NATO rushes to the South China Sea
Table of contents
Share
Metrics
NATO rushes to the South China Sea
Annotation
PII
S032150750015260-8-1
DOI
10.31857/S032150750015260-8
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Petr Tsvetov 
Occupation: Associate Professor, Сhair of International Relations, Diplomatic Academy, Ministry of Foreign Affairs of Russia
Affiliation: Diplomatic Academy, Ministry of Foreign Affairs of Russia
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Pages
14-19
Abstract

The article examines the evolution of the attitude of the North Atlantic Treaty Organization-NATO and some of its members to the conflict situation in the South China Sea, where the interests of the United States and China are currently clashing. Gradually, NATO documents increasingly began to sound concerned about the rise of China, its activity in the South China Sea. In the documents of the organization 2020-2021. a definition of China "as the main military threat" is already emerging and calls on NATO members to "stand together against the challenge of China". There is a lot of evidence that this was done under pressure from Washington.

But some NATO members - France, Great Britain, and Germany- even before the South China Sea issue was included in NATO documents, began to send their warships and aircraft to the waters of this sea. In this sense, 2021 may be a landmark year, when all three leading NATO countries join the US 7th Fleet for joint maneuvers.

Formally, these actions are justified by the commitment of NATO countries to the principles of openness of maritime navigation, which is allegedly threatened by China. In fact, we are witnessing the manifestation of bloc solidarity and the subordination of NATO countries to the main player in the alliance - the United States. UK, France, and Germany also express their readiness to cooperate in the field of security with the QUAD member countries.

The participation of the armed forces of NATO countries in the conflict in the South China Sea turns the dispute of Asian countries over the ownership of deserted islands and lifeless rocks into a global clash.

Keywords
South China Sea, NATO, USA, China, France, Great Britain, Germany, freedom of navigation
Received
30.03.2021
Date of publication
11.06.2021
Number of purchasers
0
Views
143
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 100 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should sign in

Full text is available to subscribers only
Subscribe right now
Only article and additional services
Whole issue and additional services
All issues and additional services for 2021
1 ВВЕДЕНИЕ
2 2021 год, помнению многих экспертов-международников, может ознаменоваться невиданным доселе вторжением военных кораблей стран НАТО в западную часть Тихого океана. До сих пор часть этого водного пространства, прежде всего, Южно-Китайское море (ЮКМ), рассматривалось как область противостояния США и КНР [1]. Однако сегодня мы, по-видимому, являемся свидетелями проявления блоковой солидарности с главным игроком в альянсе - США. Кроме фактора «боевой солидарности», у каждой из европейских держав есть и собственные причины, в первую очередь, экономические, присутствовать военными кораблями в этой части ойкумены.
3 ГОРЯЧАЯ ТОЧКА НА КАРТЕ АЗИИ
4 По сравнению с другими горячими точками Азии - Корейский полуостров, Тайвань, Кашмир - спор за суверенитет над островами в ЮКМ имеет более короткую историю. Эти безжизненные острова, большинство из которых - коралловые рифы, обозначенные на географических картах как составляющие архипелаги Парасельский и Спратли, обратили на себя внимание мировой общественности в 1974 г., когда подразделение Народно-освободительной армии Китая выбило с нескольких островов группу военнослужащих сайгонского режима.
5 После этих событий не только Китай, но и несколько других государств Юго-Восточной Азии стали выдвигать свои претензии на острова. Это - Вьетнам (на все острова обоих архипелагов), Филиппины, Бруней, Малайзия (последние три - на часть островов архипелага Спратли).
6 КНР предъявляет претензии на 80% акватории ЮКМ, хотя реально контролирует все Парасельские острова и 12 островов и рифов из Спратли, на 7 из которых Китай произвел насыпные и другие инфраструктурные работы, построил взлетно-посадочные полосы и превратил их во вполне подходящие для размещения там военной техники, личного состава. Вьетнам построил военные объекты на 27 островах (или рифах), а Филиппины - на девяти [2]. Китайские власти пристально следят за происходящим на морских просторах, объявленных своими, и препятствует проведению там геологоразведочных работ, рыбному промыслу со стороны иностранных государств. В результате, довольно частыми являются в этом море столкновения рыбаков и пограничников [3].
7 США и при президенте Б.Обаме, и при президенте Д.Трампе крайне негативно относились к поведению Китая в Южно-Китайском море. Формой несогласия с экспансионистской политикой Пекина в этом районе стали операции ВМС и ВВС по обеспечения свободы судоходства в ЮКМ. При этом следует подчеркнуть, что Вашингтон не заявлял до сих пор, чьи территориальные притязания на острова он поддерживает.
8 Свобода мореплавания, как она трактуется в современных юридических документах, предусматривает право любого государство на то, чтобы его корабли - и гражданские, и военные - беспрепятственно плавали в открытом море, т.е. за пределами 200 морских миль. В целях обеспечения свободы мореплавание международное право запрещает устанавливать в открытом море искусственные острова и сооружения, если они могут создавать помехи для использования признанных морских путей, имеющих существенное значение для международного судоходства. Право на свободную навигацию закреплено и в ст. 87 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. У американцев с 1979 г. действует «Программа свободы навигации» (Freedom of Navigation (FON) Program), которая ежегодно продлевается президентами США. Её цель заключается в непризнании односторонних действий государств, ограничивающих мореплавание иностранных судов. Конкретно это проявляется в направлении военных кораблей и самолетов в районы, которые США считают открытым морем (как правило, это всё, что дальше 12 морских миль от берега).
9 Активность в проведении операций по обеспечению свободы судоходства в ЮКМ заметно возросла при администрации Б.Обамы, чтобы показать Пекину, что Вашингтон не признает территориальные притязания Китая на акваторию Южно-Китайского моря, а наоборот - считает эти воды международными1. При администрации Д.Трампа задачи были прежними, а частота операций увеличилась. Большинство стран Запада разделяет американский взгляд на свободу навигации.
1. U.S. Department of Defense. Freedom of Navigation (FON) Program. >>>> style="text-decoration: underline;"> (accessed 10.01.2021)
10 На практике это происходит так: американские военные корабли и самолеты вторгаются без предупреждения в зону, которую Пекин считает частью своего государства, и, как правило, получают протест в той или иной форме от официальных властей КНР. Так, в апреле 2021 г. корабли 7-го флота США предприняли попытку пройти у берегов Тайваня, на что последовала такая реакция китайских военных: «Намерение США отправить военный корабль, чтобы пройти через Тайваньский пролив и публично объявить об этом, является старым трюком с целью владеть ситуацией в проливе. Китай решительно выступает против этого». В ответ представитель командования 7-го флота США заявил, что проход ракетного эсминца через Тайваньский пролив «демонстрирует приверженность США свободному и открытому Индо-Тихоокеанскому региону» [4].
11 ДИПЛОМАТИЯ АВИАНОСЦЕВ НАЧИНАЕТСЯ
12 В акваторию Южно-Китайского моря в феврале 2021 г. зашла атомная подводная лодка французских ВМС «Эмерод», вслед за ней в этих водах появились десантный корабль «Тоннер» и фрегат «Сюркуф». По плану, корабли должны патрулировать этот район в течение нескольких месяцев.
13 Это не первый заход французских военных кораблей в ЮКМ, военные моряки Франции посещают этот регион чаще других европейцев. Практически, начиная с 2015 г, Париж направляет свои корабли в Южно-Китайское море каждый год и на несколько месяцев, объясняя необходимость такой миссии задачами защиты «свободы судоходства в Южно-Китайском море» и укреплением сотрудничества с такими своими стратегическими партнерами, как США, Япония, Индия, Австралия [5].
14 Именно вместе с военными кораблями этой «четверки» французы участвовали в начале апреля в учениях в Бенгальском заливе.
15 Соображениями «защиты свободы судоходства» руководствуются и германские власти. Министр обороны ФРГ Аннегрет Крамп-Карренбауэр считает, что германское военно-морское присутствие в Индо-Тихоокеанском регионе (ИТР) поможет «защитить основанный на правилах международный порядок». Она заявила: «Учитывая растущие вызовы безопасности в Индо-Тихоокеанском регионе, моя цель - активизировать наше двустороннее и многостороннее сотрудничество» [6], подчеркнув при этом: «то, что происходит в Индо-Тихоокеанском регионе, затрагивает Германию и Европу»2.
2. Japan, US greet European naval deployments in Asia as counter to China’s rise. >>>> (accessed 10.01.2021)
16 В начале 2021 г. было объявлено, что немецкий фрегат отправится в Азию в августе и пересечет Южно-Китайское море. Это - первый случай появления военного корабля ФРГ в ЮКМ с 2002 г. Эксперты, немецкие и китайские, считают, что это «символический шаг», говорящий, что Германия хочет усилить свое присутствие в регионе.
17 Великобритания направляет в западную часть Тихого океана авианосную группу во главе с самым большим своим авианосцем «Квин Элизабет» для участия в совместных учениях с ВМС США и Японии.
18 Несколько лет назад Лондон взяла курс на возобновление своего присутствия в Юго-Восточной Азии. В 2016 г. британские военные самолёты несколько раз появлялись в небе над Южно-Китайским морем, а в 2018 г. в регионе побывали флагман королевских ВМС десантный корабль «Альбион» и противолодочный фрегат «Сатерленд» [7]. Великобритания заявляет о своем желании присутствовать в регионе, дабы «обеспечить свободу судоходства» в Тихом океане. В начале 2019 г. британские министры Дж.Хант и Г.Вильямсон объявили о намерении создать в ЮВА свои постоянные морские базы, назывались страны - Сингапур и/или Бруней (хотя мнение правительств этих стран не известно) [8].
19 Наблюдатели связывают повышение активности Великобритании к «востоку от Суэца» с «Брекзитом» - выходом её из ЕС. К традиционным направлениям внешней политики Лондона - США и Европа - реально прибавляется Индо-Тихоокеанский регион. Как считает российская исследовательница К.Е.Годованюк, «продвижение в ИТР - необходимое условие для сохранения за Соединённым Королевством роли значимого международного игрока и союзника Белого дома» [9].
20 Париж и Берлин приняли свои «индо-тихоокеанские» доктрины, соответственно, в 2018 г. и 2020 г., которые и являются директивным документом, определяющим их растущее военное присутствие в ИТР. Германская дипломатия в своей доктрине предусматривает, например, не только расширение сотрудничества с институтами АСЕАН, но и преследует цель в перспективе превратить АСЕАН благодаря тесным связям с ЕС в региональный противовес Китаю [10]. А во французской доктрине содержится претензия Парижа на то, чтобы считать Францию государством Индо-Тихоокеанского региона, что оправдывается расположением там таких её заморских департаментов, как Полинезия, Новая Каледония, Реюньон и Майотта. На военных объектах Франции, расположенных в Тихом океане, уже расквартированы 2900 военнослужащих [11].
21 Корабли ВМС этих трех стран НАТО будут проводить совместные учения с кораблями 7-го флота США, в т.ч. с авианосцами «Теодор Рузвельт» и «Нимиц», который уже давно присутствует в этой части Тихого океана. Также западноевропейские участники НАТО заявили о своей решимости развивать оборонное сотрудничество со странами, входящими в «КВАД» («Четырехсторонний диалог по безопасности»).
22 Этот еще формально не оформившийся альянс США, Японии, Австралии и Индии журналисты иногда называют «азиатским НАТО», имея в виду, что Вашингтон толкает участников «четверки» к тесному военному сотрудничеству против КНР. На онлайн-саммите «КВАД» в марте 2021 г. стороны договорились развивать сотрудничество в сфере безопасности, «чтобы укреплять порядок, основанный на международном праве, и ответить на вызовы в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях»3.
3. Коммерсант, 15.03.2021.
23 ЭВОЛЮЦИЯ ВЗГЛЯДОВ В ШТАБЕ НАТО
24 Блок НАТО до недавнего времени не обращал внимания на регион Юго-Восточной и Восточной Азии. Считалось, что крупные державы АТР, в т.ч. Китай, заинтересованы в региональной стабильности и «в целом поддерживают международные нормы», - так было записано в 2010 г. в концептуальном документа альянса «НАТО - 2020»4. Руководители организации также отдавали себе отчет, что Южно-Китайское море не входит в зону ответственности Североатлантического блока. В январе 2016 г. генерал Петер Павел, начальник Военного комитета НАТО, прямо заявил, что альянс не планирует своего военного вмешательства в спор в ЮКМ, т.к. для этого нет «законных оснований»: «Мы стараемся, насколько это возможно, оставаться в границах нашего региона и не вмешиваться в проблемы других регионов» [12].
4. НАТО в 2010. году. >>>> style="text-decoration: underline;"> (accessed 10.05.2019)
25 Прошедшие после этого заявления годы внесли определенные коррективы в позицию руководителей блока. Общепризнано, что именно в эти годы Китай осязаемо увеличивал своё присутствие на региональной и глобальной сценах. Тема китайской угрозы постепенно заняла своё место в натовском дискурсе. Генеральный секретарь НАТО Й.Столтенберг в интервью «Шпигелю» в апреле 2019 г. обратил внимание на рост мощи Китая, в т.ч. военной. Тем не менее, по его словам, НАТО не собирается вмешиваться в конфликт в ЮКМ: «Это не НАТО продвигается в направлении Южно-Китайского моря, наоборот, китайцы подступают всё ближе к нам. Они проводят морские учения в Средиземном и Балтийском морях и на Крайнем Севере» [13].
26 На самом деле, позиция генерального секретаря НАТО была и остается далеко не однозначной. Находясь в августе 2019 г. в Австралии, Й.Столтенберг заявил, что присутствие альянса в ИТР необходимо для решения проблем, возникающих в связи с «напористой» политикой Китая. «НАТО необходимо понять последствия растущей мощи Китая во всем мире, включая те районы, где может быть брошен вызов безопасности членам Североатлантического альянса», - сказал он [14. Это надо понимать так: учитывая, что Китай в ЮКМ и Тайваньском проливе, очевидно, бросает вызов военному присутствию там США, члену НАТО, организация не будет оставаться в стороне. И в июне 2020 г., Й.Столтенберг заявил в газетном интервью: «Союзники по НАТО должны вместе противостоять вызову Китая» [15].
27 В ноябре 2020 г. Й.Столтенберг попытался выразиться помягче. Он заявил, что Китай не является противником НАТО, но подчеркнул, что Пекин не разделяет западные ценности, «не уважает основные права человека и пытается запугивать другие страны»5. Явно, это - реакция на проблемы уйгуров в Китае и Гонконге.
5.  Онлайн-пресс-конференция генерального секретаря НАТО Йенса Столтенберга в преддверии встреч министров иностранных дел НАТО. >>>> (accessed 10.12.2020)
28 В феврале 2021 г. на Мюнхенской конференции генсек НАТО усилил китайскую тему, назвав возвышение Китая серьезным вызовом для стран блока. В его дискурсе значение Китая для НАТО, безусловно, взросло: «Подъем Китая является определяющим вопросом для трансатлантического сообщества с потенциальными последствиями для нашей безопасности, нашего процветания, нашего образа жизни», - отметил он6.
6. «НАТО-2030»: подготовка Североатлантического союза к требованиям завтрашнего дня. https://www.nato.int/cps/ru/natohq/opinions_181696.htm (accessed 10.03.2021)
29 В новой концептуальной стратегии НАТО 2021 г. Китай уже причислен к «главным военным угрозам» (наряду с Россией)7.
7. Коммерсант, 23.03.2021.
30 ИНТЕРЕСЫ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИЛИ СОЮЗНИЧЕСКИЕ?
31 Хотя руководство НАТО ничего не сказало по поводу силового ответа на возвышение Китая, очевидно выдвижение вооруженных сил отдельных стран-членов НАТО на исходные позиции в Южно-Китайском море. Понятно, что направление воинских контингентов к берегам КНР не может не сказываться на отношениях европейских держав с азиатским гигантом.
32 Пекин воспринимает появление военных судов западноевропейских стран в водах, которые он считает своими, с явным недовольством. И прибегает к мерам воздействия. Осенью 2019 г. власти КНР не разрешили военным кораблям Франции зайти в китайские порты для участия в праздновании 70-летия провозглашения КНР, т.к. эти корабли были замечены в Тайваньском проливе [7]. Имея в виду эту позицию официального Пекина, Берлин еще до того, как корабли ФРГ появились в Южно-Китайском море, объявил, что они не будут приближаться ближе 12 миль к берегам КНР [16].
33 А Франция, вероятно, не выучила «уроки» прошлого. Есть информация, что её корабли собираются пройти через пролив, отделяющий остров Хайнань от материка. Таким образом они нарушат 12-мильную зону территориальных вод КНР. На это их настраивают США, которые считают Хайнаньский пролив «свободным для судоходства». Уместно провести замечание известного эксперта по военно-морским проблемам Азии Марка Дж.Валенсии по этому поводу: «Хвастливое заявление Франции о том, что она проводит независимую внешнюю политику, звучит довольно пусто. Похоже, Франция пытается получить свой кусок пирога и съесть его» [17].
34 Три западноевропейские державы выступили с единых антикитайских позиций и на дипломатической арене. В августе 2020 г. было опубликовано совместное коммюнике МИД Великобритании, Германии и Франции, в котором выражалась озабоченность ситуацией в Южно-Китайском море. В нем Лондон, Берлин и Париж призвали «все прибрежные государства в Южно-Китайском море делать шаги и принимать меры, нацеленные на снижение напряженности, и вносить вклад в обеспечение и укрепление мира, безопасности, стабильности в регионе, в т.ч. в отношении прав прибрежных государств на их воды и на свободы и права судоходства в Южно-Китайском море и пролета над ним»8. При этом было сделана ссылка на универсальность применения положений Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.
8. >>>> (accessed 10.12.2020)
35 В отношениях с Пекином Лондон, Берлин и Париж не могут не учитывать большую взаимозависимость в экономической сфере. В 2020 г. Китай стал главным торговым партнером ЕС, потеснив США. А в конкретных цифрах 2018 г. торговый оборот с КНР у Германии составлял $130 млрд, у Великобритании - $64,3 млрд, у Франции - $42,2 млрд9.
9. >>>> (accessed 10.12.2020)
36 Экономический фактор подчас заставляет европейцев занимать двойственную позицию. В качестве примера можно привести визит в Китай в 2019 г. президента Франции Э.Макрона, в ходе которого были подписаны двусторонние деловые соглашения на $15млрд. Французский президент, несмотря на просьбы европейских правозащитников, в беседах с руководством КНР не стал поднимать вопросы соблюдения прав человека в Гонконге и Синьцзян-Уйгурском автономном районе [18].
37 Однако также нетрудно найти экономические причины противостояния западных стран политике Пекина в ЮКМ.
38 Общеизвестно, что через это море проложены важнейшие торговые пути. Через Малаккской пролив, например, в который упираются воды Южно-Китайского моря, ежегодно проходит товаров на $5,3 трлн (25% мировой торговли) [19]. И вышеназванные три государства Западной Европы используют эти коммуникации в достаточно больших объемах. Так, в 2016 г. в Германию и из Германии через Южно-Китайское море было перевезено товаров на $215 млрд, в Великобританию на $124 млрд, во Францию на $83 млрд10. Легко представить, что произойдет, если кто-то воспрепятствует свободному проходу торговых кораблей через эту акваторию.
10. How much trade transits in South China Sea. >>>> (accessed 10.12.2020)
39 РЕАЛЬНАЯ УГРОЗА МИРУ И СТАБИЛЬНОСТИ
40 Таким образом, очевидно, что военный компонент НАТО, если не всего альянса, то нескольких его крупных членов, начинает участвовать в споре в Южно-Китайском море. Со стороны скептиков не исключены сомнения, а могут ли несколько, хотя и самой последней модели, кораблей Франции, Германии, Великобритании сыграть какую-то роль в военном противостоянии Китаю, который сегодня располагает самым большим по численности кораблей флотом в мире?
41 Военные корабли трех стран НАТО, присоединившись к отряду кораблей 7-го флота США, может быть, и не приведут к решающему перевесу сил НАТО над ВМС и ВВС КНР, но, безусловно, создадут дополнительные трудности для Народно-освободительной армии Китая.
42 Появление военных судов стран Североатлантического альянса в западной части Тихого океана воспринимается рядом стран региона вполне положительно, кроме, естественно, Китая. Особенно это относится к Японии. Токио рассчитывает не только на совместные маневры с кораблями западноевропейских государств, но и на возможность расширения военно-технического сотрудничества, что для Токио важно в свете планов правительства отказаться от пацифистских статей Конституции страны и возродить полноценные вооруженные силы. Конкретно, японские военные надеются, что страны НАТО помогут им обзавестись авианосцами.
43 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
44 Таким образом, конфликт в Южно-Китайском море, начавшийся как спор азиатских стран по поводу принадлежности безлюдных островов и безжизненных скал, имеет все шансы приобрести глобальный характер из-за сущности блока НАТО. Несмотря на появляющиеся иногда в СМИ оценки, скептически оценивающие современное состояние и перспективы Североатлантического альянса, блок демонстрирует устойчивость и продолжает ориентироваться на своего лидера - США.
45 Если обратиться к ситуации в западной части Тихого океана, безусловно, не входящего в зону ответственности НАТО, можно сделать вывод, что в своей жесткой политике противодействия Пекину Вашингтон уже заручился поддержкой ведущих стран Североатлантического блока. И это несмотря на то, что для Великобритании, Германии и Франции это чревато ухудшением отношений с таким важным экономическим партнером, как КНР.

References

1. Vasiliev D.V., Shavlai E.P. The South China Sea in the confrontation between China and the United States in Asia. Asia and Africa today. 2020, № 7. (In Russ.). DOI: 10.31857/S032150750010107-9

2. Zhang R. South China Sea: what are rival claimants building on islands and reefs? https://www.scmp.com/news/china/diplomacy/article/3124309/south-china-sea-what-are-rival-claimants-building-islands-and (accessed 10.03.2021)

3. Lokshin G.M. The South China Sea: Islands of discord. Asia and Africa today, 2015, № 9 (In Russ.)

4.  Fromer J. China’s military tracks US warship traversing Taiwan Straits. https://www.scmp.com/news/china/diplomacy/article/3128669/chinas-military-confirms-tracking-us-warship-traversing-taiwan (accessed 02.04.2021)

5. Wang A. South China Sea: how the French navy is charting its own course between China and the US. (accessed 01.03.2021)

6. Chan M. South China Sea: PLA starts month long drill in push to modernize soldiers while resisting US operations. https://www.scmp.com/news/china/military/article/3123576/south-china-sea-pla-embarks-month-long-drill-push-modernise (accessed 03.03.2021)

7. Britain says it will send warship to South China Sea next year, in move likely to anger Beijing. http://www.scpm.com/news/asia/southeastasia/article/2104460/britain-says-it-will-send-warship-south-china-sea-next-year (accessed 27.07.2020)

8. Valencia M. J. A new British naval base in Southeast Asia could stoke resentment, split Asean and put the UK in China’s cross hairs. https://www.scmp.com/comment/insight-opinion/asia/article/2181540/new-british-naval-base-southeast-asia-could-stoke (accessed 15.04. 2019)

9. Godovanyuk K.A. 2020. The UK Priorities in the Indo-Pacific. Contemporary Europe, № 1. (In Russ.)

10. Germany in Indo-Pacific (II). https://www.german-foreign-policy.com/en/news/detail/8388/ (accessed 12.01.2021)

11. France and security in Indo-Pacific 2019. https://www.defence.gouv.fr/prime/version/file/ (accessed 10.01.2020)

12. Daiss T. South China Sea Disputes Off-Limits, Says NATO. https://www.forbes.com/sites/timdaiss/2016/06/03/south-china-sea-disputes-off-limits-says-general/#66fd962eddaf (accessed 25.04.2019)

13. Interview with NATO Secretary General Stoltenberg. The U.S. and President Trump 'Are 100 percent behind us?’. https://www.spiegel.de/international/world/interview-with-nato-secretary-general-stoltenberg-u-s-100-percent-behind-us-a-1260690.html (accessed 25.04.2019)

14. NATO Secretary General Jens Stoltenberg says alliance needs to address the rise of China. https://www.scmp.com/news/china/diplomacy/article/3021848/nato-secretary-general-jens-stoltenberg-says-alliance-needs (accessed 12.08.2019)

15. Lau S. Not friends. Not enemies. Where to now for NATO on China? https://www.scmp.com/news/china/diplomacy/article/3112764/not-friends-not-enemies-where-now-nato-china (accessed 10.12.2020)

16. Wang A. Beijing to Berlin: respect South China Sea sovereignty during frigate visit. https://www.scmp.com/news/china/diplomacy/article/3123951/beijing-berlin-respect-south-china-sea-sovereignty-during (accessed 05.03.2021)

17. Valencia M.J. With its support US strategy France playing fire in the South China Sea. https://www.scmp.com/comment/opinion/article/3124873/with-its-support-us-strategy-france-playing-fire-south-china-sea (accessed 10.12.2020)

18. China and France sign deals worth $15 billion during Macron’s visit. https://www.reuters.com/article/us-china-france-macron/china-and-france-sign-deals-worth-15-billion-during-macrons-visit-idUSKBN1XG0N (accessed 10.12.2020)

19. Lokshin G.M., Kobelev E.V. Mazyrin V.M. 2019. ASEAN community in the modern world. Moscow. (In Russ.)

Comments

No posts found

Write a review
Translate