Pakistan and challenges to an Afghan settlement (2020-2021)
Table of contents
Share
Metrics
Pakistan and challenges to an Afghan settlement (2020-2021)
Annotation
PII
S032150750014643-9-1
DOI
10.31857/S032150750014643-9
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Natalia Zamaraeva 
Occupation: Senior research fellow
Affiliation: Institute of Oriental Studies of the Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Moscow
Lana M. Ravandi-Fadai
Occupation: Senior Researcher
Affiliation: Institute of Oriental Studies, Russian Academy of Science
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Pages
25-32
Abstract

Agreement for Bringing Peace to Afghanistansigned between the United States and the Taliban in February 2020 set the main goals: the withdrawal of US troops/NATO from Afghanistan by 1 May, 2021 and guarantees that Taliban will prevent the use of the soil of Afghanistan against the security of the United States and its allies.

The recognition by the United States of the legitimacy of the Taliban made it difficult intra-Afghan negotiations in 2020-2021.

The article analyzes the mediation role of Pakistan in the intra-Afghan settlement. The main issues - Taliban fragmentation, lack of trust and respect between Taliban and the Afghan government, ending violence and achieving peace on the ground.

 Islamabad sees one of the reasons for the failure of the power-sharing agreement in the neighboring country in ignoring the critical issue of afghan public participation. Pakistan has expanded its cooperation with political and ethnic leaders to strengthen Pakistan-Afghanistan relations.

 Emphasizing the non-military settlement in Afghanistan, Islamabad met as a challenge the plans of US President Joe Biden in January 2021 to revise the US-Taliban Agreement 2020 to stay in Afghanistan longer and find a updated politically palatable for the new US administration exit from the U.S.’ longest armed conflict.

By joining the team of international mediators, Pakistan is calling for peace and abandoning the competitive politics of conflict.

Keywords
Afghanistan, Pakistan, USA, Taliban, negotiation, agreement
Received
12.02.2021
Date of publication
28.04.2021
Number of purchasers
3
Views
304
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 100 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should sign in

Full text is available to subscribers only
Subscribe right now
Only article
100 RUB / 1.0 SU
Whole issue
920 RUB / 16.0 SU
All issues for 2021
8448 RUB / 169.0 SU
1 ВВЕДЕНИЕ
2 Пакистан сыграл одну из ключевых ролей во внутриафганском урегулировании, убедив лидеров Движения Талибан (ДТ) подписать с США в феврале 2020 г. в Дохе, столице Катара, «Соглашение о мире в Афганистане между Исламским эмиратом Афганистан» (ИЭА)1. СМИ называют документ «Соглашением США-Талибан 2020 г.». В течение года ДТ не совершало нападений на военные конвои США/НАТО. Однако всплеска насилия во внутренних районах страны не удалось избежать.
1. ИЭА (известен как Талибан) не признан в Вашингтоне как государство (прим. авт.).
3 США взяли обязательства вывести союзнические войска из Афганистана к маю 2021 г., анонсировав это как «блестящий вариант» окончания американской «вечной войны» [1]. Но основной итог соглашения заключался в том, что США не только легализовали ДТ, но и поддержали включение талибов в будущую политическую структуру страны. Иными словами, Вашингтон бросил Афганистан в «горнило» тех же талибов, которых в 2001 г. выдворил из Кабула.
4 СОГЛАШЕНИЕ США-ДТ 2020 г.
5 Правительство Афганистана не было стороной этого соглашения, т.к. ДТ не признает легитимность властей Кабула. Президент Ашраф Гани выразил недовольство документом, который, в противоречие с его позицией, обязал освободить 5000 заключенных талибов в качестве одного из условий прямых переговоров [2].
6 Действительно, как записано в Дохинском соглашении, следующий шаг на пути к установлению мира в Афганистане - проведение прямых внутриафганских переговоров, т.е. диалог ДТ и правительства в Кабуле. И как заключительный аккорд - подписание соглашения о разделе власти между ДТ и действующим правительством Афганистана.
7 В 2020 г. талибы не ставили вопрос о прямом диалоге ДТ - правительство в Кабуле, Контактные группы встретились в Дохе только в сентябре 2020 г. Скромным итогом их встреч стало подписание в декабре 2020 г. Правил процедуры проведения внутриафганских переговоров как основы для следующего этапа - этапа установления мира в Афганистане.
8 США в 2018 г. ввиду бесперспективности и постоянно возрастающей стоимости военной кампании пересмотрели свою позицию отказа от прямых переговоров с талибами. В 2019 г. Вашингтон при посредничестве Пакистана вступил в открытый диалог с лидерами ДТ, членами правящей администрации ИЭА (1996-2001 гг.). Свою заинтересованность или прямую вовлеченность в процесс урегулирования Исламабад объясняет усталостью от 20-летней войны в соседней стране, необходимостью гуманитарного обустройства более 3 млн афганских беженцев, проживающих в Пакистане, невозможностью развивать региональные инфраструктурные проекты и т.д.
9 Исламабад тогда же, в феврале 2020 г., приветствовал Совместное заявление Исламской Республики Афганистан и США об установлении мира в Афганистане [3]. В то же время двусторонние пакистано-афганские отношения продолжал осложнять груз нерешенных проблем: отсутствие официально признанной Кабулом границы между странами, афганские беженцы, наркотрафик, блокировка торговых и логистических путей из-за частого закрытия погранпереходов и т.д. В новых геополитических условиях построение тесного сотрудничества с Афганистаном стало одним из главных приоритетов внешней политики Пакистана и жизненно важным компонентом видения Исламабадом мирного соседства на севере.
10 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОЛИТИКИ ПАКИСТАНА В ОТНОШЕНИИ АФГАНИСТАНА
11 Эти принципы таковы: углубление торговых и транзитных связей; осуществление совместных проектов в области связи и энергетики; совместная работа по установлению мира в Афганистане; отказ от использования своих территорий друг против друга. Одновременно Исламабад продвигал тезис об историческом праве афганцев решить свое будущее без вмешательства извне [4]. Работа продолжилась и после подписания соглашения в феврале 2020 г. Официальной диалоговой площадкой оставалась Доха.
12 Вашингтон и Кабул в 2020 г. обращались к Пакистану с просьбой оказать влияние на талибов с тем, чтобы они отказались от насилия, пламя которого с новой силой вспыхнуло уже весной 2020 г. Выждав предписанный Соглашением 7-дневный срок, талибы возобновили теракты, вновь заявив, что переговоры начнутся, как только заключенные - члены ДТ будут выпущены на свободу.
13 Попеременно приглашая представителей политических партий, этнических меньшинств Афганистана и ДТ, Исламабад вносил свой вклад в развитие внутриафганского диалога, который стал развиваться по двум направлениям: организация прямого диалога между ДТ и правительством президента А.Гани и прямого диалога между ДТ и разными политическими партиями, этническими группами афганского общества.
14 Усилия Исламабада по достижению мира в соседней стране отвечали национальным интересам Пакистана, в первую очередь, обеспечением безопасности районов, через которые проходят маршруты проекта Китайско-пакистанского экономического коридора (КПЭК, в рамках китайской инициативы «Пояса и Пути»2). Исламабад также выражал надежду, что тесное сотрудничество с афганской стороной способствует приходу к руководству в Кабуле доверенных лиц, которые, в свою очередь, подпишут договор о признании Линии Дюранда3 официальной границей между двумя государствами.
2. В 2017 г. «Экономический пояс Шелкового пути» Китая переименован в Инициативу Пояс и Путь (Belt and Road Initiative). КПЭК - пакистанская часть проекта (прим. авт.).

3. Линия Дюранда названа по имени члена английской колониальной администрации в Британской Индии, подписавшего в 1893 г. Договор об установлении государственной границы между Афганистаном и английскими колониальными владениями (прим. авт.).
15 ПАКИСТАНСКАЯ ФОРМУЛА УРЕГУЛИРОВАНИЯ ВНУТРИАФГАНСКОГО КРИЗИСА
16 Пакистан выбрал тактику «многовекторного» диалога, т.е. взаимодействие с представителями всего спектра политического и этнического ландшафта Афганистана. Одновременно на постоянной основе поддерживается контакт с администрацией президента А.Гани.
17 В конце августа 2020 г., в преддверии долго ожидаемой первой встречи контактных групп, в столицу Пакистана вновь прибыла делегация ИЭА во главе с заместителем политического лидера Талибана муллой Абдуллой Гани Барадаром, руководителем штаб-квартиры Талибан в Дохе. В те дни противостояние администрации Кабула и ДТ усилилось, т.к. обе стороны продолжали удерживать пленных.
18 Процесс обмена военнопленными длился несколько месяцев. И только после освобождения последних 500 боевиков 12 сентября 2020 г. в Дохе встретились две контактные группы - ДТ и правительства президента А.Гани. Этот период характеризуется как подготовительный этап к прямым внутриафганским переговорам.
19 Первые вызовы, возникшие в работе контактных групп, вновь убедили стороны обратиться за консультациями к Пакистану. Несколько требований ДТ оставались неприемлемыми для властей Кабула: применение ханафитского суннитского права, что вызывало оправданное беспокойство мусульман-шиитов и других религиозных меньшинств; ограничение права на свободу слова и прав афганских женщин.
20 В начале октября 2020 г., спустя долгих 12 лет, Исламабад принимал Абдуллу Абдуллу, председателя Высшего совета по национальному примирению (ВСНП) Афганистана. А.Абдулла подчеркивал, что урегулирование спорных вопросов заключается не в навязывании взглядов друг другу, а в поиске путей мирного сосуществования в обществе, отстаивании позиций ненасильственными средствами, проявлении гибкости при переговорах.
21 А.Абдулла - главный оппонент президента А.Гани, после неудачной попытки оспорить президентские выборы 2019 г., сосредоточил внимание на внутриафганском урегулировании. Власти Пакистана приветствовали его обязательство не допустить использования афганской земли против какого-либо государства. А.Абдулла предостерегал от стремительного вывода американских военного контингента, подчеркивая важность сохранения динамики процесса вывода иностранных вооруженных сил [5].
22 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Г.ХЕКМАТЬЯРА И ЕГО СТОРОННИКОВ
23 Лидер одной из ведущих политических партий Афганистана - «Хизб-е ислами» Гульбеддин Хекматьяр немногим позже, в октябре 2020 г., также посетил Пакистан с официальным визитом. Заявленная цель визита - обмен мнениями по внутриафганским переговорам, императивом которых является, по его мнению, незамедлительный вывод войск США из Афганистана и формирование независимой суверенной власти. Другие вопросы национальной политики, такие, как конституция и тип правления, должны быть отложены до восстановления мира.
24 Г.Хекматьяр - одна из самых противоречивых фигур в современной истории Афганистана. В 1980-х гг. он - полевой командир одного из отрядов афганских моджахедов, в начале 1990-х гг. сражался за контроль над Кабулом. Дважды занимал пост премьер-министра Афганистана.
25 Его отряд, как и другие группировки моджахедов, бежал из страны, когда талибы пришли к власти в октябре 1996 г. Г.Хекматьяр нашел убежище в соседнем Иране. Там он активно продвигал своё видение урегулирования кризиса в Афганистане, говоря о деструктивной роли внешних игроков, вмешивавшихся во ьвнутренние дела страны. В своей риторике Г.Хекматияр прибегал к тому дискурсу, который был близок иранским политическим кругам в те годы.
26 Так, он сравнивал вторжение США в Афганистане с крестовым походом, выражая надежду, что Иран и Россия расценят его как угрозу национальной безопасности, поскольку «возможно, что США хотят изменить правительство в Афганистане и создать ещё один Израиль в регионе»4. По его мнению, Иран должен пересмотреть свою позицию.
4. گزارشبرگزارينشستابعادوآثارحملهاحتماليآمريكابهافغانستان >>>> (accessed 15.01.2021)
27 Элахе Кулаи, занимавший в то время депутатское кресло в Комитете по национальной безопасности и внешней политике Собрания исламского совета парламента Ирана, неоднократно отмечал, что интервью, которые давал Г.Хекматьяр в Иране, противоречат интересам Ирана5. В дальнейшем деятельность Хекматьяра и его сторонников была полностью ограничена иранскими властями6.
5. گزارش برگزاري نشست ابعاد و آثار حمله احتمالي آمريكا به افغانستان >>>> (accessed 11.01.2021)

6. سخنگوي دولت، مصوبات هيات وزيران را تشريح كرد / 1 / >>>>
28 После свержения Соединенными Штатами режима талибов в октябре 2001 г. Г.Хекматьяр воевал против Международных сил содействия безопасности. Пакистанские СМИ писали, что он некоторое время пользовался поддержкой Исламабада и Эр-Рияда. Но вскоре он сфокусировал внимание на афганских талибах, оказывая им поддержку.
29 После 20 лет изгнания бывший боевик в 2016 г., вернувшись на родину, он подписал мирное соглашение с президентом А.Гани. Но это не помешало ему критиковать тогдашнее правительство национального единства, обвиняя его в коррупции. Еще в сентябре 2020 г. он выразил готовность заключить союз с афганскими талибами, подчеркнув, что Талибан и «Хизб-е ислами» связывают общие убеждения, ценности и идеология и в случае их объединения кризис в Афганистане закончится [6].
30 В заявлениях, сделанных в Исламабаде во время визита, Г.Хекматьяр подтвердил, что США потерпели в Афганистане военное и политическое поражение, не достигнув стратегических целей - установления контроля над афганскими природными ресурсами. Провальной, по его мнению, была американская политика национального строительства в Афганистане и военно-политические планы США/НАТО по ликвидации афганских талибов. Г.Хекматьяр неустанно повторял, что единственное решение для достижения мира в Афганистане - вывод войск США и формирование афганцами независимого и суверенного правительства с учетом их верований и традиций без постороннего вмешательства.
31 ПАКИСТАН И ПЕРСПЕКТИВЫ АФГАНСКОГО МИРА
32 Насилие в Афганистане продолжалось. Многие объясняли это тем, что каждая из афганских сторон стремилась расширить подконтрольные ей территории для укрепления своих позиций при переговорах. Это также осложняло нормализацию пакистано-афганских отношений.
33 В ноябре 2020 г. внутриафганский переговорный процесс был вновь поставлен под угрозу заявлением и.о. министра обороны США Криса Миллера о досрочном сокращении 2000 американских военнослужащих [7]. Это ставило под сомнение безопасность отдельных провинций и грозило новым взрывом насилия во внутренних районах Афганистана.
34 Афганские талибы приветствовали заявление США как шаг, направленный на скорейшее окончание войны. Последовавший визит госсекретаря США Майка Помпео в Доху и встреча с главным переговорщиком талибов муллой Абдуллой Гани Барадаром ставили целью ускорить внутриафганские переговоры.
35 Вопрос о прекращении огня был одним из основных в переговорах между президентом Афганистана А.Гани и премьер-министром Пакистана И.Ханом во время его визита в Кабул в ноябре 2020 г. Одной из краткосрочных целей заявлялось восстановление уровня доброжелательных отношений. План действий Афганистана и Пакистана во имя мира и солидарности представлял собой всеобъемлющий механизм двустороннего сотрудничества: строительство прочного мира в регионе, возвращение афганских беженцев на родину, укрепление торгово-экономических связей, увеличение числа пограничных таможенных постов, развитие транспортной и энергетической инфраструктуры.
36 Реализация Плана требовала координации, структурированного диалога и готовности принимать трудные решения. Первые результаты по 3 направлениям были запланированы на декабрь 2020 г. - январь 2021 г.: работа разведывательных служб с теми, кто подрывает мирный процесс; обсуждение вопроса о возвращении афганских беженцев; Афганистан взял обязательства информировать Пакистан о ключевых вопросах мирного процесса в Афганистане [8].
37 Позднее, в марте 2021 г. после заявления президента США Джо Байдена о пересмотре «Соглашения США-Талибан 2020 г.» и последовавшего всплеска насилия в Афганистане, специальный посланник президента А.Гани Мохаммед Умер Даудзай заявил, что Кабул хочет, чтобы Исламабад сыграл ту же роль в содействии достижению соглашения между правительством А.Гани и Талибами, что и в Дохинском пакте, который стал возможным благодаря сотрудничеству Пакистана.
38 Вопреки позиции президента США Д.Трампа генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг предупредил, что цена за слишком ранний или несогласованный уход может быть очень высокой. В Конгрессе США также высказывали опасения, что ускоренный выход ужесточит переговорную позицию талибов. Россия настаивала, что единственный возможный путь урегулирования афганского конфликта - это достижение общеафганского примирения политико-дипломатическими средствами.
39 ДОНОРСКАЯ ПОМОЩЬ АФГАНИСТАНУ
40 Международные рычаги влияния на внутреннюю ситуацию в Афганистане постепенно переходили от военных стимулов к экономическим, которые традиционно оказывали положительное влияние на мирный процесс. Правительства Афганистана и Финляндии совместно с ООН 23-24 ноября 2020 г. организовали в Женеве конференцию «Мир, процветание и самообеспечение» с целью сбора донорских взносов [9]. В конференции приняли участие более 100 стран, включая Пакистан.
41 ООН также вел переговоры и с талибами, признавая их легитимность. Международное сообщество гарантировало финансовую помощь Афганистану на период до 2026 г. Принятое на конференции коммюнике призывало к немедленному, постоянному и всеобъемлющему прекращению огня; к участию в политической жизни страны женщин и молодежи, а также этнических, религиозных и других меньшинств. Обещания финансовой помощи были обусловлены реальным прогрессом сторон во внутриафганских переговорах и соблюдением режима прекращении огня, конструктивными шагами властей Афганистана в борьбе с коррупцией. Евросоюз поставил предоставление помощи в зависимость от достижений в области соблюдения прав человека.
42 Финансовые обязательства в размере $12-13 млрд на период 2021-2024 гг. отражали падение объемов помощи на 20% в сравнении с обязательствами на 2017-2020 гг. США как крупнейший донор Афганистана, не взяли на себя обязательства на 4-летний период,. пообещав только $600 млн на 2021 г. Но выделение даже половины суммы Вашингтон обусловил прогрессом во внутриафганских переговорах.
43 И Кабул, и талибы понимали ценность международной помощи. ООН достигла соглашения с ДТ о строительстве на контролируемых ими территориях тысяч школ, в которых будут учиться 120 000 детей.
44 Исламабад неоднократно призывал к выполнению в полном объеме «Соглашения США-Талибан 2020 г.», к выводу американских войск, предупреждал об опасностях саботажа мирного процесса со стороны «спойлеров». Министр иностранных дел Ш.М.Куреши назвал Пакистан одной из основных заинтересованных сторон и крупнейшим бенефициаром мира в Афганистане, подчеркивая, что две страны находится в центре крупных региональных инициатив: газопровод Туркменистан - Афганистан - Пакистан - Индия и CASA 1000 - проект передачи электроэнергии Туркменистан - Афганистан - Пакистан [10].
45 Все сенние месяцы 2020 г. в Дохе продолжались переговоры контактных групп, что подтверждало их приверженность мирному процессу. Жесткая дискуссия развернулась по поводу позиций в будущей правящей администрации. И только к середине ноября 2020 г. стороны согласовали 18 из 20 пунктов (включая вопрос о постоянном прекращении огня и формулу разделения власти). Но камнем преткновения оставались: религиозно-правовая основа прямых переговоров (Талибан настаивал на применении ханафитского исламского кодекса) и «Соглашение США-Талибан 2020 г.» как базовый документ для будущих прямых переговоров. Этот пункт также противоречил позиции Кабула.
46 Однако подписание какого-либо документа не состоялось. ДТ отказалось от преамбулы, поскольку в нем упоминалось афганское правительство.
47 Передышка дала повод для подведения промежуточных итогов и корректировки позиций сторон. Оставался главный вопрос: сколько предстоит пройти до подписания официального Соглашения правительства Афганистана и ДТ и будет ли подписание? Администрация президента Д.Трампа торопила с переговорами, стремясь до инаугурации избранного в ноябре 2020 г. президента Дж.Байдена закрыть «афганское досье».
48 ОСТРОТА ПРОТИВОРЕЧИЙ
49 Однако обе стороны в Афганистане все еще находились в состоянии войны, нападения талибов на правительственные войска продолжались. Проблемой оставался переход от затянувшихся конфликтов к устойчивому миру на местах. Достижение предварительных договоренностей не устранило разногласия между правительством Афганистана и Талибаном. Учитывая рост насилия в стране, Кабул в переговорах ставил первым и обязательным пунктом прекращение огня. Талибы продолжали считать этот вопрос второстепенным.
50 Начиная с 2018 г., ДТ приобрело опыт ведения переговоров по военным вопросам, однако по гражданским и политическим вопросам он был минимален [11]. Снижение уровня насилия оставалось ключевым приоритетом Кабула, но талибы не были готовы даже обсуждать этот вопрос, опасаясь, что отказ от военных методов может лишить их основного рычага влияния на диалог. И только 9 декабря 2020 г. в Дохе стороны согласовали 3-страничные Правила процедуры проведения внутриафганских переговоров - своеобразный кодекс поведения, который переговорщики обязались соблюдать во время будущих прямых переговоров. Документ был поддержан ООН и Вашингтоном. Афганское правительство и талибы объявили о прорывной сделке по проведению мирных переговоров [12]. Но возобновленные переговоры были вновь приостановлены.
51 В середине декабря 2020 г. Исламабад встречал политическую делегацию ДТ во главе с муллой А.Г.Барадаром. Это был уже третий его визит в Пакистан за короткий период. Снова обсуждались проблемы беженцев, облегчение визового режима и передвижения афганцев во внутренних районах Пакистана, а также условия работы местных и афганских торговцев в пограничных зонах. Но одновременно высказывались опасения по поводу политических разногласий во властных структурах Афганистана, высокий уровень полемики и критики, что подтверждало отсутствие единства среди афганских политиков. Отсутствие консенсуса ослабляло позиции правительства Афганистана в переговорном процессе.
52 Амрулла Салех, первый вице-президент правительства А.Гани, подтвердил в конце декабря 2020 г., что афганские власти «не вправе игнорировать суверенитет народа и его достижения в мирном процессе… Мир без достоинства неприемлем и не принят ни одной нацией» [13].
53 Пакистан также указывал на недостатки внутриафганских переговоров, на игнорирование участия широких слоев населения, что подтверждало элитарность и навязанность формулы переговоров. Половина всех внутриафганских соглашений терпела неудачу, а в случае их провала конфликты становились еще более неразрешимыми.
54 Встал вопрос: сможет ли внутриафганский диалог добиться устойчивого прогресса, включая прекращение огня, до того, как международные силы покинут Афганистан?
55 По времени это совпало с финалом президентской избирательной кампании в США, стартовавшей еще 3 ноября 2020 г. Жесткое противоборство политических оппонентов завершилось победой Дж.Байдена, кандидата от Демократической партии. Кабул нервничал, опасаясь смены курса новой администрации Белого дома в афганском досье, отказа от финансовой помощи, отмены решения президента-республиканца Д.Трампа о выводе американских войск к маю 2021 г.
56 Афганистан встретил январь 2021 г. новым всплеском насилия, включая целенаправленные нападения в Кабуле, провинциях Герат, Баглан, Лагман, Нангархар, Кандагар и Гильменд; в ряде пограничных районов активизировалась террористическая группировка Исламское государство (ИГ, запрещена в России). Сложившаяся ситуация требовала принятия срочных мер. И Талибан, и республиканский Белый дом вновь летят за консультациями в Исламабад. Спецпредставитель США по Афганистану и Пакистану Залмай Халилзад подчеркивал, что важно избегать задержек в переговорах. Белый дом торопился завершить дела до 20 января 2021 г., дня инаугурации нового президента США.
57 Однако к этому времени острота противоречий не только не уменьшалась, но и возникли новые вызовы. В этих условиях в Дохе 6 января 2021 г. вновь встретились контактные группы.
58 ВТОРОЙ ЭТАП ПЕРЕГОВОРОВ КОНТАКТНЫХ ГРУПП
59 Стартовал второй этап переговоров контактных групп с заявленной целью достижения постоянного мира. Ни одна из сторон даже не ставила целью добиться окончательной доработки повестки дня, что могло бы открыть путь для официальных переговоров. Встреча была формальной. Стремление президента Д.Трампа провести прямые переговоры между правительством Афганистана и Движением Талибан и заключить договор о мире осталось безрезультативным.
60 В эти дни усилились голоса афганских хазарейцев7. К уже традиционным разногласиям Кабул - ДТ добавились расхождения ДТ - политические партии и этнические меньшинства Афганистана. Открытыми для афганцев оставались вопросы прав меньшинств, социально незащищенных слоев населения и типа государственного правления. Мир в стране маловероятен, если этносы отказываются разговаривать.
7. Хазарейцы - одно из этнических меньшинств, населяющих северные и центральные провинции Афганистана, ирано-язычные шииты (прим. авт.).
61 В январе 2021 г., в дни визита в Исламабад, Мохаммад Карим Халили (лидер партии «Хизб-е вахдат ислами Афганистан», бывший председатель Высшего совета мира Афганистана) подчеркивал важность соблюдения прав этнических меньшинств и женщин. Вопрос о правах женского населения оставался мишенью для срыва переговоров. Афганские женщины высказывались за предоставление им бόльших возможностей влиять на диалог. Нападки на видных женщин усиливали опасения, что с приходом во власть талибов будет сметено достигнутое за последние два десятилетия.
62 Еще в 2018 г., в начале международных усилий по инициированию «Соглашения США-Талибан 2020 г.», различные политические партии и этнические сообщества озвучили свои позиции в вопросах государственного устройства. Ареной высказываний они вновь выбрали Пакистан.
63 К.Халили, лидер хазарейцев, учитывая определенное влияние Исламабада на афганских талибов, высказал озабоченность безопасностью своих соплеменников в случае возврата талибов к власти. История вражды между афганскими хазарейцами и талибами широко известна. Последние несут ответственность за массовые убийства в 1998 г. в Мазари-Шарифе - в основном, хазарейцев. Память о мрачных событиях еще жива в народе.
64 Партия «Хизб-е вахдат ислами Афганистан» - одна из основных группировок, присоединившаяся к Северному альянсу в 1992 г - была сформирована как объединение 8 шиитских партий. Это ведущая шиитская партия в Афганистане, которую поддерживают хазарейцы. Группировка получила значительную военную поддержку от Ирана в 1990-х гг. В основе разногласий в Афганистане, как заявляют этнические хазарейцы, - нарушение прав этнических меньшинств. Партия выступает за принцип федерализма, что позволяет каждой этнической общине добиваться конституционных прав.
65 К.Халили предупредил о преждевременности обсуждения итогов переговоров в Дохе, подчеркивая, что соглашение с талибами поможет противостоять ИГИЛ. Он заверил, что после установления мира в Афганистане улучшатся перспективы строительства трубопровода между Пакистаном и Центральной Азией через Афганистан, проект «Центральная Азия - Южная Азия» (CASA 1000) и другие проекты развития.
66 В середине января 2021 г., в канун смены политической администрации, президент США Д.Трамп отдал приказ о дополнительном сокращении численности американского военного контингента в Афганистане [14]. Пропагандистская кампания транслировала это как окончание почти 20-летней американской войны в Афганистане.
67 Между тем, генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг подтвердил, что «Позиция НАТО не изменилась, и наше присутствие основано на условиях что стороны должны продемонстрировать приверженность продвижению мирного процессаа» [15].
68 Талибы приветствовали вывод очередной группы американских военных из Афганистана. К этому времени ДТ, по заявлению пакистанской прессы, контролировало бόльшую часть территории сельских районов, управляло теневым правительством, собирало налоги, доминировало ночью и выступало против ИГИЛ (успешные операции в марте 2020 г. по вытеснению боевиков из провинции Кунар и прилегающих районов).
69 Сокращение войск осложнило ситуацию с безопасностью для правительства А.Гани. Если более 150 000 военнослужащих из примерно 50 армий мира в течение более чем двух десятилетий не могли стабилизировать Афганистан, то горстка оставшихся военнослужащих - примерно 2000 - вряд ли могла изменить баланс сил. Режим в Кабуле держится за счет американской военной и финансовой поддержки.
70 Избирательная кампания в США, заявление новой администрации о частичном пересмотре «Соглашения США-Талибан 2020 г.» поставили и Кабул, и Движение Талибан перед дилеммой: будет ли 2021 г. завершением 20 лет антитеррористической кампании или еще больше погрузит Афганистан в хаос. Предоставление в перспективе финансовой помощи Кабулу поставлено в зависимость от прогресса внутриафганских переговоров. Талибан напомнил о важности соблюдения Дохинских договоренностей, в которых доминировало требование о полном выводе войск США/НАТО из Афганистана.
71 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
72 Приход 20 января 2021 г. к власти в США администрации Дж.Байдена открыл новую страницу в афганском досье. Команда президента Дж.Байдена столкнулась с проблемой: как поступить с обязательством экс-президента Д.Трампа о выводе к маю 2021 г. всего американского военного персонала из Афганистана - стимулирующего шага для внутриафганских переговоров. Госсекретарь США Энтони Блинкен подтвердил планы положить конец «вечной войне». Дж.Байден в апреле заявил о поэтапном выводе американских войск из Афганистана, который стартует 1 мая и завершится к 11 сентября 2021 г. Он утверждал, что миссии США и НАТО в Афганистане достигли своей цели - уничтожена сеть террористических организаций и, таким образом,  устранена угроза  использования территории Афганистана против интересов безопасности США. 
73 Международные посредники - Россия, Турция - выступали с предложениями к правительству А.Гани и ДТ сформировать переходное правительство, а также гарантировать режим прекращения огня на 90 дней. США тщетно стремились перехватить инициативу и перенести переговоры из Дохи на платформу ООН.
74 Россия, обеспокоенная сложившейся обстановкой в Афганистане, считает важным, чтобы власти Афганистана во главе с председателем ВСНП А.Абдуллой и представители ДТ высказались за интенсификацию межафганского переговорного процесса 8.
8. Интервью министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова центральной пакистанской англоязычной газете «Ньюз Интернешнл», 7 апреля 2021 года. >>>> publisher/xIEMTQ3OvzcA/content/id/4666211 (accessed 07.04.2021)

References

1. Biden administration to revive military-to-military ties with Pakistan. https://www.dawn.com/news/1602541/biden-administration-to-revive-military-to-military-ties-with-pakistan (accessed 19.01.2021)

2. President Ashraf Ghani asks Afghan Taliban to ‘End ties with Pakistan’ for prisoner release. https://blog.siasat.pk/ashraf-ghani-afghan-taliban-end-ties-pakistan/ (accessed 16.03.2020)

3. Joint Declaration between the Islamic Republic of Afghanistan and the United States of America for Bringing Peace to Afghanistan. https://www.state.gov/wp-content/uploads/2020/02/02.29.20-US-Afghanistan-Joint-Declaration.pdf (accessed 29.02.2020)

4. Zamarayeva N.A. 2020. Pakistan and the challenges to Afghan peace deal (2003-2020). Aziya i Afrika segodnya. № 11 (In Russ.). DOI: 10.31857/S032150750012183-3

5. Pakistan, Afghanistan both want violence reduced: Abdullah. https://www.dawn.com/news/1582784/pakistan-afghanistan-both-want-violence-reduced-abdullah (accessed 01.10.2020)

6. Hekmatyar offers to join hands with Taliban. https://nation.com.pk/20-Sep-2020/hekmatyar-offers-to-join-hands-with-taliban (accessed 20.09.2020)

7. Acting Secretary Miller announces troop levels in Afghanistan and Iraq. https://www.defense.gov/Newsroom/Transcripts/Transcript/Article/2418641/acting-secretary-miller-announces-troop-levels-in-afghanistan-and-iraq/ (accessed 17.11.2020)

8. Shared Vision between Islamic Republic of Afghanistan and Islamic Republic of Pakistan, to support peace and stability in both countries and the wider region. http://mofa.gov.pk/shared-vision-between-islamic-republic-of-afghanistan-and-islamic-republic-of-pakistan-to-support-peace-and-stability-in-both-countries-and-the-wider-region/ (accessed 19.11.2020).

9. 2020 Afghanistan Conference. https://um.fi/afghanistan-conference-202023 (accessed 24.11.2020)

10. Foreign Minister addressed the 2020 Afghanistan Conference. http://mofa.gov.pk/foreign-minister-addressed-the-2020-afghanistan-conference/ (accessed 24.11.2020)

11. Taliban delegation visits Islamabad, plans for leadership meeting in Pakistan. https://www.reuters.com/article/afghanistan-taliban-pakistan/taliban-delegation-visits-islamabad-plans-for-leadership-meeting-in-pakistan-idUSKBN28Q171 (accessed 16.12.2020)

12. Afghan govt, Taliban announce breakthrough deal to pursue peace talks. https://tribune.com.pk/story/2274364/afghan-govt-taliban-announce-breakthrough-deal-to-pursue-peace-talks (accessed 03.12.2020)

13. Saleh: Peace without dignity is unacceptable. https://thefrontierpost.com/saleh-peace-without-dignity-is-unacceptable/ (accessed 24.12.2020)

14. Statement by Acting Defense Secretary Christopher Miller on Force Levels in Afghanistan. https://www.defense.gov/Newsroom/Releases/Release/Article/2473337/statement-by-acting-defense-secretary-christopher-miller-on-force-levels-in-afg/ (accessed 15.01.2021)

15. Jen Stoltenberg, the Secretary-General of the North Atlantic Treaty Organization (NATO) spoke with @ashrafghani about the #Afghanistan peace process. https://twitter.com/jensstoltenberg/status/1351115569022590980 (accessed 18.01.2021)