Sidama of Ethiopia: Ethnicity and self-determination
Table of contents
Share
Metrics
Sidama of Ethiopia: Ethnicity and self-determination
Annotation
PII
S032150750015265-3-1
DOI
10.31857/S032150750015265-3
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Roza N. Ismagilova 
Occupation: Principal Researcher
Affiliation: Institute for African Studies, Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Pages
50-56
Abstract

For the first time in Ethiopian Studies the article analyzes in detail the struggle of one of the Ethiopian people, the Sidama, for self-determination.

The article is divided into four sections. The first section “The Sidama under the conditions of ethnic federalism” analyzes the positive and negative aspects of ethnic federalism and the reasons for the discontent of the Sidama, and the causes of Sidama’s grievances. The second section “The Sidama’s struggle for self-government” provides a detailed account of the Sidama’s struggle against the policy of Amharization during the imperial period, the discrimination in Derg rule (1974-1991) and since 1991 during the period of ethnic federalism, The third sections “Referendum” is devoted to a detailed description of this important event in the life of the Sidama and their victory. Finally, in the fourth section “Post-referendum situation” the author analyzes the Constitution of the new state.

The creation of the new 10th state in Ethiopia on the ethnic basis means the strengthening of ethnic federalism in the country. It is important to stress that the author had several e-mail interviews with Sidama scholars and journalists - active participants in the Sidama’s movement for self-determination on the topic of post-referendum events.

Keywords
Ethiopia, ethnicity, ethnic federalism, ethnic communities, Sidama state, self-determination, traditional social institutions, professional castes, Sidama, Wolaita, Oromo, Amhara, Abiy Ahmed
Received
25.03.2021
Date of publication
11.06.2021
Number of purchasers
4
Views
548
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 100 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should sign in

Full text is available to subscribers only
Subscribe right now
Only article and additional services
Whole issue and additional services
All issues and additional services for 2021
1

ВВЕДЕНИЕ

2 20 ноября 2019 г. в Эфиопии произошло поистине историческое событие: впервые в истории страны одна из многочисленных этнических общностей страны - сидама - добилась самоуправления. На референдуме около 98% сидама проголосовали «за» создание штата Сидама. Это вызвало цепную реакцию в Штате южных народов: уже 13 этнических общностей - уолайта, гамо, кеффа и др. - требуют создания собственных штатов.
3 Центробежные процессы в стране заметно активизировались. 18 июня 2020 г. состоялась передача дел Законодательным советом Штата южных народов новому штату. 4 июля 2020 г. вступила в силу Конституция. 22 февраля 2021 г. состоялась официальная инаугурация штата Сидама. В стране появился 10-й штат. Появление еще одного этнического штата укрепляет этническую основу эфиопской федеративной системы.
4

СИДАМА В УСЛОВИЯХ ЭТНИЧЕСКОГО ФЕДЕРАЛИЗМА

5 Численность населения в Эфиопии в 2021 г. составляла более 117 млн человек1. Из них сидама насчитывают более 4,8 млн. человек (2021)2. До 2020 г. они жили в Штате южных народов, а ныне - в штате Сидама. Их этническая территория расположена в юго-западной Эфиопии,
1. >>>> (дата обращения 20.02.2021)

2. >>>> (accessed20.02.2021)
6 В 1991 г. в Эфиопии была введена система этнического федерализма. Существующие 9 штатов: Тиграй, Афар, Амхара, Оромия, Сомали, Бенишангул/Гумуз, Южные нации, национальности и народы (для краткости используется название - Штат южных народов), Народы Гамбелы, Народ Харари. Штаты - созданы по этническому признаку. Этничность стала политической идеологией и государственной доктриной.
7 В административном отношении штаты делятся на зоны. Те, в свою очередь, на вореды и Специальные вореды в соответствии с этническим составом. Самая низшая административная единица - кебеле, включает в себя несколько поселений.
8 По последней переписи 2007 г., в Эфиопии насчитывается 85 этнических групп. Этническое многообразие само по себе не служит источником конфликтогенной ситуации. Противоречия между различными этническими общностями по разным причинам обострила система этнического федерализма.
9 Прежние конфликты между этническими общностями из-за земли, пастбищ, водопоев ныне приобрели новое звучание. В основе части из них вовсе не соперничество, противостояние, межэтнические противоречия. Но выгладят они как межэтнические столкновения и во многих случаях действительно приобретают форму кровопролитных столкновений между этническими группами.
10 Один из ключевых факторов возникновения конфликтов - именно политизация этничности. Конфликты происходят не столько из-за земли или водопоев, сколько из-за борьбы за посты в органах власти - региональных и федеральных, за распределение бюджетных ассигнований, за создание новых административных единиц на узкоэтнической основе. В этом причина борьбы сидама и других этнических общностей за создание собственных штатов.
11 Источник недовольства также - законодательно закрепленная кодификация этнических общностей на «нации», «национальности» и «народы», по существу, дискриминационная. Осложняет ситуацию и деление на «титульные» и «нетитульные» национальности. В результате, такие многомиллионные народы, как амхара, оромо, тиграй и другие превратились вне своих штатов в дискриминируемые этнические меньшинства, что приводит к новым конфликтам.
12 Недовольны своим положением и сидама. В последнее десятилетие ситуация в зоне Сидама заметно ухудшилась. Клановая элита сидама была недовольна ликвидацией в 1992 г. их региона как административной единицы и создания для них зоны: она считает это ущемлением права на самоопределение, жаловалась на дискриминацию в области распределения финансов и других ресурсов. Несмотря на то, что федеральные власти пошли на ряд уступок (в региональном правительстве на большинство позиций были назначены сидама), требования создать штат продолжались.
13 Бόльшая часть сидама признательна за то, что они в состоянии развивать свою культуру и использовать свои языки в системе начального образования и в судах. Но в других случаях не видят значительных изменений в своих отношениях с правительством, не участвуют в разработке политики и их голос не слышен. Жизненный уровень сидама не изменился: высокие налоги, плата за обучение детей означают, что только немногие семьи могут обучать своих детей в средней школе, пишет эфиопский исследователь Кифле Вансамо [1, p. 171].
14 Борьба за ресурсы приводит к спорадически возникающим конфликтам между сидама и их соседями - субэтносами оромо, гуджи и аруси, а также уолайта - из-за владение городом Авасса.
15

БОРЬБА СИДАМА ЗА САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

16 Территория сидама была включена в состав будущего государства Эфиопия во время походов императора Менелика II в конце XIX в. Как и другие покоренные народы, они были людьми второго сорта. Вся власть в стране принадлежала амхара. Сидама испытывали дискриминацию, им запрещалось употреблять имена на родном языке и предлагались имена на амхарском языке. Политика амхаризации вызывала недовольство и протест сидама, поскольку разрушались их традиционные социально-политические и культурные институты. Все это постепенно привело к национализму сидама и требованиям самоопределения.
17 В период правления императора Хайле Селассие (1941-1974) они входили в полиэтническую провинцию Сидамо. В период правления Дерга3 (1974-1991) в течение шести лет (1978-1984 гг.) они боролись против режима с оружием в руках. Их борьбу возглавило Освободительное движение сидама (Sidama Liberation Movement) [2, pp. 82-84]. Погибли, по данным эфиопского ученого Шиферава Мулеты, 12 тыс. сидама. В результате, они добились контроля над тремя дистриктами - Ароресса, Бенса и Арбегона [3].
3. Временный военно-административный совет, также известный как Дерг (прим. ред.).
18 Разгром Дерга в 1991 г. означал для сидама новую эру. После прихода к власти Революционно-демократического фронта эфиопских народов (Ethiopia PeoplesRevolutionary Democratic Front, РДФЭН) в соответствии с Хартией Переходного периода страна была разделена на 14 регионов4. Территория нынешнего Штата южных народов состояла из пяти регионов, один из которых включал сидама, гедео, бурджи и амхара. Среди них сидама превалировали. Таким образом, они фактически ненадолго получили статус региона.
4. Traditional Charter. Proclamation 3.07.1992.
19 Однако неожиданно, без всякой консультации с этническими общностями, проживавшими в пяти прежних регионах, в т.ч. и с сидама, они были объединены в один штат с нелепым названием - Штат южных наций, национальностей и народов. В новый штат вошли более 80 этнических общностей с разными языками и культурами. Позднее 56 из них были признаны властями «титульными национальностями».
20 Сидама получили административную единицу - зону. Это с самого начала вызвало их недовольство, и они стали требовать бόльшей автономии - создания собственного штата. При этом сидама ссылались на ст. 47 Конституции 1995 г., в соответствии с которой «Любая нация, национальность или народ могут создавать свой собственный региональный штат при условии, что это решение будет одобрено 2/3 состава соответствующего законодательного органа» [4].
21 Протест сидама против правящей партии РДФЭН достиг апогея в марте 2002 г., известный как «Убийства в Лоокке» (LooqqeMassacre). Тогда против безоружных протестующих были применены федеральные войска. Причиной недовольства стал план правительства выделить г. Авассу - столицу зоны Сидама и одновременно столицу штата - из состава зоны. Число убитых, по разным источникам, варьируется от десятка до 70 человек, 200 человек были ранены, свыше 1000 - арестованы [5].
22 Убийства в Лоокке на время приостановило требования сидама о самоуправлении, но они надолго остались символом борьбы.
23 Однако плохое административное управление в Штате южных народов, постоянная маргинализация сидама и невключение их во властные структуры вынудило представителей сидама в правящей партии штата - Демократическом движении народов южной Эфиопии (Southern Ethiopia PeoplesDemocratic Movement), составной частью РДФЭН, вновь поставить вопрос о самоопределении. В июле 2005 г. законодательный совет зоны Сидама принял решение требовать создания штата. Однако, по указанию премьер-министра Мелеса Зенауи (1995-2012), решение было положено под сукно [2, pp. 147-154].
24 Политическая элита сидама вновь активизировалась в 2018 г на фоне протестных движений, охвативших страну. 2 апреля 2018 г. премьер-министром был избран Абий Ахмед Али. Провозглашенные им реформы, направленные на демократизацию страны, вселили надежду в сидама. После серии консультаций и петиций жителей 21 воред зоны Сидама законодательный совет проголосовал за референдум о создании штата.
25 По мнению многих экспертов, борьбу за самоопределение, посуществу, возглавило молодежное движение сидама Эджеетто (Ejjeetto). Они сравнивают их с Кеерроо - зачинателями протестных движений оромо в 2015 г. (подробнее см.: [6, c. 424-438]).
26 Требования сидама звучали все громче. В июле 2018 г. члены законодательного совета зоны Сидама вторично проголосовали за предоставление зоне статуса штата. Решение было поддержано законодательным советом Штата южных народов. Власти направили письмо Национальному избиркому с просьбой ускорить организацию референдума, как это предусмотрено ст. 47 (2) Конституции. В соответствии с данной статьей законодательный орган штата был обязан провести референдум в течение 12 месяцев со дня принятия решения [4]. Многие политические деятели различных уровней обратили внимание федеральных властей на затягивание решения данной проблемы. Ответа не было.
27 Официальные лица - представители сидама, подталкиваемые активистами молодежного движения, заявили о готовности в одностороннем порядке объявить 18 июля 2019 г. о создании штата Сидама, если правительство не объявит дату проведения референдума ранее этой даты.
28 В начале 2019 г. кампания за создание штата Сидама еще более активизировалась. Эти протестные действия называют по имени далекой королевы сидама - Гаадо Фурра. Особенно массовые выступления были проведены весной 2019 г. В феврале и апреле митинги состоялись в Авассе. Они назывались - Гаадо Фурра демонстрации. В марте была организована Гаадо II- трехдневная забастовка под лозунгом: «Оставайтесь дома».
29 Различные акторы сидама как из правительственных, так и оппозиционных организаций активно включились в политический процесс. Законодательный совет зоны Сидама создал «Academic Task Force» из 40 ученых-сидама, в задачи которого входила разработка конкретных мер, касающихся законодательных, административных основ нового штата. Этот орган разработал также проект конституции.
30 Единая цель сплотила общность сидама. Поскольку от федерального правительства, а именно Национального избиркома, не было ответа, было решено 18 июля объявить в одностороннем порядке создание штата Сидама. Эта идея вызвала широкую поддержку всех слоев населения. Была создана группа из юристов, которая могла бы подтвердить правомерность, с точки зрения конституции, создания штата в одностороннем порядке.
31 В июле 2019 г. протестные движения в зоне Сидама усилились. Поводом стало убийство 18 июля молодого мужчины-сидама. Произошли межэтнические столкновения. В г. Хагере Седам полицией были убиты 14 человек. Всего же в июльских столкновениях погибло более 100 человек. Выступая в парламенте, премьер-министр Абий Ахмед заявил, что применит силу в штате [7].
32 18 июля и в последующие дни обстановка в зоне Сидама накалилась до предела. В результате межэтнических столкновений были убиты 53 человека. Более 1000 человек арестованы, активисты посажены в тюрьму, задержаны руководители акций из молодежного движения, представители СМИ, студенты и сотрудники университета Авассы [7].
33 Накануне 18 июля, когда сидама в одностороннем порядке собирались объявить о создании штата, наконец, был получен ответ Избиркома о том, что ему требуется еще пять месяцев для подготовки референдума, который будет проведен 13 ноября.
34 Опасаясь усиления протестных выступлений и новых жертв, Освободительное движение сидама согласилось с переносом сроков референдума на ноябрь. Однако беспорядки, сопровождавшиеся насилием, и неуправляемое молодежное движение продолжались и привели к объявлению 22 июля в Штате южных народов, по-существу, чрезвычайного положения (military emergen cyrule «Command Post Authority»), которое сохранялось до конца 2020 г.
35 Введение чрезвычайного положения, считает Мэконнен Тесфайе, это нарушение ст. 93 (4с) Конституции, поскольку было сделано без одобрения парламента [7].
36 Для изучения требований самоуправления рядом этнических общностей штата правящая партия Демократическое движение народов южной Эфиопии (СИПДМ) создала Исследовательскую группу. Группа приступила к работе в начале 2019 г. В результате проведенных исследований этнополитической ситуации в штате, изучения опыта федерализма в других странах, анализа 17 тыс. анкет Группа в конце июня 2019 г. представила свои рекомендации Исполкому СИПДМ. Собранный материал свидетельствовал о серьезных политических и административных недостатках в регионе, что привело в итоге к маргинализации большинства этнических общностей. Так, например, оказалось, что политическая власть в штате монополизирована несколькими общностями; экономика сосредоточена в руках немногих акторов; существующие проекты расположены в определенных районах и имеют прямое отношение к верхним эшелонам власти и т.д. [8].
37 Исследовательская группа представила свои рекомендации, касающиеся требований ряда этнических общностей о создании штатов вместо зон. 22 июля она объявила о трех возможных вариантах решения проблемы: оставить все как есть; разделить штат на два или три штата; заморозить требования создания новых штатов [7].
38 В конце июля после многочисленных дискуссий и консультаций с членами партии и представителями этнических общностей Исполком СИПДМ и Центральный комитет приняли решение: «55+1». Это означало, что будет удовлетворено только требование сидама. Остальные 55 народов («титульные национальности») останутся в штате.
39 15 октября Избирком решил отложить референдум до 20 ноября 2019 г. [9].
40

РЕФЕРЕНДУМ

41 Администрация зоны Сидама организовала различные комитеты по подготовке референдума. Среди них: Комитет по референдуму (Referendum Campaign Committee). Чтобы добиться при голосовании «Да», использовались баннеры, брошюры, плакаты, велась активная пропаганда, разъяснялись символы, которые будут в избирательных бюллетенях: Шаафета - традиционный у сидама сосуд для еды - означал «да», Хижина - «нет», т.е. остаемся дома в штате.
42 В Авассе и других местах были развешаны постеры с изображением шаафеты. Их сопровождал текст: «Голосуя за Шаафету, вы голосуете за единство и развитие!». «Шаафета - еда для всех без дискриминации!». «Шаафета - символ культуры сидама!», «Да здравствует сидама и любимый народ!», «Голосуйте за Шаафету!» [8].
43 Большую активность проявляла молодежь сидама. Многие представители других этнических групп предпочли не регистрироваться и не участвовать в референдуме, считая, что он касается исключительно сидама [8].
44 Наконец, настал долгожданный день - 20 ноября. Уже в 4 часа утра толпы людей, несмотря на холодную погоду, потянулись к избирательным участкам, чтобы успеть проголосовать. По данным агентства Рейтер, женщины несли на руках детей, старейшины и старики были облачены в белые домотканые покрывала (габи), было много молодежи с традиционными повязками на головах. Многие размахивали своими избирательными бюллетенями [10]. Люди открыто выражали свою радость.
45 Успех референдума был ошеломляющий: около 98% сидама проголосовали за создание штата.
46 Премьер-министр Абий Ахмед поблагодарил избирателей: «Мои поздравления гражданам и институтам, вовлеченным в мирный и демократический референдум по созданию штата Сидама. Выборный процесс демонстрирует нашу способность привести наши различия к урнам и свидетельствует о демократическом процессе», - говорится в Твиттере офиса премьер-министра5.
5. Ethiopia PM celebrates democratic display in Sidama referendum. https://www.africanews.com/2019/11/21/ (accessed 22.11.19)
47 Поскольку Military Command Post издал указ, запрещающий многолюдные собрания, никаких торжеств с участием большого числа людей не было.
48 4 декабря 2019 г. избирком опубликовал окончательные результаты референдума: за Шаафета (создание штата) проголосовали 1 984 283 человека - 97,7%; за Годжо (остаться в Штате южных народов) 30 018 - 1,478% [11].
49 Итоги референдума вызвали широкий отклик. Многие СМИ в разных государствах поздравили сидама с победой.
50

СИТУАЦИЯ В ШТАТЕ ПОСЛЕ РЕФЕРЕНДУМА

51 Референдум был проведен 20 ноября 2019 г. Однако и в 2020 г. никакой ясности не было, хотя предстояло решить множество проблем, в т.ч. определить границы между вновь созданным штатом и Штатом южных народов, а также узаконить границы со штатом Оромия. Самим же властям сидама надо было обозначить свое отношение к живущим в штате другим общностям и особенно - к этническим меньшинствам, чтобы в будущем не создавать конфликтогенных ситуаций. Предстояло разработать и принять конституцию, создать институты управления и др.
52 Объясняя задержку, федеральные власти ссылались на то, что якобы нет ясности в том, как должна осуществляться передача власти новому штату. Однако все это предусмотрено ст. 47 (3) Конституции, в соответствии с которой Законодательный совет Штата южных народов должен был принять документ такого содержания: «В соответствии со ст. 47 (3) Конституции и в соответствии с итогами референдума 20 ноября 2019 г. создать новый штат Сидама» [4].
53 Вместо этого власти ввели в штате чрезвычайное положение. Были запрещены выступления и проведение собраний. По данным активистов Sidama Human Rights, постоянно происходили нарушения прав сидама даже со стороны официальных представителей правящей в штате Партии процветания [16]. Задержаны свыше 2000 политзаключенных-сидама в зонах Сидама и Хадийя6. Некоторые из них были освобождены в связи эпидемией короновируса. Администрация зоны Сидама и города Авассы с начала 2020 г. требовала передачи власти новому штату (e-mail-интервью автора 9.06.2020 с Йохананом Йокамо, эфиопским ученым, активистом движения сидама за самоопределение).
6. Ibidem.
54 Активисты сидама обратились к мировому сообществу с просьбой оказать давление на эфиопское правительство с тем, чтобы воплотить в жизнь решения референдума и создать штат Сидама.
55 Наконец, 18 июня 2020 г. Законодательный совет Штата южных народов официально признал новый штат и передал властные полномочия [12].
56 4 июля на заседании Регионального совета в г. Авассабыла принята и вступила в силу Конституция. Я чрезвычайно благодарна эфиопскому ученому, Йоханану Йокамо за присланную Конституцию. По его словам, очень немногие в штате ее имеют (e-mail-интервью автора 13.03.2021). Отныне новый штат называется - Национальный региональный штат Сидаама (The Sidaama National Regional State) [13]. Ст. 2. Конституции определяет границы нового штата: на востоке, севере и северо-западе он граничит со Штатом южных народов, на юге и западе - со штатом Оромия. Рабочие языки - сидаамуафоо, столица - г. Авасса. Верховная власть принадлежит народу сидама (ст. 8). Государство и религия отделены. В штате не должно быть государственной религии.; государство не должно вмешиваться в религиозные дела; духовенство не должно вмешиваться в государственные (ст. 11).
57 Особенно важна ст. 38 - Национальные права народа сидаама.
58 «1. Народ сидаама» имеет:
59 а) безусловное и безоговорочное право на самоопределение и управление. Это право включает право народа вплоть до отделения;
60 б) право на сохранение своей национальной идентичности, уважение к ней, обогащение и забота об ее наследии и истории, равно как использование и развитие своего языка и культуры;
61 в) он также имеет в пределах своей географической территории право на определение своих дел, осуществление самоуправления, а также на эффективное участие в системе федерального правительства путем свободного, не дискриминируемого честного и равноправного представительства.
62 2. Право народа на самоопределение вплоть до отделения, содержащегося в подпункте 1, может осуществляться:
63 а) когда установлено, что требование отделения одобрено двумя третями голосов регионального совета;
64 б) когда федеральное правительство организует референдум, который должен быть проведен в течение трех лет с момента получения решения регионального совета об отделении;
65 в) когда требование отделения поддержано большинством голосов народа на референдуме;
66 г) когда федеральное правительство передаст свою власть региональному совету;
67 д) когда произойдет разделение ресурсов так, как это предписано законом.
68 3. Выражение «народ сидаама» в данной Конституции следует понимать как народ, который говорит на языке Сидааму Афоо, верит в общность идентичности сидаама, разделяет общую культуру, ценности, образ жизни, психологию, живет в интегрированном социо-экономическом окружении и населяет общую территорию».
69 Конституция Штата сидаама значительно отличается от конституций других штатов. Во-первых, она создана не как копия федеральной конституции. Во-вторых, и это чрезвычайно важно, в ней нет деления на «титульные» и «нетитульные национальности», которое является источником дискриминации в большинстве штатов: даже такие многомиллионные этнические общности, как оромо и амхара, считаются этническими меньшинствами и подвергаются дискриминации. Нет также деления на «нации», «национальности» и «народы». В соответствии с федеральной конституцией и конституциями других штатов, нации заслуживают штата, национальности - зоны, народы - вореды или Специальной вореды.
70 В этом проявилось влияние российской социальной антропологии, которая делит все этнические общности на нации, народности и племена. Конституция сидаама употребляет нейтральный термин «народ». Еще одно отличие состоит в большом внимании, которое уделено правам женщин.
71

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

72 20 ноября 2019 г. в Эфиопии произошло поистине историческое событие: впервые в истории страны одна из многочисленных этнических общностей - сидама добилась самоуправления. Вековая борьба сидама за самоопределение увенчалась победой. В стране был создан 10-й штат также по этническому принципу.
73 Создание штата Сидама укрепляет этническую основу федерализма, при которой этничность является политической идеологией. Это объясняет, почему другие этнические общности, например, самая многочисленная - оромо - активно поддержали борьбу сидама. Они увидели в этом укрепление субнационального гражданства. В то же время политические элиты некоторых этнических групп, например, амхара - сторонники унитарной системы, полагают, что отделение сидама нарушает эфиопскую общность и может привести к дезинтеграции, если примеру сидама последуют другие народы.
74 Успешная борьба сидама вдохновила представителей других этнических общностей: уже 13 народов в Штате южных народов требуют автономии - уолайта, гураге, кафа, гамо, бенч, дауро, шека и другие. Эти требования были официально озвучены на Конгрессе правящей партии Штата. В мае 2019 г. уолайта организовали массовый митинг в столице своей зоны г. Соддо, и законодательный совет потребовал проведения референдума по созданию штата Уолайта 3 декабря 2019 г. [14].
75 6 октября 2020 г. Палата федерации единогласно одобрила требование пяти зон и Специальной вореды Штата южных народов о создании Национального Регионального штата юго-западной Эфиопии [15].
76 По данным эфиопского ученого Кулле Курша, в Штате южных народов идет подготовка по организации референдума по созданию нового штата Юго-западная Эфиопия (South-Western Ethiopia), который объединит народы дауро, шека, бенч-шеко, зоны Западный Омо и Кеффа и Специальную вореду Конта (e-mail интервью 11 марта 2021 г.).
77 Центробежные процессы в Эфиопии усиливаются. Идет активная борьба между «федералистами» - сторонниками этнического федерализма, и «унитаристами» - сторонниками унитарной системы. Из 10 штатов за унитарное государство выступает только один - штат Амхара. Политическая элита амхара мечтает вернуть прежнее господство. Но и среди федералистов немало сторонников т.н. Эфиопианет - национального единства, в основе которого принадлежность к эфиопскому народу независимо от этнической принадлежности.

References

1. Kifle Wansamo. Towards Building Stability in a Multinational Society. Conflictsin Ethnic Somaliland, Ethiopia. Lancaster University. 2007,с. 171.

2. Aalen L. The Politics of Ethnicity in Ethiopia: Actors, Power and Mobilizationunder Ethnic Federalism. Leiden, 2011.

3. Shiferaw Muleta. A brief political history of Sidama Nation for self-rule. https://addisstandard.com/2019/05/ (accessed 19.11.2020)

4. Constitution of the Federal Democratic Republic of Ethiopia. Addis Ababa, 1995.

5. Sidama Liberation Front, Sidama National Liberation Front, Sidama Liberation Movement. https://www.globalsecurity.org/military/world/para/sidama/htm (accessed 03.01.2021)

6. Ismagilova Roza. 2018. Ethiopia: the Peculiarities of the Federalism. Moscow. 544 p. ISBN 978-5-91298-8

7. Makonnen Tesfaye. The Escalating Suppression of Southern Ethiopian Nationalities. https://aigaforum.com/article/2019/07/27/ (accessed 20.06.2020)

8. Tronvoll K., Filata Boroje, Kairedin Tezera. The Sidama quest for self-rule: a studyof the referendum on regional statehood. European Institute for Peace. Oslo, 2020. https://www.eip.org/new-events/2020/01/14/ (accessed 19.11.2020)

9. Ethiopia postpones autonomy referendum for ethnic Sidama. Fana News Agency. Reuters, 15.10.2019. https://www.reuters.com/article/us-ethiopia-politics/ (accessed 14.06.2020)

10. Ethiopia awaits 10th regional state as Sidama referendum holds. https://www.africanews.com/2019/11/20/ethiopia-awaits-10th-regional-state-as-sidama-referendum-holds/ (accessed 25.11.2019)

11. NEBE Statement “Sidama Referendum Final Result”. National Electoral Board of Ethiopia. Sidama Referendum Final Result. 4.12.2019.

12. Council ratify Ethiopia’s new ethnic-Sidama statehood. https://borkena/2020/06/18/ (accessed 20.06.2020)

13. Constitution of The Sidaama National Regional State. Hawassa, 4 July 2021.

14. A rally in Wolaita-Sodo called for Wolaita statehood. Addis Insight, 17.05.2019.

15. House of Federation approves request to form new regional state. https://www.ena/et/en/?p=17399/2020/10/06/ (accessed 25.06.2020)

Comments

No posts found

Write a review
Translate