Ambedkar - the great untouchable of India
Table of contents
Share
QR
Metrics
Ambedkar - the great untouchable of India
Annotation
PII
S032150750010110-3-1
Publication type
Review
Source material for review
Е.С. Юрлова «Б.Р. Амбедкар. Жизнь, творчество, наследие. Создатель конституции Индии. Борец за свободу неприкасаемых» (Отв. ред. Т.Л.Шаумян. М., ИВ РАН, 2020. 292 с.)
Status
Published
Authors
Larisa A. Chereshneva 
Affiliation: Lipetsk State Pedagogical P.Semenov-Tyan-Shansky University
Address: Russian Federation, Lipetsk
Edition
Pages
78-80
Abstract

  

Keywords
India, Bhimrao Ramji Ambedkar, Constitution, untouchables
Date of publication
27.08.2020
Number of purchasers
27
Views
1896
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
1

Книга Е.С.Юрловой «Б.Р.Амбедкар. Жизнь, творчество, наследие. Создатель конституции Индии. Борец за свободу неприкасаемых» (Отв. ред. Т.Л.Шаумян. М., ИВ РАН, 2020. 292 с.).

2 В отечественной индологии существует определенный дефицит научных работ, посвященных выдающимся фигурам индийского освободительного движения и государственного становления независимой Индии. Это относится и к ряду представителей долгое время правившей партии Индийский национальный конгресс (ИНК), и к деятелям конфессиональных и кастовых1 объединений таким, как Бхимрао Рамджи Амбедкар.
1. В Древней Индии с возникновением индуизма сложилась варновая система. Варна (буквально «цвет», «качество») понятие, обозначающее основные страты индусского общества, такие как: брахманы высшая варна жрецов, учёных индусов; кшатрии воины, в т.ч. цари-кшатрии; вайшьи земледельцы, торговцы, ремесленники; шудры низшая варна слуг, наемных работников. Внутри стратовых границ каждой из варн образовались многочисленные касты замкнутые эндогамные группы людей, социальные ячейки, соответствующие варновому роду занятий. Их члены в индуизме именовались кастовыми индусами (прим. авт.).
3 В этой связи совершенно очевидны научная востребованность и актуальность монографического исследования ведущего научного сотрудника Института востоковедения РАН, кандидата исторических наук Е.С.Юрловой.
4 Автор монографии в своей аннотации к книге указывает на то, что вклад Амбедкара в создание конституции и его борьба против неприкасаемости долгое время находились «в тени» по политическим мотивам. «Даже его имя не упоминалось в политических дискуссиях. Однако с конца 1980-х гг. к наследию Амбедкара стали обращаться разные политические круги в Индии и за ее рубежами. В последующие годы этот интерес многократно усилился. Об Амбедкаре творце конституции и борце за свободу неприкасаемых2 “вспомнили” и стали поднимать его на пьедестал славы».
2. Неприкасаемые индийские парии, изгои, слои общества, выполнявшие тяжелую и грязную физическую работу. Находились вне кастовой системы. По древним религиозным законам индуизма их прикосновение оскверняло ритуальную чистоту кастовых индусов (прим. авт.).
5 Бхимрао Рамджи Амбедкар (1891-1956) один из главных создателей конституции независимой Индии. Эта его политическая ипостась и другие значимые сферы деятельности требовали системного прочтения и привлечения широкого корпуса документов. Книга Е.С.Юрловой научный ответ индолога на эту потребность отечественного востоковедения.
6 Книга обеспечена обширным кругом документов: работами и речами самого Амбедкара, государственными официальными актами, выступлениями премьер-министров Индии Морарджи Десаи (1977-1979) и Вишванатх Пратап Сингха (1989-1990), президента Индии Пранаба Мукхерджи (2012-2017), документами ИНК и организаций далитов3.
3. Б.Р.Амбедкар ввел иное наименование неприкасаемых далиты, или угнетенные (прим. авт.).
7 Е.С.Юрлова задействовала также мемуары первого премьер-министра Индии Джавахарлала Неру (1889-1964), лидера освободительного движения Индии от британского владычества Мохандаса Карамчанда Ганди (1869-1948), деятеля «неприкасаемых» Рам Джагдживана (1908-1986), британца Беверли Николаса, который в качестве корреспондента прожил в Индии с 1939 по 1945 гг. и встречался с Амбедкаром в 1944 г., и многих других. Широко использована индийская публицистика и пресса.
8 В 1-й главе «Семья Амбедкара. Поездка в США. Его библиотека» автор исследует истоки политических, социальных, этнорелигиозных и кастовых, этико-философских взглядов Амбедкара. На становлении и эволюции его взглядов сказались исторические события эпохи: Первая мировая война, Октябрьская революция 1917 г. в России, Великая депрессия конца 1920-х начала 1930-х гг. на Западе, фашизм и Вторая мировая война, национально-освободительное движение в его родной Индии, обретение ею независимости и раздел страны в 1947 г.
9 Е.С.Юрлова исследует американский опыт ее героя, обучавшегося в США, и погружает читателя в разноплановый мир книг Амбедкара, акцентируя внимание на изучении им политических доктрин, включая марксизм, социализм и других (с. 45-46).
10 Во 2-й главе «Далекие и близкие предшественники Амбедкара» Е.С.Юрлова рассматривает институт неприкасаемости, его трансформацию в далитов, т.н. угнетенные классы или зарегистрированные касты. Автор детально характеризует род занятий, географию проживания, процентное соотношение исследуемых ею категорий населения в регионах независимой Индии. Сведения о том, что «почти половина далитов проживают в пяти штатах хиндиязычного пояса» (с. 55), демонстрируют реальную актуальность проблемы социальной справедливости в условиях соприкосновения традиции и модернизации восточных обществ XX-XXI вв.
11 Научную ценность представляет авторская детализация внутренней структуры института неприкасаемых, обозначение и характеристика малоизвестных их категорий «неприближаемые» и «невидимые». Исследована позиция ИНК в вопросе о положении неприкасаемых, в т.ч. деятельность Махатмы Ганди, называвшего их «детьми бога» хариджанами, и выступавшего за равноправие со всеми слоями общества.
12 Особое место отведено началу политической активности Амбедкара и его резкой оппозиции Ганди даже в вопросе о наименовании «хариджаны», издревле использовавшегося в Индии как название детей храмовых танцовщиц-девадаси. Подчеркнуто, что именно Амбедкар предложил называть неприкасаемых далитами угнетенными. По оценке Е.С.Юрловой, победа точки зрения Амбедкара утвердилась, когда в 1990 г. правительство Индии приняло решение использовать термин «зарегистрированные касты» вместо «хариджан» в официальных документах. Слово «далит» закрепилось в качестве общепризнанного термина в быту и общественной жизни для обозначения бывших неприкасаемых (с. 57).
13 В 3-й главе «Борьба против дискриминации далитов в Индии и афроамериканцев в США» проанализированы позиции Ганди и Амбедкара по проблеме расовой дискриминации. Глава посвящена также Мартину Лютеру Кингу-младшему, индийским далитам и институту рабства в Америке. Новизна подхода автора заключается в компаративном анализе положения далитов в Индии и «черных» в США, протестных движений в обеих странах. Е.С.Юрлова подчеркивает: «При поддержке государства они из прежде покорных и угнетенных полурабов стали превращаться в независимых, самостоятельных людей. Этот процесс пока еще не охватил большую часть огромной массы далитов. Но он набирает силу» (с. 153).
14 4-я глава «Амбедкар отец конституции Индии» касается его центральной роли в истории страны. Автор указывает, что «западные фоpмы и методы демокpатии, по мнению Амбедкара, нельзя было полностью пpименить к Индии, поскольку они не могли адекватно учесть социальные пpотивоpечия индийского общества, основанного на дифференциpованном неpавенстве… в котоpом социальный статус человека опpеделялся его пpавом по pождению и не зависел от способностей» (с. 159). Выявлена и иная теза Амбедкара: «условием успешного функциониpования демокpатических институтов должно быть устpанение социально-экономического неpавенства… не должно быть класса, обладающего всеми пpивилегиями, и класса, имеющего только одни обязанности» (с. 160).
15 В главе оценен вклад Амбедкара как члена Специальной комиссии в создание конституции Республики Индия. В Основном законе индийский политик во многом закрепил свои представления о демократии, не оставил места для института неприкасаемости, социальной дискриминации, насильственных революций, равно как и массовых выступлений в форме гражданского неповиновения и несотрудничества. Амбедкар предупредил о неприемлемости авторитарного правления харизматических личностей, т.к. это служит «прямым путем к диктатуре» (с. 168).
16 Во многом благодаря позиции Амбедкара конституция Республики Индия была выработана индийцами без прямого постороннего вмешательства (с. 173). Борец с социальным и конфессиональным неравенством, он, переживший трагедию раздела страны 1947 г., как и подавляющее большинство индийских лидеров, обоснованно был противником права регионов на самоопределение, грозящего рисками новых катаклизмов, и закрепил это в конституции.
17 5-я глава «Необуддизм учение Амбедкара о нравственности» дает новое знание о практически не изученной в отечественной индологии сфере деятельности лидера неприкасаемых. Автор аргументированно доказывает, что его учение дхамма, «охарактеризованное как “ангажированный буддизм”, “целенаправленный буддизм”, поставило самого Амбедкара в разряд Будды (т.е. просветленного). Его критика социально-кастового строя, борьба за достоинство простого человека, утверждение высоких религиозно-этических норм стали сутью дхаммы. Просветительские организации, ассоциации и политические образования, действующие на основе этого учения, можно отнести к институтам амбедкаризма» (с. 186).
18 Е.С.Юрлова раскрывает тезис Амбедкара о нравственности как категории не только этической, но, «прежде всего, социальной» (с. 189). Автор заключает, что «Будда и его дхамма» (труд Амбедкара, впервые опубликованный после его смерти в 1957 г. прим. авт.) был нацелен на «решение социального конфликта между неприкасаемыми и “чистыми” индусами путем избавления кастовых низов от социального гнета» (c. 192). Поддерживаю вывод автора о том, что посредством учения Амбедкара «индусские парии, традиционно ощущавшие неравенство и социальную несправедливость, стремились смыть с себя клеймо неприкасаемости» (там же).
19 Согласно Е.С.Юрловой, сопоставляя учение Будды и Карла Маркса, Амбедкар выражал сомнение в том, что марксизм сможет разрешить проблемы кастовой дискриминации. Поддерживаю автора во мнении о том, что, поставив вопрос о соотношении касты и класса в индийских условиях, Амбедкар увидел: «страдания людей происходят не только от экономической эксплуатации, но и от социального угнетения, от тирании общества» (с. 196). По Е.С.Юрловой, осудив насилие и диктатуру, Амбедкар объявил буддизм «противоядием коммунизму», имея в виду и их созвучность в поисках равенства людей, и их различие в методах достижения цели. Согласна с автором и в его оценке амбедкаровского анализа этой сложной дихотомии: «Буддизм означал для Амбедкара не просто новую идентичность для далитов, а наиболее эгалитарную, рациональную и этическую тенденцию в индийской истории» (с. 201).
20 На материалах трудов Амбедкара Е.С.Юрлова доказала тезис о том, что «“дифференцированное неравенство” варновой системы совершенно уникально по сравнению с “обыкновенным неравенством” классовой системы, и именно этим Амбедкар объяснил причину того, что в истории Индии не было революции против брахманизма» (с. 208). Новаторским для отечественной науки стал детальный анализ критики Амбедкаром «Законов Ману» и учения Ницше как вариаций на тему «философии супермена», брахмана или сверхчеловека, с их уничижением простого человека.
21 Большой интерес для исследователя гандистской эпохи представляет раздел о сопоставлении взглядов Амбедкара и Махатмы. Е.С.Юрлова указывает, что, приравняв касту к варне, Ганди заявил, что индуизм не санкционирует неприкасаемость (с. 233). Амбедкар же, напротив, находил это «приравнивание» некорректным и утверждал, что «общество, основанное на варне или касте, есть общество несправедливых отношений» (там же).
22 Заключительная, 6-я глава, «Наследие Амбедкара» посвящена современному положению далитов в Индии, их движениям в Махараштре и других центрах. Автор показывает, что после смерти Амбедкара наибольший вклад в развитие борьбы далитов за равноправие внесло новое поколение городских далитов, состоявшее, в основном, из государственных служащих и представителей свободных профессий (юристов, преподавателей, журналистов, литераторов) и превратившееся в ядро, которое генерировало идеи о дальнейших путях развития этого социального слоя (с. 242).
23 Е.С.Юрлова использует дефиниции «далитская интеллигенция», «далитский средний класс», показывающие определенную динамику в развитии этой страты общества после эпохи Амбедкара. Обоснованы выводы автора о том, что, «зародившись на языке маратхи, литература далитов получила развитие на других региональных языках и стала главной опорой далитского движения» (с. 243) и что в 1990-е гг. наметилось изменение в настроении далитских авторов с «литературы горя и горемык» на описание жизнеутверждающих начал в развитии далитского вопроса (с. 248).
24 Исследованные автором протестные движения далитов в Махараштре и штате Уттар-Прадеш подвели Е.С.Юрлову к заключению о том, что без достаточной экономической мощи, необходимой для борьбы за власть и свои права, они не могут пока достичь всеобъемлющего успеха. Однако «многочисленная группа далитов и племен это четверть населения Индии, и в будущем будет играть все бóльшую роль в политической жизни страны» (с. 252-253).
25 В качестве замечания могу отметить, что в 1-й главе, посвященной началу жизненного пути Бхимрао Рамджи Амбедкара, целесообразно было бы разъяснить этапы его биографии, касающиеся учебы в школе и в привилегированных высших учебных заведениях за границей. Например, тот факт, что при поступлении в школу, закрытую для неприкасаемых, учитель-брахман дал ему свое имя «Амбедкар» и внес его в документы школы (с. 37).
26 Вызывает повышенный интерес и то обстоятельство, что правитель княжества Бароды Саяджирао Гаеквад III лично финансировал учебу Амбедкара в колледже Бомбейского университета, по окончании которого предоставил ему место в правительстве княжества и затем спонсировал его обучение в Колумбийском университете США (с. 38). Е.С.Юрлова во 2-й главе дает подробную характеристику уникальной личности Саяджирао Гаеквада III (с. 59-61), но при первом упоминании этих фактов было бы уместным пояснить мотивы князя оказывать помощь неприкасаемому.
27 Работа Е.С.Юрловой представляет собой оригинальное исследование, основанное на современных методологических принципах и подходах к анализу документов, и обладает несомненной новизной. Монография вносит весомый вклад в развитие отечественной индологии, может использоваться в высшей школе для преподавания истории Востока, Индии, всеобщей истории и международных отношений, философии и религиоведения на профильных востоковедческих и исторических факультетах университетов.

Comments

No posts found

Write a review
Translate