The cult of Daba as the main religion of the Mosuo people in China
Table of contents
Share
Metrics
The cult of Daba as the main religion of the Mosuo people in China
Annotation
PII
S032150750013962-0-1
DOI
10.31857/S032150750013962-0
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Anastasiya Popova 
Occupation: Senior Lecturer, Chinese Language Department, Institute of Foreign Languages
Affiliation: Moscow City University
Address: Russian Federation, Moscow
Polina Nemova
Occupation: Third-year student, Chinese Language Department
Affiliation: Moscow City University. Russia
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Pages
64-69
Abstract

The article presents a brief description of the Mosuo minority, living in southern China, in Yunnan and Sichuan provinces, and the position of the ethnic group in modern China. The research mainly focuses on their religion, Daba shamanism, which influenced all spheres of life and culture of the Mosuo. 

Daba is one of the symbols of the Mosuo people, which to this day contributes to the formation of their identity and cultural heritage. According to some Chinese researchers, Daba is a primitive religion and originated before our era. It reflects the worldview this Mosuo minority and contains their value system. Over time, due to the close proximity of Yunnan province to the Tibetan Autonomous Region, the Mosuo beliefs have absorbed elements of Tibetan Buddhism. However, Daba, as a religion, did not cease to exist, instead, it united with buddhism to serve the Mosuo people.

The article describes what spirits and deities are worshiped by the Mosuo, their place in the Daba religion and significance for people's lives. It also tells us about the intermediaries between people and gods - shamans Daba, the rituals they perform and the ritual attributes they use. The Mosuo religion is unique, because it has not only survived to this day, but also has a great influence on the habits and customs of the Mosuo people. Despite external factors, the religion of Daba remains distinctive to this day. For centuries, it has served to unite the Mosuo, which, in turn, through the canons, continuously pass on their history and culture to their descendants. Consequently, Daba shamanism has a tremendous influence on the worldview and religious views of the Mosuo people. Thereby, Daba is undoubtedly a unique example of the ancient religion and a cultural value of China.

Keywords
China, national minorities, Yunnan, Mosuo, shamanism, Daba
Received
12.11.2020
Date of publication
17.03.2021
Number of purchasers
11
Views
975
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 100 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should sign in

Full text is available to subscribers only
Subscribe right now
Only article and additional services
Whole issue and additional services
All issues and additional services for 2021
1

ВВЕДЕНИЕ

2 Китайская Народная Республика - многонациональная страна, где проживает 56 официально признанных национальностей. Основные критерии выделения этих национальностей - уникальность истории и культуры, психологические особенности, язык. Несмотря на то, что на протяжении многотысячелетней истории в Китае сформировались 3 основных религиозных течения - конфуцианство, даосизм и буддизм, малые народы Китая исповедуют и свои культы и верования, основанные на шаманизме.
3 В силу небольшого числа своих последователей такие культы не часто попадают под пристальное внимание ученых. В российской научной литературе ощущается явный дефицит информации о шаманизме в Китае. В предлагаемой статье мы попытаемся кратко осветить шаманизм даба - синкретическую религию, которую исповедует народ мосо, проживающий на границе провинций Юньнань и Сычуань (cм. карту). Обладая своими уникальными чертами, шаманизм даба представляет собой интересный и, главное, актуальный объект для изучения.
4 На сегодняшний день памятники древних религий, безусловно, являются национальной ценностью Китая. Поскольку провинция Юньнань граничит с Вьетнамом, Мьянмой, Лаосом и Тибетом, культура местных народов подверглась влиянию извне. Однако благодаря тому, что район проживания мосо - это труднодоступная гористая местность, религия даба и по сей день остается образцом примитивной первобытной религии, содержащей систему ценностей и культурное наследие этого народа.
5 Авторы полагают, что именно религия народа мосо - ключевой фактор в развитии их уникальной культуры.
6

7 Карта. Провинции Юнань и Сычуань на карте Китая. Источник: >>>> (accessed 20.12.2020) Map. Yunnan and Sichuan provinces on the map of China.
8

НАРОД МОСО: ИСТОРИЯ И МЕСТО ПРОЖИВАНИЯ

9 Мосо (摩梭族 - народность мосо; самоназвания: - на, 纳日 - нажи, 恒 - хэн, 玛沙 - маша) - малочисленный народ, который, по официальным данным, входит в состав народности наси, (одной из 56 в КНР). Согласно последней Всекитайской переписи населения 2010 г., численность наси насчитывает 326 тыс. человек [1], а мосо (на 2004 г.) - чуть более 40 тыс. [2, p. 40].
10 Древние мосо - потомки кочевого прото-цянского народа, которые именовали себя «люди Маоню / люди яков» (牦牛羌 или 旄牛夷), т.к. основным видом хозяйственной деятельности у них было разведение яков. Этой версии придерживается китайский исследователь Ламу Гатуса. в статье «Народ мосо - не потомки монголов династии Юань», в которой он опровергает высказанную ранее китайскими историками Ван Дэсяном и Ло Жэньгуем версию о том, что люди мосо произошли от монголов.
11 Первое упоминание об этом народе встречается в исторической хронике «Хоу Ханьшу» («История Поздней Хань»), которая описывает период с 25 по 200 гг. н.э. Можно сделать вывод о том, что мосо как народность, возможно, начала формироваться ещё за несколько столетий до первого упоминания в письменных источниках [3].
12 У мосо есть свой родной древний язык, но он не подкреплен письменностью. Однако существует и современный язык - восточный диалект языка наси - юннин на [4, p. 3]. Мосо также знают тибетский язык и говорят на путунхуа1.
1. Путунхуа - официальная стандартная норма китайского языка в КНР (прим. авт.).
13 Наиболее известным местом проживания мосо является прибрежная территория озера Лугу, которое находится на границе Нинлан-Ийского автономного уезда провинции Юньнань и уезда Яньюань провинции Сычуань.
14 Люди мосо до сих пор остаются непризнанной национальностью. Они определяют себя как самобытный народ, при этом были включены в состав национальности наси. Стеван Харрел в своей монографии, посвященной национальным меньшинствам юго-запада Китая, приводит следующие слова представителя народа мосо: «Мы - мосо. Мы были отлучены от древней истории и совершенно отличаемся от наси. Но из-за ошибок, которые были допущены при процессе этнической идентификации в 1950-х годах, нас ошибочно объединили» (цит. по [5, p. 218]).
15 На протяжении многих лет представители этого народа пытались добиться окончательного решения вопроса о восстановлении исторического этнонима. Тем не менее, они так и не получили одобрения на получение официального этнического названия.
16 Ученые признают - число этнических групп в Китае со временем может возрасти, и что в будущем этнические границы могут сдвигаться, а названия национальных меньшинств - изменяться [6, p. 44], следовательно, мосо обладают потенциальной возможностью добиться идентификации в качестве отдельной нации в составе КНР. К примеру, Народное собрание провинции Юньнань в 1986 г. согласилось называть людей на, проживающих в районе Юннин, людьми мосо, но не этнической группой мосо [7, p. 375].
17 И хотя на сегодняшний день проблема этнической идентичности единственного в Китае матрилинейного общества так и не решена, однако этот факт не умаляет уникальности и самобытности культуры народа мосо. Важной составляющей их культуры являются религиозные верования, а конкретно - религия даба. Она - один из символов культуры народа мосо, который по сей день способствует сохранению их единства и служит многовековой связью между поколениями.
18

ДАБА - ТРАДИЦИОННАЯ РЕЛИГИЯ НАРОДА МОСО

19 Даба - это синкретическая религия народа мосо, основой которой послужил анимизм (вера в то, что всему присуща душа). С течением времени она обрела и черты шаманизма.
20 Само название религии - даба - произошло от сочетания двух иероглифов: «да» (纳) - означает «резать, рубить», «ба» (纳) - «след, оставленный на дереве после того, как его срубили». В сочетании название приобретает следующий смысл: «учение даба как инструмент для рубки деревьев, каждый его взмах оставляет на дереве след. Зарубка за зарубкой, су́тра (песнопение), прочитанная за су́трой, и небо, земля, горы, воды и предки призрят человека, а демоны и злые духи один за другим будут отсечены от человека». Мудрец, который может просить богов благословлять и охранять людей, распутать сети демонов, которые те расставляют для живущих людей, и противостоять злу - это шаман-даба [8, p. 89].
21 В шаманизме-даба нет каких-либо систематизированных писаний, как и собственных религиозных организаций, монастырей. Существующий «Канон даба», или «Дабацзин» («大巴经»), насчитывал около 113 устных песнопений-сутр, но до нашего времени сохранилось лишь 67 [8, p. 90]. Случилось это из-за того, что каноны не записывались, а передавались из поколения в поколение посредством заучивания. В сутрах «Канона» описана система взглядов мосо на жизнь, которая отражает их мировоззрение, историю, нравы и привычки их предков.
22 Влияние религии даба на общественную, и, в особенности, на духовную жизнь народа очень значительно. «Невозможно обсуждать культуру мосо, не понимания учения даба», - говорил упоминавшийся выше Ламу Гатуса [9, p. 16]. Другой китайский ученый Ян Сюэчжэн, исследовавший район проживания мосо во второй половине ХХ в., в своей статье - «Сравнительное исследование религии даба и дунба» писал о том, что религия даба тесно связана с религией соседнего народа наси - дунба [10].
23 Для более глубоко понимания истоков религии даба рассмотрим ряд вопросов: во что верят последователи религии даба? Кому они поклоняются? Кто такие шаманы даба, чем они занимаются и какую роль сыграли в развитии религии даба?
24

ДУХИ БОЖЕСТВА ДАБА

25 Для первобытных предков мосо не было четкого представления о том, как зарождается жизнь, что происходит после смерти и о причинах буйств природных явлений [11]. Все это привело к формированию концепции духа и души - анимизму. Соответственно, появились такие аспекты веры мосо, как поклонение природе, душам предков, жертвоприношения, обряды при рождении, смерти и др.
26 Древние мосо, как и все первобытные люди, не могли понять непредсказуемость природы, поэтому воспринимали все очень абстрактно. В результате чего они начали почитать и поклоняться силам природы, создавать себе богов. Среди них были такие божества, как дух неба Мугала, дух ветра Ханьгала, дух гор Жицзэгала, дух воды Чжигала, дух земли Дигала и др. [11].
27 Главным же образом, древние мосо молились и приносили жертвы духам неба, земли, гор и воды, т.к. именно эти природные явления могли представлять для них наибольшую угрозу. Злые духи приносят людям бедствия и несчастья, а добрые ниспосылают избавление от них. Добрые духи - это и есть божества в представлении мосо.
28 В «Дабацзин» говорится, что после того, как Мулуабаду (прародитель даба, божество Ду) создал религию даба, появились три главных божества, а именно: Аижаньбала - покровитель семьи, Нилунунгала - покровитель скота, Цзижувагала - покровитель урожая.
29 После появления этих трех богов возникли три группы богов, которые боролись с нечистой силой: успокаивавших, изгонявших и уничтожавших злых духов.
30 В связи с развитием мира и ростом стихийных бедствий, социальных проблем, «Дабацзин» описывает появление девять новых божеств, которые отвечали за: 1) победы и поражения; 2) проклятия и воздаяния по деяниям; 3) реки, озера и моря; 4) злых духов на небесах и под землей; 5) болезни пяти органов чувств; 6) злых духов загробного мира; 7) души людей; 8) добро и зло; 9) глупость и ум людей.
31 Если говорить о культе поклонения предкам, который встречается во многих ранних культурах, в частности, и у древних китайцев, то у мосо он также существует. Однако, в отличие от других культур, где объектом поклонения служат предки мужского пола, мосо поклоняются предкам женского пола. Или же ставят их в один ряд с предками мужского пола, что говорит об их равной значимости в уникальной культуре этого небольшого народа [8, p. 92].
32 Все упомянутые выше боги и злые духи - лишь малая часть того, во что верили мосо. Со временем знания об этих сущностях были утеряны или забыты. Однако, как пишет китайский исследователь Сун Даолин, известно, что у мосо был настолько богатый пантеон божеств, что, согласно древним сказаниям, они верили в «800 богов и 3000 злых духов» [12, p. 69]. Обладая таким количеством божеств, они должны были постоянно проводить различные церемонии, чтобы почтить их. Безусловно, для проведения церемоний нужны специально обученные люди - шаманы.
33

ШАМАНЫ ДАБА

34 Шаман даба выступает в роли посредника между добрыми божествами, людьми и нечистыми силами.
35 У мосо есть два вида шаманов: бича (比喳 либо 毕喳) и даба (达巴). Основные религиозные функции шаманов бича - приносить жертвы предкам, изгонять злых духов, болезни и напасти. Несмотря на это, шаманы бича имеют низкий статус, согласно которому им не дозволено возглавлять важные церемонии. У бича нет ритуальной одежды и инструментов, нет и канона. Однако есть собственный пантеон богов. Как раз на основе веры шаманов бича сформировалась религия даба.
36 Шаманы, которые просят богов о помощи в казни демонов и уничтожении их связи с живыми людьми, называются шаманами-даба [8, p. 89]. Обычно ими являются мужчины из простых, трудовых семей. Обладая знаниями об истории, культуре, географии, медицине своего народа, а также родословных основных племен и родов и путях их переселения, они не имеют специального костюма или жалования за свою работу. Китайский исследователь Ла Минцин называет их «непрофессиональными священниками-любителями» [13, p. 53].
37 Шаман-даба должен быть милосердным и сострадательным, не предаваться распитию алкогольных напитков в повседневной жизни, быть добросердечным, снисходительным к слабым людям. Что касается ритуальной составляющей, в каноне «Дабацзин» четко указано, что даба может проводить только ритуалы «земной жизни», т.е. служить живым. Ритуалами же «последующей жизни» занимались буддийские ламы.
38 Несмотря на такое четкое разделение обязанностей среди священнослужителей, в ходе своих исследований Ламу Гатуса обнаружил, что в реальной религиозной деятельности мосо некоторые церемонии могут быть проведены как шаманом даба, так и ламой. Исключением являются церемонии жертвоприношения предкам и похороны, их может осуществлять только даба [9, p. 17].
39

40 Фото 1. Шаман даба с религиозными атрибутами. Источник: >>>> Jsp ?id=29394#skeyword=摩梭&_np=0_35 Photo 1. Shaman daba with religious objects.
41

42 Фото 2. Флаг солнца и луны. Источник: [12, p. 67]. Photo 2. Flag of the sun and moon.
43 Как мы уже упоминали выше, шаманы даба - это простые люди, они ведут обычную жизнь, не носят ритуальных одежд. Однако для проведения ритуалов они облачаются в специально предназначенный праздничный костюм (см. фото 1). Одними из самых важных религиозных атрибутов, которые часто можно увидеть у шаманов даба, это - головной убор, который мосо называют цзаэма (扎俄马). Он состоит из пяти частей-лепестков и является аналогом короны Будды - пятилепестковый чодпан в ламаизме. Некоторые амулеты украшены бронзой, изображениями птиц и другими символами, являющимися древними религиозными реликвиями.
44 Неотъемлемым атрибутом культа даба также является флаг солнца и луны, который шаман-даба должен устанавливать поблизости во время проведения религиозных обрядов, занятий религиозной деятельностью. Этот флаг (см. фото 2) - один из важнейших символов даба, служит он для защиты от злых духов [12, p. 68].
45 Даба - несомненно, самая важная духовная составляющая жизни народа мосо. Однако из-за постоянного влияния экзогенной культуры, место традиционного вероучения даба в жизни народа ослабло. Наибольшее влияние на подобные изменения оказал тибетский буддизм, который проник на территорию проживания мосо в XVI в. [9, p. 16]. Благодаря зрелости тибетского буддизма, режиму теократии, с момента своего появления тибетский буддизм занял доминирующее положение в обществе народа.
46 Однако даба как религия не прекратила свое существование, вместо этого она объединилась с ним для службы миру людей. Также большое влияние на разрушение религиозной деятельности даба оказала «культурная революция», во время которой были запрещены религиозные практики малых народностей [9, p. 16]. В 2006 г. среди всех мосо было только два шамана-даба почтенного возраста, которые продолжали передавать каноны и обучать своих преемников: Дафа Лужо (р. 1933 г.) и Абу Гаожо (р. 1938 г. р.) [9, p. 17].
47 Но, невзирая на все кризисы, народу мосо удалось сохранить черты древней религии даба. В наше время все еще можно увидеть, как шаманы проводят специальные ритуалы перед началом строительства дома, а в домах алтарям даба отводят почетные места [5, p. 224]. Все это указывает на то, что люди мосо по сей день следуют культу, существовавшему в их жизни веками.
48

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

49 Можно сделать вывод, что религия даба стала неотделимой частью уникальной культуры народа мосо. Однако в этом заслуга не только самого народа. Согласно политической установке, данной председателем КНР Си Цзиньпином на Всекитайской рабочей конференции по вопросам религии, прошедшей 23-24 апреля 2016 г., необходимо «развивать религиозные теории в соответствии с особенностями китайского социализма, всесторонне повышать уровень религиозной работы в новой ситуации… Лучше организовывать и объединять массы верующих и людей всей страны» [14]. Благодаря этому, власти на местах стали обращать более пристальное внимание на проблемы мосо. А мосо начали самостоятельно изучать и перенимать культуру религии даба.
50 Религия даба безоговорочно занимает особое место в жизни и культуре народа мосо. И хотя, как считают некоторых китайские исследователи, даба - примитивная религия, зародившаяся еще до нашей эры (8, 13), именно она на протяжении веков служила для объединения мосо, которые, в свою очередь, через каноны непрерывно передавали потомкам свою историю и культуру. Следовательно, она оказывала глубокое влияние на мировоззренческие и религиозные взгляды людей мосо.
51 Благодаря такому пути, даба, бесспорно, является уникальным памятником древней религии и национальной ценностью Китая.

References

1.  Naxi Ethnicity. Overview. http://www.yn.gov.cn/yngk/lyyn/rwfq/201902/t20190227_150843.html (accessed 17.08.2020)

2. Liu Suihai. 2004. The Matriarchal Family of Mosuo and the Origin of Axia Marriage. Journal of Southwest University for Nationalities (Humanities and Social Sciences), № 9, pp. 40-43 (In Chin.)

3. Shi Gao Feng. 1992. Mosuo People are not Descended from Mongolians in the Yuan Dynasty. Yunnan Academy of Social Sciences. http://www.sky.yn.gov.cn/ztzl/yq30zn /zgwj/mzwxs/02791932610375992560 (accessed 17.08.2020)

4. Lidz A. 2006. Synopsis of Yongning Na (mosuo). Proceedings of the 39th International Conference on Sino-Tibetan Languages and Linguistics, University of Washington, Seattle.

5. Harrel Stevan. Ways of Being Ethnic in Southwest China. Seattle; London: University of Washington Press, 2001.

6. Friedrich P., Diamond N. Encyclopedia of World Cultures, Russia and Eurasia, China. New York, 1994, Vol. 5.

7. Y Chromosome, Mitochondrial DNA Polymorphism and the Ethnic Origin of Mosuo People in Ninglang, Yunnan Province (part C), 2003/08, 33 juan, № 4, pp. 375-384 (In Chin.)

8. Lamu Gatusa. 2018. Daba Religion of Mosuo People and Its Religious Characteristics. The World Religious Cultures, № 6, pp. 89-94 (In Chin.)

9. Chen Liu. 2012. Daba Religion of Mosuo People. Ethnic today, № 3, pp. 16-18 (In Chin.)

10. Yang Xuezheng. Essays About Religion (A Comparative Research of the Daba and Dongba Religions). Kunming, Yunnan Peoples Press, 1986, pp. 103-197 (In Chin.)

11. Dongba Lijiang. The Doctrine and Religious Practices of Daba. http://dongba.lijiang.com/content/?307.html (accessed 17.08.2020)

12. Song Zhaolin. 2001. Daba Religion. Southeast Culture (Folk Antiques), № 2, pp. 66-75. (In Chin.)

13. La Mingqing. Research on the Current Situation and Protection of the Oral Transmission of «Daba Scripture» by Na People. Journal of Southwest University for Nationalities (Humanities and Social Sciences), 2011, № 12, pp. 52-56 (In Chin.)

14. Cui Dong. Xi Jinping attended the National Conference on Work Relating to Religious Affairs and delivered an important speech. People's Daily Online, 23.04.2016 (In Chin.). http://politics.people.com.cn/n1/2016/0423/c1001-28299513.html (accessed 17.08.2020)

Comments

No posts found

Write a review
Translate