Kemal Atuturk in the art of republican Turkey
Table of contents
Share
Metrics
Kemal Atuturk in the art of republican Turkey
Annotation
PII
S032150750014514-7-1
DOI
10.31857/S032150750014514-7
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Nikolay P. Goroshkov 
Occupation: Associate of Professor
Affiliation: Department of History of Foreign and Oriental Studies of Voronezh State University
Address: Holzunova st, 90
Yuliya S. Shpodareva
Occupation: Bachelor of History
Affiliation: Voronej State University
Address: Russian Federation, Voronezh
Edition
Pages
79-84
Abstract

The article analyzes how the personality of the first president of the Turkish Republic, Mustafa Kemal Ataturk, is reflected in contemporary Turkish art. This year marks exactly 140 years since his birth. To his achievements in the military and political arenas, cultural figures have dedicated many works in the visual arts, architecture, literature and cinema. 

The trace of the first president of the Republic of Turkey remained in the works of both his contemporaries and in the works of authors today. Creativity is multifaceted, inspiration has no boundaries, along with them, culture was freed from prohibitions with the beginning of a new page in the history of the country. Her achievements became available to more people, the opportunity to touch the spiritual life and create it opened up along with the reforms of Mustafa Kemal Pasha to wide layers of the population. Immortal works have preserved for posterity the image of the father of the Turkish nation, and a characteristic feature of these works is the author's personal admiration for the deeds of Gazi. This undoubtedly leaves its mark on the work and the way in which a person is shown in the context of history, who took fate and the entire people into his own hands, mired in political, economic, cultural crises.

But before giving an answer to the question "Who are you, Father of the Turks?", it is important, in our opinion, briefly to draw attention to the historical retrospective of the development of Turkish culture under the influence of the policy of two states that appeared, flourished and fell into decay on the peninsula of Asia Minor. The article briefly examines some of the features of the cultural policy of the last years of the Ottoman Empire and the first years of the republic.

Keywords
Turkey, Ottoman Empire, Mustafa Kemal Ataturk, republic, culture, art, fine arts, architecture, literature, cinema
Received
20.04.2021
Date of publication
15.09.2021
Number of purchasers
1
Views
911
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 100 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should sign in

Full text is available to subscribers only
Subscribe right now
Only article and additional services
Whole issue and additional services
All issues and additional services for 2021
1

ВВЕДЕНИЕ

2 В 2021 году исполняется 140 лет со дня рождения Мустафы Кемаля Ататюрка1 (1881-1938). Образ «отца турецкой нации» достаточно широко представлен в современном турецком искусстве. Начиная с 1920-х гг., многие деятели культуры посвящали свои произведения основателю Турецкой Республики. Каждый житель страны знает об Ататюрке и о его деятельности как военачальника и как президента.
1. В 1934 г. в Турецкой Республике был принят «Закон о фамилиях». 24 ноября 1934 г. Великое Национальное собрание (Меджлис) присвоило Мустафе Кемалю-паше фамилию Ататюрк (тур. - «Отец турок») (прим. авт.).
3 Современное турецкое искусство имеет совсем недолгую историю. Драматизм истории турецкого общества состоял в том, что до XIX в. оно было отгорожено стеной религиозных предрассудков от прогрессивных достижений Запада. Образовавшийся разрыв между традициями средневековых турецких изобразительных приемов и достижениями западноевропейских пластических стилей был огромен.
4 Грань, отделившая османское искусство от современного, прослеживается очень четко - этой гранью стало начало ХХ века. После национально-освободительного движения 1919-1923 гг. и провозглашения Республики преобразования окончательно освободили художника от запрета ислама изображать человека.
5 Ключевая роль в этом культурном перевороте принадлежит основателю Турецкой Республики - Мустафе Кемалю Ататюрку. После его реформ приоритетным направлением во внешней и внутренней политике Турции было западноевропейское. Но в последнее время современное руководство страны заметно стремится отойти от идеологии кемализма во внутренней и внешней политике, которой придерживалась страна еще в начале своего существования. Появление идей неоосманизма, направленность внешней политики в восточное русло, ослабление стремления вступить в ЕС, в конце концов, противоречивое отношение самих граждан республики к основателю государства не сказываются на его популярности даже спустя 100 лет.
6 К настоящему времени накоплен огромный пласт произведений искусства, в которых, так или иначе, отражен образ Мустафы Кемаля Ататюрка и его роль в истории Турецкой Республики. Мало того, их количество увеличивается, но в современной, даже турецкой, научной литературе этот вопрос освещен в недостаточной степени. До сих пор не создано обобщающего исследования, в котором был бы проанализирован образ Ататюрка в современной турецкой литературе, скульптуре и т.д.
7 Наследие турецкой культуры, в котором представлен образ Ататюрка, весьма обширно, но о нем известно сравнительно немного, за исключением весьма ограниченных данных, почерпнутых из отдельных монографий и статей.
8

«БОЛЬНОЙ ЧЕЛОВЕК ЕВРОПЫ»: УПАДОК ИМПЕРИИ

9 Европейские державы много лет стремились разделить территорию Османской империи. В конце XIX в. планы европейцев начали постепенно превращаться в реальность. В 1878 г. турки потерпели поражение в войне с Российской империей, и это стало поводом к изъятию Боснийского вилайета и Новопозарского санджака, которые были составной частью Боснии и Герцеговины, Сербии и Черногории, под контроль Австро-Венгрии [1]. Совсем скоро управление Кипром переходит де-факто в руки англичан2, хотя формальная власть османского султана над островом сохраняется вплоть до Первой мировой войны. Далее власть Великобритании распространяется и на османский Египет, куда вступили английские войска под предлогом подавления восстания [1]. Последовавшие затем Итало-турецкая война 1911-1912 гг. и Балканские войны3, значительно сократили территорию Османской империи4. Перед началом Первой мировой войны, ставшей роковой в истории Высокой Порты, государство лишилось почти всех территорий в Европе и Северной Африке.
2. Согласно Кипрской конвенции 1878 г., в обмен на поддержку в военном противостоянии с Российской империей османский султан передал остров в протекторат Великобритании (прим. авт.).

3. Первая - между балканскими государствами, с одной стороны, и Османской империей - с другой; вторая - между балканскими странами, ранее бывшими союзниками, и османами против Болгарии в 1912-1913 гг. (прим. авт.).

4. Государство лишилось Албании, части побережья Эгейского моря и Ливии (прим. авт.).
10 Начала расти экономическая зависимость Османской империи от иностранных государств. Во время Крымской войны 1853-1856 гг. покрывать расходы пришлось, прибегая к помощи займов у европейских держав. После войны внешний долг страны продолжал стремительно увеличиваться. Главным центром контроля за всеми финансовыми операциями на государственном уровне, включая выплаты по займам, стал учрежденный в 1863 г. «Имперский оттоманский банк». Несмотря на формальный статус государственного центрального банка, его владельцами на деле были французские и английские дельцы. В 1875 г. Османская империя получила статус международного банкрота [2].
11 Выздороветь «больному человеку Европы» так и не удалось. Недуг оказался смертельным. Последним «вздохом» для Высокой Порты стало участие в Первой мировой войне. Постепенно военные действия переросли в национально-освободительную борьбу против европейских государств5. Главную роль в этом противостоянии сыграл Мустафа Кемаль Ататюрк, который даже спустя столетие остается самым почитаемым персонажем турецкой истории. Об этом свидетельствуют многочисленные произведения искусства, центральным героем которых становился «отец турецкой нации».
5. Союзные войска Великобритании, Франции, Италии и США заняли Стамбул, англичане оккупировали также ряд крупных городов и контролировали черноморские порты (прим. авт.).
12

НАЧАЛО НОВОЙ ЭПОХИ: КУЛЬТУРНЫЕ РЕФОРМЫ

13 Современная культура берет свое начало одновременно с появлением Республики. Хотя и в Османской империи не предпринималось попыток распространить границы преобразований на духовную сферу, пестрый национальный состав населения усложнил бы воплощение идеи в жизнь. Попытки реформировать культурные нормы, и таким образом унифицировать их в разных уголках обширной империи, непременно привели бы к недовольству мусульманских подданных султана. Эти нерешенные противоречия стали наследием, которое вместе с другими проблемами перешло Турецкой Республике [3]. Только после 1920-х гг. появился шанс укрепить национальное самосознание, вектор которого до этого времени был предельно слаб. Хотя вопросы культуры входили в повестку дня и до падения Османской империи.
14 В период Танзимата (1839-1876 гг.)6 стали появляться первые зачатки светского образования. Правда, на тот момент начальных, средних школ, которые подчинялись Ведомству просвещения, было совсем немного, и фактически они были подконтрольны духовенству.
6. Эпоха модернизационных реформ в Османской империи (прим. авт.).
15 Идею изменения духовной сферы страны по западному образцу начали обсуждать младотурки7, но конкретных действий так и не последовало [4]. По утверждению турецкой историографии, М.К.Ататюрк находился в гуще дискуссии, что не могло не повлиять впоследствии на его политику. К 1907 г. он окончил обучение в Оттоманской академии генштаба и прослужил два года в Дамаске. Уже тогда, будучи молодым офицером, он имел далеко идущие планы: «Чтобы установить новый социальный порядок, мы должны стереть различия между мужчинами и женщинами. Мы должны заменить письменность, которая является препятствием для нашего приближения к западной цивилизации, на латинский алфавит, мы должны следовать за Западом во всём, вплоть до одежды. Мы уверены, что однажды это случится» [5].
7. Младотурки (осм.-фр. Jön Türkler) - политическое движение в Османской империи, которое с 1889 г. пыталось провести либеральные реформы и создать конституционно государственное устройство. Принято различать периоды: «Младотурецкого движения», «Младотурецкой революции» и «Младотурецкого режима» (прим. авт.).
16 В борьбу за преобразование и обогащение культуры Ататюрк вступил не сразу после провозглашения Республики. Первым делом было необходимо решить наболевшие проблемы в экономике и политике8. Широкий размах реформы в духовной сфере приобрели уже в 30-е гг. ХХ в. Перед основателем государства стояла сложная задача распространить в стране новые культурные тенденции, которые должны были объединить в себе западные ценности и исконно турецкие традиции, чтобы, с одной стороны, страна шла в ногу со временем, а с другой - вернула утраченные под влиянием империализма национальные черты. Трудность состояла в том, чтобы преодолеть сопротивление укоренившихся культурных норм [3].
8. Страна продолжала оставаться преимущественно аграрной, иностранный капитал господствовал во многих отраслях слаборазвитой промышленности, также следовало полностью изменить систему управления государством, сделать шаги в сторону парламентаризма и многопартийности (прим. авт.).
17 Первый шаг на пути к воплощению своих идей основатель Республики сделал, приняв в 1924 г. закон Тевхид-и Тедрисат («О единстве образования»), которые придал в сфере просвещения светские европейские черты. Далее последовала реформа алфавита, открытие национальных школ, основание светских высших учебных заведений, открытие театров, консерваторий, создание т.н. халк евлери (народных домов). Все эти меры были призваны сделать разные элементы культуры - искусство, науку, образование - доступными, придать импульс их развитию и пробудить интерес широких слоев населения [5].
18

ОБРАЗ РЕФОРМАТОРА В ИСКУССТВЕ

19 Сняв запреты, которые на искусство налагала религия9, реформы открыли перед турецкой интеллигенцией новые горизонты. Вестернизация дала импульс развитию образования, а вместе с тем - возможность талантливым людям профессионально развиваться в живописи, музыке, литературе, скульптуре.
9. Ислам не позволяет создавать реалистичные изображения человека и животных, что истолковывается как стремление подражать Аллаху в его творении (прим. авт.).
20 Национально-освободительная война вдохновила многих писателей, художников. Мустафа Кемаль, главный организатор, вдохновитель и участник событий, стал частым персонажем произведений, посвященных этому важному периоду турецкой истории.
21 Портрет стал основным жанром, который до сих пор служит турецким живописцам, вдохновленным вкладом, который внес М.К.Ататюрк в становление нового государства. Изменения, произошедшие благодаря кемалисткой революции, сделали этот вид живописи доступным художникам.
22 Первым турецким художником, написавшим портрет полководца в военной форме, стала Михри Мюшфик (1886-1954) [6]. Затем появляются полотна, выполненные Ибрагимом Чаллы (1882-1960), Фейхаманом Дураном (1886-1970), Назми Гюраном (1881-1937). В этих работах проявляется не только мастерство портретистов, но и их стремление передать лучшие черты характера предводителя национально-освободительной борьбы и первого президента: решительность и смелость. Выразительность образу М.К.Ататюрка придает каждый штрих и каждый выбранный оттенок.
23 Чуть позже художники стали изображать отца нации и на многофигурных композициях. Особенность этих картин в том, что они показывают близость Мустафы Кемаля-паши к народу, единство с нацией, а также подчеркивают главную роль М.К.Ататюрка в событиях первой половины ХХ в. Наглядный пример - полотно Мехмета Рухи Ареля (1880-1931) - «Ататюрк с жителями деревни»: мужчины и женщины разных возрастов приветствуют первого Президента, за спиной которого находятся военные и гражданские лица.
24 В 1960-е гг. стали появляться графические портреты Мустафы Кемаля. Самый известный каллиграф, изобразивший в своих работах основателя Республики, - Этем Чалышкан (р. 1928). Его работы стали образцами для создания портретов, которые вскоре стали появляться на стенах государственных учреждений. Ему также принадлежит один из современных портретов М.К.Ататюрка10 (см. фото 1).
10. Etem Çalışkan, son Atatürk portresini sergiledi. >>>> 86122; https://sondakika.com/foto-galeri/etem-caliskan-son-ataturk-portresini-sergiledi/ (accessed 28.03.2021)
25

26 Фото 1. Чалышкан Э. Портрет Ататюрка. (2016 г.)
27 Photo 1. Chalyshkan E. Portrait of Ataturk. (2016)
28 Другой современный - художник Невзат Чевик нарисовал несколько портретов11. Его работы носят в себе отпечаток строгости и парадности, что достигается за счет контраста фигуры на темном фоне.
11. Nevzat Çevik. >>>> (accessed 20.03.2021)
29 Художниками, которые запечатлели Мустафу Кемаля Ататюрка на полотне, в работе двигало стремление показать лучшие черты главного героя национально-освободительной войны. Они создавали свои произведения, чтобы сохранить для потомков образ самого выдающегося деятеля в истории Турции.
30 Светские преобразования коснулись и архитектуры. В новом государстве не поощрялось строительство религиозных зданий. Для турецкой архитектуры характерно отсутствие преемственности: она начала развиваться заново на основе достижений европейцев.
31 Самое грандиозное произведение архитектурного искусства - Аныткабир, мавзолей М.К.Ататюрка12 в Анкаре (см. фото 2). Строительство началось в 1944 г. и продлилось 9 лет. Оно совпало с т.н. «Вторым периодом национальной архитектуры»13. Тем не менее, ещё долгое время мавзолей был закрыт для посетителей. Только после присвоения ему в 2002 г. статуса музея все желающие получили возможность посетить последнее пристанище Кемаля Ататюрка. Во внешнем виде мавзолея отразились черты той эпохи развития этого вида искусства - симметрия и монументальность.
12. Архитекторы Эмин Онат и Ахмед Арда (прим. авт.)

13. Второй период национальной архитектуры - стиль, который господствовал в архитектуре Турции в 1939-1950 гг., характеризовался использованием османских и особенно сельджукских мотивов (прим. авт.).
32 Каждая деталь строения заключает в себе признаки сельджукской, османской культур, отражает исторические события, связанные с именем основателя Республики. Так, 26 ступеней, ведущих вверх, отсылают нас к переломному периоду национально-освободительной войны: 26 августа 1922 г. после битвы вблизи городов Думлупынар и Афьон-Карахисар под контролем турецкой армии оказалась бо́льшая часть страны. «Львиная дорога», ведущая к мавзолею, «охраняется» 24 львами14, подобных тем, которые создавали хеттские скульпторы древнего государства, существовавшего некогда на территории Анатолии15.
14. Символизируют 24 огузских племен, являющихся основателями Османского государства, т.е. прямые потомки современных турок (прим. авт.).

15. Автор скульптур Хусейн Озкан был вдохновлен образом позднехеттской скульптуры Льва, обнаруженной при раскопках в г. Кахраманмараш и находящейся в Стамбульском музее археологии (прим. авт.).
33

34 Фото 2. Аныткабир (мавзолей). Анкара (cм.: [7]). Photo 2. Anitkabir (mausoleum). Ankara.
35 Эти статуи напоминают о стремлении М.К.Ататюрка привлечь внимание к древней истории земель, которые охватывают границы Турции, потому что именно в республиканский период начались масштабные исследования, стала развиваться археология, открывались музеи, которые рассказывали об истории народов, населявших Малую Азию сотни и тысячи лет назад.
36

37 Фото 3. Монумент “Республика”. Стамбул, площадь Таксим.
38 Photo 3. Monument "Republic". Istanbul, Taksim square.
39 Развитие скульптурного искусства также непосредственно связано со снятием запретов, которые налагал ислам. К тому же только в первые годы Республики государство начало активно поддерживать создание памятников, прежде всего, первому президенту нового государства. Здесь явно прослеживается стремление повлиять на мышление жителей страны, продвигая новые ценности, символом которых был М.К.Ататюрк. Первые годы в развитии турецкой скульптуры характеризуются тем, что памятники заказывались, прежде всего, европейским мастерам16. Работая вместе с ними, приобретали навыки и турецкие скульптуры, которые стали создавать свои работы, начиная со второй половины 1930-х гг., после того как в Турции появился первый литейный завод в местечке Норманлы.
16. Самые знаменитые скульптуры этого периода созданы австрийцем Генрихом Криппелем и итальянцем Пьетро Каноника (прим. авт.).
40 Так, знаменитый памятник «Республика» на площади Таксим в Стамбуле (см. фото 3) авторства итальянца Пьетро Каноники, созданный в 1928 г., был изготовлен по заказу правительства и символизирует борьбу за независимость страны - с северной стороны М.К.Ататюрк в походе, одет в военную форму и окружен солдатами, с южной стороны - центральная фигура первого президента, уже в гражданской одежде, находится в гуще государственных деятелей, среди которых можно увидеть советского военачальника Климента Ворошилова и Полномочного представителя РСФСР в Турецкой Республике Семёна Аралова, ближайших сподвижников - Исмета Иненю и Февзи Чакмака.
41 Работы турецких мастеров отличает патриотическая составляющая. Они трудились уже в те годы, когда необходимость в государственных заказах уменьшалась. Источником вдохновения служила собственная инициатива, личное восхищение автора вкладом М.К.Ататюрка в турецкую историю. В качестве примеров можно назвать памятник скульптора Хаккы Атамулу в Эрзуруме, открытый 1965 г., памятник Ататюрку и молодежи в Стамбуле скульптора Явуза Гёрея, или памятники Гюрдала Даяра в г. Ушак и Тамера Башоглу - в Измире. Скульпторы стремились запечатлеть образ отца турецкой нации и память о тех событиях, которые стали точкой отсчета для истории Республики.
42 Первые опыты турецкого кинематографа, импульс к развитию которого дала вестернизация, были связаны с созданием документальных фильмов, рассказывающих о национально-освободительной войне и исключительной роли в этих событиях Мустафы Кемаля-паши. Они основывались на документальных хрониках. Создание некоторых из них не обходилось без участия самого Мустафы Кемаля.
43 Ближе к концу ХХ в. начинают появляться художественные фильмы и сериалы, рассказывающие о деятельности основателя Республики. Яркими образцами турецкого кинематографа можно назвать фильмы «Наш урок - Ататюрк» (2010) режиссера Хамди Алкана и «Прощание» (2010) Зюльфу Ливанели.
44 События 1920-х гг. вдохновляли и деятелей литературы, и до сих пор вдохновляют. Драматурги, прозаики и поэты часто обращаются к этой теме, не просто рассказывая о кровопролитной борьбе, но и вкладывая свое собственное видение, отношение к вкладу М.К.Ататюрка. Многие были его современниками и свидетелями, можно даже сказать летописцами того периода истории. Ярче всего чувства глубокого уважения, благодарности, восхищение прослеживаются в поэзии, достаточно открыть собрания сочинений таких творцов, как Джелял Сахир Эрозен (1883-1935), Орхан Шаик Гёкяй (1902-1994) и др.), Дженаб Озанкан (1924-2005), Джейхун Атуф Кансу (1919-1978)17.
17. Atatürk Şiirleri. >>>> (accessed 27.03.2021)
45 Многие патриотические стихи о М.К.Ататюрке стали песнями. Положенные на музыку, они также рассказывают о героизме, мужестве Мустафы Кемаля и народе, который под его предводительством боролся за независимость страны18.
18. Самый яркий пример - «Измирский марш», написанный в годы национально-освободительной войны (прим. авт.).
46

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

47 Отметим, что знаменательная фигура основателя Республики проникла во все сферы искусства. Мотивов появления его образа в разных произведениях всего два: государственный заказ, что, прежде всего, характерно для скульптуры, кинематографа и архитектуры, и личная инициатива. Но объединяет все эти области культуры то, каким был показан М.К.Ататюрк в их контексте.
48 Все авторы стремились изобразить первого президента героем, совершившим подвиг для своего народа и страны, запечатлеть его как носителя положительных качеств, смелого, решительного, умного, образованного человека, и даже спустя почти сто лет эта тенденция остается неизменной.

References

1. Kinross John P.D. 1977. The Ottoman Centuries: The Rise and Fall of the Turkish Empire. Morrow. 639 p.

2. Petrosyan Yu.A. 2013. Ottoman Empire. Moscow, 304 p. (In Russ.)

3. Uluskan S. Atatürk's social and cultural policies. Ankara, 2010. (In Turk.)

4. Shpilkova V.I. 1977. Young Turkish Revolution: 1908-1909. Moscow, 294 p. (In Russ.)

5. Kavcar C. 1988. Atatürk and Cultural Reform. Virtue. № 5. (In Turk.). https://dergipark.org.tr/tr/pub/erdem/issue/ 44540/552576 (accessed 20.03.2021)

6. Elibal G. Atatürk and painting sculpture. Istanbul, 1973. (In Turk.)

7. Kuru A. 2017. Colorful stone decorations at Anıtkabir. Art history magazine. № 26. (In Turk.). DOI: 10.29135/std.290790

Comments

No posts found

Write a review
Translate