Indian Ocean in the World Powers Focus Attention
Table of contents
Share
Metrics
Indian Ocean in the World Powers Focus Attention
Annotation
PII
S032150750006531-6-1
DOI
10.31857/S032150750006531-6
Publication type
Review
Status
Published
Authors
Tatiana Deich 
Occupation: Leading Research Fellow, Centre of Russian-African Relations and African States Foreign Policy Studies, Institute for African Studies, RAS
Affiliation: Institute for African Studies, Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Moscow
Vyacheslav Usov
Occupation: Senior Research Fellow, Centre for Global and Strategic Studies, Institute for African Studies RAS
Affiliation: Institute for African Studies, Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Pages
77-79
Abstract

  

Keywords
Indian ocean, South-East Asia, ASEAN, India, China, USA, piracy, “string of pearls”
Date of publication
31.10.2019
Number of characters
13478
Number of purchasers
25
Views
203
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 100 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should sign in

1 Проблемы, с которыми сталкивается зона Индийского океана, привлекают растущее внимание отечественных и зарубежных исследователей. Сложность и многогранность этих проблем, обилие стран, которые они затрагивают, особая роль в регионе таких «восходящих» гигантов, как Китай и Индия, успешно конкурирующих с США, не готовых уступать свои позиции новым игрокам, – все это превращает регион в сферу постоянных столкновений геополитических интересов.
2 Сказанное обусловливает актуальность 576-страничной фундаментальной монографии специалиста по данной проблематике, кандидата исторических наук, ведущего научного сотрудника Центра индийских исследований Института востоковедения РАН Н.Б.Лебедевой «Индийский океан: вызовы ХХI века и Индия (Очерки международных отношений)» (отв. ред. Т.Л.Шаумян. М., ИВ РАН, 2018).
3 Автор ставил перед собой сложную и достаточно объемную задачу: осветить весь комплекс относящихся к теме проблем в их развитии на протяжении нескольких десятков лет. В книге, приуроченной к 200-летней годовщине Института востоковедения РАН, показано, как менялись международные отношения в зоне Индийского океана по мере кардинальных изменений обстановки в мире, появления новых региональных организаций, столкновения и переплетения интересов ряда государств.
4 После распада СССР и краха биполярного мира зона Индийского океана приобретает новые функции. Растет важность этой зоны как водного массива в условиях роста «морского фактора» и «морской безопасности», а также расширения борьбы с нетрадиционными угрозами безопасности. Наблюдается динамика отношений в треугольнике Индия-Китай-США. Автор уделяет особое внимание концепции «зоны мира» в регионе, которая вначале пассивно воспринималась прибрежными странами, а со временем стала приобретать все большее число сторонников.
5 Выход в 1990 г. США, Великобритании и Франции, а позже и других стран Запада, из Специального Комитета ООН по Индийскому океану не привел к прекращению работы этого органа. Идея «зоны мира» не умерла и в научной среде, о чем свидетельствовали выступления участников международной конференции «Вызовы и возможности в зоне Индийского океана» в декабре 1992 г. в Дели (с. 25).
6 Начало новому этапу развития системы международных отношений в зоне Индийского океана положило, как считает автор, появление в 1997 г. первой региональной структуры экономического сотрудничества – АРСИО в составе 19 государствчленов и 6 стран-наблюдателей. А на рубеже ХХХХI вв. в фокусе международного внимания оказался «Большой Индийский океан». В 2014 г. на «Галльском диалоге» (конференции по морской безопасности) 2014 г. вновь прозвучал призыв к созданию «зоны мира» в Индийском океане, исходивший от Индии (с. 26). Выросло значение акватории Индийского океана как связующего звена между Атлантикой и Тихим океаном.
7 В наши дни происходит кардинальное изменение баланса сил в Мировом океане, где постепенно сокращается присутствие флотов западных держав (за исключением США), а на смену им приходят флотилии азиатских государств. С подъемом судостроения в Азии Китай, Южная Корея, Япония и Индия начинают заметно превосходить ранее ведущие морские державы – Великобританию и Францию. В 2016 г. на первое место по числу кораблей выходит Китай. Остроту приобретает проблема морской безопасности, появляется потребность в защите оффшорных месторождений нефти и газа, обостряются споры изза островов и проливов (с. 68).
8 Большое место занимает в книге проблема пиратства. Автор анализирует социально-экономические корни этого явления, причины разгула современного пиратства, участие различных стран и международных организаций в борьбе с пиратами. По причине отсутствия международной юридической базы по борьбе с пиратством и ограничений существующих правил морского судоходства пиратство превратилось в доходный бизнес; появились случаи состыковки его с действиями террористов.
9 В первом десятилетии ХХI в. центр пиратства сместился к берегам Восточной Африки (район Сомали) и в Аденский залив. Активизировались контакты пиратов с местными исламистскими организациями (Аш-Шабаб). Автор отмечает, что СБ ООН резолюцией 1851 рекомендовал в качестве образца для борьбы с пиратами в Восточной Африке модели, ранее оказавшиеся эффективными в Юго-Восточной Азии, – многостороннюю структуру МАЛСИНДО, созданную в 2004 г. для патрулирования Малаккского пролива, и японскую инициативу РЕКААП (RECAAP) (с. 142).
10 Для координации мер по борьбе с пиратами в африканских водах была создана Контактная группа (CGPCS), в которую вошли более 20 африканских и арабских стран (с. 181). Некоторые позитивные результаты в сближении подходов США, Японии и Китая, установление информационных связей, обмен разведданными привели к снижению уронов от действий пиратов у берегов Сомали с $5,7 млрд в 2010 г. до $2,3 млрд в 2014 г. (с. 193).
11 При анализе политики отдельных стран автор весомое место уделяет Китаю, свидетельство стремления которого укрепить позиции в зоне Индийского океана – стратегия под навязанным извне названием «нить жемчуга», о которой подробно говорится во 2-й части книги.
12 Мотивами стратегии названы стремление Китая преодолеть трудности в энергоснабжении, получив выход в Индийский океан через Бенгальский залив, минуя напряженный Малаккский пролив, укрепить связи с прибрежными государствами, создав цепь доступных ему портов и объектов. Тема «второго дыхания» этой стратегии вновь возникает в последней части книги, в гл. 16.
13 Автор задает вопрос: правомерно ли само название «нить жемчуга» в применении к стратегии Китая, если учесть потери Пекина в Бенгальском заливе, который считался одним из ключевых «перлов», его пошатнувшиеся позиции в ШриЛанке после смены там власти и, наконец, его неудачную попытку договориться о постоянном присутствии своего контингента ВМС на Мальдивах (с. 494). И все же, как отмечается в монографии, зона Индийского океана постоянно оказывается в эпицентре внимания Пекина, свидетельством чему является выдвижение новой китайской инициативы «Один пояс – один путь», часть которой – «Морской шелковый путь» пройдет по этому региону (с. 494).
14 Рассматривается в книге и роль в регионе Соединенных Штатов, чей курс также претерпел метаморфозу за рассматриваемый автором достаточно протяженный отрезок времени. После терактов 11 сентября 2001 г. Вашингтон меняет политику «сдерживания» времен «холодной войны» на стратегию «упреждающих действий», сделав акцент на необходимости военного присутствия США в ряде регионов мира, включая зону Индийского океана (с. 44). США пытаются сформировать глобальный фронт борьбы с терроризмом. Новая стратегия предусматривает возможность превентивных ударов по очагам терроризма и государствам «оси зла». Создаются американские военные базы, модифицируются уже действующие (с. 42).
15 В конце 2011 г. США начинают реализовывать концепцию «Индо-тихоокеанского региона» (ИТР), меняющую традиционную конфигурацию границ Индийского океана: согласно доктрине, две акватории объединяются в единое морское пространство. В целом, как отмечает автор, «Вашингтон под флагом борьбы с терроризмом сумел получить основания для долговременного военного присутствия на широком поле: от Ближнего и Среднего Востока до Индийского океана, где США стали доминирующей морской державой» (с. 63).
16 Особое внимание в книге уделено Индии. Автор отмечает рост ее влияния в зоне Индийского океана, успехи в процессе завоевания места под солнцем. Теме взаимодействия Индии с государствами АТР, ее политическому курсу «Смотри на Восток», избранному в 1991 г. и являющемуся с 1990-х гг. одним из приоритетных направлений внешней политики, наконец, третьей фазе курса – «Делай на Востоке» посвящены III, IV и ряд глав V частей книги.
17 Как и в предыдущих главах, автор «широкими мазками» анализирует внешнеполитический контекст, в котором действуют индийские власти, поставившие целью не просто упрочить позиции Индии как регионального лидера в Южной Азии, но и подняться до статуса глобальной державы. На пути к этой цели Индия успешно следует концепции «трех концентрических кругов» и последовательного достижения целей в каждом из них: 1) в непосредственном окружении (в границах Индостана); 2) в зоне Азии и Индийского океана; 3) на всей мировой арене (с. 204, 216-244). Н.Б.Лебедева рассматривает эволюцию внешнеполитических подходов Индии к достижению этих целей, анализируя, в т.ч. исторические предпосылки современной политики Дели.
18 Большое внимание уделяется анализу работ западных и индийских авторов, посвященных Индии; так, неоднократно цитируются работы известного американского геополитика Р.Каплана1 и индийского морского эксперта Р.Мохана2.
1. Kaplan Robert D. 2010. The Indian Ocean and the Future of American Power. Random house.

2. Mohan C. Raja. 2003. Crossing the Rubicon: The Shaping of India’s Foreign Policy. N.Y., Palgrave Mac Millan; 2013. Samundra Manthan. Sino-Indian Rivalry in the Indo-Pacific. Oxford University Press.
19 Основной интерес для автора представляют не столько текущие события, калейдоскоп которых сложно проследить на обширной территории с множеством акторов, сколько борьба идей, концепций, конкурирующих стратегий США, Китая, Индии и других государств, которые автор оценивает, прежде всего, с позиций Индии.
20 Наибольшее внимание автор уделяет анализу стратегического курса «Смотри на Восток» (Look East Policy, или LEP), справедливо полагая, что в отличие от многих внешнеполитических шагов Дели, часто носящих вынужденный характер, LEP является продолжением индийской стратегии достижения статуса глобальной державы и прямо связана с защитой ее собственной морской акватории в Бенгальском заливе. Анализируя непросто складывающиеся отношения Индии со странами АСЕАН, Н.Б.Лебедева отмечает, что к середине 2010-х гг. Индия сумела занять свое место среди основных партнеров этой международной организации. К безусловным достижениям индийской внешней политики автор относит умелое балансирование между США и Китаем, а также налаживание особых связей с Вьетнамом и Мьянмой (Бирмой), в результате чего Индия сумела занять важное место в системе безопасности не только в зоне Индийского океана, но и в ЮВА.
21 Вместе с тем, в книге показано, что, в целом, действия Индии остаются преимущественно реактивными, т.е. следующими за шагами США или Китая, которые действуют здесь более настойчиво и даже агрессивно. При этом, по мнению автора, планы каждой из трех держав, несмотря на их различия, предусматривают формирование большого «Индо-тихоокеанского региона», кровеносной системой которого становятся морские и сухопутные маршруты движения грузов, прежде всего энергоносителей.
22 Касаясь формирования ИТР и отношений в неравном треугольнике США-Китай-Индия, Н.Б.Лебедева считает, что недостаточные экономические, финансовые и военные возможности пока не позволяют Индии в полной мере противостоять планам Пекина получить преобладание в ИТР и даже в прилегающей к самой Индии зоне Индийского океана. Это – одна из причин сближения Индии с США, также заинтересованных в партнерстве с Дели.
23 Вместе с тем, автор достаточно убедительно показывает, что индийская поддержка действий Вашингтона в его борьбе с Китаем за влияние в мире неоднозначна. Индийские власти ценят свою самостоятельность и видят Индию одним из основных полюсов в складывающейся многополярной системе международных отношений.
24 Помимо многих достоинств работы, к ней все же можно предъявить ряд претензий, которые, как часто бывает, являются, скорее, продолжением ее достоинств.
25 Сам масштаб работы, где исследуются международные отношения в пространстве, даже не в регионе, занимающем почти треть планеты, предопределяет некоторую разбросанность в изложении материала. Обилие тем, которые стремится осветить автор, имеет следствием наличие повторов, неточностей и противоречий. Например, материал по китайской стратегии «нить жемчуга» содержится практически в каждой части монографии. Излишне подробными представляются разделы книги, посвященные пиратству. Такой подход, к сожалению, затрудняет восприятие основных мыслей автора и излагаемых им идей.
26 Основной хронологический период, затрагиваемый в монографии, – 2000-2014 гг. Учитывая, как быстро меняются политические события в мире, некоторые из оценок автора к настоящему времени несколько устарели.
27 Это можно отнести, в частности, к изменениям во внешней политике США, связанным с избранием на пост президента Д.Трампа и его отказом от ратификации Транстихоокеанского партнерства (ТТП), к инциденту на плато Доклам в Бутане, ставшему отражением нарастающих противоречий Пекина и Дели, к китайско-российскому сближению и другим событиям, изменившим конфигурацию международных отношений, в т.ч. в индоокеанской зоне, за последние 3-4 года. Срок актуальности политологических исследований, как правило, недолог, и можно только выразить сожаление, что эта работа не вышла в свет в 2015 или в 2016 гг.
28 Наконец, с точки зрения рецензентов, являющихся по профессии и призванию африканистами, недостаточное внимание в работе уделено индийско-африканским и китайско-африканским отношениям. Оба азиатских гиганта имеют на сегодняшний день четкие планы в отношении Черного континента и зачастую являются соперниками за доступ к его природным ресурсам.
29 Все сказанное, впрочем, не умаляет достоинства монографии, которая является серьезным научным трудом. Она позволяет понять мотивы, движущие факторы и широкий контекст международных отношений в бассейне Индийского океана и прилегающих регионах, содержит большое количество информации и будет, безусловно, полезна тем, кто интересуется динамикой международных отношений, политикой Индии, Китая и США в этом районе планеты.