Формирование наций в постколониальных государствах Субсахарской Африки: Танзания, Замбия и Уганда в сравнении
Формирование наций в постколониальных государствах Субсахарской Африки: Танзания, Замбия и Уганда в сравнении
Аннотация
Код статьи
S032150750018295-6-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Бондаренко Дмитрий Михайлович 
Должность: Заместитель директора Института Африки РАН
Аффилиация: Институт Африки Российской академии наук
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
15-23
Аннотация

В статье рассматривается процесс становления наций в трёх постколониальных государствах Африки - Танзании, Замбии и Уганде. Особое внимание уделено историко-культурным аспектам этого процесса. Показано, что сегодня вследствие лучших исторических предпосылок Танзания ближе, чем Замбия, Уганда и вообще большинство стран Субсахарской Африки, подошла к сложению нации в ее классическом, т.е. основанном на историческом опыте Европы Нового времени, понимании - как общности сограждан, приверженных единым базовым ценностям, обладающих единой культурой и идентичностью поверх локальных и частных - этнических, региональных, конфессиональных - культур и идентичностей с их системами ценностей. Общности, для которой лояльность одному для всех них национальному государству первична по отношению к обусловленным ими различиям. В Замбии же и Уганде локальные идентичности, особенно трибальные («племенные») и этнические, более значимы, чем в Танзании. В наше время государства Запада вынуждены отходить от классической концепции нации как культурно целостной общности и искать решения проблемы поддержки единства своих граждан при сохранении культурного многообразия, принесённого в последние десятилетия мигрантами со всего мира. В этой связи в статье ставится вопрос: с учётом глобальной тенденции мультикультурализации, особенно явно проявляющейся сегодня на Западе, не оказывается ли положение Замбии, Уганды и большинства подобных им постколониальных стран не менее перспективным, чем Танзании, с точки зрения формирования наций современного, мультикультурного, типа?

Ключевые слова
постколониальное государство, национальное строительство, историко-культурные факторы, мультикультурность, Танзания, Замбия, Уганда
Источник финансирования
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 18-18-00454, https://rscf.ru/ project/18-18-00454/
Классификатор
Получено
12.10.2021
Дата публикации
28.01.2022
Всего подписок
16
Всего просмотров
1957
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
Дополнительные сервисы на весь выпуск”
Дополнительные сервисы на все выпуски за 2022 год

Библиография

1. Бондаренко Д.М. Постколониальный мир: формирование наций и историческое прошлое. Культурная сложность современных наций / ред. В.А.Тишков, Е.И.Филиппова. М.: Политическая энциклопедия, 2016. С. 224-240.

2. Громова Н.В. Настоящее и будущее языка суахили в Восточной и Тропической Африке (этнолингвистическая ситуация). Изучение истории Африки в России и за рубежом: этапы, тенденции, перспективы / ред. А.С.Балезин. М.: ИВИ РАН, 2012. С. 255-263.

3. Mortamet C., Amourette C. 2015. Missionary Descriptions in a Colonial Context: The Grammatization of Swahili through the Study of Four Missionary Grammars from 1885 to 1944. Colonialism and Missionary Linguistics / Eds. K.Zimmermann, B.Kellermeier-Rehbein. Berlin: De Gruyter. Pp. 29-49.

4. Бондаренко Д.М. Образование и толерантность в Танзании (по материалам Российской антропологической экспедиции 2003 и 2005 гг.). Джулиус Камбараге Ньерере - первый президент свободной Танзании / ред. Ю.Н.Винокуров. М.: ИАфр РАН, 2010. С. 56-62.

5. Иванченко О.В. Танзания: национальное и этническое самосознание. Азия и Африка сегодня. 2013, № 6. С. 53-59.

6. Громова Н.В. Язык суахили в современной Танзании: значение, роль, перспективы. Межрасовые и межэтнические отношения в современной Танзании. Труды российской комплексной экспедиции в Объединенной Республике Танзания (сезон 2005 г.) / ред. А.В. Коротаев, Е.Б. Деминцева. М.: ЛЕНАНД, 2008. С. 84-93.

7. Batibo H. 1992. The Fate of Ethnic Languages in Tanzania. Language Death: Factual and Theoretical Explorations with Special Reference to East Africa / Ed. M. Brenzinger. Berlin - New York: Mouton de Gruyter. Pp. 85-98.

8. Yoneda N. 2010. “Swahilization” of Ethnic Languages in Tanzania: The Case of Matengo. African Study Monographs. Vol. 31, № 3. Pp. 139-148.

9. Blommaert J. 2006. Ujamaa and Creation of the New Waswahili. Living through Languages: An African Tribute to René Dirven / Ed. C. van der Walt. Stellenbosch. Pp. 5-22.

10. Kavina A. 2020. Positive and Negative Aspects of Globalization in Nation Building in Africa. Journal of the Institute for African Studies, № 1. Pp. 59-70.

11. Marten L., Kula N.C. 2008. Zambia: “One Zambia, One Nation, Many Languages”. Language and National Identity in Africa / Ed. A.Simpson. Oxford. Pp. 291-313.

12. Prokopenko L.Ya. 2018. The Principle “One Zambia, One Nation”: Fifty Years Later. Social Evolution and History. Vol. 17, № 1. Pp. 60-75.

13. Niang A. 2018. The Post-colonial African State in Transition: Stateness and Modes of Sovereignty. New York - London. 244 p.

14. Банщикова А.А., Иванченко О.В. Воспоминания об арабской работорговле и межэтнические отношения в современной Танзании: между семейной травмой и государственной политикой толерантности. Антропологический форум. 2020, № 44. С. 83-113.

15. Bondarenko D.M. 2014. Historical Memory and Intercultural Tolerance: Students’ Attitudes to the Colonialism-Born Minorities in Tanzania and Zambia. Social Evolution and History. Vol. 13, № 2. Pp. 97-118.

16. Bondarenko D.M., Krishna K., Krishna R. 2013. A View from Campus. The Attitude of University Students to the European and South Asian Minorities in Tanzania and Zambia Compared. Anthropos. Vol. 108, № 1. Pp. 77-95.

17. Nkyabonaki J. 2019. The Influence of Indigenous Administration on Post-Independence Administration in Tanzania. The Omnipresent Past. Historical Anthropology of Africa and African Diaspora / Ed. D.M.Bondarenko, M.L.Butovskaya. Moscow. Pp. 183-195.

18. Чуваева М.А. Достижение независимости и политическое развитие Республики Замбии. История Замбии в Новое и Новейшее время / ред. Л.А.Демкина, Ю.В.Луконин. М.: Наука, 1990. С. 114-159.

19. Прокопенко Л.Я. Народ баротсе в политическом пространстве Замбии. Человек в социокультурном и политическом пространстве / ред. И.В. Следзевский, А.Д. Саватеев. М.: ИАфр РАН, 2001. С. 174-178.

20. Sardanis A.S. Africa: Another Side of the Coin: Northern Rhodesia’s Final Years and Zambia’s Unsteady Progress to Nationhood. London: Bloomsbury Academic, 2019. 340 p.

21. Baldwin K. The Paradox of Traditional Chiefs in Democratic Africa. New York: Cambridge University Press, 2016. 253 p.

22. Karlström M. 1999. The Cultural Kingdom in Uganda: Popular Royalism and the Restoration of the Buganda Kingship. 2 vols. PhD dissertation. Chicago: University of Chicago. 497 p.

23. Karlström M. 2004. Modernity and Its Aspirants: Moral Community and Developmental Eutopianism in Buganda. Current Anthropology. Vol. 45, № 5. Pp. 595-619.

24. Brown D., James P. 2019. Religious Characteristics of States Dataset Project - Demographics v. 2.0 (RCS-Dem 2.0), Countries Only. 10 Feb. https://www.thearda.com/Archive/Files/Descriptions/RCSDEM2.asp (accessed 10.03.2021)

25. Mushi P.A.K. 2009. History and Development of Education in Tanzania. Dar es Salaam: Dar es Salaam University Press. 264 p.

26. Helman B.E., Kaiser P.J. 2002. Religion, Identity and Politics in Tanzania. Third World Quarterly. Vol. 23, № 4. Pp. 691-709.

27. Бондаренко Д.М. Образование и толерантность в современной Танзании: этнорасовый и конфессиональный аспекты. Межрасовые и межэтнические отношения в современной Танзании. Труды Российской комплексной экспедиции в Объединенной Республике Танзания (сезон 2005 г.) / ред.: А.В.Коротаев, Е.Б.Деминцева. М.: ЛЕНАНД, 2008. С. 94-121.

28. Kopwe W.A. Sharī’a Implementation in the Context of Tanzania Mainland: An Analysis of Its Debate, Practice and Its Influence in Christian-Muslim Relations. PhD Dissertation. Dar es Salaam: Open University of Tanzania, 2013. 278 p.

29. Alava H., Ssentongo J.S. 2016. Religious (De)politicization in Uganda’s 2016 Elections. Journal of Eastern African Studies. Vol. 10, № 4. Pp. 677-692.

30. Isiko A.P. 2019. State Regulation of Religion in Uganda: Fears and Dilemmas of Born-Again Churches. Journal of African Studies and Development. Vol. 11, № 6. Pp. 99-117.

31. Phiri I. 2003. President Fredrick J.T. Chiluba of Zambia, The Christian Nation and Democracy. Journal of Religion in Africa. Vol. 33, № 4. Pp. 401-428.

32. Tornberg H. 2012. Ethnic Fragmentation and Political Instability in Post-Colonial Uganda: Understanding the Contribution of Colonial Rule to the Plights of the Acholi People in Northern Uganda. Lund: Lund University. 38 p.

33. Comaroff J., Comaroff J.L. 2009. Ethnicity, Inc. Chicago - London: University of Chicago Press. 236 p.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести