Is Vietnam threatened with a “color revolution”?
Table of contents
Share
Metrics
Is Vietnam threatened with a “color revolution”?
Annotation
PII
S032150750015261-9-1
DOI
10.31857/S032150750015261-9
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Igor V. Britov 
Occupation: Lecturer
Affiliation: National Research University Higher School of Economics
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Pages
27-34
Abstract

The XIII Congress of the Communist Party of Vietnam was held in Hanoi in late January - early February 2021. It settled, in particular, the question who will head the party for the next five years, and candidates for the country’s senior public position positions were nominated. Unlike many other countries where political crises emerged when the issue of power was raised, the congress in Vietnam passed in a calm socio-political atmosphere.

According to the author, a "color revolution" is not foreseen in Vietnam in the future either. This is borne out by the analysis of a set of common causes and structural factors in Vietnam that have led to the breakdown of political systems around the world. It analyzes the socio-economic situation, the level of citizens' confidence in the authorities, the state of the political elite, the nature of the protest movement, the degree of readiness of the opposition forces to change the government in Vietnam, as well as the degree of external influence on the country. It appraises the significance of the XIII Congress of the ruling Communist Party of Vietnam for the strengthening of economic and political stability in the society.

It is concluded that modern Vietnam has no conditions for a major government crisis, and there are no “ripe” structural factors of the “color revolution”.

Keywords
Vietnam, “color revolution”, structural factors, XIII Congress of the CPV, political stability
Received
02.03.2021
Date of publication
11.06.2021
Number of purchasers
0
Views
113
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 100 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should sign in

Full text is available to subscribers only
Subscribe right now
Only article and additional services
Whole issue and additional services
All issues and additional services for 2021
1 ВВЕДЕНИЕ
2 В Ханое в конце января - начале февраля 2021 г. состоялся XIII съезд Коммунистической партии Вьетнама. На нем, в частности, решался вопрос о том, кто станет генеральным секретарем ЦК КПВ. Человек, занимающий этот пост, считается первым лицом Вьетнама.
3 Во Вьетнаме уже несколько десятилетий подряд у власти находится единственная в стране политическая партия - коммунистическая. Раз в 5 лет на съезде КПВ решается вопрос лишь о «персонификации власти»: кто именно из коммунистической когорты будет находиться на 4 высших постах партии и государства (избирается генсек ЦК КПВ и «намечаются» кандидатуры на должности президента государства, председателя Национального собрания, премьер-министра). Поэтому именно от партийных съездов в первую очередь зависит, кто будет «лицом» власти во Вьетнаме.
4 Согласно уставу партии, один человек может занимать пост генсека ЦК КПВ не более двух 5-летних сроков. Как раз столько лет на этом посту находился Нгуен Фу Чонг. Вопрос о том, кто станет руководителем партии на ближайшие 5 лет, был одним из главных на XIII съезде КПВ. В немалой степени из-за этого съезд вызывал особый интерес как в самой стране, так и за рубежом.
5 Наблюдались определенные алармистские настроения: не будет ли каких-либо эксцессов? В этом смысле показательным является следующий факт: задолго до съезда государственное радио «Голос Вьетнама» ввело новую рубрику «Вьетнам привержен выбранному пути». И, как объяснила сама редакция, это было сделано для того, чтобы противостоять враждебным силам, которые «пытаются исказить факты и подорвать цели, идеологию и путь к социализму в стране, а также кадровую работу в преддверии съезда в целях снижения авторитета Компартии Вьетнама, отрицания достижений вьетнамской революции, а также ликвидации руководящей роли нашей партии» [1]. 
6 Опыт некоторых стран, как, например, Украины, Венесуэлы, Белоруссии, Киргизии, Молдовы, показывает, что значимые избирательные кампании могут стать началом серьезного политического кризиса. Однако во Вьетнаме ничего чрезвычайно опасного в дни работы съезда не произошло, как, впрочем, и прогнозировали многие эксперты. И в перспективе во Вьетнаме «цветная революция» не предвидится. Это подтверждается анализом в привязке к Вьетнаму комплекса структурных факторов, которые приводили к слому политических систем в разных странах.
7 КРИЗИС ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
8 Кризис государственной власти - один из важных факторов «цветных революций». Что же касается Вьетнама, в настоящее время нет серьезных поводов говорить о кризисе государственной власти. Напротив, есть немало оснований утверждать о наличии противоположной тенденции, которая проявляется в укреплении доверия к власти. Это связано с двумя главными причинами: во-первых, с повышением эффективности управления и, во-вторых, с утверждением принципа справедливости в обществе.
9 Главным аргументом в пользу эффективности управления является стабильный экономический рост. На протяжении многих последних лет страна показывала одни из самых высоких в мире темпов экономического развития, что благоприятно сказывается на укреплении материального положения граждан. В 2019 г. темпы экономического развития составили 7,2% (см.: >>>> ). Когда на мировую экономику большое негативное влияние оказала пандемия COVID-19, Вьетнам вошел в число немногих стран мира, в которых зафиксирован положительный экономический рост. Так, согласно оценке Азиатского банка развития, ВВП Вьетнама в 2020 г. вырос на 2,91%1. Для сравнения - экономика Таиланда, который вместе с Вьетнамом входит в Ассоциацию государств Юго-Восточной (АСЕАН)2, сократилась на 7,8%3.
1. The General Secretary of the CPV Central Committee, President of Vietnam read out a report of the XII CPV Central Committee on the documents presented at the XIII CPV Congress. Nhan dan. 27.01.2021. (In Viet.). >>>> (accessed 27.01.2021)

2. В АСЕАН входят - Китай, Австралия, НоваяЗеландия, Южная Корея и Япония, а также 10 стран Юго-ВосточнойАзии - Бруней, Вьетнам, Индонезия, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Мьянма, Сингапур, Таиланд и Филиппины (прим. ред.).

3. Toru Takahashi. Thailand's Mekong play gives it leg up as Vietnam wins factories. NIKKEIAsia. 14.01.2021. >>>> 20.01.2021)
10 Авторитет нынешних властей СРВ как в стране, так и за рубежом значительно укрепился в 2020 г. благодаря успешной политике по противостоянию COVID-19. Можно даже утверждать, что угроза эпидемии стала консолидирующим фактором вьетнамского общества, в отличие от многих стран Запада, которых захлестнула волна антиковидных выступлений, в результате чего обострились противоречия между гражданами и властью.
11 Как отмечает общественно-политическое Интернет-издание Asia Times, Вьетнам - одна из самых успешных стран в мире в борьбе с пандемией COVID-19. По данным на 25 мая 2021 г., количество зафиксированных случаев заражения COVID-19 за все время составило всего 55614.
4. Статистика заражений коронавирусом по странам на 25.05.2021. Коронавирус. 25.05.2021. >>>> (accessed 25.05.2021)
12 Что касается принципа социально-политической справедливости, во Вьетнаме главным направлением его реализации является борьба с коррупцией. Коррупция представляет собой одну из основных угроз финансово-экономической стабильности и общественно-политической безопасности. Поэтому этой проблеме уделяется большое внимание.
13 Конечно, данное негативное явление в общественной жизни Вьетнама, как и любой другой страны, подрывает доверие к власти и может стать в конкретной ситуации причиной для массовых беспорядков. И такие случаи имели место в последние годы. Поэтому для КПВ борьба с коррупцией является одной из первостепенных задач, успешное решение которой позволит укрепить доверие общества к власти, и тем самым подтвердить легитимность самой партии. Именно этим объясняется решение о переходе руководства Центральным комитетом по предупреждению и борьбе с коррупцией от премьер-министра непосредственно к генсеку ЦК КПВ [2].
14 ХАРАКТЕР ПРОТЕСТНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ
15 Выше упоминалось, что во Вьетнаме за последние годы случались протестные выступления. Однако необходимо отметить, что все эти массовые уличные акции не были нацелены на свержение власти компартии. В требованиях и лозунгах звучали призывы к решению конкретных проблем: социально-экономической или политической направленности, общенационального или локального значения.
16 Среди наиболее резонансных можно выделить следующие.
17 2014 г. был отмечен выступлениями и погромами в связи с размещением китайской буровой платформы в Южно-Китайском море (ЮКМ) в районе Парасельских островов, на которые претендует Вьетнам. Гнев вьетнамцев был обрушен на китайских граждан, которые находились во Вьетнаме. В вопросе действий Китая в ЮКМ общественное мнение объективно совпадало с позицией вьетнамских властей. Но формы действий, в которые вылился народный гнев, не могли быть одобрены руководством страны из-за внешнеполитических интересов - нежелания официального Вьетнама обострять отношения с «великим соседом».
18 В 2016 г. после страшной экологической катастрофы, связанной с деятельностью сталелитейного предприятия «Formosa» в провинции Хатинь (Центральный Вьетнам), в этой части страны в течение нескольких месяцев проходили демонстрации и другие акции протеста. Для их пресечения были использованы силы правопорядка, несколько человек были арестованы.
19 Летом 2018 г. состоялись многотысячные демонстрации против принятия двух законов, рассматривавшихся на проходившей тогда сессии Национального собрания Вьетнама. Законопроект «О кибербезопасности» воспринимался протестующими как покушение на свободу слова, а другой проект закона - «Об административно-экономических единицах» - был расценен ими в качестве угрозы распродажи вьетнамской земли китайским бизнесменам (хотя в самом проекте речь о Китае вообще не шла) [3, с. 6]. Несмотря на протестное движение, закон о кибербезопасности был принят. Власти ссылались на необходимость противодействовать киберугрозам из-за рубежа. А второй закон был отложен.
20 В начале 2020 г. большой резонанс во вьетнамской прессе вызвали события в деревне Донгтам, в ходе которых пролилась кровь. Это был протест против передачи земли Донгтама в государственное пользование. Столкновение произошло между местными жителями и силами правопорядка. За три года до этих событий в этой общине уже вспыхивали серьезные конфликты между жителями и местной администрацией. Основная причина - в коррумпированности местных властей при распределении земельных ресурсов5.
5. Dong Tam: The death sentence to Le Dinh Cong and Le Dinh Chuc. BBC. 14.09.2020. (InViet.). >>>> (accessed 17.01.2021)
21 В дни работы съезда министр общественной безопасности То Лам призвал подчиненных быть готовыми обеспечить абсолютную безопасность в стране при любом возможном сценарии развития ситуации. Для обеспечения безопасной работы съезда было мобилизовано 6 тыс. сотрудников Министерства общественной безопасности и военнослужащих Министерства обороны. Для них было разработаны несколько сценариев реагирования на различные варианты развития событий [4]. Впервые подобная информация широко распространялась во вьетнамских СМИ. Это во многом можно объяснить стремлением власти дать понять, что любые попытки нарушить порядок и безопасность во время съезда решительно пресекались бы.
22 Активизация общественных сил свидетельствует о «возмужании» гражданского общества во Вьетнаме. «Во многом этому объективно способствует линия партийно-государственного руководства Вьетнама, которое последние годы стремится приблизить институционально и идеологически вьетнамское общество к стандартам западных демократий, - считает доцент кафедры Международных отношений Дипломатической академии МИД РФ П.Ю.Цветов. - Расширяя поле гражданских свобод, руководители СРВ хотят сделать облик своей страны более привлекательным для Запада, в инвестициях которого заинтересована экономика страны» [3, с. 12].
23 Протесты не нанесли ущерба политической стабильности в стране. В некоторых случаях правящим структурам Вьетнама удалось не только умело погасить протестные настроения, но и использовать их в своих интересах. Откликаясь на запросы общества, КПВ способна, тем самым, укрепить доверие народа к власти. О роли народа в современной истории Вьетнама было много сказано на XIII съезде КПВ: «… Необходимо доверять народу, уважать и развивать его право быть хозяином, придерживаться девиза “Народ знает, народ обсуждает, народ делает, народ проверяет, народ контролирует, народ получает пользу”»6.
6. General Secretary of the CPV Central Committee, President of Vietnam read out a report of the XII CPV Central Committee on the documents presented at the XIII CPV Congress. Nhandan. 26.01.2021. (InViet.). >>>> (accessed 27.12.2020)
24 СНИЖЕНИЕ УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ
25 Это тоже не про нынешний Вьетнам. Для протестов сегодня во Вьетнаме нет серьезных социально-экономических причин. Как уже отмечалось, страна переживает бурный экономический рост, что является основой для укрепления материального благосостояния граждан. Поступательно повышается уровень жизни населения, о чем свидетельствует снижение доли бедного населения с 58% в 1993 г. до 9,88% в 2016 г. и ниже 3% в 2020 г.7
7. Генсек КПВ и президент Вьетнама призывает к тщательной подготовке к 13 всевьетнамскому съезду КПВ. Baoanh Viet Nam. 02.09.2020. >>>> (accessed 20.01.2021)
26 На XIII съезде КПВ были выдвинуты задачи по поэтапному укреплению экономики страны и повышению уровня жизни. В частности, к 2030 г. - 100-летнему юбилею Компартии - Вьетнам должен стать развивающейся страной с современной промышленностью и доходами выше среднего уровня. В документах съезда фигурируют не только высокие показатели, к которым готов стремиться Вьетнам, но и экспрессивные формулировки, как например, «счастье народа», которые, бесспорно, благотворно влияют на массовое сознание вьетнамского общества. В отчетном докладе Нгуен Фу Чонг, в частности, заявил: «Необходимо ставить превыше всего счастье и благополучие народа»8.
8. Укрепление единства Партии и народа с целью вывода страны на новый этап развития. Портал КПВ. 26.01.2021. >>>> (accessed 28.01.2021)
27 При этом следует иметь в виду, что социально-политический кризис возможен даже на фоне растущего процветания общества. Это нередко является проявлением парадоксального феномена ретроспективной аберрации: относительное улучшение объективных показателей в разных областях жизни государства сопровождается ростом ожиданий и, как следствие, массовой неудовлетворенностью. Социальному взрыву может предшествовать рост качества жизни и опережающий рост ожиданий, отмечал в своих работах главный научный сотрудник ИВ РАН А.П.Назаретян: «Суть феномена в том, что через призму растущих ожиданий обыденное сознание оценивает динамику экономических и/или политических тенденций “с точностью до наоборот”. С ростом объективных возможностей усиливается неудовлетворенность настоящим, и, по общему убеждению, жизнь становится все хуже» [5, с. 67].
28 На феномен ретроспективной аберрации может накладываться и т.н. эффект проекции: оценивание уровня и качества своей жизни через сравнение с показателями жизни других людей. Вьетнамские СМИ, реклама продвигают высокие стандарты жизни, в т.ч. западной. В социальных сетях в массовом масштабе развернулось состязание «кто живет круче». Как отмечает профессор Вьетнамского государственного института культуры и искусства Ты Тхи Лоан, «во Вьетнаме еще очень ощутимо наследие отсталого аграрного общества, поэтому при соприкосновении … с мультикультурной средой в Интернете многие вьетнамские пользователи не находят в себе достаточно сил и возможностей для сопротивления, испытывают “культурный шок”, теряют свою индивидуальность, легко подвергаются негативному воздействию» [6, с. 77]. Это дополнительный источник формирования в обществе коллективной неудовлетворенности.
29 РАСКОЛ ЭЛИТ
30 Следуя ленинскому определению революционной ситуации, когда не только «низы не хотят, но и верхи не могут», многие политологи трансформируют тезис «верхи не могут» в современную форму - «раскол элит». Это еще одно необходимое условие для «цветных революций». По большому счету, сегодня нет серьезных оснований, чтобы говорить о жестком противостоянии различных группировок внутри правящей Компартии Вьетнама и в высших органах государственной власти.
31 Это не исключает того, что в политической верхушке существуют сторонники разных идей и взглядов. В первую очередь, принимая во внимание изменения в социально-экономической структуре страны, необходимо отметить, что новое влияние приобретают чиновники-технократы в противовес партийным идеологам.
32 КПВ удается сохранять единство в своих рядах, а вернее - не допускать острой конкурентной борьбы. Если кто-то начинает особо активно продвигать свои «чересчур передовые» политические пристрастия и взгляды, его выводят из игры. Так, например, произошло на предыдущем - ХII съезде КПВ, когда политических перспектив лишили тогдашнего премьер-министра Нгуен Тан Зунга, который претендовал на пост генсека ЦК КПВ. Он был активным сторонником либерализации экономики, приватизации госкорпораций, тесного сближения со странами Запада [7].
33 КПВ стремится не допустить политического размежевания в стране и пытается взять под свое крыло набирающие политический или экономический вес силы. Так, за годы политики обновления в условиях развития рыночной экономики сформировался и укрепился частный сектор. Понимая, что рано или поздно бизнес заявит о своих политических интересах, правящая партия более десяти лет назад приняла решение открыть доступ в партийные ряды владельцам частных предприятий.
34 Несмотря на определенные различия в политических взглядах у правящей верхушки, сегодня отсутствует угроза принципиального раскола во вьетнамской элите. Во многом это связано с тем, что «особые» идеи отдельных политиков не представляют собой полноценной программы действий, которая бы радикально отличалась от того, что предлагает КПВ.
35 Некоторые западные СМИ пытаются продвигать идею о том, что вьетнамские «консерваторы» устраняют политических конкурентов под прикрытием борьбы с коррупцией. По их мнению, антикоррупционная кампания имеет явный политический подтекст9.
9. Secretary General Nguyen Phu Trong praises anti-corruption campaign at the party congress. VOA. 26.01.2021. (In Viet.). >>>> (accessed 27.01.2021)
36 На XIII съезде КПВ не произошла смена поколений в политической элите Вьетнама, хотя такие ожидания были. Несмотря на 76-летний возраст (руководители высшего звена должны уходить на пенсию после 65 лет) и несмотря на то, что уже исчерпаны два возможных срока пребывания на посту генсека ЦК КПВ (согласно партийному уставу), во главе правящей партии остался Нгуен Фу Чонг. Для него были сделаны исключения.
37 Данное кадровое назначение может привести к двум противоположным процессам в обществе. С одной стороны, оно может таить в себе определенные риски для политической стабильности в стране: вызвать недовольство у части общества нарушением установленных правил сменяемости лидера партии. Однако необходимо иметь в виду, что эти правила определяются партийным уставом, а не каким-то общенациональным договором или законом, поэтому вопрос об их применяемости решается членами партии, и с формальной точки зрения не является делом всего общества.
38 С другой стороны, выбор Нгуен Фу Чонга на третий срок должен способствовать укреплению единства в обществе, т.к. у него высок авторитет в стране, что во многом объясняется как его личными качествами, так и результатами его деятельности во главе КПВ, в первую очередь - успехами в борьбе с коррупцией. Поэтому делегаты съезда пошли на «особые исключения» для Нгуен Фу Чонга.
39 Вопрос единства партии и единства вьетнамского общества еще со времен президента ДРВ Хо Ши Мина считался одним из важных. Установка на сплочение была выдвинута им в годы борьбы за национальную независимость: «Сплочение, сплочение, великое сплочение. Успех, успех, великий успех»10. Девизом XIII съезде КПВ стали следующие слова: «Сплочение - Демократия - Дисциплина - Созидание - Развитие». На первом месте стоит именно «сплочение».
10. Luat Duong Gia. Analysis of Ho Chi Minh's basic ideas about the great solidarity of the nation (In Viet.). >>>> (accessed 19.12.2020)
40 СОЦИАЛЬНАЯ БАЗА «ЦВЕТНОЙ РЕВОЛЮЦИИ»
41 Социальной базой состоявшихся в разных странах «цветных революций», в первую очередь, являлась молодежь. При этом необходимо учитывать, что вьетнамская молодежь значительно отличается от своих сверстников в других странах. Она по-прежнему воспитывается на конфуцианских ценностях, которые предполагают почитание старшего младшим, уважение к тому, кто стоит на более высокой ступени социальной лестницы. Большое влияние на юношей и девушек оказывает школьная среда, в которой усилиями учителей продвигаются идеологические установки КПВ о единстве вьетнамской нации, верности своей Родине.
42 Экономическая политика государства, предполагающая развитие частного бизнеса, позволяет молодым людям иметь относительно широкой диапазон возможностей трудоустройства и обеспечения своего материального благосостояния. Открыты двери во внешний мир: развивается сеть Интернета, создаются условия для выездного туризма, поощряются учеба и работа за границей, что формирует чувство свободы и открытости во вьетнамском обществе. Все это должно «гасить» возможные протестные настроения среди молодежи.
43 В настоящее время в мировом сообществе происходит интенсивный культурный обмен. Вьетнам активно включен в этот процесс. Одной из главных задач внешней политики КПВ является расширение участия страны в международной интеграции.
44 Углубление сотрудничества Вьетнама с западными странами не только приносит выгоды, но и создает определенные риски. В первую очередь, это касается идеологической и культурной сфер. Расширение международных контактов приводит к трансформации ценностных ориентиров. Восточные традиции уступают место элементам западной культуры, которым свойственен индивидуалистический характер. «Распространено убеждение, что вьетнамская нация способна “переварить” любые чуждые и вредные элементы, за счет чего выходит из столкновения обогащенной и более сильной, однако, как отмечает руководитель Центра изучения Вьетнама и АСЕАН ИДВ РАН В.М.Мазырин, предполагаем здесь опасное заблуждение, потому что сила западного воздействия сегодня несравненно мощнее, а каналы многообразней, чем в другие эпохи, даже в ХХ в.» [8, с. 38].
45 В большей степени под влияние чуждой культуры подпадает именно молодежь. Она является той частью общества, которая активнее всего пользуется возможностями современных информационных технологий, открывающих широкий доступ во «внешний мир».
46 По данным на январь 2020 г., во Вьетнаме насчитывалось 68,17 млн пользователей Всемирной сетью, т.е. около 70% от общей численности населения11. Как признают сами вьетнамские эксперты, «по сравнению со многими странами мира Глобальная сеть оказывает на вьетнамских пользователей более сильное и прямое влияние. Это связано с недостаточным уровнем управления Интернетом» [6, с. 76].
11. Digital 2020 Global Report. (In Viet.). >>>> (accessed 14.01.2021)
47 Профессор Вьетнамского государственного института культуры и искусства Ты Тхи Лоан прямо указывает на подрывную идеологическую работу против Вьетнама, которая ведется посредством Интернет-ресурсов из США: «После войны с США и объединения страны в 1975 г. значительная часть южновьетнамцев эмигрировала в США и другие страны, культивируя ненависть и рознь между “антикоммунистическим” сообществом за рубежом и живущими на родине. Интернет стал для них эффективным инструментом для распространения идей и политических взглядов, пропаганды преимуществ западных стран, а также для подстрекательств к борьбе с вьетнамским государством» [6, с. 77].
48 Еще одним каналом внешнего культурно-идеологического влияния на молодежь является обучение за границей. «К середине 1990-х гг. Россия перестает быть главным источником получения высшего образования для вьетнамских граждан. Основными направлениями академической мобильности вьетнамских студентов становятся США, Австралия, Япония, Южная Корея, Тайвань, страны Западной Европы. В настоящее время за пределами страны обучается более 130 тыс. вьетнамских граждан, из них в России - более 6 тыс. (по данным на 2019 г.)» [9, с. 226]. Среди вьетнамской молодежи наблюдается настоящий бум на изучение английского языка. Значительная ее часть ориентирована на учебу в США.
49 Культурные трансформации, внешнее идеологическое и политическое давление ведут к изменению социального поведения молодых людей. В обществе усиливается недовольство, снижается степень лояльности, повышается агрессивность. Тем самым создается благоприятная среда для социальных протестов.
50 Также следует иметь в виду, что в основе причин, вызывающих общественные потрясения и конфликты, лежат не только объективные факторы социальной жизни, но и глубинные свойства человеческой натуры. Кризисы «порождаются не только и часто не столько “материальными”, сколько “духовными” потребностями людей: бескорыстной тягой к социальному самоутверждению, самоподтверждению, самовыражению, самоотвержению, смыслу жизни, приключению и подвигу» [5, с. 99].
51 Стремление многих людей к публичности и получению признания со стороны масс особенно наглядно проявилось с появлением Интернета, который позволяет «выйти в мир» любому человеку. И этой возможность пользуется все больше и больше людей через свои блоги, страницы в социальных сетях. Данная тенденция носит глобальный характер, в т.ч. проявляется и во Вьетнаме. «Многие люди, прежде всего молодёжь, в Интернет-пространстве становятся всё более честолюбивыми, опрометчивыми и легкомысленными. Они превращают научно-технологические достижения в инструмент самовыражения, с помощью которого пытаются доказать “индивидуальность” и “уровень” собственного “я”, придать блеск репутации и удовлетворить жажду “сияния иллюзии”» [6, с. 75].
52 ФАКТОР ВНЕШНЕГО ВЛИЯНИЯ
53 Иностранное вмешательство прочно вошло в список обязательных структурных факторов «цветных революций». Оно может осуществляться по разным каналам. Помимо прямого политического, военного, экономического давления, речь также может идти о скрытых формах влияния, в частности, через «мягкую» силу. О таком воздействии Запада на вьетнамскую молодежь было сказано выше. Оно есть, и его масштабы, судя по всему, будут только расширяться.
54 С точки зрения ортодоксальных поборников демократии, во Вьетнаме еще далеко не все в порядке с этой самой демократией. Как они говорят, там правит тоталитарный коммунистический режим, по-прежнему нарушаются права человека, попираются политические свободы, растет число политзаключенных. То есть ими обозначаются «болевые точки», на которые в нужный момент можно надавить.
55 После XIII съезда КПВ в некоторых западных СМИ усилились информационная кампания по обвинения руководства Вьетнама в нарушении прав человека. Так, «Голос Америки» голословно утверждает, что «режим во Вьетнаме является самым авторитарным в Юго-Восточной Азии», и делает вывод, что в ближайшие 5 лет в стране будет усиливаться наступление на свободу и демократию12.
12. Vietnam after the congress: an outlook for human rights. VOA. 04.02.2021. (In Viet.). >>>> (accessed 04.02.2021)
56 Особое внешнее влияние на Вьетнам оказывают американские вьетнамцы (вьеткиеу). Речь идет, главным образом, о тех, кто бежал в США из Южного Вьетнама в 1975 г. Хотя и более молодое поколение вьетнамцев, тех, кто родился непосредственно в Америке после объединения Вьетнама, несут в себе гены антикоммунизма, и многие с неприятием относятся к нынешним властям Вьетнама.
57 Среди участников упоминавшихся демонстраций во Вьетнаме летом 2018 г. оказался американец вьетнамского происхождения Уильям Ань Нгуен. Он был арестован, но за него вступилось американское посольство в СРВ и даже лично госсекретарь Майк Помпео. Вскоре он был отпущен [3, с. 10].
58 За фактом участия американца в уличных протестах вьетнамская сторона не стала усматривать причастность спецслужб США к беспорядкам в разных городах Вьетнама. И на то есть основания. С учетом американских интересов на Дальнем Востоке, противостояния США с Китаем, в настоящее время Вашингтону невыгодно разрушать сложившиеся отношения с Вьетнамом. Ведущий научный сотрудник Центра изучения Вьетнама и АСЕАН ИДВ РАН Г.М.Локшин отмечает: «Пентагон поставил задачу создания в ИТР [Индо-Тихоокеанском регионе] “сетевой архитектуры безопасности”, состоящей из союзников и партнеров, для обеспечения региональной стабильности и свободного доступа к общечеловеческим богатствам морей и океанов ИТР. Характерно, что в число союзников и партнеров Пентагон включил Вьетнам, Индонезию, Малайзию и Сингапур - именно в таком порядке» [ 10, с. 209].
59 Нынешнее доброе отношение США к коммунистическому Вьетнаму связано с политической конъюнктурой в АТР. Но ситуация в мире часто меняется. А США по-прежнему остаются воинственно настроенными против идеологически чуждых им режимов. В какой-то момент они могут пойти на сближение с неугодными им правительствами, а потом вдруг сделать резкий поворот. Так, например, случилось с Кубой. При Б.Обаме началась т.н. «кубинская оттепель». В 2016 г. президент США впервые за 88 лет совершил официальный визит на Кубу. Этот визит ознаменовал поворот в американо-кубинских отношениях. Но когда к власти пришел Д.Трамп, все кардинально изменилось: было объявлено об отмене политики по нормализации отношений с Кубой.
60 Однако, помимо западного влияния на Вьетнам, есть и китайское. Несмотря на территориальный спор в ЮКМ, у Вьетнама и Китая тесные отношения во многих областях. КНР - главный торговый партнер СРВ. Установлены прочные межпартийные связи. И, конечно же, Китай заинтересован в сохранении «коммунистического режима» во Вьетнаме. Буквально сразу после переизбрания Нгуен Фу Чонга на пост генерального секретаря ЦК КПВ в его адрес поступила поздравительная телеграмма от китайского коллеги Си Цзиньпина.
61 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
62 Хотя вопрос о социально-исторических закономерностях - один из спорных в исторической науке, тем не менее, с учетом изложенного выше, можно отметить, что в современном Вьетнаме не прослеживаются условия для масштабного государственного кризиса, отсутствуют «созревшие» структурные факторы «цветной революции».
63 Это нашло дополнительное подтверждение в исторической точке «Х», коей явился период проведения XIII съезда КПВ, на котором решался вопрос о ключевых фигурах власти во Вьетнаме на ближайшие 5 лет. Опыт Вьетнама по успешному проведению реформ в течение почти 35 прошедших лет, позволяет предположить, что у страны есть возможность избежать революций за счет эволюционного совершенствования своей экономической и социально-политической модели.

References

1. Thu Hoa. Exposure of an attempt to disrupt the 13th Congress of the Communist Party of Vietnam. Voice of Vietnam. 03.10.2019. (In Russ.). https://clck.ru/ShUzB (accessed 28.12.2020)

2. Tran Huu Than. The role of the Communist Party of Vietnam in the fight against corruption. (In Russ.). https://is.gd/mmLzpG (accessed 18.01.2021)

3. Tsvetov A.P., Tsvetov P.Yu. Public protests in Vietnam: maturing of civil society or the prologue to a "color revolution". Vietnamese studies. Series 2. 2018, № 3, рр. 5-17. Moscow. (In Russ.).DOI: 10.24411/2618-9453-2018-00001

4. Hoang Hoa. Ensuring security of the XIII CPV Congress required comprehensive large-scale coordination. Sputnik. 25.01.2021. (In Viet.). https://is.gd/ByEFIk (accessed 28.01.2021)

5. Nazaretyan A.P. 2017. Anthropology of Violence and a Culture of Self-Organization: Essays on Evolutionary-Historical Psychology. M.: LENAND. 256 р. (In Russ.).

6. Tu Thi Loan. The influence of the Internet on the Cultural Transformation of Modern Web Users in Vietnam. Vietnamese studies. Series 2. 2020, № 2, рр. 69-79. Moscow. (In Russ). DOI: 10.24411/2618-9453-2020-10017

7. Ilyina N. Vietnamese Prime Minister could not reach the rank of Secretary General. Vedomosti. 22.01.2016. (In Russ.). https://is.gd/EGp1KW (accessed 28.04.2021)

8. Mazyrin V.M. 2017. On the influence of Western culture on Vietnam: problem statement. Culture and art of Vietnam. M.: ID "FORUM", pр. 36-51. (In Russ.).

9. Sokolov A.A. 2020. Russian-Vietnamese cooperation in education. Russian-Vietnamese relations today. Areas of convergence of interests, рр. 223-235.Moscow. (In Russ.).

10. Lokshin G.M., Kobelev E.V., Mazyrin V.M. 2019. ASEAN Community in the Modern World. M.: ID "FORUM". 296 p. (In Russ.).

Comments

No posts found

Write a review
Translate