Singapore: State support for small and medium business
Table of contents
Share
Metrics
Singapore: State support for small and medium business
Annotation
PII
S032150750008472-1-1
DOI
10.31857/S032150750008472-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Viсtoria V. Zabolotskaya 
Occupation: Associate Professor
Affiliation: Saint Petersburg State University
Address: 7-9, Universitetskaya nab., St. Petersburg, 199034, Russian Federation
Edition
Pages
43-49
Abstract

The review article analyzes the features of state financial support for innovative activities of small and medium-sized enterprises  (SMEs)  in  Singapore  at  the  present  stage.  Author  gives  a  comparative  analysis  of  the  effectiveness  of  its  state institutions, programs and forms of financial support.

The  modern  system  of  governmental  financial  support  for  SMEs  in  Singapore  is  flexible  and  capable  the  effectively  resist financial crises and changes global market conditions. It ensured a rapid growth of SMEs in priority spheres of the economy, making this sector the basis of the innovation economies of Singapore. The development of favorable conditions for financing SMEs by attracting private foreign capital, introducing new digital, computer and info-communication technologies, enabled this country to increase labor productivity in this sector and become one of the leaders of the world market of innovations.

In Russia, the experience of Singapore can be used to improve the mechanisms for integrating academic and university science with public and private commercial industrial partners in order to accelerate the commercialization of scientific research. Forms of financing  youth  small  enterprises,  technological  and  innovative  start-ups,  venture  accelerators  and  business  incubators  can  be adapted in Russian practice with taking into account its national features. These measures will allow to qualitatively increase the level of state interaction in the sphere of education and science with the business sector, solve the significant tasks of improving higher education of qualified specialists and accelerating the process of commercialization of scientific development in Russia.

The experience of Singapore can be also useful in developing international cooperation in the sphere of innovations, attracting foreign investors and talented highly qualified specialists, and introducing new technologies, goods and services to the world market.

Keywords
Singapore government institutes, small and medium-sized enterprises, start-ups, financial support, innovation activities, Russia
Date of publication
26.03.2020
Number of purchasers
29
Views
912
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 100 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should sign in

Full text is available to subscribers only
Subscribe right now
Only article
100 RUB / 1.0 SU
Whole issue
800 RUB / 16.0 SU
All issues for 2020
8448 RUB / 169.0 SU
1 В современных условиях добиться высокой эффективности инновационной деятельности и развития малого и среднего предпринимательства (МСП) невозможно без глубокого знания инфраструктурных элементов государственного регулирования и поддержки, видов и инструментов финансирования программ, а также специфики инновационной деятельности субъектов МСП.
2 Неверная оценка и ошибочная интерпретация государством потребностей предприятий сектора МСП не позволяют своевременно принимать адекватные меры оперативного регулирования и формировать благоприятную среду для развития предпринимательства и создания инноваций.
3 Инновационная деятельность МСП является предметом многочисленных экономических исследований. В ряде фундаментальных исследований [1; 2; 4-11] значительное внимание было уделено созданию благоприятной экономической среды, оказанию финансово-кредитной и иной поддержки в целях обеспечения устойчивого роста субъектов МСП и их инновационной активности. Анализ негативных факторов (отсутствия бизнес-моделей, знаний о конъюнктуре рынка, нехватки финансовых средств), приводящих к снижению уровня занятости и банкротству предприятий, был проведен в работах [3; 12; 13]. В исследованиях [14-16] были изучены особенности экономики Сингапура и роль МСП в инновационном развитии страны.
4 В данном исследовании проведено сравнение основных программ и инструментов государственной финансовой поддержки субъектов МСП Сингапура, выявлены их особенности, а также направления возможного использования этого опыта для совершенствования системы государственной поддержки субъектов МСП в России.
5

СИНГАПУР – ЛИДЕР ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

6 Сингапур является ярким представителем азиатской модели1 инновационного развития экономики. Азиатская модель ориентирована на привлечение иностранных инвестиций и высококвалифицированных кадров из других стран, а также заимствование инноваций и их дальнейшее совершенствование, и продвижение на мировой рынок.
1. Представители азиатской модели: страны Восточной Азии (Китай, Макао, Монголия, Тайвань, Южная Корея, Япония) и Южной Азии (Бруней, Восточный Тимор, Вьетнам, Индонезия, Лаос, Малайзия, Мьянма, Сингапур, Таиланд, Филиппины) (прим. авт.)
7 Реализация такой экспортно-ориентированной политики в основном происходит на раннем этапе жизненного цикла субъектов бизнеса [5; 14].
8 Сингапур является экспортно-ориентированной страной, в которой в 2018 г. при численности населения 5,6 млн ВВП равнялся $364,2 млрд. При этом ВВП на душу населения составил $64,8 тыс., а доля МСП в экономике достигла 99% ко всем предприятиям [17-19].
9 В 2018 г. Сингапур занял 4-е место после НьюЙорка, Лондона и Гонконга в рейтинге мировых финансовых центров – Global Financial Centres Index. В стране расположены штаб-квартиры более 7000 международных и 4200 региональных компаний – 531 [20, p. 3].
10 Значимым фактором развития инноваций и МСП в Сингапуре является его стратегически выгодное местоположение на пересечении морских путей, связывающих Азию и Европу, Ближний и Дальний Восток и Австралию.
11 Для эффективного развития МСП Сингапур создал рациональную систему налогообложения и гибкое законодательство, основанное на английском праве. Официальные документы, сайты, источники информации для инвестиций и ведения бизнеса в стране ведутся на английском языке. Все это позволило Сингапуру быстро интегрироваться в мировую экономику и занять в ней лидирующие позиции.
12 Динамика изменения количества субъектов МСП и их доля в общем количестве предприятий Сингапура за период 2014-2018 гг. представлена на диагр. 1.
13

14 Как видно из диагр. 1, сектор МСП Сингапура динамично развивается. Учитывая небольшой внутренний рынок, сингапурские МСП вынуждены выходить на международный рынок еще на ранней стадии своего развития.
15 В соответствии со стратегией экономического развития Сингапура, его государственная экономическая политика направлена на привлечение к деятельности МСП иностранных инвесторов и специалистов, а также на продвижение товаров, услуг и технологий национальных МСП на мировой рынок [16; 21].
16 На диагр. 2 показана динамика государственных и негосударственных расходов на научные исследования и разработки (НИиР) в Сингапуре за период 2012-2017 гг.
17

Диаграмма 2. Расходы на НИиР в Сингапуре за период 2012-2017 гг. Составлено автором по: [19].

18 Из диагр. 2 видно, что за весь рассматриваемый период негосударственные расходы на НИиР превышали государственные расходы. Основными финансовыми источниками поддержки и стимулирования инноваций МСП являются средства крупных диверсифицированных частных корпораций и международных компаний.
19 Государственные инфраструктурные учреждения через развитые финансовую и банковскую системы предоставляют долгосрочную финансовую поддержку МСП в приоритетных отраслях экономики. Сочетание государственной и частнокоммерческих форм финансовой поддержки позволили стране совершить технологический и промышленный прорыв за сравнительно короткий промежуток времени.
20 Сингапуром разработана 5-летняя система финансового планирования. Каждые 5 лет утверждается «План исследований, инноваций и предпринимательства» (Research, Innovation&Enterprise Plan / RIE Plan) [22]. Согласно новому плану (RIE 2020 Plan), на инновации и исследования МСП предусмотрены финансовые расходы на сумму $3,3 млрд [22] (см. диагр. 3).
21

Диаграмма 3. Плановые суммарные объемы государственных расходов в Сингапуре на период 2016-2020 гг. Составлено автором по: [22].

22 Из диагр. 3 видно, что государство рассматривает инновации и предпринимательство, а также высокотехнологическое производство и биомедицину в качестве приоритетных направлений.
23 Государственную финансовую поддержку субъектов МСП в Сингапуре осуществляют агентства и различные фонды, которые непосредственно участвуют в поддержке быстрорастующих МСП как на начальной стадии, так и на стадии роста их бизнеса.
24 Наиболее значимую роль в области финансовокредитной поддержки играют следующие институты инфраструктуры [14; 16]:
  1. Агентство Standards, Productivity and Innovation for Growth (SPRING) финансирует перспективные предприятия на всех стадиях их развития, в т.ч. при разработке и совершенствовании технологий и инноваций, а также при их интернационализации.
  2. Агентство Science, Technology and Research (A*STAR) поддерживает долгосрочные исследования и технологические разработки МСП с высоким инновационным потенциалом на международном рынке.
  3. Фонд Infocomm Investments при Управлении по развитию инфокоммуникаций2 Cингапура оказывает финансовую поддержку стартапам.
  4. Фонд National Research финансирует проекты по созданию технологических инкубаторов и привлекает инвесторов для финансирования стартапов на ранних стадиях.
2. Инфокоммуникации – это новая отрасль экономики, которая развивается как единое целое информационных и телекоммуникационных технологий (прим. ред.).
25 В стране разработаны и успешно действуют Государственные базовые программы финансово-кредитной поддержки инновационной деятельности МСП. Основу финансовой поддержки инновационной деятельности МСП составляют программы в форме государственно-частного партнерства. Они представлены программами стимулирования развития инновационной деятельности начинающих предпринимателей и талантливой молодежи, инновационных стартапов в технологическом секторе.
26 Для успешного развития МСП в стране реализуются программы привлечения иностранных инвесторов (программы Global Investor Program-me, ENTREPASS), которые предлагают им упрощенные условия иммиграции. Критериями участия в этих программах являются: соответствие малого или среднего бизнеса приоритетным секторам экономики Сингапура и успешный опыт ведения бизнеса в стране проживания сроком не менее 3-х лет. Объем привлекаемых иностранных инвестиций должен быть не менее 50 млн SGD [15].
27 Ориентация страны на инновационное развитие в приоритетных отраслях экономики, открытость международному рынку инноваций, высокий уровень образования и практика привлечения иностранных высококвалифицированных специалистов и инвесторов превратили Сингапур в один из самых инновационно активных государств в мире.
28 Сингапур начал активно внедрять новые информационные (IT-based technologies) и цифровые технологии (digital technologies) еще с 1986 г. За эти годы была разработана система институтов финансовой поддержки процесса компьютеризации и развития информационных технологий.
29 В стране был успешно реализован «Национальный технологический план» (National Technology Plan) с бюджетом $2 млрд и проект “Singapore ONE” (ONE Network for everyone), которые позволили подключить к высокоскоростной сети предоставления мультимедийных услуг 90% территории страны [24]. Все эти усилия государства по адаптации бизнеса и населения к онлайнкультуре (e-lifestyle) привели к тому, что, начиная уже с 2015 г., Сингапур стал одним из мировых лидеров в этой области.
30 В настоящее время в стране реализуется национальный план «Умная нация» (SMART Nation), направленный на подключение бизнеса, государственных институтов и населения к новейшим цифровым технологиям [24]. Согласно рейтингу Mastercard Global Index, по уровню развития цифровых технологий страна занимает 1-е место в Азиатско-Тихоокеанском регионе и 6-е – в мире (после Норвегии, Швеции, Швейцарии, Дании и Финляндии) [25].
31 Создание благоприятных условий для повсеместной цифровизации и проникновения Интернета в секторы экономики обеспечило ускоренную коммерциализацию инноваций, в т.ч. в секторе МСП.
32

ВОЗМООЖНОСТИ АДАПТАЦИИ ЭЛЕМЕНТОВ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ МСП СИНГАПУРА В РОССИИ

33 Сингапур является малым государством, не обладающим крупными сырьевыми и трудовыми ресурсами. Эти обстоятельства предопределили инновационный путь развития экономики страны с ориентацией на развитие наукоемкого МСП. Усилиями правительства и частнокоммерческих структур в Сингапуре была создана гибкая многоканальная и адресная система финансовой поддержки сектора МСП, ориентированная на развитие приоритетных направлений развития экономики, и сформированы благоприятные условия для их поддержки, как на этапе становления, так и в ходе их дальнейшего развития.
34 Сингапур выстроил свою модель экономического развития на основе привлечения иностранных инвесторов и улучшения инновационных продуктов, созданных мировым сообществом. Для этого правительством были созданы самые благоприятные условия для развития МСП, ориентированных, прежде всего, на создание инновационных технологий, продуктов и услуг для мировых рынков.
35 В стране созданы программы государственночастной поддержки, предусматривающие максимально комфортные условия для регистрации зарубежных крупных компаний и МСП с иностранным капиталом, налоговое законодательство, цифровые и информационные базы. В связи с тем, что спрос на создаваемые наукоемкие разработки внутри страны ограничен, приоритетную финансовую поддержку получают МСП с высоким экспортным потенциалом для продвижения своих разработок и товаров на международный рынок.
36 Несмотря на колоссальные различия в территории, численности населения и уровне социального экономического развития России и Сингапура, опыт инновационного развития экономики и системы государственной финансовой поддержки МСП Сингапура может оказаться полезным для России.
37 Экономическое и инновационное развитие РФ на современном этапе происходит в условиях кризиса, связанного с воздействием внешних экономических санкций и негативных последствий девальвации национальной валюты. По мировым масштабам, уровень инновационного развития экономики России остается низким. Согласно рейтингу Global Innovation Index, характеризующему уровень инновационного развития стран, в 2019 г. Россия заняла лишь 59-е место, упав на 13 позиций с предшествующего года. Для сравнения – Сингапур занял 15-е место в мире и 1-е место по уровню развитости государственных институтов регулирования [26, pp. 8, 46].
38 Сектор МСП России все еще не стал основой экономики, каким он является во многих странах мира. В 2018 г. доля малых и средних предприятий в ВВП РФ составила только 22,3%, а число занятых предпринимателей в данной сфере – лишь 19,3 млн чел. [27], в процентном соотношении к трудоспособному населению страны составляет только 22,4%, что существенно ниже, чем в Сингапуре.
39 В последние годы правительство РФ принимает антикризисные меры по обеспечению динамики устойчивого развития МСП в различных областях поддержки. Однако они пока не оказали существенного воздействия на обеспечение устойчивого положительного тренда роста данного сектора (см. диагр. 4).
40

Диаграмма 4. Динамика развития субъектов МСП России за период 2011-2018 гг. (без учета индивидуальных предпринимателей). Рассчитано автором по: [28; 32]

41 Из диагр. 4 видно, что, начиная с 2015-2016 гг., рост субъектов МСП происходил только за счет роста микробизнеса. Однако в 2018 г. произошел резкий спад количества микропредприятий. Это свидетельствует, что существующая система государственного регулирования и поддержки МСП в России все еще недостаточно эффективна и не соответствует мировому уровню. Очевидно, что сменяющие друг друга правительственные концепции и государственные программы незначительно влияют на рост данного сектора экономики.
42 В секторе МСП остро ощущается нехватка заемных финансовых ресурсов для стимулирования предпринимательской и инновационной активности предприятий и стартапов на всех этапах их жизненного цикла. Так, за последние 5 лет на научные исследования и разработки Россия расходовала, в среднем, лишь 1% ВВП [18]. Более 70% российских предпринимателей считают неблагоприятными условия для ведения бизнеса в стране [33].
43 Преодолеть указанные недостатки и обеспечить ускоренное развитие отечественного сектора МСП невозможно без учета мировой практики, региональной и отраслевой специфики экономики России. Эти обстоятельства требуют модернизации сложившейся структуры институтов регулирования финансово-кредитной поддержки, а также развития новых форм государственно-частного партнерства, способных повысить заинтересованность трудоспособного населения к ведению предпринимательской и инновационной деятельности.
44 Другой острой проблемой России на современном этапе является низкая степень интеграции академической и университетской науки с государственными и частно-коммерческими индустриальными партнерами при коммерциализации научных разработок.
45 Опыт Сингапура может быть использован при развитии международного сотрудничества в области инновационной деятельности, для привлечения иностранных инвесторов и талантливых высококвалифицированных специалистов, и продвижения новых технологий, товаров и услуг на мировой рынок.
46 Многие элементы и подходы, развитые в Сингапуре и направленные на поддержку молодежных малых инновационных предприятий, технологических и инновационных стартапов, венчурных акселераторов и бизнес-инкубаторов, могут быть адаптированы в России с учетом ее национальных особенностей. Это позволит РФ качественно повысить уровень взаимодействия государства в области науки и образования с сектором МСП и решить проблемы подготовки квалифицированных кадров и ускорение процесса коммерциализации научных разработок.
47

* * *

48 Разработанные в Сингапуре формы и подходы для повышения эффективности государственного финансирования и иной поддержки могут найти применение не только в России, но и в других государствах, особенно в странах с ограниченными сырьевыми и трудовыми ресурсами, а также реализующих национальные стратегии повышения доли и вклада МСП в экономику.

References

1. Carland J.W., Hoy F., Carland J.C. 1988. “Who is an Entrepreneur?” Is a Question Worth Asking? American Journal of Small Business. Vol. 12(4), pp. 33-39.

2. Cromie S. 2000. Assessing Entrepreneurial Inclination: Some Approaches and Empirical Evidence. European Journal of Work and Organizational Psychology. Vol. 9 (1), pp. 7-30. https://doi.org/10.1080/135943200398030 (accessed 09.12.2006); Carter R., Van Auken H. 2006. Small Firm Bankruptcy. Journal of Small Business Management. Vol. 44 (4), pp. 493-512. DOI.org/10.1111/j.1540-627X.2006.00187.x

3. Alsaaty F. 2017. Dwindling Entrepreneurial Spirit in the United States: A Time for Rethinking and Action. Journal of Small Business and Entrepreneurship Development. Vol. 5 (1), pp. 55-63. DOI: 10.15640/jsbed.v5n1a6

4. Zabolotskaya V.V. 2012. Research of foreign models of financial and credit support for small businesses and the possibility of their adaptation in Russia. Finance and Credit. № 18 (In Russ.)

5. Aidis R., Estrin S., Mickiewicz T.M. 2012. Size Matters: Entrepreneurial Entry and Government. Small Business Economics. Vol. 39 (1), pp. 119-139.

6. Ansari A.A., Muhideen S., Das N., Song W. 2018. North American Academic Research Governmental Support in the Human Capital Dynamism and Absorptive Capacity: Innovative Performance of SMEs in Hefei. North American Academic Research. Vol. 1 (6), pp. 90-105.

7. Bjornskov C., Foss N.J. 2016. Institutions, Entrepreneurship, and Economic Growth: What Do We Know and What Do We Still Need to Know? Academy of Management Prospect. Vol. 30 (3), pp. 292-315. DOI: 10.5465/amp.2015.0135

8. Estrin S., Korosteleva J., Mickiewicz T. 2013. Which Institutions Encourage Entrepreneurial Growth Aspirations. Journal of Business Venturing. Vol. 28 (4), pp. 564-580. https://doi.org/10.1016/j.jbusvent.2012.05.001 (accessed 21.09.2019)

9. Tsai K.H. 2009. Collaborative Networks and Product Innovation Performance: Toward Contingency Perspective. Research Policy. Vol. 38 (5), pp. 765-778.

10. Seidl da Fonseca R., Pinheiro-Veloso A. 2018. The Practice and Future of Financing Science, Technology and Innovation. Foresight and STI Governance. Vol. 12, № 2 (In Russ.). DOI: 10.17323/2500-2597.2018.2.6.22

11. Ropega J. 2011. The Reasons and Symptoms of Failure in SME. International Advances in Economic Research. Vol. 17(4), pp. 476-483. DOI: 10.1007/s11294-011-9316-1

12. Minello I.F., Scherer L.A., da Costa A.L. 2014. Entrepreneurial Competencies and Business Failure. International Journal of Entrepreneurship. Vol. 18, pp. 1-15.

13. Terjesen S., Hessels J. 2009. Varieties of export-oriented entrepreneurship in Asia. Asia Pacific Journal of Management. Vol. 26, № 3, pp. 537-561. DOI: https://doi.org/10.1007/s10490-009-9138-3

14. Guo Y., Woo J.J. Singapore vs Switzerland: Secrets of Small State Success, Y. Guo, J.J. Woo, eds. World Scientific Pub. Co. Inc., 2016. 303 p.

15. Zabolotskaya V.V. 2015. State financial support for innovation activities of small and medium-sized businesses abroad. Finance and Credit. № 25 (In Russ.)

16. Wang J. 2018. Innovation and government intervention: A comparison of Singapore and Hong Kong. Research Policy. № 47, pp. 399-412.

17. Country comparison Switzerland vs Singapore. https://countryeconomy.com/countries/compare/switzerland/s ingapore?sector=Annual+GDP+at+market+prices&sc=XE33#tbl (accessed 21.08.2019)

18. OECD Data. Gross Domestic Spending on R&D. https://data.oecd.org/rd/gross-domestic-spending-on-r-d.htm (accessed 23.02.2019)

19. Yearbook of Statistics Singapore 2019/Department of Statistics, Ministry of Trade & Industry, Singapore. 2019. https://www.singstat.gov.sg/publications/reference/yearbook-of-statistics-singapore (accessed 03.08.2019)

20. Brasharan M. Getting Singapore in shape: Economic challenge and how to meet them. Lowy Institute, June. 2018. https://www.lowyinstitute.org/sites/default/files/Manu%20Bhaskaran_Getting%20Singapore%20in%20shape_WEB_2.pdf (accessed 01.04.2019)

21. Ho Mok K. 2008. Singapore’s global education hub ambitions. International Journal of Education Management. Vol. 22, № 6, pp. 527-546. https://doi.org/10.1108/09513540810895444 (accessed 23.07.2006)

22. RIE 2020 Plan. National Research Foundation Prime Minister’s Office, Singapore. 13.05.2019. https://www.nrf.gov.sg/rie2020 (accessed 09.04.2019)

23. Top 7 Grants For Singapore Companies. Report of SBS Consulting. 13.12.2018. https://www.sbsgroup.com.sg/blog/singapore-government-grants-for-sme-and-startups (accessed 27.01.2019)

24. Transforming Singapore Through Technology. Report of Smart Nation and Digital Government Office. 28.02.2019. https://www.smartnation.sg/why-Smart-Nation/transforming-singapore (accessed 11.08.2019)

25. Mastercard Global Index: Singapore Ranked Sixth Most Advanced Digital Economy in the World. Press Releases of Engagement Bureau. 12.07.2019. https://newsroom.mastercard.com/asia-pacific/press-releases/mastercard-global-indexsingapore-ranked-sixth-most-advanced-digital-economy-in-the-world/ (accessed 08.08.2019)

26. Dutta S., Lanvin B., Wunsch-Vincent, S. 2019. The Global Innovation Index 2019. Creating Healthy Lives-The Future of Medical Innovation. Cornell University, INSEAD, WIPO. 451 p. https://www.globalinnovationindex.org/gii-2019-report# (accessed 05.10.2019)

27. The sahre of small business in GDP by 2024 should increase by 17%. ITAR TASS. 02.04.2018 (In Russ.). https://tass.ru/msp/5088189 (accessed 05.10.2019)

28. Russia in numbers 2018: a brief statistical compilation. Rosstat. 522 p. (In Russ.). http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/ statistics/publications/catalog/doc_1139841601359 (accessed 05.10.2019)

29. SMEs in Russia 2017: Statistical Digest. Rosstat. 78 p. (In Russ.). http://www.perepis2006.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ ru/statistics/publications/catal.og/doc_1139841601359 (accessed 05.10.2019)

30. SMEs in Russia 2015: Statistical Digest. Rosstat. 96 p. (In Russ.). http://www.perepis2006.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/ statistics/publications/catalog/doc_1139841601359 (accessed 05.10.2019)

31. Titov B. 2018. Sector of small and medium-sized enterprises: Russia and the World. Stolypin Institute for Growth Economics. July (In Russ.). http://stolypin.institute/wp-content/uploads/2018/07/issledovanie-ier-msp-27.07.18.pdf (accessed 05.10.2019)

32. Малое и среднее предпринимательство в России 2014. Сб. статей. Росстат. М., 2014. (SMEs in Russia 2014: Statistical Digest. Rosstat. M., 2014) (In Russ). http://www.perepis2006.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/ statistics/publications/catalog/doc_1139841601359 (accessed 05.10.2019)

33. Small business in Russia. Small business. TAdviser. State. Business. IT. 18.07.2019 (In Russ.). http://www.tadviser.ru/index.php/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F:%D0%9C%D0%B0%D0%BB%D1%8B%D0%B9_%D0%B1%D0%B8% D0%B7%D0%BD%D0%B5%D1%81_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8 (accessed 05.10.2019)