Лидер отечественной африканистики и «мозговой центр» стратегических коммуникаций со странами континента (к 60-летию Института Африки РАН)
Лидер отечественной африканистики и «мозговой центр» стратегических коммуникаций со странами континента (к 60-летию Института Африки РАН)
Аннотация
Код статьи
S032150750007652-9-1
DOI
10.31857/S032150750007652-9
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Абрамова Ирина Олеговна 
Должность: Директор Института Африки РАН
Аффилиация: Институт Африки РАН
Адрес: Москва, Россия
Выпуск
Страницы
2-8
Аннотация

Статья посвящена освещению роли Института Африки РАН в развитии отечественной африканистики и задач, современному состоянию африканских исследований и актуальных задач, стоящих перед этой отраслью науки. Особое внимание уделено вопросу развития стратегических коммуникаций Российской Федерации со странами Африки в политической, экономической, гуманитарной и научной областях.

Ключевые слова
Африка, Россия, Институт Африки РАН, задачи африканистики, российско-африканские отношения, стратегические коммуникации
Источник финансирования
Работа выполнена при поддержке гранта СПбГУ 26520757 «Инновационные методологии обеспечения информационной безопасности Российской Федерации».
Классификатор
Дата публикации
13.12.2019
Всего подписок
10
Всего просмотров
237
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf 100 руб. / 1.0 SU

Для скачивания PDF необходимо авторизоваться

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас
Подписка только на эту статью
100 руб. / 1.0 SU
Подписка на весь выпуск
800 руб. / 16.0 SU
Все выпуски за 2019 год
0 руб. /  SU
1 В конце текущего года Институту Африки Российской академии наук (ИАфр РАН) исполняется 60 лет.
2 Институт Африки РАН – единственный российский научный центр в области комплексного исследования проблем Африки и научного обоснования стратегии России на африканском направлении. Созданный в 1959 г., в период крушения колониальной системы и появления на политической карте мира нескольких десятков независимых государств, он и по сей день остается уникальным центром отечественной африканистики, не только осуществляющим фундаментальные и прикладные исследования, но и координирующим усилия индивидуальных ученых и отдельных групп африканистов в Российской Федерации. Институт также является интегрирующим и консолидирующим центром работы африканистов России и ряда постсоветских стран. Координирующую функцию между учеными-африканистами России и постсоветского пространства осуществляет работающий в рамках Института Научный совет по проблемам Африки.
3 В последние несколько лет ИАфр РАН выступает в качестве международно признанного центра притяжения для ученых-африканистов из государств Африки, Европы, Америки, Азии, принимающих участие в совместных публикациях, в организуемых институтом международных форумах и конференциях, приезжающих на научные стажировки в Институт Африки и осуществляющих сотрудничество по всем направлениям научной деятельности.
4

ЛИДЕР ОТЕЧЕСТВЕННОЙ АФРИКАНИСТИКИ

5 В течение 60 лет своего существования Институт Африки опубликовал более полутора тысяч фундаментальных научных исследований, десятки тысяч статей, провел сотни международных конференций, симпозиумов, «круглых столов», десятки научных экспедиций в странах Африки, в результате которых был получен уникальный материал, положенный в основу пионерских научных разработок.
6 Соответствие уровню лидирующих мировых центров в данной области науки подтверждается тем, что в Институте реализована современная мировая тенденция к развитию африканистики как самостоятельной отрасли общественной науки, сформировавшейся на стыке таких специальностей, как международные отношения, политология, мировая экономика, история, социальная и культурная антропология.
7 Научные выводы и практические рекомендации по таким ключевым проблемам, как научная разработка ответов на возникающие Большие Вызовы для национальных интересов и развития РФ, создание методик раннего предупреждения и минимизации негативных последствий региональных рисков и обеспечения национальных интересов и стратегических задач РФ в Африке, международный терроризм, радикализация ислама, неуправляемая миграция, являются новаторскими и прорывными.
8 Институт Африки РАН обладает высоким научным потенциалом. Накопленный Институтом исследовательский опыт и созданные в нем за 6 десятилетий научные школы уникальны. Он занимает достойное место по библиометрическим показателям в Российском индексе научного цитирования, уверенно присутствует в профильных международных научных сборниках и научных журналах, индексируемых в российских и международных системах цитирования, включая Web of Science и Scopus. Многие труды, выпущенные Институтом, получили высокую оценку за рубежом.
9 Одним из основных направлений работы Института является его издательская деятельность. Ежегодно под грифом ИАфр РАН публикуется более 20 книг: коллективных и индивидуальных монографий, сборников научных статей, справочно-библиографических изданий.
10 Совместно с Институтом востоковедения РАН Институт Африки РАН является соучредителем научных периодических изданий – журналов «Азия и Африка сегодня» и «Восток. Афроазиатские сообщества: история и современность». ИАфр РАН является также учредителем и издателем ежеквартального журнала «Ученые записки Института Африки Российской академии наук».
11 Значимость достигнутых результатов в изучении российско-африканских отношений, места Африки в мировой политике и экономике для национальных интересов и развития РФ подтверждается практической востребованностью выводов исследований Института со стороны органов законодательной и исполнительной власти РФ.
12 Институт играет ключевую роль в научном и организационном обеспечении первого в отечественной истории Саммита «Россия-Африка» с участием президента РФ и глав государств и правительств африканских стран (октябрь 2019 г., г. Сочи). Директор ИАфр РАН Абрамова И.О. – член Организационного комитета Саммита. ИАфр РАН входил в Оргкомитет Международного парламентского форума-2018, организованного ГД РФ, и был организатором целого ряда общественных мероприятий по линии научной дипломатии Россия-Африка.
13 ИАфр РАН ежегодно направляет десятки справочно-аналитических материалов в администрацию президента РФ, в правительство РФ, обе палаты Федерального собрания РФ, министерство иностранных дел, Совет безопасности, министерство экономического развития и другие российские государственные структуры, а также постоянно принимает участие в обсуждении африканской проблематики.
14 Институт обладает высокопрофессиональным научным коллективом. В настоящее время в нем работают (включая совместителей) 147 человек. Из них 113 научных работников (исследователей), в т.ч. 1 академик РАН, 3 члена-корреспондента РАН, 22 доктора наук и 60 кандидатов наук. Количество исследователей до 39 лет – 30 человек.
15 Первостепенное внимание в Институте уделяется подготовке молодых исследовательских кадров. В аспирантуре Института проходят обучение 8 аспирантов и 11 соискателей (все соискатели на коммерческой основе). В Институте работают 2 диссертационных совета: один – по специальности «Мировая экономика», а второй – по специальностям «Всеобщая история», «История международных отношений и внешней политики» и «Политические проблемы международных отношений, глобального и регионального развития».
16 Одним из первых в стране Институт Африки РАН инициировал программу академического наставничества, преследующую двуединую цель: а) передача опыта, знаний и компетенций ведущих российских африканистов молодым ученым, аспирантам и студенчеству и б) обеспечение преемственности развития отечественных школ африканистики.
17 С 2018 г. ИАфр РАН распространил действие программы «Наставничество» за рамки Института и перевел ее на всероссийский уровень. Возможность доступа к накопленному в ИАфр РАН научному опыту в области фундаментальной и прикладной африканистики предоставлена теперь молодым ученым, аспирантам, магистрантам и студентам из семи российских НИИ и ВУЗов Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Симферополя, Уфы. В 2020-2023 гг. планируется расширить действие программы на научные центры стран Африки, с которыми у ИАфр РАН подписаны соглашения о сотрудничестве (18 центров).
18 С 2018 г. Институт начал издание серии книг «Отечественные научные школы», включающей труды классиков отечественной африканистики и ведущих российских исследователей Африки, получивших международное признание.
19 Большое значение для привлечения молодых специалистов к работе в ИАфр РАН и повышения их профессиональной квалификации имеет ежегодно проводимая Институтом совместно с Научным советом по проблемам Африки Всероссийская Школа молодых африканистов, в которой принимают участие студенты, аспиранты и молодые ученые из вузов и академических институтов Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России и стран Африки.
20 Более 20% научных сотрудников Института ведут преподавательскую деятельность. Институт Африки поддерживает контакты более чем с 15 вузами Москвы и других городов России. С 8-ю из них сотрудничество осуществляется на договорной основе. В соответствии с подписанным в 2012 г. договором с Российским университетом дружбы народов (РУДН), работает Кафедра африканистики и арабистики – базовая кафедра ИАфр РАН – на Факультете социальных и гуманитарных наук РУДН.
21 Среди других отечественных вузов, с которыми поддерживаются регулярные контакты (участие в конференциях, в написании учебников и учебных пособий, публикации в вестниках университетов, чтение лекций, руководство практикой студентов, подготовка отзывов на дипломные работы и диссертации и т.д.) – ИСАА МГУ, факультет политологии и другие факультеты МГУ, Санкт-Петербургский государственный университет, МГИМО-У, НИУ ВШЭ, Московский государственный лингвистический университет, РГГУ, Ярославский государственный университет, Башкирский государственный университет и другие вузы.
22

ЗАДАЧИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ АФРИКАНИСТИКИ

23 В настоящее время основные усилия ученых и руководства Института Африки РАН направлены на сохранение и усиление Институтом лидирующих позиций в мировой африканистике и консолидация его роли как одного из ведущих научных центров в области международных общественно-политических и экономических исследований. Коллектив ИАфр РАН исходит из того, что научные исследования и разработки Института должны соответствовать современным принципам организации научной, научно-технической, инновационной деятельности и лучшим российским и мировым практикам.
24 Программа развития Института Африки РАН разработана и реализуется в соответствии с приоритетами научно-технологического развития РФ, является одним из инструментов ответа на «большие вызовы», обозначенные в «Стратегии научно-технологического развития (СНТР) РФ», и нацелена как на изучение проблем развития, так и на оценку рисков и опасностей для российского общества и человечества, в целом [здесь и далее по статье см.: 1].
25 Институт Африки развивается в соответствии с принятой в текущем юбилейном для него году новой Научно-исследовательской программой развития, которая направлена на поиск путей расширения и оптимального использования возможностей российско-африканского сотрудничества в интересах ускоренного развития российской экономики, ее модернизации и структурной перестройки [3]. В ходе реализации Программы планируется разработка теоретических рекомендаций для формулирования основных принципов новой экономической политики по повышению эффективности процессов модернизации и диверсификации экономики России и повышения конкурентоспособности страны в мире с учетом использования потенциала африканского вектора сотрудничества [2].
26 Конкретная задача Программы – разработка научной стратегии оптимального взаимовыгодного взаимодействия РФ с африканскими государствами с учетом меняющихся реалий мирового развития.
27 Масштабность Программы заключается в разработке новой концепции взаимодействия РФ и африканских государств в экономической сфере, а также конкретных рекомендаций по более эффективному использованию имеющихся хозяйственных потенциалов стран Африки и России в интересах решения актуальных задач их социально-экономического развития. В рамках Программы исследуются структура, параметры, значимость африканского вектора внешнеэкономической стратегии России для российской экономики и внутреннего развития, производится оценка «привлекательности» африканского рынка; анализируются основные теории, касающиеся использования ресурсного потенциала африканских стран с учетом темпов развития Африки выше среднемировых; определить стратегические интересы РФ на африканских рынках.
28 С точки зрения развития фундаментальной науки, исследования Института Африки дают возможность получить результаты, необходимые для понимания политических, экономических, культурных, информационных и иных происходящих в современном мировом сообществе процессов и воздействующих на их формирование разнообразных факторов.
29 Для национальных интересов России в практическом плане исследование проблем Африки и получаемые научные результаты принципиально важны для противодействия социокультурным угрозам и идеологическому экстремизму.
30 Конкретные исследования в рамках Программы развития ИАфр РАН в ближайшие 10-15 лет будут направлены на решение приоритетных задач Российской Федерации на африканском векторе ее внешней политики. Они позволят выработать предложения по расширению экспорта товаров с добавленной стоимостью, что является основой инновационного развития, устойчивого положения России на внешнем рынке.
31 Ключевые направления исследований в рамках Программы:
  1. тенденции и векторы социально-политического развития Африки в эпоху глобализации;
  2. перспективы развития экономики континента в условиях четвертой промышленной революции;
  3. дестабилизационные процессы на Ближнем Востоке и в Северной Африке в контексте глобального развития и национальных интересов России;
  4. внешние и внутренние факторы развития стран Тропической Африки;
  5. Африка в меняющейся архитектуре международных отношений и новые возможности российско-африканского партнерства;
  6. развитие стран и народов Африки в культурном и историческом контексте;
  7. процессы модернизации в странах Северной Африки и Африканского Рога и их влияние на международную безопасность;
  8. африканский фактор в новых глобальных реалиях: вызовы и возможности для России.
32 В рамках Программы развития осуществлено научно-аналитическое сопровождение проведения первой встречи на высшем уровне глав государств и правительств России и стран Африки (Саммит «Россия-Африка», 22-24 октября 2019 г., г. Сочи); участие в работе Оргкомитета Саммита, проведение аналитического мероприятия «Мозговая атака» для выработки практических рекомендаций для директивных органов и ведомств по итогам Саммита «Россия-Африка» (декабрь 2019 г.). Выработанные по итогам «Мозговой атаки» рекомендации и технологии будут переданы в администрацию президента, МИД РФ и другие государственные организации и ведомства, работающие на африканском направлении.
33 К 60-летию создания Института Африки РАН приурочено проведение в конце 2019 г. научной конференции, посвященной достижениям и задачам отечественной африканистики. В период действия Программы на базе Института будут также проведены две (XV и XVI) крупные международные конференции африканистов.
34 Планируется разработать технологии экономической экспансии России на Африканском континенте и передать их для внедрения в организации, действующие в реальном секторе экономики. К 2022 г. будет предложен комплекс мер по ориентации и продвижению российского бизнеса в странах континента в области реализации наукоемкой и инновационной продукции, созданной на основе российских технологий. К 2023 г. будут сформированы инструменты поддержки трансляционных исследований и организации системы технологического трансфера, охраны, управления и защиты интеллектуальной собственности, обеспечивающих быстрый переход результатов исследований в стадию практического применения. До окончания действия Программы, при условии выделения адекватного поставленным задачам бюджетного финансирования, предполагается создание центров компетенций прикладной африканистики и изучения африканских миграций и диаспор.
35 Главная цель Научно-исследовательской программы ИАфр РАН – обеспечение роста качества и реальной результативности научных разработок, включая развитие новаторских и прорывных научных направлений исследований в африканистике, ранее не выполнявшихся в Российской Федерации и/или в мире и соответствующих новым возникающим трендам и вызовам. Программа имеет комплексный, междисциплинарный характер и обеспечивает преемственность и применение на практике полученных научных результатов. Программа рассчитана на рост и диверсификацию объемов финансирования с учетом повышения уникальности, компетентности и конкурентоспособности научных разработок ИАфр РАН.
36 В ближайшие пять лет ИАфр РАН планирует осуществить реализацию широкого спектра задач фундаментальной и прикладной африканистики в соответствии с последними трендами мировой науки. Эти задачи структурированы в следующие крупные направления научных исследований, которые органично согласуются с приоритетами и перспективами научно-технологического развития Российской Федерации, определенными Указом Президента Российской Федерации № 642 от 1 декабря 2016 г. на ближайшие 10-15 лет:
  1. Повышение уровня анализа политических, экономических, культурных, информационных и иных происходящих в африканских социумах процессов и воздействующих на них разнообразных факторов;
  2. Противодействие социокультурным угрозам и идеологическому экстремизму в Африке;
  3. Переход к передовым цифровым и интеллектуальным технологиям в африканских исследованиях;
  4. Использование современных моделей статистического наблюдения, анализа и оценки экономической и социально-политической ситуации на африканском континенте;
  5. Формулирование научных основ новой стратегии РФ на африканском направлении в интересах ускоренного социально-экономического развития как России, так и государств африканского континента.
37 Объектами исследовательской работы научного коллектива ИАфр РАН, в первую очередь, будут: Африка в контексте Больших вызовов XXI века; рост вовлеченности Африки в решение стратегических проблем международного развития; укрепление позиций стран континента в формировании новой экономической модели мира; активизация участия африканских государств в мерах по противостоянию новым вызовам и угрозам; социально-экономические проблемы интеграции африканского компонента перспективных технологий, в частности ИКТ, биотехнологии, генной инженерии, новых материалов, модифицированных пищевых и иных продуктов; геоэкономическое и стратегическое соперничество в Африке; политическое, экономическое и научно техническое сотрудничество России с Африкой; разнонаправленные демографические процессы, анализ нелегальных миграционных потоков, африканские диаспоры в мире, прогнозирование социально-политической нестабильности и очагов конфликтогенности.
38

ШТАБ СТРАТЕГИЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИЙ

39 В условиях интенсификации процесса «возвращения» России в Африку возникает необходимость изучить центральное место стратегических коммуникаций России с Африкой и исследовать структуру, характер и особенности развития политических коммуникаций внутри континента, между африканскими странами, а также по отношению к миру в целом. До сравнительно недавнего времени, в силу стимулируемой после распада СССР ориентации на Запад, африканскому направлению не уделялось должного внимания, что привело к существенным экономическим и внешнеполитическим потерям и занятию важнейших и доходных политических и экономических ниш на континенте нашими конкурентами.
40 На протяжении последних 4-5 лет ситуация медленно меняется в лучшую сторону. Политическим и экономическим коммуникациям с континентом стало уделяться больше внимания. При этом Институт Африки ожидаемо занял место ключевого «мозгового центра» и экспертного штаба выработки научных основ и предложений по практической реализации всего комплекса стратегических коммуникаций с Африкой.
41 Как известно, политическая коммуникация – это «система динамического взаимодействия между политическими субъектами, средствами массовой информации и членами аудитории, каждый из которых участвует в создании, получении и интерпретации политических сообщений» [4].
42 Институт исходит из того, что стратегия и тактика политических и экономических коммуникаций между Россией и странами Африки не может быть униформенно единообразной, универсальной и неизменной в том смысле, что она диверсифицируется и актуализируется в зависимости от ситуативного контекста, связанного с эпохой, социальными чертами, географией, культурой, этноконфессиональной спецификой, системами правления, особенностями поведенческих практик политических лидеров. В немалой степени такие стратегии претерпевают изменения под влиянием аналитических разработок, экспертных оценок, прогнозов и рекомендаций ученых и других представителей экспертного сообщества.
43 Не последнюю роль в развитии стратегических коммуникаций со странами Африки может сыграть научная дипломатия. Сложившаяся форма научной дипломатии – конференции по текущему и перспективным проблемам мирового порядка, по поиску путей разрешения региональных кризисов, исследованию проблем преодоления бедности и обеспечения устойчивого развития государств и планеты, в целом. Как отмечал на одном из заседаний Президиума РАН академик А.А.Дынкин, вышеназванная работа не попадает в показатели эффективности, которые предлагает курирующее отечественную науку ведомство [5].
44 ИАфр РАН является единственным российским научным центром комплексно и на регулярной основе осуществляющим научные связи и обмены со странами Африки. Он также взаимодействует и координирует усилия других научных учреждений (в области биологии, сельского хозяйства, генетики и др.) по научному сотрудничеству и обменам с африканскими государствами. Помимо собственно научной повестки дня, эти связи составляют фундамент самостоятельного и уникального направления научной дипломатии России в развивающихся странах. Особо следует выделить это направление работы с ЮАР, партнером РФ по объединению БРИКС. Руководство и ряд ведущих сотрудников Института являются членами Российского комитета БРИКС. Институт является опорной организацией по программе международного сотрудничества «Развитие научного сотрудничества в рамках БРИКС» и взаимодействует с МИД РФ в этой работе.
45 Институт организует международные научные конференции по фундаментальным и прикладным вопросам развития африканских стран и российско-африканским отношениям, осуществляет взаимодействие академической и университетской наукой в форме научных конференций и международных практикумов с привлечением африканских студентов, обучающихся в России, организует вебинары с научными центрами Африки, конференции и практикумы с использованием цифровых технологий.
46 Институт имеет договора о сотрудничестве с 18-ю научными и учебными центрами 12 африканских государств, а также с партнерами из Австралии, Бразилии, Индии, Казахстана, Мексики, Португалии, США, Швеции. В последние годы были проведены международные конференции, организованные с коллегами из Словении (2016 г.) и Португалии (2018 г.). В рамках договоров также происходит обмен информацией, проведение полевых исследований, организация совместных конференций и семинаров, научный обмен, чтение лекций и осуществление других совместных проектов.
47 Каждые три года проводится одна из наиболее представительных в мире в области африканистики – Московская международная конференция африканистов. В последней, XIV Международной конференции африканистов (Москва, 17-20 октября 2017 г.) приняли участие около 400 ученых из 32 стран мира. В настоящее время ведется работа по подготовке ХV конференции, которая состоится 26-29 мая 2020 г.
48 Ученые Института на личные средства и в рамках участия в международных проектах, финансируемых зарубежными организациями, ведут в ряде стран Африки (Бенине, Гане, Замбии, Нигерии, Руанде, Танзании, Уганде, ЮАР и др.) полевые исследования, в ходе которых собирается оригинальный, ранее не вводившийся в научный оборот материал, а также расширяются и укрепляются контакты с зарубежными научными организациями.
49 Ведущие ученые Института Африки входят в Президиум РАН, руководство и/или в состав основных мировых объединений исследователей проблем Африки: Европейской, Американской и Австралийской ассоциаций африканских исследований, Европейской ассоциации социальных антропологов, Общества африканистов (Франция), Международного союза антропологических и этнологических наук и других, в редколлегии и редакционные советы ряда зарубежных журналов и серийных изданий, включены в правления и наблюдательные советы научно-исследовательских учреждений или постоянно действующих научных форумов по проблемам Африки в ФРГ, Великобритании, Швейцарии, Словении и других стран.
50 Сотрудничество с зарубежными учеными осуществляется в сфере публикационной деятельности путем написания совместных монографий и статей, а также совместной работы в редколлегиях рейтинговых российских и иностранных научных журналов. В последние годы публикация в журналах, издаваемых Институтом, становится все более привлекательной для зарубежных коллег, что подтверждается ростом количества подаваемых ими для опубликования статей. Налажен книгообмен с научными центрами и библиотеками ряда зарубежных стран.
51 Институт активно сотрудничает с африканским дипломатическим корпусом и представителями африканских диаспор в Москве. Послы африканских стран регулярно встречаются с руководством Института для обмена мнениями по ряду международных вопросов, а также для обсуждения новых возможностей научного и культурного обмена и участия в мероприятиях, проводимых Институтом.
52 Совместно с представителями африканского дипкорпуса и африканской диаспоры в Москве сотрудники Института активно участвуют в популяризации знаний об Африке в России путем издания научно-популярных книг и статей, чтения лекций, организации и участия в фестивалях, посвященных Африке, проведении фотовыставок и выставок народной живописи и народных промыслов африканских стран в Москве.
53 Сотрудники Института постоянно выступают в российских и зарубежных СМИ со статьями и актуальными комментариями, посвященными наиболее острым проблемам Африки, среди которых – конфликтные и кризисные ситуации в Африке и на Ближнем Востоке, глобальная конкуренция за африканские ресурсы, борьба с бедностью и голодом, миграционный кризис, методы противодействия международному терроризму, распространению наркотиков, становление гражданского общества, развитие африканских культур в эпоху глобализации, история Африки и другие.
54 Институт Африки и его сотрудники приняли самое непосредственное участие в организации и проведении Саммита и Экономического форума «Россия-Африка», которые состоялись 23-24 октября 2019 г. в Сочи под девизом «За мир, безопасность и развитие».
55 Саммит и Экономический форум «Россия-Африка» посетили свыше 6000 участников и представителей СМИ из России и 104 иностранных государств и территорий. Среди участников – более 1100 представителей иностранного бизнеса, около 1400российского, более 1900членов иностранных официальных делегаций и более 300российских. На Саммите присутствовали руководители всех 54 стран Африки, 45 из которых были представлены главами государств и правительств, а также руководители Африканского Союза, шести субрегиональных интеграционных объединений Африки, Африканского экспортно-импортного банка и других африканских и международных организаций.
56 По итогам Саммита была принята декларация, содержащая согласованные цели и задачи дальнейшего развития российско-африканского сотрудничества во всех его измерениях: политике, безопасности, экономике, научно-технической и культурно-гуманитарной сферах. В декларации также закреплен новый диалоговый механизм – Форум партнерства Россия – Африка, высшим органом которого определен Саммит «Россия-Африка», который будет созываться один раз в три года.
57 В ходе Саммита и Экономического форума «Россия-Африка» подписаны 92 документа (соглашения, контракты, меморандумы). Общая сумма подписанных документов, информация о которых не является коммерческой тайной, составляет 1,004 трлн рублей. Наиболее значимыми соглашениями стали Меморандум о взаимопонимании об основах взаимоотношений и сотрудничестве между правительством Российской Федерации и Африканским Союзом, Меморандум о взаимопонимании между Евразийской экономической комиссией и Комиссией Африканского Союза.
58 Сотрудники Института внесли огромный вклад в успешное проведение данных мероприятий. С их помощью была подготовлена Деловая программа Экономического форума «Россия-Африка», даны экспертные заключения по итогам дискуссий деловой программы, написан итоговый документ первого Экономического форума «Россия-Африка», разработаны предложения для федеральных органов исполнительной власти по итогам дискуссий.
59 Директор Института Африки Абрамова И.О. выступила модератором Пленарного заседания Экономического форума «Россия-Африка», на котором выступили президент Российской Федерации В.В.Путин и президент АРЕ А.Ф. асСиси. На полях форума сотрудники Института дали серию интервью российским и зарубежным СМИ и провели ряд встреч с представителями официальных делегаций и деловых кругов Африки, которые отметили высокий аналитический уровень научных исследований Института и выразили готовность сотрудничать с Институтом Африки РАН для реализации амбициозных задач по развитию российско-африканского сотрудничества, поставленных на Саммите «Россия-Африка».
60

* * *

61 Институт Африки РАН выполняет важнейшую общественно-политическую функцию, являясь постоянно действующим каналом народной дипломатии и влияния на африканские страны, составляющие более четверти голосующих членов ООН. Благодаря налаженным многолетним связям с учеными, политиками, деятелями культуры в странах континента ИАфр РАН остается одним из немногих узнаваемых, позитивно воспринимаемых и надежных инструментов «мягкой силы» России в Африке.

Библиография

1. Программа развития Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института Африки Российской академии наук на 2019-2023 годы. М., ИАфр РАН. 2019. (2019. Development Program of the Federal State Budgetary Institution of Science, Institute of Africa, Russian Academy of Sciences for 2019-2023. M., IAfr RAS) (In Russ.)

2. Абрамова И.О., Фитуни Л.Л. Адаптация «африканского вектора» внешнеэкономической политики РФ к меняющейся экономической конъюнктуре на континенте // Ученые записки Института Африки РАН. 2017, № 1 (38), с. 24-36. (Abramova I.O., Fituni L.L. (2017). Аdaptation of the «African vector» of the foreign economic policy of the Russian Federation to the changing economic situation on the continent // Journal of the Institute for African Studies. № 1) (In Russ.)

3. Fituni L.L., Abramova I.O. (2010) Resource potential of Africa and Russia’s national interests in the XXI century. Moscow, InAfr RAN.

4. Voltmer K. (2006). Mass media and political communication in new democracies. London: Routledge/ECPR Studies in European Political Science.

5. 12 декабря 2017 года состоялось очередное заседание Президиума Российской академии наук. (On December 12, 2017, the Regular meeting of the Presidium of the Russian Academy of Sciences was held) (In Russ.) - http://www.ras.ru/news/news_release.aspx?ID=28878060-fd5d-41f9-af18-372cdc03f56a (accessed 30.09.2019)