Road to Kartarpur: Faith-based diplomacy in India-Pakistan relations
Table of contents
Share
Metrics
Road to Kartarpur: Faith-based diplomacy in India-Pakistan relations
Annotation
PII
S032150750008727-1-1
DOI
10.31857/S032150750008727-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Anna Bochkovskaya 
Occupation: Associate Professor, Department of South Asian History, Institute of Asian and African Studies, Lomonosov Moscow State University
Affiliation: Lomonosov Moscow State University
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Pages
20-25
Abstract

The article discusses history and the potential of the Kartarpur pilgrimage corridor recently established at the India-Pakistan border. The passage has given Indian Sikh pilgrims an opportunity to access the Pakistan-based historical Kartarpur Sahib gurdwara located in close vicinity of the border line.

The gurdwara premises became part of Pakistan during the 1947 Partition of India; consequently, visiting Kartarpur Sahib became virtually impossible for the Indians. After the 2018 victory of the Pakistan Tehreek-e-Insaf party, the breakthrough in Kartarpur corridor negotiations resulted in the fast-track building of corridor infrastructure from both sides followed by the corridor inauguration on November 9, 2019, on the eve of Guru Nanak’s 550th Prakash Gurpurab (birthday).

Ideologically, the Kartarpur corridor project is most feasible for both sides owing to the egalitarian nature of Guru Nanak’s teaching and his “neutral” – neither Hindu nor Muslim – religious affiliation. Consequently, it would be quite difficult to fault the faith-based diplomacy proponents of being “pro-Pakistani” or “pro-Indian” when promoting transborder religious and cultural contacts in this locality. The project is also economically advantageous for both sides as it can boost up tourist sector in Pakistan and substantially contribute to the economic development of India’s Gurdaspur district and the Punjab state in general. From this perspective, the Kartarpur corridor is a pragmatic project, which favors the faith-based diplomacy theory. Unfortunately, due to most complicated relations between the two countries, the future of the Kartarpur corridor remains vague.

Keywords
India, Pakistan, Punjab, Sikhism, Guru Nanak, border, faith-based diplomacy
Received
27.03.2020
Date of publication
30.03.2020
Number of purchasers
31
Views
923
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 100 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should sign in

Full text is available to subscribers only
Subscribe right now
Only article and additional services
Whole issue and additional services
All issues and additional services for 2020
1 После раздела Британской Индии в 1947 г. многие святыни, важные для сикхов – последователей учения средневекового поэта-мистика и философа гуру Нанака (1469-1539), оказались по разные стороны индийско-пакистанской границы: линия Рэдклиффа разрезала провинцию Панджаб (основной район проживания сикхов на северо-западе субконтинента) на две части. На пакистанской территории остались, в частности, Нанкана-сахеб – место рождения Нанака, а также Картарпур, где гуру Нанак провел последние 18 лет жизни. Эти города называют «Меккой и Мединой» последователей Нанака, двумя важнейшими паломническими целями сикхов.
2 Картарпур занимает особое место в истории сикхизма. Там гуру Нанак продолжал проповедь своего учения, вобравшего многие идеи из средневекового индийского бхакти1 и из суфизма2. Там же он работал вместе с сыновьями на земле, обрабатывая ее и претворяя в жизнь мысль о том, что главное в жизни человека – земной путь, выполнение дхармы домохозяина (грихастха), неразрывно связанной с индивидуальными религиозно-духовными поисками. В Картарпуре появилась и первая «трапезная гуру» (гуру-да-лангар), где безвозмездно предоставляли еду и возможность отдохнуть всем путникам и нуждающимся безотносительно их веры, касты, пола, возраста, социального положения. Этим принципам ученики и последователи Нанака – сикхи – стараются следовать и поныне3.
1. Бхакти (любовь, преданность, служение [богу]) – «мистический индуизм», совокупность средневековых североиндийских религиозно-реформаторских течений, ориентированных на личные взаимоотношения между адептом и божеством (прим. авт.).

2. Суфизм – мистико-аскетическое течение в исламе (прим. авт.).

3. Об истории сикхизма и его современной специфике см.: [1; 2]; о роли лангара в сикхизме см.: [3, с. 300-312; 4, с. 313-322] (прим. авт.).
3 На месте кончины гуру Нанака в XVI в. была построена гурдвара (храм) Картарпур-сахеб; в 1920-х гг. её фактически воссоздали заново на средства, выделенные сикхским правителем индийского княжества Патиала. Сегодня она считается самой большой в мире гурдварой: принадлежащая храму территория занимает около 6 кв. км.
4 Будучи расположенной на западном берегу реки Рави на расстоянии менее 4 км от границы, гурдвара хорошо видна с восточного – индийского – берега, но с 1947 г. и вплоть до открытия в ноябре 2019 г. специального паломнического прохода (коридора) в Картарпур она оставалась практически недоступной для сикхов, проживающих в Индии. Поэтому напротив Картарпура в индийском приграничном городе Дера Нанак-cахеб, где расположена еще одна гурдвара, связанная с именем основателя сикхизма, была построена специальная площадка для даршанасозерцания недосягаемого Картарпур-сахеба.
5 В настоящей статье рассматриваются история создания и потенциал Картарпурского коридора, появление которого стало следствием «дипломатии веры» – по определению политологов Д.Джонстона и Б.Кокса, «разновидности дипломатии второго трека (т.е. неофициальной), объединяющей динамику религиозной веры с действиями в области международного миротворчества»; и потому в большей степени «ориентированной на примирение, а не на урегулирование конфликтов» [5, p. 15]4.
4. О дипломатии веры / религии подробнее см., например: [6; 7; 8; 9].
6

СЛОЖНЫЙ ПУТЬ К РАЗДЕЛЕННЫМ СВЯТЫНЯМ

7 В силу специфики отношений Индии и Пакистана, эволюционировавшей от плохого к худшему на протяжении всех семи десятилетий независимого существования двух государств, посещение знаковых гурдвар оставалось крайне сложным для сикхов-индийцев.
8 Порядок паломнических визитов определялся рядом двусторонних документов: прежде всего, соглашением, подписанным в 1950 г. премьер-министрами Индии и Пакистана Джавахарлалом Неру и Лиакатом Али-Ханом [10], а также более поздними договоренностями, в частности, протоколом 1974 г. по вопросам посещения мест религиозного почитания [11], в соответствии с которым ежегодное количество паломников с каждой стороны ограничивалось 20 группами. К 2017 г. в Индии и Пакистане для трансграничного паломнического доступа были открыты по пять культовых мест5 [12].
5. В 2017 г. в список входили 5 мусульманских святынь в Индии (две – в Дели, по одной – в штатах Раджастхан, Панджаб и Уттаракханд), а также 2 индусские и 3 сикхские святыни в Пакистане (одна – в провинции Синд, четыре – в пакистанском Панджабе) [12].
9 В соответствии с этими соглашениями в Пакистан несколько раз в год направлялись сикхские паломнические группы-джатха для посещения трех исторических гурдварНанкана-сахеб и Панджа-сахеб в дистрикте Равалпинди и Дера-сахеб в Лахоре. Такие визиты обычно приурочивались ко дню рождения гуру Нанака, дню памяти Ранджита Сингха – основателя сикхского государства (1799-1839), а также к важному в сикхской традиции весеннему празднику байсакхи.
10 Чтобы попасть в пакистанскую часть Панджаба, паломники были вынуждены пользоваться длинными объездными путями, следуя через немногочисленные действующие пограничные пункты. К тому же получение пакистанской визы, обязательной для визитов, требовало немалых средств и занимало много времени; частыми были и отказы пакистанской стороны в предоставлении виз. Впрочем, аналогичные сложности возникали и у пакистанцев, желавших посетить мусульманские святыни, оставшиеся после 1947 г. в Индии.
11 Открытые для доступа пакистанские гурдвары ежегодно посещали в общей сложности около 7 тыс. индийцев [13]. Но для подавляющего большинства проживающих в Индии 22 млн сикхов путь к ним оставался закрытым. Недоступным оставался и Картарпур-сахеб: несмотря на историческую значимость и расположение у самой границы, эта гурдвара не входила в число мест религиозного почитания, определенных двусторонними соглашениями. Поэтому мысль о создании особого паломнического прохода, который позволил бы индийским последователям гуру Нанака максимально быстро и с наименьшими издержками добираться до Картарпура, не оставляла индийских сикхов. Но только с конца 1990-х гг. власти двух стран приступили к обсуждению этого вопроса.
12 На официальном уровне тема Картарпурского коридора была впервые затронута в феврале 1999 г. в ходе визита премьер-министра Индии Атала Бихари Ваджпайи в Лахор [14], где прошли его переговоры с пакистанским премьер-министром Навазом Шарифом6. Хотя стороны обсуждали, прежде всего, проблему ядерной безопасности в южно-азиатском регионе, в итоговом заявлении отмечалось, что они продолжат диалог по вопросу либерализации визового режима и правил пересечения границы [15, p. 3]. Кроме того, Н.Шариф дал принципиальное согласие на строительство коридора.
6. Занимал пост премьер-министра Пакистана в 1990-1993, 1997-1999 и 2013-2017 гг. (прим. авт.).
13 Одним из аргументов в пользу создания коридора было то, что теоретически им могли бы пользоваться не только индийские, но и крайне немногочисленные (по разным оценкам, от 20 до 40 тыс. человек) пакистанские сикхи – для посещения гурдвары Дера Нанак-сахеб [16], а в отдаленной, правда, очень туманной перспективе – и пакистанские мусульмане для визитов к нескольким небольшим даргахам, т.е. местам захоронения мусульманских пиров-«святых», оставшимся после раздела 1947 г. рядом с границей на индийской части Панджаба [17].
14 Таким образом, обретение доступа к культовым местам могло бы представлять обоюдный интерес. Коридор также рассматривался сторонами в качестве канала мира и культурного взаимодействия на «линии взаимной ненависти» – так нередко называют индийско-пакистанскую границу [18].
15 Однако наметившийся позитив в индийско-пакистанских переговорах был вскоре сведен к нулю с началом в мае 1999 г. пограничного вооруженного конфликта, получившего название «Каргильская война», и вопросы гуманитарного сотрудничества, включая создание Картарпурского коридора, на время были сняты с повестки дня.
16

ЭТАПЫ КАРТАПУРСКОГО ДИАЛОГА

17 В последующие годы переговоры по поводу Картарпура шли неровно. Они во многом определялись степенью личной заинтересованности участников дискуссии; при этом по-прежнему определяющую роль в переговорном процессе играла позиция сикхской общины Индии, а также – напрямую и опосредованно – сикхской диаспоры США, Канады и Великобритании, в особенности потомков переселенцев из западной части колониальной Индии, в 1947 г. ставшей Западным Пакистаном7.
7. За пределами Индии проживает около 2 млн сикхов. Подробнее о сикхской диаспоре см.: [1; 19].
18 Индийское правительство неоднократно высказывало опасения, связанные с вопросами безопасности. В частности, отмечалось, что Пакистан может задействовать Картарпурский коридор для подрыва стабильности Индии, используя гурдвару для негласной поддержки прохалистанского движения и вербовки радикально настроенных сикхов, прежде всего молодежи8 [20].
8. Сецессионистское движение за отделение Панджаба и создание сикхского государства Халистан разворачивалось в Индии с конца 1970-х до начала 1990-х гг. при поддержке экстремистских группировок, действовавших за пределами страны. Такого рода организации (Армия освобождения Халистана / Khalistan Liberation Force, Сикхи за справедливость / Sikhs for Justice и др.) сохраняют активность и сегодня – в США, Канаде, Великобритании и ряде других стран; в Индии они объявлены террористическими. В индийских СМИ нередко встречаются сообщения о подрывной деятельности в отношении Индии, которую прохалистанские силы ведут с территории Пакистана; степень их достоверности оценить трудно.
19 Пакистанская сторона была в значительной степени озабочена вопросами логистики и строительства необходимой инфраструктуры, поскольку с учетом локации гурдвары основные затраты пришлось бы нести именно ей: по оценке (2009 г.) американского Института многотрековой дипломатии, строительство инфраструктуры коридора, включающей шоссе с пешеходной и велосипедной дорожками, а также пункты досмотра, должны были обойтись Индии в $2,2 млн, Пакистану – в $14,8 млн [21]. Как бы то ни было, в 2000 г. пакистанские власти дали формальное согласие на строительство моста к гурдваре через пограничную реку Рави [22] и объявили ряд тендеров на строительство инфраструктуры, но до строительства моста дело не дошло.
20 Новый импульс переговоры получили с 2004 г., когда после победы коалиции во главе с партией Индийский национальный конгресс (ИНК) на выборах в парламент страны премьер-министром Индии стал сикх Манмохан Сингх, поддерживавший идею создания коридора [23]. В том же году власти Пакистана, вероятно, с привлечением ресурсов сикхской диаспоры [24] полностью отремонтировали и реконструировали храмовый комплекс, который после 1947 г. находился в весьма плачевном состоянии. Несколько позже к нему была подведена грунтовая дорога.
21 В 2010 г. законодательное собрание индийского штата Панджаб приняло резолюцию с призывом центральному правительству всячески способствовать созданию коридора [25], а в 2012 г. с такой же просьбой к министру иностранных дел Индии обратился индийский Комитет по управлению гурдварами – влиятельная сикхская организация, отвечающая за администрирование большинства гурдвар в стране. После прихода к власти в 2014 г. индусской Бхаратия джаната партии (БДП) во главе с Нарендрой Моди9 сикхское лобби продолжало настаивать на продолжении переговоров на самом высоком уровне. Сикхи многократно поднимали Картарпурский вопрос в индийском парламенте, но в мае 2017 г. специальный парламентский комитет указал на «несвоевременность» создания коридора с учетом состояния отношений между двумя странами [26].
9. Н.Моди возглавляет правительство Индии после убедительных побед БДП на выборах 2014 и 2019 гг. (прим. авт.).
22 Тем не менее, переговоры активизировались с приходом к власти в Пакистане в 2018 г. партии Pakistan Tehrik-e-Insaf (ПТИ) во главе с Имраном Ханом, профессиональным спортсменом-крикетистом, ставшим известным политиком. На церемонии принятия им присяги при вступлении в должность индийскую сторону представлял Навджот Сингх Сидху – министр туризма штата Панджаб, также в прошлом профессиональный игрок в крикет, хорошо знавший И.Хана с 1980-х гг., когда они оба были в большом спорте10.
10. И в Индии, и в Пакистане крикет – популярнейший вид спорта, неизменно собирающий колоссальную аудиторию болельщиков. Команды двух стран входят в число сильнейших в мире. Матчи с их участием представляют собой возможность для индийских и пакистанских политиков провести встречи в неформальной обстановке для обсуждения насущных вопросов. Термин «крикетная дипломатия» прочно утвердился в политическом лексиконе Южной Азии. «Крикетная» карьера индийцев и пакистанцев практически всегда гарантирует им успех на политическом поприще (прим. авт.).
23 «Крикетная дипломатия» дала результат, усиленный еще и тем, что в ноябре 2019 г. предстояло большое событие – празднование 550-летия рождения гуру Нанака. Поэтому вскоре после инаугурации И.Хана пакистанская сторона объявила о своем решении построить и открыть коридор в преддверии этой даты, к 12 ноября 2019 г. На этом этапе индийский парламент принял аналогичное решение, и в ноябре 2018 г. обе страны начали интенсивное сооружение инфраструктуры коридора.
24 Несколько раз на протяжении года возникали конфликтные ситуации, когда вопрос мирного трансграничного взаимодействия, казалось, полностью снимался с повестки дня. Так было в ходе пограничного конфликта в феврале 2019 г. после террористического акта в Пулваме (Кашмир), когда в результате действий смертника погибли 40 индийских полицейских, и Индия приняла решение о нанесении авиаудара по контролируемой Пакистаном территории.
25 Спустя полгода, после принятия в августе 2019 г. правительством Индии знакового решения по отмене особого статуса штата Джамму и Кашмир11, снова произошло резкое обострение в индийско-пакистанских отношениях с эскалацией военного присутствия по обе стороны границы, прежде всего, в районе Кашмира. Судьба Картарпурского коридора вновь и вновь оказывалась под ударом, но проектные работы продолжались, строительство не останавливалось, и к концу октября 2019 г. большая часть запланированных мероприятий была выполнена.
11. Особый статус штата (с 1947 г. – главный предмет раздора Индии и Пакистана) был зафиксирован в ст. 370 Конституции Индии. В соответствии с принятым в августе 2019 г. законом, штат Джамму и Кашмир прекратил свое существование, а на его месте появились две территории союзного подчинения, управляемые из центра (прим. авт.).
26 Одновременно страны вели переговоры по конкретным условиям безвизового посещения исторической гурдвары.
27 Во-первых, было необходимо достичь соглашение относительно официального документа (паспорт или иное удостоверение личности) для предъявления на контрольных пунктах с индийской и пакистанской стороны, а также о предварительной регистрации на посещение Картарпур-сахеба. Во-вторых, стоял вопрос о взимании Пакистаном 20-долларового сбора с паломников для частичной компенсации расходов на содержание инфраструктуры коридора; Индия настаивала на необходимости отмены такого сбора, указывая, что эта сумма является значительной для многих сикхских семей, а само взимание платы за паломничество идет вразрез с альтруистическими идеями сикхизма. Некоторые индийские политики характеризовали его как джизиюподушный налог на немусульман, ранее взимавшийся в исламских странах [27]. Дискуссия продолжалась вплоть до подписания сторонами 24 октября 2019 г. окончательного соглашения по Картарпурскому коридору [28; 29].
28 Этот документ определил порядок работы коридора на ближайшие 5 лет, устанавливая, что он будет открыт ежедневно в светлое время суток, и паломники должны возвращаться в Индию в тот же день. Стороны договорились о непременном наличии у них индийского паспорта (или иного – у лиц с иностранным индийским гражданством12), обязательного к предъявлению на контрольных пунктах. При этом паломники должны не менее чем за 2 недели подавать электронную заявку для посещения Картарпура на специально созданном под эгидой МВД Индии портале (https://prakashpurb550.mha.gov.in).
12. Иностранное индийское гражданство (Overseas Citizenship of India/OCI) – статус, который, в соответствии с поправкой к Закону о гражданстве (Citizenship (Amendment) Act 2005), могут получить лица индийского происхождения, являющиеся гражданами других стран (прим. авт.).
29 Соглашение установило максимальное ежедневное количество паломников – 5000 человек с оговоркой, что в дни сикхских праздников и памятных дат эта цифра может быть увеличена по взаимной договоренности. Несмотря на возражения индийской стороны, за Пакистаном сохранялось право взимания 20-долларового сервисного сбора.
30 Инаугурация Картарпурского коридора состоялась 9 ноября 2019 г. – за 3 дня до 550-летия гуру Нанака. Имран Хан торжественно открыл пакистанскую часть коридора, а его визави Нарендра Моди – индийскую, и в Картарпур направилась первая паломническая группа во главе с сикхскими духовными лидерами, в которую также входили бывший премьер-министр Манмохан Сингх, главный министр штата Панджаб Амариндер Сингх, вышеупомянутый Навджот Сингх Синдху и другие известные сикхи. Впервые за 70 лет индийские последователи Нанака смогли проследовать кратчайшим путем к исторической гурдваре; путь в Картарпур был открыт.
31

«ДИПЛОМАТИЯ ВЕРЫ» И ПРАГМАТИЧНЫЙ ПОДХОД К ДУХОВНОЙ СФЕРЕ

32 Постоянные «качели» в индийско-пакистанских отношениях, казалось бы, должны сводить к минимуму усилия по развитию картарпурского диалога. Не случайно перспективы открытия коридора до ноября 2019 г. многими оценивались пессимистически, а после того как он все-таки был открыт, можно часто услышать скептические оценки его будущего. Однако представляется, что этот проект имеет немалые шансы на продолжение и развитие.
33 Переговоры по поводу настоящего и будущего паломнического коридора, как и в целом по вопросам трансграничного взаимодействия, небезынтересны обеим странам: картарпурский сюжет идеологически выгоден как 200-миллионному мусульманскому Пакистану, так и по преимуществу индусской Индии с населением свыше 1,3 млрд человек, для демонстрации уважительного отношения к религиозным меньшинствам.
34 В то же время, с государственно-идеологической точки зрения, локус, связанный с жизнью основателя сикхизма, представляет собой нейтральное поле: Нанак – не индус и не мусульманин, и, более того, сикхизм, исторически вобравший в себя элементы, свойственные исламу и индуизму, в определенном смысле оказывается стоящим «над» обеими религиозными системами13. Поэтому заподозрить сторонников «дипломатии веры», продвигающих и поддерживающих идею трансграничных контактов, в «проиндийском» или в «пропакистанском» крене крайне сложно.
13. В этом смысле мост через реку Рави, по которому паломники следуют в Картарпур и обратно, приобретает особый, метафорический смысл (прим. авт.).
35 Кроме того, Картарпурский коридор представляет собой проект, экономически выгодный для обеих стран. С пакистанской стороны в создание инфраструктуры вокруг огромного комплекса картарпурской гурдвары уже на начальном этапе было вовлечено значительное количество подрядчиков для строительства 4,5 км подъездных путей к комплексу, включая 900-метровый мост через пограничную реку Рави. Кроме того, Пакистан, весьма заинтересованный в развитии туристической индустрии, обретает возможность увеличить количество нацеленных на религиозный туризм иностранцев, причем не только сикхов.
36 Большую экономическую выгоду планирует получить и индийская сторона и, прежде всего, штат Панджаб. Ко дню открытия коридора был введен в строй 3,5-километровый участок современного четырехполосного шоссе, ведущего к огромному, часто сравниваемому с аэропортом, терминалу у пункта перехода, призванному демонстрировать величие, процветание и – по умолчанию доминирование индийской стороны14. К 2021 г. в рамках второго этапа строительства инфраструктура коридора будет расширена на площади в 20 га за счет сооружения отелей и хостелов для паломников, организации медицинских учреждений и новых торговых объектов [31].
14. С обустройством пунктов перехода две страны получили возможность продолжить приграничные соревнования в демонстрации степени своей «патриотичности». С обеих сторон появились флагштоки с государственными флагами, причем Пакистан оказался вынужденным решать проблему высоты флагштока: поскольку Картарпурский коридор создавался для религиозного паломничества, пакистанский государственный флаг не должен визуально доминировать над сикхским флагом-джханда, который непременно находится рядом с гурдварой и служит маркером религиозного места [30]. Индийская же сторона водрузила свой, исполинских размеров (27х18 м), триколор на 90-метровом флагштоке около паломнического терминала, особо подчеркивая, что это один из самых больших государственных флагов страны [31] (прим. авт.).
37 За последний год экономические показатели города Дера Нанак-cахеб радикально изменились: из третьестепенного населенного пункта Панджаба он быстро превращается в значимый транспортно-торговый узел [31]. С учетом планов по посещению картарпурской гурдвары 5 тыс. паломниками ежедневно, его финансовая выгода, как и всего приграничного дистрикта Гурдаспур, не подлежит сомнению.
38

* * *

39 Таким образом, Картарпурский паломнический проект во многом носит прагматический характер, что в полной мере подтверждает один из постулатов «дипломатии веры»: «мир, на достижение которого она [дипломатия веры – А.Б.] нацелена, не подразумевает только лишь отсутствие конфликтов; скорее, речь идет о восстановлении здоровых и уважительных взаимоотношений сторон. В то время как религиозные посредники, как и многие секуляристы, полагают, что дипломатия и миропорядок должны иметь в своей основе принципы морали, они также осознают необходимость прагматизма в стремлении к примирению» [5, p. 15].
40 Представляется, что переговоры и действия по выстраиванию картарпурского «коридора мира», какими бы сложными они ни были, открывают значительные потенциальные возможности для сотрудничества Индии и Пакистана. А насколько успешно они будут реализованы, покажет ближайшее и несколько более отдаленное будущее.

References

1. Jacobsen K.A., Mann G.S., Myrvold K., Nesbitt E. (eds). Brill’s Encyclopedia of Sikhism. Vol. 1. Leiden – Boston, Brill, 2017.

2. Uspenskaya Ye.N., Kotin I.Yu. 2007. Sikhism. Saint Petersburg (In Russ.)

3. Bochkovskaya A.V. 2018. The Charity of Langar: Voluntary Service in “Guru’s Kitchens”. Taste of the Orient: Gastronomic Traditions in History, Culture and religions of Asian and African Peoples. M. (In Russ.)

4. Khokhlova L.V. 2018. The Sikh Langar: A Symbol of Social Justice (Chapters of History). Taste of the Orient: Gastronomic Traditions in History, Culture and religions of Asian and African Peoples. M. (In Russ.)

5. Johnston D., Cox B. 2003. Faith-Based Diplomacy and Preventive Engagement. Johnston D. (ed.). Faith-Based Diplomacy. Trumping Realpolitik. Oxford: Oxford University Press, pp. 11-32.

6. Johnston D. (ed.). Faith-Based Diplomacy. Trumping Realpolitik. Oxford: Oxford University Press, 2003.

7. Cox B., Philpott D. 2003. Faith-Based Diplomacy: An Ancient Idea Newly Emergent. The Brandywine Review of Faith & International Affairs. Vol. 1, № 2, pp. 31-40.

8. Blakemore S. Faith-based Diplomacy and Interfaith Dialogue. Leiden – Boston: Brill, 2018.

9. Troy J. 2008. Faith-Based Diplomacy under Examination. The Hague Journal of Diplomacy. Vol. 3, pp. 209-231.

10. Agreement between the Governments of India and Pakistan Regarding Security and Rights of Minorities(Nehru-Liaquat Agreement), 1950. http://www.commonlii.org/in/other/treaties/INTSer/1950/9.html (accessed 03.01.2020)

11. Protocol Constituting an Agreement Between the Government of India and the Government of the Islamic Republic of Pakistan on Visit to Religious Shrines, 1974. https://mea.gov.in/bilateral-documents.htm?dtl/6199/Protocol+on+visits+to+ Religious+Shrines (accessed 03.01.2020)

12. Pant-Mirza Agreement: Information of the Ministry of External Affairs. 19.07.2017. https://pib.gov.in/newsite/mbErel.aspx?relid=168666 (accessed 03.01.2020)

13. The Times of India. 22.08.2018.

14. Dawn Wire Service. 20.02.1999. https://asianstudies.github.io/area-studies/SouthAsia/SAserials/Dawn/1999/20Feb99.html#vajp (accessed 03.01.2020)

15. Joint Statement by the Prime Minister of Pakistan, Mr. Muhammad Nawaz Sharif, and the Prime Minister of India, Shri Atal Behari Vajpayee. February 21, 1999. Lahore. https://www.usip.org/sites/default/files/file/resources/collections/ peace_agreements/ip_lahore19990221.pdf (accessed 03.01.2020)

16. Hindustan Times. 09.11.2019.

17. Snehi Y. 2019. Spatializing Popular Sufi Shrines in Punjab: Dreams, Memories, Territoriality. Oxon, New York: Routledge, pp. 106-138.

18. The Economist. 24.07.2017.

19. Hawley M. (ed.) Sikh Diaspora. Theory, Agency, and Experience. Leiden, Brill, 2013.

20. India Today. 27.11.2018; Hindustan Times. 07.11.2018.

21. Kartarpur Peace Corridor Project Report. Institute for Multi-Track Diplomacy. 2009. http://www.imtd.org/wp?content/uploads/2009/08/Peace?Corridor?Project?Report.pdf (accessed 15.07.2019)

22. The Tribune. 16.11.2000.

23. Sethi Ch.K. What is the Kartarpur corridor issue that made Navjot Singh Sidhu hug Pakistan army chief? The Print. 23.08.2018. https://theprint.in/india/governance/what-is-the-kartarpur-corridor-issue-that-made-navjot-singh-sidhu-hugpakistan-army-chief/103257/ (accessed 05.01.2020)

24. The Times of India. 09.05.2017.

25. Resolution Regarding Uninterrupted Passage to the Holy Shrinne of Sri Kartarpur Sahib, Now in Pakistan, From Dera Baba Nanak (Distt. Gurdaspur). Punjab Vidhan Sabha Debates. October 1, 2010. Vol. 10, № 4; Official Report. Legislative Assembly of Punjab. http://punjabassembly.gov.in/images/Debates/2010/24%20September%20to%201%20October%202010.pdf (accessed 13.01.2020)

26. The Tribune. 02.05.2015.

27. India Today. 14.09.2019.

28. Agreement between the Government of the Republic of India and the Government of the Islamic Republic of Pakistan for the facilitation of Pilgrims to visit Gurdwara Darbar Sahib Kartarpur, Narowal, Pakistan. https://www.mea.gov.in/ rajya-sabha.htm?dtl/32117/QUESTION+NO1166+AGREEMENT+ON+KARTARPUR+CORRIDOR (accessed 23.01.2020)

29. Draft of Kartarpur Corridor Agreement. https://dunyanews.tv/en/Pakistan/515517-Kartarpur-Corridor-Agreementtext-copy-Pakistan-India (accessed 23.01.2020)

30. Dawn. 16.07.2019.

31. Economic Times. 31.08.2019; The Times of India. City. 05.12.2018.

Comments

No posts found

Write a review
Translate