Benin: political metamorphoses (on the occasion of the 60th anniversary of independence)
Table of contents
Share
Metrics
Benin: political metamorphoses (on the occasion of the 60th anniversary of independence)
Annotation
PII
S032150750012797-8-1
DOI
10.31857/S032150750012797-8
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Tatiana Denisova 
Occupation: Leading Research Fellow
Affiliation: Institute for African Studies, RAS
Address: Moscow, Russian Federation
Sergey Kostelyanets
Occupation: Senior Research Fellow, Institute for African Studies, Russian Academy of Sciences; Associate Professor, Peoples' Friendship University of Russia (RUDN University); Senior Research Fellow, International Center of Anthropology, National Research University
Affiliation:
Institute for African Studies, Russian Academy of Sciences
Peoples' Friendship University of Russia (RUDN University)
National Research University Higher School of Economics
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Pages
38-45
Abstract

The Republic of Benin, which at the time was called Dahomey, gained independence on 1 August 1960. Over its 60-year history, the country has experienced several military coups and non-violent regime changes, the turbulent first post-colonial years, and the periods of “socialist orientation” and “democratization”. However, despite frequent political transformations, for decades Benin has remained an “island of stability” in West Africa, where most states over the same time have routinely underwent wars or military-political conflicts.

 

Benin's postcolonial political history may be divided into three main periods. The first, which lasted from the 1960 independence to the 1972 coup d'état, was the period of the crisis of decolonization and independent governance, which was manifested in extreme political instability. The second period, between 1972 and 1990, was marked by the implementation of the course towards “socialist development” and was characterized by the strengthening of the state apparatus, the nationalization of some private enterprises and the establishment of new state-owned and mixed-ownership enterprises. The third period - the so-called democratic renewal - has continued from 1990 till present and has been characterized by a return to multi-party politics, regular presidential and parliamentary elections, and the more or less successful implementation of economic recovery programs.

 

 

The course toward non-capitalist development, which was proclaimed in 1974 by Mathieu Kérékou, has had a tremendous impact on the formation of Beninese society. It was under his leadership that there began the large-scale construction of rural roads, housing for the poor, agro-industrial complexes, etc. During his last term in power Kérékou abandoned the policy of “social orientation”, but, having died in 2015, remained in the memory of his descendants as one of the most prominent leaders in Africa. Lacking significant natural resources, the country, nevertheless, has consistently increased the rate of economic growth, if not overtaking than at least matching its regional neighbors in this regard.

 

 

Keywords
Benin, socialist orientation, Mathieu Kerekou, Patrice Talon, presidential and parliamentary elections, political transformation
Received
15.07.2020
Date of publication
09.12.2020
Number of purchasers
8
Views
678
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 100 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should sign in

Full text is available to subscribers only
Subscribe right now
Only article
100 RUB / 1.0 SU
Whole issue
880 RUB / 16.0 SU
All issues for 2020
8448 RUB / 169.0 SU
1 В 1957-1960 гг. в Дагомее, как до 1975 г. назывался Бенин1, развернулось масштабное движение за независимость, которую страна обрела 1 августа 1960 г.
1. С 1975 г. - Народная Республика Бенин, с марта 1990 г. - Республика Бенин (прим. авт.).
2 Постколониальную политическую историю Бенина можно условно разделить на три основных этапа: первый - от обретения независимости в 1960 г. до государственного переворота 1972 г. - является периодом кризиса деколонизации, выразившегося в острой политической нестабильности. Второй, 1972-1990 гг., был отмечен осуществлением политики «соцориентации» и ознаменовался укреплением государственного аппарата и национализацией некоторых частных предприятий, созданием новых государственных и смешанных предприятий. Третий период - т.н. демократического обновления с 1990 г. по н.в. - характеризуется возвращением к многопартийной политике, регулярным проведением президентских и парламентских выборов и более или менее успешной реализацией программ оздоровления экономики. Следует отметить, однако, что смены режимов и идейно-политических ориентаций не сопровождались разрешением межплеменных разногласий.
3

НЕМНОГО ХРОНОЛОГИИ

4 В момент обретения независимости экономическое положение страны было крайне тяжелым; промышленность и сельское хозяйство находились в состоянии застоя. Голод в ряде районов и рост цен в городах привели к обострению внутриполитической обстановки и к конфликтам внутри правящей группы страны.
5 Хотя на короткое время политическое руководство было объединено в одной организации - Дагомейской партии единства, межличностные конфликты и унаследованные социальные и этнические расколы привели к появлению 3 политических группировок:
6 - на юго-востоке Суру-Миган Апити (1913-1989) возглавил йоруба, проживавших в столице страны г. Порто-Ново и его окрестностях;
7 - Жюстен Ахомадегбе-Тометин (1917-2002), выходец из дагомейской королевской семьи, сформировал свою электоральную базу в районах с преимущественным проживанием народов фон и аджа в центре и на юго-западе Дагомеи;
8 - Юбер Кутуку Мага (1916-2000), школьный учитель, превратившийся в политика, объединил бариба и другие народы севера страны.
9 По результатам выборов 1960 г. президентом стал Ю.К.Мага (1960-1963), вице-президентом - С.-М.Апити (1960-1963).
10 Основным направлением политики первого независимого правительства Бенина было укрепление сотрудничества со странами Запада. Дагомея осталась в зоне франка и присоединилась в качестве ассоциированного члена к Европейскому экономическому сообществу (ЕЭС). В 1961 г. дагомейское правительство заключило с Францией военный договор и соглашения о сотрудничестве в области экономики, финансов, торговли, высшего образования и др.
11 В 1961 г. был принят 4-летний план развития на 1962-1965 гг., который предусматривал значительное увеличение валового дохода страны и производства экспортных и продовольственных культур, создание большого числа предприятий обрабатывающей промышленности, выделение крупных средств на развитие образования и здравоохранения, но он так и остался на бумаге [1, p. 5]. Однако экономическая политика Ю.К.Маги не привела к сколько-нибудь заметным изменениям в экономической структуре. Иностранный капитал упрочил свои позиции, и все плановые мероприятия финансировались Францией и другими странами ЕЭС и США.
12 Состоявшийся в августе 1963 г. съезд правящей ДПЕ обнаружил серьезные разногласия внутри самой партии. Осенью того же года в политическую жизнь вмешались профсоюзы, впервые после 1960 г. выступившие с требованиями повышения заработной платы. Организованные Всеобщим объединением трудящихся Дагомеи забастовки привели к падению режима Маги 28 октября 1963 г.
13 Временное правительство, сформированное полковником Кристофом Согло, но оказавшееся под двойным руководством Апити и Ахомадегбе-Тометина, распустило парламент, а также все политические партии и общественные организации, за исключением профсоюзного объединения.
14 В экономическом положении Дагомеи в эти годы никаких существенных изменений не произошло. Правительство увязывало планы экономического развития с изысканием средств за пределами страны. Во второй половине 1965 г. резко обострились противоречия внутри руководства правящей партии. В конфликт вмешалась армия. В обстановке острой борьбы между различными политическими лидерами 22 декабря начальник штаба армии, теперь уже генерал, К.Согло взял власть в свои руки и создал собственную администрацию.
15 Правительство Согло запретило деятельность политических партий, ввело режим строгой экономии, разработало план экономического развития на 1966-1970 гг. Основные надежды на экономическое возрождение страны правительство по-прежнему возлагало на иностранную помощь, прежде всего Франции.
16 В декабре 1967 г. группа младших офицеров объединилась вокруг амбициозного северянина-сомба майора Мориса Куандете и свергла режим Согло. Однако, не получив достаточную поддержку, чтобы претендовать на пост президента, Куандете был вынужден передать власть популярному в армейских кругах начальнику штаба Альфонсу Аллею, который 19 декабря был приведен к присяге в качестве президента. В годы его правления была разработана новая конституция.
17 15 мая 1968 г. состоялись президентские выборы, победу на которых одержал поддержанный оппозицией малоизвестный политик Базиль Мумуни, получивший 80% голосов, но, не справившись с управлением страной, в июле 1968 г. он передал власть бывшему министру иностранных дел (1965-1967) Эмилю Зинсу. Его правление было недолгим.
18 10 декабря 1969 г. в стране произошел военный переворот во главе с майором Морисом Куандете; Зинсу был ранен и арестован. Между тем, офицерский корпус, в основном представленный южанами, отказался назначить инициатора переворота временным президентом и вместо этого создал Военный совет, в который от армии вошел Морис Куандете.
19 Но армия оказалась совершенно неспособной добиться консенсуса по вопросу о политическом будущем страны, и гражданских политиков, оказавшихся к этому времени «в изгнании», призвали вернуться в Дагомею. Мага, Апити и Ахомадегбе сумели объединиться в поддержку единого кандидата на президентских выборах, состоявшихся в начале 1970 г.
20 Мага получил, по предварительным подсчетам, большинство голосов, но Военный совет неожиданно отменил результаты, сославшись на электоральные злоупотребления [1, p. 9]. Однако в апреле 1970 г. три лидера договорились сформировать т.н. Президентский совет (ПС), в котором они должны были стать «сопрезидентами» и управлять по очереди (каждый в течение двух лет): сначала Мага (1970-1972), а затем Ахомадегбе и Апити.
21 Уникальная схема правления не имела большого успеха, хотя и привела к первой мирной передаче власти в мае 1972 г., когда Ахомадегбе сменил Магу на посту председателя ПС. Период «президентства» Маги характеризовался теми же финансовыми проблемами, непотизмом и коррупцией, которые были свойственны его администрации 1960-1963 гг. Вооруженные силы становились главным источником нестабильности.
22 Конец 1971 - начало 1972 гг. ознаменовались военными мятежами в нескольких гарнизонах; в феврале 1972 г. большое число военных и гражданских лиц были арестованы за подготовку государственного переворота, потенциальные участники которого имели чрезвычайно противоречивые мотивы, но военный переворот, осуществленный 26 октября 1972 г., оказался успешным и приветствовался большинством дагомейцев.
23

РЕЖИМ «СОЦОРИЕНТАЦИИ»

24 Переворот 1972 г. не отличался от предыдущих военных интервенций, но вскоре он полностью изменил политическую жизнь страны. Осуществившие его офицеры-южане убедили майора-сомба Матьё Кереку (1933-2015) возглавить новый режим. От командования армией были отстранены все «политизированные» старшие офицеры, от руководства страной - все «бывшие политики».
25 Становление нового режима по времени (1960-е - 1980-е гг.) совпало с распространением на Африканском континенте марксистско-ленинской идеологии и с появлением группы стран, лидеры которых объявили о «социалистической» (или «некапиталистической») ориентации экономического и политического развития их государств.
26 В разные годы в эту группу входили Ангола, Гана, Гвинея-Бисау, Кабо-Верде, Мадагаскар, Мозамбик, Республика Конго, Сан-Томе и Принсипи, Танзания, Эфиопия и др. «Социализм» с его акцентом на коллективизм был популярен среди первых лидеров независимой Африки, т.к. олицетворял собой разрыв с колониальным прошлым и формирование «справедливой» системы общественных отношений. Однако большинство африканских режимов, последовавших по «некапиталистическому» пути развития, не достигли ни экономической независимости (от бывших метрополий), ни процветания, ни равенства, что стало для многих причиной разочарования в «соцориентации», в целом.
27 Подобную эволюцию - от провозглашения курса на «некапиталистическое» развитие, поддержанного значительной частью населения, до падения «социалистического» правительства - пережил и режим М.Кереку.
28 Изначально, в 1972 г., идеологическая риторика новых лидеров была расплывчатой и зачастую противоречивой, но к 1974 г. сдвиг правящей группы влево стал более четко артикулированным. Под руководством военного лидера происходил напряженный поиск социальной и политической модели развития. Наконец, 30 ноября 1974 г. Кереку выступил на исторической площади Гохо2 в одном из крупных городов страны - Абомее с программной речью, в которой объявил о социалистическом выборе правительства и о том, что «философским фундаментом и путеводным ориентиром нашей революции является марксизм-ленинизм» [2].
2. В январе 1894 г. на площади Гохо последний правитель независимой доколониальной Дагомеи - Беханзин, прекративший борьбу с французскими завоевателями, сложил с себя королевские полномочия и сдал оружие командующему французским экспедиционным корпусом. Долгие годы площадь была «местом скорби». Не случайно 80 лет спустя правительство Кереку избрало именно Гохо для провозглашения в стране курса на построение общества нового, социалистического типа (прим. авт.).
29 В свою очередь, в декрете (1974 г.) Военно-революционного правительства указывалось: «Союзники и друзья дагомейской революции - крестьяне, рабочие, солдаты, патриотическая интеллигенция, социальные слои, не связанные с заграницей. Враги революции - международный империализм, местные его прислужники, политико-бюрократическая буржуазия, феодалы» [цит. по: 26, с. 149].
30 Национализация промышленных предприятий и переименование страны в Народную Республику Бенин были лишь верхушкой айсберга. К 1977 г. крупные сегменты экономики и бóльшая часть социальных услуг оказались под контролем государства. Иностранные инвестиции в страну всегда были незначительными, и, хотя Кереку всячески пытался расширить их ручеек, его призывы к постепенной замене частных предприятий государственными и кооперативными и к «пресечению стихийного развития капиталистических производственных отношений» [26, с. 150-151] полностью его высушили. Между тем, Бенин начал получать финансовую и техническую помощь от множества новых доноров, преимущественно из стран Восточной Европы.
31 Сначала правительственная политика национализации частных предприятий поддерживалась «широкими слоями населения»; на предприятиях начали создаваться комитеты защиты революции (КЗР), призванные пропагандировать и проводить в жизнь идеи новых руководителей. К концу 1974 г. число КЗР достигло 1500 [3].
32 Однако бенинская «революция» была осуществлена ценой резкого экономического спада, отчасти связанного с неблагоприятными климатическими условиями, которые в середине 1970-х гг. привели к засухе в прибрежных районах, но в большей степени с неумелым управлением: деятельность государственных предприятий, располагавших избыточным административным персоналом и создававших возможности для коррупции, привела к провалу даже тех отраслей (например, хлопковой), которые по своей сути должны были быть прибыльными.
33 В результате, режим Кереку очень быстро поставил страну в полную зависимость от иностранной помощи из-за перманентной нехватки материальных ресурсов.
34 Несмотря на сбалансированный бюджет 1975 г., замораживание зарплат, жесткую экономию и удовлетворительный рост ВВП (на 11,6% с 1970 по 1975 гг. и на 18% в одном лишь 1977 г.), Бенин оставался одной из беднейших стран мира ($118,4 на душу населения) с экспортом, часто покрывавшим менее 18% импорта [1, p. 13]. Без какой-либо финансовой подотчетности или административного мониторинга государственный сектор превратился в частную кормушку для гражданских и военных лидеров, а злоупотребления (коррупция, хищения из государственной казны), наблюдавшиеся в годы правления М.Кереку, и провал его политики «некапиталистического развития» практически свели на нет достижения его режима, среди которых: строительство сельских дорог, туристических объектов, жилья и агропромышленных комплексов; механизация сельского хозяйства; расширение производства хлопка - главного экспортного сельскохозяйственного продукта страны и др.
35 В 1977 г. режиму пришлось столкнуться с нападением вооруженных наемников во главе с Бобом Денаром3, прибывших на транспортном самолете и захвативших аэропорт Котону. Кереку направил против них президентскую гвардию, в составе которой было много хорошо обученных солдат, и, осознав, что дело обречено на провал, наемники, которых было около 100 человек, покинули Котону в неизвестном направлении. Считается, что вдохновителем операции был бывший президент Эмиль Зинсу, проживавший в то время во Франции, который и ранее пытался организовать в Бенине антиправительственные выступления [6].
3. Боб Денар (1929-2007) - французский военный, наемник, участник ряда вооруженных конфликтов и государственных переворотов в африканских странах (Конго-Заир, Ангола, Нигерия, Коморы, Бенин и др.) (прим. авт.).
36 К чести Кереку, следует признать, что бенинская «революция» не стала повторением подобных экспериментов в других частях света: в 1981 г. число политических заключенных в тюрьмах Бенина едва достигало 100. Лишь к концу 1980-х гг., когда из-за ухудшения материального положения граждан обстановка в стране стала накаляться, военный режим начал использовать силу в целях сохранения власти [4, p. 2].
37 Как справедливо отмечали авторы вышедшей в Москве в 1988 г. книги «Африка: политическое и социальное развитие в условиях социалистической ориентации», «определяющее качество данной разновидности революционно-демократической власти заключается в ее незавершенном характере, что порождает ряд негативных последствий» [5, с. 13].
38 К началу 1980-х гг. «революционный» эксперимент фактически был завершен. Несколько государственных предприятий закрылись в 1982 г., другие были приватизированы, третьи реорганизовались в компании со смешанной экономикой. Кереку пообещал ограничить роль государства в экономике, поддержать частное предпринимательство и начал активно привлекать западный капитал.
39 Однако экономическое положение Бенина продолжало ухудшаться. В 1987 г. Кереку уволился из армии и приступил в качестве главы смешанного военно-гражданского правительства к реализации программы оздоровления экономики под эгидой МВФ, в ходе которой были приняты радикальные меры (дополнительный, 10-й вычет, из заработной платы, принудительный выход государственных служащих на пенсию и др.). В 1989 г. Кереку неохотно уступил давлению своих сторонников и в феврале 1990 г. организовал Национальный съезд, чтобы обсудить и предложить решения по выходу из экономического тупика. В девятидневном форуме участвовали 488 представителей армии, государственных структур и оппозиции.
40 К моменту проведения Национального съезда судьба Кереку уже была решена, хотя он об этом еще не знал.
41 Искренность его намерений была поставлена под сомнение, как и возможность сыграть роль временного президента. Дискуссия, проведенная в прямом эфире на радио и ТВ, превратилась в критику всех аспектов 18-летнего правления Кереку. В кратчайшие сроки съезд присвоил себе роль учредительного собрания, которому было поручено подготовить конституцию, многопартийные выборы и переход к режиму гражданского правления. Кереку остался президентом, но лишился реальной власти. Вскоре правительство Франции, а также ВБ и МВФ предупредили о немедленном отказе от участия в переговорах о предоставлении помощи, если не последуют экономические и политические реформы. Кереку принял неизбежное, и Бенин вновь удивил весь мир - в этот раз тем, что стал одной из первых «новых демократий» Африки. Марксизм-ленинизм был окончательно отвергнут, западная финансовая помощь начала поступать, а международные кредиторы - прощать долги.
42

РЕЖИМ НИСЕФОРА СОГЛО

43 12 марта 1990 г. премьер-министром (в статусе временного главы государства) стал Нисефор Согло, до этого занимавший высокие должности в ВБ и МВФ. Под его руководством была разработана новая конституция, 2 декабря 1990 г. одобренная на референдуме. Среди ее пунктов было введение «либеральной плюралистической демократии». Другой пункт устанавливал максимальный возраст (70 лет) для кандидатов в президенты, что было направлено на отстранение от баллотирования «старой гвардии» политиков, в т.ч. Зинзу, который все еще имел президентские амбиции.
44 В марте 1991 г. состоялись президентские выборы, победу на которых одержал Н.Согло. На пост главы государства претендовали 14 кандидатов, но единственными реальными соперниками были Н.Согло и М.Кереку, не постеснявшийся выставить свою кандидатуру. Поскольку ни один кандидат не набрал большинство голосов в I туре, во II участвовали только эти двое: Согло одержал победу с 67,7% голосов и вступил в должность президента Бенина 4 апреля 1991 г. [7].
45 Оказавшись у власти, он приступил к реструктуризации армии и чистке ВС; была расформирована президентская гвардия Кереку, состоявшая из северян-фулани, которая в 1991 г. организовала несколько мятежей. Еще одной задачей Согло было достижение политической стабильности, выполнение которой оказалось несложным, т.к. окрыленные «победой демократии» бенинцы решили поддержать новый режим.
46 Вскоре, однако, стало очевидно, что введение многопартийной системы не решило проблемы страны, в т.ч. не снизило накал межэтнических разногласий, хотя в кабинете Согло наблюдался этнический и региональный баланс. Студенты и госслужащие критиковали Согло за неспособность к руководству экономикой. Раздутая гражданская служба сохранялась, несмотря на требования доноров по ее сокращению.
47 Тем не менее, в первой половине 1990-х гг. в Бенине выросли макроэкономические показатели; удалось поставить под контроль и инфляцию. Правда, несмотря на то, что усилия режима Согло были, в основном, сосредоточены на достижении экономической эффективности, реформы, которые проводило его правительство, не получили поддержки населения и вызвали общественные беспорядки, тем более что вслед за нехваткой квалифицированных кадров страна столкнулась с другой проблемой - безработицей среди специалистов с дипломами, в т.ч. среди врачей и инженеров.
48 Экономическая либерализация быстро теряла своих сторонников; появились и ностальгические настроения - жизнь в условиях «бенинского социализма» теперь, в ретроспективе, казалась «вполне сносной». Сформировался довольно мощный оппозиционный блок, обвинявший Согло в «предательстве национальных интересов». Поэтому результаты президентских выборов 1996 г., на которых М.Кереку одержал победу, удивили не многих. В I туре выиграл Согло, но во II он уступил Матьё Кереку, набравшему 52,5% голосов, который вновь - на 10 лет - пришел к власти [8].
49

ВТОРОЙ ЗАХОД КЕРЕКУ ВО ВЛАСТЬ

50 В 2001 г. Кереку, получив во II туре 84% голосов, был переизбран на второй срок. Период его правления с 2001 по 2006 гг. ознаменовался быстрым ростом числа (106) политических партий. В парламентских выборах в марте 2003 г. участвовали 49 партий, но лишь 18 из них смогли получить хотя бы по 1 месту в парламенте [8].
51 М.Кереку выступил против хаотического увеличения числа политических организаций, наносивших вред «демократизации». По его инициативе в 2003 г. Национальное собрание приняло специальный закон, в соответствии с которым партия, желавшая легализоваться, должна была представить подписи не менее 10 членов-учредителей из каждой из 12 провинций. Он ловко лавировал между крупными политическими партиями, опираясь то на левых, то на правых, и в результате достигая намеченной цели.
52 Во второй «заход во власть» Кереку полностью отказался от социалистической риторики, обратившись к традиционным вождям, к «духам предков», к вуду, христианству, цитированию Библии и др. К избирателям он обращался, как проповедник: «Дорогие братья и сестры» [9].
53 Несмотря на зигзаги его политической биографии, Матьё Кереку, безусловно, является одним из наиболее выдающихся африканских лидеров. В значительной степени именно благодаря ему в 2000-е - 2010-е гг. Бенин стал островком стабильности на Африканском континенте.
54

РЕЖИМ ЯЙИ БОНИ

55 Второй президентский срок Кереку истек в марте 2006 г., и по конституции он не мог претендовать на третий. На выборах 5 марта 2006 г. главой государства был избран Яйи Бони (йоруба, р. 1952), набравший 74,6% голосов [8]. В наследство от предыдущих режимов новому правительству достались масштабная бедность, охватывавшая треть населения4; высокий уровень коррупции; практически полное отсутствие инфраструктуры и крайне слабый промышленный сектор. Экономика оставалась зависимой от экспорта хлопка, объем доходов от которого в 2010-е гг. достигал 80% и составлял 13% ВВП [10, p. 71].
4. Номинальный ВВП на душу населения в 2006 г. составлял $855. Для сравнения: в 2019 г. - $1260 [25].
56 В 2006 г. была принята и начала выполняться программа «Стратегия роста и сокращения бедности» на 2006-2009 гг., основными пунктами которой стали создание инфраструктуры (морские порты, системы телекоммуникаций, объекты энерго- и водоснабжения); развитие человеческого капитала (бесплатное начальное образование); диверсификация производства и экспорта; поддержка частного сектора, расширение налоговой базы, совершенствование финансовой системы, приватизация и т.д. [11, pp. 5-12].
57 Начало реализации экономических реформ побудило ВБ и МВФ аннулировать бóльшую часть внешнего долга страны и предоставить ей дополнительную финансовую помощь. Так, в 2000-2018 гг. помощь ВБ Бенину составила $748 млн [12, p. 33]. Темпы роста экономики в 2001-2016 гг. в среднем составляли 4,1% в год - чуть ниже среднего показателя (4,5%) для стран Тропической Африки [13]. За счет внешней помощи в этот период финансировалось от четверти до трети годового бюджета, благодаря чему правительство оказалось в состоянии выплатить задолженности по зарплате госслужащим и стипендии студентам, предотвращая таким образом проявления массового недовольства [14], хотя в 2014-2015 гг. страна была охвачена забастовками учителей, судей, сотрудников полиции и др., требовавших повышения заработной платы [15].
58 Несмотря на определенные позитивные сдвиги в социально-экономической сфере, в течение всего срока его правления Бони подвергался масштабной критике со стороны оппозиции, указывавшей на жестко авторитарный стиль его руководства.
59 Тем не менее, 13 марта 2011 г. Яйи Бони во второй раз одержал победу на президентских выборах, получил лишь 53% голосов избирателей [8]. Возможно, столкнувшись с внутренней оппозицией, Бони начал осуществлять частые перестановки в кабинете министров: новое правительство было сформировано в апреле 2011 г., но уже в августе 2013 г. президент полностью распустил кабинет, обвинив министров в их связи с Патрисом Талоном, в то время просто крупным бизнесменом и бывшим союзником Бони, превратившимся в его врага [16].
60 Патрис Талон (р. 1958), известный как «Хлопковый король», сделал свое состояние сначала на торговле сахаром - еще при «социалистическом» режиме Кереку. Благодаря его «ценности» в качестве делового союзника государства он и после 1990 г. сохранил хорошие отношения с властями, занявшись торговлей удобрениями и хлопком. К моменту его прихода к власти в 2016 г. Талон был одним из самых богатых людей Африки и входил в тройку наиболее состоятельных предпринимателей Бенина [4, p. 15].
61 В 2006 г. он стал главным спонсором предвыборной кампании Яйи Бони, который вознаградил своего ближайшего сторонника возможностью выиграть в 2008 г. тендер на приватизацию 15 из 18 хлопкоперерабатывающих заводов и таким образом практически монополизировать отрасль. Перед очередными выборами 2011 г., в ходе которых Талон также финансировал кампанию Я.Бони, он «выиграл» еще один тендер - на управление таможней в порту Котону с годовым доходом в размере 1,5 млрд евро, что почти равнялось государственному бюджету [17], а позже распространил свою деятельность на банковские, портовые и гостиничные услуги [18].
62 Однако вскоре Талон утратил благосклонность президента. Сам он объяснял это несогласием с планами Бони по изменению конституции и по снятию ограничений на президентские полномочия двумя сроками. Но были и другие версии: что Бони не позволил Талону выиграть очередной тендер и что из-за этого бизнесмен потерял два выгодных контракта [19].
63 Так или иначе, но в октябре 2012 г. против Талона было выдвинуто обвинение в попытке организации заговора с целью убийства (отравления) Бони; Талону пришлось покинуть страну и скрываться от бенинского правосудия в Париже, где он был арестован в декабре того же года, но Франция отказалась его выдать. В мае 2013 г. дело было прекращено, и Бони «простил» Талона при посредничестве тогдашнего президента Сенегала Абду Диуфа. В 2015 г., вернувшись в Бенин, Талон объявил о намерении в 2016 г. баллотироваться на пост президента в качестве независимого кандидата.
64

ПРАВЛЕНИЕ ПАТРИСА ТАЛОНА

65 Талона активно поддерживала бенинская молодежь, которая рассматривала его как политика нового типа, не опасавшегося демонстрировать собственное богатство и обещавшего обеспечить «расцвет предпринимательства». На выборах в марте 2016 г. он одержал победу (65% голосов). Сразу после вступления в должность президента Талон пообещал заняться конституционной реформой, ограничить сроки полномочий президента, сократить число членов правительства с 28 до 16 [20], снизить уровень безработицы среди молодежи и повысить эффективность систем здравоохранения и образования [17].
66 Бенин перестал считаться «образцом демократии» весной 2019 г. 28 апреля в стране состоялись парламентские выборы, к участию в которых были допущены лишь проправительственные партии - Республиканский блок (РБ) и Прогрессивный союз (ПС). Результаты были объявлены 1 мая: ПС получила 47 мест в парламенте, РБ - остальные 36 [21].
67 Оппозиция бойкотировала выборы; в результате явка на них оказалась на самом низком уровне в истории Бенина - 27% от 5 млн зарегистрированных избирателей [22]. За несколько недель до выборов на протестные демонстрации (во главе с бывшими президентами Н.Согло и Я.Бони) против отстранения оппозиционных партий, лишившихся мест в Национальной ассамблее) полиция ответила расстрелом безоружных демонстрантов, с использованием танков, водометов и слезоточивого газа; 7 человек погибли [22]. Были заблокированы Интернет и соцсети. Люди, подозревавшиеся в подстрекательстве к беспорядкам, как и журналисты, выступавшие с критикой правительства, задерживались без предъявления ордера на арест [23].
68 Интересно, что военные осудили решение, принятое, по всей видимости, самим Талоном, использовать боевые патроны против мирных жителей, и заявили, что «не пойдут за президентом на край света» и воспрепятствуют возможному аресту Н.Согло и Я.Бони [22]. Безусловно, такие заявления свидетельствуют о незначительном влиянии Талона на армию, что может быть чревато для него печальными последствиями.
69 Политический кризис возник, во-первых, из-за отмены в январе 2019 г. права работников государственных предприятий и учреждений на забастовку и, во-вторых, в связи с постановлением Конституционного суда в феврале 2019 г., в соответствии с которым политические партии должны представлять в избирательный орган т.н. сертификат соответствия, выданный МВД. Был установлен регистрационный взнос (эквивалентный $424 тыс. - на 1500% больше по сравнению с предыдущей суммой) - непосильный для большинства организаций [22].
70 Эти изменения были нацелены на сокращение числа партий, которых в начале 2019 г. насчитывалось более 200, и это в стране с численностью населения примерно в 11 млн человек; в результате партийной реформы их осталось 10, из которых 8-ми по разным причинам было отказано в участии в выборах. Оппозиция посчитала, что эти политические маневры были направлены на обеспечение поддержки Талона, который якобы намерен баллотироваться на президентских выборах 2021 г. [24].
71 Безусловно, Талон - не только успешный бизнесмен, но и проницательный политик, который наверняка предвидел, что острый период противостояния пройдет, и страна вновь вернется к «мирной» жизни, что в значительной степени объясняется успехами режима в деле экономического развития. В 2019 г. темпы роста экономики достигли 7,5% [25], увеличившись более чем на 3% с 2016 г. - времени прихода нынешнего бенинского лидера к власти.
72 Главными направлениями социально-экономической политики Талона стали привлечение западных инвестиций в инфраструктуру, сельское хозяйство и сферу образования. Вырос объем выработки электроэнергии, значительно сократились периоды ее отключения. Началась реализация проектов, нацеленных на эффективное перераспределение земельных участков, на расширение доступа к финансовым услугам и к зарубежным рынкам, последнее - путем модернизации порта Котону. В 2018 г. началось строительство нового международного аэропорта Гло-Джигбе около Котону.
73 Бенин играет важную роль в качестве одного из торговых центров Западной Африки, располагая благоприятной бизнес-средой и инвестиционным кодексом, предоставляющим многочисленные налоговые льготы для партнеров. Удачное географическое положение (125-километровая береговая линия); общая граница с Нигерией с ее огромным потребительским рынком благодаря 200-миллионному населению) и наличие границ с не имеющими выхода к морю странами - Нигером и Буркина Фасо, пользующимися портом Котону, также являются факторами привлечения инвесторов.
74 Во внешней политике и торговле Бенин ориентируется, прежде всего, на своего соседа - Нигерию, на бывшую метрополию - Францию, другие страны Запада и Китай, однако в последние годы вновь, после длительного перерыва, начало развиваться торгово-экономическое сотрудничество с Россией, в основном в сферах торговли и геологоразведки.
75 * * *
76 За свою 60-летнюю историю Бенин пережил несколько военных переворотов и смен режима. Немногие государства Тропической Африки могут «похвастаться» такой «богатой» историей: за сравнительно короткий период времени страна успела перейти от колониализма к независимому развитию, пережить «социалистическую ориентацию» и «демократизацию». Не располагающее значительными природными ресурсами, государство, тем не менее, последовательно наращивает темпы экономического роста, если и не опережая, то и не отставая в этом отношении от других стран региона.

References

1. Decalo S. (1995). Historical Dictionary of Benin. Lanham, MD: Scarecrow Press.

2. Dahomey (1974). Journal officiel de la République du Dahomey (JORD), № 26.

3. Kerekou Ahmed (Mathieu) 1933. 13.06.2020. https://www.encyclopedia.com/education/news-wires-white-papers-and-books/kerekou-ahmed-mathieu-1933 (accessed 15.06.2020)

4. Kohnert D., Preuss H.J.A. (2019). Benin’s Stealthy Democracide: How Africa’s Model Democracy Kills Itself Bit by Bit. MPRA Paper, № 96831.

5. Gromyko An.A. (ed.). 1988. Africa: Political and Social Development of Socialist Orientation. Moscow. (In Russ.)

6. Розин А. Африканские эпизоды советского флота - Бенин. (Rozin A. African Episodes of the Soviet Navy - Benin) (In Russ.). http://alerozin.narod.ru/Benin.htm (accessed 16.06.2020)

7. Benin / The Postcolonial Period. Political Atlas of Modernity. (In Russ.). http://www.hyno.ru/tom4/93.html (accessed 16.06.2020)

8. Elections in Benin. African Elections Database. 30.05.2011. http://africanelections.tripod.com/bj.html#2001_Presidential_Election (accessed 17.06.2020)

9. Ursu D.P. 2016. Beninese politician Mathieu Kerekou. Questions of History. № 11. (In Russ.).

10. Wiafe-Amoako, F. (2017). Africa. The World Today Series. Baltimore, MD: Rowman & Littlefield.

11. APRM Country Review Report. Republic of Benin. January 2008. African Peer Review Mechanism. № 6. https://www.aprm-au.org (accessed 12.06.2020)

12. Heavily Indebted Poor Countries (HIPC) Initiative and Multilateral Debt Relief Initiative (MDRI) - Statistical Update. August 2019. IMF Policy Paper. Washington, D.C.: International Monetary Fund. https://www.imf.org/~/media/Files/Publications/PP/2019/PPEA2019028.ashx (accessed 13.06.2020)

13. Talon P. (2017) Why Benin. Message From the President. http://revealingbenin.com/en/why-benin (accessed 14.06.2020)

14. UNU-WIDER (2012). Democracy in Benin: Achievements and Challenges. Helsinki: UNU-WIDER. https://www.wider.unu.edu/publication/democracy-benin (accessed 17.04.2020)

15. Freedom House (2016). Freedom in the World 2016 - Benin. https://www.refworld.org/docid/57a847f99.html (accessed 19.05.2020)

16. Benin. 2020. Infoplease. https://www.infoplease.com/world/countries/benin (accessed 17.05.2020)

17. Mayer S. Businessman Patrice Talon Elected President of Benin. 21.03.2016. http://africa-me.com/businessman-patrice-talon-elected-president-of-benin (accessed 10.05.2020)

18. Patrice Talon. West Africa Brief. http://www.west-africa-brief.org/content/en/patrice-talon (accessed 10.06.2020)

19. Agon B. Plot to Poison Benin President Thomas Boni Yayi Uncovered. 177.07.2013. https://www.huffpost.com/entry/plot-to-poison-benin-president_n_3608543 (accessed 11.05.2020)

20. Patrice Talon, President of Benin (elected on Mar 20, 2016). 20.03.2016. https://planetrulers.com/benin-president (accessed 11.06.2020)

21. Patel N. Africa in the News: Sudan, Benin, Nigeria, and Sahel Updates. 04.05.2019. https://www.brookings.edu/blog/africa-in-focus/2019/05/04/africa-in-the-news-sudan-benin-nigeria-and-sahel-updates (accessed 01.06.2020)

22. Mark M. The Testing of Benin’s Democracy. 29.05.2019. https://africacenter.org/spotlight/the-testing-of-benin-democracy (accessed 01.06.2020)

23. Okanla K. Democracy in West Africa. 03.07.2019. https://www.dandc.eu/en/article/troublesome-trend-recent-elections-senegal-benin-and-nigeria-have-revealed-serious-problems (accessed 02.06.2020)

24. Paduano S. The Fall of a Model Democracy. The Atlantic. 29.05.2019.

25. Benin's GDP: volume, growth rate, per capita, structure. 2020. Take-Profit. https://take-profit.org/statistics/gdp/benin (accessed 12.06.2020)

26. Gromyko An.A. (ed.). 1980. Africa: Political and Social Development under the Conditions of Socialist Orientation. Moscow. (In Russ.)