Russian-Indonesian relations through the ASEAN context: On the way to strategic partnership
Table of contents
Share
QR
Metrics
Russian-Indonesian relations through the ASEAN context: On the way to strategic partnership
Annotation
PII
S032150750018456-3-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Elena S. Martynova 
Occupation: Expert, Department of International Multilateral Cooperation and Integration, Russian Union of Industrialists and Entrepreneurs
Affiliation: NRU HSE
Address: Russian Federation, Moscow, 26 bakinskikh komissarov street, 10 - 80
Edition
Pages
5-11
Abstract

In 2018-2021 Indonesia was the coordinating country for interaction with Russia under ASEAN which has a system of coordinators for cooperation with each of the Association’s dialogue partners. Coordinating countries fulfill their duties for 3 years. Jakarta announced three priority areas of cooperation between Russia and ASEAN: the fight against terrorism, cyber security and disaster management. According to the author, significant progress has been achieved in all the declared areas of interaction during this time. These years were marked by a number of significant events which allow conclude that cooperation between Indonesia and Russia is reaching a qualitatively new level. At the same time, despite an intensive political dialogue and a significant strengthening of the regulatory framework for bilateral relations and cooperation in international institutions of multilateral cooperation the practical implementation of joint economic projects remains at a very low level. This article analyzes the features of Russian-Indonesian cooperation at the present time, identifies key obstacles to deepening interaction and prospects for further development of bilateral relations. It can be said that relations between Russia and Indonesia are developing chaotically and inconsequently in many respects. Many events dedicated to commemorative anniversaries lead to a surge of mutual interest, but then contacts are reached to a minimum again until the next similar things. At the same time, a certain revival of bilateral relations has been observed in recent years. Significant changes in the statistics of trade turnover, investment cooperation and the practical implementation of large projects can be expected only in the medium or long term.

Keywords
Russia, Indonesia, ASEAN, Russian-Indonesian relations, business institutions, ASEAN-Russia Dialogue Partnership
Received
03.03.2022
Date of publication
13.07.2022
Number of purchasers
0
Views
373
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 100 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should sign in

Full text is available to subscribers only
Subscribe right now
Only article and additional services
Whole issue and additional services
All issues and additional services for 2022
1

ВВЕДЕНИЕ

2 Россию и Индонезию традиционно связывают дружественные отношения, отмеченные высоким уровнем взаимопонимания и солидарностью позиций наших стран по ключевым вопросам глобальной и региональной повестки дня. Российско-индонезийские отношения имеют важное значение для экономического развития обеих стран.
3 Москва и Джакарта активно взаимодействуют на различных площадках международных институтов многостороннего сотрудничества - в ООН и ее структурах, АТЭС, G20. Многократно высказывались и предложения по привлечению Индонезии к работе в формате БРИКС1. Но ключевую роль в развитии российско-индонезийских отношений играет сотрудничество по линии АСЕАН (Ассоциации стран Юго-Восточной Азии). Как известно, именно Индонезия стояла у истоков создания Ассоциации в 1967 г. и де-факто является неформальным лидером организации.
1. СМИ: Индонезия имеет хорошие шансы на присоединение к формату БРИКС. ТАСС. 4 сентября 2017. >>>> (accessed 20.01.2022)
4

ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

5 Российско-индонезийские межгосударственные отношения имеют солидную договорно-правовую базу [1]. В 2003 г. была подписана Декларация об основах дружественных и партнерских отношений между Россией и Индонезией в XXI веке2. По итогам российско-индонезийских переговоров на высшем уровне в 2007 г. был принят ряд важных документов: меморандум о сотрудничестве в борьбе с терроризмом, соглашение о поощрении и защите капиталовложений, меморандум о сотрудничестве в сфере ограничения негативного воздействия на окружающую среду и т.д. В 2010 г. было подписано российско-индонезийское соглашение об укреплении военно-технического сотрудничества двух стран3.
2. >>>> (accessed 02.02.2022)

3. Сотрудничество с Индонезией. Рособоронэкспорт. >>>> (accessed 01.02.2022)
6 На полях юбилейного саммита Россия-АСЕАН (приуроченного к 20-летию установления диалогового партнерства между Россией и АСЕАН), который проходил в Сочи в 2016 г., Индонезия и Россия заключили ряд соглашений, в частности, межправительственное соглашение о сотрудничестве в области обороны4. Вместе с тем, на наш взгляд, подобные соглашения зачастую являются дипломатической формальностью, и не всегда приводят к достижению практических результатов.
4. Russia, Indonesia sign agreement on defense cooperation, other documents. TASS. 18 May 2016. >>>> (accessed 28.01.2022)
7 Страны АСЕАН традиционно весьма осторожно относятся к подписанию юридически обязывающих документов с внешними партнерами, особенно в области военно-политического сотрудничества. Тем более значимым является заключение целого ряда важных соглашений о сотрудничестве с Россией за последнее время.
8 19 февраля 2021 г. был подписан Меморандум о взаимопонимании между Российской Федерацией и АСЕАН в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций5. Документом предусмотрено развитие систем раннего предупреждения и мониторинга угроз, обмен информацией и передовыми технологиями, а также содействие оказанию помощи в чрезвычайном реагировании.
5. Подписание Меморандума о взаимопонимании между Россией и АСЕАН в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Посольство Российской Федерации в Государстве Бруней-Даруссалам. 2 марта 2021 г. >>>> (accessed 28.11.2021)
9 14 декабря 2021 г. в Джакарте Россия и Индонезия заключили межправительственное соглашение о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности. Мохаммад Махфуд, министр-координатор по вопросам политики, права и безопасности Индонезии, перед подписанием соглашения отметил: «Россия - надежный партнер Индонезии. Это стратегическое доверие является основой для построения взаимовыгодного и уважительного сотрудничества»6.
6. Mahfud Bertemu Dewan Keamanan Rusia Bahas Kerjasama Bilateral. Merdeka. 14 Desember 2021. >>>> (accessed 28.02.2022)
10 Документ выводит взаимодействие Москвы и Джакарты в области безопасности на принципиально новый уровень и предусматривает проведение полномасштабных межведомственных консультаций на регулярной основе. Соглашение закладывает нормативно-правовую базу для прямого диалога компетентных органов двух стран по всему спектру вопросов информационной безопасности, включая реализацию совместных профильных инициатив [2]. В ходе переговоров с секретарем Совета безопасности России Н.Патрушевым президент Индонезии Джоко Видодо выразил надежду на сотрудничество с Россией в период председательства Индонезии в АСЕАН в 2023 г.7 Есть основания полагать, что это придаст дополнительный импульс для углубления и российско-индонезийских отношений.
7. Bertemu Sekretaris Dewan Keamanan Rusia, Jokowi Harapkan Dukungan di Presidensi G20. Kompas. 14.12.2021. >>>> (accessed 26.02.2022)
11 6 июля 2021 г. глава МИД России С.Лавров посетил Джакарту, где провел встречу с президентом Индонезии Джоко Видодо и с главой МИД Ретно Марсуди. По итогам встречи С.Лавров заявил, что главы государств России и Индонезии вскоре могут подписать декларацию о стратегическом партнерстве8. О намерении вывести отношения России и Индонезии на уровень стратегического партнерства впервые было объявлено ещё в 2018 г. во время российско-индонезийских переговоров на уровне министров иностранных дел9. А соответствующее решение было принято ещё раньше - на саммите Россия-АСЕАН в Сочи в мае 2016 г. [3]. Декларацию о стратегическом партнерстве планировалось подписать на саммите лидеров двух стран в Индонезии в 2020 г., однако визит президента РФ В.Путина пришлось отложить из-за пандемии COVID-19 [4].
8. >>>> (accessed 11.11.2021)

9.  Россия и Индонезия нацелены на стратегическое партнерство. Международная жизнь. 14 марта 2018 г. >>>> (accessed 22.02.2022)
12 Напомню, что Россия имеет статус стратегического партнера АСЕАН с 2018 г. Из всех стран, входящих в Ассоциацию, отношения стратегического партнерства у России на данный момент установлены только с Вьетнамом. В этой связи следует отметить, что в российском политическом дискурсе отсутствуют какие-либо четкие критерии термина «стратегическое партнерство». В официальных источниках нигде не указано, каким требованиям должны соответствовать отношения двух стран для придания этого статуса. Конкретное наполнение понятия «стратегическое партнерство» размыто и может варьироваться в зависимости от различных ситуаций. В отдельных случаях очевидно символическое наполнение провозглашаемого стратегического партнерства, которое служит не характеристикой отношений, а способом демонстрации близости стран [5, с. 116]. Также распространена трактовка, при которой отношения становятся стратегическими, если экономические связи двух стран имеют важное значение для обеих сторон. Кроме того, стратегическое партнерство в межгосударственных отношениях подразумевает стремление к долгосрочному сотрудничеству, поиск точек соприкосновения национальных интересов и согласование позиций по ключевым вопросам международной повестки.
13 С 1 по 3 декабря 2021 г. у берегов Индонезии в районе Северной Суматры состоялись первые в истории военно-морские учения России и АСЕАН. До этого Россия принимала участие в совместных учениях с АСЕАН только в формате Совещания министров обороны стран-членов АСЕАН - СМОА плюс (ADMM Plus)10 вместе с другими диалоговыми партнерами11. Постоянный представитель РФ при АСЕАН А.Иванов отметил ведущую роль Индонезии в организации маневров [6].
10. СМОА плюс (ADMM Plus - ASEAN Defence Minister's Meeting Plus) - механизм взаимодействия оборонных ведомств стран АСЕАН и государств-партнеров по диалогу (Австралия, Индия, Китай, Новая Зеландия, Республика Корея, Россия, США, Япония), созданный в 2010 г. (прим. авт.).

11. Россия примет участие в военно-морских учениях АСЕАН в 2019 году. ТАСС. 14 декабря 2018 г. >>>> (accessed 16.01.2022)
14 Важно подчеркнуть своевременность проведения такого мероприятия в связи с эскалацией напряженности в регионе, вызванной американо-китайским противостоянием в АТР и созданием военного альянса AUKUS (образован Австралией, Великобританией и США 15 сентября 2021 г.). Очевидно, что Индонезия приветствует намерение России играть бόльшую роль в обеспечении безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе в ответ на усиление соперничества США и Китая [7]. Кроме того, в настоящее время Индонезия проводит активную внешнюю политику, направленную на закрепление регионального лидерства и повышение своего статуса в мировой политике [8]. Все эти факторы могут способствовать укреплению российско-индонезийских отношений в ближайшие годы.
15 24 февраля 2022 г. Россия начала специальную военную операцию по демилитаризации и денацификации Украины. В связи с этим США и страны Евросоюза ввели беспрецедентные санкции против России. Но это не повлияло на развитие российско-индонезийских отношений. В 2022 г. Индонезия председательствует в G20. По информации Bloomberg, США убеждали Индонезию не допускать Путина на саммит G20 или хотя бы осудить действия России на Украине12. Однако Индонезия воздержалась от подобных заявлений. Наряду с другими главами государств G20 Владимир Путин был приглашен на саммит, который планируется провести на острове Бали в ноябре 2022 г.13
12. США убеждали Индонезию не допускать Путина на саммит G20, сообщили СМИ. РИА Новости. 6 апреля 2022 г. >>>> (accessed 06.06.2022)

13. Индонезия сообщила о приглашении Путина на саммит G20. РБК. 21 апреля 2022 г. >>>> (accessed 06.06.2022)
16

ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

17 Индонезия занимает 4-е место в мире по численности населения (почти 280 млн) и 14-е - по площади территории, является 16-й экономикой в мире (до пандемии COVID-19 в 2019 г. объём ВВП достигал $1,12 трлн, а в 2021 г. составил $1,18 трлн)14 и самой крупной экономикой среди государств-членов АСЕАН. Объём ВВП Индонезии по ППС, по данным МВФ, в 2021 г. составил $3566,2 млрд15. По этому показателю Индонезия занимает 7-е место в мире. Страна обладает значительными запасами природных ресурсов и является крупным экспортером каменного угля, нефти, газа, цветных металлов, каучука, пальмового масла, кофе и специй.
14. Экономика. Деловой Совет по сотрудничеству с Индонезией. >>>> (accessed 02.06.2022)

15. World Economic Outlook database: April 2022. International Monetary Fund. >>>> (accessed 23.05.2022)
18 Из 10 стран АСЕАН Индонезия занимает 2-е место по объему экспорта в Россию (после Вьетнама) и 5-е - по объему импорта из России (после Сингапура, Таиланда, Малайзии и Вьетнама)16.
16.  ASEAN Community in Figures 2016 (ACIF 2016). ASEANstats. >>>> (accessed 15.08.2020)
19 В 2021 г. товарооборот России с Индонезией составил $3,3 млрд, экспорт России - $681 млн (+20,86% по сравнению с 2020 г.). В его структуре в 2021 г. (и в 2020 г.) основная доля поставок приходилась на продукцию химической промышленности, минеральные продукты, металлы и изделия из них, продовольственные товары, машины и оборудование.
20 Импорт России из Индонезии в 2021 г. составил $2,6 млрд (+46,9% по сравнению с 2020 г.)17. В его структуре преобладают продовольственные товары и сельскохозсырьё (пальмовое масло и его производные, кофе, копра, какао-масло), оборудование и транспортные средства, текстиль и обувь18.
17. >>>> (accessed 25.02.2022)

18. Ministry of Trade of the Republic of Indonesia. 06 June 2021. >>>> (accessed 28.02.2022)
21 Инвестиционное сотрудничество, однако, остается на весьма низком уровне. По данным ЦБ РФ (на октябрь 2021 г.), объем российских инвестиций в Индонезию составлял $9 млн (в октябре 2015 г. - $4 млн). Для сравнения, объем российских ПИИ в Сингапур за аналогичный период - $10,7 млрд, во Вьетнам - $953 млн19, в Таиланд - $732 млн, в Малайзию - $3 млн, в Камбоджу - $1 млн20.
19. Дальнейшая задержка энергетических проектов с российскими инвестициями во Вьетнаме. VietNews.ru. Вьетнам сегодня. Новости Вьетнама. 17.03.2022. >>>> (accessed 19.04.2022)

20. Центральный банк Российской Федерации. >>>> (accessed 02.03.2022)
22 По оценкам аналитиков Российского экспортного центра (РЭЦ), Индонезия входит в топ-10 стран для России по комплиментарности торговли (соответствие товарной структуры несырьевого импорта страны товарной структуре несырьевого экспорта России)21. Эти свидетельствуют о том, что, на наш взгляд, в перспективе Россия и Индонезия имеют значительный потенциал для наращивания взаимовыгодного сотрудничества.
21.  Российский экспортный центр. https://www.exportcenter.ru/international_markets/country_rating/ranking_2018.pdf (accessed 21.02.2022)
23 Российско-индонезийские отношения в настоящее время характеризуются, в первую очередь, интенсивностью политического диалога, в отличие от торгово-экономического сотрудничества, которое развивается весьма медленными темпами [10, с. 73]. Хотя с 2002 г. работает Российско-индонезийская совместная комиссия по торгово-экономическому и техническому сотрудничеству (МПК), и к началу 2022 г. было проведено 12 заседаний (12-е состоялось в 2018 г.). Более того, в 1998 г. Торгово-промышленная палата (ТПП) РФ учредила Деловой совет Россия-АСЕАН, а в 2009-м - Деловой совет по сотрудничеству с Индонезией для оказания содействия отечественным предпринимателям в развитии многовекторного сотрудничества с индонезийскими партнерами.
24 17 октября 2019 г. Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) и Индонезия подписали меморандум о сотрудничестве [11]. В настоящее время ведутся переговоры о заключении соглашения о зоне свободной торговли между ЕАЭС и Индонезией, но детальная проработка этого документа может потребовать ещё нескольких лет.
25

Диаграмма. Экспорт России в Индонезию и импорт России из Индонезии ($ млн). Chart. Russian export to Indonesia and Russian import from Indonesia ($ mln). Источник: Федеральная таможенная служба России.

26 Как отмечают многие аналитики, Индонезия продолжает оставаться достаточно закрытым рынком для иностранных компаний. В частности, эксперты Федерального центра развития экспорта продукции АПК Минсельхоза России и Минэкономразвития России подчеркивают, что отечественные компании зачастую сталкиваются с серьезными трудностями при налаживании бизнеса в Индонезии [12]. Предпринимателям настоятельно рекомендуют обращаться в официальные структуры РФ для получения экспертно-аналитических консультаций и сопровождения сделок. Официальные органы РФ ведут многолетние переговоры с компетентными ведомствами Индонезии для получения необходимых разрешений и согласований для начала практической работы. Так, Россельхознадзор 4 года добивался одобрения для российских экспортеров на поставку ячменя на индонезийский рынок. В результате переговоров с Агентством сельскохозяйственного карантина Министерства сельского хозяйства Индонезии удалось значительно смягчить изначально предъявленные Индонезией фитосанитарные требования к указанной российской продукции [13].
27 За последние годы можно перечислить лишь несколько значимых мероприятий с весьма скромным охватом потенциально заинтересованной аудитории, направленных на развитие российско-индонезийского делового сотрудничества.
28 1 августа 2019 г. в Москве состоялся III Российско-индонезийский бизнес-форум. Было подписано несколько меморандумов о взаимопонимании между компаниями и деловыми организациями Индонезии и России22. Первый Российско-индонезийский бизнес-форум был организован в 2017 г. в рамках II Фестиваля Индонезии23 в Москве (первый был проведен годом ранее).
22. Российско-индонезийский бизнес-форум. Деловой совет Россия-АСЕАН. 04.08.2019. >>>> 96 (accessed 21.01.2022)

23. Проходил с 4 по 6 августа 2017 г. по инициативе посольства Индонезия в РФ и Министерства по туризму Индонезия при поддержке Департамента культуры города Москвы (прим. авт.).
29 3-4 августа 2020 г. состоялась онлайн бизнес-миссия в Индонезию российских компаний, специализирующихся на смарт-технологиях для «умных городов». Организаторами выступили Российский экспортный центр, Фонд «Сколково» и торгпредство России в Индонезии24. 11 ноября 2020 г. на платформе «Иннопрома» также в виртуальном режиме был организован российско-индонезийский промышленный форум25. Цифровизация, зеленая экономика и устойчивое развитие становятся наиболее перспективными темами повестки двустороннего сотрудничества.
24. Более 50 представителей IT и smart city-компаний Индонезии заинтересовались российской IT продукцией. 6.08.2020. >>>> (accessed 02.02.2022)

25. Российско-индонезийский промышленный форум. Новые возможности для двустороннего сотрудничества. 11.11.2020. >>>> (accessed 28.01.2022)
30 16 марта 2021 г. в онлайн-формате прошел российско-индонезийский бизнес-форум «Цифровая экономика и инвестиционные возможности в туризме», организованный Минэкономразвития России совместно с посольством Индонезии в России26. Форум призван сблизить российский и индонезийский бизнес и улучшить двусторонние отношения в сфере цифровой экономики.
26. Владимир Ильичев: Россия готова делиться технологиями информационной безопасности с другими странами. Минэкономразвития РФ. 16 марта 2021. >>>> (accessed 20.01.2022)
31 21 декабря 2021 г. при участии торгпредства России в Индонезии в формате видеоконференцсвязи состоялось открытие Регионального представительства ТПП РФ в странах АСЕАН со штаб-квартирой в Джакарте [14]. Возможно, их совместная работа будет способствовать продвижению российского бизнеса в Индонезии и других странах АСЕАН.
32 В целом, несмотря на определенную позитивную динамику развития российско-индонезийских отношений, следует признать, что практическая реализация совместных проектов зачастую затягивается, а переговоры ведутся долгие годы. Многие российско-индонезийские проекты фактически заморожены, а некоторые и вовсе отменены. Так, переговоры о строительстве Росатомом АЭС на о. Калимантане ведутся c 2020 г.27 и пока не привели к каким-либо результатам. Строительство железной дороги также на о. Калимантан, начатое ещё в 2015 г. при участии РЖД, давно находится в стагнации с формулировкой «в стадии переформатирования»28.
27. Индонезия предложила «Росатому» площадку для АЭС. РИА Новости. 18.02.2020. >>>> html (accessed 20.02.2022)

28. Делегация Индонезии обсудит с Росатомом строительство АЭС на Калимантане. ТАСС. 20.09.2021. >>>> (accessed 12.01.2022)
33 Основными препятствиями для практической реализации совместных российско-индонезийских проектов по-прежнему являются бюрократические препоны, недостаточная осведомленность сторон о перспективных направлениях взаимодействия и конкуренция со стороны ключевых торговых партнеров двух стран. В то же время в последние годы наблюдается определенное оживление двусторонних отношений.
34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

35 Несмотря на отсутствие каких-либо политических противоречий и очевидную выгоду от углубления торгово-инвестиционного сотрудничества, российско-индонезийские отношения долгое время развивались хаотично и непоследовательно. В настоящее время изменение баланса сил в мировой политике, стремительно нарастающее противостояние США и Китая и агрессивные действия «западных» стран против России объективно подталкивают Россию и Индонезию к дальнейшему сближению.
36 В настоящее время наблюдается повышение активности как по линии федеральных органов исполнительной власти, так и со стороны представителей бизнеса в установлении и наращивании прочных деловых контактов между предпринимателями России и Индонезии. Но существенных изменений в статистике товарооборота, инвестиционного сотрудничества и практической реализации крупных проектов можно ожидать лишь в среднесрочной или долгосрочной перспективе.

References

1. Khokhlova N.I. 2018. Relations between Russia and Indonesia at the Present Stage. Southeast Asia: Actual Problems of Development. Moscow. Pp. 99-105. (In Russ.)

2. Russia and Indonesia have concluded an inter-government agreement on cooperation in the field of information security. 2021 (In Russ.). http://www.scrf.gov.ru/news/allnews/3151/ (accessed 21.12.2021)

3. Russia and Indonesia aim for strategic partnership. 2018 (In Russ.). https://interaffairs.ru/news/show/19494 (accessed 12.01.2022)

4. Russia supported the idea of creating a free trade zone between the EAEU and Indonesia. 2021 (In Russ.). https://tass.ru/ekonomika/11830103 (accessed 14.01.2022)

5. Zheglova Y.G. 2014. Strategic partnership as a form of bilateral relations. Outlines of global transformations: politics, economics, law. Moscow. Pp. 115-122 (In Russ.).

6. First Russia-ASEAN naval exercise completed in Indonesia. 2021 (In Russ.). https://tass.ru/politika/13107219 (accessed 21.12.2021)

7. Manurung H. 2021. Indonesia-Russia Strategic Partnership in Southeast Asia Region. Jurnal Ilmiah Hubungan Internasional Vol. 17. No. 1 (2021). Parahyangan Center for International Studies (PACIS). DOI: https://doi.org/10.26593/jihi.v17i1.3488.77-96

8. Kanaev E., Simbolon L., Shaternikov P. Russia-Indonesia Relationship: Assessing Shortcomings and Framing a Response. Southeast Asia: Actual Problems of Development. 2019. Vol. 4. No. 45. Pp. 95-106.

9. Russia and Indonesia: a new chapter in relations. 2020 (In Russ.). https://corp.wtcmoscow.ru/services/international-partnership/analitycs/rossiya-i-indoneziya-novaya-glava-v-otnosheniyakh/ (accessed 18.01.2022)

10. Efimova L.M. 2014. Russian-Indonesian Relations in the 21 Century. MGIMO Review of International Relations. Moscow. 4 (37). Pp. 73-81 (In Russ.). https://doi.org/10.24833/2071-8160-2014-4-37-73-81

11. EEC and Indonesia signed a memorandum of cooperation. 2019 (In Russ.). https://eec.eaeunion.org/news/18-10-2019-2/ (accessed 20.10.2021)

12. Express review of foreign trade. Indonesia. 2020 (In Russ.). https://aemcx.ru/wp-content/uploads/2020/12/%D0%93%D0%B8%D0%B4_%D0%98%D0%BD%D0%B4%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D0%B7%D0%B8%D1%8F_1.12.2020.pdf (accessed 28.01.2022)

13. Digest of Russian mass media. January 20-26, 2022. Agroexport. 2022 (In Russ.). https://aemcx.ru/wp-content/uploads/2022/01/Digest_rus_20-26_01_2022.pdf (accessed 30.01.2022)

14. Opening of the Regional Representative Office of the Chamber of Commerce and Industry of Russia in Jakarta. 2021 (In Russ.). https://minpromtorg.gov.ru/press-centre/news/#!otkrytie_regionalnogo_predstavitelstva_tpp_rossii_v_dzhakarte (accessed 22.01.2022)

Comments

No posts found

Write a review
Translate