Vietnam’s ASEAN chairmanship in 2010 and 2020: outcomes and prospects
Table of contents
Share
Metrics
Vietnam’s ASEAN chairmanship in 2010 and 2020: outcomes and prospects
Annotation
PII
S032150750011598-9-1
DOI
10.31857/S032150750011598-9
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Valeria Vershinina 
Occupation: Analyst, ASEAN Centre in MGIMO University
Affiliation: ASEAN Centre in MGIMO University
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Pages
48-53
Abstract

Vietnam is a well-recognized member of the Association of the Southeast Asian Nations (ASEAN) since 1995. One of the key priorities of Vietnam’s multifaceted foreign policy is its cooperation with ASEAN and member-states. Vietnam was an ASEAN Chair three times (1998, 2010, and 2020). As an ASEAN Chair, the Socialist Republic of Vietnam proposed a number of different initiatives aimed at ASEAN’s institutional development as well as at strengthening the central role of the Association in the emerging security architecture in the Asia Pacific Region. 

The article makes a comparative analysis of Vietnam's ASEAN agendas in 2010 and 2020. The author concludes that the Vietnams’ ASEAN chairmanship in 2010 was focused on strengthening its position within the organization and aimed at promoting a country’s international image. It also included enhancing cooperation between ASEAN and its dialogue partners, and taking measures to reduce the development gap between ASEAN member-states. However, the COVID-19 pandemic took over the agenda in 2020. 

Nevertheless, Vietnams included such points as the digital economy, ASEAN position in international affairs, and internal reforms of the Association in its recent agenda. It indicates that Vietnam is no longer a “newcomer’ in ASEAN and it intends to strengthen its role in it while finding appropriate solutions to the new challenges.

The author concludes that the key priority of Vietnam is to maintain the Association as a strong, cohesive and effective organization that can face current challenges and adopt to new conditions of the world development. The main goal of ASEAN in Vietnam’s perception is to ensure the regional peace and stability under which small and middle powers can regulate its asymmetric relations with major regional powers and create a favourable environment for economic developments of the individual ASEAN member-states and the whole Southeast Asia region.

Keywords
Southeast Asia, ASEAN, Vietnam, chairmanship
Received
15.01.2021
Date of publication
28.04.2021
Number of purchasers
3
Views
305
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 100 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should sign in

Full text is available to subscribers only
Subscribe right now
Only article
100 RUB / 1.0 SU
Whole issue
920 RUB / 16.0 SU
All issues for 2021
8448 RUB / 169.0 SU
1 Отношения Социалистической Республики Вьетнам (СРВ) с Ассоциацией стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) носят стратегический характер, т.к. непосредственно влияют на безопасность и стабильное развитие страны. В связи с этим Вьетнам заинтересован не только в расширении сотрудничества с соседними странами региона и в поддержании АСЕАН в качестве солидарной и единой Ассоциации, но и в повышении собственной роли в рамках этой интеграционной организации.
2

Ключевые аспекты эволюции отношений Вьетнама и АСЕАН

3 Тем не менее, еще в середине 1970-х гг. Вьетнам и АСЕАН находились в состоянии конфронтации. Ханой официально не признавал АСЕАН и расценивал её как продукт американской экспансионистской политики и вмешательства США в дела региона. АСЕАН же стремилась реализовать тактику двойного балансирования, при удачном исходе которой Вьетнам препятствовал бы реализации традиционных экспансионистских устремлений Китая в Юго-Восточной Азии (ЮВА), а полпотовская Кампучия, выступавшая с антивьетнамскими лозунгами, сдерживала бы Ханой от планов «экспорта революции» в ЮВА [1, с. 57].
4 Отношения Вьетнама и АСЕАН были нормализованы с решением «камбоджийской проблемы» на рубеже 1980-1990-х гг., и для Вьетнама асеановское направление стало приобретать все более важное значение во внешней политике. С его развитием в Ханое связывали, в первую очередь, выход СРВ из международной изоляции, в которой она оказался в результате конфликта в Камбодже, а также широкомасштабное подключение к системе торгово-экономического взаимодействия как в ЮВА, так и в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) [2, с. 76].
5 На сегодняшний день СРВ рассматривается в качестве неотъемлемого и полноправного члена объединения, имеющего весомый голос и способного предложить ряд инициатив, направленных на развитие и укрепление Ассоциации.
6 За 25 лет своего членства в АСЕАН Вьетнам председательствовал трижды - в 1998, 2010 и 2020 гг. При этом, в зависимости от конкретных исторических и политических условий, в рамках каждого председательства формулировались разные задачи. Особый интерес представляют последние два, поскольку к этому времени Вьетнам накопил определенный опыт и разработал отлаженный механизм взаимодействия как с отдельными странами-членами Ассоциации, так и с самой организацией, в целом.
7 Актуальность исследования обусловлена тем, что изучение и сравнение председательств Вьетнама в 2010-м и в 2020 гг. позволяет не только выявить общие принципы внешней политики Вьетнама, но и проследить динамику изменений в политических и экономических процессах на пространстве Юго-Восточной Азии, а также рассмотреть эволюцию внешнеполитической стратегии Вьетнама в АСЕАН.
8

Повестка-2010 и…

9 Председательство Вьетнама в АСЕАН в 2010 г. символизировало завершение этапа адаптации Вьетнама к структуре АСЕАН и создавало условия для еще большего укрепления его позиций в Ассоциации. В 2010 г. исполнилось 15 лет со дня его официального вступления в состав объединения, а столица Вьетнама, Ханой, праздновала 1000-летнюю годовщину со дня своего основания.
10 Перед вьетнамской дипломатией стояла важная задача конвертировать накопленный за годы членства Вьетнама в АСЕАН опыт в выгодные для страны результаты. Необходимо было продемонстрировать партнерам по Ассоциации, что он имеет собственные интересы и инициативы, которые Ханой в состоянии предложить и реализовать.
11 Следует отметить, что в 2010 г. высшее руководство СРВ состояло по большей части из представителей т.н. «реформаторского» крыла Коммунистической партии Вьетнама (КПВ), возглавляемого премьер-министром Нгуеном Тан Зунгом, активно выступавшим за региональную интеграцию и торговую либерализацию [3].
12 Обозначенные Вьетнамом приоритеты председательства в 2010 г. включали: формирование Сообщества АСЕАН к 2015 г.; реализацию целей и принципов Устава АСЕАН; укрепление центральной роли Ассоциации в регионе и развитие отношений с диалоговыми партнёрами; противодействие глобальными вызовам безопасности; формирование позитивного имиджа Вьетнама на международной арене1.
1.  Vietnam as ASEAN Chair: Towards the ASEAN Community: from Vision to Action (In Viet.). >>>> vi/mofa/ctc_quocte/un/nr090311103654/nr090311141943/nr090311143408/ns100322145902 (accessed 22.07.2020)
13 Лозунгом председательства Вьетнама в АСЕАН стал: «К Сообществу АСЕАН: от общего видения к действиям» (Towards the ASEAN Community: from Vision to Action)2. Можно предположить, что такой выбор был сделан, исходя из тех условий, в которых тогда находилась АСЕАН.
2. Remarks by H.E. Prime Minister Nguyen Tan Dung at the Closing Ceremony of the 17th ASEAN Summit and Related Summits. >>>> (accessed 22.07.2020)
14 К 2010 г. Ассоциация уже сформировала внутреннюю структуру и стала центральным элементом интеграционных процессов всего региона АТР. Основным итогом процесса институционализации организации стало принятие в 2007 г. Устава АСЕАН, определявшего рамки и направленность интеграционных процессов внутри организации, а также ее сотрудничества с другими субъектами и институтами международного права.
15 К числу успешных и, в целом, реализованных вьетнамских инициатив за период председательства в 2010 г. следует отнести запуск механизма Совещаний министров обороны государств-членов АСЕАН (СМОА) с диалоговыми партнерами (СМОА+)3, расширение состава Восточноазиатского саммита (ВАС)4 за счет участия в нем России и США, присоединение Канады и Турции к Договору 1976 г. о дружбе и сотрудничестве в ЮВА, а также вступление в силу соглашения о свободной торговле между АСЕАН, Австралией и Новой Зеландией.
3. СМОА+ - механизм взаимодействия между оборонными ведомствами 10 стран-членов АСЕАН и ее диалоговых партнеров (Австралия, Индия, Китай, Новая Зеландия, РК, Россия, США, Япония), созданный в апреле 2010 г. по инициативе Вьетнама (прим. авт.).

4. Участники ВАС - 18 государств, включая «десятку» стран АСЕАН и ее диалоговых партнеров (прим. авт.).
16 В то же время высшее руководство СРВ не забывало и о своих ближайших соседях и неоднократно подчеркивало необходимость учета интересов «северного крыла» (Камбоджа, Лаос, Мьянма). Ханой исходил из того, что одной из первоочередных задач АСЕАН является сокращение разрыва в уровнях социально-экономического развития между странами-членами объединения. Во многом именно благодаря его усилиям разработанные в начале 2000-х гг. документы - Ханойская программа действий и Ханойская декларация о сокращении разрыва в уровне социально-экономического развития5 стали своего рода стратегическими проектами Ассоциации.
5. Hanoi Plan of Action. https://asean.org/?static_post=hanoi-plan-of-action ; Hanoi Declaration on Narrowing Development Gap for closer ASEAN Integration. >>>> (accessed 22.07.2020)
17 В целом, председательство Вьетнама в 2010 г. было в большей степени сосредоточено на укреплении собственных позиций в регионе и в самом объединении, повышении международного престижа страны.
18

Повестка-2020

19 Вьетнам, закрепив своё положение и став лидером «северного крыла» объединения, все больше ориентировался на интересы Ассоциации в целом, ставя во главу угла решение насущных региональных проблем и учет потребностей АСЕАН. По мнению проф. Ральфа Эммерса (Сингапур) и Хыонг Ле Тху (Австралия), Вьетнам сегодня претендует на «секторальное» лидерство в АСЕАН в сфере безопасности и по вопросам территориальных споров в Южно-Китайском море (ЮКМ) [4]. В зависимости от геополитической ситуации, а также при условии признания другими странами-членами АСЕАН за Вьетнамом этой роли, можно говорить о постепенном возрастающем влиянии Ханоя в ряде сфер сотрудничества с Ассоциацией, которое формирует особый лидерский профиль СРВ в Ассоциации.
20 Анализируя повестку председательства Вьетнама в 2020 г., следует отметить, что этот год ознаменовал 25-летие со дня вступления Вьетнама в состав организации. Он стал рубежным в подведении итогов реализации дорожной карты «Видение Сообщества АСЕАН 2025», принятой в ноябре 2015 г., согласно которой с 2015 г. под эгидой Ассоциации действуют три сообщества: Сообщество в сфере политики и безопасности, Экономическое и Социокультурное [5].
21 Председательство Вьетнама в 2020 г. прошло под лозунгом - «Сплоченная и оперативно реагирующая на современные вызовы АСЕАН» (Cohesive and Responsive ASEAN) [6]. Этот лозунг отражает сегодняшнее положение дел в АТР. Стремительно набирающая популярность концепция «Индо-Тихоокеанского региона»6, военно-политическое и торговое соперничество США и Китая, появление новых нетрадиционных вызовов безопасности и экономические последствия вспышки коронавируса COVID-19 требуют от Ассоциации еще большей консолидации и своевременной реакции на те вызовы и угрозы, с которыми она сталкивается сегодня. Иными словами, предложенный лозунг подразумевает способность АСЕАН адаптироваться к новым сложившимся условиям в мире и в регионе.
6. Концепция «Индо-Тихоокеанского региона» - термин, прозвучавший в речи президента США Д.Трампа на полях Восточноазиатского саммита в Маниле в ноябре 2017 г., закрепившийся с тех пор в политическом дискурсе многих государств (прим. авт.).
22 Сравнительный анализ приоритетов, заявленных Вьетнамом в 2010 и 2020 гг., приводится в таблице.
23 Вопросы региональной безопасности остаются константой в повестке дня АСЕАН, включая их обсуждение в рамках таких АСЕАН-центричных механизмов, как Региональный форум АСЕАН (АРФ), Восточноазиатский саммит (ВАС), Совещание министров обороны АСЕАН и СМОА+. Помимо этого, Вьетнам, как один из ключевых участников споров в ЮКМ, особо заинтересован в достижении прогресса в деле принятия Китаем и АСЕАН юридически обязывающего Кодекса поведения сторон в Южно-Китайском море (COC). Однако вспышка инфекции COVID-19 существенно затруднила и без того непростой процесс переговоров по Кодексу, в результате чего Вьетнам в год своего председательства не смог обеспечить завершение его согласования.
24 Таблица. Председательство Вьетнама в АСЕАН в 2010 и 2020 гг. Table. Vietnam’s ASEAN Chairmanship in 2010 and 2020
25
Председательство Вьетнама в АСЕАН в 2010 г. Председательство Вьетнама в АСЕАН в 2020 г.
Лозунг
«К Сообществу АСЕАН: от общего видения к действиям». «Сплоченная и оперативно реагирующая АСЕАН»
Приоритеты
Формирование Сообщества АСЕАН к 2015 г. Поддержание региональной безопасности, мира и стабильности
Реализация целей и принципов Устава АСЕАН Адаптация АСЕАН к новым условиям Четвертой промышленной революции
Укрепление сотрудничества с диалоговыми партнерами АСЕАН Повышение уровня информированности о Сообществе и Идентичности АСЕАН
Укрепление сотрудничества в противодействии глобальным вызовам, таким как природные катаклизмы, эпидемии, изменение климата, охрана окружающей среды Укрепление партнерств в целях устойчивого развития и продвижение вклада и роли АСЕАН в международном сообществе
Формирование позитивного имиджа Вьетнама на международной арене Расширение возможностей и повышение оперативной эффективности АСЕАН
26 Составлено автором по материалам МИД СРВ.
27 В целом же, пандемия COVID-19 стала серьезным новым вызовом, потребовавшим от АСЕАН и Вьетнама скоординированных действий. По подсчетам Университета Джонса Хопкинса, на апрель 2021 г. регионе насчитывалось 2 889 447 заболевших, 2 520 544 выздоровевших и 59 136 умерших7.
7. Johns Hopkins University. >>>> (acces-sed 06.04.2021)
28 По результатам состоявшихся многочисленных встреч на министерском уровне 14 апреля 2020 г. состоялся первый в истории Ассоциации видео-саммит с участием всех 10 лидеров стран АСЕАН. Центральной темой стало обсуждение мер по противодействию распространению COVID-19 в регионе [7]. В частности, было решено создать целевой фонд АСЕАН, средства которого будут направлены на обеспечение медицинских учреждений необходимым оборудованием, средствами защиты и медикаментами, а также на разработку вакцины. Стороны обязались осуществлять обмен информацией и успешными методами борьбы с вирусом, однако не все члены АСЕАН готовы предоставить доступ к своим данным. Тем не менее, тот факт, что АСЕАН приняла меры по преодолению кризиса, свидетельствует о том, что региональная политическая элита намерена грамотно реагировать на новые вызовы.
29 Важным шагом на данном направлении стало проведение специального видео-саммита АСЕАН+3 с участием лидеров 10 стран-членов Ассоциации, Китая, Южной Кореи, Японии, а также представителей ВОЗ [8]. Учитывая успешный опыт этих стран по сдерживанию распространения пандемии, АСЕАН было важно получить доступ к лучшим практикам и международной экспертизе в условиях сложной эпидемиологической ситуации.
30 Согласно принятому совместному заявлению, стороны обязались продолжать региональное сотрудничество в борьбе с пандемией и заявили о необходимости поддерживать деловые обмены в целях минимизации социально-экономического ущерба. Кроме того, Ассоциация учитывает и опыт её западных диалоговых партнеров, а именно ЕС, США, Австралии, а также России [9]. Были организованны встречи на министерских уровнях в режиме онлайн, на которых обсуждались совместные меры по борьбе с коронавирусом.
31 Центральным мероприятием председательства Вьетнама в 2020 г. стал 36-й саммит АСЕАН, состоявшийся в формате видеоконференции 26 июня 2020 г. Несмотря на то, что основной темой саммита стала борьба с распространением пандемии COVID-19 и устранение негативных последствий в социально-экономической сфере8, были затронуты и такие вопросы, как развитие в регионе цифровой экономики и человеческих ресурсов, укрепление позиций Ассоциации на глобальном и региональном уровнях, формирование Всеобъемлющего регионального экономического партнерства (ВРЭП).
8. По итогам саммита был принят Ханойский план действий об укреплении экономического сотрудничества в рамках АСЕАН и сопряжении цепочек в ответ на пандемию COVID-19 (прим. авт.).
32 В частности, в совместном заявлении лидеров по итогам саммита говорится о необходимости реализовать проект «Сеть умных городов АСЕАН»9 и о развитии человеческого капитала в эпоху цифровизации за счет улучшения региональной системы образования. Эти вопросы были также отражены в таких итоговых документах саммита, как «Декларация АСЕАН о развитии человеческих ресурсов в меняющемся мире труда» [10]. Отдельная сессия саммита была посвящена вопросам расширения прав и возможностей женщин в эпоху развития цифровых технологий. В итоговом заявлении председателя также говорится о намерении активизировать сотрудничество в сфере кибербезопаности [11, p. 10], которая по-прежнему остается одной из наиболее уязвимых областей в процессе развития цифровой экономики АСЕАН.
9. Суть этого проекта, предложенного Сингапуром в 2018 г., заключается во внедрении цифровых технологий в городскую среду. На сегодняшний день «Сеть умных городов АСЕАН» объединяет 26 городов, в т.ч. три вьетнамских - Ханой, Дананг и Хошимин (прим. авт.).
33 Значимо и назначение СРВ председателем и непостоянным членом Совета Безопасности ООН сроком на 2020-2021 гг. Согласно официальным заявлениям представителей МИД СРВ, одним из приоритетов деятельности Вьетнама в ООН является укрепление сотрудничества между региональными организациями и Советом Безопасности. Ханой видит себя в качестве координатора между Совбезом ООН и АСЕАН и ставит своей целью в рамках своего председательства в Совете значительно повысить роль Ассоциации на международной арене [12].
34 Среди первых достижений на этом направлении можно отметить состоявшееся 31 января 2019 г. открытое заседание СБ ООН на тему «Сотрудничество ООН с региональными и субрегиональными организациями в поддержании международного мира и безопасности: роль АСЕАН» c участием Генерального секретаря ООН А.Гутерриша и Генерального секретаря АСЕАН Лим Джок Хой. С вьетнамской стороны поступило предложение организовать встречи высокого уровня по вопросам устойчивого развития, которые состоялись в рамках 11-го видео-саммита АСЕАН-ООН, прошедшего в ноябре 2020 г. [13].
35 В качестве председателя Вьетнам смог также достичь прогресса в переговорах по формированию ВРЭП, в состав которого входят страны-члены АСЕАН и 5 диалоговых партнеров (Китай, РК, Япония, Австралия и Новая Зеландия). Несмотря на недавнее решение Индии о неприсоединении к соглашению [14], которая рассматривалась АСЕАН как важный противовес Китаю, на 10-й межсессионной встрече по ВРЭП, состоявшейся в онлайн-режиме 23 июня 2020 г., было объявлено о намерении участниц завершить переговорный процесс.
36 15 ноября 2020 г. по итогам 37-го саммита АСЕАН, состоявшего в Ханое, было подписано соглашение о создании ВРЭП - крупнейшей в мире зоны свободной торговли с 2,2 млрд потребителей (30% от численности мирового населения) и объемом ВВП в $26 трлн, что составляет более 30% от общего мирового объема ВВП [15].
37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

38 Подводя итоги сравнения председательств Вьетнама в 2010 и в 2020 гг., можно отметить, что главным приоритетом для СРВ является поддержание единой, сплоченной и эффективной Ассоциации, которая в состоянии реагировать на современные вызовы и адаптироваться к новым условиям мирового развития. В понимании Вьетнама основная роль АСЕАН заключается в том, чтобы обеспечивать и поддерживать стабильный политический порядок в ЮВА, в рамках которого малым и средним странам удаётся управлять ассиметричными отношениями с крупными региональными державами, создавая при этом благоприятные условия для экономическое процветание как отдельных стран региона, так и всей ЮВА.
39 Сегодня усилия Вьетнама сосредоточены на том, чтобы закрепить собственные позиции среди стран «северного крыла» Ассоциации, продвигая их интересы, реализуя совместные инфраструктурные экономические проекты, и тем самым стараясь снизить влияние Китая в этой части региона. Однако в то же время, осознавая, что Ханою необходима поддержка и других более экономически развитых членов Ассоциации, в качестве председателя он старается решать наиболее актуальные проблемы объединения, к числу которых сегодня можно отнести проблему цифровизации, слабую региональную осведомленность о деятельности АСЕАН и низкую эффективность секретариата. Вместе с тем, постепенно формируется особая специализация Вьетнама в его отношениях с АСЕАН. Ханой не стремится быть лидером во всех областях взаимодействия, трезво оценивая свои возможности и ресурсы, а пытается добиться решения тех задач и проблем, которые будут, прежде всего, выгодны и актуально для его дальнейшего развития.

References

1. Maletin N.P. 2007. ASEAN: Four Decades of Development. Moscow. (In Russ.)

2. Maslov N.P. Urlyapov V.F. 2009. Vietnam in the Modern System of International Relations in the Asia-Pacific Region. Moscow. (In Russ.)

3. Murasheva G.F. The Main Events in Vietnam in 2010-2011. South East Asia: Actual Problems of Development. № 17. Moscow. (In Russ.)

4. Emmers R. Thu L.H. Vietnam and the Search for Security Leadership in ASEAN. Asian Security. 2020. Pp. 1-15.

5. ASEAN 2025: Forging ahead together. https://www.asean.org/storage/2015/12/ASEAN-2025-Forging-Ahead-Together-final.pdf (accessed 14.04.2020)

6. ASEAN Vietnam 2020. Theme. https://www.asean2020.vn/web/asean_en/gioi-thieu-ve-asean-2020 (accessed 16.04.2020)

7. Prime Minister Nguyen Xuan Phuc chairs ASEAN Special Summit on COVID-19 response (In Viet.). https://www.asean2020.vn/web/asean/xem-chi-tiet1/-/asset_publisher/ynfWm23dDfpd/content/thu-tuong-chinh-phu-nguyen-xuan-phuc-chu-tri-hoi-nghi-cap-cao-ac-biet-asean-ve-ung-pho-dich-benh-covid-19 (accessed 27.04.2020)

8. Special ASEAN+3 Summit on COVID-19 response (In Viet.). https://www.asean2020.vn/web/asean/xem-chi-tiet1/-/asset_publisher/ynfWm23dDfpd/content/asean-3-hop-hoi-nghi-cap-cao-ac-biet-ve-ung-pho-dich-benh-covid-19 (accessed 27.04.2020)

9. Special ASEAN-Russia Foreign Ministers’ meeting on COVID-19 held. https://www.asean2020.vn/xem-chi-tiet1/-/asset_publisher/ynfWm23dDfpd/content/special-asean-russia-foreign-ministers-meeting-on-covid-19-held (accessed 18.06.2020)

10. ASEAN Declaration on Human Resources Development for the Changing World of Work. https://asean.org/asean-declaration-human-resources-development-changing-world-work/ (accessed 18.06.2020)

11. Chairman's statement of the 36th ASEAN Summit 26 June 2020 Cohesive and Responsive ASEAN. https://asean.org/storage/2020/06/Chairman-Statement-of-the-36th-ASEAN-Summit-FINAL.pdf (accessed 18.06.2020)

12. Deputy Foreign Minister Le Hoai Trung: Membership in the United Nations Security Council (UNSC) is a Primary Goal of Vietnam (In Viet.). http://www.mofa.gov.vn/vi/cs_doingoai/nr111026121159/ns200210144145 (accessed 14.04.2020)

13. Prime Minister Nguyen Xuan Phuc chairs the 11th ASEAN-United Nations summit. https://www.asean2020.vn/xem-chi-tiet1/-/asset_publisher/ynfWm23dDfpd/content/prime-minister-nguyen-xuan-phuc-chairs-the-11th-asean-united-nations-summit (accessed 23.11. 2020)

14. India rejects RCEP as 15 other countries look to sign Trade Pact in 2020. https://www.straitstimes.com/asia/se-asia/india-rejects-rcep-as-15-other-countries-look-to-sign-trade-pact-in-2020 (accessed 14.04.2020)

15. The Summary of the RCEP Agreement. https://asean.org/storage/2020/11/Summary-of-the-RCEP-Agreement.pdf (accessed 14.11.2020)