Sultanate Oman and China - strategic cooperation
Table of contents
Share
Metrics
Sultanate Oman and China - strategic cooperation
Annotation
PII
S032150750012798-9-1
DOI
10.31857/S032150750012798-9
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Elena S. Melkumyan 
Occupation: Professor, Oriental Studies Department, Russian State University of the Humanities; Leading Research Fellow, Institute of Oriental Studies, Russian Academy of Sciences
Affiliation:
Russian State University of the Humanities
Institute of Oriental Studies, Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Pages
46-50
Abstract

The article is describing different stages in the development of cooperation between the Sultanate of Oman and People’s Republic of China, and analyzing its directions and the factors, which encouraged its deepening. Relations between Oman and the PRC began to develop after the establishment of diplomatic contacts. The cooperation between them covered both political and economic spheres. Throughout the years, trade relations have received the closest attention, since China was interested in importing energy resources, and Oman imported the consumer goods it lacked.

Gradually, the level of relations between the two countries increased, eventually reaching the level of strategic partnership. 

The implementation of plans for the long-term development of Oman - Vision 2040 and the Chinese program "One way, one belt" open up new opportunities for them to expand mutually beneficial cooperation.

China highly appreciates Oman's ability to implement the One Road, One Belt project. The land and sea routes have a number of crossing points - one of them is the industrial city of Sohar located in the Sultanate of Oman. In addition, Oman is of great importance for the implementation of the PRC's Maritime Silk Road. It is connected not only with the Arabian Peninsula and the Persian Gulf region, but also with East Africa and South Asia - the territories included in this project. 

The author paid special attention to the period, when both countries adopted perspective development plans, which realization stimulated further widening of Oman - China ties.

Keywords
Oman, China, cooperation, oil, trade, Oman Vision 2040, Initiative “One road, one belt”
Received
04.08.2020
Date of publication
09.12.2020
Number of purchasers
8
Views
590
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 100 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should sign in

Full text is available to subscribers only
Subscribe right now
Only article
100 RUB / 1.0 SU
Whole issue
880 RUB / 16.0 SU
All issues for 2020
8448 RUB / 169.0 SU
1 Процесс глобализации, характеризующий современную систему международных отношений, расширяет границы межгосударственных контактов. Казалось бы, далекие друг от друга страны, отличающиеся по всем возможным параметрам, начинают укреплять между собой связи, которые в ряде случаев выходят на уровень стратегического партнерства. Одним из таких примеров являются взаимоотношения между Султанатом Оман и КНР.
2 Султанат Оман - небольшое государство, расположенное на Аравийском полуострове, не имеющее значительных нефтегазовых ресурсов, уровень экономического развития которого ниже, чем в соседних арабских государствах региона Персидского залива. Тогда как Китай - самое крупное государство мира по численности населения. Оно относится к региону Восточной Азии и сегодня занимает положение одного из экономически наиболее развитых государств мира. Кроме того, эти страны имеют отличные друг от друга политические системы: Оман - монархическое государство, возглавляемое султаном, который является представителем правящей семьи Аль Саид, находящейся у власти с середины XVIII в.; КНР - социалистическая страна, правящую роль в которой играет коммунистическая партия.
3 Казалось бы, трудно найти какие-либо черты, которые бы их объединяли. Оман входит в группу арабо-мусульманских государств, являясь членом Лиги арабских государств, Организации исламского сотрудничества, Совета сотрудничества арабских государств Залива. Его политика во многом определяется членством в этих организациях. Он не претендует на повышение своего международного значения, занимая скромное положение даже на региональном уровне.
4 Китай - постоянный член Совета Безопасности ООН, обладающий ядерным статусом, кроме того, его экономическая мощь постоянно возрастает, все эти факторы определяют его положение на международной арене как одной из ведущих глобальных держав.
5 В то же время Оман и КНР в последние годы расширяют свое сотрудничество, прежде всего, в экономической сфере, что определяется совпадением их экономических интересов.
6

ИСТОРИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

7 Территория Омана входила в состав древнейших мировых цивилизаций. Через нее до середины XIX в. проходил Великий шелковый путь, связывавший Восток и Запад. Оман считался одним их основных процветающих торговых центров на побережье Индийского океана. Оманцы были известны как умелые мореплаватели, строившие прочные и быстроходные суда, посещавшие дальние страны, в т.ч. и Китай.
8 Китайские исследователи писали о давних торговых отношениях между Оманом и Китаем. По их данным, в VI в. н.э. оманские корабли посещали Гуанчжоу, где образовался квартал, в котором селились оманские торговцы [1, p. 3].
9 В официальной истории Омана, опубликованной министерством информации, отмечалось, что китайские корабли еще в IX в. н.э. заходили в порты Омана, прежде всего, в порт Сохар - один из многонаселенных городов своего времени [2, p. 17]. Как напоминание о тех связях, которые существовали между Оманом и Китаем, в Гуаньжоу был установлен памятник, представляющий собой корабль, названный Сохар. Власти обеих стран используют исторические контакты как базу для развития отношений в настоящее время.
10 В последующие столетия история Омана была отмечена как взлетами, так и падениями. Наибольшего расцвета Оман достиг с приходом к власти нынешней правящей семьи Аль Бусаид в середине XVIII в., когда на страну напала Персия. Представитель семьи Бусаид возглавил сопротивление иностранному нашествию и был избран имамом. В годы его правления Маскат стал главным торговым городом в регионе Персидского залива. Он вел успешную политику экспансии в направлении Восточной Африки. В начале XIX в. территория Омана простиралась от Индии до Мозамбика, включая о. Занзибар, где был возведен город, ставший второй столицей страны. В тот период контакты с Китаем не были интенсивными, т.к. интерес к Оману возрос со стороны западных держав, связи с которыми приобрели приоритетное значение.
11 Современные отношения между Оманом и КНР начали развиваться с момента установления дипломатических отношений в 1978 г. Китай стал расширять свои связи со странами Персидского залива также из-за политических причин. После ввода советских войск в Афганистан в 1979 г. Китай, который в тот период рассматривал Советский Союз в качестве своего стратегического противника, попытался установить более тесные отношения с теми государствами, которые не входили в число советских союзников, что стало одной из причин его возросшего интереса к арабским монархиям Персидского залива. Отношения с Оманом стали частью региональной политики КНР.
12 В соглашении об установлении дипломатических контактов правительство КНР заявило о своей поддержке стремления правительства Омана укрепить свою независимость и суверенитет. Со своей стороны, оманское правительство выступило с принципиально важным для Китая заявлением о том, что «оно признает правительство КНР в качестве единственного законного представителя китайского народа» [1, p. 4]. Тогда остро стоял вопрос о статусе Тайваня, который КНР не признавала в качестве независимого государства, считая его частью единого Китая.
13 Членство в Движении неприсоединения и разделявшиеся ими принципы внешнеполитической деятельности, основанные на нейтралитете, добрососедстве и невмешательстве во внутренние дела других государств сближали эти страны. Для КНР поддержка Оманом принципа невмешательства во внутренние дела имела огромное значение после 1989 г., когда из-за событий на площади Тяньаньмэнь - расстрела демонстрантов, протестовавших против политики правительства, многие западные страны прервали с ним свои связи. Оман же, напротив, их активизировал. В конце 1989 г. Оман посетила официальная делегация, которую возглавлял председатель Всекитайского собрания народных представителей, член политбюро ЦК КПК Ян Шанкунь. Ее целью было разъяснить оманскому руководству современную внутреннюю политику КНР, подвергшуюся критике со стороны мирового сообщества за нарушение прав человека и массовые жертвы на площади Тяньаньмэнь.
14 Визит китайской делегации широко обсуждался в оманской прессе, которая подчеркивала высокий ранг главы делегации, что свидетельствовало о том значении, которое китайское руководство придавало китайско-оманским отношениям. Отмечалось также совпадение точек зрения двух государств по всем актуальным международным вопросам, и подчеркивался дружеский характер двусторонних отношений [3, p. 165]. Оман в тот период рассматривал КНР в качестве лидера Азии, некую «третью силу», которая призвана стать противовесом двух супердержав того времени и которая может защитить интересы развивающихся стран.
15 Ответный визит оманской делегации состоялся в феврале 1990 г. Ее возглавлял министр иностранных дел по политическим вопросам, представитель правящей семьи Хейсам бин Тарик Аль Саид (в настоящее время - султан Омана).
16

НАПРАВЛЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА

17 Между Оманом и КНР успешно развивались торговые отношения. Для Китая, крупнейшей торговой державы, особое значение имело географическое положение Омана, являвшегося связующим звеном трех регионов - Западной Азии, Южной Азии и Восточной Африки. Кроме того, он имеет выход к Персидскому заливу, Красному морю, Индийскому океану и является одной из двух стран (наряду с Ираном), контролирующих Ормузский пролив, через который осуществляется транспортировка большей части энергоресурсов из стран Персидского залива на мировой рынок. Оман имеет удобные естественные гавани, которые могут стать современными портами, что повышает его транспортные возможности.
18 В 1979 г. между Оманом и Китаем было подписано торговое соглашение сроком на 10 лет, которое неоднократно продлялось. В 1983 г. именно Оман стал первой страной Персидского залива, которая начала поставлять нефть в Китай [4]. Долгое время развитие сотрудничества между этими государствами было связано, прежде всего, с заинтересованностью Китая в импорте нефти. В 1996 г. из Омана в Китай было поставлено нефти и нефтепродуктов (главным образом горюче-смазочных материалов) на сумму в $140 млн. Оман постепенно превратился в одного из основных энергетических партнеров Китая среди арабских стран. В 1995 г. было подписано соглашение об увеличении поставок нефти в Китай в пять раз - с 20 000 баррелей нефти в день до 100 000 баррелей. Увеличивался и китайский экспорт в султанат. В 1997 г. он достиг $50 млн, что составило рост на 30% по сравнению с предшествовавшим годом [1, p. 5].
19 Кроме того, Оман экспортировал в Китай финики, рыбные продукты, цемент, алюминий, медь и ароматическое сырье, вырабатывающееся из сока местной породы дерева лубан, которое применяется в производстве духов и другой парфюмерной продукции [3, p. 166].
20 Основу китайского импорта составляла готовая одежда, ткани, обувь, другие изделия легкой промышленности, а также консервированные продукты, фарфоровая посуда, мебель. Большим спросом у оманского населения пользовалась китайская бытовая техника, радиоприемники, калькуляторы, магнитофоны и т.д. В Маскате ежегодно проходили выставки-ярмарки китайских товаров, что способствовало их упрочению на местном рынке.
21 Торговые связи между двумя странами были стабильными, постоянно шло увеличение торгового оборота.
22 Политические контакты также были постоянными - обмен парламентскими делегациями, встречи представителей министерств иностранных дел обеих стран. На них обсуждались двусторонние отношения и актуальные международные проблемы, но они носили в значительной степени протокольный характер.
23

ИНТЕНСИФИКАЦИЯ СВЯЗЕЙ В 2000-е гг.

24 Более интенсивное развитие отношений между Султанатом Оман и КНР относится к 2000-м гг., когда КНР стремительно наращивала экономическую мощь и активизировала свое участие в мировой политике. В султанате также быстрыми темпами шел процесс модернизации. С 2005 г. между руководством Омана и Китая проходили ежегодные встречи, имевшие стратегический характер. На них обсуждались политические проблемы, затрагивавшие интересы обеих стран. Этот политический диалог позволял достигать взаимопонимания и сближать точки зрения по актуальным проблемам международных отношений.
25 Взаимодействие сторон охватывало и сферу безопасности. В период обострения ситуации из-за активизации действий пиратов в Красном море, Китай начал принимать участие в международном патрулировании, и его корабли регулярно заходили в оманский порт Саляля.
26 Быстрыми темпами развивалось и экономическое сотрудничество, что было подтверждено серией подписанных соглашений с компаниями в области строительства, создания электростанций, дорог, совершенствования портов и водоснабжения, а также строительства кораблей. Китай вложил свыше $600 млн в развитие различных отраслей оманской промышленности. Более 40 китайских фирм работали на территории Омана [4]. Китай оказывал помощь Оману в подготовке кадров для нефтяного сектора.
27 Товарооборот также быстро рос, достигнув в 2013 г. $23 млрд, что превратило Оман в четвертого (после Саудовской Аравии, ОАЭ и Ирака) крупнейшего торгового партнера Китая на Ближнем Востоке. Номенклатура оманского экспорта включала в себя сырую нефть, метанол, параселен, полипропилен [4]. В 2018 г. 82,8% нефтяного экспорта Омана было направлено в Китай [5]. Был подписан ряд торговых соглашений.
28 Партнерские отношения между двумя странами постоянно укреплялись. В мае 2008 г., когда в Китае произошло разрушительное землетрясение, султанат оказал ему помощь в строительстве жилья, а также медицинских и образовательных учреждений.
29 Еще одним свидетельством дружеских связей двух стран был тот факт, что Оман стал единственным пунктом в регионе Персидского залива, через который проходил путь Олимпийского огня из Греции в Китай в период состоявшихся в КНР в 2008 г. Олимпийских игр.
30 В 2010 г. была создана Ассоциация омано-китайской дружбы, что содействовало развитию сотрудничества в области культуры. Китай принимает участие в фестивалях оманской культуры. Одним из примеров, демонстрировавших успехи в этой области, стало участие Омана в Экспо в Шанхае в 2010 г. Оманский павильон посетили свыше 3 млн человек [5]. Между странами активно развивается сотрудничество в области образования и науки. В Пекинском университете были созданы центры изучения арабского языка, а в Оманском университете стали преподавать китайский язык.
31

НОВЫЙ ЭТАП СОТРУДНИЧЕСТВА

32 В 2007 г. в Омане была разработана стратегия развития «Oman Vision 2040». Ее главная цель - привлечение иностранных инвестиций. Одним из главных проектов стало строительство порта Дукм. Китай вложил в этот проект $10,7 млрд [6]. Порт должен быть оснащен сухим ремонтным доком, а также плавучим доком, предназначенным для ремонта и технического осмотра нефтяных и газовых танкеров повышенной грузоподъемности, а также складскими помещениями, емкостями для хранения металлов, нефтехимикатов, минерального сырья, руд и товаров народного потребления. Была поставлена задача превратить его в одну из ведущих, хорошо оборудованных гаваней мира. Благодаря своему расположению и возможности хранения нефти порт Дукм может стать важнейшим центром экспорта нефти в Заливе.
33 В 2016 г. Оман подписал с китайским консорциумом соглашение о создании специальной промышленной зоны Дукм. Кроме порта, в ней будут построены следующие объекты: нефтеперерабатывающий завод, завод по производству метанола, гигантские установки по выработке солнечной энергии, автосборочный завод, а также жилые комплексы для 25 тыс. жителей, со школами, медицинскими центрами, развлекательными учреждениями, офисами, а также туристической зоной, стоимостью в $200 млн [7].
34 В марте 2017 г. китайский консорциум, осуществляющий проект омано-китайской промышленной зоны, направил 39 оманских студентов в один из политехнических университетов Китая для прохождения двухгодичной стажировки. Предполагается, что это будет первая партия из 1000 студентов, которые пройдут стажировку в Китае, а затем будут работать в этой промышленной зоне [8]. Для Омана подобное сотрудничество помогает решить две актуальные задачи - подготовку кадров и увеличение числа рабочих мест.
35 В 2013 г. КНР представила два проекта - «Экономический пояс Шелкового пути» и «Морской шелковый путь XXI века». Позже они объединились в инициативу «Один пояс, один путь».
36 «Экономический пояс Шелкового пути» включает в себя создание новых сухопутных транспортных путей, и призван путем осуществления новых инфраструктурных проектов - в области транспорта, включая железные дороги, и строительство трубопроводов - расширить связи между Китаем, Центральной Азией, Россией и Европой.
37 «Морской шелковый путь XXI века» предполагает строительство и совершенствование портов, чтобы создать единый морской путь, связывающий Китай, Южную и Юго-Восточную Азию, а также Восточную Африку и Западную Азию с Средиземноморьем.
38 Сухопутный и морской пути имеют ряд пунктов пересечения - один из них расположен в Султанате Оман - промышленный город Сохар. Кроме того, Оман имеет огромное значение для реализации Морского шелкового пути КНР. Он связан не только с Аравийским полуостровом и регионом Персидского залива, но и с Восточной Африкой и Южной Азией - теми территориями, которые включены в этот проект. Как отмечал оманский исследователь, «Оман расположен напротив порта Гвадар, что имеет особое значение для Китая, т.к. это прямая связь с его западной частью через китайско-пакистанский экономический коридор» [8]. Китай высоко оценивает возможности Омана для осуществления проекта «Один путь, один пояс». Как заявил посол КНР в Омане Ю Фулонг, «Оман находится в центре “Морского шелкового пути”, который идет через Малаккский пролив к Индии и Шри-Ланке, проходит через Оман, а затем идет в Европу» [1, p. 6].
39 Оман также крайне заинтересован в участии в этом проекте, т.к. это даст ему возможность решить те задачи, которые были им намечены в перспективном плане - «Видение Омана 2040», предусматривающего глубокую трансформацию экономической структуры страны.
40 В 2018 г. султан Кабус и председатель КНР Си Цзиньпин заявили об установлении стратегического партнерства между возглавляемыми ими странами. В ноябре 2019 г. китайская официальная делегация, которую возглавлял председатель Национальной консультативной конференции КНР Ванг Яанг, посетила Оман. На встрече с Фахдом бин Махмудом Аль Саидом заместителем премьер-министра Омана, он заявил, что претворение в жизнь инициативы «Один путь, один пояс» предоставит Оману возможность расширить участие Китая в осуществлении своих проектов в сфере инфраструктуры, строительства, создании промышленных зон, энергетических и инновационных проектов. Они будут сопровождаться расширением сотрудничества в культурной и образовательной областях, а также в области туризма [9].
41 Национальные приоритеты двух стран, которые нашли отражение в их перспективных программах, создают основу для их дальнейшего сотрудничества на взаимовыгодной основе.
42 По мнению Хамдана Аль-Фазари из Сохарского университета, «Оман может создать для Китая новые транспортные возможности, чтобы облегчить ему проникновение на новые рынки для сбыта его продукции, а также обеспечить энергетическую безопасность», став центром нефтепереработки. Благодаря своему стратегическому положению он может «стать региональным хабом между странами Персидского залива и Азией» [10, p. 153].
43 Оман является членом региональной организации Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), и Китай получает возможность расширить свои связи с другими государствами-членами этого объединения, а также принять участие в реализации их общих проектов, таких, как строительство скоростной железной дороги и других.
44 Дополнительным фактором успешности сотрудничества между Оманом и КНР является тот факт, что эти государства связывает их принадлежность к Азии, что имеет огромное значение в свете трансформации всей системы международных отношений, когда все азиатские страны испытывают свою причастность к стремительному подъему Китая, который становится одним из ведущих центров мировой политики.
45 В выступлении спикера Государственного совета Омана на встрече с представителями китайской делегации эта мысль получила свое подтверждение. Он заявил: «Как азиатская страна, Оман гордится грандиозными достижениями Китая и хотел бы и дальше углублять стратегические отношения с ним, основанные на взаимном доверии, и расширять связи в области нефти и газа, новых энергетических ресурсов, индустриальных проектов, туризма и культуры, с тем, чтобы возродить Шелковый путь» [9]. Совпадение интересов двух стран стало стимулом для расширения их отношений.
46 * * *
47 Отношения между Оманом и КНР начали развиваться после установления дипломатических связей в 1978 г., хотя они имели интенсивные контакты в древности, память о которых поддерживается в обеих странах для развития двухсторонних взаимовыгодных отношений в современный период. Сотрудничество между ними охватывало как политическую, так и экономическую сферу. На протяжении всех лет торговым связям уделялось самое пристальное внимание, т.к. Китай был заинтересован в импорте энергоресурсов, а Оман ввозил недостающие ему товары народного потребления. Постепенно уровень отношений между двумя странами повышался, достигнув, в конечном итоге, уровня стратегического партнерства.
48 Реализация планов перспективного развития Омана - «Видение 2040» и китайской программы «Один путь, один пояс» открывают перед ними новые возможности для расширения партнерских отношений. Обе страны крайне заинтересованы в этом, т.к. для Омана - это возможность получить китайские инвестиции, необходимые ему для осуществления программ по диверсификации экономики. Китай осознает важность Омана, который имеет уникальное географическое расположение, что превращает его в один из важнейших пунктов по реализации китайских транспортных проектов. Успешное выполнение поставленных задач создаст новые благоприятные перспективы для дальнейшего развития омано-китайских отношений.

References

1. Zhibin Han. Historical Exchange and future cooperation. International Relations and Diplomacy. January 2018. Vol. 6, № 1. https://pdfs.semanticscholar.org/b737/7d37f5bab3ccb5499c1e81d29c5e279ba583.pdf (accessed 02.06.2020)

2. Oman in History. Ministry of Information. Sultanate of Oman. Immel Publishing Ltd. L., 1995.

3. Denisov N.A. 2000. Formation of the state of Oman during the reign of Sultan Qaboos (1970-1980). PhD thesis. Moscow. (In Russ.)

4. Exploring the China and Oman. The Diplomat. 02.04.2020. https://thediplomat.com/2014/05/exploring-the-china-and-oman-relationship/ (accessed 12.05.2020)

5. Oman-China Trade Ties to Deepen Further. Muscat Daily. January 13, 2019. https://muscatdaily.com/Archive/Business/Oman-China-trade-ties-to-deepen-further-5cpn (accessed 13.03.2019)

6. Oman’s Duqm, a new port city for the Middle East? Middle East Eye, February 10, 2019. https://www.middleeasteye.net/news/omans-duqm-new-port-city-middle-east (accessed 18.05.2020)

7. Why China is building a new city out in the desert of Oman. https://www.forbes.com/sites/wadeshepard/2017/09/08/why-china-is-building-a-new-city-out-in-the-desert-of-oman/#72d9be06b2f2 (accessed 18.05.2020)

8. Hamed Al-Hasni. The Role of China’s Public Diplomacy in Promoting the Belt and Road Initiative in Oman through Communication: An Examination of the Integrated Model of Public Dipromacy - Online Manuscript Submission System. http://www.globalmediajournal.com/open-access/the-role-of-chinas-public-diplomacy-inpromoting-the-belt-and-road-initiativein-oman-through-communic (accessed 18.07.2020)

9. China, Oman agree to step up BRI cooperation. XINUANET, April 4, 2020. http://www.xinhuanet.com/english/2019-11/16/c_138560544_2.htm (accessed 22.07.2020)

10. Hamdan Al-Fazari. Adoption of One Belt and One Road initiative by Oman: lessons from the East. Business Advancement. 2019. Vol. 12, № 1.