China: elimination of poverty. Part 1
Table of contents
Share
Metrics
China: elimination of poverty. Part 1
Annotation
PII
S032150750010444-0-1
DOI
10.31857/S032150750010444-0
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Lyudmila Boni 
Affiliation: Institute of Far Eastern Studies, Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Pages
4-12
Abstract

The problem of eliminating poverty in China is today one of the hottest topics in the country along with the corona virus epidemic. By the end of 2020, according to the long-term strategic plans of China, the construction of a middle-class society in Xiaokan is to be completed.

The article discusses the program aimed at the liquidation of poverty in China, the ways and methods of its solution, which allowed in a short time – the life of two generations – to actually achieve the elimination of absolute poverty in a country with 1,4 billion people.

The new model of targeted poverty alleviation, based on Xi Jinping concept of targeting, is specifically examined. It is distinguished by a differentiated approach to solving the problem of poverty in different areas, identifying the object of poverty, focusing on a specific object of poverty, taking into account the main characteristics of poverty (the reason and type of poverty, degree of poverty, etc.), in accordance with which a specific way (project) to eliminate poverty is used, as well as the requirement of personal responsibility in each case.

The program, demands to proceed from a real situation, analyzing specific problems, conducting focused work, having a specific goal, achieving efficiency. You need to clearly know: who to help, who helps and is specifically responsible, how to help. That program ensures high degree of efficiency in eliminating poverty in the country in recent years.

Keywords
China, poverty alleviation strategy, absolute and relative type of poverty, targeted policy to eradicate poverty, Xi Jinping
Date of publication
08.09.2020
Number of characters
33053
Number of purchasers
0
Views
170
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 100 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should sign in

Full text is available to subscribers only
Subscribe right now
Only article
100 RUB / 1.0 SU
Whole issue
880 RUB / 16.0 SU
All issues for 2020
8448 RUB / 169.0 SU
1 Проблема ликвидации бедности в Китае – сегодня одна из самых «горячих» тем в стране наряду с эпидемией коронавируса. К концу 2020 г., согласно долгосрочным стратегическим планам Китая, предстоит полностью завершить построение общества средней зажиточности cяокан [2], а ликвидация бедности в стране – важнейшая часть этого стратегического плана, его нижняя граница.
2 Но есть и еще одно, пожалуй, самое важное обстоятельство, заставившее руководство страны развернуть упорную борьбу за ликвидацию бедности, это – необходимость выравнивания социального дисбаланса, социального расслоения, усилившегося за годы ускоренного экономического развития в условиях рынка, которое противоречит стратегии КПК на гармоничное развитие по пути к цели «всеобщего благоденствия», главной доктрине партии.
3 «Ликвидация бедности, улучшение благосостояния народа, реализация “всеобщего благоденствия” – это коренное требование социализма, главная миссия партии», – подчеркивает председатель КНР Си Цзиньпин и разъясняет: «Сегодня жизненный уровень большей части населения страны сильно вырос, появились группа населения со средними доходами (средний класс), а также группа населения с высокими доходами, но все еще существует большая группа населения с низкими доходами1. И по-настоящему помощь нужна как раз группе с низкими доходами. К 100-летию нашей партии, если не будет решена проблема ликвидации бедности, как же выполнить основную цель партии? Как мы выполним наши обязательства?».
1. Согласно принятым в КНР стандартам, к среднему классу относят тех, чья годовая зарплата составляет $11,7 тыс., т.е. чуть меньше 70 тыс. рублей в месяц (прим. ред.).
4 Повторяя слова Дэн Сяопина, Си Цзиньпин подчеркнул: «Бедность – это не социализм. Если застойная бедность в бедных районах, их облик долгое время останутся неизменными, уровень жизни масс долгое время не поднимется заметно, это будет означать, что мы не реализовали преимущества социалистического строя нашей страны, это – не социализм» [1].
5 Не менее важной причиной решительной борьбы с бедностью является борьба КПК за поддержку народа, о чем говорит Си Цзиньпин: «Дело борьбы с бедностью касается стабильного осуществления власти партии и завоевания симпатии народа. Мы постоянно говорим: “Получить любовь народа – значит получить Поднебесную”» [2].
6 Более того, руководство Китая фактически дало торжественное обещание народу, что будет сделано всё, чтобы всё население страны, все слои и народности, включая, прежде всего, бедное население, вместе вошли в общество сяокан, что «ни один не останется за его пределами!» [3].
7 Полное построение общества среднего достатка – сяокан и ликвидация бедности в действительности будут означать достижение первой из двух2 стратегических целей китайского народа в его «столетней борьбе» за свою «китайскую мечту». Решение этой сложнейшей задачи в стране с населением в 1 млрд 400 млн человек в столь сжатые сроки – 70 лет – практически время жизни двух поколений – представляется уникальным мировым опытом. За период 1990-2015 гг. бедное население (при доходе $1,25 в день) во всем мире сократилось на 1,064 млрд человек, и вклад Китая при этом превысил 70% [4, p. 270]. По данным «Белой книги» КНР, опубликованной в декабре 2018 г., за последние 40 лет в Китае бедное население сократилось более чем на 850 млн человек [3]. Это – огромное достижение.
2. Первая цель – полное построение общества среднего достатка – сяокан к 100-летнему юбилею КПК (2020 г.), вторая – превращение Китая в модернизированное социалистическое государство к 100-летию КНР (2050 г.).
8 Борьба с бедностью фактически началась с первых лет образования КНР с решения самых насущных проблем выживания. Тогда первоочередными задачами были решение проблем продовольственного обеспечения населения, безработицы, борьба с неграмотностью и пр. Главной задачей первых аграрных преобразований было решение проблемы продовольствия, «тепла и живота» (проблема вэньбао). Индустриализация ставила задачу создания материально-технической базы для последующего социально-экономического развития, постепенно обеспечивая расширение занятости городского населения, роста их доходов, создание начальной системы социальных услуг в городе.
9 Основные усилия и успехи в борьбе с бедностью пришлись на последние 40 лет периода реформ и политики открытости. В стране получает развитие комплексное планирование процесса борьбы с бедностью, о чем говорят следующие программные документы: 1984 г. – «Уведомление ЦК КПК и Госсовета о поддержке ускорения преобразования облика бедных районов»; 1994 г. - «Государственный 7-летний план сокращения бедного населения на 80 млн человек (1994-2000 гг.)»; 2001 г. – «Программа борьбы с бедностью в деревне Китая (2001-2010 гг.)»; 2011 г. - «Программа борьбы с бедностью в китайской деревне (2011-2020 гг.)» [3].
10 Основная масса бедного населения в стране приходится на сельские районы, деревню. Поэтому и последняя долгосрочная программа, вплоть до сего дня, не случайно направлена на сокращение сельской бедности как «ключевого звена» решения проблемы бедности в Китае, в целом. И здесь особо выделяется последний период, начиная с XVIII съезда КПК (2012 г.), когда резко активизировалась работа по борьбе с бедностью как часть стратегии построения общества сяокан.
11

ПРОБЛЕМА БЕДНОСТИ В КИТАЕ И ЕЕ СПЕЦИФИКА

12 Накануне XVIII съезда КПК в стране насчитывалось всего около 100 млн (точнее – 98,99 млн) человек бедного населения. Обследование состояния бедных районов страны китайскими учеными зафиксировало следующую картину: «масштабы численности бедного населения большие, ареал размещения широкий, степень бедности глубокая, трудности ликвидации бедности большие» (здесь и везде далее – выделено авт.) [4].
13 Согласно результатам обследований, проведенных в 2013-2015 гг., основные причины бедности в стране – болезни, стихийные бедствия, проблема образования, нехватка рабочей силы в семье (основного кормильца); классифицируя все бедное население по этим четырем основным причинам или типам бедности, китайские ученые получили своего рода среднюю по стране структуру бедности, в которой на указанные типы бедности соответственно пришлось 42%, 20, 10 и 8% численности всего бедного населения Китая [4]. В отдельных бедных районах структура бедности, как и количество причин, могут несколько отличаться, но по стране в целом учитываются лишь четыре указанные основные фактора бедности. Например, в бедных районах провинций Ганьсу и Аньхой в 2016 г. структура бедности выглядела, соответственно, так: 40-45%, 20, 10, 10% [5]. В то же время при определенных отличиях в структуре бедность по причине болезни во всех районах намного опережает все остальные ее типы.
14

ОСОБЕННОСТИ БЕДНЫХ РАЙОНОВ СПЛОШНОЙ БЕДНОСТИ

15 Бедное население Китая, согласно данным за 2014 г., составило уже 70,17 млн человек (в 2010 г. – 165 млн), размещаясь крайне неравномерно по территории страны: Восточный регион - 9,56 млн, Центральный – 24,61 млн и Западный - 36 млн человек [6] (см. табл. 1).
16 14 самых бедных сельских районов расположены в труднодоступных холмистых и горных поясах, на плоскогорьях. Это районы, где развитие крайне ограничено или невозможно в принципе в силу целого ряда природных и экономических факторов. Основой хозяйственной деятельности, как правило, является земледелие, но дефицит воды и погодно-климатические условия затрудняют или не обеспечивают полный цикл производства, прирост продукта чрезмерно мал, доходы низки.
17 Дефицит воды испытывают 20,4% бедных уездов, земельных ресурсов – 25% уездов, а 8,5% бедных уездов одновременно страдают от дефицита воды и земли. В четверти всех деревень земельный надел («квадрат земли и воды») на двор не может прокормить семью, что превратило их в районы застойной бедности, где требуется переселение людей [4, p. 271]. У населения этих районов крайне низкий уровень образования, пониженный уровень здоровья, отсталое производство. Следствием причин бедности является неполная занятость, отсутствие возможностей найти работу, поднять доходы.
18 Глубина нищеты, застойный характер бедности, удаленность и труднодоступность этих районов резко усложнили решение задачи ликвидации бедности, старая модель и методы борьбы с бедностью здесь практически не работают.
19 Это преимущественно районы проживания нацменьшинств (11 из 14 основных районов хронической бедности). На конец 2014 г. бедное население здесь составляло 22,05 млн человек, или 31,4% всего населения сельских бедных районов страны, коэффициент бедности достигал 14,7%, что выше среднего национального уровня на 7,5%. Из 220 тыс. км протяженности линии материковой границы 190 тыс. км ее приходится на районы нацменьшинств. При этом на конец 2013 г. в более чем 6 тыс. деревень нацменьшинств не было дорог, 2,47 млн человек не имели источника безопасной воды [4, p. 272].
20

ПРОБЛЕМА РЕГИОНАЛЬНОЙ БЕДНОСТИ

21 Из табл. 1 видно, насколько серьезной продолжает оставаться проблема региональной бедности как следствие неравномерного развития регионов и серьезной межрегиональной дифференциации населения по уровню доходов. В 2017 г. на Восточный регион приходилось 9,9% всего количества бедного населения, на Центральный – 36,5%, а на Западный – 53,6%, т.е. более его половины стабильно остается в этом регионе, хотя в абсолютных цифрах имеет место сокращение численности бедных во всех трех регионах.
22 В первые годы после образования КНР размещение бедного населения страны носило сугубо региональный характер. С началом политики реформ и открытости, усилением экономического развития и интенсификацией борьбы с бедностью численность бедного населения сократилась, но региональная бедность не претерпела коренных изменений, скорее, усугубилась в связи с развитием рыночной экономики и реализацией стратегии «пусть сначала разбогатеет часть населения, часть районов».
23 Осуществляемая Программа освоения Западного региона оказалась не столь эффективной, и после XVIII съезда КПК ее дополнил ряд крупных региональных проектов, направленных на выравнивание уровней экономического и социального развития регионов и формирование новой экономической системы открытого типа.
24 В числе этих проектов – Инициатива «Один пояс, один путь», Программа скоординированного развития региона Пекин – Тяньцзинь – Хэбэй, Программа экономического пояса реки Янцзы и, наконец, только что принятая Программа модернизации Западного региона до 2035 г. Все они призваны обеспечить создание адекватной материальной основы для преодоления неравномерности, неполноты развития районов Центрального и Западного регионов. Отметим, что задача ликвидации бедности во всех бедных уездах страны («снятие ярлыка бедности»), поставленная 5-м пленумом ЦК КПК (2015 г.), опирающаяся на единый официальный критерий порога бедности для всего Китая, на низовом уровне одновременно решает также и задачу региональной бедности.
25 Таблица 1
26 Численность бедного населения Китая и его размещение
27

28 Составлено по: [6, p. 37]. для всего Китая, на низовом уровне одновременно решает также и задачу региональной бедности.
29

ПРОБЛЕМА БЕДНОСТИ СТАРИКОВ И ДЕТЕЙ

30 Среди особенностей характера бедности в Китае все большее внимание привлекает серьезная проблема бедности в двух крайних группах жизненного цикла – стариков и детей. Одним из последствий обострения проблемы старения населения в Китае в последние десятилетия стало появление проблемы бедности стариков. Сегодня Китай уже вступил в «общество старения»: в 2014 г. в стране насчитывалось более 225 млн человек в возрасте выше 60 лет, или 15,5% населения. При этом в деревне скорость старения населения еще выше [4, p. 271].
31 Основная причина бедности – отсутствие роста дохода от хозяйственной деятельности (от сельского хозяйства) и недостаточный доход со стороны или его отсутствие (т.н. доход от заработка, посылаемый частично детьми-мигрантами из города), неразвитость системы социальных услуг в деревне, дефицит «средств по уходу за стариками», возросшая нагрузка на стариков, вызванная с уходом молодежи в город.
32 По данным Всемирного банка (ВБ), из расчета критерия порога бедности в размере $1 в день, в 2009 г. всего в стране насчитывалось более 140 млн бедных стариков, а в горном районе Яньшань – Тайсиншань коэффициент бедности стариков достиг 76,2% [4]. Постарение бедности в деревне стало острой проблемой, новым серьезным вызовом в борьбе с бедностью на новом этапе.
33 Проблема детской бедности в деревне во многом связана с усилением процесса миграции сельского населения в город в поисках источников доходов, когда родители уходят, оставляя детей на попечение стариков. Таких «оставленных» детей в деревне насчитывается 40-50 млн.
34

АБСОЛЮТНАЯ И ОТНОСИТЕЛЬНАЯ БЕДНОСТЬ В КИТАЕ

35 Помимо масштабов распространения бедности обращает на себя внимание глубина бедности с ее застойным, хроническим характером, преимущественно в отдаленных районах с неблагоприятными природными и социально-экономическими условиями развития.
36 В мировой социологии, включая китайскую, выделены две основные ступени бедности, характеризующие степень ее глубины, – абсолютная и относительная как основа понятия бедность.
37 Под абсолютной бедностью понимается такое состояние, при котором человек на свой доход не способен удовлетворить даже базовые потребности в пище, жилье, одежде, тепле, либо способен удовлетворять только минимальные потребности, обеспечивающие биологическую выживаемость.
38 Таблица 2
39 Состояние абсолютной и относительной бедности в Китае (2018 г.) (%)
40

41 Примечание: 1. В деревне за порог абсолютной бедности взят официальный критерий абсолютной бедности (2736 юаней/чел. в год), а за порог относительной бедности взято 50% от медиального располагаемого дохода крестьян (4213 юаней/чел. в год). В городе за порог абсолютной бедности взят уровень среднего минимального прожиточного минимума горожан (4476 ю.), а за порог относительной бедности взято 40% от медиального (усредненного) располагаемого дохода горожан (9659 ю.). 2. Для мигрирующего населения (в процессе миграции) использовали критерии (порог) абсолютной и относительной бедности в городе. 3. Для регионов учитывали разницу в покупательной способности между регионами, при расчетах осуществляли урегулирование на основе товарных цен. Рассчитано по: [7, p. 22].
42 Численным критерием «порога бедности» здесь выступает прожиточный минимум. В качестве порога абсолютной бедности ВБ принял существование на менее чем $1,25 в день (курс рассчитывается по ППС). Ныне действующий в Китае критерий «порога бедности», официально принятый в 2011 г., установлен в размере 2300 юаней на человека в год (в неизменных ценах 2010 г.)3. Этот критерий «порога» абсолютной бедности получил конкретное название и наполнение в решении 5-го пленума ЦК КПК 18-го созыва в 2015 г. – как критерий, гарантирующий пять важнейших потребностей жизни – «лянгэ бу чоу, саньгэ баочжэн» («две заботы» и «три гарантии»), т.е. не беспокоиться о пище и одежде и иметь 3 гарантии обеспечения нормальной жизни – 9-летнего образования, основных медицинских услуг и безопасности жилья.
3. С ростом цен стоимостное содержание официального критерия (2300 юаней. в неизменных ценах 2011 г. на душу в год) растет, достигнув в 2020 г., в среднем, 4000 юаней в год (прим. авт.).
43 Под относительной бедностью понимается невозможность поддерживать уровень или некоторый стандарт жизни, принятый в данном обществе, социальной сфере. Относительная бедность показывает то, как вы бедны в сравнении с другими людьми4.
4. Относительная бедность является сравнительной характеристикой в двух смыслах. Первое. Значение относительной бедности заключается в сравнении одной страты с другими стратами или слоями населения. Второе. Оно показывает, что вы бедны относительно некоторого стандарта жизни, например, стандарта достойной, или приличествующей жизни общества (прим. авт.).
44 Мерой относительной бедности чаще выступает относительная черта бедности, определяемая размером дохода, сравнимого с уровнем медиального (усредненного) дохода населения или социальной группы. В Китае порог относительной бедности в деревне приравнивается к 50% медиального дохода сельского населения, а в городе – к 40% медиального дохода горожан.
45 Если абсолютная бедность может быть ликвидирована, то относительная нет, меняются лишь ее численные показатели, уровень. Концепция относительной бедности является частью более общей концепции о социальном неравенстве.
46 Согласно задаче, поставленной 5-м пленумом ЦК КПК в 2015 г., задача ликвидации бедности в Китае к 2020 г. как часть стратегии построения общества среднего достатка сяокан касается лишь ликвидации в стране абсолютной бедности, т.е. охватывает только ту часть бедного населения, которое живет ниже линии официально установленного «порога бедности» в 2300 юаней на душу в год (в неизменных ценах 2010 г.). Иначе говоря, сегодня задача борьбы с бедностью состоит в ликвидации лишь «нижнего» слоя бедности, т.н. абсолютной бедности.
47 Какова же степень глубины бедности в стране сегодня, в целом, и по регионам?
48 Фонд по изучению развития Китая и научный коллектив Пекинского педагогического института, опираясь на данные обследования доходов населения Китая за 2013 г., провели исследование проблемы бедности [7], проанализировав раздельно состояние с абсолютной и относительной бедностью в стране в целом, в деревне, в городе, а также мигрирующего населения (см. табл. 2).
49 Табл. 2 показывает, насколько серьезно стоит проблема ликвидации абсолютной бедности, особенно в деревне Западного региона, и как велик пласт относительной бедности в стране сегодня, в целом, а также насколько еще серьезны проблемы сельской бедности, т.е. бедности в деревне страны, а также региональной.
50 Так, в деревне: хотя разница между критериями порога абсолютной и относительной бедности составляет всего 1,54 раза, масштабы относительной бедности в деревне в 2,37 раза превышают пласт абсолютной бедности (см. табл. 2). Это отражает тот факт, что хотя, согласно нынешним критериям, большие массы населения оторвались от черты бедности, они по-прежнему в большей своей массе сконцентрированы вблизи черты бедности, несколько выше.
51 В городе: численность населения, живущего в условиях относительной бедности, в 6,35 раза больше населения, проживающего в условиях абсолютной бедности. У мигрирующего населения это соотношение составило разрыв порядка 6,86 раза.
52 С региональной точки зрения, сельское население Западного региона, проживающее в условиях абсолютной бедности, в 4 раза превышало таковое в Восточном регионе, а сельское население, подпадающее под критерии относительной бедности, в 3,1 раза больше, нежели в последнем.
53 Среди городского населения: разница между частью населения, проживающего в условиях абсолютной и относительной бедности по регионам, не так заметна, но в масштабах всей страны она достигала 10,23%.
54 В целом, результаты обследования состояния абсолютной и относительной бедности населения в трех основных регионах страны в 2013 г. лишь подтверждают наличие серьезной проблемы региональной бедности в Китае.
55 Сохранение огромного пласта населения, живущего в условиях относительной бедности в стране, заставляет предположить, что борьба на этом фронте продолжится после 2020 г. с еще большей энергией, тем более, что руководством страны уже поставлена задача разработки новой стратегии борьбы после 2020 г. и появились первые ее наброски китайских ученых.
56

СТРАТЕГИЯ БОРЬБЫ С БЕДНОСТЬЮ

57 После XVIII cъезда КПК заметно возросло внимание китайской науки к проблеме бедности в стране, изучению ее основных характеристик и специфики, поиску новых подходов к борьбе с ней.
58 Мировая социология выделяет три основные общепризнанные причины возникновения бедности, которые сформировали соответствующие три типа бедности, присущие и Китаю: 1) повсеместная бедность доиндустриального периода; 2) частичная бедность эпохи индустриализации; 3) бедность, связанная с индивидуальными природными качествами человека или роком судьбы, ведущими к потере работоспособности (которые в рабочем порядке именуются – «тип бедности застойного развития», «тип бедности структурного дисбаланса» и «тип бедности, связанный с болезнью». Процесс их возникновения и развития связан с состоянием ресурсов, уровнем технического прогресса и основным общественным строем [8].
59 До 1978 г. Китай представлял страну, где традиционное сельское хозяйство было основой, и явления всех выше описанных трех типов бедности существовали одновременно, население страны, в основном, пребывало в состоянии бедности. Сегодня Китай уже превратился в индустриальную страну, где основные типы бедности – последние два: тип бедности структурного дисбаланса и тип бедности, связанный с болезнью.
60 Неравномерность экономического развития Китая – главная причина сохранения отдельных отраслей с низкой производительностью труда, а значит, и бедных районов, хотя страна имеет современную промышленность и развитую систему городов.
61 Одной из основных причин существования сегодня в Китае неравномерности и несбалансированности развития города и деревни, промышленности и сельского хозяйства является создание еще в 50-е гг. XX в. и сохранение до последнего времени т.н. «двухосновной структуры» города и деревни (чэн сянь эр юань цзегоу). Эта раздельная система управления двумя основными подразделениями национальной экономики привела к возникновению неполной занятости в деревне, что и стало главной причиной бедности в китайской деревне.
62 Вывод однозначный: чтобы разрешить проблему структурной бедности (второй тип бедности), надо, в первую очередь, опираться на преобразование структуры экономики как ключевое звено стратегии ликвидации бедности. Необходимо ускорить процесс развития интеграции города и деревни, осуществить реформу земельной системы в деревне, установив рациональное соотношение людских и земельных ресурсов и обеспечив достаточный надел земли за хозяйством, чтобы оставшееся и проживающее в деревне население включилось в современную систему разделения труда. Это путь к полной занятости в деревне. Этот путь преодоления бедности структурного типа в настоящее время как раз проходит пик своей реализации в Китае.
63 Бедность, связанная с болезнью. В Китае в бедных районах бедность по причине болезни, в среднем, достигает 37,8% среди всех других причин по официальным оценкам, а по другим – более 42% и даже 50%. В развивающихся странах этот тип бедности намного выше, чем в развитых. Согласно имеющимся у автора данным, число наркоманов в стране достигает примерно 14 млн человек (проблему наркомании известный китайский экономист включает в разряд болезни как причину бедности).
64 Эти две группы бедности во многом определили опережающий удельный вес типа бедности по болезни в стране в целом [8]. Борьба с бедностью по причине болезни стала одним из наиболее важных, хотя и наиболее трудных, направлений адресной борьбы с бедностью в последнее время.
65 Помимо профилактики инфекционных заболеваний и обеспечения равного доступа к основным медицинским услугам для города и деревни борьба с этим типом бедности потребует больших средств, направленных на повышение адресной поддержки бедных этой категории, пропаганды и распространения особого вида образования [8].
66

НОВЫЙ ЭТАП БОРЬБЫ С БЕДНОСТЬЮ

67 Вступление Китая в этап замедленных темпов экономического роста, структурных реформ и перехода к новой модели развития к началу второго десятилетия XXI в. поставило задачу обновления самих путей борьбы с бедностью. Приближение сроков завершения программы полного построения общества среднего достатка сяокан (к концу 2020 г.) потребовало максимально ускорить темпы решения проблемы бедности.
68 Старая модель борьбы с бедностью практически исчерпала свои возможности. Позволив добиться существенного сокращения численности малоимущего населения на начальном этапе, она смогла обеспечить уровень самых необходимых потребностей лишь до планки «вэнь бао», т.е. решения проблемы «сытости и тепла». В новых условиях старая модель оказалась неэффективной, она не обеспечивала результаты, адекватные вложенным усилиям: при определенном улучшении положения бедных районов, количество бедных не сокращалось, соответственно, успехи оказывались лишь «средней температурой по больнице» [9].
69 Изменился во многом и характер бедности: оставшиеся бедные районы оказались самой трудной частью «бастиона бедности»: это были районы застойной нищеты, с глубокой степенью бедности комплексного характера, где сами природные факторы ограничивали развитие в целом. Здесь прежние подходы в борьбе с бедностью практически не действовали, и трудность борьбы возросла многократно. Китайские специалисты говорили, что бороться с бедностью здесь всё равно, что «грызть твердую кость». Встала задача более глубокого научного подхода к проблеме бедности, выработки новой концепции и стратегии, повышения эффективности и ускорения темпов решения проблемы в новых условиях.
70 Начиная с XVIII cъезда КПК в стране развернулась серьезная работа в поисках новых путей борьбы с бедностью. В декабре 2012 г. председатель КНР Си Цзиньпин во время инспекционной поездки в уезд Бупин, провинция Хэбэй, выдвинул первые установки по улучшению организации этой работы: «Работа по борьбе с бедностью требует наличия плана, наличия средств, наличия мер, наличия контроля» [3].
71 В ноябре 2013 г., находясь с инспекцией на западе пров. Хунань, Си Цзиньпин впервые предложил идею новой концепции борьбы с бедностью: «Добиваясь истины, исходя из местных условий, осуществляя дифференцированное руководство, вести адресную борьбу с бедностью» [10]. И уже через месяц, в декабре 2013 г., ЦК КПК и Госсовет КНР опубликовали совместный документ: «Мнение об обновлении механизма работы по борьбе с бедностью в деревне» (Док. № 25. 2013 г.), в котором ставилась задача создания механизма целенаправленной, адресной борьбы с бедностью.
72 Эти и последующие установки и положения по вопросу реорганизации работы по борьбе с бедностью, выдвинутые КПК после XVIII cъезда КПК, фактически представляют собой квинтэссенцию богатого личного опыта работы по борьбе с бедностью самого Си Цзиньпина на разных административно-партийных постах – от деревни, уезда до провинции, а также обобщение опыта страны в целом за последние 40 лет, и именно они легли в основу новой концепции, стратегии и самого механизма борьбы с бедностью в Китае. В 2018 г. все они были опубликованы в отдельном сборнике5.
5. Сборник положений Си Цзиньпина по адресной борьбе с бедностью. Всего 242 положения. Чжунян вэньсянь чубаньшэ. 2018, август (прим. авт.)
73 В июне 2015 г. Си Цзиньпин, выступая на совещании по проблемам борьбы с бедностью, выдвинул концепцию механизма организации всей этой работы: «Необходимо усилить систему ответственности6в руководстве работой по борьбе с бедностью, создать систему управления работой по принципу: «центр» отвечает за координацию, провинции несут общую ответственность, города (округа), уезды – проводят в жизнь политику… В новой системе управления рабочий механизм действует по принципу: «взяв часть как ключевое звено, доводить работу до деревни, до двора. Партия и правительство совместно («рука об руку») отвечают за систему ответственности по борьбе с бедностью, по-настоящему доводя дело до решения» [3].
6. Система ответственности – механизм персональной ответственности, налагающий от имени партии на члена КПК личную ответственность за решение поставленной задачи. Сегодня такую персональную партийную ответственность, например, несет каждый губернатор провинции за решение проблемы продовольственной безопасности провинции (ранее – «за мешок риса»), а каждый мэр города – ответственность за обеспечение города свежими овощами («за корзину овощей») (прим. авт.).
74 5-й пленум ЦК КПК 18-го созыва (2015 г.) перевел решение проблемы бедности в конкретное русло, поставив сложную двуединую задачу: в связи с завершением полного построения общества сяокан к 2020 г. добиться ликвидации бедного населения деревни в соответствии с принятыми критериями порога бедности; «снять ярлык бедности» со всех бедных уездов в стране, решить в целом проблему региональной бедности [11].
75 Решение 5-го пленума ускорило процесс формирования новой концепции и стратегии по ликвидации бедности, к разработке которых была вплотную подключена китайская наука. Интенсивная работа трех сторон – партии, правительства, науки – позволила в короткие сроки сформировать целостную конструкцию новой модели – модели адресной борьбы с бедностью, которая позволила обеспечить решающий успех в ликвидации бедности в стране на новом этапе.
76

СТРАТЕГИЯ АДРЕСНОЙ БОРЬБЫ С БЕДНОСТЬЮ

77 В основу новой стратегии легли положения Си Цзиньпина. Стратегия включает 6 основных направлений, известных как «люгэ цзяньчы» - «шесть твердо проводить»: 1) «руководство партии, усиливать гарантию организации»; 2) «адресную стратегию борьбы с бедностью»; 3) «наращивание инвестиций, усиление поддержки борьбы с бедностью средствами»; 4) «мобилизацию общества, концентрацию сил всех сторон»; 5) «исходя из твердости требований, продвигать настоящую работу»; 6) «проводить линию: массы субъект, стимулировать внутренние потенциальные силы» [2].
78 Рассмотрим основные из них.
79 Направление 1 проводить руководство партии, усиливать гарантию организации – наиважнейшее, в нем видят «корень дела». Си Цзиньпин объясняет это положение так: «Чем дальше продвигается борьба с бедностью, тем больше надо усиливать и совершенствовать руководство партии. Проводить в жизнь руководство партии – значит развивать преимущества социалистического строя по мобилизации сил на большие дела, это и есть наше самое большое политическое преимущество. Надо усиливать рабочий механизм, где центр (ЦК) должен отвечать за координацию, провинции несут общую ответственность; города, уезды держат в руках механизм всей работы. Надо усиливать систему ответственности партийной власти, усиливать ключевую роль парткомов уездов как общих штабов борьбы с бедностью во всех уездах».
80 Особое значение придается самому нижнему звену этой партийной вертикали – партийной ячейке в деревне: «Надо ухватиться за партийную организацию деревни, как центральное звено всех базовых организаций в деревне, избирать сильную руководящую группу на уровне деревни, стимулировать и направлять идейно, с правильным стилем работы, с хорошим потенциалом, желающих служить народу, т.е. лучшие молодые кадры из отставных военных, выпускников вузов, приехавших на работу в бедную деревню, которые подходят для избрания первым секретарем парторганизации в деревне, чтобы превратить низовую партячейку в деревне в боевую крепость борьбы с бедностью и за улучшение благосостояния ее жителей. Ключевым звеном этой борьбы является человек».
81 Важное значение в этой связи приобретает проблема подготовки кадров. «Чрезвычайно важно иметь кадры на всех уровнях, особенно на базовом уровне. Надо создавать группы отрядов по борьбе с бедностью, в процессе работы воспитывать закаленные кадры, первых секретарей, кадры базовых организаций в деревне, включая студентов вузов для работы в деревне, надо больше заботиться о них, своевременно помогать им решать сложные практические вопросы» [1].
82 Таков главный стержень мобилизационного механизма новой модели борьбы с бедностью в Китае сегодня.
83 Забегая вперед, можно констатировать, что вышеприведенные установки работают, они вполне успешно претворяются в жизнь: согласно последним данным (март 2020 г.), сегодня в борьбе по ликвидации бедности на уровне деревни задействовано 255 тыс. таких отрядов в бедных районах страны, и более 2,9 млн первых секретарей отобраны и посланы в бедные районы возглавить партийные организации деревень [10].
84 Направление 2 проводить адресную стратегию борьбы с бедностью, повышать эффективность ликвидации бедности.
85 Основные положения этого направления стратегии были впервые изложены Си Цзиньпином на 5-м пленуме ЦК КПК в октябре 2015 г. Эта установка фактически превратилась в основной курс борьбы с бедностью с XVIII съезда КПК и отражает суть новой стратегии, новой модели ликвидации бедности в Китае на новом этапе.
86 Главным принципом и спецификой новой стратегии выступает концепция адресности Си Цзиньпина. Значение адресности в деле борьбы с бедностью он выразил в следующем сравнении: «ценность – в адресности, важность – в адресности, от нее зависит победа или поражение» [2].
87 Адресность, по сути, означает требование исходить из реальной ситуации и анализировать конкретные проблемы, вести целенаправленную работу, имея перед собой конкретную цель, добиваясь эффективности.
88 Си Цзиньпин предложил следующие шесть положений, или аспектов, характеризующих новую адресную политику борьбы с бедностью: 1) объект помощи должен быть адресным; 2) программы осуществлять адресно; 3) деньги использовать адресно; 4) меры доводить до двора адресно; 5) в деревню посылать людей адресно (фактически, надо посылать первого секретаря адресно); 6) добиваться эффективности в ликвидации бедности адресно [2].
89 (Окончание следует)

References

1. Studying Xi Jinping’s Compendium of Poverty Alleviation Provisions. Decisively fight for the eradication of poverty, write a new page in the history of the fight against poverty of humanity. People’s Daily. 21.08.2018 (In Chin.). http://politics.people.com.cn/n1/2018/0821/c1001-30239990.html (accessed 21.08.2018)

2. Chen Li talks about Xi Jinping’s Compendium of Poverty Alleviation Provisions. People’s Daily. 13.11.2018 (In Chin.). http://theory.people.com.cn/n1/2018/1113/c-40531-30397610.html (accessed 29.02.2020)

3. Wang Qinsong. The institutional system of poverty alleviation with Chinese characteristics. People’s Daily. 16.01.2020 (In Chin.). http://theory/people/com/cn/n1/2020/0116/c40531-31551545.html (accessed 17.01.2020)

4. Liu Yansui, Zhou Yang, Liu Jilai. 2016. Features of zoning of poverty in a Chinese village and the strategy of addressing it. Zhongguo kesue yuan yuan’kan. № 3, p. 269 (In Chin.); 1994-2016. China Academic Journal. Electronic Publishing House. http://www/cnki.net (accessed 04.01.2020)

5. Zhang I. 2016. The main problems in the work on targeted poverty eradication in China at present and measures to improve it. Goji jingji pinlun. P. 78 (In Chin.)

6. Wei Hoogui. 2018. The new poverty alleviation strategy in China after 2020. Zhongzhou shuekan (Academic Journal of Zhongzhou). № 9, p. 37 (In Chin.)

7. Yu Jianto. 2018. How has poverty alleviation in China really become possible? Zhongguo gaige. 2018. № 2, p. 22 (In Chin.)

8. Dan Guoing. 2016. Types of poverty and the choice of poverty eradication strategy. Zhuan yanguang kan jingji, jingji yanguang kan Zhonggou. № 9, p. 70 (In Chin.); 1994-2017. China Academic Journal. Electronic Publishing House. http://www.cnki.net (accessed 01.03.2020)

9. Xi Fengqin, Hua Zhengxue. 2017. An analysis of the ideas of targeted struggle against poverty Xi Jinping from the standpoint of integrity. Nune Jingji. № 1, p. 6 (In Chin.)

10. Wu Chuani. A decisive struggle to eradicate poverty demonstrates systemic benefits. People’s Daily. 11.03.2020 (In Chin.). http://theory/people/com/cn/n1/2020/0311/c40531-31626484.html (accessed 14.03.2020)

11. The 5th Plenary Session of the 18th CPC Congess: Decisions. People’s Daily. 29.11.2015 (In Chin.). http://politics.people.com.cn/n/2015/1129/c1024-27867560.html (accessed 29.11.2015)