Narendra Modi’s policy in Northeastern states of India
Table of contents
Share
Metrics
Narendra Modi’s policy in Northeastern states of India
Annotation
PII
S032150750014644-0-1
DOI
10.31857/S032150750014644-0
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Yana O. Sadovnikova 
Occupation: Junior Researcher
Affiliation: Primakov National Research Institute of World Economy and International Relations, Russian Academy of Sciences (IMEMO)
Address: 23, Profsoyuznaya Str., Moscow, 117997, Russian Federation
Edition
Pages
33-40
Abstract

Regional disparities are one of the most acute problems of post-1991 economic reform period. As a result of the partition of India in 1947 the former territorial, economic and cultural links of the northeastern region was broken up, leaving for communication with the main part of the country only a narrow corridor Siliguri. Nevertheless north-eastern states have a greater potential growth which is still not entirely used. In 2014 Modi has declared its intention to revitalize the Eastern direction of foreign policy under Act East Policy, highlighting the special role of the North-east in this process. Top priorities of the Narendra Modi government’s policy in the north-east of India are focused on creating favorable environment for attracting investments and doing business, reconstruction and construction of new bridges, national highways, all-weather roads between the most remote parts of the region, promotion of organic farming, and implementation flood control measures. The formation of state governments with participation of BJP reflected qualitative shifts in the political process, that can contribute to the overcoming of the backwardness of India’s north-east. New leadership of that states has set a goal of firming up of trade and economic linkages both within region and with the rest of the country. The interaction between Centre and states must play a decisive role in unlocking development potential of the region.

The article analyzes the main advances in the different fields of socio-economic development and also explores prospects and challenges of transformational policy of the Indian government in the northeastern region.

Keywords
India, North Eastern India, Narendra Modi, BJP, regional disparities, organic farming, centre-states relations
Received
05.02.2020
Date of publication
28.04.2021
Number of purchasers
3
Views
286
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 100 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should sign in

Full text is available to subscribers only
Subscribe right now
Only article
100 RUB / 1.0 SU
Whole issue
920 RUB / 16.0 SU
All issues for 2021
8448 RUB / 169.0 SU
1 ВВЕДЕНИЕ
2 Специфика месторасположения северо-восточных штатов Республики Индия - Ассама, Нагаленда, Трипуры, Мегхалаи, Манипура, Сиккима, Мизорама и Аруначал Прадеша - в сочетании с историческими, культурными и природно-климатическими условиями сформировали проблемный профиль этого региона. Эти 8 штатов занимают меньше 8% всей территории и сосредотачивают 3,78% её населения [1]. На преобладающей здесь холмистой местности и равнинах проживают почти две сотни различных племен и народностей, говорящих на нескольких десятках языков и диалектов. После проведенной реорганизации в 1987 г., когда Союзные территории Аруначал Прадеш (бывшее название - Северо-восточное пограничное агентство) и Мизорам приобрели статус штатов, политическая карта северо-восточной части страны получила современный вид, однако административно-территориальные изменения внутри субъектов региона продолжаются по настоящее время.
3 После экономических реформ начала 1990-х гг. предполагалось, что частные инвестиции придут в отсталые регионы. Но их, в основном, получили быстро развивающиеся штаты на юге и западе страны, где имелись более комфортные условия для ведения бизнеса, включающие в себя необходимую инфраструктурную базу, налаженную транспортную логистику, и где продвигались ориентированные на поддержку предпринимателей инициативы местных властей. Изначально разные стартовые условия развития затрудняли процесс встраивания северо-восточных штатов в рыночные отношения, доходы населения здесь были значительно ниже.
4 Во время визита в январе 2000 г. премьер-министра А.Б. Ваджпаи в штат Мегхалая была представлена программа действий, состоявшая из почти трёх десятков различных схем и инициатив для роста экономики северо-востока. Результатом стало создание тогда департамента, а годом позже и Министерства по развитию северо-восточного региона.
5 Нынешним руководством страны во главе с Бхаратия джаната парти (БДП) и её лидером Нарендрой Моди также признаётся весомость северо-восточного региона для благополучия и стабильности всей индийской экономики. В политике правительства БДП по развитию региона основные акценты расставлены вокруг улучшения железнодорожного и автомобильного сообщения, управления водными ресурсами и увеличения сельскохозяйственной производительности.
6 БОРЬБА С НАВОДНЕНИЯМИ
7 Еще в ходе своей первой избирательной кампании 2014 г. на пост премьер-министра Н.Моди подчеркивал необходимость совершенствования механизмов контроля над водными ресурсами северо-востока, что «поможет справиться как с извечной проблемой наводнений в регионе, так и разрешить энергетический кризис страны» [2].
8 Крупнейшей водной артерией этого региона является река Брахмапутра, протяженность которой составляет 2896 км. Она начинается в районе западного Тибета и течет на восток вдоль Гималайского грабена, а затем в районе ущелья Диханг прорезается через узкий горный хребет и, круто меняя своё направление, попадает на Бенгальскую равнину, территорию двух индийских штатов - Аруначал Прадеш и Ассам, по которым следует на юго-запад вдоль южного подножия Гималаев, далее, обходя горы Гаро, оказывается уже на территории Бангладеш, где вместе с рекой Ганг впадает в Бенгальский залив.
9 Борьба с сезонными наводнениями занимает центральное место в водной политике штата Ассам. В период таяния ледников весной и сезон дождей (июль-октябрь) уровень воды в реке и её многочисленных протоках резко повышается. В результате, может оказаться затопленной до 40% территории штата. Существуют также геоморфологические причины наводнений, связанные с частыми землетрясениями в этой местности, которые приводят к наносу почвенного слоя, поэтому «воды Брахмапутры содержат больше осадочных отложений, поднимающих речное русло в некоторых местах на 3 метра и снижающих пропускную способность реки» [3].
10 В результате наводнения в июле 2019 г. пострадали жители более 4000 деревень в 28 из 33 дистриктов Ассама [3]. Столь же разрушительным было наводнение и в 2020 г., совпавшее с натиском эпидемии COVID-19 в Индии, что оказалось двойным испытанием для местных жителей. Принятая властями штата стратегия по предотвращению наводнений включает в себя различные меры: от высадки деревьев в наиболее подверженных водным бедствиям районах до сооружения защитных дамб. Но зачастую предпринятых шагов оказывается недостаточно, чтобы минимизировать ущерб от наводнений.
11 Правительственный комитет, изучавший особенности хозяйствования в области гидроэнергетики, внутреннего речного транспорта, рыболовства, ирригации в регионе, рекомендовал создать новый институт по управлению водными ресурсами северо-восточных штатов1. Принятие соответствующего законопроекта позволит реализовать интегративный подход к борьбе и преодолению последствий наводнений на реках северо-востока.
1. Achievements in the year 2018-2019. >>>> (ac-cessed 11.05.2020)
12 ИНФРАСТРУКТУРНАЯ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ СЕВЕРО-ВОСТОКА
13 Политическое руководство страны поставило своей целью разрешение проблемы инфраструктурных «долгостроев» в северо-восточном регионе. В конце 2018 г. в торжественной обстановке премьер-министр Н.Моди и руководители штата Ассам открыли через реку Брахмапутра мост, соединивший два дистрикта - Дибругарх и Дхемаджи.
14 К проекту приступили в начале 2000-х гг., но из-за сложных природно-климатических условий его осуществление затянулось на полтора десятилетия. Двухуровневый мост предназначен для одновременного проезда железнодорожного и автомобильного транспорта (rail-cum-road). Расположенный в 20 км от границы со штатом Аруначал Прадеш этот объект должен существенно улучшить транспортную логистику как в этих двух штатах, так и в регионе в целом. Местным жителям стало удобнее добираться до аэропорта, различных социальных учреждений, расположенных в Дибругархе - третьем по величине городе северо-востока Индии. Кроме того, отмечается оборонная функция моста, благодаря которой может сократиться время для переброски военных сил к индо-китайской границе [4].
15 В соответствии со «Специальной программой ускоренного развития дорог на северо-востоке», включающей в себя компонент «развитие дорог и магистралей Аруначал Прадеш», с 2014 по 2019 гг. было построено 1,514 км дорог стоимостью 20065 крор2 (200 млрд рупий) ($2,73 млрд) [5]. Кроме того, большая работа была проведена в рамках «Плана премьер-министра по улучшению дорог в сельской местности»: «было построено 20,708 км дорог при затратах 9033,76 крор (90 млрд), тем самым связав между собой 3123 поселения в северо-восточном регионе» [5].
2. 1 крор = 10 000 000 рупий; $1 = 73 рупии (курс на декабрь 2020 г.) (прим. авт.).
16 Одна из особенностей железнодорожной сети Индии - наличие разной по ширине рельсовой колеи. Переход железнодорожного транспорта на рельсы широкой колеи необходим для торгово-экономической интеграции региона. Еще в середине 2000-х гг. были иницированы проекты по соединению между собой столичных городов всех 8 штатов на северо-востоке страны. Однако из-за трудностей, связанных с приобретением земли под строительство и сложными природными условиями местности, эта идея была отложена на неопределенное время. Правительство БДП предприняло попытку реализовать данные замыслы.
17 29 ноября 2014 г. была открыта первая железнодорожная ветка в штате Мегхалая и заложен камень в строительстве новой ширококолейной линии Бхайраби-Сайранг, которая свяжет столицу штата Мизорам - г. Айджал с железнодорожной сетью страны. Ближайшие станции сейчас расположены в десятках и даже сотнях километров от столиц штатов. Для решения этой проблемы ведётся строительство таких железнодорожных линий, как Джирибам - Тупул - Импхал в Манипуре, Димапур - Зубза в Нагаленде, а также Сивок (Зап. Бенгалия) - Рангпо (Сикким).
18 Для развития воздушно-транспортного сообщения в регионе проводится большая планомерная работа по обновлению инфраструктурной базы в аэропортах Дибругарх (Ассам) и Димапур (Нагаленд), строительство объединённого терминала в аэропортах Гувахати (Ассам), Импхал (Манипур), а также в Агартале (Трипура), который после обновления сможет принимать не только внутренние, но и международные рейсы [5].
19 В октябре 2019 г. состоялся 4-дневный визит премьер-министра Народной Республики Бангладеш Шейх Хасины в Республику Индия. Между правительством штата Трипуры и официальной делегацией из Бангладеш обсуждалось немало вопросов и совместных проектов. Основное внимание было приковано к проблеме отведения воды из общей для двух стран реки Фени.
20 Разрешение этой ситуации жизненно необходимо для испытывающего постоянные проблемы с нехваткой чистой питьевой воды пограничного города Сабрум, расположенного в штате Трипура. В результате переговоров было достигнуты следующие договорённости: во-первых, индийская сторона получила разрешение отводить из реки Фени объём воды до 1,82 куб. футов в секунду, во-вторых, Бангладеш согласился предоставить доступ к своему морскому порту Читтагонг, что позволит 7-тысячному городу Сабрум стать экспортным торгово-промышленным кластером Трипуры [6]. Благодаря предоставлению особых налоговых преференций правительство рассчитывает создать в своем штате 12 тыс. рабочих мест в каучуковой, текстильной, швейной, бамбуковой и перерабатывающей промышленности3.
3. Tripura gets its first SEZ. 18.12.2019. Press Information Bureau. Government of India.Ministry of Commerce and Industry. >>>> (accessed 01.05.2020)
21 Еще одним важным двусторонним инфраструктурным проектом, реализация которого затянулась на целое десятилетие, является строительство железнодорожной ветки, которая свяжет между собой гг. Акхаура (Бангладеш) и Агартала (Трипура). После ряда встреч и переговоров с участием представителей различных ведомств, исполнительных организаций, местной администрации, а также специалистов было решено перенести сроки завершения работ на сентябрь 2021 г. [7] По словам союзного министра Дж.Сингха первый поезд сможет отправиться из Агарталы уже в начале 2022 г. - к празднованию 75-й годовщины независимости Республики Индия [8].
22 Восполнение пробелов физической инфраструктуры является неотъемлемой частью плана действий центрального правительства по стимулированию экономической деятельности в северо-восточной части страны. Через полностью финансируемые из центрального бюджета схемы, направленные на сооружение новых и улучшение существующих дорог и мостов, а также поставку электроэнергии, водных ресурсов, строительство больниц и учебных заведений необходимо достигнуть социального эффекта. Определённая часть таких инфраструктурных объектов будет служить базисом для продвижения в регионе экологического туризма, что должно повлечь за собой создание новых рабочих мест и увеличить доходы местных производителей.
23 ЗАДАЧИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ОРГАНИЧЕСКОГО ФЕРМЕРСТВА В РЕГИОНЕ
24 Сложность природно-климатического комплекса местности и слабое транспортное сообщение между штатами предопределили для северо-восточного региона общие проблемы сельскохозяйственной отрасли. Но разнообразие социально-экономической, культурной и политической жизни каждого субъекта региона в отдельности способствовало появлению и целого ряда индивидуальных трудностей для сельского сектора экономики. Основные недостатки отрасли связаны с ненадлежащим техническим обеспечением фермерских хозяйств, в т.ч. водой и электроэнергией, а также со слабо организованным рынком сбыта и проблемами доступности дешевого институционального кредитования.
25 В регионе широко распространено и известно, как говорят жители местных племён, еще «с незапамятных времен» т.н. переложное земледелие (джхум). При таком способе земледельцы переходят на другое поле, оставляя предыдущий участок «отдыхать» на несколько лет для восстановления питательных свойств почвы и растительности. В связи с ростом численности населения период, когда земля не обрабатывается, существенно сократился, что оказывает гибельное воздействие на плодородие почвенного слоя, состояние окружающего растительного и животного мира. Однако при всех недостатках применение земледельческой практики - джхум остаётся главным средством выживания для сотен племенных домохозяйств, получающих и органическую пищу, и необходимые в быту лесоматериалы, часть которых остается для личного потребления, другая - поступает на рынок. Они не торопятся менять привычный способ земледелия, который отражает коллективный дух племени, основанный на общинном землепользовании.
26 Одним из предвыборных обещаний Н.Моди в ходе последней избирательной кампании 2019 г. на пост премьер-министра страны было введение в оборот дополнительных 2 млн га земли в холмистых, неорошаемых и населенных различными племенами районах для выращивания безопасных, без применения вредных химических удобрений, экологически чистых продуктов [9, p. 13]. Наряду с привлечением большого объёма частных инвестиций, продвижение органического фермерства рассматривается индийским правительством, во-первых, как средство уменьшить использование производителями химических удобрений; во-вторых, как стимул для развития северо-восточных и восточных регионов страны; в-третьих, как перспективное направление для экспорта. Таким образом, перестройка аграрных практик под органическое земледелие открывает дополнительные возможности для повышения доходности фермерских хозяйств.
27 Выбор органического фермерства в качестве стимулирующего фактора неслучаен, ведь проживающие здесь различные племенные общности используют, в основном, ручные орудия труда и нехимические удобрения, создавая благоприятные условия для развития в регионе натурального (органического) сельского хозяйства. В одном из исследований по данной проблематике отмечалось также, что тысячи индийских фермеров, никогда не использовавших на своих полях вредные для окружающей среды компоненты и технологии, не классифицируются в качестве производителей экологически чистого продовольствия, в результате чего их продукция реализуется по одинаковой цене с неорганической [10, p. 15].
28 С начала 2000-х гг. индийское правительство взяло под свой контроль процесс сертификации всех производимых на территории страны и экспортируемых органических продуктов. После прихода к власти в 2014 г. премьер-министра Н.Моди были приняты меры по развитию органического земледелия в стране.
29 Для поддержки и укрепления мотивации фермеров была введена в действие «Программа по развитию традиционного сельского хозяйства»(ParamparagatKrishiVikasYojana), центральным звеном которой является «кластер» - объединённая группа фермеров численностью 50 и более человек, располагающих 50 акрами земли4. Для установления соответствия выращиваемой фермерами органической продукции в ней применялась т.н. система коллективного гарантирования (ParticipatoryGuaranteeSystem- India, PGS).
4. Promoting organic farming. Press Information Bureau. Government of India.Ministry of Agriculture and Farmers Welfare. 24.04.2015. >>>> (accessed 30.01.2020)
30 На сегодняшний день в Индии функционируют две отдельные системы сертификации: «Общенациональная программа органического производства» (NationalProgrammeforOrganicProduction (NPOP)), подчиняющаяся Министерству торговли и промышленности, и PGS, действующая под эгидой Министерства сельского хозяйства и благополучия фермеров. Сертификат NPOP даёт возможность реализовывать органическую продукцию под маркировками «IndiaOrganic» и «JaivikBharat», как на внутреннем рынке, так и на экспорт, а сертификат PGS ориентирует производителей только на внутренний (местный) рынок, используя обозначения «PGS-IndiaOrganic» и «JaivikBharat».
31 В статье журнала Business Today сообщается, что «в стране есть большое количество производителей и организаций, которые не сертифицированы ни одной из двух систем. В настоящее время предпринимаются шаги по упрощению коллективной системы гарантирования, чтобы сделать её дружественной по отношению к мелким фермерам» [11].
32 Органическое земледелие раскрывает возможности для производителей северо-востока, но, вместе с тем, процесс перехода достаточно сложный и требует большей поддержки государства. Примером успешной реализации политики по развитию органического сельского хозяйства/органической политики является Сикким - первый из индийских штатов, объявивший о переводе всех своих культивируемых земель на органическое фермерство. Органический сектор обладает большим потенциалом, чтобы ускорить темпы экономического роста региона в целом и штатов по отдельности.
33 БДП И ЕЁ СОЮЗНИКИ НА МЕСТНЫХ ВЫБОРАХ
34 Развитие штатов на северо-востоке Индии в видении правящих властей имеет экономическое и политическое обоснование. Во-первых, регион обладает большими ресурсными возможностями и способен внести вклад во всеобщий экономический рост. Во-вторых, до недавнего времени БДП практически не была представлена в администрации северо-восточных штатов.
35 Активная деятельность лидеров БДП в ходе предвыборной кампании в штате Ассам дала весомый результат: на выборах в апреле-мае 2016 г. партия получила 29,5% голосов и 60 мест в законодательном собрании, т.е. на 55 больше, чем на предыдущих выборах5. Спустя два года БДП закрепила свой успех в Ассаме на выборах в органы сельского самоуправления - панчаяты, заняв 42% мест [12]. За четыре года (2016-2019 гг.) БДП сформировала правительства в штатах Аруначал Прадеш6, Ассам, Манипур, Мегхалая, Мизорам, Нагаленд, Трипура и Сикким.
5. Election Commission of India - State election, 2011 to the Legislative Assembly of Assam. >>>> Election Commission of India - State election, 2016 to the Legislative Assembly of Assam. >>>> 4017-assam-general-legislative-election-2016/ (accessed 16.03.2020)

6. В результате разразившегося в 2016 г. политического кризиса в штате Аруначал Прадеш было введено президентское правление, после которого было сформировано новое правительство во главе с БДП (прим. авт.).
36 Основной упор предвыборной тактики был сделан на союз с ведущими политическими силами региона. По существу, в своей предвыборной программе она попыталась отразить надежды большинства избирателей на усиление штатовской администрации и активизацию новых эффективных программ развития. Сделав ставку на перемены и скорейшее включение региона в процессы развития всей Индии, БДП позиционировала себя в качестве альтернативы многим давно находившимся у власти политических группировкам и силам.
37 Например, в штате Мегхалая ИНК возглавлял коалиционные правительства в течение 9 лет, в штате Манипур - 15 лет; в штате Сикким с 1994 г. правила партия «Демократический Фронт Сиккима», а в Трипуре на протяжении последних 25 лет бессменно находилось правительство левых сил во главе с Коммунистической партией Индии (марксистская) - КПИ (м).
38 В феврале 2018 г. там развернулась упорная политическая борьба, которую в экспертном сообществе окрестили «столкновением двух идеологий». В противостоянии КПИ (м) немного уступила БДП, получив 42,22% (993,6 тыс. голосов) против 43,59% (1,02 млн голосов). Перед избирательной кампанией БДП объединилась с Фронтом коренных народов Трипуры, и 8 из 9 заявленных Фронтом кандидатов прошли в местный парламент, получив 7,38% (173,6 тыс. голосов). В общей сложности, БДП вместе с союзником по коалиции одержала победу в 43 избирательных округах, а КПИ (м), «державшая весь Левый фронт на своих плечах», получила всего лишь 16 депутатских мандатов7.
7. Election Commission of India - State election, 2018 to the Legislative Assembly of Tripura. >>>> (accessed 29.06.2020)
39 Н.Моди лично несколько раз приезжал в штат и проводил избирательные митинги. В ходе избирательной кампании, проходившей под лозунгом «Давайте менять» (chalopaltai), БДП удалось привлечь на свою сторону достаточное число избирателей, желавших инициировать процесс либерализации экономической политики в штате.
40 Новая конфигурация партийно-блоковых сил, обусловленная объединением правящих групп под эгидой Национально-демократического альянса при централизующей роли БДП, отразила качественные изменения/сдвиги в политическом процессе в регионе. От новых штатовских правительств потребуется сосредоточить усилия на развитии коммуникаций, строительстве всепогодных дорог в самые труднодоступные районы, налаживании торгово-экономических связей по трём направлениям: внутри региона, с основной частью страны и соседними государствами в рамках объявленной в 2014 г. премьер-министром Н.Моди внешнеполитической инициативы «Действуй на Восток»8 [13]. Увеличение доходности региона за счет торговых экспортно-импортных операций с соседними странами позволит внести существенный вклад в экономический рост как страны в целом, так и региона, в частности.
8. Инициатива «Действуй на Восток» призвана активизировать восточное направление внешнеполитического курса Республики Индия и укрепить торгово-экономическое, политическое и культурное сотрудничество со странами Юго-Восточной Азии (прим. авт.).
41 Одной из ключевых составляющих стратегии правящих кругов на северо-востоке страны является мирное разрешение возникающих на почве заложенных еще с колониальных времён культурных и социальных противоречий между коренным и пришлым населением штатов.
42 Со второй половины 1980-х гг. на фоне тяжелой экономической ситуации в регионе, связанной с крайне низким уровнем жизни и замкнутым характером развития, в штате Ассам набирает силу движение за самоопределение народности бодо. После подписания в 1993 г. и 2003 г. «меморандумов о взаимопонимании» в составе штата Ассам сначала появилась автономная административно-территориальная единица Бодоланд, а затем был учреждён Территориальный совет Бодоланда (ТСБ) - представительный орган, включающий в себя 46 депутатов, из которых 40 избираются прямым голосованием, а остальные 6 назначаются губернатором штата Ассам9.
9. The Sixth Schedule of the Constitution of India. >>>> (accessed 15.07.2020)
43 Несмотря на достигнутые договоренности, некоторые вопросы, связанные с функционированием ТСБ, защитой культурной и этнической самобытности бодо, проживающих «вне границ региона», и статусом языка бодо, между правительственными и повстанческими силами еще не были до конца разрешены. В январе 2020 г. состоялось заключение нового мирного соглашения, отличительной особенностью которого стало вовлечение в переговорный процесс всех непосредственных участников этого затяжного противостояния.
44 Основные итоги договора состояли в следующем: 1) полное разоружение и расформирование всех боевых организаций: сдавшиеся 1550 боевиков могут рассчитывать на реабилитацию от правительства; 2) предоставление Союзным правительством пакета финансовой помощи в размере 1500 крор (15 млрд) рупий на различные проекты развития на 3 года; 3) учреждение комиссии, которая должна подготовить рекомендации и выводы по вопросам включения (отсоединения) племенного населения, проживающего в соседних с регионом Бодоланд деревнях; 4) предоставление языку бодо статуса официального наравне с ассамским в штате и учреждение отдельного директората для средних школ; 5) увеличение мест в ТСБ до 60 человек и усиление его законодательных, исполнительных, административных и финансовых полномочий [14].
45 В то же самое время прямо противоположный эффект может оказать принятие поправки к «Закону об индийском гражданстве, 1955 г.», которая позволяет переселенцам из Афганистана, Пакистана и Бангладеш, составляющих в них меньшинство по религиозной принадлежности, стать в упрощенном порядке полноправными гражданами Республики Индия.
46 Это вызвало обеспокоенность во многих штатах, в особенности северо-восточных, испытывающих проблему демографической компрессии из-за наплыва мигрантов из соседнего Бангладеш. Там недовольство вылилось в крупные беспорядки на улицах крупных городов и поселков. Центральные власти всячески подчеркивали, что действие поправки не распространяется на племенные области, включенные в 6-е приложение Конституции Республики Индия «Об особом управлении «зарегистрированных племён» штатов Ассам, Мизорам, Трипура и Мегхалая», а также на районы штатов, охваченные особым режимом доступа в рамках InnerLinePermit, согласно которому лицам из других регионов (штатов) Индии требуется специальное разрешение для пересечения границ указанных территорий.
47 Однако, несмотря на заверения властей в отсутствии ущерба для местного населения, ситуация остается напряженной. Продолжение протестных выступлений, в т.ч. со стороны радикально-настроенных элементов, считающих, что поправка представляет прямую угрозу для культурной и лингвистической идентичности коренных племён и народностей, может нарушить стабильный ход экономических и социальных процессов в регионе. Весь опыт развития штатов северо-восточного региона показывает взаимозависимость между поддержанием политической стабильности и факторами социально-экономического развития.
48 Контуры нынешней политики в сфере мирного урегулирования конфликтов на северо-востоке обозначились после формулирования премьер-министром страны Н.Моди установки - sabkasaath, sabkavikas, sabkavishwas (на яз. хинди - «вместе со всеми, развитие для всех и доверие между всеми»). Её суть состоит в том, что при активном взаимодействии Центра и субъектов федерации подлинное развитие должно охватить как самые бедные слои и группы общества, так и отсталые регионы и штаты.
49 В ходе избирательной кампании в законодательные собрания северо-восточных штатов лидеры БДП неоднократно заявляли о своём намерении превратить северо-восток из зависимого от поступлений центра региона в самостоятельный «двигатель роста» индийской экономики. Для выполнения этой задачи центральные власти уделяют особое внимание развитию там промышленного производства.
50 В 2018 г. кабинет министров одобрил новую «Схему индустриального развития северо-восточного региона, 2017», ориентированную на создание рабочих мест и стимулирование производственного сектора, что делает целесообразным направить государственные капиталовложения на развитие мелкого, малого и среднего предпринимательства. Несмотря на выгодность такого рода финансовых интервенций со стороны государства, известны случаи, когда направляемые средства остаются невостребованными и возвращаются в Дели [15]. Таким образом, важно не только увеличивать финансирование, но и предоставлять условия для эффективного распоряжения полученными ресурсами, т. е. необходимо улучшить ситуацию со сбытом, хранением и транспортировкой товаров, усилить взаимодействие финансовых институтов с предпринимательством и устранить недостаток квалифицированных рабочих кадров на северо-востоке.
51 Экономические мероприятия в регионе имеют заметный социальный мотив, потому что увеличение темпов роста реальных доходов населения и укрепление институтов местного самоуправления нейтрализуют среду для распространения сепаратистских тенденций в регионе. Однако наращивание темпов экономического роста должно иметь устойчивый характер и сопровождаться качественными изменениями в социальной сфере на базе повышения доступности и качества образования, обеспечения квалифицированной медицинской помощи, постоянного снабжения чистой питьевой водой, в особенности жителей отдалённых сёл и небольших городов, улучшения условий труда.
52 За последние несколько лет правительство Индии разработало и внедрило ряд важных инициатив и программ, касающихся возведения жилья, телекоммуникаций, сбережения водных ресурсов, здравоохранения, продовольственного обеспечения беднейших слоёв и групп населения. Но они крайне медленно продвигаются в северо-восточном регионе и носят ограниченный характер, охватывая в основном уровень отдельно взятого дистрикта. Слабым элементом в системе остаются механизмы контроля и наблюдения за ходом выполнения программ. Считается нобходимым расширить действие социальных схем, чтобы они могли охватить наиболее уязвимые с социальной и экономической точки зрения группы населения, основная часть которого сосредоточена в сельской местности.
53 Стоит отметить также взаимозависимость между устойчивостью коалиционных формирований в законодательных собраниях и текущими экономическими процессами в северо-восточных штатах.
54 Как полагают многие эксперты-политологи, грамотное тактическое объединение с ведущими региональными политическими партиями и группировками содействовало успешному выступлению БДП на местных выборах, однако не менее важно добиться прочного взаимодействия внутри штатовского правительства. Чтобы избежать возникновения политических кризисов и использования такой чрезвычайной меры, как введение президентского управления в штатах, руководству БДП понадобится сконцентрировать усилия на поддержании межпартийной сплоченности и проведении скорейших экономических преобразований, в целом направленных на выравнивание социально-экономического развития северо-восточного региона на внутри- и межштатовском уровнях.
55 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
56 В подведение итогов нужно сказать о том, что деформация прежних территориальных, экономических и культурных связей в результате раздела 1947 г. предопределил инертный характер развития северо-восточного региона Республики Индия на долгие годы. При этом регион обладает богатыми природными ресурсами, мощным энергетическим потенциалом. Однако пока недостатки, связанные с неразвитостью инфраструктуры и слабой производительной активностью, перевешивают не использующиеся в полном объёме преимущества, что наглядно показывает незначительная доля северо-востока в ВВП страны (по официальным данным, составляет всего 2,5% [1]).
57 Формирование штатовских правительств на северо-востоке при участии БДП происходило на фоне общих достижений индийской экономики. Но избрание Н.Моди на второй премьерский срок совпало с началом экономической рецессии, что потребует ускорить действие программ по созданию занятости и привлечению инвестиций в северо-восточные штаты. Степень доступности качественной медицинской помощи и образования, банковских услуг, уровень обеспечения энергией и чистой питьевой водой домохозяйств и предприятий, наличие развитой инфраструктурной базы будет служить основным показателем эффективности этих преобразований.
58 Во время пандемии недостатки в сфере инфраструктурного развития приобрели тревожное звучание, особенно в таких отдаленных районах, как северо-восток страны. Несмотря на сложные условия борьбы с COVID-19 и его последствиями, индийское правительство стремится продолжать преобразования, направленные на раскрытие потенциала развития северо-восточного региона. Реализация этих замыслов сыграет положительную роль в восстановлении экономики в постпандемийный период.

References

1. Strategy for New India@75. November, 2018. P. 173. https://niti.gov.in/sites/default/files/2019-01/Strategy_for_New_India_2.pdf (accessed 20.12.2019)

2. Modi promises to carry on Vajpayee’s vision for North-East. The Hindu Business Line. 22.02.2014 (updated 25.11.2017). https://www.thehindubusinessline.com/news/Modi-promises-to-carry-on-Vajpayee’s-vision-for-North-East/article20730761.ece (accessed 28.03.2020)

3. Begg Y. Monsoon misery: Assam’s annual tryst with floods. India today. 20.07.2019. https://www.indiatoday.in/india/story/monsoon-misery-assam-annual-tryst-with-floods-1571473-2019-07-20 (accessed 30.04.2020)

4. Bogibeel bridge: why it matters. India today. 25.12.2018. https://www.indiatoday.in/fyi/story/bogibeel-bridge-why-it-is-important-1417037-2018-12-25 (accessed 30.04.2020)

5. North Eastern Region Vision 2020. 25.07.2019. Press Information Bureau. Government of India. Ministry of Development of North-East Region. https://pib.gov.in/Pressreleaseshare.aspx?PRID=1580240 (accessed 01.05.2020)

6. Indo-Bangla Feni river treaty to quench thirst of Tripura town. North East Now. 11.10.2019. https://nenow.in/north-east-news/indo-bangla-feni-river-treaty-to-quence-thirst-of-tripura-town.html (accessed 01.05.2020)

7. Agartala-Akhaura rail link in September 2021. Times of India. 7.02.2020. https://timesofindia.indiatimes.com/city/agartala/agartala-akhaura-rail-link-in-september-2021/articleshow/74001708.cms (accessed 17.02.2020)

8. Nag D. India-Bangladesh railway link: North-east infrastructure to get a boost! Project to be ready by 2021.Financial express. 10.02.2020. https://www.financialexpress.com/infrastructure/railways/india-bangladesh-railway-link-north-east-infrastructure-to-get-a-boost-project-to-be-ready-by-2021/1862954/ (accessed 14.02.2020)

9. BJP election manifesto 2019. 44 p. https://timesofindia.indiatimes.com/realtime/BJP_Election_2019_english.pdf (accessed 30.01.2020)

10. Organic farming / eds. M.Kumar Verma, A.Singh, G.Mishra. Bilaspur: Sancalp publication, 2019. 90 p.

11. Sell organic produce without certification till 2020, don’t use ‘Jaivik Bharat logo’: FSSAI tells farmers. Business today. 20.05.2019. https://www.businesstoday.in/current/economy-politics/sell-organic-produce-without-certification-till-2020-do-not-use-jai-vik-bharat-logo-fssai-tells-farmers/story/348313.html (accessed 11.07.2020)

12. BJP wins Assam Panchayat elections with 42 % seats. NDTV. 21.12.2018. https://www.ndtv.com/guwahati-news/bjp-wins-assam-panchayat-elections-with-42-seats-1966422 (accessed 15.07.2020)

13. ‘Look East’ policy now turned into ‘Act East’ policy: Narendra Modi. Economic times. 13.11.2014. https://economictimes.indiatimes.com/news/politics-and-nation/look-east-policy-now-turned-into-act-east-policy-narendra-modi/articleshow/45136929.cms (accessed 29.12.2020)

14. Bodo agreement - another success of PM’s vision of ‘Sabka saath, sabka vikas, sabka vishwas’: Shri Amit Shah. 27 January 2020. Press Information Bureau. Government of India. Ministry of Home Affairs. https://www.pib.gov.in/PressReleasePage.aspx?PRID=1600717; Bodo Accord 2020: Tripartite accord signed in New Delhi, all NDFB factions and ABSU part of the peace agreement. North East Now. 05.03.2020. https://nenow.in/north-east-news/assam/bodo-accord-2020.html (accessed 18.07.2020)

15. Funds for MSME Development in North East returning to Delhi. The Sentinel Assam .21.08.2018. https://sentinelassam.com/top-headlines/funds-for-msme-development-in-north-east-returning-to-delhi/ (accessed 23.03.2020)