Russian initiative to unblock water conflicts in the Middle East
Table of contents
Share
QR
Metrics
Russian initiative to unblock water conflicts in the Middle East
Annotation
PII
S032150750017788-8-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Andrey G. Baklanov 
Occupation: Professor, Head, Middle East & North Africa Section
Affiliation: HSE University
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Pages
5-11
Abstract

SE University (Russia) together with the Russian Ecological Society, Geneva Water Hub, International Association of Lake Regions and a number of other international and regional environmental organizations.

The discussion focused on issues related to the implementation of the Russian initiative to form an international expert working group on water and environmental problems of the Middle East.

The article tells about the projects of solving water problems in the Middle East in a collective format, about the reasons that complicate the implementation of these plans.

An important place in the article is dedicated to the evaluation of the activities of the first joint environmental projects in the Middle East with the participation of representatives of Arab countries and Israel, the analysis of the most optimal ways to move towards the formation of a region-wide system of rational and safe water use in the Middle East. In this context, specific proposals are being considered, including the creation of a regional unified water center - the Middle East Water Council.

Keywords
Middle East, water scarcity, “water diplomacy”, ecology, multilateral group on water resources, Geneva Water Hub, Russian Ecological Society, HSE University
Received
10.11.2021
Date of publication
08.12.2021
Number of purchasers
2
Views
829
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 100 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should sign in

Full text is available to subscribers only
Subscribe right now
Only article and additional services
Whole issue and additional services
All issues and additional services for 2021
1 ВВЕДЕНИЕ
2 В конце октября в Москве Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» во взаимодействии с рядом российских и зарубежных экологических организаций в режиме конференц-связи провел международную экспертную Стратегическую сессию «Водная дипломатия России в условиях глобальных трансформаций: глобальное и региональное измерение».
3 Повестка дня включала вопросы урегулирования конфликтов и кризисов, возникновение которых связано с растущим дефицитом водных ресурсов. Особое внимание Сессия уделила выработке практических рекомендации по ведению дел в этой сфере на Ближнем Востоке, в первую очередь, путем формирования многосторонней международной рабочей группы экспертов по вопросам «водной дипломатии» и создания рациональной системы управления водными ресурсами в этом регионе мира.
4 Участники Сессии отмечали, что сегодня проблемы экологии, защиты окружающей среды выдвигаются в качестве центральных вопросов международной и региональной повестки дня. Все более сложной становится задача обеспечения населения водой должного качества и в необходимом количестве.
5 Сегодня более 2 млрд человек в мире не имеют доступа к безопасной питьевой воде. Недостаток воды в той или иной мере ощущают 4 из каждых 10 человек в мире. В послании Генерального секретаря ООН А.Гутерриша по случаю Всемирного дня водных ресурсов 22 марта 2021 г. отмечалось: «…Ценность воды огромна и многомерна. Нет такого аспекта устойчивого развития, который бы, в конечном итоге, не зависел от нее… Хорошее управление круговоротом воды, охватывающее питьевую воду, санитарию, гигиену, сточные воды, трансграничное управление, окружающую среду и многое другое, означает защиту от болезней и недостойных условий жизни и решение проблем, связанных с изменением климата и растущими во всем мире потребностями в воде.. Сегодня мы не успеваем обеспечить к 2030 г. всеобщий доступ к воде и санитарии, предусмотренный целью 6 в области устойчивого развития. Несмотря на достигнутые успехи, для обеспечения всеобщего доступа темпы прогресса нужно увеличить вчетверо» [1].
6 Ситуация с обеспечением воды в мире - деградирует.
7 Это связано с изменением климата, противоречиями между странами, которые в условиях острого дефицита воды нередко должны делить между собой водосток рек и ресурсы озер.
8 ВОДНЫЙ КРИЗИС: ЭКСПЕРТЫ ПРЕДЛАГАЮТ ВАРИАНТЫ РЕШЕНИЯ
9 Международное сообщество, как на уровне правительств и официальных структур, так и по линии экспертных сообществ, принимает меры, направленные на предотвращение дальнейшего нарастания конфликтного потенциала в сфере использования водных ресурсов.
10 В 2015 г. Швейцария и 14 других стран-сопредседателей учредили Глобальную группу высокого уровня по проблемам воды и мира. Был создан секретариат этого объединения - Женевский водный Центр (Geneva Water Hab). Эта авторитетная организация в последнее время все более активно сотрудничает с представителями российского экспертного сообщества, в т.ч. с Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» и Российским экологическим обществом.
11 Под эгидой этих структур и во взаимодействии с еще одной международной экологической организацией - Ассоциацией озерных регионов в апреле 2021 г. был выпущен совместный труд российских и зарубежных экспертов «Водная драма в условиях глобальных траснформаций» [2].
12 Особую актуальность имеет проблема предотвращения острого дефицита воды в странах Ближнего Востока и Северной Африки (БВСА). На одного жителя этого региона приходится в 10 раз меньше ресурсов питьевой воды, чем в мире, в целом. Территория арабских стран на 87% - пустыни, в которых практически отсутствуют дожди. Среди 20 стран мира, которые обладают самыми ограниченными водными ресурсами - 14 ближневосточных государств [3].
13 В свое время известный политический и общественный деятель Египта, Генеральный секретарь ООН Бутрос Бутрос-Гали (1992-1996) предупреждал, что, если не принять энергичных мер, XXI век станет веком «водных войн» на Ближнем Востоке. В беседе с российскими представителями, в которой автору довелось принимать участие, он сказал, что, скорее всего, ближневосточным странам для предотвращения такого сценария потребуется помощь, «брокерские усилия» крупных и авторитетных внерегиональных держав и, в первую очередь, России.
14 Сегодня мы видим опасное нарастание противоречий между странами ближневосточного региона в сфере водных ресурсов, в частности, между двумя дружественными нашей стране государствами - Египтом и Эфиопией.
15 Разногласия между Каиром и Аддис-Абебой в водной сфере существовали на протяжении многих лет, но ситуация резко обострилась в связи со строительством Эфиопией в верховьях Нила гигантского энергоузла и плотины «Возрождение»(подробнее см: [5]). Возведение этого крупнейшего в Африке гидротехнического сооружения обуславливает уменьшение объемов воды, поступающей ниже по течению - в Судан и Египет. По мнению Каира, это может привести к катастрофическим последствиям в Египте, где водоснабжение населения, работа ирригационных сооружений и других жизненно важных объектов экономики и социальной сферы напрямую зависит от объемов используемой нильской воды.
16 Ряд стран, включая США, а также региональные организации, в т.ч. Африканский Союз, предпринимали попытки оказать содействие разрешению кризисной ситуации, но все они успеха не имели. По-видимому, требуется иной, более широкий, сбалансированный и выверенный формат «добрых услуг». И таким инструментом могут быть многосторонние механизмы «водной дипломатии» и кризисного менеджмента.
17 МНОГОСТОРОННиЙ ФОРМАТ РЕШЕНИЯ ВОДНЫХ ПРОБЛЕМ
18 В марте 2021 г. Ассоциация российских дипломатов выступила с инициативой формирования или, более точно, - воссоздания многосторонней рабочей группы по водным ресурсам на Ближнем Востоке. На заседании международного Валдайского клуба 31 марта 2021 г. эту инициативу поддержал министр иностранных дел РФ С.В.Лавров.
19 Надо сказать, такого рода структура была в свое время создана в рамках мирного ближневосточного процесса, старт которому был дан в конце октября - начале ноября1991 г. в Мадриде. В январе 1992 г. в Москве на совещании с участием министров иностранных дел стран-коспонсоров мадридского мирного процесса - РФ и США - были образованы 5 рабочих групп: по вопросам региональной безопасности, экономическому сотрудничеству, беженцам, по экологии и водным ресурсам.
20 В мероприятиях Рабочей группы по водным ресурсам (РГВР) принимали участие (помимо РФ и США как коспонсоров) делегация Евросоюза, представители Алжира, Бахрейна, Египта, Израиля, Иордании, Кувейта, Мавритании, Марокко, Палестины, Катара, Саудовской Аравии, ОАЭ, Йемена, Туниса.
21 Из внерегиональных участников особую активность проявляли США, Норвегия, Швейцария. На заседаниях, как привило, присутствовал представитель Секретариата ООН. Сирия и Ливан в то время отказались участвовать в заседаниях многосторонних групп, ссылаясь на «неконструктивное поведение» в мирном процессе Израиля, однако им направлялись официальные приглашения на все мероприятия группы.
22 В период 1991-1998 гг. состоялось несколько консультативных встреч РГВР. Были предприняты шаги по созданию общего банка водных ресурсов Иордании, Израиля и Палестины - «Уотернет» под эгидой ФРГ, начал осуществляться проект формирования регионального реестра данных о соотношении ресурсной базы и потребностей в воде ближневосточных стран и реализовываться проект создания Центра опреснения морской воды в Маскате (Оман). Норвежцы разработали проект Декларации принципов сотрудничества в использовании водных ресурсов [2, с. 24].
23 Однако обострение ситуации на палестинских землях и в регионе, в целом, в 1999 г. привело к замораживанию этих проектов. Ряд стран выступили за восстановление в полном объеме динамики многостороннего процесса. Важную роль здесь играли представители Израиля.
24 Министр иностранных дел Израиля Давид Леви направил 18 июля 1999 г. министру иностранных дел РФ И.С.Иванову послание, в котором, в частности, говорилось: «…Мы собираемся возобновить многосторонний переговорный процесс, где сконцентрируемся на региональных аспектах, которые представляются важными для будущего населения региона, таких, как экономика, водные ресурсы, окружающая среда, беженцы и региональная безопасность... Верю в то, что Ваше активное содействие сделает возможным возобновление многосторонних переговоров… Оказывая поддержку, Россия, тем самым, будет играть важную роль в процессе нормализации отношений Израиля со своими соседями, а также в расширении посредством регионального сотрудничества целого ряда других вопросов, связанных с нехваткой водных ресурсов, окружающей средой и экономикой» [4].
25 В Москве поддержали эту инициативу.
26 Россия предложила провести встречу высокого уровня в Москве для практического рассмотрения вопросов возобновления деятельности рабочих групп, в т.ч. по водным ресурсам.
27 В январе 2000 г. проблематика Ближнего Востока, мирный процесс оказались в центре внимания только что ставшего и.о. президента Российской Федерации В.В.Путина. Его первой крупной международной встречей в новом качестве стало проведение в конце января - начале февраля 2000 г. совещания с участием представителей ближневосточных стран и США, на котором было решено возобновить деятельность многосторонних рабочих групп в рамках мадридского мирного процесса, в т.ч. группы по водным ресурсам. Однако вследствие последовавшего вскоре обострения отношений между палестинцами и израильтянами этот импульс не получил в дальнейшем своего развития.
28 БЛИЖНИЙ ВОСТОК: НОВЫЕ ВЕЯНИЯ, НОВЫЕ ВАРИАНТЫ РЕШЕНИЙ
29 Сегодня в ближневосточном регионе создаются качественно новые возможности для ведения мирных переговоров.
30 Установление прямых связей и нормальных дипломатических отношений между Израилем и такими арабскими странами, как ОАЭ, Бахрейн, зондажные контакты израильтян с Саудовской Аравией позволили вплотную подойти к рубежу, когда открываются перспективы взаимовыгодного объединения усилий стран региона в целях решения общерегиональных проблем, в т.ч. в улучшения снабжения населения водой.
31 С учетом этого Стратегическая сессия в Москве была сориентирована на выработке практико-ориентированных рекомендаций в сфере «водной дипломатии», развития международного сотрудничества в вопросах рационального использования водных ресурсов.
32 На встрече было оглашено послание участникам Сессии специального представителя президента РФ по Ближнему Востоку и странам Африки, заместителя министра иностранных дел РФ М.Л.Богданова, В нем отмечалось, что «российская дипломатия готова вносить свой конструктивный вклад в решение водных проблем, подключаться в двустороннем и многостороннем формате к контактам и переговорам, ставящим своей целью создание сбалансированной, высокоэффективной, трансграничной системы международного сотрудничества в интересах обеспечения водой надлежащего качества населения всех стран. Это относится, в частности, к району Ближнего Востока и Северной Африки, где дефицит воды ощущается гораздо острее, чем во многих других регионах мира». М.Л.Богданов напомнил, что именно в Москве в январе 1992 г. была создана многосторонняя группа по водным ресурсам Ближнего Востока, и возобновление деятельности такой группы могло бы помочь решению водных проблем региона.
33 Председатель Глобальной группы высокого уровня по проблемам воды и мира, экс-президент Словении Данило Тюрк отметил, что сегодня мир находится на пороге глобальной экономической катастрофы, обусловленной быстрой деградацией ситуации в мире, в т.ч. в контексте потепления и общего изменения климата, и свое весомое слово должна сказать дипломатия.
34 Д.Тюрк заявил, что сегодня дипломатия должна не ограничиваться преодолением имеющихся конфликтов и кризисов, дипломатам следует четко видеть перспективу, строить правильные, реалистичные прогнозы. Но самое главное - дипломатия должна находить оптимальные решения стоящих перед человечеством проблем, в т.ч. в сфере экологии, сохранения водных ресурсов. И здесь особое место должна играть превентивная «водная дипломатия».
35 Первые положительные примеры на этот счет уже имеются. Так, недавно четыре африканские страны - Мавритания, Сенегал, Гамбия и Гвинея-Бисау заключили соглашение относительно сотрудничества и предотвращения конфликтов в вопросах использования ресурсов подземных вод.
36 Пусть это соглашение, сказал Д.Тюрк, станет своего рода эталоном превентивной «водной дипломатии XXI века», «упреждающего» преодоления разногласий в этой сфере. При этом он отметил, что реализации стратегии «упреждающих» действий в водной сфере мешает такой субъективный фактор, как неадекватное, явно недостаточное внимание многих политиков к водным проблемам.
37 Между тем, если не принять комплекс мер, к середине XXI в. уже порядка 40% населения планеты будет жить в обстановке острого дефицита водных ресурсов, что может служить предпосылкой для конфликтов, попыток силового распределения водных ресурсов. Важно при этом учитывать, что большинство ресурсов воды имеют трансграничный характер, и это требует выверенного международно признанного механизма регулирования. Пока такое регулирование охватывает очень незначительную часть этого ресурсного потенциала.
38 Особое значение, по мнению Д.Тюрка, имеет в настоящее время урегулирование конфликта между Каиром и Аддис-Абебой в сфере распределения водных ресурсов реки Нил. Следует признать явную неудачу международных усилий в плане оказания сторонам посреднического содействия. Все дело, подчеркнул Д.Тюрк, - в отсутствии политической воли сторон в отношении достижения взаимоприемлемого компромисса - «в техническом плане выработка развязки этой проблемы особых сложностей не представляет». Он выразил мнение, что на данном этапе нужно дать еще одну попытку урегулировать проблему самим странам континента, их объединению - Африканскому Союзу.
39 В случае неудачи водной дипломатии в вопросе урегулирования отношений между столь крупными и авторитетными странами континента, какими являются Египет и Эфиопия, негативный, взрывной потенциал водных проблем на Ближнем Востоке резко возрастет.
40 Это может привести к тому, что значительная часть арабского мира может оказаться не приспособлен- ной для проживания уже в ближайшие десятилетия.
41 Д.Тюрк призвал экспертное сообщество сосредоточить свои усилия на разработке предложений по разблокированию водных кризисов для запланированной на март 2023 г. Конференции ООН в Нью-Йорке по среднесрочному всеобъемлющему обзору хода осуществления Международного десятилетия (2018-2028) действий «Вода для устойчивого развития».
42 Важные проблемы «водной дипломатии» были подняты в выступлении директора Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ А.Б.Лихачевой, которая в ходе недавней (октябрь 2021 г.) встрече международного дискуссионного Валдайского клуба имела возможность задать вопрос по водной тематике президенту Российской Федерации В.В.Путину.
43 А.Б.Лихачева выразила мнение, что характер водных проблем будет приобретать в предстоящие годы все более острый и более масштабный характер. При этом, однако, до «водных войн» дело, скорее всего, не дойдет - слишком велик конфликтный потенциал ранее сформировавшихся проблем, связанных с этно-конфессиональными противоречиями, деятельностью радикальных и экстремистских организаций, нерешенностью всего комплекса социально-экономических задач. Примером может служить конфликт в Сирии, где водные противоречия отнюдь не стали стержневой проблемой гражданского конфликта и внешней агрессии.
44 В целом, водная проблема в последние 15 лет видоизменилась - для ведущих, экономически развитых стран мира, число которых сравнительно невелико, она имеет достаточно ограниченное, технико-организационное значение. Однако для большого числа недостаточно развитых стран, многие из которых к тому же располагаются в неблагоприятных климатических условиях, обеспечение доступа к чистой воде становится самой острой проблемой.
45 Однако нерешенность водных проблем в «периферийных» регионах и странах сравнительно легко может «достигнуть» стран, благополучных с точки зрения обеспеченности водными ресурсами, - в них могут устремиться миллионы и миллионы «экологических беженцев».
46 Начало такого процесса мы, в сущности, наблюдаем уже сегодня. Вследствие этого в решении на глобальном уровне водных проблем заинтересованы все страны мира. Каждая страна должна внести свой посильный, конструктивный и весомый вклад в решение водных проблем, в развитие «водной дипломатии». России в этом контексте может принадлежать особая роль. Так, РФ могла бы разработать и апробировать на пространстве Евразийского экономического союза «модельные» схемы решения проблем распределения ресурсов трансграничных рек.
47 Россия, по мнению А.Б.Лихачевой, могла бы играть ведущую роль в сфере обеспечения заинтересованных стран данными геокосмических наблюдений. Это будет вклад в формирование «дипломатии водных данных», которая может оказать помощь в решении проблемы прогнозирования сложных ситуаций, паводков, наводнений и т.п.
48 Еще одно направление возможной активности России - построение своего рода производственной, экспортно-ориентированной цепочки: вода - продовольствие. Россия могла бы использовать свои водные ресурсы для оказания помощи странам, где ощущается нехватка воды и имеются неблагоприятные климатические условия, путем расширения поставок продовольствия, в т.ч. видов продукции, при возделывании которых требуется повышенное количество воды.
49 Касаясь «водного противостояния» Египта и Эфиопии, А.Б.Лихачева высказала мнение, что ситуация вокруг плотины «Вожрождение» в Эфиопии - это уже не только проблема отношений между Каиром и Аддис-Абебой, соотношения их политических и военных потенциалов. Для решения возникшей проблемы необходимо учитывать наличие значимых интересов третьих стран. Так, у китайских, индийских, ближневосточных компаний имеются приобретенные ими пахотные земли в Эфиопии, другие интересы в экономической сфере, в т.ч. в энергетике и ирригации.
50 Председатель Российского экологического общества Р.А.Исмаилов выразил мнение, что потенциал водной и «зеленой дипломатии» сегодня недооценен, в особенности в части, касающейся деятельности неправительственных организаций, объединений экспертного сообщества.
51 В практическом плане Р.А.Исмаилов предложил на уровне экспертного сообщества наладить подготовку и обмен данными об успешных проектах в водной сфере и использованных при их реализации технических достижениях. Пока мы имеем дело с явным дефицитом полезной информации, что ведет к неоправданному параллелизму в усилиях по нахождению оптимальных путей решения водных проблем. Нужно создать своего рода «банк данных», «банк рациональных решений» в сфере водных ресурсов и водных проблем. Этот банк будет, естественно, осуществлен в «цифровом» формате, что снижает стоимость его формирования.
52 Ссылаясь на конкретный опыт работы в странах Персидского залива в сфере опреснения воды, Р.А.Исмаилов отметил проблему отсутствия критериев и методик сопоставления технико-экономических решений в водной области, специалисты оперируют терминологией, методологией, которая по-разному трактуется в каждой из стран.
53 Российский эколог заявил, что нужно уточнить цели международной стратегии «устойчивого развития» в части, касающиеся климатических изменений. Нужно не «бороться» с климатическими изменениями, а «адаптировать» нашу экономику, всю нашу жизнь к этим изменениям. В этой работе весомую роль может сыграть «второй трек» - неправительственная международная активность, работа экспертного сообщества.
54 СОПЕРНИКИ СТАНОВЯТСЯ ПАРТНЕРАМИ: ПЕРВЫЕ УСПЕШНЫЕ ПРОЕКТЫ
55 Участники Стратегической сессии получили возможность ознакомиться с реальными многосторонними проектами, которые осуществляются уже сегодня на Ближнем Востоке в сфере «водной дипломатии», решении водных проблем.
56 Это, в частности, относится к деятельности региональной международной организации «EcoPeace Middle East», в которой «на равных» участвуют представители экспертного сообщества, специалисты из Израиля, Иордании и Палестины. Организация имеет трех директоров, представляющих каждую из этих стран.
57 Иорданский директор «EcoPeace Middle East» Яна Абу Талеб отметила, что представляемая ею организация стремится подать пример согласованной работы специалистов разных стран в условиях крайней ограниченности в регионе водных ресурсов. Для достижения успеха требуется установление прочных контактов со специалистами, получение кредита доверия у населения, активное ведение работы на уровне муниципалитетов, структур низового звена государственного управления.
58 С другой стороны, нужен «выход» на политическое руководство, законодателей с тем, чтобы иметь возможность способствовать появлению практико-ориентированных законодательных актов, создающих правовую базу успешной работе на водном направлении.
59 Стратегия «EcoPeace Middle East» заключается в том, чтобы формировать понимание необходимости, совместной заинтересованности представителей разных стран в решении общих проблем в сфере водных ресурсов, получении на этой основе общих практических результатов в интересах населения.
60 В 2015 г. организация «EcoPeace Middle East» опубликовала первый доклад, посвященный комплексному, трансграничному развитию водной инфраструктуры субрегиона бассейна реки Иордан (территории Израиля, Иордании, палестинского самоуправления), в котором было предусмотрено 127 конкретных общих проектов в водной сфере1.
1. Master Plan. >>>>
61 В практическом плане «EcoPeace Middle East» сегодня довольно эффективно работает над созданием схем дополнения усилий друг друга в вопросах водной инфраструктуры. Так, израильтяне и палестинцы занимаются производством опресненной воды, а иорданская сторона обеспечивает поставку необходимых объемов электроэнергии. Стороны также надеются на то, что Израиль будет готов предоставить свои новые возможности в газовой сфере для расширения трансграничного содействия водным проектам.
62 Большое значение имеют вопросы образования, воспитания подрастающего поколения в духе готовности к взаимным компромиссам и совместной работы в интересах решения насущных проблем развития.
63 В регионе очень рассчитывают на весомую роль России в реализации этих планов. Как отметила Яна Абу Талеб, в Египте энергия построенной при содействии Москвы Высотной Асуанской плотины и сегодня играет решающую роль в обеспечении потребностей населения и экономики АРЕ. «Важно, чтобы в регионе появлялись новые такого рода объекты, построенные при содействии России», - сказала она.
64 Соучредитель и израильский директор международной водной и экологической организации «EcoPeace Middle East» Гидон Бромберг заявил, что сегодняшние достижения в сфере технологий позволяют принципиально изменить существо подходов сторон на Ближнем Востоке к решению проблем воды.
65 30 лет назад, когда ближневосточный мирных процесс только начинался, проблема воды выглядела только как проблема распределения крайне ограниченных естественных ресурсов водоемов и подземных вод. Стоимость 1 куб. м опресненной воды составляла тогда $4, сегодня же она не превышает $0,4. Теперь договоренности должны строиться не на основе раздела ограниченных ресурсов традиционных источников воды, а на проработке вопросов совестного производства воды с помощью самых современных опреснительных технологий.
66 Г.Бромберог также подчеркнул новую степень взаимозависимости всех стран субрегиона. Неочищенные стоки, идущие в Средиземное море с территорий, находящихся под административным управлением палестинцев, создают неудобства и для израильтян. Поэтому налицо общая заинтересованность в решение имеющихся экологических, водных проблем. Он выступил в поддержку предложения Москвы о воссоздании многосторонней рабочей группы по водным проблемам на Ближнем Востоке.
67 Израильский эколог выразил мнение, что успешная работа такой группы может иметь огромное значение для региона ввиду того, что позволит отойти от унаследованной из прошлого логики ведения дел на Ближнем Востоке: или договариваться обо всем сразу, или не договариваться вообще.
68 Постепенное практическое решение реальных проблем в сфере воды может подвести стороны к новой, гораздо более продуктивной логике: двигаться небольшими шагами вперед, добиваясь на постоянной основе улучшения жизни людей. Такая логика будет вести к возникновению доверию сторон друг к другу, без чего невозможно установление прочного мира на Ближнем Востоке.
69 В.В.Вишнякова, руководитель Департамента зарубежного регионоведения Факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ, рассказала, что на базе ВШЭ создается кадровый кластер специалистов для работы в экономических структурах в странах Ближнего Востока. Часть из них специализируется на водных проблемах. Подготовлен к публикации сборник, в котором студентами, входящими в кадровый кластер, поднимаются актуальные вопросы «водной дипломатии».
70 Руководитель отдела изучения Израиля и еврейский общин ИВ РАН Д.А.Марьясис отметил, что страны региона Ближнего Востока не только нуждаются в традиционной помощи и содействии внерегиональных держав, сегодня им тоже есть что сказать и каким опытом поделиться. В этой связи он подчеркнул, что в Израиле в 2000-е гг. произошла подлинная революция в технологиях использования воды, в т.ч. на уровне муниципалитетов. Израильский опыт водосбережения используется сегодня, в частности, во многих городах Китая.
71 Как полагает Д.А.Марьясис, на Ближнем Востоке мог бы быть создан своего рода региональный водный орган, скажем, Ближневосточный Водный совет, который, с одной стороны, мог бы взять под свою «опеку» наиболее важные составляющие национальных и региональных водных систем, а с другой - помог бы наладить взаимодействие региональных и внерегиональных стран в водной сфере, в особенности - в вопросах внедрения передовых технологии водопользования, водосбережения, управления водным хозяйством.
72 На сессии также выступили: Генеральный директор Международной ассоциации озерных регионов А.Н.Тимченко, представитель США в Управлении водными ресурсами МБРР Андерс Джангер, представитель Женевского водного Центра Каролин Пеллатон, профессор МГИМО-университета С.А.Чернявский, палестинский эколог Нада Мадждалани.
73 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
74 Участники дискуссии в ходе работы Стратегической сессии высказались в пользу реализации инициатив в сфере водной дипломатии, направленных на недопущение конфликтов, заявили о своей готовности в практическом плане поддержать идею формирования рабочей многосторонней группы по водным проблемам Ближнего Востока.

References

1. Message of the UN Secretary-General on the occasion of World Water Day. United Nations website, 22.02 2021 (In Russ.)

2. "Water drama in the context of global transformations". Moscow- Geneva, 2021, 108 p. (In Russ.)

3. Water Governance in the Arab Region. Managing scarcity and securing the future. UNDP. New York, 2013, p. IV.

4. Archive of the Foreign Policy of the Russian Federation. Foundation 89. Israel, inventory 57, case 7, folder 69. (In Russ.)

5. Bragin A.N. 2012. Ethiopia: “The Great Renaissance Dam”. Aziya i Afrika segodnya. № 1. (In Russ.)

Comments

No posts found

Write a review
Translate