Профессиональное образование в КНР и перспективы его развития
Профессиональное образование в КНР и перспективы его развития
Аннотация
Код статьи
S032150750012799-0-1
DOI
10.31857/S032150750012799-0
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Гулева Мария Александровна 
Аффилиация: Кафедра медиалингвистики факультета журналистики МГУ им. М.В.Ломоносова
Адрес: ,
Выпуск
Страницы
51-57
Аннотация

В социально-экономическом развитии Китая одну из ключевых ролей играют вопросы трудоустройства рабочей силы и совершенствование структуры производства, что требует подготовки большого числа специалистов высокой квалификации. Важное значение приобретает стимулирование развития профессионального образования. Китай прошел несколько этапов в становлении системы профессионального обучения и сегодня стоит на пороге новых реформ в отрасли. В статье рассматривается также проблемы и перспективы развития этого направления в обучении.

Ключевые слова
Китай, профессиональное образование, рабочая сила, финансирование и управление образованием, учебные программы
Классификатор
Получено
09.11.2020
Дата публикации
09.12.2020
Всего подписок
8
Всего просмотров
767
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf 100 руб. / 1.0 SU

Для скачивания PDF необходимо авторизоваться

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас
Подписка только на эту статью
100 руб. / 1.0 SU
Подписка на весь выпуск
880 руб. / 16.0 SU
Все выпуски за 2020 год
8448 руб. / 169.0 SU
1 С момента основания Китайской Народной Республики в 1949 г. профессиональное образование (ПО) прошло несколько этапов своего развития.
2 Первый - это этап становления и формирования, длился вплоть до 1991 г. С 1992 по 2013 гг., в период, когда начался новый этап экономической реформы, а именно создание системы социалистической рыночной экономики, профессиональное образование начало развиваться во всех регионы страны. Уже в 2005 г. Министерство образования назвало развитие профессионального обучения ключевым фактором развития всей системы образования, в целом. Отмечалось, что первые этапы развития образования в стране - укрепление обязательного 9-летнего обучения в деревне и создание высококлассных университетов мирового уровня - уже пройдены, и потому следующим ключевым этапом станет реформирование именно системы подготовки профессиональных кадров.
3 В 2014 г. Госсовет КНР принял документ - «Ускорение развития современного профессионального образования», с чего начался 3-й этап развития этой ступени обучения, который длится и по сей день. Таким образом, профессиональное образование прошло весь путь от создания, расширения к качественному развитию отрасли.
4 На сегодняшний день - это крупнейшая система профподготовки населения в мире. Она охватывает 19 крупных отраслей и более 100 специальностей, покрывая, таким образом, все сферы национальной экономики. Учебные заведения по профессиональной подготовке населения разных ступеней расположены в более чем 300 городах Китая и почти 3 тыс. уездах [1].
5

ЧТО ПОДРАЗУМЕВАЕТСЯ ПОД ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ В КИТАЕ?

6 Речь идет об образовании, в ходе которого «передаются некоторые необходимые профессиональные навыки». В «Законе КНР о профессиональном образовании» 1996 г. говорится, что данный вид обучения является одним из важнейших в системе образования Китая [2].
7 Профессиональное обучение включает в себя: «1) овладение профессионально-техническими знаниями в процессе общего образования; 2) профессиональную подготовку для занятия рабочего места по определенной профессии; 3) непрерывное профессиональное обучение для совершенствования знаний в определенной области» [3].
8 В ходе социально-экономического развития и изменения спроса на рынке труда границы профессионального образования становятся все более расширенными. Модернизация ПО способствует повышению качественных характеристик учащихся, подготовке кадров, обладающих различными актуальными навыками и, следовательно, дальнейшему совершенствованию структуры производства и экономического развития [4].
9

СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЕ СЕГОДНЯ

10 Профессиональное образование в Китае сегодня можно условно поделить на два типа: подготовка в учебных заведениях и вне их. К первому типу относятся начальное, среднее и высшее профессиональное обучение. Он включает в себя неполные средние школы, куда принимают учащихся, имеющих обязательное начальное образование (1-6 классы), учеба длится 3 года, как и в общеобразовательной средней школе первой ступени в Китае1. Профессиональные школы начальной ступени расположены преимущественно в сельской местности и позволяют их выпускникам находить несложную работу в районе проживания. В 1980-1990 гг. они составляли лишь 2% от общего количества школ, а после 2000-х г. их число и вовсе стало стремительно падать: к 2018 г. во всем Китае осталось лишь 11 учебных заведений этой категории с общей численностью 20 тыс. человек [5]. Этот факт свидетельствует о том, что жители Китая стремятся сейчас, в первую очередь, получить полноценное базовое 9-летнее образование в общеобразовательных школах и лишь потом начинать поиск той или иной работы.
1. Общеобразовательная средняя школа в Китае делится на две ступени: средняя школа первой ступени (аналог 7-9 классов) и средняя школа второй ступени (она же старшая средняя школа) - 10-12 классы.
11 Профессиональные школы средней ступени составляют основу системы ПО. В них принимают выпускников общеобразовательных средних учебных заведений с последующим обучением в течение 3 лет. После выпуска молодые люди могут, в зависимости от личного выбора и запросов рынка, продолжить обучение в вузе, либо начинают поиск работы. Количество средних ПО школ в Китае хотя и снизилось в последние 30 лет, однако все еще сопоставимо с общеобразовательными средними школами второй ступени, которых в 2018 г. насчитывалось около 14 тыс.
12 Тенденцию снижения числа школ можно объяснить частичным падением интереса к обучению в учебных заведениях этого типа в начале 2000-х гг., а также закрытию и слиянию некоторых из них. При этом одновременно с уменьшением количества школ наблюдался довольно значительный рост численности учащихся и преподавательского состава. Так, уже в начале 2000-х учеников стало почти в 4 раза больше по сравнению со второй половиной 1980-х гг., однако в эти годы рост остановился, и затем данный показатель остановился примерно на одном уровне, показывая лишь небольшую динамику снижения (см. табл. 1).
13 Таблица 1 Численность учащихся, преподавательского состава и количество профессиональных учебных заведений
14
1985 1995 2005 2015 2018
Начальное профессиональное образование Количество школ 1626 1535 601 22 11
Численность учителей (тыс.) - 37 20 1 -
Численность учащихся (тыс.) 452 697 431 50 20
Среднее профессиональное образование Количество школ 14190 19727 14466 11202 10229
Численность учителей (тыс.) 355 740 750 844 834
Численность учащихся (млн) 4,76 12,3 16 16,5 15,5
Высшее профессиональное образование Количество учебных заведений - - 1091 1341 1418
Численность преподавателей (тыс.) - - 268 455 498
Численность учащихся (млн) 0,58 1,26 7,13 10,48 11,33
15 Составлено автором по: [5, табл. 21-5, 21-6, 21-8].
16 Высшее профессиональное образование, по своему уровню сопоставимое с российскими среднеспециальными колледжами, включает в себя высшие профессиональные колледжи и различные т.н. «краткосрочные вузы», которые готовят технических специалистов разного уровня подготовки2. После окончания 3-4-годичного обучения выпускники, как правило, находят работу в сферах механики, электроники, машиностроения, информатики и т.д. [6].
2. Под «краткосрочными ВУЗами» подразумеваются высшие учебные заведения, где студенты проходят обучение по сокращенной программе. Как правило, учебный процесс длится 1-2 года.
17 Проследить динамику развития высшего ПО можно преимущественно с 2000-х гг., поскольку в статистических сборниках отсутствуют данные за последние годы ХХ в. Кроме того, профессиональные учебные заведения высшей ступени стали выделять отдельной графой лишь с 2014 г., когда ПО стало переживать новый этап развития.
18 За 30 лет численность учащихся высших профессиональных учебных заведений стремительно выросла - до 11,3 млн (для сравнения, в обычных вузах сегодня обучается свыше 28 млн человек). Сегодня уже почти 500 тыс. преподавателей обучают китайских студентов в более чем 1400 вузах профессиональной ступени.
19 Выпускники профессиональных школ и высших учебных заведений работают в самых различных отраслях экономики, в т.ч. на производстве, сельском хозяйстве, транспортной и туристической сферах, электронной коммерции и др.
20 За последние 10 лет занятость среди выпускников средних профессиональных учебных заведений превысила 95%, профессиональных вузов - свыше 90%. В начале 2000-х этот показатель равнялся чуть более 80% [6, c. 250]. Кроме того, более 70% работников производственных и новых отраслей экономики составляют как раз выпускники именно профессиональных учебных заведений. Их трудоустройство способствует развитию малых и средних предприятий и региональных производств [7].
21 Система подготовки вне учебных заведений довольно разнообразна и включает в себя различные ведомственные и общественные организации, курсы переподготовки и другие формы внешкольного обучения, позволяющего адаптироваться к потребностям рынка и обеспечивающего дальнейшее развитие производительных сил Китая. В 2019 г. власти заявили о создании целой системы профессиональной переподготовки в масштабах всей страны [8].
22

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

23 Вопросы управления Власти КНР всегда играли важнейшую роль в развитии, корректировке и адаптации системы ПО к потребностям рынка в период экономических реформ. Однако и сегодня профессиональное образования в Китае находится в поиске баланса между потребностями государства и рынка, стараясь поддерживать необходимый паритет между ними.
24 В 2000-х гг. правительство КНР сформировало двухуровневую систему управления профессиональным образованием, в основе которой лежит местное управление, государство же осуществляет макрорегулирование и мониторинг качества обучения. Реформа повысила активность провинций и городов, однако привела к разрыву в уровне финансирования учебных заведений. В определенной степени последние получили бóльшую автономность, что принесло как свои плюсы, так и минусы. Среди плюсов можно отметить возможность более гибкого формирования учебных программ, адаптацию к потребностям рынка. Негативным же фактором стало то, что ряд учебных заведений столкнулись с нехваткой финансирования [4, с. 297].
25 Финансирование отрасли Основным источником финансирования профессионального образования остается правительство. Полные средние школы получают средства от административных органов образования на местах, а специальные учебные заведения и вузы - от государственных предприятий и ведомств.
26 В 2019 г. профессиональные учебные заведения высшей ступени получили 240 млрд юаней ($34 млрд) инвестиций, общий объем которых в высшее образование, в целом, составил 1346 млрд юаней ($192 млрд) [9].
27 Основные направления работы включают в себя улучшение механизма финансирования отрасли, предоставление субсидий для работников сферы ПО, а также расширение и усовершенствование подготовки в профессиональных колледжах, численность учащихся в которых должна достичь 1 млн человек [10].
28 Очевидно, что профессиональное обучение - важнейший фактор развития национальной экономики, но и определённый общественный продукт, финансировать который должно, на наш взгляд, не только правительство, но и соответствующие ведомственные структуры и компании. Однако пока их доля не столь велика (см. табл. 2).
29 Таблица 2 Расходы на высшее профессиональное образование (на примере ряда китайских ВУЗов) (в млн юанях)
30
Учебное заведение Общий бюджет Государственные вложения Вложения предприятий Другие источники
Пекинский с/х профессиональный институт 481 428 36 17
Пекинский промышленный технологический профессиональный институт 343 287 31 25
Гуандунский научно-технический профессиональный институт 531 206 180 145
Гуандунский торгово-промышленный профессиональный институт 276 137 128 11
Чжэцзянский международный промышленно-технический институт морских сообщений 165 84 43 38
Торгово-экономический профессиональный институт пров. Цзянсу 342 192 120 30
31 Составлено автором по: [11].
32 Как видно из табл. 2, на ступени высшего образования государственные ассигнования в 2019 г. колебались от 30 до 80% в зависимости от региона, а вложения ведомств и компаний - от 10 до 30%, соответственно. Остальные расходы ложились на самих учащихся в виде различных учебных взносов, что делает обучение недоступным для некоторых слоев населения.
33 В связи с этим в последние несколько лет все чаще звучат призывы разграничить ответственности между властями, учащимися, нанимающими их организациями и самим обществом. Недостаточное финансирование и неравномерное распределение средства в отрасли до сих пор являются одной из важнейших проблем в сфере профессионального образования.
34 Однако при этом стоит отметить и тот факт, что, начиная с 2019 г., правительство заявило о повышении стипендий для учащихся высших профессиональных учебных заведений. Теперь они составят 3300 юаней в год. Кроме того, вырастет число самих стипендиатов. Нововведением стало и то, что стипендии в размере 2000 юаней в год будут выплачиваться и 20 тыс. учащимся средних профессиональных школ. Это касается как государственных, так и частных учебных заведений, а также профессиональных колледжей, численность учащихся в которых должна достичь 1 млн человек [7].
35 Содержание обучения и учебные программы Другой важной проблемой в системе профессионального обучения в Китае сегодня является несоответствие спроса и предложения на рынке. В настоящий момент наблюдается значительный разрыв между объемом знаний и умений, которые преподаются в профессиональных школах, и тех, которые реально нужны на практике. Стремительное развитие новых технологий требует от работодателей затрачивать все больше времени и средств на подготовку вчерашних выпускников. Это ослабляет связи малых и средних предприятий с учебными заведениями. Кроме того, низкий доход и частая сменяемость кадров становятся дополнительными преградами между ПО и производством. Так, в 2019 г., по данным рекрутингового агентства Zhaopin, количество вакансий для только что выпустившихся специалистов снизилось на 13% [12].
36 Отдельно стоит проблема составления программ в профессиональных учебных заведениях средней и высшей ступней. За последние годы Министерство образования выпустило несколько нормативных документов. Так, с целью углубления реформ профессионального образования в 2003 г. были опубликованы «Мнения по поводу всестороннего продвижения воспитания качественных характеристик и углубления реформы преподавания в учреждениях среднего профессионального образования». Подчеркивалась необходимость активного и регулярного обновления системы, реализации гибких форм обучения, реформирования перечня специальностей и создания новых учебных материалов.
37 Перед средними профессиональными учебными заведениями ставилась задача подготовки «работников с высокими качественными характеристиками, способных трудиться на передовой линии производства, техники и управления». Поэтому отмечалась важность «широкой базовой подготовки» и создания «гибких модулей» [6, c. 288]. Под первым понятием подразумевалось стимулирование развития качественного обучения, ведущее место в котором будет отводиться воспитанию навыков и активизации личностного роста учащихся. «Гибкие модули» должны основываться на требованиях, предъявляемых рынком к учебным заведениям. Каждый модуль ориентирован на воспитание отдельных навыков и компетенций, необходимых в конкретной профессии. Особое внимание также уделяется практическим занятиям.
38 Программы пересматривались еще несколько раз, в 2005, 2009 и 2011 гг., актуальными остаются решения Министерства образования от 2009 и 2011 гг. Трудоемкость базовых предметов в средней школе (в часах) отражена в табл. 3.
39 Таблица 3 Распределение учебных часов в профессиональной школе средней ступени
40
Дисциплины Теоретическая часть Практической часть Всего
Китайский язык 160-180 32-36 192-216
Английский язык 128-144 54-72 182-216
Математика 128 32-64 160-192
Информатика 98-108 32-36 130-144
Физика 48 16-32 64-80
Химия 48 16-30 64-78
41 Составлено автором по: [13].
42 В целом, даже в базовом блоке предметов, как минимум, треть учебных часов относится к практическим заданиям. В настоящий момент программы учебных заведений средней и высшей ступени пересматриваются и наряду с обновление программ в общеобразовательных учебных заведениях, изменения коснуться и школ ПО [19].
43 Говоря о высшем профессиональном образовании, стоит упомянуть пилотный проектом «1+Х», по итогам которого выпускники будут получать диплом университета вместе с сертификатом о подготовке по какой-либо конкретной специальности. Планируется, что к 2022 г. в инициативе будет участвовать 50 университетов из 10 провинций страны. Среди преподавательского состава таких программ особую роль будут играть те, кто обладает не только теоретическими знаниями, но и практическими навыками в той или иной отрасли [14].
44

ПЕРСПЕКТИВЫ, ПРОГНОЗЫ, ПОЛИТИКА В СИСТЕМЕ ПО

45 2019 год стал важным рубежом для всей системы профессионального образования, в целом. Именно в этом году Госсовет КНР заявил о необходимости новых реформ в сфере профессиональной подготовки населения страны [20].
46 Согласно докладу McKinsey Global Institute, к 2030 г. с развитием науки, технологий и роботостроения 118 млн рабочим в Китае потребуется повышение квалификации и обучение новым навыкам, необходимым для адаптации к работе с инновационными технологиями [15].
47 Свои оценки по модернизации национальной промышленности дал Госсовет КНР. В программе «Сделано в Китае-2025» отмечается, что к 2025 г. нехватка квалифицированной рабочей силы в промышленности может достичь 30 млн человек [16].
48 Сегодня в Китае наблюдается постепенное снижение общей численности рабочей силы. К 2030 г. более 25% всего населения будет в возрасте выше 60 лет [21]. Именно поэтому концепция «обучения на протяжении всей жизни» сейчас так активно поддерживается властями страны [22]. Стало очевидно, что необходимо привлечение молодых людей в профессиональное обучение и обеспечение условий для повышения квалификации. Во время поиска новых сотрудников компании уделяют все большее внимания наличию у них конкретных узкоспециализированных навыков и прохождение ими профессионального обучения.
49 Развитие инициативы «Пояс-путь» стимулировало рост спроса на высококвалифицированных специалистов различных профилей. Многие гиганты в сфере профессиональной подготовки уже давно пристально следят за ситуацией. Так, например, одна из крупнейших мировых корпораций Pearson расширяет свое присутствие в секторе ПО в Китае3. Очевидно, что под влиянием все большего внимания со стороны правительства к развитию профессионального образования эту сферу ожидает стремительное развитие.
3. Pearson Education - британская служба оценки образовательных услуг для школ, корпораций, а также студентов. Включает в себя организацию и проведение квалификационных экзаменов, издательскую деятельность и др. (прим. авт.).
50 В 2019 г. на рынке наблюдалось все больше сделок по инвестированию в компании, ориентированные на профессиональную подготовку и переподготовку населения. Так, в первом квартале 2019 г. было заключено 28 финансовых сделок, а за весь год - 68 [17].
51 По оценкам, опубликованным в докладе китайской платформы по научно-техническим исследованиям Qianzhan о модели развития и перспективах инвестирования профессионального образования, в 2020 г. объем рынка ПО может достичь 162 млрд юаней (около $20 млрд) [17].
52 На образовательном рынке Китая появляется все больше новых платформ и сервисов, позволяющих развивать модное сейчас в Китае онлайн-образование, так же, как и в нише профессиональной переподготовки. Так, например, компания Huikedu Group объединяет сегодня более 1500 колледжей и 23 университета для ведения стриминговых лекций4, охватывающих различную тематику. Они ведут трансляции с участием представителей крупнейших компаний, проводят онлайн мастер-классы и приглашают ведущих специалистов для чтения курсов лекций.
4. Стриминг (от англ. streaming - «потоковый») - услуга, обеспечивающая потоковое вещание медиаданных в режиме реального времени (прим. авт.).
53 Очевидно, что с растущей популярностью дистанционного образования онлайн-обучение будет и дальше становиться все более востребованным в сфере профессиональной подготовки кадров.
54

РЕФОРМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 2019 ГОДА

55 Нехватка профессиональных кадров, особенно в передовых сферах производства, оказывает значительное влияние на процесс модернизации производства и экономической реструктуризации в Китае. В этой связи Госсовет КНР в 2019 г. принял документ о реформе профессионального образования. Представляя новый план реформы, глава Департамента профессионального обучения и образования для взрослых Ван Цзипан впервые отметил равную роль и статус общего и профессионального образования для развития страны.
56 Вместе с тем, сегодня в китайском обществе существуют определенные предрассудки относительно профессионального образования. Далеко не все поступающие в профессиональные образовательные структуры средней ступени молодые люди продолжают затем свое обучение в высшей школе. Очевидно, что власти самым активным образом начнут работать над повышением имиджа ПО.
57 Среди ключевых направлений работы в сфере ПО на ближайшую перспективу отмечаются:
58 - бόльшая координация между производствами и учебными заведениями, адаптация специальностей под реальные нужды экономики;
59 - смещение фокуса с главенствующей роли правительства на диверсификацию работы между властями, обществом и предприятиями;
60 - переход от расширения системы ПО к развитию ее качественных характеристик;
61 - создание к 2022 г. 50 передовых вузов ПО с расширенной линейкой специальностей (увеличение до 150 специализаций);
62 - создание 300 специальных центров для прохождения профессиональной подготовки и переподготовки в разных регионах страны;
63 - реформирование учебных программ, увеличение доли практических занятий в общей сетке расписания в учебных заведениях, а также установление минимального срока производственной практики - 6 месяцев;
64 - наращивание квалифицированного педагогического состава, а также увеличение доли преподавателей-практиков;
65 - развитие новых технологий и инноваций в образовании и производственном секторе [8].
66 Говоря о профессиональном обучении, власти Китая часто цитируют строку из одной классической поэмы: «Существует 360 специальностей, и в каждой из них можно стать мастером», иными словами, «прилагая усилия, можно достичь успеха в любом деле» [18]. Вспоминая эти слова, в мае 2019 г. председатель КНР Си Цзиньпин отметил, что в служении Родине и своему народу важно непрестанно учиться и усердно работать. Вероятно, это можно назвать новым девизом развития системы ПО в КНР.
67 * * *
68 Профессиональное образование призвано эффективно способствовать социально-экономическому развитию страны. Низкий уровень качества трудовых ресурсов на селе и в отдаленных регионах Китая ограничивает масштабы миграции рабочей силы и весь процесс урбанизации.
69 Наличие достаточного числа высококвалифицированных «синих воротничков» является необходимым условием для поддержания конкурентоспособности и развития региональной экономики. Реформа крупных и средних предприятий невозможна без поддержки профессионального образования.
70 Властями отмечается важность подобных мер, особенно в тех регионах Китая, где на сегодняшний день преобладают нефтехимическая и обрабатывающая промышленности, сельское хозяйство, машиностроение, высокотехнологичные отрасли. Развитие в этих регионах профессионального образования крайне важно для более эффективного распределения рабочей силы, структурных изменений в отраслях, а также поддержания устойчивого развития регионов.
71 Китай неоднократно подчеркивал необходимость перехода от концепции «Сделано в Китае» к концепции «Умное производство в Китае». В основе обеих концепций лежит потребность в квалифицированной рабочей силе, и потому обучение и подготовка высококвалифицированных специалистов разных профилей являются ключевыми задачами в современном профессиональном образовании КНР.

Библиография

1. China Education Online. The historical track of China's vocational education development in the past 70 years (In Chin.). https://baijiahao.baidu.com/s?id=1653546860389325878&wfr=spider&for=pc (accessed 02.08.2020)

2. Baike. The vocational education law of the People's Republic of China (In Chin.).

3. https://baike.baidu.com/item/2342798?fromtitle=&fromid=50254269&fr=aladdin (accessed 02.08.2020)

4. Gu Mingyuan. Big Educational Dictionary. Shanghai, 1998 (In Chin.)

5. Ван Чанчунь. Состояние и перспективы профессионального образования в Китае. М., 2007, с. 543.

6. China Statistical Yearbook 2019 (electronic variant), tabl. 21-5, 21-6, 21-8 (In Chin.)

7. Боревская Н.Е., Чжу Сяомань. Россия - Китай: образовательные реформы на рубеже XX-XXI вв.: Сравнительный анализ. М., 2007, c. 284.

8. Sina. 27.06.2019. Continuous "good news": China's vocational education has witnessed great development (In Chin.).

9. https://finance.sina.com.cn/stock/relnews/us/2019-06-27/doc-ihytcitk8098321.shtml (accessed 02.08.2020)

10. Notice of the State Council on printing and distributing the Implementation Plan of the National Vocational Education Reform (In Chin.).

11. http://www.gov.cn/zhengce/content/2019-02/13/content_5365341.htm (accessed 02.08.2020)

12. Statistical Bulletin on the Implementation of National Education Funds in 2019 (In Chin.). http://www.moe.gov.cn/jyb_xwfb/gzdt_gzdt/s5987/202006/t20200612_465295.html (accessed 02.08.2020)

13. China to bolster vocational education, expand enrollment. http://english.www.gov.cn/premier/news/2019/04/30/content_281476637627986.htm (accessed 02.08.2020)

14. Higher Vocational Development Think Tank: Review: How big is the gap between provincial higher vocational colleges' investment in 2019? (In Chin.). http://www.zggzzk.com.cn/redianzixun/shownews.php?id=317 (accessed 10.08.2018)

15. Bloomberg. 10.07.2019. China's Brightest Grads Find High-Paying Jobs Harder to Land. https://www.bloomberg.com/news/articles/2019-07-10/china-s-brightest-grads-find-high-paying-jobs-harder-to-land (accessed 02.08.2020)

16. Notice of the Ministry of Education on the issuance of the revised curriculum of seven public basic courses, including Chinese, in secondary vocational schools (In Chin.).

17. http://old.moe.gov.cn/publicfiles/business/htmlfiles/moe/moe_963/201001/xxgk_79143.html (accessed 02.08.2020)

18. Reform of the "1+X" certificate system will be launched in vocational education (In Chin.). http://www.moe.gov.cn/jyb_xwfb/xw_zt/moe_357/jyzt_2018n/2018_zt11/zt1811_hn/zt181109_mtgz/201811/t20181109_354178.html (accessed 02.08.2020)

19. McKinsey Global Institute. Jobs lost, jobs gained: workforce transitions in a time of automation. - https://www.mckinsey.com/~/media/mckinsey/featured%20insights/Future%20of%20Organizations/What%20the%20future%20of%20work%20will%20mean%20for%20jobs%20skills%20and%20wages/MGI-Jobs-Lost-Jobs-Gained-Report-December-6-2017.ashx (accessed 02.08.2020)

20. Vocational education breakthrough: from training craftsmen to "slash" talents. 9.08.2019 (In Chin.). http://www.xinhuanet.com/2019-08/09/c_1124855352.htm (accessed 02.08.2020)

21. China’s vocational education industry ushering in a golden era. https://en.jmdedu.com/Article/134 (accessed 02.08.2020)

22. Sohu. Xi Jinping: Vocational education has great potential (In Chin.).

23. https://www.sohu.com/a/335455980_692703 (accessed 02.08.2020)

24. Ministry of Education of PRC. A brief introduction to the Guide to The Development Planning of Manufacturing Talents (In Chin.)

25. http://www.moe.gov.cn/jyb_xwfb/xw_fbh/moe_2069/xwfbh_2017n/xwfb_170214/170214_sfcl/201702/t20170214_296156.html (accessed 08.11.2020)

26. The State Council on printing and Distributing the Reform of State Vocational Education. Notification of implementation plan (In Chin.).

27. http://www.gov.cn/zhengce/content/2019-02/13/content_5365341.htm (accessed 08.11.2020)

28. Renmin Ribao. By 2030, China's population will reach about 1.45 billion, accounting for 25% of the total population aged 60 or above (In Chin.).

29. http://finance.people.com.cn/n1/2017/0126/c1004-29049936.html (accessed 08.11.2020)

30. Ministry of Education of PRC. Build a complete system of lifelong education (In Chin.). http://old.moe.gov.cn/publicfiles/business/htmlfiles/moe/s4582/201009/108691.html