Integration of the african communities in the UK
Table of contents
Share
Metrics
Integration of the african communities in the UK
Annotation
PII
S032150750010860-8-1
DOI
10.31857/S032150750010860-8
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Oleg V. OKHOSHIN 
Occupation: Senior Research Fellow
Affiliation: Institute of Europe, Russian Academy of Sciences
Address: ,
Edition
Pages
46-51
Abstract

The  article  is  devoted  to  the  issue  of  integrating  African  communities  into  modern  British  society.  In  the  United Kingdom, activities in this area are based on improving legal mechanisms to protect the civil, economic and social rights of foreigners residing  on  its  territory.  In  practice,  this  is  manifested  in  the  development  of  the  legal  system  and  the  creation  of  new  public authorities that combat manifestations of racial discrimination in all spheres of public life. The government course towards the integration of immigrant communities, including Africans, depended on the correlation of political forces in the country - the Labor party  was  traditionally  more  loyal  than  the  Conservative  Party,  who  created  additional  legal  and  administrative  obstacles  for immigrants.  In  the  ideological  sphere,  this  difference  between  the  leading  British  parties  was  manifested  in  the  concepts  of multiculturalism and the «hostile environment», which opposed each other.

The definition of British identity as a result of multiculturalism tends to expand when immigrants who form an alien sociocultural environment begin to identify themselves with the British. In multiculturalism, the concepts of identity, nationality and citizenship are very closely intertwined. In modern Britain, we can observe the spread of the ideas of regionalism and the desire for ethnic isolation. In the era of globalization, it is difficult for the UK to form common values for native British and immigrants, which is why society is segmented according to racial, cultural and religious grounds. In these conditions, the success of the integration of African communities in the United Kingdom directly depends on the development of a new strategy for socio-cultural mediation.

Keywords
Africa, the UK, integration, racial discrimination, multiculturalism
Date of publication
28.09.2020
Number of characters
21747
Number of purchasers
2
Views
168
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 100 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should sign in

Full text is available to subscribers only
Subscribe right now
Only article
100 RUB / 1.0 SU
Whole issue
880 RUB / 16.0 SU
All issues for 2020
8448 RUB / 169.0 SU
1 Великобритания, как и другие европейские страны в эпоху глобализации, столкнулась с вызванным ею расширением международного разделения труда и увеличением миграционных потоков.
2 В условиях нехватки рабочей силы и демографического старения населения в отдельных регионах Соединенного Королевства прием мигрантов должен был решить проблему сокращения местного трудоспособного населения. В настоящее время Великобритания представляет европейскую страну с ярко выраженным этническим и религиозным разнообразием жителей, на её территории сформировались крупные сообщества мигрантов из Южной Азии, Африки, Ближнего Востока и Европы.
3 Во многом этому способствовала политика мультикультурализма, которую активно проводили лейбористские правительства Т.Блэра (1997-2007 гг.) и Г.Брауна (2007-2010 гг.). В стране внедрялись меры по поддержке национальных меньшинств, предполагавшие сохранение их самобытной культуры, традиций и обычаев и запрет любых форм расовой дискриминации.
4 Одну из самых крупных по численности этнических групп, проживающих на территории Великобритании, составляют африканцы. По данным переписи 2011 г.1, население страны составило более 63 млн человек, причем африканцы вошли в третью по численности этническую группу (3,3%) после белых (86%) и азиатов (7,5%). По стране происхождения африканское население Соединенного Королевства неоднородно. Бóльшую его часть представляют выходцы из Нигерии, Ганы, Сомали и Зимбабве. Из представленного в переписи чернокожего населения две трети относятся к первому поколению мигрантов (более 607 тыс. чел.), которые родились в Африке. Большинство африканцев проживает в крупных городах – Лондоне (13,3%), Бирмингеме (9%), Манчестере (8,6%), Бристоле (6%) [1].
1. Согласно традиции, с XIX века государственная перепись населения в Соединенном Королевстве проводится каждые 10 лет. В статье приведены данные последней переписи 2011 г.
5

МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ КАК НОВАЯ МОДЕЛЬ ИНТЕГРАЦИИ

6 В то время, когда у власти в стране находились лейбористы во главе с Т.Блэром и Г.Брауном, были созданы благоприятные условия для интеграции иммигрантских общин в современное британское общество. В первую очередь, акцент был сделан на внедрение понятия «толерантность» в повседневную жизнь. Была нивелирована расовая дискриминация в сфере образования, здравоохранения, социального обеспечения и трудоустройства. Идеологическим обоснованием проводимой лейбористами политики стал мультикультурализм, который предполагал сосуществование различных этносов внутри государства на основе европейских гражданских ценностей и уважения к культурному своеобразию.
7 На законодательном уровне доктрина мультикультурализма была подкреплена серией законов, которые ограждали этнические общности от различных форм притеснения: о правах человека - 1998 г., о пересмотре расовых отношений – 2000 г., о расовой и религиозной вражде – 2006 г., о равенстве – 2006, 2010 гг. В 2002 г. Закон о национальности, иммиграции и убежище впервые закрепил формальную процедуру натурализации, обязав вновь прибывших пройти тест на элементарное знание жизненного уклада в Великобритании [2]. В результате, у иммигрантов и их потомков появилось больше возможностей интегрироваться в британское общество – получать образование, трудоустраиваться, участвовать в выборах и занимать государственные должности.
8 За годы правления лейбористов постепенно, хотя и очень медленно, увеличивался образовательный уровень африканцев в Великобритании, они стали лучше учиться в школе и чаще поступать в высшие учебные заведения. К 2010 г. доля африканских школьников, сдавших на высший балл выпускные экзамены по базовым дисциплинам, достигла 51% [3]. В стране развивались тенденции интернационализации и гуманизации школьного образования. В частности, в расписание включали изучение истории и культуры африканских народов, на уроках рассказывали о расовом и этническом разнообразии, мультикультурализме и толерантности.
9 Созданный лейбористами в 2007 г. Департамент по делам детей, школ и семей курировал проекты по улучшению образовательного уровня детей из иммигрантских сообществ и преодолению расовой дискриминации в школах. В 2007 г. он разработал для школ руководство «Обеспечивая достижения чернокожих учеников», в котором содержались рекомендации поддерживать в учреждениях среднего образования расовое разнообразие, применять дополнительные программы по улучшению успеваемости чернокожих детей, наладить постоянный и открытый диалог между их родителями и учителями2.
2. >>>>
10 В сфере высшего образования лейбористы пошли по пути отмены государственного финансирования университетов и увеличения платы за обучение, тем не менее, детей из бедных семей и представителей национальных меньшинств реформа не коснулась. В итоге, с 2002 по 2018 гг. доля африканцев среди британских студентов постепенно выросла с 4,2% до 6,6% и составила 202,7 тыс. человек [4].
11 Лейбористы сделали всё возможное, чтобы привлечь иностранную рабочую силу в страну, которая, по их мнению, смогла бы восполнить дефицит на рынке труда. В 2002 г. Министерство внутренних дел представило парламенту новый взгляд на решение этой проблемы в документе «Безопасные границы, тихая гавань: разнообразие интеграции в современной Британии» [5]. В результате была значительно ускорена процедура рассмотрения заявок на получение рабочей визы, увеличены квоты для рабочих-мигрантов, иностранным студентам с необходимой квалификационной степенью разрешили трудоустраиваться после учебы, для размещения беженцев были созданы новые центры.
12 Лейбористы включили гражданское образование в национальную учебную программу, опубликовали пособие с перечнем правил для прибывающих в страну иммигрантов, а в 2005 г. также ввели для иммигрантов специальный тест «Правила проживания в Соединенном Королевстве», который необходимо было сдать вместе с экзаменом по английскому языку [6].
13 За годы правления лейбористов (1997-2010 гг.) уровень чистой иммиграции в страну вырос с 48 до 256 тыс. человек в год [7]. По мнению британского экономиста Дж.Вадсворта, эта тенденция была связана с тем, что национальная экономика росла быстрыми темпами с 1997 по 2007 гг., и одновременно были ослаблены административные барьеры для въезда иммигрантов в Великобританию, прежде всего, граждан ЕС [8]. Доля иностранных рабочих при лейбористах в структуре национального рынка труда значительно увеличилась, в то время как численность работающих британцев не возросла. В итоге, практически все новые рабочие места, созданные британскими властями за период с 2002 по 2012 гг. (1,7 млн мест), достались мигрантам [9].
14 Бóльшую часть квалифицированных специалистов составляли приехавшие в Великобританию граждане Европейского Союза, в то время как страны третьего мира традиционно оставались источником дешевой рабочей силы, среди которой преобладали жители Индии, Пакистана, Бангладеш. К концу правления лейбористов (2010 г.) африканцы представляли всего 1,3% трудоспособного населения Великобритании3.
3. How fair is Britain? Equality, Human Rights and Good Relations in 2010. Equality and Human Rights Commission
15 В связи с мировым финансовым кризисом 2008 г. бюджетный дефицит Великобритании всего за пару лет вырос более чем вдвое, образовался огромный национальный долг, а безработица к марту 2010 г. составила 2,51 млн человек (8% от общей численности трудоспособного населения) [10]. В этих условиях пришлось вернуться к монетаристскому курсу и сократить социальные расходы государства, в т.ч. на программы по интеграции иммигрантских сообществ. После прихода к власти консерваторов в 2010 г. произошло ужесточение миграционной политики и правил проживания иностранных граждан на территории Великобритании, премьер-министр Д.Кэмерон признал мультикультурализм пагубной доктриной, которая создавала условия для разжигания экстремизма [11].
16 Мультикультурализм предполагал приобщение мигрантов к фундаментальным демократическим ценностям, при этом предоставляя им свободу сохранения религиозной и культурной идентичности. Упорное нежелание мигрантов интегрироваться проявлялось в противостоянии принявшему их британскому обществу [12].
17 Это противоречие привело к высокой степени поляризации повседневной жизни этнических общин. Они обособлялись не только по культурноконфессиональному, но и по географическому признаку, стихийно создавая свои анклавы в крупных городах [13]. Около 70% прироста населения Великобритании в период между переписями 2001 и 2011 гг. приходилось на иммигрантов, родившихся за границей [14]. У них были свои образовательные, благотворительные и религиозные организации, собственная система трудоустройства. Таким образом, пришлое население создавало прочные социальные, культурные и языковые связи, которые позволяли ему жить обособленно от коренных британцев и способствовали росту взаимного отчуждения и недоверия.
18 Серия терактов в Лондоне в 2005 г., которую организовали радикальные исламисты, потомки мигрантов, родившиеся в Великобритании, настроила общественное мнение против политики мультикультурализма, которая, в целом, не справилась с интеграцией этнических общин [15]. В условиях кризиса британской идентичности, когда в рамках лейбористской правительственной стратегии не удалось сформулировать конкретные символы сплочения коренного населения и мигрантов, последние стали активно обращаться к своим национальным традициям.
19

ПОЛИТИКА «ВРАЖДЕБНОЙ СРЕДЫ»

20 Консерваторы, которые пришли к власти во главе с Д.Кэмероном (2010-2016 гг.), отказались от мультикультурализма и перешли к созданию «враждебной среды» для нелегальных иммигрантов, вынуждая их покидать страну.
21 Эта стратегия была разработана Т.Мэй, когда она занимала пост министра внутренних дел в правительстве Д.Кэмерона, и предполагала ограничение потока беженцев в страну, ужесточение правил приема на работу трудовых мигрантов, ограничение выплат им социальных пособий и упрощение процедуры депортации. По Законам об иммиграции 2014 и 2016 гг. были введены высокие штрафы за сдачу жилья в аренду нелегальным мигрантам и уголовная ответственность для работодателей, которые их трудоустраивали. Нелегальным иммигрантам ограничили доступ к услугам здравоохранения, получению водительских прав, открытию счета в банке.
22

В период премьерства Т.Мэй (2016-2019 гг.) министерство внутренних дел негласно ввело годовые целевые показатели по депортации иммигрантов из Соединенного Королевства. В результате, с 2010 по 2019 гг. чистая иммиграция в страну снизилась с 291 тыс. до 226 тыс. человек4. Консервативное правительство перешло в сторону усиления принципов социального единства и участия. В первую очередь, оно оценивало мигрантов с точки зрения экономической пользы, которую они приносят британскому обществу.

4. >>>>
23 Тем не менее, этнические меньшинства в Великобритании по-прежнему сталкиваются с проявлением расовой дискриминации на бытовом уровне, особенно это проявляется в сферах обучения и трудоустройства. По данным газеты The Guardian, с 2008 по 2017 гг. травля школьников по расовому признаку возросла с 3,9 до 4,5 тыс. случаев в год на фоне агрессивной антииммигрантской риторики консерваторов5. Согласно исследованиям Британской Академии в 2017 г., представителям этнических меньшинств работодатели отказывали на 60% чаще, чем коренным британцам [16].
5. >>>>
24 Африканское сообщество в Великобритании достаточно медленно интегрируется, поскольку восприятие британской культуры тесно связано с достижением определенного экономического статуса. Многие африканцы живут в крупных городах в рамках закрытых анклавов с высоким уровнем преступности, урезанной системой социальной помощи и медицинского обслуживания, а также сталкиваются с проявлением расовой и религиозной дискриминации.
25 Большинство африканцев в Великобритании не могут себе позволить собственное жилье (79%) [17], из них 47% снимают т.н. «доступное жилье», на аренду которого государство выделяет субсидии, а 14% имеют статус бездомных6, что является самым высоким показателем среди этнических меньшинств.
6. >>>>
26 Доходы африканских семей оставались в 2017 г. самыми низкими – только 19% респондентов сообщили, что зарабатывают свыше 1000 ф. ст. в неделю (для сравнения, у индийцев – 42%, белых мигрантов – 31%, китайцев – 29%)7. По результатам опросов доходы африканских семей формируются, в основном, либо из зарплаты (64%), либо из других источников (29%), причем количество самозанятых среди них одно из самых низких среди этнических меньшинств – 7%8.
7. >>>>

8. >>>>
27 Однако следует добавить, что степень интеграции африканцев второго поколения мигрантов в британскую социокультурную среду гораздо выше. Они не испытывают языковых трудностей при получении образования или устройстве на работу, могут строить карьеру и выплачивать ипотеку. Существуют определенные особенности в менталитете и образе жизни африканцев в зависимости от национальности, которые позволяют одним интегрироваться гораздо быстрее других. Например, выходцы их Нигерии и Зимбабве обычно имеют более высокие профессиональные и языковые навыки, чем жители Сомали и Демократической Республики Конго.
28 По последним данным государственной статистики (2018 г.), уровень преступности среди чернокожих жителей Великобритании значительно выше, чем среди всех остальных этнических групп – 35 арестов на каждую тысячу человек [18]. Наибольшее число преступлений они совершили на Юго-Западе страны – в графствах Дорсет, Девон и Корнуолл, а также в Лондоне. Чернокожее население в британской столице в 2018 г. составило 48% подозреваемых в убийствах, при том, что его численность – 13%9.
9. Black murder victims and suspects: London and the UK. >>>> (accessed 22.05.2020)
29 Особенно острой проблемой в Лондоне остается нападение с применением холодного оружия, которая вышла далеко за рамки криминальных сводок и перешла в область общественных дебатов. Маргинализация африканских подростков в Лондоне и других крупных городах связана с преступным социальным окружением, преобладанием «гангстерской» культуры в их среде, высоким уровнем бедности и безработицы. В июне 2020 г. чернокожие жители Лондона устроили стычки с полицией и совершили акты вандализма на фоне демонстраций против расизма [19].
30 Как показывают данные статистики, в любом регионе Англии, Шотландии и Уэльса количество безработных среди белого населения меньше, чем среди представителей других этнических групп. Африканское население занимает 2-е место после пакистанцев и бангладешцев (10%) по безработному трудоспособному населению – 9%10.
10. 10 >>>>
31 Важными показателями степени интеграции этнических групп в британское общество являются их уровень образования и владения английским языком. За последнее десятилетие среди африканских сообществ видна тенденция к улучшению, как в освоении школьных учебных стандартов, так и в расширении доступа к начальному и среднему образованию. По данным Министерства образования, в 2020 г. африканцы среди этнических меньшинств занимают второе место по количеству учащихся начальных (3,7%) и средних школ (4,1%)11. При этом общий уровень успеваемости по учебным дисциплинам в средней школе у них удовлетворительный – 46,5 из 90 баллов [20].
11. Schools, pupils and their characteristics: July 2020. >>>> (accessed 30.07.2020)
32 Количество абитуриентов среди чернокожего населения, поступающих в высшие учебные заведения, остается сравнительно небольшим. Особенно это касается самых престижных британских университетов. Согласно данным группы «Расселл»12, только 4% африканцев поступают в элитные высшие учебные заведения, где они представляют самую небольшую этническую группу. В 2016 г. количество африканских студентов в Оксфорде составило 1,2%, а в Кембридже - 1,5%, в то же самое время оно значительно варьировалось в менее престижных университетах – от 0 до 38% [21].
12. Группа «Расселл» (The Russell Group) – элитная группа взаимодействия двадцати четырёх престижных университетов Великобритании.
33 В целом по стране количество чернокожих студентов составило всего 8%, причем только половина из них обучалась в университетах Англии и Уэльса. Бóльшая часть получает высшее образование в лондонских высших учебных заведениях, среди которых можно выделить Университет Метрополитен, Университет Восточного Лондона и Университет Западного Лондона, где доля африканских студентов достигает одной трети. Следует отметить, что успеваемость среди них за 5 лет (с 2013 по 2018 гг.) увеличилась. Количество африканских студентов, получивших «красный» диплом, составило 14% от всех выпускников [22].
34 Степень владения английским языком внутри африканского сообщества является достаточно высокой. Согласно переписи 2011 г., 71,9% опрошенных ответили, что, что английский остается для них главным языком общения, 24,4% используют его как второй язык и могут на нем хорошо говорить, 3,3% плохо его знают, и только 0,5% совсем не знают. Африканцы параллельно с интеграцией в британское общество продолжают сохранять свои традиции.
35 В Соединенном Королевстве существуют общественные организации, которые расширяют экономические и культурные связи африканской диаспоры. Среди них можно выделить Африканский Центр, Королевское африканское общество, Диаспора по содействию развитию Африки. Благодаря их активной деятельности происходит культурный обмен между Великобританией и Африканским континентом, создаются образовательные программы и курсы повышения квалификации среди молодежи, выделяются гранты на популяризацию этнической культуры, организованы форумы, которые объединяют усилия политиков и бизнесменов по улучшению качества жизни внутри африканских сообществ.
36

ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ АФРИКАНСКИХ СООБЩЕСТВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

37 В настоящее время интеграция африканских сообществ затрудняется сохранением в их среде высокого уровня безработицы, а также отчуждением и обособленностью по отношению к европейским ценностям. Одновременно в связи с брекзитом сокращается миграционный поток африканцев в Великобританию из Европы. Британское законодательство продолжает жестко ограничивать внешнюю миграцию из стран третьего мира, которой ранее благоприятствовали свободные границы с ЕС. Приезжим станет сложнее закрепиться за счет заключения браков с местными гражданами и по линии воссоединения с родственниками.
38 Мигрантам во втором и третьем поколениях всё чаще свойственна маргинальность – они не хотят устраиваться на низкооплачиваемую работу, но в то же время не стремятся повышать свою профессиональную квалификацию, довольствуясь жизнью на социальные пособия, тем самым возлагая дополнительную экономическую нагрузку на государство. Изучение английского языка африканскими сообществами часто сталкивается с культурными предрассудками, когда мигранты во втором и третьем поколениях говорят только на родном языке, сохраняя локальные связи в рамках диаспоры и противопоставляя себя британскому обществу.
39 Названные проблемы напрямую связаны с кризисом британской идентичности и неоднозначностью концепции мультикультурализма. С одной стороны, Великобритании пришлось отказаться от многих символов имперского наследия и перестроить национальное самосознание, с другой стороны, взяв за основу политику мультикультурализма, она не смогла создать общие ценности, что привело к разрозненности и сегментации общества по расовым, культурным и религиозным признакам. В этих условиях успех интеграции африканских сообществ в Соединенном Королевстве напрямую зависит от разработки новой стратегии социокультурного обмена.
40 При консерваторах произошла смена интеграционной парадигмы – утверждение главенства общественных ценностей над культурными, спад лояльности к мигрантам внутри принимающей страны и усиление правительственного контроля над деятельностью этнических сообществ. Принадлежность к британскому социуму определялась следованием базовым либеральным принципам – уважению прав и свобод личности, частной собственности и верховенства закона.
41 Тем не менее, самой сложной проблемой в ходе интеграции остается преодоление социального исключения этнических меньшинств. Поэтому главный акцент должен быть сделан на улучшении материального и социального положения иммигрантских общин, чтобы обеспечить их большую открытость и ослабить тенденции к акцентированию этнических отличий и культурной самобытности или самореализации в экстремистских формах.

References

1. England and Wales 2011 Census. https://www.ethnicity-facts-figures.service.gov.uk/uk-population-byethnicity/national-and-populations/population-of-england-and-wales/latest (accessed 11.05.2020)

2. Vovkodav P.A. 2016. UK: the crisis in the development of citizenship institutions. Human. Society. Governance. № 1 (In Russ.)

3. How fair is Britain? Equality, Human Rights and Good Relations in 2010. Equality and Human Rights Commission Triennial Review 2010. https://www.equalityhumanrights.com/sites/default/files/how-fair-is-britain.pdf (accessed 02.06.2020)

4. Further education participation in the UK 2019. https://www.ethnicity-facts-figures.service.gov.uk/education-skillsand-training/a-levels-apprenticeships-further-education/further-education-participation/3.2 (accessed 10.05.2020)

5. Secure Borders, Safe Haven Integration with Diversity in Modern Britain 2002. https://assets.publishing.service. gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/250926/cm5387.pdf (accessed 17.05.2020)

6. Schain M. Managing Difference: Immigrant Integration Policy in France, Britain, and the United States. Social Research. 2010. Vol. 77, No. 1, pp. 205-236.

7. Secure Borders, Safe Haven Integration with Diversity in Modern Britain 2002. https://assets.publishing.service.gov. uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/250926/cm5387.pdf (accessed 18.06.2020)

8. Wadsworth J. The UK labour market and immigration. National Institute Economic Review. 2010, № 213, pp. 35-42.

9. Yakubova L.A., Badalov M.F. 2017. The UK migration policy in 2010-2015. Bulletin of Nizhnevartovsk State University. № 2 (In Russ.)

10. Kondratieva T.S. 2010. Great Britain: immigration and electoral campaign 2010. Urgent problems of Europe. № 4 (In Russ.)

11. Kondratieva T.S. 2011. Great Britain: the failure of multiculturalism. Urgent problems of Europe. № 4 (In Russ.)

12. Chernyak A.V. 2014. Multiculturalism and immigration policy. Bulletin of state and municipal governance. № 3 (In Russ.)

13. Kondratieva T.S., Novozhenova I.S. 2006. Immigrants in Europe: models of integration. Urgent problems of Europe. № 1 (In Russ.)

14. Immigration Patterns of Non-UK Born Populations in England and Wales in 2011. https://webarchive.national archives.gov.uk/20160107164635/http://www.ons.gov.uk/ons/dcp171776_346219.pdf (accessed 25.05.2020)

15. Puzzo C. UK Citizenship in the early 21st century: earning and losing the right to stay. Revue Franзaise de Civilisation Britannique. 2016. Vol. XXI-1. https://journals.openedition.org/rfcb/750 (accessed 07.06.2020)

16. Minority ethnic Britons face ‘shocking’ job discrimination. The Guardian. 17.01.2019. https://www.theguardian. com/world/2019/jan/17/minority-ethnic-britons-face-shocking-job-discrimination (accessed 26.05.2020)

17. Home ownership in the UK 2020. https://www.ethnicity-facts-figures.service.gov.uk/housing/owning-andrenting/home-ownership/latest#by-ethnicity (accessed 10.07.2020)

18. Arrests in the UK 2019. https://www.ethnicity-facts-figures.service.gov.uk/crime-justice-and-the-law/policing/number-of-arrests/latest (accessed 18.05.2020)

19. London protests: Demonstrators clash with police. BBC. 13.06.2020. https://www.bbc.com/news/uk-53031072 (accessed 15.06.2020)

20. GCSE results (‘Attainment 8’) 2019. https://www.ethnicity-facts-figures.service.gov.uk/education-skills-andtraining/11-to-16-years-old/gcse-results-attainment-8-for-children-aged-14-to-16-key-stage-4/latest#by-ethnicity (accessed 22.05.2020)

21. Five charts that tell the story of diversity in UK universities. BBC. 24.05.2018. https://www.bbc.com/news/education-44226434 (accessed 27.05.2020)

22. Undergraduate degree results in the UK 2019. https://www.ethnicity-facts-figures.service.gov.uk/education-skillsand-training/higher-education/undergraduate-degree-results/latest (accessed 11.06.2020)