Development of Arab Gulf monarchies: Breakout to future
Table of contents
Share
Metrics
Development of Arab Gulf monarchies: Breakout to future
Annotation
PII
S032150750008471-0-1
DOI
10.31857/S032150750008471-0
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Elena S. Melkumyan 
Occupation: Professor, Oriental Studies Department, Russian State University of the Humanities; Leading Research Fellow, Institute of Oriental Studies, Russian Academy of Sciences
Affiliation:
Russian State University of the Humanities
Institute of Oriental Studies, Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Pages
37-42
Abstract

The article is analyzing perspective plans of Arab Gulf States with the aim to understand which future they are going to construct and which ways they are using to implement it. The author describes the differences in the social-economic development of these countries and connected with them how ambitious tasks they are going to accomplish. The author summarized common objectives of all Gulf States plans as achievement of prosperity, reformation of economy and social goals of development which achievement will transform their societies. The development of human capital is considering as a base for realization of the tasks, which were proclaimed.

The Arab States of the Gulf, which include a group of oil-producing countries united by long-standing historical ties,  the similarity of political systems and affiliation with the Arab-Muslim  ivilization, have developed programs for their  long-term development. In the course of their evolution, these states went through several stages of modernization, having achieved significant successes in developing the economy and creating a socially-oriented model of society, in which the state provides its citizens with free education, medical care and social assistance.

Currently, the Gulf countries are experiencing an important stage in their development, the stage of understanding the tasks that need to be solved in order to become advanced, modern states with sustainable economic growth and occupying a worthy place in world politics in the future.

Keywords
Arab monarchies, Gulf region, prosperity, sustainable economic development, education, diversification
Received
26.03.2020
Date of publication
26.03.2020
Number of purchasers
29
Views
452
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 100 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should sign in

Full text is available to subscribers only
Subscribe right now
Only article
100 RUB / 1.0 SU
Whole issue
800 RUB / 16.0 SU
All issues for 2020
8448 RUB / 169.0 SU
1 В настоящее время арабские страны Залива переживают важный этап в своем развитии, этап осмысления тех задач, которые необходимо решить для того, чтобы в будущем стать передовыми, современными государствами с устойчивым ростом экономики, занимающими достойное место в мировой политике.
2 Как отмечалось в перспективной программе Катара «Национальное видение 2030», «Катар находится на перепутье. Аккумулированные страной богатства создают ранее невиданные возможности для прекрасных свершений. Сейчас Катару необходимо избрать наилучший путь развития, который будет соответствовать взглядам властных элит и чаяниям народа» [1]. Этот переломный момент переживают и соседние арабские государства. Все они должны определить наиболее оптимальные векторы развития.
3 Государства Залива отличаются друг от друга, прежде всего, по уровню экономического развития. По размеру ВВП – одного из ключевых количественных показателей экономического развития, применяемого во всём мире для наиболее общей характеристики результатов экономической деятельности страны, приводимых ежегодно Всемирным банком, Саудовская Аравия занимает 18-е место в мире. Ее ВВП в 2018 г. составил $782,483 млн. За ней следуют Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) – 29-е, $414,179 млн, Катар – 53-е, $192,009 млн, Кувейт – 57-е, $141,678 млн, Оман – 69-е, $79 295 млн, и Бахрейн – 98-е место, $37 746 млн [2].
4 Различный экономический потенциал арабских стран Залива находит отражение в масштабности поставленных в их программах развития задач. Так, Бахрейн в своей программе «Экономическое видение 2030» главными целями объявил переход от экономики, базирующейся на нефтяных богатствах, к производительной, конкурентной на глобальном уровне экономике, управляемой государственными органами и стимулируемой передовым частным сектором [3]. В то же время Королевство не ориентировано на претворение в жизнь грандиозных проектов, т.к. ее экономический потенциал ограничен. Столь же скромные задачи стоят перед Оманом – стране с самым низким ВВП. «Оман. Видение 2040» определило основную цель страны, как «стремление перестроить экономику страны таким образом, чтобы нефть и природный газ не были главными стимуляторами экономического роста страны [4].
5 В свою очередь, «Видение Кувейта 2035» направлено на превращение страны в финансовый и торговый центр региона, «привлекательный для иностранных инвестиций, где частный сектор станет локомотивом активности, где восторжествует конкурентный дух, возрастет эффективность благодаря поддержке со стороны государства». Цитируемый документ ставил также задачу «укрепления идентичности общества, развития человеческого капитала, создания необходимой инфраструктурной базы, передовой законодательной системы и благоприятной среды для предпринимательства» [5].
6 Король Саудовской Аравии Сальман бен Абдель Азиз Аль Сауд в преамбуле к «Видению 2030» так определил цель, которая должна быть достигнута в результате претворения в жизнь намеченной программы: «Наша страна должна стать передовой, успешной страной, примером для всего мира во всех областях» [6]. Столь же масштабные задачи ставил перед собой и Катар. В «Национальном видении 2030» говорилось о превращении страны к 2030 г. в «передовое государство, способное обеспечить устойчивое развитие, высокие стандарты жизни для народа, в том числе и для будущих поколений» [1].
7 ОАЭ наметили основные цели, которые должны быть реализованы к 2071 г. – столетнему юбилею этого федеративного государства. Их долгосрочная стратегия была сформулирована наследником престола Абу-Даби, заместителем главнокомандующего вооруженными силами ОАЭ Мухаммедом бен Зайедом Аль Нахайяном следующим образом: «Будущие поколения должны жить более счастливо, в более благоприятных экологических условиях, и иметь более широкие возможности и более тесные связи с миром» [7].
8 ОАЭ – федеративное государство, состоящее из семи эмиратов, и каждый эмират обладает автономным правом в определении стратегии своего развития, но он обязан руководствоваться общими рекомендациями, принятыми на федеральном уровне. Кабинет министров ОАЭ в январе 2017 г. создал Национальный комитет по устойчивому развитию, состоявший из 15 членов, в 2018 г. их стало 17 [8]. На Комитет возложена задача контролировать претворение в жизнь планов перспективного развития каждого из эмиратов. Главной же целью было обозначено формирование нации, «объединенной чувством ответственности, общим национальным наследием и ставящей перед собой амбициозные задачи».
9 ОАЭ должны стать «союзом, имеющим общее будущее, опирающимся на всеобщее процветание и создание благоприятных условий для повышения качества жизни». Важными условиями для достижения успеха были названы «единая идентичность и сплоченность общества, хорошо работающая юридическая система, конкурентоспособность, основанная на знаниях, и экономика, развивающаяся благодаря использованию инноваций» [8].
10 Все страны Залива объединяет общность подходов к моделированию будущего. Это обстоятельство позволяет выделить черты, характерные для всех перспективных планов развития этой группы стран.
11

ДОСТИЖЕНИЕ ВСЕОБЩЕГО ПРОЦВЕТАНИЯ

12 Повышение благосостояния населения обозначено как главная цель всех перспективных планов. Так, важнейшей задачей бахрейнской программы должно стать предоставление «каждому бахрейнцу средств для безопасной, полноценной жизни и реализации всех его потенциальных возможностей» [3].
13 Одним из базовых показателей развития является уровень ВВП на душу населения. В этом отношении монархии Залива добились успехов. ВВП на душу населения самый высокий в Катаре, в 2018 г. – $67 818,3 млн. Это государство входит в десятку самых богатых стран мира, где среднегодовой доход на душу населения выше $50 тыс. В том же году соответствующий показатель ОАЭ составил $41 476,3 млн, Кувейта – $31 915,5 млн, Бахрейна – $26 531,8 млн и Саудовской Аравии – $23 186,7 млн. Эти четыре государства относятся к группе 44 стран мира, чей средний доход на душу населения превышает $20 тыс. Только Оман отстает по этому показателю от своих соседей, в 2018 г. он составил $19 170,4 млн [9].
14 В июле 2011 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию 65/309 Happiness Towards a Holistic Definition of Development, призывавшую страны-члены ООН оценивать уровень счастья своих граждан. В 2012 г. был опубликован первый Всемирный доклад о счастье – World Happiness Report [10], подготовленный организацией Sustainable Development Solutions Network, которая стала ежегодно публиковать подобные доклады. Новый индикатор, показывающий степень удовлетворения населения страны условиями своей жизни и работой органов государственной власти, стал рассматриваться в качестве одного из важнейших показателей уровня развития страны. Этот индикатор определяется в соответствии с рядом показателей: ВВП на душу населения, средняя продолжительность жизни, свобода принятия решений, социальная поддержка, уровень коррупции.
15 В 2019 г. показатель ОАЭ составил 6825 баллов, и они заняли 21-е место среди стран мира. Саудовская Аравия заняла 28-е, 6375 баллов, Катар – 29-е, 6374, Бахрейн – 37-е, 6129, Кувейт -51-е, 6021 балл. Стоило бы заметить, что Россия заняла 68-е место в мире с показателем в 5648 баллов [11].
16 Саудовское «Видение 2030» определяет своим главным приоритетом «счастье граждан и всех, кто проживает в королевстве» [6]. В свою очередь, как заявлял Мухаммед бен Рашид Аль Мактум – премьер-министр ОАЭ и эмир Дубая, правительство должно обеспечивать такие условия, которые способствуют «счастью как отдельных личностей, так и семей, а также наемных работников». «Наша цель, – подчеркивал он, – добиться того, чтобы счастье стало образом жизни в ОАЭ, задачей и главной заботой правительства». По словам премьерминистра, «счастливые и более позитивные дети способны создать лучшее будущее для своей страны» [12].
17 Для правительства ОАЭ важно добиться того, чтобы как можно больше людей в их стране чувствовали себя удовлетворенными и счастливыми. В 2010 г. в ОАЭ была принята стратегия развития страны на ближайшие годы – «Видение ОАЭ 2021». Ее главная цель – «сделать общество счастливым и закрепить за государством престиж счастливой страны» [13]. В 2016 г. в ОАЭ появилось министерство счастья. В 2017 г. оно было преобразовано в министерство счастья и благополучия. Индикатор счастья стал основополагающим для правительства этого государства. Он включен в программы деятельности всех государственных учреждений, призванных реализовать учрежденную тогда же «Национальную программу счастья».
18 Устремленность в будущее характеризует все перспективные планы рассматриваемой группы стран. В преамбуле саудовской программы «Видение 2030» приводятся слова наследного принца Мухаммеда бен Сальмана, который инициировал проведение коренных преобразований в этой стране. Он отметил, что «Видение 2030» – это «видение настоящим будущего». Мы, заявлял он, «начнем немедленно работать ради будущего, ради вас, дорогие братья и сестры, ради ваших детей и будущих поколений» [6].
19 Понимание той ответственности, которую несут нынешние поколения перед своими потомками, является одной из характерных черт принятых программ развития. Эта задача подразумевает сохранение природных ресурсов, решение экологических задач, совершенствование условий экономической деятельности.
20 В Кувейте в первый год после обретения независимости (июнь 1961 г.) – начала государственного строительства – был создан Фонд будущих поколений, в который государство отчисляло часть от своего национального дохода. Тогда такая мера объяснялась необходимостью создать резерв финансовых средств, предназначенных для развития страны в тот период, когда будут исчерпаны резервы нефти и газа. Сегодня забота о грядущих поколениях интерпретируется более широко. В соответствии же с предложенным Катаром пониманием необходимости удовлетворить потребности не только нынешнего поколения, но и нужды будущих поколений, поскольку «эти поколения не должны быть ущемлены тем, что не восполняемые ресурсы не будут компенсированы созданием новых источников, обеспечивающих благополучие нации» [1].
21 Такая постановка проблемы не только отвечает современным общемировым тенденциям, но и опирается на традиции прошлого. Все арабские государства Залива исторически имеют племенной характер, а племенные общества всегда проявляли особую заботу о подрастающем поколении, что было гарантом их выживания.
22

РЕФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ

23 Экономическое благополучие арабских монархий Залива зависит от нефти и газа, разработка и переработка которых составляет подавляющую часть государственных доходов. Доля нефтяного и газового сектора в правительственных доходах арабских монархий Залива составляет от 80 до 90% [14].
24 Эти страны лидируют среди основных поставщиков гидрокарбонатов на мировой рынок. Их резервы значительны, но рынок энергоресурсов нестабилен, ценообразование зависит от многих факторов, в т.ч. от политической стабильности в регионе. Резкое падение цен на нефть в 2014 г. стало одним из тревожных сигналов для этих стран. Поэтому в их перспективных планах акцент сделан на необходимости переформатировать экономическую структуру и провести диверсификацию экономики с тем, чтобы повысить долю доходов, получаемых от секторов, не связанных с нефтью и газом.
25 В большинстве государств предполагается развивать такие отрасли, как туризм, возобновляемая и чистая энергия, транспортная система, водные ресурсы и освоение космоса. В Омане диверсификация экономики должна осуществляться путем развития секторов туризма, логистики, обрабатывающей промышленности, рыболовства и добывающей промышленности [4]. В Саудовской Аравии упор сделан на развитии возобновляемой энергии, горнодобывающей промышленности, металлургии и военной промышленности. Большое внимание в «Видении 2030» уделено созданию цифровой инфраструктуры, логистической обеспеченности и модернизации транспорта, как железнодорожного, так и морского.
26 В условиях транснационального характера современной экономики страны Залива поставили задачу повышения своей конкурентоспособности и привлекательности для иностранных инвестиций. Все стратегические программы развития арабских монархий объединены стремлением добиться устойчивого развития, опираясь на использование новых технологий и инновации.
27 Как отмечалось в «Видении ОАЭ 2071», ОАЭ планирует достигнуть этого путем повышения производительности экономики, поддержки национальных компаний, инвестиций в научные исследования и инновационные проекты, разработки национальной стратегии для формирования будущего экономики и промышленности страны. Экономика будет опираться на национальные научные кадры и их достижения в технических науках [15].
28 Повышенное внимание уделяет Саудовская Аравия развитию новых технологий. Еще в 1977 г. в Эр-Рияде был создан Город науки и технологий имени короля Абдель Азиза. Он был призван создать техническую базу для развития сельского хозяйства, промышленности, медицины и других отраслей. В его рамках были созданы важные исследовательские институты: энергетики, космоса, компьютерных и электронных исследований, астрономии и астрофизики [16]. Использование инноваций и новых технологий в саудовской программе развития рассматривается как первостепенное условие для осуществления экономического роста. «Видение 2030» поставило задачу превратить Королевство в лидера Азии по экономической мощи, основанной на науке [6].
29 Ориентация на наукоемкие отрасли и внедрение инноваций стало объединяющей чертой всех программ развития арабских государств Залива. В ОАЭ принята Национальная инновационная стратегия. Государство стремится развивать космические науки и технологии. Принята и Национальная космическая программа, осуществлением которой занимается Mohammed Bin Rashid Space Center. Основные сферы его деятельности – запуск искусственных спутников, подготовка космонавтов, а также развитие космической медицины, коммуникаций и использование достижений в этой области для развития национальной экономики [18]. Страна направляет огромные средства в развитие космической науки, что позволило ей войти в число 9 государств, лидирующих в этой области [19]. Одним из ключевых направлений, призванных повысить уровень внедрения инноваций, стала программа ОАЭ Mars Science City в рамках проекта Mars 2117 Strategy, нацеленного на создание обитаемого поселения на Марсе к 2117 г.
30 Оман также разработал Национальную инновационную стратегию, поставив цель войти к 2040 г. в число 20 стран мира, в наибольшей степени использующей инновации [20].
31 «Национальное видение Катара» выдвинуло задачу превратить страну в региональный центр знаний и промышленной активности. «Экономика, основанная на знаниях, – как отмечалось в этой программе, – характеризуется инновациями, эффективным сектором услуг, отличным образованием, прозрачностью и предсказуемостью деятельности государственных учреждений». Как заявил эмир Катара Тамим бен Халифа: «Мы хотим быть частью быстро развивающегося технологического прогресса и глобальных тенденций, которые сегодня превалируют в мире. Мы не хотим им препятствовать, трансформируя наши ценности, мораль и культурную идентичность в открытые развитию и прогрессу» [21].
32 Устойчивое экономическое развитие, по мнению разработчиков перспективных планов развития арабских монархий Залива, невозможно осуществить без активизации деятельности частного сектора. Эта задача поставлена во всех программах. В кувейтской программе отмечалось, что «частный сектор станет локомотивом активности, где восторжествует конкурентный дух, возрастет эффективность благодаря поддержке со стороны государства, которое создает необходимую инфраструктуру, законодательную базу и поощряет деятельность бизнеса» [22].
33 По словам российского исследователя Д.Н.Руденко, «доминирующая роль государства в условиях сильного государственного предпринимательства и преимущественно административных методов регулирования экономики, в целом, и госсектора, в частности, при всех вытекающих из этого диспропорций и противоречий» была характерной чертой всех арабских монархий Залива [23, с. 200].
34 Основные отрасли экономики в странах Залива, в т.ч. нефтяная и газовая, являются собственностью государства. Государство – инвестор всех крупных проектов. Частный же сектор ограничен сферой обслуживания и торговли. В нынешних условиях преодоление этого положения становится одной из приоритетных задач экономической политики этих стран.
35 Участие частного сектора в перестройке экономики признается необходимым, т.к. позволит привлечь дополнительные инвестиции. Частные предприятия должны включаться в производительную деятельность. Поэтому в перспективных планах монархий Залива поставлена задача поддержки мелких и средних предприятий, а также семейного бизнеса. Для этого создается необходимая законодательная база, частным предприятиям оказывается финансовая помощь. Так, в саудовском «Видении 2030» подчеркивается необходимость трансформировать роль государственного сектора «из руководящего и обеспечивающего экономический рост в организующий и контролирующий деятельность частного сектора» [6]. Не менее важным аспектом реформирования экономики должно стать создание более благоприятных условий для иностранных предпринимателей.
36

СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ

37 В долгосрочном планировании арабских государств Залива центральное место отводится человеку. Развитие человеческого потенциала рассматривается как главное условие для достижения всех поставленных целей. Для ее решения необходимо обеспечить всем жителям качественное образование, доступную медицинскую помощь, возможности для реализации их творческих способностей, организацию досуга и т.д. Эти задачи в той или иной форме нашли отражение во всех программах.
38 В катарской программе перспективного развития утверждалось, что «только всестороннее развитие жителей Государства Катар позволит им создать процветающее государство» [1]. Одним из важнейших инструментов формирования человеческого капитала было названо образование. Новым шагом в развитии университетского образования в Катаре стало строительство Города образования. Этот студенческий комплекс был оборудован новейшими средствами обучения, в нем были созданы специальные лаборатории для проведения экспериментов и научных исследований по многим отраслям науки. Центр готовит выпускников, главным образом, по тем специальностям, которые востребованы в Катаре, прежде всего, это нефтяная и газовая отрасли, инженеры, бизнесадминистраторы. В Городе образования расположены филиалы ведущих западных университетов, готовящих специалистов-технологов, инженеров, экономистов и политологов.
39 В перспективных программах ОАЭ образование названо одним из главных направлений развития, и власти страны стремятся добиться повышения уровня образования до самых высоких мировых стандартов. Для этого для граждан страны «создается такая научная среда, которая поможет им вносить весомый вклад в развитие научных достижений всего человечества» [24].
40 Саудовское «Видение 2030» провозгласило целью государства «получение каждым саудовским ребенком качественного образования по своему выбору». Образовательные и воспитательные учреждения должны оказывать влияние на становление личности молодого поколения, которое должно быть «образованным, высококвалифицированным, сознательным, независимо мыслящим и ответственным перед обществом». Не меньшее внимание уделяется и дошкольному образованию. «Видение 2030» предполагает развивать различные виды образования в соответствии с потребностями рынка труда. Университетское образование должно стать качественным, соответствующим уровню мировых стандартов. К 2030 г. не менее 5 саудовских университетов должны войти в число 200 лучших университетов мира [6].
41 Власти Катара подчеркивали свое понимание того, что изменился мировой порядок, который «сегодня основывается на знаниях и конкурентоспособности». В силу этого, «чтобы вписаться в современный мир», необходимо, как отмечалось в перспективном плане этого государства, «совершенствовать систему образования и здравоохранения, развивать рабочую силу, состоящую как из национальных кадров, так и квалифицированных иностранных рабочих, и специалистов» [1].
42 Власти государств Залива стремятся изменить образ жизни своих жителей в соответствии с общемировыми стандартами. Государство, в соответствии с перспективными планами развития, должно заботиться об организации досуга своих граждан, поэтому предполагается создавать клубы по интересам, центры для развития творческих способностей, музеи, развлекательные центры, строить новые театры и концертные залы. В некоторых эмиратах ОАЭ и странах открыты оперные театры (Дубай, Фуджейра, Оман). В Абу-Даби создан музей Louvre-Abu-Dhabi, экспозиция которого составлена из артефактов, приобретенных музеем, а также переданных парижским Лувром для временного показа.
43 В саудовской программе отмечалось, что «поддержка культуры и организация досуга, этих важных составляющих жизни человека, не удовлетворяет потребностей жителей Королевства, и оно отстает от процветающего состояния экономики» [6]. Поэтому государство планирует создавать творческие объединения, библиотеки и другие учреждения культуры. Кроме того, оно будет оказывать поддержку всем деятелям культуры – писателям, художникам, режиссерам. Помимо того, что эта политика направлена на развитие творческих способностей граждан страны, она будет способствовать созданию новых рабочих мест, что окажет позитивное развитие на экономику. Во всех программах государств Залива говорится о необходимости пропагандировать здоровый образ жизни, прежде всего, занятия спортом. Кувейтский перспективный план «Видение 2035» предусматривает строительство новых спортивных сооружений. В саудовском «Видении 2030» поставлена конкретная цель – добиться к 2030 г., чтобы 40% жителей страны занимались спортом, по крайней мере, раз в неделю. Спорт и совершенствование системы здравоохранения названы в этой связи необходимыми условиями для повышения средней продолжительности жизни [6]. Все эти начинания – свидетельство того, что монархии Залива пытаются изменить облик своих пока еще традиционных обществ, с тем, чтобы они стали частью мирового сообщества и могли вносить свой вклад в решение общемировых задач.
44 Еще одним аспектом всех перспективных планов является проблема женской занятости. Женщины в арабских странах Залива составляют большинство среди выпускников высших учебных заведений, однако их доля в общей численности трудовой силы невелика. Увеличение числа работающих женщин рассматривается как важная экономическая и социальная задача.
45

* * *

46 Перспективные планы арабских государств Залива направлены на то, чтобы ускорить их экономическое развитие, сделать его устойчивым, не зависящим от состояния мирового рынка нефти и газа, опирающимся на современные технологии и научные достижения. Эти планы характеризует соответствие общемировым тенденциям, а также стремление к дальнейшей интеграции в мировые процессы. Акцент на развитие человеческого капитала, забота о благосостоянии всех жителей, не только нынешнего, но и будущих поколений арабских монархий Залива, свидетельствует о социальной направленности предложенных программ.
47 Программы развития на предстоящий период были инициированы властными элитами арабских монархий Залива, и их реализация будет зависеть от их политической воли. В то же время их успешное претворение в жизнь должно опираться на поддержку общества, которое должно быть готово к коренным переменам. Существующая ныне в государствах Залива ситуация, когда значительный сегмент социума представлен образованной молодежью, видится во многом благоприятной для того, чтобы местные общества были готовы принять предложенные реформы и участвовать в их реализации.

References

1. Qatar National Vision 2030. https://www.qatar.vcu.edu/files/Appendix_M_2030_Qatar_National_Vision.pdf (accessed 26.07.2019)

2. The World Bank: Gross Domestic Product 2018. https://databank.worldbank.org/data/download/GDP.pdf (accessed 26.07.2019)

3. The Economic Vision 2030 for Bahrain. http://www.moic.gov.bh/en/Ministry/Documents/Vision%202030.pdf (accessed 20.08.2019)

4. Easmine El-Geressi Oman Vision 2040. Majalla 28 January 2019. https://eng.majalla.com/node/65606/oman-vision-2040 (accessed 18.07.2019)

5. Vision of His Highness the Emir. http://www.da.gov.kw/eng/festival/vision_his_highness.php (accessed 26.07.2019)

6. Saudi Vision 2030.

7. Muhammed bin Rashid provided the program "Century of the Emirates 2017" (In Arab.). https://www.emaratalyoum. com/local-section/other/2017-03-23-1.980529 (accessed 16.07.2019)

8. United Arab Emirates and the 2030 Agenda for the Sustainable Development. 10 July 2018. https://sustainabledevelopment:un. org./content/documents/27628UAE_VNR_Slides_2018.pdf (accessed 26.07.2019)

9. List of countries by GDP (nominal) per capita/ Statistic Times. http://statisticstimes.com/economy/countries-by-gdpcapita.php (accessed 15.08.2019)

10. World Happiness Report 2018. https://worldhappiness.report/ed/2018/ (accessed 26.07.2019); Comparison: World Happiness Index 2019. https://countryeconomy.com/demography/world-happiness-index (accessed 12.08.2019)

11. The government of the UAE. https://www.emirates247.com/news/government/mohammed-reviews-uae-programmefor-happiness-and-positivity-2016-03-07-1.623503 (accessed 26.07.2019)

12. Sheikh Mohammed meets UAE’s Happiness and Positivity officers. September 26, 2016. https://www.emirates247. com/news/government/sheikh-mohammed-meets-uae-s-happiness-and-positivity-officers-2016-09-26-1.640985 (accessed 10.08.2019)

13. The United Arab Emirates. The Ministry of community development. https://www.mocd.gov.ae/en/about-mocd.aspx (accessed 26.07.2019)

14. Basic Facts about Oil and Gas in the Arab World. https://ncusar.org/blog/2013/03/basic-facts-about-oil-and-gas-inthe-arab-world/ (accessed 26.07.2019)

15. The Official Portal of the UAE Government. UAE Centennial 2071. https://www.government.ae/en/about-theuae/strategies-initiatives-and-awards/federal-governments-strategies-and-plans/uae-centennial-2071 (accessed 19.02.2019)

16. Saudi Arabia Kingdom of, King Abdulaziz City for Science and Technology (KACST). https://council.science/members/saudi-arabia-kingdom-of-king-abdulaziz-city-for-science-and-technology-kacst (accessed 26.07.2019)

17. Oiling the wheels on a road to success. https://www.skyscrapercity.com/showthread.php?t=2044147 (accessed 18.08.2019)

18. Key sectors in science and technology. https://www.government.ae/en/about-the-uae/science-and-technology/keysectors-in-science-and-technology (accessed 12.06.2019)

19. Mars 2117 project. https://government.ae/en/more/uae-future/2030-2117 (accessed 26.07.2019)

20. The National Innovation Strategy. Oman. https://www.trc.gov.om/trcweb/sites/default/files/2017-08/scientific%20insights.pdf (accessed 26.07.2019)

21. HH Speech at the National Museum of Qatar the Inaugurations Ceremony. https://www.gco.gov.qa/en/speeches/hhspeech-at-the-national-museum-of-qatar-the-inauguration-ceremony/ (accessed 20.08.2019)

22. Kuwait Vision 2035.

23. Rudenko L.N. 2017. Economic modernization in the Arab countries (late XX – early XXI centuries). Kazan (In Russ.)

24. Mohammed Bin Rashed Space Center. https://mbrsc.ae/astronauts/ (accessed 20.08.2019)