрогинное божество, имеющее два начала - мужское и женское (с. 15).
15
Но собственно образ Богини как некоего духовного идеала появился в африканской мифологи не так давно, хотя в ранней мифологии, связанной со временами матриархата, Великая Богиня уже присутствовала, более того, считалась наивысшим божеством, питающим жизнь Вселенной.
Но собственно образ Богини как некоего духовного идеала появился в африканской мифологи не так давно, хотя в ранней мифологии, связанной со временами матриархата, Великая Богиня уже присутствовала, более того, считалась наивысшим божеством, питающим жизнь Вселенной.
Но собственно образ Богини как некоего духовного идеала появился в африканской мифологи не так давно, хотя в ранней мифологии, связанной со временами матриархата, Великая Богиня уже присутствовала, более того, считалась наивысшим божеством, питающим жизнь Вселенной.
16
Гл. 1
изобилует цитатами и выдержками из мифов многих этносов и народов, рисующих различные лики древних богинь. Материал столь гармонично выстроен, что изобилие приводимых в книге сюжетов не создает ощущения перегруженности. Напротив, они вводят читателя в скрытый таинственный мир женщин-богинь, чьи образы широко используются в искусстве народов Африки и занимают важное место в мифологии и эпических произведениях африканцев. Причем, замечают авторы, эти образы в произведениях искусства оказали на человечество даже большее влияние, чем могущественные империи, которые сохранились только в виде своих созданных в ту пору художественных творений (с. 73).
<strong>Гл. 1</strong> изобилует цитатами и выдержками из мифов многих этносов и народов, рисующих различные лики древних богинь. Материал столь гармонично выстроен, что изобилие приводимых в книге сюжетов не создает ощущения перегруженности. Напротив, они вводят читателя в скрытый таинственный мир женщин-богинь, чьи образы широко используются в искусстве народов Африки и занимают важное место в мифологии и эпических произведениях африканцев. Причем, замечают авторы, эти образы в произведениях искусства оказали на человечество даже большее влияние, чем могущественные империи, которые сохранились только в виде своих созданных в ту пору художественных творений (с. 73).
<strong>Гл. 1</strong> изобилует цитатами и выдержками из мифов многих этносов и народов, рисующих различные лики древних богинь. Материал столь гармонично выстроен, что изобилие приводимых в книге сюжетов не создает ощущения перегруженности. Напротив, они вводят читателя в скрытый таинственный мир женщин-богинь, чьи образы широко используются в искусстве народов Африки и занимают важное место в мифологии и эпических произведениях африканцев. Причем, замечают авторы, эти образы в произведениях искусства оказали на человечество даже большее влияние, чем могущественные империи, которые сохранились только в виде своих созданных в ту пору художественных творений (с. 73).
17
Отдельного внимания заслуживает
Гл. 2
- «
Африканки в истории в контексте политической культур
ы», которая удачно вписывается в общий культурологический контекст книги.
Отдельного внимания заслуживает <strong>Гл. 2</strong> - «<em>Африканки в истории в контексте политической культур</em>ы», которая удачно вписывается в общий культурологический контекст книги.
Отдельного внимания заслуживает <strong>Гл. 2</strong> - «<em>Африканки в истории в контексте политической культур</em>ы», которая удачно вписывается в общий культурологический контекст книги.
18
Авторы рисуют полномасштабную картину, раскрывающую место и роль африканок в политической истории континента, их участия в общественно-политической жизни своих стран и народов. Несмотря на то, что большинство африканских традиционных обществ развивались в рамках и по законам патриархата, женщинам удавалось создавать свою культурную нишу, сохраняющую и воспроизводящую матриархатную матрицу и даже свою женскую идеологию, противостоящую мужской доминанте в семье, обществе, государстве (с. 110).
Авторы рисуют полномасштабную картину, раскрывающую место и роль африканок в политической истории континента, их участия в общественно-политической жизни своих стран и народов. Несмотря на то, что большинство африканских традиционных обществ развивались в рамках и по законам патриархата, женщинам удавалось создавать свою культурную нишу, сохраняющую и воспроизводящую матриархатную матрицу и даже свою женскую идеологию, противостоящую мужской доминанте в семье, обществе, государстве (с. 110).
Авторы рисуют полномасштабную картину, раскрывающую место и роль африканок в политической истории континента, их участия в общественно-политической жизни своих стран и народов. Несмотря на то, что большинство африканских традиционных обществ развивались в рамках и по законам патриархата, женщинам удавалось создавать свою культурную нишу, сохраняющую и воспроизводящую матриархатную матрицу и даже свою женскую идеологию, противостоящую мужской доминанте в семье, обществе, государстве (с. 110).
19
На протяжении всей африканской истории вопрос о власти определялся как основная пружина в гендерных отношениях, в основе которых лежит социально и культурно маркированная специфика отношений полов, что необычайно актуально для африканской цивилизации. Идея соперничества противоборствующих гендеров за доминирование в социуме, за обретение власти становится с течением исторического времени все более и более актуальной в системе политической культуры на континенте (с. 80).
На протяжении всей африканской истории вопрос о власти определялся как основная пружина в гендерных отношениях, в основе которых лежит социально и культурно маркированная специфика отношений полов, что необычайно актуально для африканской цивилизации. Идея соперничества противоборствующих гендеров за доминирование в социуме, за обретение власти становится с течением исторического времени все более и более актуальной в системе политической культуры на континенте (с. 80).
На протяжении всей африканской истории вопрос о власти определялся как основная пружина в гендерных отношениях, в основе которых лежит социально и культурно маркированная специфика отношений полов, что необычайно актуально для африканской цивилизации. Идея соперничества противоборствующих гендеров за доминирование в социуме, за обретение власти становится с течением исторического времени все более и более актуальной в системе политической культуры на континенте (с. 80).
20
Авторы, обращаясь к истории различных регионов Африканского континента, вновь, как и в
Гл. 1
, показывают, что еще много веков назад женщины играли ведущие роли в политике и общественной жизни. Среди них и прародительницы-основательницы правящих родов и династий, и полновластные царицы, и военные предводительницы, и амазонки, и представительницы знатных фамилий, и пророчицы. В этой главе подробно освещается феномен совместного правления брата и сестры, а также описываются целые эпохи женского правления (Мадагаскар, Х1Х в.), роль института женских тайных обществ, зародившегося в эпоху разложения общинно-родового строя и успешно дожившего до наших дней.
Авторы, обращаясь к истории различных регионов Африканского континента, вновь, как и в <strong>Гл. 1</strong>, показывают, что еще много веков назад женщины играли ведущие роли в политике и общественной жизни. Среди них и прародительницы-основательницы правящих родов и династий, и полновластные царицы, и военные предводительницы, и амазонки, и представительницы знатных фамилий, и пророчицы. В этой главе подробно освещается феномен совместного правления брата и сестры, а также описываются целые эпохи женского правления (Мадагаскар, Х1Х в.), роль института женских тайных обществ, зародившегося в эпоху разложения общинно-родового строя и успешно дожившего до наших дней.
Авторы, обращаясь к истории различных регионов Африканского континента, вновь, как и в <strong>Гл. 1</strong>, показывают, что еще много веков назад женщины играли ведущие роли в политике и общественной жизни. Среди них и прародительницы-основательницы правящих родов и династий, и полновластные царицы, и военные предводительницы, и амазонки, и представительницы знатных фамилий, и пророчицы. В этой главе подробно освещается феномен совместного правления брата и сестры, а также описываются целые эпохи женского правления (Мадагаскар, Х1Х в.), роль института женских тайных обществ, зародившегося в эпоху разложения общинно-родового строя и успешно дожившего до наших дней.
21
Мощные социальные и политические трансформации, порожденные эпохой освобождения континента от колониального гнета, заметно отразились на культуре гендерных отношений. Поэтому авторы в своем анализе не обошли вниманием и женщин - лидеров национально-освободительных движений.
Мощные социальные и политические трансформации, порожденные эпохой освобождения континента от колониального гнета, заметно отразились на культуре гендерных отношений. Поэтому авторы в своем анализе не обошли вниманием и женщин - лидеров национально-освободительных движений.
Мощные социальные и политические трансформации, порожденные эпохой освобождения континента от колониального гнета, заметно отразились на культуре гендерных отношений. Поэтому авторы в своем анализе не обошли вниманием и женщин - лидеров национально-освободительных движений.
22
Степень социальной зрелости, достигнутой обществом, определяется, в частности, местом, занимаемым в нем женщиной. Формирование общественно-политических структур в современной Африке проходит в непростых условиях. Реализация политических, социальных и хозяйственных программ развития в африканских странах во многом зависят от социального и морально-психологического климата в обществе. В этой связи большое значение придается гендерным аспектам и, прежде всего, участию женщин и их организаций, платформ и кампаний в решении проблем продвижения гендерного равенства, активного участия в общественно-политической жизни стран.
Степень социальной зрелости, достигнутой обществом, определяется, в частности, местом, занимаемым в нем женщиной. Формирование общественно-политических структур в современной Африке проходит в непростых условиях. Реализация политических, социальных и хозяйственных программ развития в африканских странах во многом зависят от социального и морально-психологического климата в обществе. В этой связи большое значение придается гендерным аспектам и, прежде всего, участию женщин и их организаций, платформ и кампаний в решении проблем продвижения гендерного равенства, активного участия в общественно-политической жизни стран.
Степень социальной зрелости, достигнутой обществом, определяется, в частности, местом, занимаемым в нем женщиной. Формирование общественно-политических структур в современной Африке проходит в непростых условиях. Реализация политических, социальных и хозяйственных программ развития в африканских странах во многом зависят от социального и морально-психологического климата в обществе. В этой связи большое значение придается гендерным аспектам и, прежде всего, участию женщин и их организаций, платформ и кампаний в решении проблем продвижения гендерного равенства, активного участия в общественно-политической жизни стран.
23
В
Гл. 2
широко представлены портреты активисток общественных и политических организаций, экологических движений, членов парламентов и правительств, видных политических деятельниц и президентов стран. Авторы демонстрируют всю широту охвата сфер деятельности африканок, вносящих значительный вклад в становление и развитие политической культуры, развенчивая, таким образом, устоявшийся взгляд на африканку, основной удел которой - лишь дом, семья, воспитание детей, поддержка семейного очага.
В <strong>Гл. 2</strong> широко представлены портреты активисток общественных и политических организаций, экологических движений, членов парламентов и правительств, видных политических деятельниц и президентов стран. Авторы демонстрируют всю широту охвата сфер деятельности африканок, вносящих значительный вклад в становление и развитие политической культуры, развенчивая, таким образом, устоявшийся взгляд на африканку, основной удел которой - лишь дом, семья, воспитание детей, поддержка семейного очага.
В <strong>Гл. 2</strong> широко представлены портреты активисток общественных и политических организаций, экологических движений, членов парламентов и правительств, видных политических деятельниц и президентов стран. Авторы демонстрируют всю широту охвата сфер деятельности африканок, вносящих значительный вклад в становление и развитие политической культуры, развенчивая, таким образом, устоявшийся взгляд на африканку, основной удел которой - лишь дом, семья, воспитание детей, поддержка семейного очага.
24
На широком историко-культурном фоне в книге анализируются достижения африканских народов в области музыкальной культуры и художественного творчества (
Гл. 3
и
4
).
На широком историко-культурном фоне в книге анализируются достижения африканских народов в области музыкальной культуры и художественного творчества (<strong>Гл. 3</strong> и <strong>4</strong>).
На широком историко-культурном фоне в книге анализируются достижения африканских народов в области музыкальной культуры и художественного творчества (<strong>Гл. 3</strong> и <strong>4</strong>).
25
Авторы провели поистине титаническую работу по сбору материалов, относящихся к традиционному и современному музыкальному творчеству. Они подчеркивают, что музыка, танец и песня, уходящие своими корнями в глубокую историю, представляют собой систему важнейших социальных и культурных кодов, «озвучивающих» многие явления социальной жизни.
Авторы провели поистине титаническую работу по сбору материалов, относящихся к традиционному и современному музыкальному творчеству. Они подчеркивают, что музыка, танец и песня, уходящие своими корнями в глубокую историю, представляют собой систему важнейших социальных и культурных кодов, «озвучивающих» многие явления социальной жизни.
Авторы провели поистине титаническую работу по сбору материалов, относящихся к традиционному и современному музыкальному творчеству. Они подчеркивают, что музыка, танец и песня, уходящие своими корнями в глубокую историю, представляют собой систему важнейших социальных и культурных кодов, «озвучивающих» многие явления социальной жизни.
26
Но не только: они также выполняют функцию регуляторов, формирующих мораль и даже определенные политические процессы (с. 189). Конечно, с течением времени, под воздействием многочисленных факторов, формировавших действительность, отношение к ритмам и звукам, их смысловая и культурная интерпретация менялись, но оставались, тем не менее, органичным элементом африканского социума, важным пластом духовной культуры африканцев.
Но не только: они также выполняют функцию регуляторов, формирующих мораль и даже определенные политические процессы (с. 189). Конечно, с течением времени, под воздействием многочисленных факторов, формировавших действительность, отношение к ритмам и звукам, их смысловая и культурная интерпретация менялись, но оставались, тем не менее, органичным элементом африканского социума, важным пластом духовной культуры африканцев.
Но не только: они также выполняют функцию регуляторов, формирующих мораль и даже определенные политические процессы (с. 189). Конечно, с течением времени, под воздействием многочисленных факторов, формировавших действительность, отношение к ритмам и звукам, их смысловая и культурная интерпретация менялись, но оставались, тем не менее, органичным элементом африканского социума, важным пластом духовной культуры африканцев.
27
Гл. 4
- «
Созидательницы гармонии и красоты. Африканки в художественном творчеств
е» - посвящена критериям женской красоты в самом широком смысле этого слова и одновременно в широком историческом диапазоне: от господствующих в традиционном обществе уже много веков и до современного имиджа африканки.
<strong>Гл. 4</strong> - «<em>Созидательницы гармонии и красоты. Африканки в художественном творчеств</em>е» - посвящена критериям женской красоты в самом широком смысле этого слова и одновременно в широком историческом диапазоне: от господствующих в традиционном обществе уже много веков и до современного имиджа африканки.
<strong>Гл. 4</strong> - «<em>Созидательницы гармонии и красоты. Африканки в художественном творчеств</em>е» - посвящена критериям женской красоты в самом широком смысле этого слова и одновременно в широком историческом диапазоне: от господствующих в традиционном обществе уже много веков и до современного имиджа африканки.
28
Все это дает читателю возможность глубже погрузиться в афри
к
анские реалии и лучше понять особенности и специфику их зарождения, развития и трансформации в современных условиях под влиянием глобалистских тенденций национального искусства. Безусловно, в рамках одной монографии невозможно охватить все разнообразие стилей, направлений, тенденций, художественных особенностей большинства африканских этносов. Поэтому можно только одобрить авторскую тактику удачного выбора стран и регионов, служащих ориентирами в культурных достижениях народов континента.
Все это дает читателю возможность глубже погрузиться в афри<span style="text-decoration: underline;">к</span>анские реалии и лучше понять особенности и специфику их зарождения, развития и трансформации в современных условиях под влиянием глобалистских тенденций национального искусства. Безусловно, в рамках одной монографии невозможно охватить все разнообразие стилей, направлений, тенденций, художественных особенностей большинства африканских этносов. Поэтому можно только одобрить авторскую тактику удачного выбора стран и регионов, служащих ориентирами в культурных достижениях народов континента.
Все это дает читателю возможность глубже погрузиться в афри<span style="text-decoration: underline;">к</span>анские реалии и лучше понять особенности и специфику их зарождения, развития и трансформации в современных условиях под влиянием глобалистских тенденций национального искусства. Безусловно, в рамках одной монографии невозможно охватить все разнообразие стилей, направлений, тенденций, художественных особенностей большинства африканских этносов. Поэтому можно только одобрить авторскую тактику удачного выбора стран и регионов, служащих ориентирами в культурных достижениях народов континента.
29
В заслугу авторам можно поставить и то, что они не просто дают этнографическое описание тех или иных видов народного творчества - ремесленного труда, особенностей керамического производства, настенной живописи. Они стараются «очеловечить» эти проявления культуры, «окрашивают» их самобытными оттенками и нюансами этого творчества, гармонично вплетая их в повседневную жизнь африканок, давая биографии своих героинь, показывая пути их творческого становления.
В заслугу авторам можно поставить и то, что они не просто дают этнографическое описание тех или иных видов народного творчества - ремесленного труда, особенностей керамического производства, настенной живописи. Они стараются «очеловечить» эти проявления культуры, «окрашивают» их самобытными оттенками и нюансами этого творчества, гармонично вплетая их в повседневную жизнь африканок, давая биографии своих героинь, показывая пути их творческого становления.
В заслугу авторам можно поставить и то, что они не просто дают этнографическое описание тех или иных видов народного творчества - ремесленного труда, особенностей керамического производства, настенной живописи. Они стараются «очеловечить» эти проявления культуры, «окрашивают» их самобытными оттенками и нюансами этого творчества, гармонично вплетая их в повседневную жизнь африканок, давая биографии своих героинь, показывая пути их творческого становления.
30
Безусловного внимания заслуживает
Гл. 5
- «
Повелительницы слов. От фольклора к литературным формам
», которая завершает исследование. В ней рассматривается вклад африканских женщин в становление профессиональной художественной литературы.
Безусловного внимания заслуживает <strong>Гл. 5</strong> - «<em>Повелительницы слов. От фольклора к литературным формам</em>», которая завершает исследование. В ней рассматривается вклад африканских женщин в становление профессиональной художественной литературы.
Безусловного внимания заслуживает <strong>Гл. 5</strong> - «<em>Повелительницы слов. От фольклора к литературным формам</em>», которая завершает исследование. В ней рассматривается вклад африканских женщин в становление профессиональной художественной литературы.
31
Трактуя литературную деятельность, осуществляемую посредством слова, как один из видов искусства, авторы главы анализируют разные типы литературы, подчеркивая органическую связь между ними: между той, народной, что рождена безымянной, той, что создается африканцами на европейских языках и литературой, написанной на местных языках (с. 356).
Трактуя литературную деятельность, осуществляемую посредством слова, как один из видов искусства, авторы главы анализируют разные типы литературы, подчеркивая органическую связь между ними: между той, народной, что рождена безымянной, той, что создается африканцами на европейских языках и литературой, написанной на местных языках (с. 356).
Трактуя литературную деятельность, осуществляемую посредством слова, как один из видов искусства, авторы главы анализируют разные типы литературы, подчеркивая органическую связь между ними: между той, народной, что рождена безымянной, той, что создается африканцами на европейских языках и литературой, написанной на местных языках (с. 356).
32
Устная литература не может существовать сама о себе, она всегда зависит от своего «исполнителя». И здесь велика роль женщин, которые, виртуозно обладая этим мастерством, становятся истинными хранительницами устных традиций. Именно им, как никому другому, свойственно умение овладевать силой живого слова.
Устная литература не может существовать сама о себе, она всегда зависит от своего «исполнителя». И здесь велика роль женщин, которые, виртуозно обладая этим мастерством, становятся истинными хранительницами устных традиций. Именно им, как никому другому, свойственно умение овладевать силой живого слова.
Устная литература не может существовать сама о себе, она всегда зависит от своего «исполнителя». И здесь велика роль женщин, которые, виртуозно обладая этим мастерством, становятся истинными хранительницами устных традиций. Именно им, как никому другому, свойственно умение овладевать силой живого слова.
33
С устным народным творчеством и традициями тесно связано и возникновение национальной художественной литературы, появившейся задолго до завоевания народами Африки независимости.
С устным народным творчеством и традициями тесно связано и возникновение национальной художественной литературы, появившейся задолго до завоевания народами Африки независимости.
С устным народным творчеством и традициями тесно связано и возникновение национальной художественной литературы, появившейся задолго до завоевания народами Африки независимости.
34
Африканские писательницы единодушно отмечали, что во многом черпали свое творческое вдохновение у деревенских женщин, владевших искусством рассказывания историй. И, унаследовав эти приемы, создавали собственные произведения, с помощью которых открывали мировому читателю лицо своей страны (с. 388). Изображаемая ими жизнь самобытна, увлекательна, в чем-то экзотична. Но она неизбежно касается вопросов, во все времена волнующих человечество - войны и мира, добра и зла, гендерного равенства. И это ставит африканских писательниц в один ряд с литераторами планеты.
Африканские писательницы единодушно отмечали, что во многом черпали свое творческое вдохновение у деревенских женщин, владевших искусством рассказывания историй. И, унаследовав эти приемы, создавали собственные произведения, с помощью которых открывали мировому читателю лицо своей страны (с. 388). Изображаемая ими жизнь самобытна, увлекательна, в чем-то экзотична. Но она неизбежно касается вопросов, во все времена волнующих человечество - войны и мира, добра и зла, гендерного равенства. И это ставит африканских писательниц в один ряд с литераторами планеты.
Африканские писательницы единодушно отмечали, что во многом черпали свое творческое вдохновение у деревенских женщин, владевших искусством рассказывания историй. И, унаследовав эти приемы, создавали собственные произведения, с помощью которых открывали мировому читателю лицо своей страны (с. 388). Изображаемая ими жизнь самобытна, увлекательна, в чем-то экзотична. Но она неизбежно касается вопросов, во все времена волнующих человечество - войны и мира, добра и зла, гендерного равенства. И это ставит африканских писательниц в один ряд с литераторами планеты.
35
Большой заслугой создателей книги является то, что они показывают все многообразие и глубину созидательной деятельности африканских художниц, музыкантов, литераторов, чьи достижения высоко оцениваются не только на их родине, но и далеко за ее пределами. В полном объеме и весьма доказательно обосновывается вклад африканок в развитие общечеловеческой культуры.
Большой заслугой создателей книги является то, что они показывают все многообразие и глубину созидательной деятельности африканских художниц, музыкантов, литераторов, чьи достижения высоко оцениваются не только на их родине, но и далеко за ее пределами. В полном объеме и весьма доказательно обосновывается вклад африканок в развитие общечеловеческой культуры.
Большой заслугой создателей книги является то, что они показывают все многообразие и глубину созидательной деятельности африканских художниц, музыкантов, литераторов, чьи достижения высоко оцениваются не только на их родине, но и далеко за ее пределами. В полном объеме и весьма доказательно обосновывается вклад африканок в развитие общечеловеческой культуры.
36
Авторы убедительно демонстрируют, что единство и борьба традиционного и современного лежит в основе человеческих отношений во всех сферах жизни, включая области художественного, музыкального, литературного творчества. И реалии нашего времени свидетельствуют, что жизнь производит свой мудрый отбор, оставляя все положительное и конструктивное, заключенное в традициях, и органически включая его в современные формы и содержание культуры.
Авторы убедительно демонстрируют, что единство и борьба традиционного и современного лежит в основе человеческих отношений во всех сферах жизни, включая области художественного, музыкального, литературного творчества. И реалии нашего времени свидетельствуют, что жизнь производит свой мудрый отбор, оставляя все положительное и конструктивное, заключенное в традициях, и органически включая его в современные формы и содержание культуры.
Авторы убедительно демонстрируют, что единство и борьба традиционного и современного лежит в основе человеческих отношений во всех сферах жизни, включая области художественного, музыкального, литературного творчества. И реалии нашего времени свидетельствуют, что жизнь производит свой мудрый отбор, оставляя все положительное и конструктивное, заключенное в традициях, и органически включая его в современные формы и содержание культуры.
37
Авторы используют в своем исследовании огромный объем фактологии. В главах присутствуют и теоретические выкладки, что приближает исследование к профессиональному искусствоведческому уровню. Следует также отметить уважительное отношение создателей монографии к ученым - своим предшественникам, чьи выводы и теоретические разработки авторы старались использовать в полной мере.
Авторы используют в своем исследовании огромный объем фактологии. В главах присутствуют и теоретические выкладки, что приближает исследование к профессиональному искусствоведческому уровню. Следует также отметить уважительное отношение создателей монографии к ученым - своим предшественникам, чьи выводы и теоретические разработки авторы старались использовать в полной мере.
Авторы используют в своем исследовании огромный объем фактологии. В главах присутствуют и теоретические выкладки, что приближает исследование к профессиональному искусствоведческому уровню. Следует также отметить уважительное отношение создателей монографии к ученым - своим предшественникам, чьи выводы и теоретические разработки авторы старались использовать в полной мере.
38
И еще одна деталь, украсившая и оживившая монографию, о которой нельзя не упомянуть.
И еще одна деталь, украсившая и оживившая монографию, о которой нельзя не упомянуть.
И еще одна деталь, украсившая и оживившая монографию, о которой нельзя не упомянуть.
39
Портретная галерея исторических персонажей, деятельниц общественных движений и организаций, политических лидеров, представительниц музыкального, художественного творчества и писательниц в трактовке авторов не ограничивается их формальными, сухими характеристиками. Это запоминающиеся, яркие образы выдающихся африканок с их творческими особенностями, гражданской позицией. В работе упоминается более тысячи имен народных и профессиональных художниц, музыкантш, танцовщиц, певиц, писательниц, деятельниц культуры и исторических личностей. Есть в книге и упоминания о наших соотечественницах, живущих и работающих в Африке (Оксана Базаева - танцовщица из Осетии, Влада Саркисова-Куаме - исследователь-филолог из Кот-д’Ивуара, и др.), о чем красноречиво свидетельствует
Именной указатель
к книге.
Портретная галерея исторических персонажей, деятельниц общественных движений и организаций, политических лидеров, представительниц музыкального, художественного творчества и писательниц в трактовке авторов не ограничивается их формальными, сухими характеристиками. Это запоминающиеся, яркие образы выдающихся африканок с их творческими особенностями, гражданской позицией. В работе упоминается более тысячи имен народных и профессиональных художниц, музыкантш, танцовщиц, певиц, писательниц, деятельниц культуры и исторических личностей. Есть в книге и упоминания о наших соотечественницах, живущих и работающих в Африке (Оксана Базаева - танцовщица из Осетии, Влада Саркисова-Куаме - исследователь-филолог из Кот-д’Ивуара, и др.), о чем красноречиво свидетельствует <em>Именной указатель </em>к книге.
Портретная галерея исторических персонажей, деятельниц общественных движений и организаций, политических лидеров, представительниц музыкального, художественного творчества и писательниц в трактовке авторов не ограничивается их формальными, сухими характеристиками. Это запоминающиеся, яркие образы выдающихся африканок с их творческими особенностями, гражданской позицией. В работе упоминается более тысячи имен народных и профессиональных художниц, музыкантш, танцовщиц, певиц, писательниц, деятельниц культуры и исторических личностей. Есть в книге и упоминания о наших соотечественницах, живущих и работающих в Африке (Оксана Базаева - танцовщица из Осетии, Влада Саркисова-Куаме - исследователь-филолог из Кот-д’Ивуара, и др.), о чем красноречиво свидетельствует <em>Именной указатель </em>к книге.
40
Рецензируемая монография - еще одно доказательство того, что, что гендерное направление полноправно заняло свое место в африканистике.
Рецензируемая монография - еще одно доказательство того, что, что гендерное направление полноправно заняло свое место в африканистике.
Рецензируемая монография - еще одно доказательство того, что, что гендерное направление полноправно заняло свое место в африканистике.
41
Нельзя не согласиться с выводами авторов о том, что африканки во все исторические периоды были и остаются активными, творчески одаренными, креативными личностями, умело сохраняющими традиции предков и в то же время открытыми всему новому, что обогащает их культуру и повседневную жизнь. Роль африканских женщин высока и весома не только в рамках Африканского континента, но и в масштабах мирового уровня.
Нельзя не согласиться с выводами авторов о том, что африканки во все исторические периоды были и остаются активными, творчески одаренными, креативными личностями, умело сохраняющими традиции предков и в то же время открытыми всему новому, что обогащает их культуру и повседневную жизнь. Роль африканских женщин высока и весома не только в рамках Африканского континента, но и в масштабах мирового уровня.
Нельзя не согласиться с выводами авторов о том, что африканки во все исторические периоды были и остаются активными, творчески одаренными, креативными личностями, умело сохраняющими традиции предков и в то же время открытыми всему новому, что обогащает их культуру и повседневную жизнь. Роль африканских женщин высока и весома не только в рамках Африканского континента, но и в масштабах мирового уровня.
42
При подготовке столь фундаментальной работы трудно избежать некоторых упущений, реализация которых могла бы ее обогатить. Так, в книге, претендующей на исследование гендерного аспекта культуры Африканского континента в целом, явно уделено недостаточно внимания странам Северной Африки - региону, в котором и политическая культура, и музыкальное и художественное искусство имеют свою богатую историю, свои характерные особенности, отличающие их от тропической части континента. Немного отягощают, на мой взгляд, пересказываемые в основном тексте книги (гл. 5) сюжеты романов африканских писателей, которые уместнее смотрелись бы в Приложении. Да и замыкаться в таком анализе на творчестве представительниц одной страны - Нигерии, значит, лишить читателя возможности знакомства с литературными произведениями представительниц ЮАР или арабоязычных государств северо- и северо-востока континента.
При подготовке столь фундаментальной работы трудно избежать некоторых упущений, реализация которых могла бы ее обогатить. Так, в книге, претендующей на исследование гендерного аспекта культуры Африканского континента в целом, явно уделено недостаточно внимания странам Северной Африки - региону, в котором и политическая культура, и музыкальное и художественное искусство имеют свою богатую историю, свои характерные особенности, отличающие их от тропической части континента. Немного отягощают, на мой взгляд, пересказываемые в основном тексте книги (гл. 5) сюжеты романов африканских писателей, которые уместнее смотрелись бы в Приложении. Да и замыкаться в таком анализе на творчестве представительниц одной страны - Нигерии, значит, лишить читателя возможности знакомства с литературными произведениями представительниц ЮАР или арабоязычных государств северо- и северо-востока континента.
При подготовке столь фундаментальной работы трудно избежать некоторых упущений, реализация которых могла бы ее обогатить. Так, в книге, претендующей на исследование гендерного аспекта культуры Африканского континента в целом, явно уделено недостаточно внимания странам Северной Африки - региону, в котором и политическая культура, и музыкальное и художественное искусство имеют свою богатую историю, свои характерные особенности, отличающие их от тропической части континента. Немного отягощают, на мой взгляд, пересказываемые в основном тексте книги (гл. 5) сюжеты романов африканских писателей, которые уместнее смотрелись бы в Приложении. Да и замыкаться в таком анализе на творчестве представительниц одной страны - Нигерии, значит, лишить читателя возможности знакомства с литературными произведениями представительниц ЮАР или арабоязычных государств северо- и северо-востока континента.
43
Выказанные соображения, однако, нисколько не умаляют огромного творческого труда, проделанного авторами, а то и могут стать «подсказками» для продолжения работы.
Выказанные соображения, однако, нисколько не умаляют огромного творческого труда, проделанного авторами, а то и могут стать «подсказками» для продолжения работы.
Выказанные соображения, однако, нисколько не умаляют огромного творческого труда, проделанного авторами, а то и могут стать «подсказками» для продолжения работы.
Comments
No posts found
Write a review
Translate
Sign in
Email
Password
Войти
Forgot your password?
Register
Via social network
Comments
No posts found