Russia-Africa Business Dialogue at SPIEF 2021: Trends, Problems and Prospects for Russian-African Cooperation
Table of contents
Share
Metrics
Russia-Africa Business Dialogue at SPIEF 2021: Trends, Problems and Prospects for Russian-African Cooperation
Annotation
PII
S032150750015932-7-1
DOI
10.31857/S032150750015932-7
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Irina Abramova 
Occupation: Director of Institute
Affiliation: Institute for African Studies, Russian Academy of Sciences
Address: Moscow, 30/1, Spiridonovka Str., Moscow 123001, Russian Federation
Edition
Pages
5-15
Abstract

More than a year and a half has passed since the first Summit and the Russia-Africa Economic Forum. The crisis of “Western-style” globalization, accelerated by the coronavirus pandemic, has adjusted the formation of the Russian business strategy in the African direction. The most important areas of Russian-African cooperation in the near future are healthcare, ensuring food security, infrastructure projects, including digitalization, education and science. With what results will Russia and Africa approach the next Summit, planned for 2022? Which business strategy will meet both Russian and African interests? What Russian investment projects are already being implemented on the African continent? How are the new mechanism and tools of the Russian-African partnership formed? These and other issues on the Russian-African agenda were discussed at the Russia-Africa business dialogue, which was held on June 3, 2021 as part of the St. Petersburg International Economic Forum. This was the first major Russian African event in full-time format after the historic Russia-Africa Summit and Economic Forum, which was successfully held in Sochi on October 23-24, 2019.

The participants in the discussion concluded that Africa needs Russia to achieve the ambitious goals of the Agenda 2063, but Russia also needs Africa to implement the new development strategy of the Russian Federation, which focuses on increasing non-resource exports and technological breakthrough. The African fast-growing market, formed by the youngest population in the world, is showing an increased demand for modern Russian goods and technologies, primarily in such areas as healthcare, agriculture, infrastructure, resource development, and digital products.

To intensify cooperation, it is necessary to use the entire set of instruments of public-private partnership, to utilize the information resource at full capacity, and to develop cooperation in the field of science and education. The main thing for us now is to bring our cooperation, including in the economic sphere, to a fundamentally new level that meets the interests of our peoples. Both Russia and Africa have a lot to learn from each other, and our economic strategies can be successfully implemented if we combine our efforts.

Keywords
business dialogue Russia-Africa; SPIEF 2021; Russian strategy in Africa; Russian-African relations
Received
17.07.2021
Date of publication
23.08.2021
Number of purchasers
1
Views
375
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 100 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should sign in

Full text is available to subscribers only
Subscribe right now
Only article and additional services
Whole issue and additional services
All issues and additional services for 2021
1

ВВЕДЕНИЕ

2 После первого Саммита и Экономического форума Россия-Африка прошло более полутора лет. Кризис глобализации «западного образца», ускорившийся вследствие пандемии коронавируса, внес коррективы в формирование российской бизнес-стратегии на африканском направлении [9]. Важнейшими сферами российско-африканского сотрудничества на ближайшую перспективу становятся здравоохранение, обеспечение продовольственной безопасности, инфраструктурные проекты, включая цифровизацию, образование и наука.
3 С какими итогами Россия и Африка подойдут к следующему Саммиту, который планируется провести в 2022 году? Какая бизнес-стратегия будет отвечать и российским и африканским интересам? Какие российские инвестиционные проекты уже реализуются на Африканском континенте? Как формируется новый механизм и инструментарий российско-африканского партнерства [4]?
4 Эти и другие вопросы российско-африканской повестки обсуждались на бизнес-диалоге Россия-Африка, который состоялся 3 июня 2021 г. в рамках Петербургского международного экономического форума1. Это было первое крупное российско-африканское мероприятие в очном формате после исторического Саммита и Экономического форума Россия-Африка, успешно прошедшего в г. Сочи 23-24 октября и собравшего около 10000 участников2.
1. В рамках ПМЭФ-2021 состоялся бизнес диалог Россия-Африка. >>>> (accessed 18.06.2021)

2. В Сочи завершился саммит Россия-Африка. >>>> (accessed 21.06.2021)
5

БИЗНЕС-ДИАЛОГ РОССИЯ-АФРИКА ВЫЗВАЛ БОЛЬШОЙ ИНТЕРЕС НА ПМЭФ-2021

6 Модератором бизнес-диалога выступила директор Института Африки РАН, руководитель Научного совета при Секретариате Форума партнерства Россия-Африка, член-корреспондент РАН И.О.Абрамова. В своем кратком вступительном слове она отметила большой интерес российского бизнеса к африканской тематике, подчеркнула необходимость перехода от формулировки целей и задач российской политики на африканском направлении к реализации конкретных проектов и разработке механизма и инструментария взаимовыгодного сотрудничества, а также напомнила присутствующим о том огромном вкладе, который внесли российские ученые-африканисты, в частности, сотрудники Института Африки РАН, как в разработку стратегии Российской Федерации, реализуемой на Африканском континенте [2], так и в подготовку Саммита и Экономического форума Россия-Африка.
7 Бизнес-диалог вызвал большой интерес как с африканской, так и с российской стороны. В нем в качестве докладчиков приняли участие премьер-министры ЦАР и Руанды, вице-спикер парламента ДРК, министр международного сотрудничества АРЕ, представители африканских банковских и промышленных структур. В отличие от предыдущих сессий по африканской тематике, на ПМЭФ, наряду с заместителем министра иностранных дел, специальным представителем президента РФ по странам Африки и Ближнего Востока М.Л.Богдановым, который традиционно участвует в подобных мероприятиях, Россию на бизнес-диалоге представляли руководители крупнейших российских компаний, успешно реализующих крупные инвестиционные проекты в Африке, - АО «Трансмашхолдинг», ОАО «Российские железные дороги», АО ОХК «УРАЛХИМ», а также представители законодательной власти России, Российского экспортного центра и руководители Координационного комитета по экономическому сотрудничеству со странами Африки (АФРОКОМ) и Ассоциации экономического сотрудничества со странами Африки (АЭССА).
8 Участие всех заинтересованных и квалифицированных игроков позволило перевести дискуссию в конкретное русло и ответить на вопрос, что же нужно изменить в отношениях России и Африки, чтобы добиться конкретных результатов и решить те важнейшие задачи, которые возникают перед нашими государствами в современную эпоху трансформации мирового порядка.
9

ПОЛТОРА ГОДА ПОСЛЕ САММИТА РОССИЯ-АФРИКА: ЧТО УЖЕ СДЕЛАНО?

10 Бизнес-диалог Россия-Африка открыл премьер-министр Центральноафриканской Республики Фирмен Нгебада. Он подчеркнул, что сотрудничество между Россией и ЦАР успешно развивается на политическом и дипломатическом направлениях, а также в сфере безопасности. Однако уровень экономического взаимодействия остается крайне низким. ЦАР - богатая природными ресурсами страна, которая ждет российских бизнесменов. Чтобы сделать деловой климат более привлекательным, руководство Центральноафриканской республики приняло решение о совершенствовании судебной системы и о переработке Инвестиционной хартии страны. Главная задача экономического развития ЦАР - ускоренный рост производственного сектора экономики, в первую очередь, горнодобывающей и обрабатывающей промышленности. Именно в этих областях власти рассчитывают на приток российских инвестиций. В октябре 2020 г. Ф. Нгебада посетил с официальным визитом Министерство промышленности и торговли РФ, где обсудил все эти вопросы с руководством3 и выразил надежду, что уровень экономического сотрудничества двух государств возрастет в ближайшие годы.
3. Денис Мантуров провел встречу с премьер-министром ЦАР Фирменом Нгребада. >>>> (accessed 18.06.2021)
11 М.Л.Богданов в своем докладе отметил, что бизнес-диалог Россия-Африка проходит накануне ежегодных консультаций министров иностранных дел России и стран «Афротройки» в преддверии второго саммита Россия-Африка, который планируется провести в следующем году.
12 Он подчеркнул, что столь высокий уровень представительства еще раз свидетельствует о том, что на сегодняшний день интенсификация российско-африканских связей находится в фокусе внимания как правительства РФ, так и наших африканских партнеров. При этом заданный по итогам первого саммита тренд на всестороннее развитие наших отношений удалось сохранить даже в условиях пандемии COVID-19 и связанных с ней ограничений, а главное - придать ему новое качество.
13 Как отметил в своем поздравительном послании по случаю Дня Африки президент РФ В.В.Путин, «в России ценят традиционно дружественные отношения с африканскими партнерами, неизменно поддерживают их усилия, направленные на урегулирование локальных конфликтов, на противодействие терроризму, наркотрафику, эпидемическим заболеваниям и другим вызовам региональной и глобальной безопасности»4.
4. Поздравление главам государств и правительств стран Африки. >>>> (accessed 19.06.2021)
14 В стратегической перспективе в устойчивом развитии африканских стран на основе «Повестки 2063»5 важную роль будет играть привлечение российских экономоператоров, как крупных, так и представителей среднего и малого бизнеса, которым МИД готов оказывать всемерную поддержку.
5. Agenda 2063: The Africa We Want. >>>> (accessed 18.09.2021)
15 При этом, если в ходе первого саммита была выработана концептуальная повестка нашего нового взаимодействия, то сейчас нам предстоит наполнить ее конкретными проектами. В этой связи российская сторона рассчитывает на инициативные предложения наших африканских коллег по проработке долгосрочных комплексных инициатив, способных внести существенный вклад в построение взаимовыгодных торгово-экономических связей.
16 М.Л.Богданов указал на необходимость интенсифицировать наше сотрудничество за счет создания новых фундаментальных механизмов поддержки российского бизнеса в Африке путем проведения т.н. «экономической дипломатии», которая заключается в тесной кооперации МИД с российскими профильными министерствами и организациями - Минпромторгом, Минэкономразвития, торгово-промышленными палатами, Российским экспортным центром, Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП), Ассоциацией экономического сотрудничества со странами Африки (АЭССА), Координационным комитетом по экономическому сотрудничеству со странами Африки (АФРОКОМ) и др.
17 М.Л.Богданов проинформировал участников бизнес-диалога, что в 2020 г. в МИД России был сформирован Секретариат Форума партнерства Россия - Африка, который стал головным координирующим органом по организации предстоящих саммитов и налаживанию эффективного российско-африканского политического и экономического взаимодействия. 
18 Что касается конкретных предложений по наполнению нашего взаимодействия с Африкой, они прорабатываются Координационным, Общественным и Научным советами при Секретариате Форума. В них представлены министерства, ведомства, деловые, научные и общественные организации, участвующие в развитии отношений с Африканским континентом.
19 М.Л.Богданов отметил растущий интерес к Африке экспертного и делового сообщества, а также большую роль Института Африки РАН в выработке новых идей в контексте подготовки к предстоящему саммиту. Со своей стороны, МИД России готов делиться практическим опытом, накопленным за годы сотрудничества с этим регионом. Такая синергия взглядов, по мнению замминистра, приведет к рождению новых подходов к дальнейшему развитию российско-африканского взаимодействия.
20 С мнением М.Л.Богданова полностью согласился следующий участник дискуссии - премьер-министр Руанды Эдуард Нгиренте. Он отметил, что Россия - важнейший партнер Африки, она внесла исторический вклад в становление политической и экономической независимости африканских государств. Он подчеркнул, что сегодня мы переживаем критический период пандемии, но, несмотря на ее удары по международной торговле и инвестициям, африканские страны продолжают свое развитие, потенциал которого вполне достаточен, чтобы выполнить «Повестку 2063». По словам Э.Нгиренте, Россия уже сыграла большую роль в достижении целей «Повестки 2063», реализуя на территории Африканского континента инфраструктурные, цифровые и технологические проекты. Премьер-министр подчеркнул, что главными конкурентными преимуществами африканских государств в формирующейся модели мирового экономического развития [8] выступают молодое население, богатейшие природные ресурсы и ускоренное внедрение современных технологий, в первую очередь цифровых, в Африке. Весьма примечательно, что совсем недавно о развитии науки и технологий в Африке писал видный российский ученый-африканист Л.Л.Фитуни [6; 7].
21 По мнению Э.Нгиренте, африканские государства испытывают потребности в российских инвестициях в приоритетные сферы развития - медицину (в т.ч. в организацию местного производства российских вакцин), в инфраструктурные проекты, включая строительство железных и автомобильных дорог, портов, аэропортов и трубопроводов, транспортировку водородного топлива, а также в цифровые технологии. Создание Африканской континентальной зоны свободной торговли облегчит приток российских товаров и услуг на континент. Премьер-министр Руанды отметил, что для реализации «Повестки 2063» понадобится не менее $120 млрд ежегодно.
22 Что касается самой Руанды, то ее экономика развивается высокими темпами - в среднем, 8% в год, а ВВП страны за последние 20 лет удвоился. Страна занимает 1-е место на Африканском континенте по показателю Doing business и создает максимально благоприятные условия для иностранных инвесторов6. Важнейшие сферы взаимодействия с Руандой для российских предпринимателей, по мнению премьер-министра, - здравоохранение, добыча полезных ископаемых, энергетика, освоение водных ресурсов, наука и образование. Именно в этих областях Россия обладает высокими конкурентными преимуществами. 
6. Country Development Cooperation Strategy (CDCS). February 20, 2020 - February 20, 2025. >>>> files/documents/1860/CDCS_Rwanda_February_2025_2.pdf (accessed 21.06.2021)
23 Э.Нгиренте подчеркнул, что сейчас наступает самое выгодное время для инвестирования в африканскую экономику, и Россия должна воспользоваться этим шансом.
24 Комментируя выступление премьер-министра Руанды, И.О.Абрамова отметила, что важнейшим направлением сотрудничества России и Африки должно стать взаимодействие в технологической и научной сферах. И здесь у РФ и Руанды накоплен богатый опыт. Модератор напомнила участникам бизнес-диалога, что в 2019 г. российская государственная корпорация Росатом подписала соглашение с руандийской стороной о создании Центра ядерной науки и технологий, а в феврале 2020 г. на базе военного госпиталя в г. Каномбе российскими специалистами был открыт современный радиотерапевтический онкологический центр. Поскольку главная задача, сформулированая в Программе развития страны до 2050 г., принятой в 2016 г., - превращение Руанды в экономику, основанную на знаниях, российские высокотехнологичные компании, а также российские ученые имеют все возможности для продвижения своих идей, технологий и производств в эту самую амбициозную африканскую страну, а в дальнейшем, используя соответствующий опыт и наработки, и в другие государства Африки.
25

РОССИЙСКИЕ АССОЦИАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ СОТРУДНИЧЕСТВА С АФРИКАНСКИМИ ГОСУДАРСТВАМИ: ПЕРВЫЙ ОПЫТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

26 Следующим на бизнес-диалоге выступил И.Н.Морозов, член комитета Совета Федерации по экономической политике и председатель АФРОКОМа (Координационного комитета по экономическому сотрудничеству со странами Африки)7.
7. События AFROCOM. >>>> (accessed 21.06.2021)
27 Сенатор подчеркнул, что все 85 регионов РФ стремятся расширить свои экспортные возможности, и быстро растущие африканские рынки с этой точки зрения обладают для них большой привлекательностью. К сожалению, Россия, свернувшая до минимума свои отношения с Африкой 30 лет назад, сегодня сталкивается на Африканском континенте с многочисленными конкурентами - как традиционными (Европа, США), так и новыми (Китай, Индия, Бразилия, Турция, ОАЭ, Саудовская Аравия и др.). Для успеха в острой конкурентной борьбе необходимо, в первую очередь, разработать новое законодательство в экспортной сфере с учетом интересов российских производителей. Нужны новые механизмы использования такого инструмента, как концессии, развитие встречной торговли, переход на расчеты в национальных валютах. И.Н.Морозов заверил участников сессии, что работа над соответствующими законами уже ведется и в Совете Федерации, и в Государственной Думе.
28 Китай уже сегодня начал «обкатку» в Африке электронного юаня, и это, безусловно, вызов для России. И.Н.Морозов выразил надежду, что появление электронного рубля будет способствовать проникновению российских банков на Африканский континент.
29 Сенатор подчеркнул, что необходима локализация российских производств в африканских странах. Но тут возникает вопрос, а кто и как будет эту локализацию финансировать и какие механизмы при этом будут использоваться? По мнению И.Н.Морозова, Российский экспортный центр не обладает на сегодняшний день необходимыми инструментами для реализации этой задачи. Ее может решить созданный государством специальный инвестиционный фонд. Подобные инвестиционные фонды уже есть у всех наших конкурентов. В рамках его деятельности можно будет также рассматривать возможности применения такого инструмента, как концессии, и минимизировать риски, связанные с его использованием. Кроме того, необходимо создавать «опорные точки» российского бизнеса в Африке в приоритетных странах. Такими точками могут стать торговые дома и выставочно-ярмарочные площадки, в организации которых может принять участие РЭЦ и другие заинтересованные стороны.
30 И.Н.Морозов сообщил присутствующим, что в настоящее время АФРОКОМ занимается организацией торгового дома в Уганде, где будет представлена разнообразная продукция российских регионов.
31 Главным условием успешной деятельности на африканском направлении сенатор назвал тесную координацию всех заинтересованных сторон - министерств и ведомств, органов законодательной власти, представителей бизнес-структур и научного сообщества. Отдельно И.Н.Морозов отметил роль Института Африки РАН как основного штаба формирования научно обоснованной стратегии российско-африканских отношений.
32 Рания аль-Машат, министр международного сотрудничества АРЕ (с 2018 по 2019 гг. - министр туризма), дипломированный специалист по финансовой политике [10], в своем выступлении подтвердила стратегический характер российско-египетских отношений. По словам министра, около трети торгового оборота России с Африканским континентом приходится на Египет, Россия реализует в АРЕ крупные инвестиционные проекты, такие, как строительство крупнейшей в Африке атомной электростанции Ад-Дабаа, развитие железнодорожной сети страны, создание Российской промышленной зоны (РПЗ) [5]. Она выразила уверенность, что все эти проекты будут успешно завершены, подчеркнув, что пандемия COVID-19, наряду с многочисленными вызовами, открывает новые возможности, в первую очередь, привлекая внимание властей к социальным проблемам - здравоохранению, образованию, обеспечению населения чистой водой и электроэнергией, в т.ч. из возобновляемых источников. В Египте на эти цели планируется потратить в ближайшие годы $24 млрд. И в этих социально значимых областях возможно активное сотрудничество с Российской Федерацией.
33 Министр отметила, что Египет может стать для России своеобразными «воротами в Африку», т.к. имеет соглашения со всеми африканскими странами о беспошлинной торговле и льготном инвестиционном режиме и участвует в ряде инфраструктурных проектов в рамках реализации «Повестки 2063», к которым вполне могла бы подключиться Россия. Рания аль-Машат выразила надежду на скорейшее завершение переговоров по РПЗ и улаживание всех противоречий по этому вопросу между российской и египетской сторонами. Говоря о механизмах сотрудничества, она отдельно выделила государственно-частное партнерство. По ее мнению, государство через различные механизмы поддержки должно обеспечить условия для нормального функционирования частного бизнеса.
34 С этими словами полностью согласился А.В.Салтанов, председатель Ассоциации экономического сотрудничества со странами Африки (АЭССА). В своем выступлении он сообщил, что Ассоциация была создана год назад и сегодня заняла серьезную нишу среди российских бизнес-объединений по продвижению российских экономоператоров в Африку. А.В.Салтанов подчеркнул, что время разговоров закончилось, и на второй саммит Россия-Африка мы можем прийти только c конкретными проектами и контрактами. Он согласился со словами М.Л.Богданова, что российская сторона предпринимает значительные усилия на африканском направлении, но в то же время был вынужден констатировать, что этих усилий недостаточно. По мнению главы АЭССА, для совершения качественного прорыва необходима серьезная государственная поддержка и использование предыдущих успешных наработок СССР в Африке с учетом новых реалий и положительного опыта других стран.
35 Для расширения объемов продажи отечественной продукции, востребованной в Африке8, необходима организация логистических и сервисных центров в 4-5 точках Африканского континента. И здесь без господдержки в формате государственно-частного партнерства не обойтись. Опыт показывает, что ни одна частная компания не в силах решить такую задачу самостоятельно, практически всегда необходима комплексная сборка заказов разных поставщиков. Раньше эта функция возлагалась на государственные внешнеторговые компании. Создание такой компании в формате государственно-частного партнерства сможет реально обеспечить увеличение объемов российского несырьевого высокотехнологичного экспорта в Африку. 
8. Африка смотрит в сторону российских технологий. >>>> (accessed 22.06.2021)
36 По мнению А.В.Салтанова, сложнейшая задач - финансирование российских проектов. Следует признать, что российские компании проигрывают конкурентную борьбу иностранным предпринимателям в Африке, т.к. имеющихся на сегодняшний день в России механизмов финансирования проектов недостаточно. Необходимо создание государственного финансового фонда прямых инвестиций для работы российского бизнеса в африканских странах. Структура такого фонда уже проработана Ассоциацией и находится на стадии обсуждения в органах государственной власти. 
37 Крайне важная тема, подчеркнул А.В.Салтанов, - информационное продвижение российско-африканской повестки. Ее текущий уровень крайне низок, наши бизнесмены ничего не знают об экономических возможностях современной Африки, у африканцев тоже очень поверхностное и искаженное представление о России. Глава АЭССА предложил открыть бюро Russia Today в Африке и установить постоянные прямые отношения между российскими крупнейшими информационными агентствами и ведущими африканскими СМИ.
38 В этой связи Ассоциация запускает проект Единого информационного пространства Россия-Африка совместно с Фондом содействия развитию инвестиций «РК-Инвестиции», «Электронной торговой площадкой ГПБ» и компанией «Эктив Дата». Суть проекта - создание единого интернет-портала по российско-африканскому сотрудничеству с представлением различных сервисов для российских и африканских компаний по поиску контрагентов, продвижению товаров и услуг, включая туризм, а также поддержанию контактов в научной и образовательной сферах. Презентация портала намечена на октябрь 2021 г., где мы сможем представить сервисы и предложения для российских и африканских участников на ключевых языках континента. 
39 Вопрос подготовки африканских кадров - один из приоритетных для продвижения российского бизнеса в Африку. В этой связи АЭССА в координации с компанией «Иннопрактика» и при финансовой поддержке АО «Газпромбанк» реализует проект в области образования. Цель проекта - отбор африканских студентов, проходящих обучение в России, для стажировок в российских компаниях, работающих в африканских странах. Едва стартовав, Ассоциация уже получила подтверждение на участие в проекте от 6 крупных российских компаний, деятельность которых на Африканском континенте весьма активна (среди них ТМК, КАМАЗ, УРАЛХИМ, УРАЛКАЛИЙ), и от 15 вузов России в разных регионах. Результаты проекта, безусловно, будут способствовать совершенствованию программ обучения африканских студентов в России и, одновременно, удовлетворению потребностей российского бизнеса в подготовке местных кадров.
40

СЛОВО БИЗНЕСУ: УСПЕХИ И ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ В АФРИКЕ

41 Далее И.О.Абрамова передала слово руководителям российских компаний, давно и успешно работающих в Африке.
42 Первым выступил К.В.Липа, генеральный директор АО «Трансмашхолдинг» (ТМХ). TMХ обладает уникальным опытом развития производственных и сервисных площадок, востребованным и за пределами России. Сегодня компания занимает 1-е место среди производителей железнодорожного и городского рельсового транспорта в России и СНГ и 4-е - на международном рынке. Группа объединяет 100 тыс. сотрудников, 25 производственных и ремонтных заводов и свыше 100 сервисных депо по всему миру. В 2020 г. общий оборот группы ТМХ, включая сервис и управление движением, составил €5,6 млрд.
43 К.В.Липа отметил в своем выступлении, что Африка - самый быстро растущий регион мира по темпам прироста населения и урбанизации. Все это требует дальнейшего развития инфраструктуры (13 стран к югу от Сахары, в принципе, не охвачены железнодорожной сетью) и обновления подвижного состава. Прогнозы показывают, что до 2035 г. среднегодовой рост грузовых железнодорожных перевозок в Африке составит 3,7%, а пассажирских перевозок - 6,2%, что значительно превышает среднемировые показатели и открывает широкие возможности для транспортных компаний, в т.ч. и российских9.
9. Международные проекты. >>>> (accessed 22.06.2021)
44 Трансмашхолдинг успешно реализует в Африке крупные проекты. Сегодня в двух государствах континента работают полноценные дочерние компании ТМХ: TMH Egypt в Египте и TMH Africa в ЮАР. 
45 ТМХ выиграл крупнейший в истории египетских железных дорог контракт на подвижной состав. Соглашение о поставке 1300 вагонов в АРЕ стало крупнейшим событием на Экономическом форуме Россия-Африка в Сочи. На данный момент поставлено уже порядка 400 пассажирских вагонов из 1300. Причем более четверти из них - в 2021 г. Составы, сформированные из новых вагонов ТМХ, уже курсируют на направлениях Каир - Александрия (208 км), Каир - Асьют (380 км) и Каир - Сохна (473 км). Одновременно прорабатываются новые направления деятельности российской компании в Египте, включая строительство метро, поставку локомотивов, техническое обслуживание российской техники. В Российской промышленной зоне в перспективе планируется построить предприятие по производству вагонов и поставлять их в другие африканские страны.
46 Но еще более интересный проект ТМХ реализует в ЮАР. В 2018 г. компания приобрела машиностроительный завод в г. Боксбурге в 60 км от Йоханнесбурга, где сегодня работают 280 сотрудников. Предприятие производит подвижной состав, осуществляет сборку, техническое обслуживание и ремонт техники, в т.ч. сторонних производителей. Руководство ТМХ рассчитывает, что завод станет центром производства тепловозов и пассажирских вагонов для региона Южной Африки и, со временем, для всего Африканского континента. Сейчас в TMH Africa работает школа сварщиков, которая занимается подготовкой и повышением квалификации действующего и вновь нанятого персонала. В рамках программы подготовки кадров 20 сварщиков из ЮАР в декабре 2020 г. прошли стажировку на предприятии ТМХ в Твери. Они не только приобрели новые знания и навыки, но и использовали преимущества личного человеческого общения, что позволило российским и африканским партнерам лучше понять друг друга.
47 В заключение, К.В.Липа отметил, что ТМХ интересен не только экспорт готовой продукции, но и постоянное присутствие на целевых рынках, предполагающее промышленное и технологическое партнерство. ТМХ выходит на новые рынки, опираясь, в т.ч. на локальные производственные мощности. Компания не просто производит современный подвижной состав, но видит свою задачу шире - вместе с правительствами африканских стран сформировать на территории континента современную железнодорожную «экосистему». Она позволит развивать сеть поставщиков, как российских, так и местных, и одновременно обеспечит благоприятные условия для привлечения наших партнеров к проектам локализации.
48 Следующий докладчик, С.А.Павлов, первый заместитель генерального директора ОАО «РЖД» согласился с выводами К.В.Липы и подчеркнул, что РЖД сотрудничала, сотрудничает и будет сотрудничать с Трансмашхолдингом на африканском направлении.
49 РЖД рассматривает Африку как привлекательный рынок с высоким потенциалом10. Это обусловлено растущей потребностью населения и промышленности континента в железнодорожной инфраструктуре. Сегодня страны Африки выходят на лидирующие позиции по многим важным социальным и экономическим показателям. Сохранить эту динамику развития на перспективу будет невозможно без железных дорог [3].
10. РЖД изучают рынок Африки. >>>> (accessed 22.06.2021)
50 По своей эффективности железная дорога кратно превосходит другие виды транспорта и очень выгодна для перевозки больших объемов грузов. При этом железнодорожный транспорт - наиболее экологически чистый по сравнению с автомобильным и авиационным транспортом. Например, в России около 40% пассажирооборота осуществляется железнодорожным транспортом, в то время как на железные дороги приходятся не более 2% всего объема выброса парниковых газов в стране. 
51 Экспортные возможности холдинга «РЖД» включают такие высокотехнологичные продукты, как оборудование и IT-решения для управления перевозками и инфраструктурой, а также квантовые технологии передачи данных. Все эти направления бизнеса предлагаются под брендом «РЖД» и по желанию заказчика могут быть «упакованы» в единый проект, преимущества которого мы и предлагаем Африке. В Африке холдинг «РЖД» уже представлен дочерней транспортно-логистической компанией GEFCO.
52 Два года назад на первом экономическом форуме Россия-Африка компания заключила соглашения с транспортными ведомствами четырех государств: Нигерии, Египта, Конго и Анголы. Во время бизнес-диалога Россия-Африка на полях ПМЭФ С.А.Павлов подтвердил интерес холдинга к африканскому континенту, но уточнил, что географические приоритеты при этом изменились. В нынешних экономических условиях наибольший интерес для ОАО «РЖД» представляют такие страны, как Египет, Танзания, Гана, Ботсвана и Марокко.
53 «РЖД» ведет активную подготовку к реализации инфраструктурных проектов в Египте. Специалистами этого холдинга совместно с локальными компаниями-партнерами проведено обследование египетских железных дорог. В частности, прорабатывается проект по обслуживанию национальной железнодорожной инфраструктуры Египта. 
54 Определенные перспективы есть и в Танзании. На полях Саммита Россия-Африка прошли переговоры с премьер-министром Танзании Кассимом Маджаливой, на которых танзанийская сторона сообщила о заинтересованности в привлечении ОАО «РЖД» к развитию железнодорожной сети страны. 
55 При этом, как отметил С.А.Павлов, изучая африканский рынок, компания столкнулась с тем фактом, что преобладающее число железнодорожных проектов в Африке реализуется, либо имеет тенденцию структурироваться национальными правительствами в формате концессий. Такой формат предполагает значительные инвестиции со стороны заинтересованного бизнеса при всех сопутствующих рисках. 
56 Кроме того, законодательство, регулирующее государственно-частное партнерство в африканских странах, требует совершенствования, особенно в части защиты интересов иностранных инвесторов. 
57 Ситуацию осложняет и то, что текущие меры российской экспортной поддержки (лимиты АО «ЭКСАР») по ряду африканских государств весьма ограничены. Это сужает и возможности нашего участия в крупных инвестиционных проектах, к которым относится строительство железных дорог. Руководство РЖД видит выход из этой ситуации в активной работе с региональными и международными институтами развития, а также в привлечении к партнерству как локальных бизнесов, так и российских компаний, присутствующих за рубежом и заинтересованных в эффективных транспортных решениях.
58 Таким образом, может быть обеспечено адекватное распределение рисков и привлекательные для заказчика условия заемного финансирования. Так, компания тесно взаимодействует с Афрэксимбанком. «Здесь, на полях ПМЭФ, мы провели переговоры с исполнительным директором Афрэксимбанка и обсудили наши дальнейшие шаги. В июле встречаемся и выберем один из нескольких проектов и начнем по нему работать», - заявил С.А.Павлов [1]. Он подчеркнул, что участие профильных финансовых институтов имеет принципиальное значение для развития масштабных проектов строительства африканских железнодорожных магистралей. Важно преодолеть декларативный характер подобных инициатив и придать дополнительный импульс практической работе по инфраструктурным проектам на Африканском континенте. 
59 Ключевую роль в развитии железных дорог играют национальные правительства и профильные министерства. Они формируют инвестиционный климат и нормативно-правовую среду. Инвестиции в железные дороги всегда осуществляются с участием государства, которое помогает привлекать средства, обеспечивает гарантии инвесторам. Их поддержка также очень важна.
60 В заключение, С.А.Павлов подчеркнул, что для решения задач комплексного развития африканских государств необходимо создавать современные железнодорожные транспортные системы, которые обеспечивают весь набор услуг, начиная с организации движения и логистики и заканчивая управлением системами связи и квантовыми технологиями передачи данных. Именно такие системы отвечают потребностям растущей африканской экономики. Все соответствующие технологии в России есть, и РЖД готова к работе с африканскими правительствами и железнодорожниками.
61 Предоставляя слово Д.В.Коняеву, председателю совета директоров АО ОХК УРАЛХИМ, И.О.Абрамова отметила, что вопросы продовольственной безопасности для африканских стран в эпоху пандемии приобретают особую актуальность. УРАЛХИМ активно способствует развитию африканского аграрного сектора, нарастив за последние несколько лет объемы поставок удобрений в Африку в 5 раз - до 750 тыс. т в год. Модератор поинтересовалась, готова ли компания - лидер по внедрению цифровых технологий в сельское хозяйство - делиться своими наработками с африканскими партнерами.
62 Д.В. Коняев согласился с модератором, что вопрос обеспечения продовольствием - один из острейших на Африканском континенте, особенно в период пандемии COVID-19 и осуществления карантинных мероприятий. По его словам, к 2050 г. в Африке будет проживать более 2 млрд человек, или 25% мирового населения. Между тем, средний рацион африканца на сегодняшний день составляет 1800 килокалорий, в то время как в развитых странах этот показатель достигает 3500. При этом Африка обладает уникальными возможностями для развития сельского хозяйства (там можно собирать по 3-4 урожая в год и выращивать как продовольственные, так и технические культуры), но остается нетто импортером продовольствия.
63 Дело в том, подчеркнул Д.В.Коняев, что сельское хозяйство ведется там, в основном, традиционными методами, без использования современных аграрных технологий. Например, на каждый га сельхозугодий в Африке вносится, в среднем, всего 17 кг удобрений, что в 10-15 раз меньше, чем в развитых государствах.
64 Для активизации сотрудничества с африканскими странами в сельскохозяйственной сфере российским компаниям необходимо обратить внимание на 4 момента. Первое - это локализация производства на континенте, именно в этом заинтересованы африканские партнеры. УРАЛХИМ начал реализацию двух таких проектов - в Анголе и Мозамбике. Второе - расширение присутствия России не только на уровне крупных поставок ФОБ, но и на рынке дистрибуции, т.е. доведения продукции непосредственно до каждого потребителя. Третье - подготовка кадров. Африканские фермеры должны быть обучены правильно использовать российскую продукцию, в частности удобрения. И, наконец, активное внедрение в аграрный сектор цифровых технологий. По словам Д.В.Коняева, в этой сфере в Африке есть очень много интересных стартапов.
65 Что мешает развитию нашего сотрудничества? По мнению Д.В.Коняева, это отсутствие государственного института развития по поддержке российского бизнеса в Африке. Это может быть фонд, агентство или другая структура, которая бы обеспечивала субсидирование ставок по кредитам, брала на себя страховые риски и осуществляла софинансирование бизнес-проектов на этапе их реализации. Затрудняет взаимодействие и отсутствие двусторонних соглашений с рядом африканских стран о защите инвестиций и отсутствии двойного налогообложения. И, наконец, низкий уровень прямых контактов между российскими и африканскими компаниями. И здесь необходимо активизировать деятельность межправкомиссий (МПК), увеличить их число и расширить функции, а также обеспечить поддержку российских компаний со стороны МИД РФ.
66

ДИСКУССИЯ НА БИЗНЕС-ДИАЛОГЕ РОССИЯ-АФРИКА: НОВЫЕ ИДЕИ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

67 Конкретный разговор на тему, что способствует и препятствует российско-африканскому сотрудничеству, продолжили дискутанты из зала. Первым взял слово Н.В.Гусаков, генеральный директор АО «Эксар» - Российского агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций11. Основная цель «Эксар» - поддержка российского высокотехнологичного экспорта и инвестиций за рубеж посредством страхования предпринимательских и политических рисков. Глава агентства отметил, что за прошедшие после Саммита Россия-Африка полтора года на африканском направлении сделать удалось намного меньше, чем планировалось. В рамках объявленной на Экономическом форуме Россия-Африка финансовой платформы объемом $5 млрд для активизации товарооборота со странами Африки, удалось реализовать только 2 сделки объемом $50 млн.
11. Развитие страхового инструментария. >>>> (accessed 23.06.2021)
68 Карантинные меры не позволили организовать бизнес-миссии на Африканский континент (только 3 мероприятия за этот период прошли онлайн) и принимать участие в выставочных мероприятиях. Однако дело не только в пандемии COVID-19, но и в отсутствии информации об особенностях ведения бизнеса в Африке у российских предпринимателей, а также в незнании российских продуктов и технологий с африканской стороны. При этом глава «Эксар» согласился с предыдущими выступающими, что нет четкой регуляторики наших взаимоотношений как на законодательном уровне, так и на уровне практических шагов. Он отметил растущий интерес российского бизнеса к Африке, подчеркнув, что российские коммерческие банки готовы финансировать проекты в Африке под страховые гарантии «Эксар». Важной, по мнению Н.В.Гусакова, является такая форма, как акционерное финансирование. Российским компаниям нужны африканские инвестиционные партнеры и институциональная поддержка. Что касается создания государственного инвестиционного фонда Россия-Африка, то тут надо оценить все риски, хотя, безусловно, его появление может дать большой мультипликационный эффект для развития наших отношений.
69 В свою очередь, директор по связям с клиентами Афрэксимбанка12 Рене Авамбенг, подчеркнул, что банк уже имеет партнерские соглашения с российскими корпорациями ПАО «Компания «Сухой», РЖД, УРАЛКАЛИЙ, Трансмашхолдинг и участвует в реализации их проектов на Африканском континенте, в частности в Замбии, Анголе и Мозамбике.
12. About us. >>>> (accesssed 23.06.2021)
70 Наиболее перспективными направлениями сотрудничества с Россией Р.Авамбенг назвал технологическую сферу, здравоохранение, кибербезопасность, сельское хозяйство и инфраструктуру. Для преодоления «информационного разрыва» между Россией и Африкой Афроэксимбанк создал специальное информационное бюро для российских торговых операторов. Р.Авамбенг вспомнил о том огромном вкладе, который внес СССР в борьбу африканских государств за политическую независимость и выразил надежду, что современная Россия окажет мощную поддержку странам Африки в их битве за экономическую самостоятельность.
71 Выступивший следом Джошуа Сетипа, управляющий директор Банка технологий ООН для наименее развитых стран13, который был создан совсем недавно, в 2018 г., отметил большую роль научной дипломатии и необходимость формирования «экономики знаний» на Африканском континенте. По его мнению, сотрудничество с российскими учеными и передача российских технологий могут вывести развитие Африки на совершенно новый уровень. Дж.Сетипа отметил, что инновационный потенциал континента достаточно высок, а в сфере онлайн финансов Африка занимает передовые позиции в мире и может поделиться своим опытом с Россией.
13. Technology Bank for the Least Developed Countries. >>>> (accessed 23.06.2021)
72 Заместитель председателя Комитета ГД по международным делам А.В.Чепа рассказал участникам бизнес-диалога, что с использованием наработок российской компании Seldon разрабатывается уникальный продукт в области международного сотрудничества, созданный на основе искусственного интеллекта и самых последних цифровых технологий - торгово-инвестиционная платформа «Россия-Африка». Платформа формирует юридически значимые документы в электронном виде, без бумажного документооборота в любой точке земного шара. С помощью электронной подписи можно заключать сделки дистанционно в соответствии с законодательством каждой из стран, а также производить электронное таможенное оформление. Запуск торгово-инвестиционной платформы планируется в 2022 г. к открытию второго Саммита «Россия-Африка».
73 В конце дискуссии выступил Витал Боневезизи, вице-спикер парламента ДР Конго, председательствующей в этом году в Африканском Союзе (АС). Он поблагодарил руководство РФ за предоставленную президенту ДРК, Феликсу Чисекеди, возможность выступить с видеообращением на торжественном открытии ПМЭФ-2021. В.Боневезизи подчеркнул, что ДР Конго, вторая по территории страна Африки с населением более 100 млн человек, обладает уникальными богатствами, включая огромные запасы руд металлов (кобальт, колтан, золото, алмазы, бериллий и др.), леса, сельскохозяйственные угодья и водные ресурсы. Руководство ДР Конго очень много делает для обеспечения безопасности, особенно на Востоке страны и надеется на вклад России в развитии инфраструктуры, в первую очередь, дорог и портов, в освоение природных ресурсов и в борьбу с природными катастрофами, одну из которых (извержение вулкана) страна переживает прямо сейчас.
74

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

75 В заключение, И.О.Абрамова подвела итоги заседания, отметив, что Россия нужна Африке для достижения амбициозных целей «Повестки 2063», но и Африка нужна России для реализации новой стратегии развития РФ, которая делает акцент на увеличении несырьевого экспорта и технологическом прорыве. Африканский быстрорастущий рынок, формируемый самым молодым населением в мире, предъявляет повышенный спрос на современные российские товары и технологии, в первую очередь, в таких сферах, как здравоохранение, сельское хозяйство, инфраструктура, освоение ресурсов, цифровые продукты.
76 Для активизации сотрудничества необходимо использовать весь набор инструментов государственно-частного партнерства, на полную мощность задействовать информационный ресурс, развивать сотрудничество в сфере науки и образования. Для нас сейчас главное - вывести наше взаимодействие, в т.ч. в экономической сфере, на принципиально новый уровень, отвечающий интересам наших народов. И России, и Африке есть, чему поучиться друг у друга, а наши экономические стратегии могут быть реализованы, если мы объединим свои усилия.
77 Перед Россией и Африкой стоят сегодня амбициозные задачи. Но все они вполне реализуемы и могут создать ту основу для российско-африканских отношений, которая так нужна и россиянам, и африканцам, и перевести их на новый стратегический уровень. 

References

1. Abdrimova M., Lezhneva A. 2021. Gateway to Japan and Africa. Gudok. № 97 (27191). (In Russ.). https://gudok.ru/newspaper/?ID=1567330 (accessed 06/22/2021)

2. Abramova I., Fituni L. 2019. Russia’s New Strategy in the African Direction. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya. № 12. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.20542/0131-2227-2019-63-12-90-100

3. Barinov A.K., Sharova A.Yu. 2021. Infrastructure development in Africa (East African transport). Aziya i Afrika segodnya. № 7. (In Russ.). DOI: 10.31857/S032150750015770-9

4. Volkov S. 2020. A New Epoch in the Development of Russian-African Cooperation. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya. № 12. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.20542/0131-2227-2020-64-12-113-122

5. Volkov S.N., Sharova A.Yu. 2018. The Role of the Electricity Sector in the Economic Development of Egypt. Outlines of global transformations: politics, economics, law. № 5. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.23932/2542-0240-2018-11-5-86-104

6. Fituni L. 2021. Science, technology and innovation in Africa: Stereotypes, realities and prospects. Aziya i Afrika segodnya. № 4. (In Russ.). DOI:10.31857/S032150750014642-8

7. Fituni L. 2021. Russian-African cooperation in science and technology: strategic and operational contexts. Aziya i Afrika segodnya. № 5. (In Russ.). DOI: 10.31857/S032150750015008-0

8. Fituni L., Abramova I. 2012. Patterns of World Economic Development Models Formation and Change. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya. № 7. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.20542/0131-2227-2012-7-3-15

9. Fituni L., Abramova I. 2020. Developing Countries in the Political Economy of the Post-Coronavirus World. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya, № 9. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.20542/0131-2227-2020-64-9-5-14

10. Al-Mashat R. 2011. The Evolution of Monetary Policy in Egypt and Steps towards Inflation Targeting. In Cobham D., Boughzala M. (eds.). Inflation Targeting in MENA Countries: An Unfinished Journey. Palgrave Macmillan, London, pp. 230-255. DOI: 10.1057/9780230316560_9

Comments

No posts found

Write a review
Translate