New trends in chinese ideology after the 18th Congress of the CPC
Table of contents
Share
Metrics
New trends in chinese ideology after the 18th Congress of the CPC
Annotation
PII
S032150750011105-7-1
DOI
10.31857/S032150750011105-7
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Vladilen Burov 
Occupation: Principal Research Fellow, Institute of Philosophy RAS; Member, Editorial Board, Journal of the Chinese Academy of Social Sciences «Study of world socialism»; Advisor, International Confucian Association
Affiliation:
Institute of Philosophy, Russian Academy of Sciences
«Study of world socialism» Joural
International Confucian Association
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Pages
4-13
Abstract

The article discusses the issue of new trends in modern Chinese ideology. After the coming to power of the fifth generation of leaders of the China, Communist Party, the new General Secretary of the CPC Central Committee Xi Jinping significantly changed the direction of the party’s ideological work, he not only continues the traditions of his predecessors to promote Sinicized Marxism. At the same time, he pays serious attention to the study of the works of the classics of Marxism, first of all, Karl Marx.

In recent years, China has widely promoted a complex of «basic values of socialism». They cover the entire spectrum of universal norms of morality of a person’s relationship with his family, society, state, moreover, embody value concepts and ideals that should become the norm of people’s behavior in modern Chinese society. The basic values of socialism are to one degree or another rooted in Chinese traditions. Therefore, when interpreting them, Chinese propaganda refers not only to the statements of the country’s leaders, but also to the authority of ancient thinkers, and uses an example from Chinese history.

The global projects of international cooperation put forward by Xi Jinping - «One Belt, One Road» and «Building a Community with the Common Destiny of Mankind», caused a great resonance in the world communit. The Chinese leadership calls on the peoples of all countries to unite in the face of a large number of challenges in the spheres of economy, politics, environmental security and build a community of the common destiny of mankind, pure and beautiful, where long-term peace, universal security, widespread prosperity, openness and mutual respect reign. Among the political elite in Europe and the United States, there are people who express doubts about the sincerity of the intentions of the Chinese leadership.

Keywords
China, changes in the ideology of the CPC, attitude in China towards Marx and Marxism, basic values of socialism, global projects
Date of publication
22.10.2020
Number of purchasers
6
Views
251
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 100 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should sign in

Full text is available to subscribers only
Subscribe right now
Only article
100 RUB / 1.0 SU
Whole issue
880 RUB / 16.0 SU
All issues for 2020
8448 RUB / 169.0 SU
1 После ХVIII съезда КПК, состоявшегося в ноябре 2012 г., в идеологии Коммунистической партии Китая происходят серьёзные изменения. Очевидно, что это связано с приходом к власти пятого поколения руководителей во главе с Си Цзиньпинем. Изменения эти касаются проблем теории, социально значимых ценностей, международных отношений.
2 НОВЫЕ АКЦЕНТЫ В ПОДХОДЕ К ТЕОРЕТИЧЕСКИМ ПРОБЛЕМАМ
3 Начиная с 2013 г., Си Цзиньпин неоднократно в своих выступлениях обращается к теме марксизма. В них он говорит о том, что марксизм, марксистская философия глубоко раскрыли всеобщие законы объективного мира, в особенности, закономерности развития человеческого общества, поэтому они «и в наши дни по-прежнему обладают мощной жизненной силой, по-прежнему являются сильным идейным оружием, ведущим наших коммунистов вперёд» [1].
4 Си Цзиньпин неизменно подчёркивает, что, несмотря на прошедшее после создания марксизма не одно десятилетие, «марксизм не устарел», независимо от того, какие перемены произошли в данную эпоху, как при этом прогрессе науки марксизм по-прежнему демонстрирует великую силу научной мысли и по-прежнему занимает командные высоты в вопросах истины и справедливости [2]. Для придания большей значимости своим словам он употребляет термин «командная высота» (чжигаодянь), обычно употребляемый в военном деле.
5 Некоторые полагают, что марксизм изжил своё время, и то, что осуществляется сейчас в Китае, не есть марксизм; некоторые говорят, что марксизм - это всего лишь идеологическое теоретизирование, не имеющее научных законов и системности, отмечал Си Цзиньпин. В практической работе есть сферы, в которых имеет место маргинализация марксизма, пустопорожняя болтовня и наклеивание ярлыков. В некоторых научных дисциплинах имеет место «утрата речи», в учебных материалах марксизм «исчезает без следа», а на трибунах он «теряет голос». Такая ситуация должна привлечь наше внимание, ибо совершенно недопустимо рассматривать марксизм лишь в качестве идеологии и отрицать его научность.
6 4 мая 2018 г. Си Цзиньпин выступил с пространным докладом на торжественном заседании, посвященном 200-летию со дня рождения К.Маркса. Это было программное выступление, поскольку в нём было изложено его видение сущности и непреходящего исторического значения марксистского учения, связи этого учения с социальной практикой Коммунистической партии Китая на различных этапах её развития, начиная с момента основания и вплоть до нынешнего периода.
7 В начале своего доклада Си Цзиньпин подробно рассказал о теоретических исканиях молодого Маркса, его переходе от идеализма к материализму, создании им учения рабочего класса, особо выделив написание им совместно с Энгельсом в 1848 г. «Манифеста Коммунистической партии». Оценивая жизнь Маркса, Си Цзиньпин называет её «жизнью, полной высоких идеалов, неустанной борьбы за освобождение человечества», «жизнью смелого достижения вершины теоретической мысли в результате преодоления трудностей и препятствий и стремления к истине»; «жизнью, отданной непрерывной борьбе за свержение старого мира и создание нового мира». Характеризуя личные качества Маркса, Си Цзиньпин, назвав его великим человеком, в то же время счёл необходимым сказать, что он был «живым, простым человеком, любившим жизнь, искренним, честным, дорожившим чувствами и долгом».
8 Заявив о том, что Маркс «оставил нам самое драгоценное, самое влиятельное духовное богатство - марксизм», Си Цзиньпин далее подробно охарактеризовал его основные особенности: во-первых, это научная теория, творчески раскрывшая закономерности развития человеческого общества; во-вторых, это - народная теория, потому что впервые была создана система идей для освобождения народа; в-третьих, это теория практики, она указала народу направление действий по преобразованию мира; в-четвёртых, это непрерывно развивающаяся открытая теория, потому что она всегда находилась на переднем крае эпохи. Влияние марксизма на мировое развитие огромно, поэтому недаром Маркса называют «Мыслителем тысячелетия».
9 Далее, Си Цзиньпин счёл необходимым подчеркнуть, что марксизм не только глубоко изменил мир, но также глубоко изменил Китай. Маркс внимательно следил за событиями в Китае, связанными с агрессией империалистических держав, писал статьи в поддержку освободительного движения китайского народа, он научно предвидел появление китайского социализма. В своём докладе Си Цзиньпин также несколько раз говорил о том, что КПК соединила общие принципы марксизма с конкретной практикой китайской революции, строительства социализма, политикой реформ и открытости. Именно благодаря этому китайские коммунисты одерживали и одерживают победы.
10 Большое место в докладе Си Цзиньпина заняли его суждения относительно необходимости постоянной «учёбы у Маркса». Конкретизируя своё требование, он говорил о том, что учёба эта должна состоять в изучении и применении на практике идей марксизма о закономерностях развития человеческого общества, решительной защите позиций народа, производительных силах и производственных отношениях, народной демократии, культурном строительстве, социальном строительстве, отношениях между человеком и природой, о всемирной истории, строительстве марксистской политической партии.
11 По словам Си Цзиньпина, хотя со времени появления «Манифеста Коммунистической партии» прошло уже более 170 лет, история подтвердила правильность общих положений марксизма, поэтому китайские коммунисты должны следовать им в своей практической деятельности.
12 Впервые за многие годы высший руководитель Компартии Китая такое большое внимание уделил основоположнику научного социализма. Прежние руководители ограничивались дежурными фразами о роли Маркса в истории марксизма и развитии коммунистического движения Китая. В их выступлениях акцент всегда делался на китаизированный марксизм.
13 На наш взгляд, смысл доклада Си Цзиньпина состоял в том, чтобы позиционировать Компартию Китая, китайских марксистов как продолжателей учения Маркса, как его наследников. Это тем более важно, что в настоящее время марксизм в мире переживает серьёзный кризис.
14 Фактически, только Компартия Китая может претендовать на руководящую роль в мировом социалистическом движении. И она пытается подтвердить это право. Об этом свидетельствуют проводимые регулярно в Китае международные и всекитайские конференции по марксизму и социализму. Не говоря уже о том, что после ХVIII съезда КПК во всех высших учебных заведениях были созданы Институты марксизма, а учение Маркса стало в них обязательной учебной дисциплиной. Изучение произведений классиков марксизма всегда было составной частью учебной программы вузов Китая, но теперь это приобрело более обязывающий характер.
15 В заключение своего доклада Си Цзиньпин счёл необходимым сослаться на слова Энгельса о том, что мировоззрение Маркса - это не догма, а метод. Он предлагал не готовые истины, а исходный пункт для дальнейших исследований, метод, который можно использовать в этих исследованиях. Как говорил Энгельс, наша теория - это определенный исторический продукт, она в различные эпохи имеет совершенно различную форму и одновременно совершенно различное содержание.
16 По словам Си Цзиньпина: «Основные принципы научного социализма нельзя терять, потеряв их, теряешь сам социализм. Одновременно научный социализм отнюдь не является неизменной догмой. Я уже говорил, что великие социальные изменения в современном Китае не являются простым клише, продолжающим историю и культуру нашей страны, простой формой, копирующей представления классиков марксизма, переизданием практики других социалистических стран, повторением современной зарубежной модернизации». «Социализм отнюдь не имеет одного общепризнанного неизменного комплекса идей. Только в случае тесной связи основных принципов научного социализма с конкретной практикой данной страны, с традициями истории и культуры, требованиями эпохи, непрерывных поисков и обобщений в процессе практики можно замысел превратить в прекрасную реальность» (здесь и далее подч. нами. - В.Б.) [3].
17 В конце 2019 г. в теоретическом органе ЦК КПК, журнале «Цю ши» появляется статья Си Цзиньпина «Изучение основ марксизма - обязательный предмет для коммунистов» (на основе текста его выступления на 5-й коллективной учёбе членов Политбюро ЦК КПК 19-го созыва).
18 В начале статьи он напоминает о том, что на коллективной учёбе членов Политбюро неоднократно обсуждались вопросы марксистско-ленинской теории, исторического и диалектического материализма, основные положения и методология марксистской политэкономии. Теперь же путём коллективного изучения «Манифеста Коммунистической партии» предстоит тряхнуть стариной и вспомнить классиков, прочувствовать силу правды марксизма, укрепиться в вере в марксизм, докопаться до корней того, как марксистская политическая партия может сохранить свою прогрессивность и в чистоте свою теорию, повысить способность и уровень использования основных принципов марксизма для решения практических проблем современного Китая.
19 Говоря о значении «Манифеста», Си Цзиньпин подчеркивает, что в этом произведении классиков марксизма было впервые изложено материалистическое понимание истории, кроме того, в нём содержится марксистский взгляд на классовую борьбу, историческую миссию пролетариата, всестороннее развитие человека, мировой рынок и т.д., и, что очень важно, подчеркивается неизбежность гибели капитализма.
20 Си Цзиньпин также счёл необходимым отметить, что успех руководимой Лениным Октябрьской революции подтвердил правильность «Манифеста». То же самое можно сказать и об успехах китайских коммунистов в революции и социалистическом строительстве. Успех китайских реформ доказывает правильность идей «Манифеста», несмотря на поражение советской модели социализма.
21 Си Цзиньпин потребовал от всех членов партии, кадровых работников, особенно высшего звена, изучать и применять «Манифест». Он выразил уверенность в том, что в 2048 г., в 200-летнюю годовщину опубликования «Манифеста», в Китае будет построено социалистическое модернизированное сильное государство и будет осуществлено великое возрождение китайской нации, а Компартия Китая и китайский народ ещё раз подтвердят научность, правильность и предвидение марксизма. По его мнению, в «Манифесте» содержится теоретическая база для строительства партии в новых условиях. Хотя «Манифест» не может дать ответы на все вопросы, он может служить методологической основой для теоретических поисков и выработки практических мероприятий [4].
22 У нас нет информации о том, как конкретно проходило обсуждение Манифеста на коллективной учёбе членов Политбюро ЦК, но, судя по содержащимся в выступлении Си Цзиньпина словам, все участники коллективной учёбы перед обсуждением должны были прочитать текст «Манифеста», т.е. его обсуждение не было формальным.
23 При этом Си Цзиньпин неизменно подчеркивает связь учения Маркса-Энгельса-Ленина со всей предшествующей мировой философией. На всекитайском совещании работников философских и общественных наук, проходившем в мае 2016 г., он упоминает имена многих известных мыслителей - Гоббса, Локка, Вольтера, Монтескье, Руссо, Дидро, Джеферсона, Канта, Гегеля, Фейербаха, Сен-Симона, Фурье, Оуэна, Адама Смита и др., а затем делает следующий вывод - если бы не было развития философских и общественных наук в Европе в XVIII-XIX вв., было бы невозможно появление и развитие марксизма [2].
24 Си Цзиньпин объявляет создание современного марксизма стратегической задачей китайских обществоведов. По его словам, хотя в китаизации марксизма достигнуты крупные успехи, однако эта работа ещё далеко не закончена (подробнее см.: [10]).
25 Он говорит следующее: «Я посмотрел ряд книг западных авторов, изучающих марксизм. Их выводы необязательно правильные, но при изучении и проведении источниковедческой работы над текстами их можно использовать; если сравнивать те усилия, затрачиваемые нами в этом отношении, они явно недостаточны. Для изучения и исследования марксизма нельзя скользить по верхам, не вникать глубоко, некоторые люди, не прочитав и нескольких произведений классиков марксизма, будучи дилетантами, тем не менее, крикливым голосом излагают свои мнения, подобное поведение является безответственным, ненаучным».
26 В этой связи следует отметить, что подобный подход является правильным. В истории многих коммунистических партий социалистических стран, включая Китай и Советский Союз, было много деятелей, которые соответствовали тому типу руководителей, о которых говорит Си Цзиньпин. Они изучали марксизм по популярным брошюрам, но претендовали на роль знатоков марксистского учения. Как известно, Маркс, Энгельс, Ленин были высокообразованными людьми, знакомство с их произведениями, в любом случае, несомненно, способствует повышению интеллектуального уровня человека. В Пекине почти сразу же после образования КНР при ЦК партии было создано Бюро переводов произведений классиков марксизма, которое существует до сих пор. Оно занимается изданием Полных собраний сочинений Маркса, Энгельса, Ленина и их изучением.
27 Вместе с тем, Си Цзиньпин подчеркивает, что марксизм следует развивать в соответствии с требованиями эпохи и практикой, марксизм - это открытая, непрерывно развивающаяся система. Как следует из многих его высказываний, развитие это должно осуществляться, в т.ч., и с учетом наследования теоретического богатства классиков марксизма.
28 ОСНОВНЫЕ ЦЕННОСТИ СОЦИАЛИЗМА
29 В последние годы одной из главных мест в китайской пропаганде заняли «основные ценности социализма» («шэхуэйчжуихэсиньцзячжи»). Их можно увидеть на рекламных щитах, расположенных на улицах городов, в жилых зданиях, внутри студенческих кампусов и т.д. Однажды проезжая вечером по одной из улиц Пекина, я увидел их написание в красочном оформлении, с подсветкой, на перекрёстке двух центральных улиц.
30 Всего ценностей 12 - процветание, демократия, цивилизация, гармония, свобода, равенство, справедливость, управление по закону, патриотизм, преданность делу, честность, дружелюбие. Все они объединены в 3 группы: первые четыре выступают как «ценностные цели развития современного китайского государства»; вторые четыре отражают «всеобщие ценностные устремления китайского общества»; третьи четыре - касаются личных нравственных качеств каждого человека.
31 Неслучайно, что первой ценностью социализма является процветание, ибо речь идёт о богатстве и могуществе государства (таков, кстати, другой перевод понятия «процветание», по-китайски - «фуцян». - В.Б.).
32 В интерпретации китайских теоретиков понятие «процветание» имеет три значения: во-первых, это «освобождение и развитие производительных сил», т.е. речь идёт о быстром развитии экономики и увеличении мощи государства; во-вторых, процветание предполагает достижение всеобщей зажиточности. В китайской печати любят цитировать слова Дэн Сяопина: «Бедность не есть социализм, социализм должен ликвидировать бедность»; в-третьих, процветание означает создание «сообщества единой судьбы человечества», т.е. понятие «процветание» имеет и международный аспект.
33 При разъяснении понятия «демократия» китайские теоретики пишут о том, что определить, является тот или иной политический строй демократическим, нельзя лишь по внешним формам проявления демократии; т.е. недостаточно иметь разделение трёх властей: парламент, многопартийную систему, общенациональные выборы. Политическая власть на практике может находиться под контролем богатой части общества или оказаться в руках олигархии. Существование тюрьмы в Гуантанамо, разоблаченное Сноуденом ведение прослушивания внутри и вне страны отнюдь не говорят об истинной демократии, якобы существующей в странах Запада. Ключевой момент демократии состоит в том, выражает ли она в полной мере волю народа, выполняется ли в полной мере требование народа по управлению своим государством, в полной мере, гарантированы ли законные права народа», заявляют китайские теоретики [5, р. 147].
34 Отличительные особенности демократии с китайской спецификой, о которых пишут в Китае, состоят в следующем: существование системы собраний народных представителей, системы многопартийного сотрудничества и политических консультаций под руководством Коммунистической партии Китая, автономия национальных районов Китая, низовое демократическое самоуправление в городе и деревне. В последние годы в Китае обращается особое внимание на управление государством на основе закона, строительство правового государства (подробнее о демократии с китайской спецификой см.: [6]).
35 Ещё несколько десятилетий назад в китайской политической терминологии появились два понятия - «материальная цивилизация» и «духовная цивилизация».
36 В настоящее время, как утверждается в китайской печати, «духовная цивилизация» приобретает все большее значение. Китай обладает культурными традициями, имеющими длительную историю, поэтому в настоящее время он старается всемерно пропагандировать лучшие достижения китайской цивилизации, придерживаясь, вместе с тем, в отношениях с другими странами позиции открытости. Как пишет китайский учёный Чжоу Сяосюй, «мы сможем дать понять жителям Запада, что Китай, которого называют «восточным львом», является львом, которого можно полюбить» [5, р. 167].
37 Общераспространенной точкой зрения среди китайских обществоведов является мнение о том, что «гармония» выражает собой истинную сущность китайской культуры, дух китайской цивилизации.
38 Действительно, это понятие встречалось уже в древнекитайских памятниках. Многие китайские мыслители, начиная с Конфуция, мечтали о построении идеального общества. В произведении реформатора XIX в. Кан Ювэя «Да тун шу» («Книга о великом единении») было дано описание идеального общества в мировом масштабе1. Китайские коммунисты постоянно заявляют о своей приверженности идеям своих предшественников. Например, в начале нулевых годов на одном из пленумов ЦК КПК специально рассматривался вопрос о социальной гармонии и было принято соответствующее решение. Но социальная гармония неразрывно связана с социальной стабильностью, о чём неоднократно говорил Дэн Сяопин, пишут в китайских работах.
1. Подробнее см.: Тихвинский С.Л. Движение за реформы в Китае и Кан Ювэй. М., 1980.
39 Признавая китайское общество, в основном, гармоничным, обычно указывают на то, что хотя в Китае живёт примерно 1 млрд 400 млн человек, государство в состоянии накормить и одеть такое большое количество людей и предоставить ему жильё. Китайские авторы в то же время вынуждены признавать наличие большого количества серьёзных проблем, таких, как значительная неравномерность в развитии между городом и деревней и между регионами, нарастание демографического, ресурсного и экологического давления, а также существование острых проблем, связанных с жизненными интересами масс в сфере занятости, социального обеспечения, распределения доходов, образования, здравоохранения, жилья, безопасности на производстве и т.д.
40 В любом обществе, даже в социалистическом, существуют противоречия, их невозможно избежать, но им нельзя способствовать и обострять их. Чтобы успешно решать задачу построения гармоничного общества, необходимо проводить политику, отвечающую интересам масс - таков вывод, который делают авторы публикаций в китайской печати. Нельзя не обратить внимания на то, что многие из них связывают создание гармоничного общества со строительством экологической цивилизации. Этот термин появился сравнительно недавно - на XVIII съезде партии, где была выдвинута самостоятельная концепция экологической цивилизации, предусматривающая «уважение к природе, не нанесение ей вреда, защита её».
41 Если говорить о свободе, то её понимание в традиционной китайской культуре отличалось от европейских представлений. В Китае особо подчеркивалась ответственность человека перед семьёй, обществом и государством, проповедовалась идея о том, что вначале общественное, а затем частное, «видеть долг и забывать об интересах». Идеи демократии, свободы личности в китайской идеологии отсутствовали. Хотя ради исторической справедливости следует признать, что китайские мыслители резко выступали, как пишет один китайский автор, против «обратной стороны свободы - деспотии, произвола, самовластия, самоуправства и т.п.», хотя это и проявлялось в своеобразной форме. Например, в 1961 г. известный литератор и историк У Хань опубликовал пьесу «Хай Жуй уходит в отставку», в которой в имплицитной форме критиковался Мао Цзэдун (в пьесе описывался конфликт сановника Минской династии Хай Жуя, который не побоялся подвергнуть критике самого императора. Когда его критика не была принята, он ушёл в отставку). В 1969 г. арестованный У Хань трагически погиб.
42 Вместе с тем, китайские учёные вынуждены признать, что в истории Китайской Народной Республики возникало много ситуаций с нарушением свободы, посягательством на нее. В практике традиционного социализма существовала система высокоцентрализованной плановой экономики, результатом чего являлся строгий контроль политики над экономикой, культурой и обществом: самой производственной деятельности предприятий, а также массам в личной жизни недоставало необходимой самостоятельности и жизненной силы (т.е. свободы. - В.Б.).
43 В условиях, когда представления об управлении на основе закона были слабыми, а широкое распространение имели идеи управления страной на основе человеческого фактора, добавим к этому ещё влияние «левацких ошибочных идей, а также решение крупных проблем с помощью массовых движений, в особенности в период «культурной революции», когда права человека серьёзно нарушались, достаточно большое количество кадровых работников и простых людей подверглись репрессиям, а личность человека терпела надругательства» [5, р. 182].
44 Согласно официальной точки зрения, с началом политики реформ и открытости свобода и права человека «получили эффективную гарантию»: в китайских изданиях специально подчеркивается, что «осуществление свободы зависит от экономических и социальных условий, свобода, не имеющая такой поддержки, является свободой, построенной на верхнем этаже здания, фальшивой свободой» [5, р. 189].
45 Степень свободы человека, по мнению китайских ученых, во многом зависит от рыночной экономики, предпосылкой свободы является всеобщая зажиточность. Свобода в современном Китае проявляется в следующих моментах: увеличение свободы выбора товаров, проявление многообразия стиля жизни, увеличение времени отдыха.
46 Одновременно, согласно пропагандируемому в Китае представлению о свободе человека, она неразрывно связана с социальным порядком, социальной стабильностью. Ибо, как говорил Дэн Сяопин, «китайцев так много, наша база так слаба, что если не будет политической обстановки спокойствия и единства, то не будет стабильного порядка в обществе, никаких дел не удастся сделать, стабильность преодолевает всё» [7].
47 Проблема равенства в течение многих столетий имела в истории Китая большое значение, она была одним из лозунгов крестьянских восстаний, в т.ч. наиболее крупного из них - тайпинского движения (середина ХIХ в.). В современном Китае под равенством понимается равенство прав и равенство возможностей. Формально равенство людей получило конституционную и юридическую гарантии. Китайская пропаганда настаивает на том, что равенство - это условие, основа гармонии и стабильности в обществе.
48 В этой связи часто приводятся слова древнекитайских мудрецов. Конфуций, в частности, говорил, что «того, что ты не желаешь, чтобы сделали по отношению к тебе, не делай по отношению к другим. Если какое-то дело тебе не нравится, не следует перекладывать его на плечи другого человека». Он подчеркивал, что «прежде чем решить, как относиться к другому человеку, нужно поставить себя на его место, представить, что ты - это он, и желаешь ли ты подобного отношения. Если ты не желаешь его, нельзя подобным образом относиться к другому человеку».
49 В китайских публикациях, посвященных проблемам равенства, подчеркивается, что в современном Китае стремятся не только к формальному равенству, зафиксированному в Конституции и законах, но и к реальному равенству, которое реализуется в равных экономических и социальных правах. Широко известна знаменитая фраза английского мыслителя ХIХ в. Дж.Актона: «Власть развращает, абсолютная власть развращает абсолютно». В условиях культа личности Мао Цзэдуна многие китайцы - от высших руководителей до простых граждан - зримо ощутили на себе справедливость этих слов.
50 Поэтому в последние годы в Китае провозглашен лозунг борьбы против особых прав, особых привилегий, которые подрывают принцип равенства. В Китае существует серьёзная проблема неравенства возможностей, и отсюда отсутствие социальной мобильности: «Имеющие хождение в китайском обществе понятия «второе поколение - «второе поколение чиновников», «второе поколение богатых», «второе поколение бедных» наглядно отражают неизменность этих социальных слоёв. Широко распространенная в обществе лексика вроде слов «знаменитый папа», «папа-спаситель» являются классическим выражением этого явления. В начале политики реформ и открытости был распространен следующий лозунг: «Выучишь математику, можно будет объездить весь мир», теперь этот лозунг некоторыми людьми переиначен в шутку - «Лучше иметь хорошего папу, чем хорошо выучить математику» [5, р. 204].
51 Некоторые молодые люди предаются горестным раздумьям: «Я каждый раз хочу взять свою судьбу за горло, но каждый раз судьба берёт за горло меня самого». Руководство Коммунистической партии неизменно подчеркивает, что социальная справедливость является неотъемлемым свойством, требованием социалистического общества. Китайская печать вынуждена признать существование серьёзных проблем в этом отношении.
52 Во-первых, наблюдается увеличение разницы в доходах. Согласно официальным данным, коэффициент Джини в Китае составлял: в 2003 г. - 0,479; в 2004-м - 0,473, в 2005-м - 0,485, в 2006-м - 0,487, в 2007-м - 0,484, в 2008-м - 0,491, в 2010-м - 0,481, в 2011-м - 0,477, в 2012 г. - 0,474. В последующие годы коэффициент Джини остаётся примерно на том же уровне. Обычно считается, что когда коэффициент Джини находится в пределах 0,4-0,5 - это означает большую разницу в доходах. Ситуацию «скрашивает» то обстоятельство, что в последние годы удалось значительно уменьшить количество людей, живущих за чертой бедности (подробнее см.: [11]).
53 Во-вторых, существует различие в системе социальных гарантий в городе и деревне, последней её главной формой по-прежнему остаётся гарантия со стороны семьи. В-третьих, существуют проблемы со справедливостью суда, которые связаны с несовершенством правовой системы. В-четвёртых, существуют различия в системе образования между городом и деревней.
54 В последние годы руководство КПК стало принимать более масштабные меры по обеспечению социальной справедливости. В настоящее время большое внимание в Китае уделяется осуществлению политики курса «управление по закону», которое заменило собой существовавшую прежде систему «управления с помощью человеческого фактора». К концу 2011 г., кроме одобрения ныне действующей Конституции, было принято 233 закона, касающихся гражданского права, торгового права, административного права, экономического права, социального права, уголовного права, судебных и внесудебных процедур.
55 Согласно данным статистики, за период с 1978 по 2013 гг. количество дел в судах по всей стране с 61 тыс. возросло до 13,37 млн, число адвокатов - с менее чем 3 тыс. до 250 тыс. человек, что очевидно свидетельствует об историческом прогрессе судебной системы Китая. Вместе с тем, сами китайские авторы отмечают, что «бывают ситуации, когда есть законы, но их не используют; когда исполняют законы нестрого, небрежно выполняют свои обязательства; появляются такие проблемы, как превышение власти при исполнении закона, взимание денег за исполнение закона, наблюдаются взяточничество и беззаконие».
56 Более того, в качестве «защитного зонтика» могут выступать криминальные элементы; определенное распространение получили случаи, когда при исполнении закона не говорят о решении дела, не следуют принятым стандартам; приходится сталкиваться с тем, что личные качества, уровень квалификации судей, исполняющих законы, недостаточно высок и т.д. [5, р. 213].
57 Первым в списке ценностных норм современного китайского гражданина стоит патриотизм. Согласно китайской статистике, за пятитысячелетнюю историю китайская нация пережила более 1000 сильных наводнений, более 800 крупных землетрясений; точно так же, согласно китайской статистике, в течение более 100 лет, с 1840 по 1949 гг. более 10 империалистических держав много раз вторгались в Китай и развязали за это время более сотни агрессивных войн, вынудив власти правившей тогда в Китае Цинской династии заключить 1175 неравноправных договоров, в результате которых страна была ограблена на 100 млрд лянов серебра2 [5, р. 239].
2. При династии Цин лян был основной денежной единицей. Считалось, что одного ляна хватит на жизнь обычной семьи в течение одного месяца (прим. авт.).
58 Тем не менее, подчеркивают китайские авторы (учёные), китайская нация не была уничтожена ни в результате стихийных бедствий, ни вследствие внешней агрессии. Причина этого - патриотизм, который глубоко проник в гены китайской нации и стал движущей силой её развития. Говоря о патриотизме, современные китайские авторы подчеркивают неразрывную связь национальной идентичности с культурной идентичностью. Действительно, историческая память позволяет людям той или иной нации осознавать свою роль и место в истории, приобрести тем самым чувство исторической миссии и ответственности. При этом китайские авторы выступают за рациональный патриотизм, патриотизм - это служба Родине действием.
59 Важное место в системе основных китайских ценностей занимает преданность делу. В интерпретации китайской пропаганды это означает, во-первых, преданность своему служебному долгу - выполняя какую-либо работу, следует делать её добросовестно; во-вторых, любовь к той профессии, которую выбрал человек; в-третьих, воспитание трудолюбия и профессионализма.
60 Можно иронизировать по поводу некоторых правил поведения, принятых в Китае, непривычных для европейцев, например, работники ресторанов и кафе ежедневно перед началом работы, стоя в строю, получают инструкции; или же проводники вагонов ж/д поездов после прибытия на очередную станцию, стоя у вагонов, отдают честь. Однако все это укладывается в следование ценностной идее «преданность делу».
61 Понятие «честность» неслучайно включено в список основных ценностей социализма. Китайское слово «чэньсинь» (честность) расширительно можно трактовать как правдивость и верность своему делу, другими словами, честность означает «не говорить неправды, быть честным, быть правдивым, не лгать и не обманывать других». Поэтому интерпретируя данное понятие, китайские авторы подчеркивают, что честность - это одна из самых универсальных и основных моральных норм в жизни человека; она является основой для установления доверительных отношений между людьми и поддержания нормального общественного порядка, это «корень утверждения собственной личности, источник открытия своего дела, основа создания государства».
62 В китайских публикациях особо подчеркивается, что честность является неотъемлемым требованием рыночной экономики. Недостаток честности приводит к снижению эффективности экономической деятельности, нарушению нормального порядка на рынке, увеличению стоимости экономических операций и, в конечном счёте, к нарушению социального порядка. Один из китайских авторов пишет так: «Репутация - это деньга, а бренд - это дорогостоящий нематериальный актив, честное ведение дел должно стать золотым правилом для развития и расширения предприятий» [5, р. 254].
63 Последним в списке основных ценностей социализма стоит дружелюбие, но это нисколько не преуменьшает его значение. Ибо дружелюбие касается не только отношений между людьми, оно затрагивает также отношения между государствами, между человеком и природой. Как подчеркивается в китайских публикациях, дружелюбие - обязательное условие, необходимое для того, чтобы члены большой семьи под названием человечество могли жить вместе и совместно развиваться.
64 Китайские авторы отмечают, что дружба является традиционной добродетелью китайской нации. В этой связи обычно указывают на учение школы моистов о всеобщей любви. Её основатель Мо-цзы (479-400 гг. до н.э.) писал: «Нужно смотреть на другое царство как на своё царство; смотреть на другой дом, как на свой дом; смотреть на других людей, как на самого себя, относиться к ближнему, как к самому себе».
65 Если давать общую оценку всем 12 ценностям, нельзя не признать их отбор достаточно удачным. Они охватывают весь спектр общечеловеческих норм морали, взаимоотношений человека с семьей, обществом, государством, более того, они выходят за рамки обычных отношений между людьми, вполне применимы и для межгосударственных отношений.
66 Важно учитывать то обстоятельство, что все эти ценности в той или иной степени укорены в китайской традиции. Неудивительно поэтому, что при их обосновании и разъяснении, интерпретации китайская пропаганда постоянно обращается не только к высказываниям руководителей Компартии, но и к авторитету китайских мыслителей древности, средневековья и нового времени, использует примеры из отечественной истории.
67 Одновременно используются примеры героических поступков людей из современной истории страны: в 1962 г. в результате несчастного случая погиб Лэй Фэн, командир отделения одной из инженерных частей НОАК. Как писала китайская пресса, он всю свою жизнь посвятил служению народу, оказывал бескорыстную помощь другим людям, с любовью относился к своей работе. По мнению В.Н.Усова, известного специалиста по истории китайской революции и КПК, Лэй Фэн «действительно был добросердечным и скромным человеком».
68 В дневнике Лэй Фэна, обнаруженном после его гибели, много слов преданности Мао Цзэдуну. В 1963 г. Мао Цзэдун сделал надпись «Учиться у товарища Лэй Фэна», и по всей стране развернулась массовая кампания в духе беззаветного служения народу. Впоследствии 5 марта (день опубликования надписи Мао Цзэдуна) был объявлен «Днём учёбы у Лэй Фэна», который отмечается в Китае ежегодно и по сей день.
69 Китай - одна из самых многонаселенных стран мира, и наличие общего морального кодекса, общеобразовательных норм поведения позволяет сохранять в стране социальную стабильность.
70 Конечно, как и в любом государстве, далеко не все граждане Китая законопослушны, китайское общество не свободно от различного рода уголовных преступлений, вплоть до грабежей и убийств. Однако требование соблюдения “основных ценностей социализма”, несомненно, имеет цементирующее значение. Как и во всяком обществе, в китайском обществе есть люди, недовольные проблемами, существующими в различных сферах общественной жизни.
71 В своё время в Советском Союзе, а сегодня в Китае среди интеллигенции есть люди, которых можно назвать диссидентами, причем левого и правого толка. Они встречаются и среди старшего поколения, и среди молодежи, их не удовлетворяет существующая модель социализма. Точку зрения определенной части старых коммунистов выражал журнал «Яньхуанчуньцю», в котором публиковались статьи по теоретическим, политическим и историческим вопросам, не совпадавшие с господствующей идеологической линией. Два года назад редакция журнала была заменена, и теперь её публикации находятся в русле официальной идеологии.
72 Однако массового протестного движения в Китае нет. И это связано не только с работой органов правопорядка и безопасности, хотя, конечно, их деятельность имеет немаловажное значение.
73 Это связано с тем, что китайское руководство смогло действительно обеспечить «процветание страны», оно в той или иной степени коснулось всех социальных слоёв, не только членов партии, кадровых работников, военнослужащих, интеллигенцию, но и многомиллионные массы простых людей.
74 Об этом говорят не только цифры укрепления государственной мощи и обороноспособности страны. Выступая 18 декабря 2018 г. на торжественном заседании, посвященном 40-й годовщине политики реформ и открытости, Си Цзиньпин не без гордости привёл данные, свидетельствующие о значительном повышении уровня материальной жизни населения страны, обеспечения его социальными гарантиями: за период с 1978 по 2018 гг. среднедушевой доход на каждого человека с 171 юаня вырос до 26 тыс. юаней; за годы реформ число бедных людей сократилось на 740 млн человек. Создана самая большая в мире система социального страхования - страхованием по старости охвачено более 700 млн человек, медицинским страхованием - более 1 млрд 320 млн человек; продолжительность жизни с 67,8 лет в 1981 г. возросла до 77 лет в 2018 г. [8].
75 Особо следует подчеркнуть, что за последние 20 лет китайскому руководству удалось, в основном, решить проблемы, волновавшие крестьянство, составляющее в настоящее время примерно половину населения страны. Речь идёт об отмене безвозмездной конфискации земель сельскохозяйственного назначения, повышении материального уровня жизни крестьян, улучшении системы образовательного и медицинского обслуживания в деревне [11].
76 О жизнеспособности современного китайского общества убедительно говорит тот факт, что стране удалось с меньшими потерями и в более короткий срок, по сравнению с другими странами, в основном справиться с пандемией коронавируса. Хотя, конечно, до построения действительно гармоничного общества в Китае ещё очень далеко.
77 ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
78 Важным событием мирового масштаба явилось выдвижение китайским руководством двух глобальных проектов международного сотрудничества, которых до этого не предлагала ни одна страна мира.
79 В сентябре 2013 г. в Астане (Казахстан) Си Цзиньпин выступил с инициативой «Один пояс, один путь». Её цель - «совместное экономическое развитие в условиях политического взаимодоверия».
80 За 7 лет реализации инициативы Китай подписал более 100 документов о сотрудничестве с 88 странами и международными организациями. Совокупный торговый оборот Китая со странами инициативы «Один пояс, один путь» к концу 2018 г. превысил $5 трлн, за тот же период совокупный объём инвестиций Китая в страны, охваченные инициативой, превысил $70 млрд. Китайские предприятия открыли 75 зон торгово-экономического сотрудничества в странах инициативы, которые обеспечили 200 тыс. новых рабочих мест. И это далеко не полные данные.
81 В докладе ХIХ съезду КПК (ноябрь 2017 г.) Си Цзиньпин заявил о необходимости создания сообщества единой судьбы человечества. Он прямо позиционировал ответственность Компартии Китая за судьбы не только своей страны, но и всего человечества. «Коммунистическая партия Китая, - сказал он, - это политическая партия, которая борется как за счастье китайского народа, так и за прогресс всего человечества».
82 Он говорил о необходимости строгого соблюдения всеми государствами принципов равенства и справедливости в международных отношениях, борьбы против каких-либо форм вмешательства в дела других государств, притеснения слабых сильнейшими. «Китай, - заявил он, - ни в коем случае не будет жертвовать интересами других стран ради собственного развития и ни при каких обстоятельствах не будет отказываться от своих законных прав и интересов»...
83 Более подробно на тему внешней политики Китая, участия страны в делах мирового сообщества Си Цзиньпин высказался вскоре после ХIХ съезда, 1 декабря 2017 г., в Пекине на встрече с представителями почти 300 политических партий и организаций со всего мира. В своем выступлении он призвал все страны энергично создавать, «во-первых, безопасный мир, свободный от терроризма, во-вторых, процветающий мир, свободный от бедности, в-третьих, открытый мир; в-четвертых, живописную природу, чистый, красивый мир». Он констатировал, что проект «Один пояс и один путь» уже стал «платформой для осуществления величайшего совместного сотрудничества различных стран мира».
84 В своём выступлении Си Цзиньпин изложил три принципа, которыми Компартия Китая всегда руководствуется в своей деятельности.
85 Первый принцип - это постоянное стремление внести вклад в достижение мира и спокойствия во всем мире. Подобный подход обусловлен самой историей КПК. Ее образование произошло в период бурных потрясений в китайском обществе, кроме того, в течение 28 лет ей пришлось вести вооруженную борьбу и нести громадные жертвы для достижения победы. Поэтому, сказал Си Цзиньпин, для китайских коммунистов мир является высшей ценностью. Многие годы Китай участвует в процессе политического урегулирования международных конфликтов, его военнослужащие наиболее активно участвуют в миротворческих операциях ООН. При этом было подчеркнуто, что, какого бы уровня развития Китай ни достиг, он никогда не будет гегемоном, никогда не совершит агрессию против какого-либо государства.
86 Второй принцип - это постоянное стремление внести вклад в совместное развитие мировой цивилизации. Китайские коммунисты всегда испытывали глубокие чувства не только к своему народу, но и к народам всего мира. На практике это выражается в том, что в течение длительного времени Китай оказывает бескорыстную помощь развивающимся странам в виде льготных кредитов, значительной технической поддержки, интеллектуального содействия. Китай уже осуществил в развивающихся странах большое количество проектов в экономической и социальной сферах. В настоящее время во многих из этих стран находятся тысячи китайских ученых, инженеров, предпринимателей, техников, врачей, преподавателей, рабочих, волонтеров. «Они рука об руку, плечом к плечу помогают населению развивающихся стран улучшать свою судьбу», - отметил Си Цзиньпин.
87 Третий принцип - это постоянное стремление внести вклад во взаимный обмен опытом и взаимную учебу в рамках мировой цивилизации. Компартия Китая всегда подчеркивала, что необходимо утверждать широкий взгляд на мир, активно изучать и заимствовать цивилизационные достижения, созданные народами других стран, и, соединив их с практикой Китая, использовать в своей деятельности.
88 В опубликованном 27 сентября 2019 г. Канцелярией информации Государственного Совета (правительства) КНР документе «Китай в новую эпоху и мир» проект «построения сообщества единой судьбы человечества» характеризуется следующим образом:
89 - в политической области - инициировать взаимное уважение и равноправные переговоры (вариант: на равных), решительный отказ от идей холодной войны и политики грубой силы, идти по новому пути общения между государствами - диалог, а не конфронтация, партнёрство, а не создание блоков;
90 - в сфере безопасности - инициировать решение споров посредством (путём) диалога, решение разногласий посредством переговоров, совместно отвечать на традиционные и нетрадиционные угрозы безопасности, выступать против всех форм терроризма;
91 - в сфере экономики - инициировать преодоление трудностей совместными усилиями (вариант: оказывать помощь друг другу как люди, плывущие на одной джонке), способствовать либерализации и удобству торговли и инвестиций, продвигать вперёд экономическую глобализацию с тем, чтобы она развивалась в направлении большей открытости, большей инклюзивности, большого всеобщего благоприятствования, большей равномерности (равновесия), большей взаимовыгодности;
92 - в сфере культуры - инициировать уважение многообразия мировых цивилизаций, обмена между цивилизациями, а не их разобщенность, взаимное извлечение уроков, а не их конфликты, их сосуществование, а не преимущество одной над другой;
93 в сфере экологии - инициировать отстаивание хорошего отношения к окружающей среде, сотрудничества в реагировании на изменение климата, сохранении родной земли, которая является и средой обитания человечества [9].
94 В том же правительственном документе говорится, что проект «Один пояс, один путь» является практической платформой строительства сообщества единой судьбы человечества.
95 Следует отметить, что среди политической элиты Европы и США есть люди, которые выражают сомнение в искренности намерений китайского руководства. По их мнению, используя торгово-экономические связи, которые лежат в основе китайских глобальных проектов международного сотрудничества, Китай будет усиливать не только своё экономическое, но и политическое влияние, особенно в небольших странах Центральной и Восточной Европы, которые остро нуждаются в экономической помощи, инвестициях. Тем более, что Китай является первой страной мира по запасам иностранной валюты. И такие примеры уже есть - приобретение китайскими предпринимателями порта Пирей в Греции, автомобильного концерна «Вольво» в Швеции. Во многом от экономической помощи Китая зависят многие страны Азии и Африки.
96 Очевидно одно: экономическое и политическое влияние Китая в мире в ближайшие десятилетия будет возрастать.
97 * * *
98 Рассмотренные выше новые тенденции в идеологии Коммунистической партии Китая свидетельствуют о стремлении китайского руководства своевременно ответить на внутренние проблемы и новые вызовы эпохи. С одной стороны, она выдвигает идейные принципы, соответствующие веяниям ХХI века, а с другой - обращается к тем идеям основоположников марксизма, которые подтверждают правильность избранного Китаем курса на социализм. Поскольку отказ от этого курса неизбежно посеет сомнения среди многомиллионных масс китайского народа.

References

1.  XI Jinping. To advance the study of the whole party of historical materialism and the mastery of them, to better understand the regularities and to more actively advance the work in this direction. People's Daily. 05.12.2013 (In Chin.)

2. XI Jinping. Speech at a meeting on philosophical and social sciences. Beijing. Renmin chubanshe. 2016. P. 10 (In Chin.)

3. XI Jinping. Speech at the solemn meeting dedicated to the 200th anniversary of the birth of Karl Marx. People's Daily. 04.05.2018 (In Chin.)

4. XI Jinping. The study of the foundations of Marxism is a mandatory subject for Communists. Qiu Shi magazine. 2019. № 24 (In Chin.)

5. Han Zhen, Zhang Weiwen. The system of Chinese values. Beijing, Ed. Zhongguo shehuikexue chubanshe. 2018 (In Chin.)

6. Burov V.G. 2010. Democracy with Chinese characteristics. Svobodnaya mysl. No. 6) (In Russ.)

7. Deng Xiaoping. Elected. proc. Beijing. Vol. 3. Renmin chubanshe. 1993, P. 284 (In Chin.)

8. Xi Jinping. Speech at a meeting dedicated to the 40th anniversary of the policy of reform and openness. Qiu Shi magazine, 2018, № 24 (In Chin.)

9. Burov V.G. China in the new era and the World (In Chin.). http://www.xinhuanet.com//2019-27/c_1125 047331.htm (accessed 25.06.20)

10. Burov V.G. 2019. Sinicized Marxism as the theoretical basis for the work of the Chinese Communist Party. Aziya i Afrika segondya. № 12 (In Russ.). DOI: 10.31857/S032150750007091-2

11. Boni L.D. 2020. China: elimination of poverty. Aziya i Afrika segondya. № 8, 9 (In Russ.). DOI: 10.31857/S032150750010444-0; DOI: 10.31857/S032150750010854-1