South African Women Realize their Potential
Table of contents
Share
Metrics
South African Women Realize their Potential
Annotation
PII
S032150750007665-3-1
DOI
10.31857/S032150750007665-3
Publication type
Review
Source material for review
Л.Я.Прокопенко «Женщины и власть (на примере стран Юга Африки)» / Отв. ред. Н.А.Ксенофонтова (М., Ин-т Африки РАН, 2018.
Status
Published
Authors
Tatiana L. Deych 
Occupation: Leading Research Fellow, Centre of Russian-African Relations and African States Foreign Policy Studies, Institute for African Studies, RAS
Affiliation: Institute for African Studies, Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Pages
91-92
Abstract

  

Keywords
South Africa, women, gender equality, power, policy, leadership, diplomacy
Date of publication
13.12.2019
Number of purchasers
22
Views
574
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 100 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should sign in

1 Проблемы женской эмансипации, гендерного равенства стали мерилом гражданской ответственности правительств не только в развитых, но и в развивающихся странах, включая те, которые не так давно сбросили иго колониализма и расизма. Последнему аспекту данной проблемы до недавнего времени уделялось сравнительно мало внимания, поэтому монография к.и.н., старшего научного сотрудника Института Африки РАН Л.Я.Прокопенко «Женщины и власть (на примере стран Юга Африки)» / Отв. ред. Н.А.Ксенофонтова (М., Ин-т Африки РАН, 2018. 204 с.) представляется вполне актуальной.
2 Книга Прокопенко интересна не только по причине обращения автора к популярной в наши дни тематике, но и в силу того, что автор ее знакомит читателя с чрезвычайно интересным регионом Африки и его жителями, а точнее, с женщинами, которые «нашли себя» и успешно осуществляют «вхождение во власть», ни в чем не уступая мужчинам, порой даже превосходя их в умении «управлять государством».
3 Именно в Африке, где женщины составляют около 50% населения, сегодня существует масса проблем, решение которых требует участия представительниц «слабого пола», в т.ч. борьба со СПИДом, домашнее насилие, реабилитация детей – участников недавних вооруженных конфликтов и др.
4 Анализ представительства женщин в органах власти африканских стран и препятствий, с которыми они сталкиваются на пути в политику, безусловно, актуален, поскольку именно правящая элита во многом определяет будущее этих государств.
5 Автор вводит в оборот разнообразные, в т.ч. и новые, источники, и это делает книгу особенно ценной. Так, используется большая группа документов, касающихся развития гендерного равенства в странах Юга Африки. Автор демонстрирует глубокое и всестороннее знание предмета исследования, истории стран региона, ориентируется в сложных проблемах современной элитологии, хорошо разбирается в особенностях современного этапа политического развития рассматриваемых стран. Так, Прокопенко отмечает, что ЮАР стала пионером среди государств региона по многим направлениям гендерной политики. В частности, страна достигла успехов в обеспечении гендерной симметрии (равных прав мужчин и женщин в органах законодательной и исполнительной власти). И хотя национальные механизмы реализации гендерного равенства действуют во всех странах региона, наиболее развит такой механизм в Южно-Африканской Республике, где он охватывает все уровни государственного управления.
6 Именно поэтому в галерее известных государственных и политических деятелей страны «так много женских лиц» (с. 21). При этом черные женщины дважды подряд (в 2005 и 2008 гг.) занимали пост вице-президента ЮАР. Впрочем, как замечает автор, это характерно не только для Южно-Африканской Республики: в 2009-2012 гг. женщина была назначена на должность вице-президента Малави, в 2004-2010 гг. – на пост премьерминистра Мозамбика; в 2015 г. вице-президентом Замбии и премьер-министром Намибии также стали женщины.
7 Несомненный интерес вызывают и представленные в книге Л.Я.Прокопенко портреты выдающихся женщин – представительниц белой расы, связанных происхождением, воспитанием и судьбой с Африканским континентом. В их числе – посвятившие свои жизни борьбе с апартеидом Рэй Александер Саймонс, Хелен Джозеф, Хильда Берштейн, Хелен Зилле, а также «женщины во власти» – депутат южноафриканского парламента в 1950-1970-е гг. Хелен Сузман и Джил Маркус, избранная членом парламента ЮАР в 1994 г., а в 1996-1999 гг. занимавшая пост заместителя министра финансов в правительстве Нельсона Манделы.
8 Книга содержит множество деталей, фактов, имен, что, безусловно, делает ее чрезвычайно полезной при изучении теории и практики политического лидерства, в т.ч. «женского», в ЮАР, Намибии, Зимбабве, Замбии, Ботсване, Лесото, Малави, Мозамбике и Анголе. Как справедливо замечает Л.Я.Прокопенко, женщины, работая в правительстве и органах местной власти, проявляют качества, которые принято считать мужскими: твердость, силу воли, жесткость, бескомпромиссность. Однако при этом женщина-политик способна сочувствовать и сострадать, проявлять женскую слабость (с. 44), и в этом зачастую заключаются ее преимущества по сравнению с политиками-мужчинами.
9 Автор уделяет большое внимание участию женщин в законодательных органах стран Юга Африки, ставшему особенно активным с 1990-х гг. Так, в 2009 г. ЮАР была на 2-м месте в мире по числу женщин – депутатов парламента. В ряде стран региона женщины являются председателями или заместителями председателей парламентов, спикерами и заместителями спикеров. Они нередко становятся партийными лидерами, многие создают новые партии.
10 Согласно приводимым автором данным, в 2015 г. в парламенте ЮАР было более 40% женщин, в Мозамбике и Анголе – более 35%, в Зимбабве – более 30% (с. 100). Автор дает высокую оценку деятельности африканок в законодательных структурах стран Юга Африки. Однако, как отмечено в книге, есть такие сферы политики, которые по-прежнему считаются прерогативой мужчин. К ним относятся внешняя политика, безопасность, финансы и бизнес. Впрочем, в странах Юга Африки в конце ХХ в. эти стереотипы стали рушиться.
11 Женщины не раз назначались главами дипломатических миссий. В частности, они возглавляли посольства ЮАР, Анголы, Замбии, Лесото и Свазиленда в США, в странах Европы и на других континентах.
12 Поворотным моментом стало назначение президентом Табо Мбеки на пост министра иностранных дел Нкосазаны Дламини Зумы: впервые женщина-африканка заняла важный пост руководителя внешнеполитического ведомства ЮАР. Заместителем ее стала Сьюзен Ван дер Мерве. Не имея специального образования, не будучи карьерным дипломатом, Дламини Зума на протяжении 10 лет (1999-2009) умело отстаивала международные интересы страны (с. 47). А при Джекобе Зуме портфель министра международных отношений и сотрудничества вновь получила женщина – Маите Нкоана Машабане. Женщины возглавляли внешнеполитические ведомства и в других странах Юга Африки: в Ботсване, Малави, Мозамбике и Намибии.
13 Наряду с позитивной оценкой вклада, который женщины вносят в ту сферу деятельности, которой они занимаются, автор указывает на объективные и субъективные препятствия, возникающие на пути вхождения африканок в политику. Так, в книге отмечается, что в работе за рубежом женщины-дипломаты сталкиваются с трудностями, обусловленными различиями между политической культурой их страны и того государства, куда они направляются. Они также вынуждены учитывать сложность неформальных отношений, существующую в африканских странах. Кроме того, нередко они сталкиваются с повышенным вниманием со стороны мужчин или, напротив, с сопротивлением коллег, недовольных тем, что они должны подчиняться женщине.
14 Используя методологию системного анализа, автор акцентирует внимание не только на политической роли южноафриканских женщин, но и на их социальном происхождении, на отношениях в семье, на чертах характера и т.д. Особенно это касается гл. IV, посвященной «первым леди» Юга Африки, многие из которых оставили заметный след в истории своих стран не только в этом качестве, но и как видные общественные и политические деятели.
15 Основная сфера деятельности «первых леди», избравших «активную» позицию, – социальная, где существует множество проблем, требующих их активного участия. «Первые леди» вносят большой вклад в дело борьбы с ВИЧ/СПИДом. Большинство из них участвуют в деятельности Организации первых леди Африки в борьбе против ВИЧ/СПИДа, созданной в 2002 г. по решению 37 «первых леди» африканских государств, заявивших о своем желании способствовать улучшению условий жизни женщин, молодежи и детей (с. 148). Они также активно сотрудничают с женскими международными организациями.
16 Эффективная деятельность жен глав государств Юга Африки положительно влияет на политический имидж мужей, в т.ч. в глазах лидеров других стран, доноров и инвесторов. В современных африканских условиях семья первой пары страны играет символическую роль в национальной жизни, концентрирует на себе внимание СМИ.
17 Автор демонстрирует хорошее знание африканских реалий, создавая галерею женских образов – знаменитых и малоизвестных, пользовавшихся доверием соплеменников и сограждан или, напротив, обвинявшихся в коррупции и даже отбывших срок за это преступление, получивших блестящее образование или прошедших суровую «школу жизни». Книга написана хорошим языком, с интересом читается, и героини Л.Я. Прокопенко предстают на ее страницах, как живые.
18 Как и во всякой работе, в книге имеются недостатки. К ним следует отнести повторы, к которым, как указывает автор, пришлось прибегнуть для более полной характеристики роли женщин в структурах власти. С аргументом автора, согласно которому повторы были призваны показать одни и те же события с разных точек зрения, можно согласиться, но все же, на наш взгляд, их стоило бы убрать. Монография Л.Я.Прокопенко представляет несомненный интерес как для ученых, в первую очередь африканистов, так и для широкого круга читателей.

Comments

No posts found

Write a review
Translate