U.S.’ South China Sea policy: The first steps under presidency of Joe Biden
Table of contents
Share
QR
Metrics
U.S.’ South China Sea policy: The first steps under presidency of Joe Biden
Annotation
PII
S032150750017800-2-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Igor O. Mishin 
Occupation: Junior research fellow
Affiliation: Institute of World Economy and International Relations Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Pages
12-19
Abstract

The South China Sea conflict is still the «hot - spot» of the Asia-Pacific. In this article special attention is paid to the position of the United States in the South China Sea conflict under the presidency of Joe Biden.

US national interests in the South China Sea are shaped by the American desire to maintain its geopolitical dominance in the Asia-Pacific region and prevent the growth of any hostile power. Today, the South China Sea is the world's most important water area, control over which gives an economic and military advantage. In 2020 the United States officially declared the PRC a "country whose actions are aimed at revising the international order" and a "strategic rival". The United States believes that Beijing's policy of creating and militarizing outposts in the SCS allegedly jeopardizes free trade, threatens the sovereignty of other countries, and undermines regional stability. Moreover, the United States blames China for trying to use the pandemic as a way to achieve its goals in the South China Sea.

The first steps taken by Joe Biden administration clearly indicate Washington’s continuation of previous American hard line in South China Sea. Despite the change in presidential administrations, the United States continues to actively engage US Navy warships as part of operations to protect freedom of navigation, using them as a tool to contain China. In addition, the new administration is actively building an informal anti-Chinese coalition in the region, using both bilateral ties with allies and multilateral platforms, primarily NATO, Quad and AUKUS.

Keywords
Asia-Pacific, South China Sea, territorial dispute, US Foreign Policy, Freedom of Navigation, Law of the Sea
Received
14.08.2021
Date of publication
08.12.2021
Number of purchasers
3
Views
911
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 100 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should sign in

Full text is available to subscribers only
Subscribe right now
Only article and additional services
Whole issue and additional services
All issues and additional services for 2021
1 ВВЕДЕНИЕ
2 Начиная с объявленного в 2011 г. администрацией Б.Обамы «стратегического разворота в Азию», Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) занял ведущее положение в американской внешнеполитической стратегии. Считалось, что после десятилетия войн на Ближнем Востоке и в Афганистане Соединенные Штаты должны сконцентрироваться на политических, дипломатических, экономических и прочих инвестициях в АТР [1, с. 9]. Отдельное внимание в «развороте» отводилось военному аспекту - планировалось, что к 2020 г. 60% морского флота США будет базироваться в Тихом океане. Уже при президентстве Д.Трампа был принят концепт «свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона», который дополнил и расширил американскую стратегию в АТР.
3 Безусловно, американский поворот в Азию в начале 2010-х гг. имел смысл. На протяжении нескольких десятилетий экономика стран АТР показывала высокие темпы роста и становилась все более значимой для мирового развития, что давало повод ученым называть XXI в. «Веком Азии». Для США увеличение своего присутствия в азиатском регионе было выгодно как в военно-политическом, так и экономическом планах. Однако с постепенным перемещением мирового экономического центра в АТР выросли и политические угрозы, каждая из которых при неблагоприятном сценарии может повлиять на весь регион.
4 Одной из таких «горячих точек» Азиатско-Тихоокеанского региона остается спор в Южно-Китайском море (ЮКМ). Пути к разрешению конфликта в последние годы фактически заморожены, спор осложняется большим количеством стран, имеющим территориальные претензии в ЮКМ, а также вмешательством в конфликт т.н. внерегиональных государств, отстаивающих свои интересы в регионе. Несмотря на то, что Соединённые Штаты не являются стороной территориального спора, их активное вовлечение в ЮКМ в середине 2010-х гг. окончательно подтолкнуло конфликт к переходу от регионального уровня к глобальному [2].
5 ТЯЖЕЛОЕ НАСЛЕДИЕ Д.ТРАМПА
6 Национальные интересы США в Южно-Китайском море вытекают из американского стремления сохранить свое геополитическое доминирование в АТР и не допустить роста любой державы, готовой бросить стратегический вызов Вашингтону. На сегодняшний день Южно-Китайское море является важнейшей мировой акваторией, контроль над которой дает экономическое и военное преимущество. Через ЮКМ проходит треть всех мировых морских перевозок на сумму более $3,4 трлн (так, 6% всей внешней торговли США проходит через ЮКМ) [3]. Там же транспортируется до 90% импорта нефти в Китай, Японию и Южную Корею перевозимой с Ближнего Востока. Это делает ЮКМ 2-м по загруженности морским путем в мире. Кроме того, Южно-Китайское море обладает существенными запасами углеводородов. В начале 2010-х гг. общие запасы нефти в данной акватории предположительно оценивались до 213 млрд барр., что позволяло некоторым ученым называть ЮКМ «вторым Персидским заливом». Впрочем, в последние годы эта цифра была признана слишком завышенной. Согласно последним данным, разведанные запасы нефти в ЮКМ составляют около 7,7 млрд барр., а общие запасы природного газа оцениваются на уровне в 266 трлн куб. м [4].
7 Помимо всего прочего, ЮКМ для США - стратегически важная в военных целях морская артерия, через которую регулярно транзитом из Индийского океана в Тихий проходят корабли 7-го флота ВМС США. Южно-Китайское море с Индийским океаном соединяет Малаккский пролив, самый загруженный пролив в мире, который США также рассматривают как зону своих преимущественных стратегических интересов. По мнению США, любое нарушение свободы судоходства в столь узком проливе может быстро парализовать мировую экономику. Поэтому исторически Вашингтон рассматривает свободу судоходства в Мировом океане не просто как принцип международного права, закрепленный в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., но и как один из краеугольных камней современного либерального миропорядка, в котором США отводится ведущая роль. Именно в неоднократном нарушении свободы судоходства в Южно-Китайском море американцы и обвиняют Пекин. Стоит подчеркнуть, что Соединенные Штаты рассматривают свободу судоходства в их собственной интерпретации, имея в виду неограниченную свободу действий своих ВМС в акватории. В свою очередь китайское руководство считает, что наращивание американской активности в регионе приводит лишь к дестабилизации ситуации.
8 Американо-китайские отношения вокруг конфликта в ЮКМ начали серьезно ухудшаться еще при второй президентской администрации Б.Обамы (2012-2016). Тогда США активно выступали против китайской практики создания искусственных островов в спорной акватории, а также впервые официально выразили свою критику «экспансионистских» требований КНР в Южно-Китайском море, хотя до этого Соединенные Штаты неизменно заявляли, что не поддерживают ни одну из сторон в территориальном споре в ЮКМ [5, с. 5].
9 С приходом на пост президента США Д.Трампа произошло резкое ухудшение отношений между Пекином и Вашингтоном. Кризис между двумя странами неизбежно повлиял и на позицию США в Южно-Китайском море. В Индо-Тихоокеанской стратегии США, обнародованной в 2019 г., Китай характеризовался как «ревизионистская держава, чьи действия в ЮКМ направлены на изменение статус-кво и взятие под свой контроль спорных островов» [6, p.8]. Эти действия КНР, по мнению американского руководства, якобы ставят под угрозу свободный поток торговли, угрожают суверенитету других стран и подрывают региональную стабильность.
10 В июле 2020 г. Государственный департамент США опубликовал заявление, в котором впервые на официальном уровне отверг территориальные претензии КНР в ЮКМ: «Претензии Пекина на природные ресурсы на большей части территории Южно-Китайского моря абсолютно незаконны, как и китайская кампания запугивания других стран, чтобы их контролировать» [7]. Вашингтон заявил о поддержке своих союзников в Юго-Восточной Азии в их борьбе за природные ресурсы ЮКМ. До этого американские власти формально придерживались нейтралитета.
11 За время президентства Д.Трампа США существенно нарастили свое военное присутствие в Южно-Китайском море. В первую очередь, это касается т.н. «операций по защите свободы судоходства». Боевые корабли ВМС США проходили вблизи оспариваемых Парасельских островов и архипелага Спратли 4 раза в 2017 г., 6 - в 2018 г., 8 - в 2019 г. и 9 раз - в 2020 г. (для сравнения, при президенте Б.Обаме прошла 1 «операция по защите свободы судоходства» в 2015 г. и 3 - в 2016 г.) [8]. Таким образом, частота операций в 2019 г. достигла показателя 1 рейд в 8 недель.
12 Каждый новый проход боевого корабля ВМС США вблизи спорных островов неизменно сопровождался кораблями ВМФ Китая, что приводило к угрозе неконтролируемой эскалации. Так, 30 сентября 2018 г. американский эсминец Decatur едва не столкнулся с китайским кораблем, вышедшим на перехват1. Позже этот инцидент активно обсуждался в американских и китайских СМИ.
1. Destroyer USS Decatur Has Close Encounter with Chinese Warship. USNI News. 01.10.2018. >>>> (accessed 23.06.2021)
13 Действуя в рамках «операций по защите свободы судоходства», Вашингтон регулярно проводил воздушное патрулирование спорной акватории с привлечением стратегических бомбардировщиков B-52. Возросло присутствие в ЮКМ американских авианосцев (при этом в июле 2020 г. в акватории действовали сразу две американские ударные авианосные группы)2.
2. Two U.S. Carriers return to South China Sea after State Dept. formally rejects Chinese claims. USNI News. 17.07.2020. >>>> (accessed 24.06. 2021)
14 Градус напряжения между двумя странами был столь высок, что на пороге президентских выборов 2020 г. в СМИ появилась информация, что США могут использовать беспилотные летательные аппараты для нанесения ударов по искусственным островам в ЮКМ, построенных Китаем [9]. Этого не произошло, однако угроза эскалации конфликта осталась высокой.
15 FONOP КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОЕЦИРОВАНИЯ СИЛЫ В ЮКМ
16 Во время всей предвыборной кампании в США Дж.Байден противопоставлял себя Д.Трампу, активно критикуя его внешнюю политику на многих направлениях. Однако спустя полгода после инаугурации Дж.Байдена обозначились первые тренды в американской внешнеполитической стратегии в ЮКМ. И во многом они стали продолжением действий, сделанных предшественниками 46-го президента США.
17 Основой политики Вашингтона в спорной акватории продолжает оставаться сочетание военных и дипломатических усилий, направленных на сохранение американского доминирования в регионе: интенсификация в 2021 г. военно-морских операций в ЮКМ; активное вовлечение своих союзников в неформальную коалицию; попытка перетянуть на свою сторону другие азиатские государства, стоящие на позиции нейтралитета. Становится очевидно, что на американское поведение в Южно-Китайском море оказывает все большее влияние фактор усиления военной мощи КНР.
18 10 февраля 2021 г. было объявлено о создании внутри Министерства обороны США специальной рабочей группы, посвященной Китаю (United States Department of Defense China Task Force). Группа состоит из 15 аналитиков Пентагона и разведывательных сообществ, а ее главная задача заключается в подготовке непубличных докладов высшему американскому военному руководству и членам Конгресса, анализирующим состояние американо-китайских отношений и современное военное развитие КНР. Президент Дж.Байден выразился еще более ясно: рабочая группа должна «помочь Америке выиграть в противостоянии будущего с Китаем»3. В официальном заявлении о создании группы подчеркивалось, что «Соединенные Штаты должны проводить операции по защите свободы судоходства с целью обеспечения безопасности водных путей».
3. Biden announces new Pentagon task force to evaluate China-related strategy, tech and operations. South China Morning Post. 11.02.2021. >>>> (accessed 25.06.2021)
19 Необходимо напомнить, что программа «Защита свободы судоходства» (Freedom of Navigation - FON) была инициирована Государственным департаментом и министерством обороны США в 1979 г. и направлена на оспаривание всех притязаний прибрежных государств в Мировом океане. По мнению Вашингтона, Пекин виновен в целом ряде нарушений в Южно-Китайском море: некорректное установление прямых исходных линий, разрешительный порядок прохода военных кораблей через территориальное море, непризнание воздушного пространства над исключительной экономической зоной в качестве международного [10, с. 56]. Крайней формой реализации FON является привлечение боевых кораблей ВМС США для оспаривания конкретных притязаний - «операций по защите свободы судоходства» (Freedom of Navigation operations - FONOP).
20 Новая американская администрация продолжает активно использовать FONOP как средство постоянного военного присутствия в ЮКМ. За первые полгода президентства Дж.Байдена ВМС США провели уже 3 военно-морские операции в акватории Южно-Китайского моря. 5 февраля 2021 г. американский эсминец John McCain прошел возле Парасельских островов, 17 февраля эсминец Russell провел FONOP возле архипелага Спратли, а уже 20 мая корабль Curtis Wilbur вновь прошел возле Парасельских островов в сопровождении других американских кораблей и самолетов4. За день до появления в водах Южно-Китайского моря американские эсминцы традиционно прошли через Тайваньский пролив. После каждого прохода корабля ВМС США в ЮКМ Китай заявляет официальный протест, называя эти действия нарушением своего суверенитета и подрывом мира и стабильности в Южно-Китайском море. Частота FONOP в ЮКМ в первые месяцы после инаугурации Дж.Байдена превысила показатели во время правления предыдущего президента.
4.  US warship transits South China Sea to challenge ‘unlawful maritime claims’. South China Morning Post. 20.05.2021. >>>> (accessed 21.06.2021)
21 То, что американские военно-морские операции в ЮКМ продолжатся, не вызывает сомнений: выступая 19 мая 2021 г. в Академии береговой охраны США, Дж.Байден отметил, что безопасный и беспрепятственный поток торговли является жизненно важным для американской внешней политики5. Тогда же президент США обвинил Китай и Россию в «подрывных действиях» в Южно-Китайском море и в Арктике.
5. Biden singles out competition with Russia and China in Coast Guard commencement. CNN. 19.05.2021. >>>> 2021/05/19/politics/joe-biden-coast-guard-graduation/index.html (accessed 14.09.2020)
22 Анализируя американские военно-морские операции в ЮКМ, следуют отметить одну важную деталь. Соединенные Штаты каждый раз подчеркивают, что данные операции деполитизированы и не направлены на какую-либо конкретную страну. С одной стороны, это действительно так; FONOP проводятся и в отношении союзников США - Японии, Южной Кореи, Тайваня. Однако в период значительного ухудшения американо-китайских отношений любой проход боевых кораблей ВМС США в рамках FONOP вблизи территории КНР неизбежно принимает характер политизации.
23 Китайские власти небезосновательно обвиняют Вашингтон в использовании FONOP не просто в целях «защиты свободы судоходства», но и как инструмент проецирования силы в ЮКМ и средство сдерживания морских амбиций Поднебесной. Тем более, что отправка кораблей ВМС США к берегам недружественных американцам стран в качестве демонстрации силы - событие достаточно распространенное. Частота и масштаб операций в отношении Пекина в несколько раз превышают эти же показатели в отношении американских партнеров. Китайское руководство также неоднократно указывало на то, что под предлогом мирного прохода корабли ВМС США могут заниматься в ЮКМ разведывательной и иной военной деятельностью.
24 К слову, в период нынешнего ухудшения российско-американских отношений наша страна также столкнулась с проведением американцами FONOP вблизи наших берегов. В 2018 и 2020 гг. американский эсминец дважды проходил возле залива Петра Великого на Дальнем Востоке. Это были первые американские операции в отношении нашей страны после окончания Холодной войны [11]. Все чаще на Западе звучат призывы о проведении американцами FONOP рядом с Крымским полуостровом и в российских водах Арктики. Между тем, стоит напомнить, что США, объявляя себя защитником международного права в Мировом океане, за практически 40 прошедших лет так и не ратифицировали Конвенцию ООН по морскому праву 1982 г.
25 Возникает резонный вопрос, могут ли США, не присоединившись к основополагающему документу морского права, диктовать свои требования другим странам? Китай и СССР/Россия, к слову, подписали и ратифицировали Конвенцию 1982 г.
26 Помимо военно-морских операций, увеличивается и количество облетов самолетами ВВС США спорной акватории. Согласно доступной информации, американские самолеты (P-8 Poseidon, EP-3E, RC-135W) в апреле 2021 г. выполняли, в среднем, по 2 разведывательных полета каждый день, а общее количество вылетов в январе и феврале составило рекордные 70 и 75, соответственно6. В конце января Соединенные Штаты развернули еще 4 стратегических бомбардировщика B-52 на авиабазе Андерсен на Гуаме.
6. U.S. Flew over two spy planes a day in South China Sea throughout April. Newsweek. 05.05.2021. >>>> (accessed 29.06.2021)
27 ФОРМИРОВАНИЕ АНТИКИТАЙСКОЙ КОАЛИЦИИ В ЮКМ
28 Важным фактором обеспечения региональной безопасности в АТР США считают военные альянсы со своими союзниками - Японией, Южной Кореей, Тайванем, Филиппинами, Австралией. Сеть двусторонних союзов, сформированная еще в годы Холодной войны и получившая название «системы оси и спиц» («Hub and Spokes architecture»), рассматривается американцами как краеугольный камень всей архитектуры безопасности в АТР, позволяющий США поддерживать свое доминирование в регионе и не допускать роста враждебных держав.
29 Второй тренд американской стратегии в ЮКМ при Дж.Байдене - первые попытки укрепить неформальный альянс против Китая, опираясь как на двусторонние связи со своими союзниками, так и многосторонние форматы, в первую очередь - Четырехсторонний диалог по безопасности (Quadrilateral Security Dialogue - QUAD). включающий США Австралию, Индию и Японию. Идея построения подобной коалиции не нова, еще 5 лет назад американскими политическими экспертами высказывались мысли о создании в АТР некоей «суперструктуры морских демократий», которая могла бы включать в себя двусторонние и трехсторонние механизмы для консультаций и координации действий [12, с. 110]. Первые попытки консолидации американских союзников на антикитайской позиции в ЮКМ появились при президентстве Д.Трампа, еще более активно они продолжились при Дж.Байдене.
30 Первоочередной целью новой администрации США стало налаживание отношений с Филиппинами, имеющими территориальные споры с КНР из-за отдельных островов архипелага Спратли в Южно-Китайском море. Военно-техническое сотрудничество и кооперация в области безопасности стали во главу угла американо-филиппинских отношений. Несмотря на все трудности двусторонних отношений при президенте Р.Дутерте, Филиппины остаются военным союзником США, опираясь на действующий Договор о взаимной обороне 1951 г. После прихода к власти Дж.Байдена высокопоставленные чиновники американской администрации заявили, что Договор 1951 г. распространяется и на ситуацию в Южно-Китайском море, гарантируя защиту Филиппинам в случае китайской агрессии. Госсекретарь Э.Блинкен в разговоре со своим филиппинским коллегой подтвердил, что Вашингтон остается привержен своим союзническим обязательствам перед Манилой, официально отвергая чрезмерные территориальные претензии Китая в ЮКМ7. В мае 2021 г. Япония, ближайший американский союзник в АТР, объявила о новом пакете финансовой помощи Маниле ($1,1 млн), направленным на поддержание ее обороноспособности8. Япония, сама имеющая территориальный конфликт с КНР в Восточно-Китайском море, также заявила о серьезной обеспокоенности наращиванием военного потенциала Китая в ЮКМ.
7. U.S. stands with SE Asian countries against China pressure, Blinken said. Reuters. 28.01.2021 >>>> (accessed 30.06.2021)

8. Japan offers defense tools to Phillipinnes amid China’s claims in South, East China seas. SCMP. 05.05.2021 >>>> com/news/asia/southeast-asia/article/3132302/japan-offers-defence-tools-philippines-amid-chinas-claims (accessed 29.06.2021)
31 Серьезные дипломатические усилия прикладывает новая администрация к активизации деятельности QUAD. Несмотря на то, что официально никогда не утверждалось, что QUAD имеет антикитайскую направленность, многими экспертами высказывались суждения об этом диалоге, действия которого направлены на сокращение влияния Китая в регионе Тихого и Индийского океанов. 19 февраля 2021 г. министры иностранных дел «четверки» заявили о «решительном противодействии любым попыткам Китая силой изменить статус-кво в Индо-Тихоокеанском регионе, укрепляя свободный и открытый Индо-Тихоокеанский регион и поддерживая свободу судоходства и территориальную целостность»9. Вероятно, в ближайшей перспективе Вашингтон постарается максимально привлечь партнеров по QUAD к проведению совместных FONOP в ЮКМ, либо, как минимум, согласовать общую официальную позицию по конфликту.
9. Secretary Blinken’s call with QUAD Ministers. U.S. Department of State. 18.02.2021. >>>> (accessed 30.06.2021)
32 Кроме того, новым фактором дестабилизации ситуации в ЮКМ становится активное вовлечение в конфликт внерегиональных государств-членов НАТО. И если раньше Североатлантический альянс мало обращал внимания на регион Восточной Азии и Южно-Китайского моря, то уже в новой стратегии НАТО-2021 Китай был причислен к «главным военным угрозам», а генсек НАТО Йенс Столтенберг назвал возвышение КНР «серьезным вызовом для стран блока»10. 2021 год ознаменуется невиданным вторжением кораблей стран НАТО в Южно-Китайское море [13, с. 14].
10.  NATO-2030: future-proofing the Alliance. 22.02.2021. >>>> (accessed 29.06.2021)
33 Напомним, что еще в 2018 г. министры обороны Великобритании и Франции договорились о присоединении к военно-морским операциям США в ЮКМ. В дальнейшем эти страны также начали принимать участие в военно-морских учениях в Южно-Китайском море. В феврале 2021 г. в спорную акваторию зашла французская атомная лодка, а чуть позже десантный корабль и фрегат ВМС Франции.
34 В середине 2021 г. на первый план вышли действия Великобритании, развернувшую мощную морскую флотилию во главе с флагманом, новейшим авианосцем Королевского флота Queen Elizabeth. Британская авианосная ударная группа была направлена для участия в масштабных совместных учениях с ВМС Японии и США, демонстрируя союзническую приверженность в ЮКМ. Кроме того, министерство иностранных дел Германии заявило, что в период с лета 2021 г. до весны 2022 г. запланирован проход немецкого корабля в ЮКМ. Таким образом, это станет первым появлением в Южно-Китайском море корабля ВМС Германии с 2002 г., Государственный департамент США поддержал это решение11.
11. US hails German warship plan to sail South China Sea. VOA News. 04.03.2021. >>>> (accessed 30.06.2021)
35 Отдельно стоит упомянуть резонансный инцидент с американской атомной подводной лодкой, случившийся в начале октября 2021 г. По информации, находящейся в открытом доступе, 2 октября подлодка USS Connecticut столкнулась в Южно-Китайском море с неопознанным объектом, удар пришелся по носовой части субмарины, пострадали 11 американских подводников12. После аварии подлодка смогла самостоятельно вернуться на базу в Гуаме в надводном положении.
12. Investigation Concludes USS Connecticut Grounded on Uncharted Seamount in South China Sea. USNI News. 01.11.2021. >>>> (accessed 05.11.2021)
36 Высказывались разные предположения о причинах аварии, вплоть до столкновения с другой подлодкой. Однако расследование ВМС США определило, что USS Connecticut столкнулась с подводной горой, не отмеченной на карте. При этом авария произошла во время крупнейших международных учений США и их союзников у рубежей Китая13. В учениях приняли участие ударные авианосные группы США, Великобритании, Японии, а также корабли Нидерландов, Канады и Новой Зеландии. Маневры были призваны стать демонстрацией силы проамериканской коалиции перед Пекином. После появления информации об аварии, МИД Китая выразил «серьезную озабоченность», потребовав от США предоставить всю информацию об аварии, в т.ч. указать место, где она произошла, и объяснить намерения американской подводной лодки14.
13. Лавров А., Федоров А. Морской сбой: с чем столкнулась атомная подводная лодка США. Известия. 09.10.2021. >>>> (accessed 12.10.2021)

14. КНР заявила об озабоченности из-за инцидента с подлодкой США в океане. РБК. 08.10.2021. >>>> (accessed 15.10.2021)
37 На фоне последних событий в Южно-Китайском море подчеркнем, что в отличие от КНР, выступающей за решение споров в ЮКМ исключительно конфликтующими странами, Вашингтон всячески поддерживает максимальную интернационализацию конфликта в Южно-Китайском море, призывая своих союзников к активизации военно-морских учений в регионе, проведению одиночных или многосторонних операций по защите свободы судоходства.
38 Принимая активное участие в наращивании военного присутствия в ЮКМ, европейские страны преследуют две цели - во-первых, показать свои собственные военные возможности вдали от своих берегов; во-вторых - продемонстрировать евроатлантическую солидарность, поколебавшуюся во время президентства Д.Трампа, и общую решимость в отстаивании норм международного права.
39 Стратегическая же цель Соединенных Штатов при Дж.Байдене очевидна - создание широкой неформальной коалиции «демократических государств» (как европейских, так и азиатских) для противодействия КНР в регионе. Вашингтон позиционирует себя и своих союзников как защитников морского права или, если говорить шире, «мирового порядка, основанного на правилах» (Rules-based order). Китай же выставляется перед международным сообществом «авторитарной коммунистической страной, грубо нарушающей международное право в ЮКМ и находящийся в своей позиции в меньшинстве». Также очевидно, что рост активности стран НАТО в Южно-Китайском море при Дж.Байдене может привести к еще более серьезным инцидентам.
40 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
41 Один из ведущих американских экспертов по АТР и конфликту в ЮКМ М.Валенсия еще в марте 2021 г. отметил, что первые шаги нового президента в Южно-Китайском море являются даже более наступательными и конфронтационными, чем при президентстве Д.Трампа [14].
42 Политика Вашингтона в Южно-Китайском море отличается преемственностью вне зависимости - демократическая или республиканская администрации руководят в Белом доме. Различия возможны лишь в тактических подходах к проблеме. Например, при президентстве Д.Трампа США тяготели, скорее, к унилатералистским (односторонним) наступательным действиям в ЮКМ, в то время как при Дж.Байдене Вашингтон стремится к созданию максимально широкой неформальной коалиции против Пекина в Южно-Китайском море с привлечением в нее как своих азиатских союзников, так и европейских.
43 Стратегические же задачи Соединенных Штатов в ЮКМ при новом американском президенте остаются неизменными - курс на жёсткое сдерживание Китая, выполнение обязательств в сфере безопасности перед своими региональными союзниками, защита свободы судоходства на водных путях (в той интерпретации, которое дает американское руководство), пролегающих через ЮКМ, которые имеют важное военное и экономическое значение для США.
44 Очевидно, что внутри американского политического истеблишмента за последние годы практически сформирован двухпартийный консенсус о необходимости глобального сдерживания КНР, а сам конфликт в Южно-Китайском море стал той областью соперничества двух держав, где стратегия Соединенных Штатов мало зависит от смены президентских администраций (в отличие, например, от проблем изменения климата или даже вопроса о контроле над стратегическими вооружениями).

References

1. Bratersky M.V., Suslov D.V. 2014. US return to the Asia-Pacific. US Policy in the Asia-Pacific. Moscow. (In Russ.)

2. Mosyakov D.V. 2017. The new quality of the conflict in the South China Sea. The Southeast Asia: The actual problems of development. Issue XXX, № 36 (In Russ.)

3. Ott M. The South China Sea in Strategic Terms. Wilson Center. 14.05.2019. https://www.wilsoncenter.org/blog-post/the-south-china-sea-strategic-terms (accessed 20.06.2021)

4. South China Sea: Beijing has a major natural advantage in the geopolitical power game. The Economic Times. 17.06.2020. https://economictimes.indiatimes.com/news/defence/south-china-sea-beijing-has-a-major-natural-advantage-in-the-geopolitical-power-game/articleshow/76423659.cms?from=mdr (accessed 20.06.2021)

5. Lokshin G.M. 2015. South-China Sea: Islands of discord. Aziya i Afrika segodnya. № 9 (In Russ.)

6. Indo-Pacific Strategy Report: Preparedness, and Promoting a Networked Region. The Department of Defense. 01.06.2019. P. 8.

7. U.S. Position on Maritime Claims in the South China Sea. Press Statement. U.S. Department of State. 13.07.2020. https://state.gov/u-s-position-on-maritime-claims-in-the-south-china-sea/ (accessed 14.06.2021)

8. Smith J. Biden Must Keep Challenging China on Freedom of Navigation. Foreign Policy. 16.02.2021. https://foreignpolicy.com/2021/02/16/biden-south-china-sea-spratlys/ (accessed 22.06.2021)

9. Weibao H. Invariance and change in the Biden administration’s South China Sea policy. ChinaDaily. 18.03.2021. http://www.chinadaily.com.cn/a/202103/18/WS6052a41aa31024ad0baafdd5.html (accessed 28.06.2021)

10. Gudev P.A. 2019. Political and legal aspects of US’ maritime policy in Asia-Pacific. Southeast Asia: actual problems of development. № 1(42) (In Russ.)

11. Panda A. US Navy Conducts First Post-Cold War FONOP in Peter the Great Bay, Off Russian Cost. The Diplomat. 06.12.2018. https://thediplomat.com/2018/12/us-navy-conducts-first-post-cold-war-fonop-in-peter-the-great-bay-off-russian-coast/ (accessed 28.06.2021)

12. 2020. National and International Strategies in Indo-Pacific. Analysis and Forecast / Eds. Mikheev V., Shvydko V. Moscow. P. 110 (In Russ.)

13. Tsvetov P.Yu. 2021. NATO rushes to the South China Sea. Aziya i Afrika segodnya, № 6 (In Russ.). DOI: 10.31857/ S032150750015260-8

14. Valencia M. Biden should quickly address East, South China Sea issues. Asia Times. 08.03.2021. https://asiatimes.com/2021/03/biden-should-quickly-address-east-south-china-sea-issues/ (accessed 25.06.2021)

Comments

No posts found

Write a review
Translate