About the Tanzanian nation, its “Father” and “Tanzaphilia”
Table of contents
Share
QR
Metrics
About the Tanzanian nation, its “Father” and “Tanzaphilia”
Annotation
PII
S032150750021787-7-1
Publication type
Review
Source material for review
Каждый гражданин - неотъемлемая часть нации (к 100-летию со дня рождения основоположника независимой Танзании Джулиуса Камбараге Ньерере). Сборник статей. М.: ИАфр РАН, 2022. 266 с. ISBN 978-591298-276-7
Status
Published
Authors
Tatiana M. Gavristova 
Affiliation: P.G. Demidov Yaroslavl State University
Address: Russian Federation, Yaroslavl
Edition
Pages
77-80
Abstract

Review of the book: Every citizen is an integral part of the nation (to the centenary of the birth of the founder of independent Tanzania, Julius Kambarage Nyerere). Digest of articles. Moscow, 2022. 266 p. (In Russ.). ISBN 978-591298-276-7

Keywords
Tanzania, Julius Kambarage Nyerere, nation, Ujamaa, Swahili, Mwalimu
Received
22.06.2022
Date of publication
13.09.2022
Number of purchasers
1
Views
85
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 100 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should sign in

1 Актуализация персональной истории, ставшая очевидной в ходе последних десятилетий и связанная как с «очеловечиванием» и диверсификацией самого предмета истории, так и с возникновением в её границах вспомогательной дисциплины - «биографики», разрабатывающей теоретические, методологические, историографические, источниковедческие проблемы изучения жизни исторических, в том числе политических, деятелей, нашла отражение в появлении большого числа монографий, статей и специальных сборников разного уровня, в том числе юбилейных.
2

3 Книга «Каждый гражданин - неотъемлемая часть нации», изданная к 100-летию со дня рождения создателя независимой Танзании Джулиуса Камбараге Ньерере (1922-1999), представляет собой незаурядное исследование, обозначенное как сборник статей, но на деле по стилю и жанру тяготеющее к формату коллективной монографии. В числе авторов - члены-корреспонденты РАН, авторитетные и молодые исследователи, работающие в ключевых научных и учебных центрах африканистического профиля. Среди них - Институт Африки РАН, Институт всеобщей истории РАН, Институт этнологии и антропологии РАН, ИСАА МГУ им. М.В. Ломоносова, НИУ ВШЭ, РГГУ, университет в Додоме (Танзания) и др.
4 Название сборнику дала цитата из провозглашенной Дж.Ньерере в 1967 г. Арушской декларации, основного программного документа Африканского национального союза Танганьики (ТАНУ) и его преемницы Чама Ча Малиндузи (ЧЧМ).
5 Личность Дж.Ньерере, первого президента объединенной Танзании (1964-1985 гг.), премьер-министра (1961-1962 гг.) и президента Танганьики (1963-1964 гг.), основателя и председателя ТАНУ и ЧЧМ, всегда находилась в центре внимания. Профессиональному анализу подвергались его политическая, общественная, интеллектуальная деятельность, его творческое наследие, идеи уджамаа (общинный социализм). Дж.Ньерере сравнивали с Кваме Нкрумой, Леопольдом Сенгором и другими «могильщиками колониализма». В России и за рубежом его биография изучалась преимущественно во взаимосвязи с освободительной борьбой и историей «африканского социализма».
6 В рамках рецензируемого издания впервые в отечественной африканистике главный акцент сделан на выдающуюся роль Дж.Ньерере как создателя танзанийской нации, сумевшего ценой невероятных усилий объединить в составе возглавляемого им государства представителей разных племен, этносов, конфессий и обеспечить жизнеспособность их сосуществования на перспективу.
7 В Предисловии к.и.н., зав. Центром изучения стран Тропической Африки ИАфр РАН Т.С.Денисова справедливо подчеркивает, что наибольшая заслуга Дж.Ньерере состоит в том, что в отличие от большинства стран Африки, «постколониальный период развития которых был отмечен многочисленными военными переворотами, гражданскими войнами и вооруженными конфликтами, Танзания в течение почти шести десятилетий сохраняла относительную политическую стабильность» (с. 6), а многие идеи, сформулированные «отцом нации», и культивирование им «особой танзанийской идентичности», превалирующей над этнической и религиозной, «оказали огромное влияние на процессы государственного строительства» (с. 6).
8 Освоение реального - исторического - хронотопа (пространства и времени) в книге связано преимущественно с ситуацией постколониальности, и подходы к реконструкции личности того, кто стал провозвестником свободы, «политическим святым», «королем-философом» (с. 6), Мвалиму (в переводе с языка суахили - «Учитель») в наибольшей мере отражают содержание эпохи деколонизации.
9 Особый интерес в данном контексте представляет статья д.и.н., чл.-корр. РАН, зам. директора ИАфр РАН, профессора Д.М.Бондаренко - «Формирование нации в Танзании: своеобразие условий, особенности процесса и результат» (с. 71-84). Он подчеркивает, что в большинстве стран афро-азиатского региона «наиважнейшей особенностью процесса образования наций стала изначально ведущая роль не общества, а государства» (с. 73). Танзания, по его мнению, есть «редкий пример того, как связанное с историко-культурными факторами своеобразие условий строительства постколониальной нации, помноженное на особенности процесса нациестроительства, определенные сформированной на заре независимости Дж.К.Ньерере политикой государства в этой сфере, дало результат» (с. 74).
10 Значение субъективного фактора, идей и установок Дж.К.Ньерере нашло отражение в статьях: танзанийского ученого А.Кавины1 - «60 years after: an analysis of the neglected ideas of J. Nyerere in the aged of globalized Tanzania» (с. 16-31), а также Т.С.Денисовой - «Внутренняя политика Танзании в контексте наследия Дж. Ньерере» (с. 85-106), ст.н.с. ИАфр РАН С.М.Шлёнской - «Дж. Ньерере - теоретик и практик “африканского социализма”» (с. 32-41) и других.
1. Alexander Kavina - PhD, Head, History Department, St. John’s University of Tanzania, Dodoma, Tanzania.
11 А.Кавина акцентировал внимание на позиции «отца нации» по отношению к развитию системы образования и расширению доступа к нему молодежи. В развитии образования Дж.Ньерере, первый танзаниец с высшим образованием, выпускник Эдинбургского университета, видел залог успеха Танзании и один из важнейших механизмов её интеграции в мировое сообщество в строительстве государственности. Он многократно подчеркивал, что для индивида - это «самая важная вещь, важнее, чем что-либо еще» (с. 18).
12 Свидетельством достижений в области развития образования стала успешная реализация программы «Образование для всех», запущенной в 70-х гг. ХХ в. Важнейшим её результатом стал едва ли не поголовный (90%) охват обучением детей, мальчиков и девочек, в городах и сельской местности (с. 18). В настоящее время «ни один танзанийский ребенок не может сказать “Я не ходил в школу, потому что мои родители бедны. Я бы хотел родиться в богатой семье”» (с. 25). А.Кавина отмечает, что уже к моменту добровольной отставки Дж.Ньерере (1985 г.) с поста президента уровень грамотности в стране - 85% - был одним из самых высоких в Африке, что обеспечило продвижение нации по пути деколонизации на основе принципов, заложенных Арушской декларацией и направленных на торжество таких идей, как свобода, равенство, всеобщее уважение (с. 24).
13 Статья А.Кавины, подобно «магическому кристаллу», высвечивает множество контекстов в изучении наследия Дж.Ньерере и истории Танзании - проблемы образования и совместного труда, единства и взаимопомощи, свободы и равенства, самореализации и политического лидерства, глобализации и уджамаа. Многие нашли отражение в сборнике.
14 В их числе - упомянутая выше статья С.М.Шлёнской (с. 32-42), статья танзанийца Джейсона Нкьябонаки2 - «The impact of Ujamaa ideology in post-Ujamaa rural Tanzania: the case of Kyamyorwa village in Muleba District, Kagera Region» (с. 43-52); статьи к.и.н., ст.н.с. ИЭиА РАН и ИАфр РАН Х.М.Турьинской - «Танзанийская модель национального строительства: наследие Ньерере» (с. 115-128); к.и.н., зав. Центром истории и культурной антропологии ИАфр РАН В.В.Грибановой - «Образование в Танзании: история и современность» (с. 161-173).
2. Jason Nkyabonaki - PhD, Senior Lecturer, Department of International Relations and Diplomacy, Centre for Foreign Relations, Dar es Salaam, Tanzania.
15 В центре внимания исследователей оказалось и творческое наследие Мвалиму. Оно рассматривалось на разных уровнях и в разных измерениях, в контексте теорий панафриканизма и афроцентризма в статье к.и.н., ст.н.с. ИАфр РАН Н.Е.Хохольковой - «Наследие Джулиуса Ньерере в контексте панафриканизма и афроцентризма» (с. 61-70); в рамках национального строительства - в упомянутых ранее статьях Т.С.Денисовой, С.М.Шлёнской, Х.М.Турьинской; сквозь призму отношений между исламом и христианством - в статье м.н.с. ИАфр РАН В.Н.Брындиной - «Наследие Дж.К.Ньерере через призму исламо-христианских отношений на Занзибаре» (с. 146-160).
16 В статье С.М.Шлёнской - «Джулиус Камбараге Ньерере. Биография» (с. 9-15) подчеркивается выдающаяся роль руководства страны в том, чтобы сделать язык суахили государственным языком Танзании (с. 11-12). Дж.Ньерере внес огромный вклад в развитие языковой политики и, как многократно отмечалось авторами, лично перевел часть Евангелия и пьесы В.Шекспира «Юлий Цезарь» (1963 г.) и «Венецианский купец» (1969 г.) с английского языка на суахили.
17 Дж.Ньерере считал суахили языком элегантным. Подтверждения его личной заинтересованности в изучении и распространении суахили можно найти в статьях д.ф.н., профессора, зав. Кафедрой африканистики ИСАА МГУ Н.В.Громовой - «Джулиус Камбараге Ньерере - “отец” нации и языковой политики Танзании» (с. 107-114) и Н.Е.Хохольковой (с. 67); в статье д.и.н., гл.н.с. Центра африканских исследований ИВИ РАН, профессора А.С.Балезина - «Советская читающая публика и Ньерере: первое знакомство (начало 1960-х годов)» (с. 218-228) и в его же эссе - «У нас с Ньерере одна святая любовь: язык суахили в моей жизни» (с. 257263).
18 Представляется, что материалы сборника - вместе и в отдельности - по замыслу редакторов были призваны реализовать одну из важнейших задач издания, связанную с попыткой реконструировать не столько политико-экономический, сколько социально-культурный контекст переходной от колониализма к постколониализму эпохи, в течение которой, благодаря воздействию многих субъективных и объективных факторов, собственно и произошло рождение нации. Вписать в него особенности поведения и менталитета Дж.Ньерере удалось благодаря искусному вплетению в канву сборника воспоминаний. Н.В.Громова и к.и.н О.И.Тетерин сумели донести до читателя образ реального человека: элегантного, «моложавого», «подвижного», умеющего «держать» аудиторию (c. 237), ироничного и обаятельного (с. 240), серьезного и внимательного, непосредственного и любознательного (с. 233), испытывающего «живой интерес к судьбе языка суахили за рубежом» (с. 234), способного нарушить президентский протокол.
19 В своих эссе Н.В.Громова - «Две встречи с первым президентом Танзании» (с. 229235) и О.И.Тетерин - «Джулиус Ньерере, каким его помню…» (с. 236-256) всего несколькими штрихами нарисовали портрет не ментора, но Учителя (с большой буквы), готового не торопясь, простыми словами разъяснять то, что, по его мнению, вслед за ним должны понять, принять и усвоить миллионы его соотечественников.
20 Описание Мвалиму в статьях и эссе позволяет найти исходную точку его популярности - «момент судьбы», который, собственно, и определил для него самого и его народа течение жизни.
21 Т.С.Денисова в Предисловии отмечает, что «в нём любили и уважали человека - бескорыстного, открытого, преданного идеалам свободы и равенства, и политика, который, как любой другой, мог совершать ошибки» (с. 6). Н.Е.Хохолькова упоминает о том, как воспринимали Дж.Ньрере в зарубежной, в том числе африканской, историографии и печати. Его называли «дальновидным суперменом» с собственными убеждениями, интеллектуалом, «одаренным, наделенным воображением» человеком, «самым оригинальным мыслителем англофонной Африки», виновным в создании «танзафилии» - «романтического заклинания, которое Танзания накладывает на многих из тех, кто был с нею связан» (с. 63).
22 С.М.Шлёнская подчеркивает, что «главной наградой» для Дж.Ньерере было то, что для сограждан он был Мвалиму. Так его называли учащиеся в школах, где он преподавал, «товарищи по борьбе», «вся страна» (с. 14).
23 Сам Дж.Ньерере, католик по вероисповеданию, очень гордился своим «титулом» и любил повторять, что ему следовало бы быть проповедником в церкви, а не президентом республики (см.: Smith W.E. Nyerere of Tanzania. Harare: Zimbabwe Publishing House, 1981. P. 11).
24 В октябре 2009 г. на 63-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН было объявлено «о награждении Дж.Ньерере (посмертно) званием “Мировой герой социальной справедливости”» (с. 14), а «в 2005 г. Священная конгрегация по делам святых в Ватикане присвоила Дж.Ньерере титул “Слуги Божьего”, тем самым инициировав процесс его причисления к лику святых» (с. 15).
25 Масштаб личности Дж.Ньерере завораживает; и неудивительно, что в рамках сборника авторам удалось достичь равновесия в характеристиках уникальной человеческой судьбы и общественно-политических и экономических условий, в которых происходил процесс реализации его идей.
26 Отдельный блок составили материалы, в основу которых легли полевые исследования - статьи к.и.н., ст.н.с. ИАфр РАН А.А.Банщиковой «Наследие “отца нации”: некоторые заметки об общественном сознании современных танзанийцев по материалам несвязного полевого исследования» (с. 53-60) и «Представления материковых танзанийцев, жителей Занзибара и урожденных занзибарцев о географии арабо-суахилийской торговли XIX в.» в соавторстве с В.Н.Брындиной и м.н.с. ИАфр РАН О.В.Иванченко (с. 129-145) - обе к теме мало относящиеся. Совместная статья, безусловно, актуальна в плане реализации гранта РФФИ «Культурная память об арабской работорговле XIX века и ее влияние на межэтнические отношения в современной Танзании», однако в ней нет ни одной ссылки на труды Дж.Ньерере; его имя не упоминается в библиографии.
27 Невозможно не подчеркнуть высокий профессионализм д.и.н., чл.-корр. РАН М.Л.Бутовской3 и д.биол.н., профессора Р.О.Бутовского4, чья совместная статья - «Охраняемые природные территории Танзании и перспективы их развития» (с. 174-199) представляет безусловную научную ценность в силу своей актуальности, т.к. «около 80% текущих природных катастроф в Танзании обусловлено изменением климата и что экономическое развитие находится под воздействием продолжительных засух, сильных дождей и наводнений, а также роста температур» (с. 175).
3. Профессор, зав. Центром кросс-культурной психологии и этологи человека, ИЭиА РАН; гл.н.с., Международный центр антропологии, НИУ ВШЭ; вед.н.с., Учебно-научный центр РГГУ.

4. Руководитель Центра инноваций «Экология» Минприроды России.
28 Однако тема статьи никоим образом не связана с общей исследовательской стратегией рецензируемого сборника и не содержит никаких ассоциаций с деятельностью Дж.Ньерере - кроме эпиграфа, представляющего собой выдержку из Арушской декларации: «Все природные ресурсы принадлежат всем гражданам и находятся в доверительном управлении для их потомков» (с. 174). Справедливость данного высказывания в отношении Танзании весьма условна; это, подводя итоги, отмечают сами авторы, подчеркивая - «международным сообществом признается, что бóльшая часть охраняемых территорий была взята под охрану без соответствующего учета интересов проживающего там коренного населения» (с. 194).
29 Столь же сложно найти какие-либо связи с темой сборника и в статье М.Л.Бутовской - «Дележ ограниченными ресурсами у детей и подростков в традиционных обществах Танзании: универсальные и культурно-специфические характеристики» (с. 199-217) с эпиграфом «…все люди равны» и ссылкой на Арушскую декларацию (с. 199).
30 Между тем в совокупности представленные в сборнике материалы рисуют вполне объективную картину танзанийских реалий и заметным образом расширяют знания и представления о Танзании, танзанийской нации, идентичности и самом Дж.Ньерере, чье «интеллектуальное и морально-этическое наследие продолжает оказывать влияние на танзанийское общество и вызывает интерес далеко за пределами страны и континента» (с. 63). Из книги ясно, что выдающаяся личность, безусловно, обладает способностью менять ход истории.
31 Ясно и другое: Танзания - одна из немногих стран Африки, где каждый гражданин сознает себя частью нации. Доказательства тому можно найти на уровне герменевтики и в максимальном приближении к повседневному бытию, о чем свидетельствуют практически все включенные в издание публикации. Их авторы продолжают традиции, заложенные мэтрами советской и российской африканистики, что подтверждает генный субстрат исследований: тщательно подобранный, фундированный, разнообразный, благодаря чему в книге удалось создать живую картину танзанийской действительности.
32 Отдавая дань исследованиям предшественников и коллег, многие авторы включили в библиографические списки и свои исследования - вероятно, в качестве рекламы, оставив без внимания ряд весьма известных и актуальных трудов Дж.Ньерере, таких как «Свобода и единство» (1967 г.), «Свобода и социализм» (1968 г.), «Свобода и развитие» (1973 г.).
33 В книге встречаются повторы - их можно было бы убрать, тогда она полностью обрела бы формат монографического исследования; есть разночтения в написании отдельных часто употребляемых терминов, в числе которых «отец нации» и Мвалиму.
34 В целом же, сборник можно считать большим успехом авторского и редакторского коллектива. Книгу будут использовать историки и политологи, филологи и культурологи, африканисты и не только. Из неё будут извлекать информацию и на её основе формировать знания студенты, а, может быть, даже и школьники, и, наверное, кто-нибудь из них пополнит ряды очарованных «танзафилов», попадет под обаяние образов страны, личности и языка суахили.

Comments

No posts found

Write a review
Translate