South Africa and Nigeria in intra-African trade
Table of contents
Share
Metrics
South Africa and Nigeria in intra-African trade
Annotation
PII
S032150750010862-0-1
DOI
10.31857/S032150750010862-0
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Ekaterina N. Zanoskina 
Occupation: Junior Research Fellow, Centre for Global and Strategic Studies, Institute for African Studies, RAS
Affiliation: Institute for African Studies, Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Pages
58-63
Abstract

This article deals with the topical issue of the impact of global trends on intra-African trade dynamics and the recent progress of integration processes. Intra-African trade has increased significantly over the last twenty years, but it is still smaller than in other regions of the world.

While the signing of the African Continental Free Trade Area (AfCFTA) Agreement is a noteworthy achievement, it is only the beginning of a major of what is likely to be a long and challenging process of boosting intra-African trade, particularly when implemented alongside trade facilitation measures. Projected increases in intra-African trade are highest for industrial products which demonstrates the role the CFTA can play in driving Africa’s structural transformation.

This paper analyses the political economy of trade policymaking in Africa’s two largest economies, Nigeria and South Africa, to better understand which country will lead the integration process. Both have played major roles in the integration processes of their respective regions. In West Africa, Nigeria has long been the motor behind regional cooperation in ECOWAS. However, the country often takes protectionist measures in trade with its neighbors, slowing down the ECOWAS market integration agenda. South Africa, meanwhile, has played a dominant role in the development of Southern Africa, strongly influencing SADC trade dynamics. South Africa is essential in the AfCFTA negotiations.

Our study concludes that South Africa has a stronger economic position in regional affairs than Nigeria, and is entitled to be considered a regional power in Africa.

Keywords
intra-African trade, regional power, trade integration, AfCFTA Agreement, Africa
Date of publication
28.09.2020
Number of characters
21014
Number of purchasers
2
Views
157
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 100 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should sign in

Full text is available to subscribers only
Subscribe right now
Only article
100 RUB / 1.0 SU
Whole issue
880 RUB / 16.0 SU
All issues for 2020
8448 RUB / 169.0 SU
1 Для большинства стран Африки доходы от экспорта товаров – главный источник валютных поступлений. С точки зрения географической структуры товарооборота, страны Запада еще с колониальных времен выступают в качестве важнейших торгово-экономических партнеров африканских государств. Однако за время, прошедшее с начала нынешнего века, география экспортно-импортных товаропотоков на континенте претерпела значительные изменения. Среди наиболее очевидных перемен – постепенная переориентация торговых потоков с развитых рынков на развивающиеся.
2 Особое внимание привлекает ослабление позиций европейских стран во внешней торговле Африки. Суммарная доля товаров из 28 стран (включая Великобританию1) Европейского Союза (ЕС-28) в импорте континента снизилась c 44,4% в 1995 г. до 31,4% в 2018 г. Та же тенденция характерна и для удельного веса ЕС-28 в совокупном экспорте стран Африки. Если в 1995 г. 49,5% вывозимых товаров направлялись в ЕС-28, то в 2018 г. на ЕС-28 приходилось лишь 34,1% африканского экспорта [1; 2].
1. Великобритания вышла из ЕС 31 января 2020 г. (прим. авт.).
3 На утраченные позиции европейских держав пришли новые игроки – быстроразвивающиеся страны глобального Юга, желающие получить доступ к богатым запасам топливных и минеральных ресурсов, а также рынку с населением в 1,3 млрд человек. Суммарная доля развивающихся азиатских стран в торговле с Африкой возросла с 13,1% в 1995 г. до 34,4% – в 2018 г. А Китаю, на который в 2018 г. пришлось 13,7% товарооборота Африки, принадлежит место ведущего торгового партнера континента.
4 Также на фоне сокращения позиций Запада во внешней торговле континента происходит рост внутрирегионального товарооборота. Доля межафриканской торговли в общем африканском экспорте увеличилась с 10% в 1995 г. до примерно 15,8% в 2018 г., но она остается низкой по сравнению с удельным весом внутрирегиональной торговли в Европе (68,7%), Азии (60,0%) и Северной Америке (30,1%) [3].
5 Основной фактор роста межафриканской торговли – развитие региональных интеграционных процессов. При этом потенциал взаимной торговли далеко не исчерпан. Межафриканская торговля отличается тем, что в ней удельный вес несырьевых товаров2 выше, нежели в африканском экспорте в развитые страны. Доля товаров обрабатывающей промышленности в межафриканской торговле составляет 43,3%, а в совокупном экспорте в развитые страны – всего 25,4%, по данным на 2018 г. [2; 4]. В связи с типологической схожестью африканских экономик товары традиционного экспорта занимают сравнительно небольшую долю внутрирегионального товарооборота, а постепенно происходящая диверсификация товарной структуры позволяет разнообразить производимую продукцию и предложить на экспорт новые промышленные и сельскохозяйственные товары.
2. Несырьевые товары – переработанное сырье, полуфабрикаты, продукция черной и цветной металлургии, машиностроения, химической и нефтехимической, текстильной, кожевенно-обувной и пищевой промышленности и проч. (прим. авт.).
6

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ И ТОРГОВАЯ СТРУКТУРА ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ НИЕГРИИ И ЮАР

7 Развитие экономических региональных объединений во главе с сильными странами-лидерами может привести к следующему этапу изменения структуры торговли африканских стран, при котором товарооборот внутри самого континента будет значительно выше. Особая роль в трансформации подобного рода будет принадлежать государствам с наиболее крупными и диверсифицированными экономиками.
8 В этой связи мы сочли целесообразным более подробно проанализировать структуры торговых связей Нигерии и ЮАР, стран субрегиона Африки южнее Сахары, в наибольшей степени соответствующих указанным характеристикам. Подобный анализ позволяет получить представление о том, которая из этих двух стран и по каким параметрам в большей степени соответствует роли экономической доминанты во внешней и внутренней торговле региона.
9 ЮАР, на долю которой приходится примерно пятая часть товарооборота Африки c другими странами мира, занимает ведущее положение в совокупной внешней торговле региона. Нигерия же значительно отстает от ЮАР по объему экспорта и импорта. Однако, с точки зрения географического распределения, структура внешнеторговых связей Нигерии и ЮАР соответствует общеафриканским тенденциям.
10 Обе страны исторически ориентированы, прежде всего, на европейский регион и США. Однако с 2008 г. азиатские страны, особенно Китай, активно наращивающий свое влияние на Африканском континенте, превратились в ведущих торговых партнеров рассматриваемых государств. По данным на 2018 г., в стоимостном выражении ЮАР экспортировала больше всего товаров в Китай ($8,5 млрд), Германию ($6,7), США ($6,3), Великобританию ($4,8) и Индию ($4,4 млрд) [2; 5]. Главными поставщиками товаров в ЮАР в том же году были неафриканские партнеры – Китай ($17,1 млрд), Германия ($9,1), США ($5,5), Саудовская Аравия ($5,4) и Индия ($3,8 млрд) [2; 5].
11 Что касается межафриканской торговли, то ЮАР занимает лидирующие позиции и в этой сфере. Ее удельный вес во внутриконтинентальной торговле составлял 23,0% в 2018 г. [6, p. 99]. Среди главных партнеров ЮАР – члены Сообщества развития Юга Африки (Southern African Development Community, SADC)3 и Нигерия. На SADC приходится около 80% товарооборота ЮАР с Африкой [2]. Основной прирост в торговле ЮАР с остальными государствами континента в основном происходит за счет роста объема торговли со странами SADC: другие члены сообщества предъявляют наибольший спрос на товары из ЮАР. В 2018 г. экспорт внутри сообщества был на 58,5% представлен южноафриканскими товарами [2].
3. Другие члены SADCАнгола, Ботсвана, ДРК, Лесото, Мадагаскар, Малави, Маврикий, Мозамбик, Намибия, Сейшельские Острова, Эсватини (ранее Свазиленд), Танзания, Замбия и Зимбабве (прим. авт.).
12 В географии внешней торговли Нигерии также заметна переориентация с развитых стран на развивающиеся. К примеру, стоимость китайских товаров, ввозимых в Нигерию ($10,7 млрд) в 2018 г., превышала стоимость ввоза из основных европейских стран-партнеров – Бельгии и Нидерландов, которые обеспечивали в совокупности $8,2 млрд [2; 7]. Крупнейшими импортерами нигерийских товаров в тот же период были Индия ($13,6 млрд) и Испания ($5,6 млрд), на которые приходилось 21,9% и 9,0% нигерийского экспорта соответственно. Доля вывоза в ЕС-28 в общем экспорте Нигерии держится примерно на одном уровне; до сих пор около трети вывозимых товаров направляется в страны Евросоюза, в основном в Испанию, Францию, Нидерланды, Германию, и Великобританию [2].
13 Нигерия безусловно обладает относительно крупным хозяйственным потенциалом. На страну приходится около 70% ВВП Западной Африки по данным на 2019 г. Однако, несмотря на доминирующее экономическое положение, торговля Нигерии с другими странами континента остается несоразмерно малой. Если ЮАР на протяжении долгого времени удерживает лидирующие позиции во внутриафриканской торговле, то Нигерия, напротив, уступила свое 2-е место, которое она занимала до 2016 г., Намибии, резко увеличившей товарооборот с соседними странами SADC.
14 До недавнего времени Нигерия оставалась одним из основных драйверов роста внутриафриканской торговли: ее доля выросла с 7,2% в 1995 г. до пика в 12,8% в 2012 г. [8, p. 49; 9, p. 39]. Однако с 2012 до 2016 гг. удельный вес Нигерии во внутриафриканском товарообороте сокращался и в 2017 г. составил 5,5%, что даже ниже показателя 1995 г. [10, p. 83]. Снижение доли Нигерии во внутриафриканской торговле связано с введением протекционистских мер и падением цен на нефть на мировом рынке; это сказалось на стоимости превалирующего над импортом экспорта из Нигерии в страны Африки.
15 Нигерия по-прежнему сохраняет доминирующую роль в Экономическом сообществе стран Западной Африки (ЭКОВАС, Economic Community of West African States, ECOWAS). В 2018 г. на нее приходилось 32,5% общего объема торговли внутри субрегионального объединения; за ней следовали Кот-д’Ивуар (25,9%) и Сенегал (12%)4 [2; 11, p. 3]. При этом торговые потоки с остальными государствами-членами ЭКОВАС составляют незначительную долю торгового баланса самой Нигерии. Только 4,7% от общего объема экспорта Нигерии приходилось на ЭКОВАС в 2018 г., аналогичным образом, доля других стран ЭКОВАС в совокупном импорте Нигерии составляла всего 1,6% [2].
4. Члены ЭКОВАС – Бенин, Буркина Фасо, Гамбия, Гана, Гвинея, Гвинея-Бисау, Кот-д’Ивуар, Кабо-Верде, Либерия, Мали, Нигер, Нигерия, Сенегал, Сьерра-Леоне, Того (прим. авт.).
16 Сравним товарную структуру экспорта двух стран. ЮАР обладает более разнообразной номенклатурой экспортных товаров, а также занимает лидирующую позицию среди всех африканских стран по суммарной стоимости поставок промышленной продукции на внешние рынки. Тем не менее, как и у Нигерии, большая доля экспорта ЮАР все же приходится на сырьевые товары и продукцию невысокой степени обработки. Суммарная доля промышленной продукции5 в общем объеме экспорта ЮАР в 2018 г. составляла 42,2%, в то время как на сырьевые товары, драгоценные камни и золото приходилось 57% ее общего экспорта [2].
5. Согласно номенклатуре ЮНКТАД, под промышленной продукцией понимаются химические товары, промышленные товары, машины и транспортное оборудование, разные готовые изделия (прим. авт.).
17 Стоит заметить, что во внутриафриканском экспорте доля товаров обрабатывающей промышленности Южно-Африканской Республики выше, чем соответствующий показатель в торговле с развитыми странами (в 2018 г. – 63,8% против 48,0%) [2]. Экспорт ЮАР в остальную часть Африки имеет широкую основу и включает в себя транспортные средства, строительные материалы, сельскохозяйственные ресурсы, продукты питания, химикаты, а также металлопродукцию. Южноафриканские товары уже сейчас по некоторым позициям способны составить конкуренцию товарам из развитых стран.
18 Экспорт Нигерии характеризуется менее сложной структурой (124-е место из 126 по рейтингу экономической сложности института Observatory of Economic Complexity (OEC), по сравнению с 47-м местом ЮАР) [12]. Также более очевиден сырьевой характер нигерийского экспорта, т.к. на 90% он состоит из минерального топлива (сырой нефти и газа), остальные 10% приходятся на металлы, древесину, продукты питания и др. [7].
19 В нигерийском экспорте в ЭКОВАС также преобладают сырьевые ресурсы (нефть, железо, бокситы, марганец, древесина и др.); за ними следуют табачные изделия и химические товары [7]. Доля продукции промышленности в общем экспорте Нигерии в страны Сообщества выросла с 5,7% в 1995 г. до 14,1% в 2018 г., тогда как доля Нигерии в экспорте сельскохозяйственного сырья на протяжении всего рассматриваемого периода не превышала 1% [2].
20 В то же время структуры импорта Нигерии и ЮАР кардинально различаются. В связи с отсутствием запасов нефти основу импорта ЮАР составляют углеводородное сырье и продукты его переработки. Также ЮАР импортирует машины и оборудование. Главный товар импорта ЮАР во внутриафриканской торговле, как и внутри сообщества SADC, – сырая нефть и нефтепродукты, поставляемые в основном из Нигерии, Анголы и Мозамбика. Также страны сообщества SADC поставляют другие ресурсы, используемые впоследствии в промышленном производстве ЮАР, такие как металлические руды, газ, электроэнергию [13]. Примечательно, что потребность ЮАР во многих видах сырья удовлетворяется в основном за счет поставок из стран Африки [14].
21 Таблица
22 Нигерия и ЮАР во внутрирегиональной торговле в 2018 г.
23

Составлено автором по: [2; 6].

24 Нигерия импортирует, в основном, товары обрабатывающей промышленности: машины и текстиль, нефтепродукты, грузовые и пассажирские суда, транспортные средства (прежде всего автомобили). Между тем (см. табл.), импорт из стран ЭКОВАС имеет преимущественно сырьевой характер. Хотя товары более высокой степени обработки, такие, как нефтепродукты, продукция пищевой и химической промышленности, машины, в небольших количествах поставляются из Котд’Ивуара, Ганы, Бенина и др., их доля в общем объеме ввоза соответствующих товаров невелика [7].
25 Расширению торговли между Нигерией и другими странами в зоне ЭКОВАС препятствуют однотипность экономик, параллелизм и слабая взаимодополняемость производственных структур стран-членов. Например, в 2017 г. доля сельскохозяйственного сектора в ВВП составляла примерно 34% в Либерии и около 50% в Гвинее-Бисау. Доля обрабатывающей промышленности в ВВП была ниже 20% в Мали, Сьерра-Леоне и Нигере в 2017 г. [15]. Слабое развитие инфраструктуры также остается серьезным препятствием на пути расширения национальных производств и создания излишков для экспорта в регион. По данным ВБ (2019 г.), задержки в получении бизнесом доступа к электричеству в Западной Африке могут составлять в среднем до 126 дней [16, p. 21].
26 Другой фактор, препятствующий развитию торговли в зоне ЭКОВАС, – невероятно большой диапазон тарифных и нетарифных барьеров. Нигерия применяет меры протекционистской политики: повышены пошлины на импорт, действуют запреты на ввоз определенных видов продукции, которую можно производить или выращивать внутри страны. В 2016 г. сенат Нигерии призвал федеральное правительство приостановить действие плана либерализации торговли ЭКОВАС (ECOWAS Trade Liberalisation Scheme, ETLS) и общих внешних тарифов ЭКОВАС (Common External Tariffs, CET). По его утверждению, эти инструменты нанесли ущерб производственному сектору Нигерии и стимулировали переправку азиатских товаров в страну с нулевой пошлиной через рынки стран сообщества ЭКОВАС [17].
27 Введение в Нигерии ограничительных мер на ввоз товаров из остальной части Африки мало затронуло ЮАР, крупнейшего партнера Нигерии по поставкам химикатов, готовых продуктов питания и овощей, строительных материалов, машин и транспортных средств. Если на весь импорт из стран Африки в общем объеме импорта Нигерии в 2018 г. приходилось 4,2%, то ЮАР обеспечивала почти треть этого импорта. Таким образом, товары из стран Западной Африки как в процентном соотношении, так и в реальном выражении составляли незначительную часть нигерийского импорта [2; 7].
28

НИГЕРИЯ И ЮАР В АФРИКАНСКОЙ КОНТИНЕНТАЛЬНОЙ ЗОНЕ СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ

29 Многие эксперты прогнозируют увеличение торговли на континенте и значительное усиление позиций Нигерии и ЮАР с вступлением в силу договора об Африканской континентальной зоне свободной торговли (African Continental Free Trade Area, AfCFTA). Официальное оформление соглашения произошло в столице Руанды – Кигали в 2018 г. на 10-й Чрезвычайной сессии АС; 44 из 55 стран поставили под документом свои подписи. Новый экономический блок призван способствовать развитию африканских стран за счет либерализации торговых барьеров и обеспечения свободного перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы по всему континенту. Экономическая комиссия ООН для Африки считает, что AfCFTA обладает потенциалом для увеличения внутриафриканской торговли на 15-25%, или $50-70 млрд, к 2040 г. [18]. Преимущество соглашения состоит в ориентации на торговлю промышленными товарами, произведенными в Африке, с целью развития уже начавшихся процессов диверсификации производства, повышения производительности и конкурентоспособности предприятий.
30 На фоне широко анонсируемого положительного эффекта соглашения о создании AfCFTA обращает на себя внимание первоначальное несогласие двух крупнейших экономик Африки – Нигерии и ЮАР – присоединиться к Договору.
31 Отказ Нигерии стал большой неожиданностью, т.к. она была одним из ключевых сторонников создания зоны свободной торговли с самого начала обсуждения этого проекта в 2002 г. и должна была сыграть ведущую роль в переговорах на саммите глав государств и правительств АС. Отмена официального визита президента Мухаммаду Бухари в Кигали поставила под сомнение желание Нигерии следовать высоким идеалам интеграционного сотрудничества с другими странами континента. Африканский банк развития заявил, что нежелание Нигерии подписать соглашение о создании AfCFTA может сдерживать континент в его стремлении к экономическому процветанию [19].
32 Нигерия долгое время откладывала подписание этого документа, ссылаясь на необходимость широких консультаций внутри страны, чтобы нивелировать будущее влияние таких рисков, как контрабанда и демпинг. Среди групп, участвующих в обсуждении по AfCFTA, можно выделить Национальную ассоциацию нигерийских торговцев (National Association of Nigerian Traders, NANTS) и Производственную ассоциацию Нигерии (Manufacturers Association of Nigeria, MAN) – организованные, чрезвычайно активные и выступающие против либерализации торговли в контексте как ЭКОВАС, так и всего континента [20]. Они опасались, что снижение таможенных пошлин может создать угрозу для растущего производственного сектора Нигерии, который сосредоточен на производстве товаров для своего крупного внутреннего рынка.
33 После долгих споров, с согласия Управления торговых переговоров Нигерии (Nigerian Office for Trade Negotiations, NOTN), на которое была возложена ответственность за расширение консультаций по рамочному соглашению о создании AfCFTA, в июле 2019 г. Нигерия одной из последних присоединилась к зоне свободной торговли [21].
34 Задержка в подписании AfCFTA демонстрирует существование противоречий во внутрирегиональной политике Нигерии. С одной стороны, Абуджа на протяжении многих лет поддерживала амбициозный план АС по развитию интеграции и межафриканской торговли, с другой, – многие представители бизнеса и профсоюзов Нигерии, которые оказывают заметное влияние на принятие политических решений, выступают против либерализации и открытия границ. Скорее всего, Нигерия не будет торопиться и с ратификацией соглашения, снижать торговые пошлины на ввозимые товары и увеличивать экспорт, т.к. сектор обрабатывающей промышленности страны еще слишком слаб, чтобы выдержать конкуренцию с зарубежными компаниями.
35 В отличие от Нигерии, ЮАР сразу заявила, что не сможет подписать рамочное соглашение на саммите в Кигали из-за необходимости соблюдения внутренних законодательных процедур. В заявлении, опубликованном на официальном сайте президента Южно-Африканской Республики, говорится, что ЮАР станет участником соглашения, когда оно будет ратифицировано парламентом страны [22]. Президент ЮАР Сирил Рамафоса лично присутствовал на чрезвычайном саммите АС и подписал Кигалийскую декларацию, подтвердив свое обязательство продолжать работу над соглашением о зоне свободной торговли. Кроме того, он публично заявил о поддержке ЮжноАфриканской Республикой AfCFTA в ожидании завершения внутренних процедур согласования (ратификации в парламенте).
36 Следуя примеру ЮАР, другие члены Южноафриканского таможенного союза (ЮАТС, Southern African Customs Union, SACU)6, за исключением Эсватини (ранее Свазиленд), воздержались от подписания AfCFTA, сославшись на аналогичные причины своего решения [23]. Их позиция также отражает общее согласие между странами ЮАТС по сохранению единой политики при ведении переговоров по новым торговым соглашениям.
6. В Южноафриканский таможенный союз входят 5 стран: Ботсвана, Лесото, Намибия, Эсватини, ЮАР (прим. авт.).
37 Как отмечалось выше, ЮАР поддерживает прочные торговые связи со странами ЮАТС и обладает политической силой продвигать идеи, правила, нормы, поддерживаемые другими странами субрегиона, что проявилось в решении стран таможенного союза отложить дату подписания соглашения AfCFTA. ЮАР эффективно отстаивала свои позиции за столом переговоров, куда не была допущена Нигерия как страна-неподписант. Среди обсуждаемых вопросов были, например, фундаментальные основы зоны свободной торговли, касающиеся правил происхождения и количества ратификаций, необходимых для вступления соглашения о создании AfCFTA в силу.
38

* * *

39 Можно сделать вывод, что тесные торгово-экономические связи между африканскими странами являются перспективным фактором будущего роста их экономик. Сравнивая торговые отношения ЮАР и Нигерии с другими странами Африки, следует отметить, что ЮАР имеет более сильные позиции в региональной торговле с точки зрения как стоимости экспорта и импорта, так и разнообразия номенклатуры продаваемых товаров. Нигерия же теряет свое значение во внутрирегиональном товарообороте и не способствует интеграции в рамках объединения ЭКОВАС.
40 ЮАР имеет более успешный опыт региональной интеграции, нежели Нигерия, своевременно обозначив свою приверженность созданию континентальной зоны свободной торговли. Нигерия, напротив, пока не спешит ратифицировать соглашение AfCFTA и отказываться от политики ограждения национальной экономики от проникновения на внутренний рынок иностранных товаров.
41 Можно ожидать, что именно ЮАР, а не Нигерия будет заметно влиять на либерализацию торговли и дальнейшее развитие экономической интеграции в Африке.

References

1. Saw M. Figures of the week: Africa’s intra and extra-regional trade. The Brookings Institution. 2018. https://www.brookings.edu/blog/africa-in-focus/2018/03/29/figures-of-the-week-africas-intra-and-extra-regional-trade/ (accessed 28.02.2019)

2. UNCTAD Statistics. http://unctadstat.unctad.org (accessed 16.04.2019)

3. Trade structure by partner. Development statistics and information branch UNCTAD. 2020. https://stats.unctad.org/handbook/MerchandiseTrade/ByPartner.html (accessed 15.04.2020)

4. Fituni L.L. 2013. Africa in the contemporary international system of trade in good. Problems of modern economics. № 3 (47) (In Russ.)

5. South Africa. Observatory of Economic Complexity. 2018. https://oec.world/en/profile/country/zaf/ (accessed 09.04.2020)

6. Trade Report 2019. African Export-Import Bank. https://afr-corp-media-prod.s3-eu-west-1.amazonaws.com/afrexim/African-Trade-Report-2019.pdf (accessed 03.05.2020)

7. Nigeria. Observatory of Economic Complexity. 2018. https://oec.world/en/profile/country/nga/ (accessed 09.04.2020)

8. Annual report and statement of accounts 1994/1995. African Export-Import Bank.

9. Trade Report 2014. African Export-Import Bank. https://s3-eu-west-1.amazonaws.com/demo2.opus.ee/afrexim/ Afreximbank-2014-Annual-Report-1.pdf (accessed 09.04.2020)

10. Trade Report 2018. African Export-Import Bank. https://www.tralac.org/documents/news/2042-african-tradereport-2018-afreximbank/file.html (accessed 13.03.2019)

11. West-Africa Economic Outlook, 2018. https://www.afdb.org/fileadmin/uploads/afdb/Documents/Publications/2018AEO/African_Economic_Outlook_2018_West-Africa.pdf (accessed 08.10.2019)

12. Economic Complexity Rankings. Observatory of Economic Complexity. 2018. https://oec.world/en/rankings/country/eci/ (accessed 09.04.2020)

13. The United Nations Commodity Trade Statistics Database (UN COMTRADE). DESA/UNSD. 2017. https://comtrade.un.org/labs/data-explorer/ (accessed 01.05.2020)

14. South Africa: Intra-Africa trade and tariff profile. Trade Law Centre (TRALAC). 2018. https://www.tralac.org/resources/our-resources/13142-south-africa-intra-africa-trade-and-tariff-profile.html (accessed 24.04.2020)

15. The World Factbook. Central Intelligence Agency. 2019. https://www.cia.gov/library/publications/the-worldfactbook/ (accessed 12.12.2019)

16. Doing Business 2019 Regional Profile: Sub-Saharan Africa. World Bank Group. https://www.doingbusiness.org/content/dam/doingBusiness/media/Profiles/Regional/DB2019/SSA.pdf (accessed 11.04.2020)

17. NigExit: Senate urges FG to leave ECOWAS. Daily Post – Nigeria News. 29.11.2016. https://dailypost.ng/2016/11/29/nigexit-senate-urges-fg-leave-ecowas/ (accessed 11.04.2020)

18. African Continental Free Trade Area – Questions & Answers. United Nations Economic Commission for Africa. 2018. https://www.uneca.org/publications/african-continental-free-trade-area-questions-answers (accessed 05.04.2020)

19. Nigeria: Why Nigeria Should Sign AfCFTA Agreement – AfDB. AllAfrica. 11.06.2019. https://allafrica.com/stories/201906120033.html (accessed 09.04.2020)

20. Nigeria: State of play on the AfCFTA sensitization and consultation exercise. Trade Law Centre (TRALAC). 2018. https://www.tralac.org/news/article/13222-nigeria-state-of-play-on-the-afcfta-sensitization-and-consultation-exercise.html (accessed 12.03.2020)

21. Nigeria had good reasons to delay signing Africa’s free trade deal. QUARTZ Africa. 27.07.2018. https://qz.com/africa/1342153/nigerias-buhari-delay-to-africa-free-trade-agreement-was-necessary/ (accessed 11.03.2020)

22. President Cyril Ramaphosa hails African Continental free trade area. The Presidency Republic of South Africa. 2018. http://www.presidency.gov.za/press-statements/president-cyril-ramaphosa-hails-african-continental-free-trade-area (accessed 09.04.2020)

23. AfCFTA awaits four more ratifications to become effective. The Guardian. 20.02.2019. https://m.guardian.ng/businessservices/afcfta-awaits-four-more-ratifications-to-become-effective/amp/ (accessed 09.04.2020)