Development of the digital economy in small and medium-sized businesses: the case of Vietnam
Table of contents
Share
Metrics
Development of the digital economy in small and medium-sized businesses: the case of Vietnam
Annotation
PII
S032150750014281-1-1
DOI
10.31857/S032150750014281-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Elena N. Alexandrova 
Affiliation: Kuban State University
Address: Russian Federation
Viсtoria V. Zabolotskaya
Occupation: Doctoral candidate, St. Petersburg State University; Associate Professor, Kuban State University
Affiliation: Saint Petersburg State University, Kuban State University
Address: 7-9, Universitetskaya nab., St. Petersburg, 199034, Russian Federation
Edition
Pages
40-48
Abstract

The review article analyzes the features, directions and limitations of the digital transformation of small and medium-sized enterprises (SMEs) in Vietnam at the present stage. Currently, the country has a significant digital potential, which is poorly realized by SMEs, most of them using simpler digital tools and applications, as well as due to lack of experience and digital skills of personnel, they are limited in the wide application of the most promising supporting technologies of the digital economy (IoT, AI, cloud computing, etc.).

 

Special attention is paid to the identification of key incentives for the development of the digital economy in the country's SME sector, taking into account its specifics, as well as the opportunities that open up in the reality of COVID-19. The paper provides an overview of national strategies and programs aimed at activating the digital economy in SMEs. Possible directions are proposed and prospects for the digital transformation of SMEs within the framework of the export-oriented model of industrialization of the country based on FDI are considered.

 

The potential for the development of the digital economy in the SME sector is determined by a number of factors and conditions, including: the attractiveness of national startups for foreign capital; an educated young generation of managers who see digital technologies as the basis of their small and medium-sized companies ' business models; the speed and flexibility of SMEs in carrying out transformational digital changes in a number of industries and areas of activity; the rapid growth of Internet use and the implementation of digital tools - from online business and mobile applications to the development of digital platforms.

Keywords
Vietnam, digital economy, small and medium-sized enterprises, digital technologies, digital transformation
Received
23.12.2020
Date of publication
28.03.2021
Number of purchasers
0
Views
140
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 100 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should sign in

Full text is available to subscribers only
Subscribe right now
Only article
100 RUB / 1.0 SU
Whole issue
920 RUB / 16.0 SU
All issues for 2021
8448 RUB / 169.0 SU
1 ВВЕДЕНИЕ
2 В настоящее время как крупные и средние, так и компании малого бизнеса, в различных отраслях сталкиваются с необходимостью цифровой трансформации (digital transformation), рассматриваемой как создание новых методов работы на основе цифровых технологий (цифровые платформы, искусственный интеллект, облачные технологии, Интернет вещей и др.) для разработки новых производственных и бизнес-моделей. В научной литературе подробно исследуются трактовки понятия цифровой экономики [1; 2], рассматриваются теоретические и практические аспекты ее реализации [3; 4] и преимущества для развития бизнеса [5].
3 Отдельное внимание уделяется возможностям и направлениям развития цифровой экономики для малого и среднего предпринимательства (МСП) [6], в т.ч. с учетом специфики развития данного сектора в странах Азии [7; 8]. В отличие от детализации ключевых характеристик деятельности малых и средних фирм, последствия цифровой экономики для их цепочек создания стоимости изучены недостаточно [9]. Цифровая экономика стран Азии рассматривается учеными в контексте развития высоких технологий, преобразований бизнес-среды, информационных изменений в регионе [10].
4 Процессы цифрового развития МСП Вьетнама определяются потенциалом страны в данной сфере [11] и ролью МСП, на долю которых приходится около 98% фирм, производящих более 40% ВВП и 30% общей стоимости экспорта [12]. Цифровые технологии способны сократить издержки вьетнамских МСП, повысить их конкурентоспособность, расширить торговые связи и выйти на новые рынки. В ряде исследований указывается, что часто фирмы не получают ожидаемых эффектов и явных преимуществ от цифровой экономики из-за нехватки опыта эффективного управления [13; 14].
5 Эти проблемы актуальны и для вьетнамских МСП, большинство которых используют относительно низкоуровневые технологии [15] и сталкиваются с отсутствием цифровых навыков персонала.
6 УСЛОВИЯ И ОГРАНИЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ В МСП ВЬЕТНАМА
7 Сектор МСП Вьетнама является основой экономической экспансии страны, в нем создаются рабочие места, стимулируется развитие новых продуктов и услуг, обеспечивается рост потребления. Сейчас в стране насчитывается более 750 тыс. фирм, 98% из которых являются МСП (см. диагр. 1). К этому сектору в Законе о МСП относятся микро-предприятия, малые и средние предприятия со средней численностью персонала, не превышающей 200 человек, а также предприятия при соблюдении одного из 2-х условий: общий капитал - не более 100 млрд донгов ($4,3 млн); выручка предприятия за предшествующий год - не более 300 млрд донгов ($12,9 млн)1.
1. Law 04/2017/QH14 Provision of assistance for small and medium-sized enterprises. 2017. >>>> (accessed 07.12.2020)
8 Согласно данным Главного статистического управления Вьетнама, бόльшая часть субъектов МСП относится к корпоративному сектору, а микро- и малые фирмы составляют до 93% от общего числа предприятий. При этом они чаще сталкиваются с трудностями при получении кредитов, поскольку их прибыль от производственной и хозяйственной деятельности невелика или даже отрицательна. Эти фирмы создаются преимущественно для обеспечения самозанятости и большая часть из них часто находится на грани роспуска или банкротства. в то время как малочисленная группа средних предприятий способствует развитию сотрудничества на национальном и глобальном уровнях [16], что, в свою очередь, стимулирует цифровое развитие МСП.
9 Внедрение цифровых технологий в сектор МСП Вьетнама продиктовано необходимостью стимулирования новых бизнес-предложений и развития пользовательского опыта, общими тенденциями цифровизации в мире.
10 В числе стимулов цифровой трансформации для субъектов МСП Вьетнама отмечаются следующие. Во-первых, развитие потребительского опыта, повышение уровня обслуживания клиентов, включая круглосуточную цифровую доступность, персонализированную коммуникацию и ускоренную доставку продуктов и услуг. Во-вторых, расширение сотрудничества с участниками экосистемы цифровой экономики (например, Google, PayPal, LinkedIn, Alibaba) для доступа к новым рынкам, клиентам, опыту. В-третьих, ускорение цифровизации бизнес-процессов позволяет сократить бумажный документооборот, повысить автоматизацию и ускорить сроки выполнения работ и др. В-четвертых, преодоление конкурентных угроз со стороны микро-предприятий или новых участников, функционирующих онлайн2.
2. SMEs in Southeast Asia: redesigning for the digital economy. Ernst & Young, 2019. >>>> (accessed 08.12.2020)
11

12 Диаграмма 1. Динамика изменения количества* субъектов МСП (тыс. ед.) и их доли в общем количестве предприятий Вьетнама (правая шкала) за период 2016-2019 гг. Figure 1. Dynamics of changes in the number of SMEs (thousand units) and their share in the total number of enterprises in Vietnam (right scale) in 2016-2019. * Количество предприятий МСП (тыс. ед.) за период 2017-2019 гг. - оценка авторов. Составлено авторами по: Statistical Yearbook of Viet Nam. 2019. General Statistics Office of Vietnam. https://www.gso. gov.vn/wp-content/uploads/2020/09/Nien-giam-thong-ke-day-du-2019.pdf (accessed 07.12.2020).
13 В реальности COVID-19 МСП Вьетнама являются наиболее активными среди стран ЮВА в своих планах инвестирования в цифровые технологии. Так, 52% вьетнамских МСП планируют инвестиции, несмотря на ограничения, вызванные новой короновирусной инфекцией, при этом 63% МСП планируют инвестировать в технологии, 37% - в машиностроение и заводы. Для сравнения, в Сингапуре о готовности активно инвестировать в непростых условиях заявляют лишь чуть более 30% МСП страны, а средний показатель по ЮВА - всего 36%3.
3. Vietnam has the highest level of small and medium-sized businesses in Southeast Asia with expansion plans. VietNews. 24.08.2020. (In Russ.). >>>> (accessed 09.12.2020)
14 Вьетнамское правительство осознает необходимость активных действий в разработке и реализации ряда национальных стратегий и программ по активизации цифровой экономики. В их числе - развитие электронного правительства в рамках Закона о кибербезопасности (вступил в силу с 1 января 2019 г.); развитие «умных городов». Широкое обсуждение получила Концепция 4.0, позволяющая реализовать цифровой потенциал Вьетнама и обеспечить конкурентоспособность субъектов МСП. [11]. На государственном уровне в 2019 г. принято постановление № 52-NQ/TW о политике по реализации инициатив участия в Индустрии 4.0, в 2020 г. - решение № 749/QD-TTg об утверждении Национальной программы цифровой трансформации до 2025 г. Министерство планирования и инвестиций разрабатывает бюджеты для программ поддержки МСП, включая создание стартапов, на период 2021-2025 гг. Программы по развитию цифровых технологий реализуются в банковском секторе (например, проект мобильных денег), сфере образования (Vietnam Open Educational Resources).
15 Поддержка и содействие развитию цифровой экономики в МСП осуществляется на уровне сотрудничества государственных и частных организаций. В декабре 2020 г. MPI и USAID LinkSME (USAID Linkages for Small and Medium Enterprises) инициировали для МСП запуск программы поддержки цифровой трансформации с 2021 по 2025 гг., предусматривающей повышение осведомленности МСП и цифровизацию их бизнес-моделей [17]. Ключевые цели программы: 100%-ные МСП должны быть осведомлены о цифровой трансформации; не менее 100 тыс. - использовать цифровые решения; не менее 100 производственных и перерабатывающих фирм - осуществить цифровую трансформацию. Технологические решения для субъектов МСП в рамках программы будут предоставлять такие международные компании, как Facebook (США), CMC и Bizfly (Индия), FS (Россия) и др.
16 Несмотря на указанные инициативы, научные и деловые круги Вьетнама указывают на то, что значительный потенциал страны в сфере цифрового развития не реализован в секторе МСП. Следует учитывать и ограничения в деятельности самих субъектов МСП, которые в ряде случаев не готовы использовать и внедрять такие технологии4.
4. Opening Vietnam up to Industry 4.0. Vietnam Investment Review. 08.05.2019. >>>> (accessed 09.12.2020)
17 В настоящее время цифровая экономика Вьетнама рассматривается как наиболее перспективная среди стран Юго-Восточной Азии (ЮВА), развитие которой преимущественно связанно с быстрым ростом пользователей Интернета - более 68 млн (70% населения). Страна занимает ведущие позиции в регионе по уровню проникновения фиксированной и мобильной широкополосной связи, а также смартфонов (см. табл. 1). В бизнес-среде, в целом, реализуются разные цифровые инструменты: от онлайн-бизнеса и мобильных приложений до развития цифровых платформ. Хотя некоторые из них не получают широкого применения. В 2018 г. только 31% взрослого населения Вьетнама пользовались банковскими счетами, а около 50 млн (более 52% населения) не являлись клиентами банков [18]. В отличие от некоторых стран ЮВА (например, Малайзии), Вьетнам имеет высокие логистические издержки и низкое качество логистических услуг.
18 Таблица 1. Ключевые показатели цифровой экономики Вьетнама в сравнении с некоторыми странами ЮВА Table 1. Key digital economy indicators in selected countries of Southeast Asia
19
Показатели Вьетнам Малайзия Индонезия
Абоненты мобильной широкополосной связи, % населения 82 116 100
Цены на мобильную широкополосную связь (500 МБ / месяц) в % от ВНД на душу населения 1,4 0,9 1,4
Абоненты фиксированной широкополосной связи, % населения 12 8 3,1
Оплата онлайн за интернет-покупки, в % от всех способов оплаты интернет-покупок 10 52 49
Доля онлайн-фирм, использующих цифровые платежи, % онлайн-фирм 51 57 51
Оценка индекса эффективности логистики (максимальное значение 5) 2,98 3,43 2,98
Индекс человеческого капитала, глобальный рейтинг (максимальное значение 120) 68 52 69
Расходы на кибербезопасность в % от ВВП 0,04 0,08 0,02
20 Составлено авторами по: [18].
21 Цифровой потенциал Вьетнама оценим на основе Глобального индекса сетевого взаимодействия (Global Connectivity Index - GCI) китайской компании Huawei, сравнивающего 79 стран (95% мирового ВВП) по 40 показателям [19].
22 GCI исследует переход стран к 4-м поддерживающим технологиям (на основе инвестиций в инфраструктуру ИКТ), являющихся ключевыми технологическими факторами, которые ускоряют их цифровую трансформацию: развертывание сетей широкополосной связи; облачные технологии; развитие интернета вещей (IoT); искусственный интеллект (AI).
23 В рейтинге GCI-2019 Вьетнам занимает 57-е место со значением GCI равным 37 пунктов (см. табл. 2). По этим показателям страна относится к группе стран-новичков (starters), находящихся на первых этапах развития инфраструктуры ИКT. Для таких стран главная цель - расширить зону сетевого покрытия, что позволит еще большему числу жителей получить доступ к цифровой экономике. Для сравнения, в группе стран-лидеров постоянно растет число пользователей цифровых технологий, а также уровень их знаний, а в группе «догоняющих» - максимальный рост ВВП приходится на инвестиции в ИКТ-инфраструктуру.
24 Таблица 2. Страны-лидеры (первая пятёрка), Россия и Вьетнам в рейтинге GCI-2019 Table 2. Top-5 countries, Russia and Vietnam in the GCI-2019 ranking
25
Страна 2019 г. 2018 г.
Место Значение GCI Место Значение GCI
США 1 85 1 78
Швейцария 2 83 4 71
Швеция 3 81 3 73
Сингапур 4 81 2 75
Дания 5 78 7 68
Россия (группа «догоняющие страны») 41 49 36 46
Вьетнам (группа «страны-новички») 57 37 61 34
26 Составлено авторами по: [19].
27 Дальнейшее развитие цифровой экономики в стране связано с политикой и мерами, направленными на снижение цен, роста скорости и степени проникновения широкополосного Интернета во все регионы, что позволит Вьетнаму перейти в группу «догоняющих» стран в рейтинге GCI и повысить доходность от инвестиций в ИКТ.
28 В числе сильных сторон экономической модели развития Вьетнама, способствующих цифровой трансформации МСП, отметим высокие темпы экономического роста до пандемии и прогнозируемую способность страны к их восстановлению после COVID-19. Другой фактор - молодое образованное население в возрасте до 35 лет (60% жителей), обеспечивающих постоянное проникновение мобильной связи и Интернета в экономику, что к 2023 г. приведет к более 10 млн потребителей онлайн. Наиболее финансируемый сектор в стране - образование. Третий фактор - национальные цифровые компании с широкой финансовой поддержкой, в т.ч. в секторе МСП, конкурирующие за создание лучшей торговой, платежной и логистической инфраструктуры. На государственном уровне особенно активно поддерживаются наиболее многочисленные малые и средние фирмы.
29

30 * Данные по количеству сделок представлены за 1-е полугодие 2019 г. Диаграмма 2. Объемы инвестированного капитала и количество сделок вьетнамских технологических стартапов. Figure 2. Volumes of capital invested and the number of deals done by Vietnamese tech startups. Составлено авторами по: Vietnam Tech Investment Report. H1. 2019. ESP Capital. >>>> (accessed 06.12.2020).
31 Важная составляющая цифровой экономики - Интернет-экономика, активно развивающаяся и открывающая широкие возможности для вьетнамских МСП. В исследовании Google, Temasek и Bain & Company Интернет-экономика страны в 2019 г. оценивается в $12 млрд (более 5% ВВП) с ежегодными темпами прироста в 38% (среднее за период 2015-2019 гг.) [20]. В 2019 г. доля пользователей электронной торговли в стране составляла более 56%, а к 2023 г., по прогнозам, достигнет 64,4%.
32 Во Вьетнаме активное развитие получают технологические стартапы. По уровню активности стартап-экосистем, страна уступает только Индонезии и Сингапуру среди экономик АСЕАН. С начала 2018 г. в стране отмечается резкий рост как объема инвестированного капитала в стартапы, так и количества сделок: в 2018 фин.г. общая сумма инвестиций составила $444 млн, а в 2019-м - $800 млн (см. диагр. 2). Почти 60% инвестиций приходится на ключевые блоки цифровой экономики - розничная торговля и платежные системы. Активными инвесторами во вьетнамские стартапы являются южнокорейские венчурные фирмы (в 2019 г. на их долю пришлось более 30% сделок), а также местные фирмы (36% сделок). Ведущие банки страны предоставляют бесплатные услуги и льготные программы кредитования для стартапов. Стартапы являются основой развития ряда секторов цифровой экономики Вьетнама, прежде всего, наиболее развитого - Интернет-экономика, а также зарождающихся - электронные платежи, образование, здравоохранение.
33 Развитие цифровой экономики в секторе МСП Вьетнама, несмотря на стимулы и ее очевидные преимущества для фирм, сопряжено с определенными рисками и угрозами, связанными как с неизбежными изменениями в социально-экономическом развитии страны под влиянием процессов цифровой трансформации, так и с ограничениями внедрения цифровых технологий в деятельность МСП.
34 В числе вызовов цифровой экономики - вытеснение и изменение рабочих мест под влиянием автоматизации и AI. По данным МОТ, риску изменения подвержены 70% рабочих мест во Вьетнаме: в сельском и лесном хозяйствах, рыболовстве - 83,3% рабочих мест, в обрабатывающей промышленности - 74,4%, в производстве пищевых продуктов и напитков - 68%, электронике - 75%, в оптовой и розничной торговле - 84,1%. Проблемы вытеснения рабочих мест особенно актуальны для страны, где бόльшая часть фирм - микро- и малые предприятия, обеспечивающие самозанятость населения. Однако потенциал развития МСП (увеличение размера фирм, производительности и конкурентоспособности для создания более высокой стоимости и рабочих мест нового поколения), формируемый в условиях цифровой экономики, позволяет решить эти проблемы.
35 К ограничениям ускорения цифровой трансформации вьетнамских МСП следует отнести низкий уровень осведомленности фирм о преимуществах цифровых технологий и их доступности вне зависимости от размера компании, недостаток финансовых ресурсов (многие МСП практически не имеют доступа к инвестиционным фондам и технической экспертизе), озабоченность вопросами безопасности [12]. МСП отстает от крупного бизнеса в освоении более передовых цифровых технологий и приложений внутри фирм.
36

37 Диаграмма 3. Значение Business DAI Вьетнама и других стран. Figure 3. Business DAI value of Vietnam and selected countries. Составлено авторами по: Digital Adoption Index. The World Bank. http://wbgfiles.worldbank.org/documents/dec/digital-adoption-index.html (accessed 06.12.2020).
38 МСП Вьетнама преимущественно используют онлайн-инструменты для рекламы и продажи товаров, примерно на 50% реже используют онлайн-инструменты для повышения производительности за счет улучшения внутренних процессов (финансы, коммуникации и др.). Отдельный блок проблем связан с формированием цифровых компетенций сотрудников в среде МСП, привлечением высококвалифицированных кадров, развитием «мягких навыков» (soft skills). Трудности возникают и при перепрофилировании и переходе существующего персонала МСП к цифровому мышлению. На рынках АСЕАН около 43% ИТ-руководителей не обладают необходимыми компетенциями для создания цифровых решений.
39 Обратимся к Индексу внедрения цифровых технологий (Digital Adoption Index, DAI) Всемирного банка, который включает три составляющие - уровни внедрения цифровых технологий среди населения (DAI People), бизнеса (DAI Business) и государства (DAI Goverment) (см. диагр. 3).
40 Как видно из диагр. 3, бизнес-сегмент Вьетнама (Business DAI), в среднем, в 2 раза отстаёт от потребительского и государственного в области внедрения цифровых технологий. Очевидно также сильное расхождение в распространении цифровых технологий среди бизнеса и населения. Для развития цифровой экономики в сегменте МСП, фирмы должны использовать цифровые технологии не только для рекламы и продажи онлайн, но и для повышения производительности, инноваций и расширения своего бизнеса.
41 НАПРАВЛЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ
42 Выгоды от цифровой экономики для МСП Вьетнама могут быть значительными, поскольку позволяют повысить их конкурентоспособность за счет использования ранее недоступных им вычислительных мощностей, хранилищ и платформ, которые становятся дешевле (например, с помощью облачных вычислений), выхода на ранее недоступные рынки. При этом микропредприятия и стартапы, с точки зрения предпосылок для цифровой трансформации, находятся в наиболее выигрышном положении, поскольку не обременены традиционными бизнес-процессами и устаревшей инфраструктурой. Молодое образованное поколение предпринимателей готово экспериментировать с новыми бизнес-моделями и инновационными решениями, ориентированных на развитие опыта клиентов в условиях повсеместного распространения цифровых технологий.
43 Вьетнам развивается преимущественно в рамках экспортно-ориентированной модели индустриализации, основанной на ПИИ. Для субъектов МСП она открывает возможности привлечения финансирования и использования передового зарубежного опыта цифровой трансформации.
44 Иностранные инвесторы оценивают Вьетнам как перспективное направление для расширения своих цепочек поставок. Еще до пандемии COVID-19, в контексте американо-китайской торговой войны, произошел сдвиг производства из Китая, и многие производители начали рассматривать Вьетнам как надежную альтернативу китайскому направлению. ПИИ во Вьетнам составляют примерно 25% от общего объема инвестиций, достигнув 10-летнего максимума в 2019 г. с показателем в $38 млрд и увеличившись в годовом исчислении на 7,2%5. Среди 125 стран, инвестировавших во Вьетнам в течение 2019 г., 1-е место занимает Южная Корея с $7,92 млрд (21% от общего объема ПИИ), в т.ч. на сектор науки и технологии пришлись 4,1%.
5. См. источник к диагр. 1.
45 Перспективы цифровой трансформации МСП связаны с электронной торговлей, которая уже сейчас составляет 49% Интернет-экономики Вьетнама и продолжает активно развиваться. В условиях спада торговли во всем мире в реальности COVID-19 экспорт страны сохранил положительные темпы роста - более 10% за III квартал 2020 г.
46 Развитие контактов и сотрудничества с зарубежными компаниями становится возможным через подключение субъектов МСП к онлайн-платформам. Так, вьетнамская Торгово-промышленная палата и организация поддержки МСП Японии представили японскую онлайн-платформу J-GoodTech, связывающую бизнес более чем 17 тыс. японских МСП и более 7 тыс. фирм из других стран Азии с партнерами по всему миру. Для вьетнамских МСП торговые онлайн-платформы предоставляют доступ к цифровым инструментам финансово-кредитной и иной поддержки.
47 Расширение возможностей онлайн-торговли в секторе МСП Вьетнама требует решения проблем, связанных с повышением эффективности таможенных и оптимизацией логистических процедур. На сегодняшний день 40% программных приложений МСП в сфере логистики остаются очень простыми, в их числе - управление международными перевозками, складом, транспортом, электронным обменом данными и таможенным декларированием. При этом затраты на логистику эквивалентны 20% ВВП Вьетнама, тогда как в других странах ЮВА они составляют 9-14%. Во Вьетнаме может быть запущена конкретная государственная программа (с привлечением крупного бизнеса) в области стимулирования электронной торговли МСП. В странах ЮВА уже реализуются такие программы: Smart Online SME - в Таиланде, инициатива SME Go Digital - в Сингапуре и Индонезии [21].
48 В числе перспективных направлений развития цифровой экономики Вьетнама рассматривается электронный туризм, онлайн-реклама, электронная коммерция, электронное здравоохранение, финтех, логистические услуги. Каждое из этих направлений требует решения отраслевых проблем. Так, развитие цифровых платежей связано с повышением скорости онлайн-переводов и упрощением цифровых платежных инструментов на уровне законодательства [22]. Роль МСП, на долю которых приходится 98% предприятий в стране, в реализации указанных направлений очевидно достаточно высока, а в условиях продолжающейся эпидемии COVID-19 цифровая трансформация для доступа к рынкам и новым решениям становится еще более важной для данного сектора.
49 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
50 Недостаточная ИТ-инфраструктура и низкая доступность дешевого Интернета с высокой пропускной способностью ограничивают широкое применение поддерживающих цифровых технологий (IoT, AI, облачные вычисления и др.) в бизнес-среде Вьетнама. Отсутствие необходимых цифровых навыков и компетенций, опыта управления цифровой трансформацией не позволяют МСП в полной мере задействовать цифровой потенциал страны, формируемый за счет особенностей социально-экономического развития (молодое население, привлекательность страны для иностранных инвесторов, активная государственная поддержка системы образования), трансформации бизнес-моделей фирм в условиях COVID-19 и перспектив в постковидный период, активной государственной политики поддержки МСП и цифровой экономики.
51 Развитие инфраструктуры цифровой экономики, повышение осведомленности о цифровых возможностях и решение проблем развития человеческого капитала в перспективе способны ускорить переход вьетнамских МСП к цифровой экономике.

References

1. Tapscott D. 1996. The Digital Economy: Promise and Peril in the Age of Networked Intelligence. N.Y., 368 p.

2. What is the digital economy? Trends, competencies, measurement. Moscow. 2019. (In Russ.). https://www.hse.ru/data/2019/04/12/1178004671/2%20Цифровая_экономика.pdf (accessed 15.12.2020)

3. Alexandrova E. 2020. Digital Economy in Competitiveness of Modern Companies. Antipova T., Rocha Á. (eds) Digital Science 2019, DSIC 2019, Advances in Intelligent Systems and Computing. Vol. 1114, pp. 114-125. DOI.org/10.1007/978-3-030-37737-3_11

4. Prause G. 2015. Sustainable business models and structures for Industry 4.0. Journal of Security and Sustainability Issues. Vol. 5, № 2, pp. 159-169.

5. Bigliardi B., Bottani E., Casella G. 2020. Enabling technologies, application areas and impact of industry 4.0: a bibliographic analysis. Procedia Manufacturing. Vol. 42, pp. 322-326. DOI.org/10.1016/j.promfg.2020.02.086

6. Kumar R., Singh R.Kr., Dwivedi Y.Kr. 2020. Application of industry 4.0 technologies in SMEs for ethical and sustainable operations: Analysis of challenges. Journal of Cleaner Production. Vol. 275. DOI.org/10.1016/j.jclepro.2020.124063

7. Ayyagari M., Beck T., Demirguc-Kunt A. 2007. Small and Medium Enterprises across the Globe. Small Business Economics. Vol. 29 (4), pp. 415-434. DOI.org/10.1007/s11187-006-9002-5

8. Zabolotskaya V.V. 2020. Singapore: government support for small and medium-sized businesses. Asia and Africa today. № 2. (In Russ.)

9. Müller J.M., Buliga O., Voigt K. 2018. Fortune favors the prepared: How SMEs approach business model innovations in Industry 4.0. Technological Forecasting and Social Change. Vol. 132, pp. 2-17. DOI.org/10.1016/j.techfore.2017.12.019

10. Li K., Kim D.J., Lang K.R., Kauffman R.J., Naldi M. 2020. How should we understand the digital economy in Asia? Critical assessment and research agenda. Electronic Commerce Research and Applications. Vol. 44. DOI.org/10.1016/j.elerap.2020.101004

11. Lo Thi Hong Wan, Guzikova L.A. 2020. Industry 4.0 in Vietnam: experience in strategic planning. Asia and Africa today. № 8. (In Russ.)

12. Chau N.T., Deng H. 2018. Critical Determinants for Mobile Commerce Adoption in Vietnamese SMEs: A Conceptual Framework. Procedia Computer Science. Vol. 138, pp. 433-440. DOI.org/10.1016/j.procs.2018.10.061

13. Alexandrova E., Poddubnaya M., Shalenaya, K., Savvidi S. 2020. Opportunities of the Digital Economy for Achieving Competitive Advantage of Firms. Proceedings of the 5th International Conference on Economics, Management, Law and Education (EMLE 2019), pp. 69-73. DOI.org/10.2991/aebmr.k.191225.013

14. Stoica M., Miller D., Stotlar D. 2005. New technology adoption, business strategy and government involvement: The case of mobile commerce. Journal of Nonprofit & Public Sector Marketing. Vol. 13(1-2), pp. 213-232.

15. Le V., Vu X., Nghiem S. 2018. Technical efficiency of small and medium manufacturing firms in Vietnam: A stochastic meta-frontier analysis. Economic Analysis and Policy. Vol. 59, pp. 84-91. DOI.org/10.1016/j.eap.2018.03.001

16. Hoa D.T.P., Khoi N.V. 2017. Vietnamese small and medium-sized enterprises: Legal and economic issues of development at modern stage. Economic Annals-ХХI. 165 (5-6), pp. 128-132. http://soskin.info/userfiles/file/Economic-Annals-pdf/DOI/ea-V165-26.pdf (accessed 08.12.2020)

17. MPI and USAID support enterprises in digital transformation scheme. Vietnam Investment Review. 04.12.2020. https://www.vir.com.vn/mpi-and-usaid-support-enterprises-in-digital-transformation-scheme-81211.html (accessed 09.12.2020)

18. The Digital Economy in Southeast Asia: Strengthening the Foundations for Future Growth. 2019. https://openknowledge. worldbank.org/bitstream/handle/10986/31803/The-Digital-Economy-in-Southeast-Asia-Strengthening-the-Foundations-for-Future-Growth.pdf?sequence=1&isAllowed=y (accessed 05.12.2020)

19. Powering Intelligent Connectivity with Global Collaboration. Huawei. 2019. https://www.huawei.com/minisite/gci/assets/ files/gci_2019_whitepaper_en.pdf?v=20191217v2 (accessed 05.12.2020)

20. e-Conomy SEA 2019. Google, Temasek, Bain & Company. https://www.blog.google/documents/47/SEA_Internet_Economy_ Report_2019.pdf (accessed 05.12.2020)

21. OECD/ERIA (2018). SME Policy Index: ASEAN 2018: Boosting Competitiveness and Inclusive Growth. OECD. https://www.oecd-ilibrary.org/docserver/9789264305328-en.pdf?expires=1608710542&id=id&accname=guest&checksum=3409427AEE38418B0C1D415F489EACB7 (accessed 08.12.2020)

22. OECD (2020), Economic Outlook for Southeast Asia, China and India 2020 - Update: Meeting the Challenges of COVID-19. OECD Publishing. DOI.org/10.1787/e8c90b68-en