Political Stability and Characteristics of National Building in Zambia
Table of contents
Share
Metrics
Political Stability and Characteristics of National Building in Zambia
Annotation
PII
S032150750006272-1-1
DOI
10.31857/S032150750006272-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Liubov Prokopenko 
Occupation: Senior Research Fellow
Affiliation: Institute for African Studies, Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Pages
39-45
Abstract

On the occasion of the 55th anniversary of the independence of Zambia

The article discusses the ethno-political situation and characteristics of national building in Zambia. This young nation was formed under the slogan ‘One Zambia, One Nation’ proclaimed by the country’s first president Kenneth Kaunda. Its formation was to be promoted by the introduction of the principle of regional and ethnic balancing which implies quotas for various ethnic groups to be represented in government bodies.

The influence of the ethnic factor manifested during the return of Zambia to the multi-party system in 1990. The government of F.Chiluba who came to power in 1991 officially abandoned the ethnic balancing principle willing to prove its undemocratic essence. The lack of ethnic balance in politics during that period could not contribute to national unity.

Special attention is paid to the problem of the autonomy of Barotseland (Western Province). Barotseland’s demands for autonomy are considered by the authorities as a threat to the integrity of the state and to its political stability.

In October 2019 the Republic of Zambia will celebrate 55 years of its independence. Throughout this period the country demonstrated a possibility of political development along the path of democratization without violent changes of power and bloody ethno-religious conflicts. Since the proclamation of political pluralism in 1991 eight democratic elections were already held: in 1991, 1996, 2001, 2006, 2008, 2011, 2015 and 2016.

For more than half a century of its independent development Zambia, where more than 70 ethnic groups coexist, has become a country that, despite economic difficulties and various intricacies in the development of the political process, is one of the examples of ethno-political stability in Africa.

Keywords
ethno-political stability, political pluralism, regional and ethnic balance, nation building, Barotseland, Litunga, poverty
Received
09.09.2019
Date of publication
09.09.2019
Number of purchasers
44
Views
985
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 100 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should sign in

Full text is available to subscribers only
Subscribe right now
Only article and additional services
Whole issue and additional services
All issues and additional services for 2019
1 В октябре 2019 г. Республика Замбия будет отмечать 55 лет со дня провозглашения независимости. В течение этого периода страна демонстрировала возможность политического развития по пути демократизации без насильственной смены власти и кровопролитных межплеменных и межконфессиональных конфликтов.
2 С момента провозглашения в 1991 г. политического плюрализма демократические выборы состоялись уже 8 раз – в 1991, 1996, 2001, 2006, 2008, 2011, 2015 и 2016 гг. Несмотря на экономические трудности и сложности политического процесса, Замбия стала одним из примеров достижения этнополитической консолидации полиэтничного государства.
3

ПОЛИЭТНИЧНАЯ НАЦИЯ

4 23 октября 2014 г., к 50-летию независимости Замбии, национальный банк страны выпустил – в качестве законного платежного средства – памятную банкноту номиналом 50 квач, на которой помещены портреты всех бывших президентов Замбии: Кеннета Каунды, Фредерика Чилубы, Леви Мванавасы, Рупиа Банды и Майкла Саты [1]. На презентации в честь этого события присутствовали К.Каунда, Р.Банда и вдовы экс-президентов Ф.Чилубы и Л.Мванавасы.
5 Тогда же на сайте правящей партии Патриотический фронт (ПФ) был помещен своеобразный коллаж из портретов всех пяти президентов, обрамленный лентой желтого цвета с лозунгом «Одна Замбия – один народ» (One Zambia, One Nation) и датами «1964-2014 гг.» и символизировавший единство страны, сумевшей в условиях возвращения к многопартийности сохранить мирное сосуществование населяющих ее народов. Этот имидж сохраняется независимо от находящейся у власти политической партии.
6 Шесть ранее перечисленных и нынешний президент Замбии – представители разных этнических групп: К.Каунда (1964-1991) – тонга, Ф.Чилуба (1991-2001) и М.Сата (2011-2014) – бемба, Л.Мванаваса (2001-2008) – лендже, Р.Банда (2008-2011) – чева по отцу и нгони по матери и Эдгар Лунгу (избран 20 января 2015 г., переизбран в сентябре 2016 г.) – нсенга.
7 То, что Объединенная партия национальной независимости (ЮНИП) во главе с К.Каундой находилась у власти 27 лет (1964-1991 гг.), почти избегая межэтнического напряжения в стране, в которой проживают более 70 народов, считается несомненным достоинством его правления.
8 Этническая пестрота населения Замбии объясняется тем, что вплоть до середины XIX в. ее территория была местом интенсивных миграций различных племен, приходивших с севера, северо-запада и с юга. Хотя у них наблюдаются заметные различия в традиционном укладе, существует тенденция к сближению культур. Этому способствовали межплеменная торговля, смешанные браки и т.д. Общие интересы в борьбе против колониализма, расизма и империализма пробудили их самосознание, которое крепло и развивалось благодаря деятельности общественных организаций и политических партий.
9 В период однопартийного правления К.Каунды многочисленные народы‚ населявшие страну‚ жили если не в гармонии, то и не враждовали. Само существование независимого государства зависело от нормальных отношений между ними.
10 Именно поэтому партия ЮНИП лозунгом национального строительства провозгласила «Одна Замбия – один народ». Выработать любой ценой чувство единства – в этом тогдашняя правящая партия и ее лидер Каунда видели важнейшее средство ликвидации этнической, политической и экономической обособленности. К.Каунда заявлял: «Я избран лидером ЮНИП и президентом Замбии для того, чтобы объединить и сохранить нацию» [2, p. 54]. А вице-президент страны М.Чона в мае 1969 г. говорил, что в Замбии нет бемба, лози и тонга, а есть только замбийцы [3, с. 122].
11 Официальной философской доктриной ЮНИП стал «замбийский гуманизм» [4]. Главная идея концепции, разработанной К.Каундой, заключалась в построении в Замбии общества социальной справедливости, которое унаследовало бы лучшие черты традиционного африканского социума. Новая конституция страны, принятая в августе 1973 г., зафиксировала «замбийский гуманизм» в качестве официальной государственной идеологии.
12 В 1960-1980-е гг. в Замбии существовало больше факторов, способствовавших сотрудничеству между различными этническими группами (последовательная национальная политика ЮНИП; наличие партий, созданных в годы борьбы за независимость и объединивших представителей разных племен, и др.), чем факторов разъединения. Способствовало этому и введение квот для различных этнических групп на представительство в органах власти, хотя на практике этот принцип регионального и этнического балансирования не всегда соблюдался.
13

ЭТНИЧЕСКИЙ ФАКТОР В УСЛОВИЯХ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПЛЮРАЛИЗМА

14 В ходе политической либерализации, начавшейся с приходом в 1991 г. к власти партии Движение за многопартийную демократию (ДМД) во главе с Ф.Чилубой, проявились некоторые негативные аспекты политических реформ. Именно в годы его правления идея формирования единой замбийской нации подверглась суровому испытанию: некоторые политические партии были созданы по этническому принципу. ДМД, оказавшись у власти, отказалась от принципа регионального и этнического балансирования и от своего обещания рассмотреть вопрос о предоставлении автономии Баротселенду (Западной провинции), а дискриминационная поправка к конституции 1996 г. ограничила в правах замбийцев, не являвшихся таковыми в третьем поколении.
15 Правительство Чилубы объявило принцип квотирования мест для различных этнических групп в органах власти «недемократическим» [5, p. 33]. В результате, ключевые посты в новом правительстве заняли представители бемба, причем в годы второго президентского срока Чилубы (1996-2001) их присутствие в органах законодательной и исполнительной власти расширилось.
16 Многие исследователи считают этническую принадлежность одним из наиболее важных факторов, влиявших на политическое развитие Замбии как при одно-, так и при многопартийных режимах [6; 7]. Влияние этнического фактора на политические предпочтения избирателей изучал немецкий исследователь Геро Эрдманн, по мнению которого в ходе всеобщих выборов 2006 г. «этнополитическая идентичность была не единственным, но все же важным фактором, повлиявшим на их результаты» [8, p. 30]. Сходную позицию занимал голландский исследователь Вим Ван Бинсберген, проводивший в то же время полевые исследования в Баротселенде: «Местные этнические конструкции продолжают превалировать над партийной принадлежностью» [9, p. 211].
17 В свою очередь, Лиз Ракнер и Ларс Свасанд (Норвегия) рассматривают партийную систему Замбии, не акцентируя внимание на этничности [10]. Питер Бурнел (Великобритания) также не считает этнический фактор серьезной угрозой процессу демократизации в Замбии, хотя и признает значение региональных различий [11]. Одной из причин этого, по его мнению, является уверенность избирателей в этнополитической стабильности страны.
18 Немецкий исследователь Александер Штро, в 2004 г. проводивший в Замбии опросы избирателей и бравший интервью у партийных и государственных деятелей, отмечал, что «выбор замбийцев, независимо от их этнической принадлежности, в пользу того или иного кандидата не сопряжен с большим риском; он минимизирован, т.к. при политической конкуренции на выборах никто напрямую не опасается за свою жизнь, как это возможно, например, в Руанде» [12, p. 24].
19 Лидеры пришедшей к власти в 2011 г. оппозиционной партии Патриотический фронт во главе с М.Сатой понимали, что в основе межэтнической напряженности в большинстве случаев находятся нерешенность социально-экономических проблем и бедность подавляющего большинства населения, которые, как показал опыт прошлого, вызывают сепаратистские настроения.
20 Новый президент страны Э.Лунгу, избранный после кончины М.Саты в январе 2015 г., стремится придерживаться принципа «Одна Замбия – один народ». Сохранять относительную социально-политическую стабильность и не допускать серьезных конфликтов на этнической почве замбийским властям удается также благодаря конструктивному сотрудничеству с оппозицией, хотя в политических дебатах манипулирование этническим фактором присутствует.
21 Межэтнические противоречия в Замбии в основном проявляются в сфере политики – прежде всего в периоды избирательных кампаний – и не приводят к серьезным конфликтам. Замбийцы имеют большой электоральный опыт, а политические партии крайне редко поощряют насилие. Государственные деятели Замбии отмечают толерантность и миролюбивость своих сограждан. Так, вице-президент страны в 2011-2015 гг. Гай Скотт (сын выходцев из Великобритании, родился в Замбии), ставший по конституции после смерти президента М.Саты на несколько месяцев главой государства, в интервью газете The Washington Post 28 октября 2014 г. отмечал, что его успешная политическая карьера – «уникальное следствие стабильности и толерантности» [13].
22 На миролюбие соотечественников указывает и видный политический и государственный деятель Инонге Мбикусита-Леваника: «Насилие отсутствует в самой природе замбийцев. В нашей политической истории были такие случаи (например, введение однопартийности президентом К.Каундой).., но, несмотря на активную оппозицию, насилия не было» [14]. Миролюбие замбийцев отмечал также священник англиканской церкви Капия Каома, в то же время призывавший «отставить все политические и этнические разногласия и добиваться того, чтобы этничность оставалась вне политики» [15].
23

РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАКТОР В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ЗАМБИИ

24 На отношения между людьми, а также между индивидами и обществом в Замбии большое влияние оказывает религия, прежде всего христианство.
25 На протяжении всей независимой истории страны религиозные деятели играли заметную роль в общественной жизни. Связь религии и политики наблюдалась уже в годы правления К.Каунды. Религия влияла на его взгляды еще в колониальный период, а позже – на формирование им концепции «замбийского гуманизма». В 1970-е - 1980-е гг. популярным среди замбийцев был архиепископ Лусаки Эммануэль Милинго, который во время молитв занимался изгнанием злых духов, проводил сеансы экзорцизма (изгнания дьявола), утверждая, что они благотворно воздействуют на политическую жизнь страны. Его деятельность вызывала среди суеверной части населения такие волнения, что в 1983 г. Каунде пришлось обратиться в Ватикан с просьбой о смещении Милинго [16].
26 Президент-католик Ф.Чилуба нередко отмечал свою приверженность христианству и выступал на различных государственных и партийных мероприятиях с Библией в руках. Он добился того, чтобы принятая в 1996 г. конституция провозгласила Замбию, в которой христианство исповедует более 70% населения, «христианской страной», хотя некоторые факты резко контрастируют с поддерживавшимся им на протяжении многих лет собственным имиджем ревностного католика: например, Чилуба согласился на арест экс-президента К.Каунды, обвинявшегося в заговоре против режима, именно в день Рождества 1998 г.
27 Баптист Л.Мванаваса стал на некоторое время прихожанином Церкви «Общество сторожевой башни Библии» (Свидетели Иеговы), но после избрания его в 2001 г. президентом вновь вернулся в баптистскую церковь.
28 Церемония его крещения в 2005 г. в соборе «Твин-Палм» (г. Лусака) стала официальным мероприятием, на котором присутствовали государственные деятели и некоторые зарубежные послы. При президенте-протестанте Р.Банде пункт в Основном законе о том, что Замбия является христианской страной, сохранился, но было признано право каждого гражданина на свободу религии. Осознавая потенциал священнослужителей как силы, способной содействовать консолидации общества, в т.ч. в период избирательных кампаний, Банда на встречах с ними говорил: «Я счастлив, что являюсь лидером, следующим библейским правилам» [17].
29 Нынешний президент Замбии Э.Лунгу в ходе предвыборной кампании и на церемонии инаугурации 25 января 2015 г. также неоднократно упоминал имя Бога. Свою приверженность христианству он подчеркивал и накануне президентских выборов 2016 г.: «…замбийцы знают меня как лидера, который является верующим человеком» [18]. В новой редакции конституции от 5 января 2016 г. Замбия провозглашается «христианской нацией» [19].
30 Замбийцы-христиане одновременно придерживаются традиционных африканских верований, которые играют важную роль в их духовной жизни. Консолидации народов страны способствует регулярное участие высшего руководства в традиционных церемониях – куламба, нквала и др. Эту практику сохраняет и Э.Лунгу.
31

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЯЗЫКИ И СИМВОЛЫ

32 Строительство замбийской нации происходит в условиях сохранения и развития местных языков. Семь африканских языков – бемба, каонде, лози (баротсе), лувале, лунда, ньянджа и тонганаравне с английским признаны государственными. В СМИ используются и местные, и английский языки, как и в телеи радиовещании. Знание местных языков облегчает контакты политиков с избирателями в стране, где уровень грамотности достигает примерно 60%. М.Сата, победивший на президентских выборах 2011 г., свободно говорил на нескольких местных языках, а Р.Банда выступал на предвыборных митингах на английском языке с переводом, что не всегда было в его пользу.
33 В партийной символике обычно используется английский язык, на котором в логотипах партий дается аббревиатура их названий: – PF (Patriotic Front), MMD (Movement for Multi-party Democracy), FDD (Forum for Democracy and Development).
34 При смене власти, когда на выборах побеждала оппозиция (в 1991 и 2011 гг.), государственная символика не подвергалась кардинальным изменениям, хотя за основу изображения флага Замбии, утвержденного 24 октября 1964 г., был взят флаг партии ЮНИП. А герб страны до сих пор украшает лента, на которой написан лозунг «Одна Замбия – один народ».
35 В общественно-политической жизни Замбии, особенно в ее сельских районах, видную роль играют традиционные вожди. К.Каунда упразднил Палату вождей, которая входила в парламент в качестве консультативного органа, но при Ф.Чилубе она была восстановлена и функционирует при парламенте до сих пор. Нынешний президент Э.Лунгу накануне выборов 2016 г. заявил, что хотел бы, чтобы вожди признали достигнутые партией ПФ успехи в развитии страны [20].
36

ПРОБЛЕМА АВТОНОМИИ БАРОТСЕЛЕНДА

37 Одной из главных проблем в реализации идеи «Одна Замбия – один народ» стал вопрос об автономии Баротселенда, который населяют лози (баротсе). В 2018 г. лози составляли около 6% от 17-миллионного населения Замбии [21].
38 Королевство лози Баротселенд, основанное в XVIII в. и ставшее в 1891 г. протекторатом Великобритании, вошло в состав независимой Республики Замбия в 1964 г. по условиям договора о его особом статусе. Западная провинция в социально-экономическом отношении была одной из наименее развитых еще в колониальный период. Из-за совпадения этнической и экономической границ провинции все социально-экономические проблемы здесь воспринимались как результат политической дискриминации лози [22].
39 После всеобщих выборов 1996 г. в Баротселенде вспыхнули сепаратистские настроения, т.к. правящая партия ПФ «забыла» о своих предвыборных обещаниях решить вопрос о его автономии. Требования Баротселенда угрожали целостности государства и политической стабильности. В 1998 г. независимость провинции начала отстаивать партия Патриотический фронт Баротселенда (ПФБ) во главе с Имасику Мутангелвой.
40 В 2001 г. ПФБ обратился в ООН и Африканский Союз (АС) с просьбой о содействии в проведении референдума по вопросу о самоопределении Баротселенда. Требования автономии расходились с официальной политикой сохранения унитарного государства, и правительству Чилубы потребовалось немало усилий для урегулирования конфликта с традиционной элитой провинции.
41 В ходе избирательной кампании 2011 г. лидер оппозиционной партии ПФ М.Сата пообещал решить проблему автономии Баротселенда. Накануне всеобщих выборов 2011 г. в Монгу (Западная провинция) в результате столкновений с полицией были убиты 2 человека. Конфликт обострился в 2012 г. 27 марта Национальный совет баротсе (Barotse National Council) принял решение об установлении суверенитета Баротселенда посредством формального юридического и мирного отделения от Замбии. Был составлен текст конституции будущего независимого государства, в которой Баротселенд провозглашался суверенной конституционной монархией [23]. В том же году появился Национальный альянс свободы баротсе (Barotse National Freedom Alliance, BNFA), целью которого провозглашалось достижение полной независимости государства Баротселенд. В августе 2013 г. 5 активистов-сепаратистов во главе с Л.Момботвой создали переходное правительство, но вскоре они были арестованы по обвинению в сепаратистском заговоре.
42 Президент Э.Лунгу, как и его предшественники, столкнулся с проблемой автономии Баротселенда. Для урегулирования конфликта ему пришлось вести переговоры с литунгой (верховный вождь лози) Баротселенда Лубоси Имвико II. Лунгу заявил, что убежден в необходимости сохранения единства Замбии и намерен сотрудничать с баротсе для преодоления кризисной ситуации [24]. После выборов 2016 г. один из сепаратистов – Мунганди ва Мувина Мунганди отмечал, что в условиях нерешенности проблемы Баротселенда «Замбия не может оставаться единой нацией» [25].
43 В начале 2019 г., после вспышки насилия в ходе довыборов в Сишеке, состоявшихся из-за кончины члена парламента Фрэнка Куфакванди, избранного ранее по этому округу, лидеры Национального альянса свободы баротсе заявили: «Мы настоятельно призываем народ Баротселенда отказаться от участия в выборах и сосредоточиться на его освобождении» [26].
44 На межэтнических отношениях в Замбии существенно сказывается неравномерность уровней социально-экономического развития отдельных народов, которая сложилась еще в колониальный период. Из десяти провинций наиболее развиты Коппербелт, Центральная и Южная. Экономические диспропорции оказали заметное влияние на политическую жизнь страны, что отчетливо проявилось в ходе всеобщих выборов 2016 г.
45

НОВЫЙ ЭТАП НАЦИОНАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

46 Всеобщим выборам, состоявшимся 11 августа 2016 г., предшествовали важные институциональные изменения. 5 января 2016 г. в конституцию страны были внесены поправки, значительно укрепившие президентскую власть. В ходе предвыборной кампании президент Лунгу, указав, что ПФ в годы правления (2011-2016) предпринимал попытки равномерно развивать все провинции, отмечал, тем не менее, что в случае победы на выборах правительство будет уделять первоочередное внимание развитию тех областей, где он получит большинство голосов [27].
47 Результаты выборов продемонстрировали раскол замбийского общества не только по политическому, но и по территориальному принципам: за выигравшего на выборах Э.Лунгу проголосовали 50,4% избирателей (в основном из северных провинций), а за его главного соперника Х.Хичилему – 48% (преимущественно в южных провинциях) [28].
48 Власти препятствовали деятельности независимых СМИ, в т.ч. главной оппозиционной газеты The Post и нескольких радиостанций, например, Muvi TV, Komboni Radio, Itezhi Tezhi Radio. В отчете европейских наблюдателей отмечалось, что на выборах отсутствовало равное освещение в средствах массовой информации всех сторон, участвовавших в избирательной кампании: государственные СМИ транслировали, в основном, новости, касавшиеся правящей партии [29, p. 28]. Победа на выборах Лунгу с незначительным перевесом (в 2%) и затягивание оглашения результатов вызвали недовольство сторонников Х.Хичилемы, организовавших после подведения итогов в южных провинциях столкновения с полицией.
49 Следует отметить еще некоторые проблемы сохранения национального единства в Замбии. Экономические трудности не позволяют правительству на должном уровне реализовывать государственные программы в сфере образования, что осложняет развитие человеческого капитала. Как отмечает российский исследователь Д.М.Бондаренко, «путь к утверждению прав человека в Африке как концепции и практики лежит, прежде всего, через образование, просвещение..., ориентирующее на систему ценностей гражданского общества, в которой правам человека отведена центральная роль» [30, с. 31].
50 Серьезным тормозом на пути сплочения нации является гендерное неравенство, в т.ч. в политике. Женщины обладают значительным опытом электорального участия, выборы на плюралистической основе в стране состоялись уже 8 раз. В конституции, принятой в 1996 г., заложен принцип признания равенства прав мужчин и женщин [31].
51 Новая редакция Основного закона от 5 января 2016 г. подтвердила «равенство женщин и мужчин и их право свободно участвовать в политической, экономической и социальной жизни» [32]. Однако на парламентских выборах 2016 г. были избраны лишь 26 женщин (18,2%) [33], хотя правящая партия ПФ обещала обеспечить 40%-ный уровень их представительства. Видные политические и государственные деятели Замбии ратуют за гендерное равенство. В их числе вице-президент Инонге Вина, оказавшаяся первой в истории страны женщиной на этом посту; дипломат и политик Инонге Мбикусита-Леваника; лидер оппозиционной партии Форум за демократию и развитие (ФДР) Эдит Навакви.
52 Надо сказать, что первый президент Замбии К.Каунда до сих пор пользуется уважением соотечественников благодаря мирной передаче им власти в 1991 г. и многолетней работе в общественных организациях и фондах. В апреле 2016 г. Мвелва С.Мусамбачиме опубликовал книгу - «Одна Замбия, один народ, одна страна» (One Zambia, One Nation, One Country), в которой Каунда назван «основателем замбийской нации».
53 Нынешний президент Э.Лунгу нередко указывает, что политика правительства и ПФ, как и прежде, будет основываться на незыблемости принципа «Одна Замбия – один народ». Согласно Статье 4 (3) новой редакции конституции от 5 января 2016 г., Республика Замбия провозглашена унитарным, неделимым, полиэтничным, многорасовым, многоконфессиональным, поликультурным и многопартийным демократическим государством [32, p. 11].
54

* * *

55 Спустя 55 лет после провозглашения независимости, в условиях мирного политического развития, более 60% населения Замбии все еще находится за чертой бедности, и страна по-прежнему входит в число африканских государств, получающих финансовую помощь МВФ по программе HIPC (Heavily Indebted Poor Countries), которая предоставляется беднейшим странам с высокой внешней задолженностью.
56 По данным ЮНИСЕФ, 45,4% замбийских детей живут в условиях крайней нищеты [34]. В значительной степени это стало результатом масштабной коррупции [35]. Эта тема в течение последних десятилетий стоит на повестке дня всех предвыборных кампаний. Именно по обвинению в коррупции в январе 2018 г. ушел в отставку министр иностранных дел Гарри Калаба. В 2018 г. Замбия оставалась в списке самых коррумпированных стран мира (105-е место из 180) [36].
57 От успехов в реализации внутренней политики в соответствии с принципом «Одна Замбия – один народ», о верности которому так часто заявляет Э.Лунгу, зависит, останется ли он в истории страны президентом, сумевшим сохранить ее этнополитическую стабильность. В марте 2017 г. глава государства в послании парламенту заявил: «Патриотизм и национальное единство должны быть в сердце и в душе каждого замбийца» [37, p. 11]. 7 февраля 2019 г. Конституционный суд наделил Э.Лунгу правом баллотироваться на выборах 2021 г. [38].
58 Президентские выборы 2015 и всеобщие выборы 2016 гг. показали, что Замбия преодолела очередной рубеж на пути демократизации. Результаты выборов дали ответ на один из главных вопросов политического развития: «Сохранятся ли в стране традиции мирной передачи власти и политическая стабильность?» Пока этот ответ – утвердительный.

References

1. Lusaka Times. 23.10.2014.

2. Tsit. po: Hall R. The High Price of Principles. London. 1973.

3. Ismagilova R.N. Ehtnicheskie problemy sovremennoj Tropicheskoj Afriki. M., 1973. (Ismagilova R.N. 1973. Ethnic problems of modern Tropical Africa) (In Russ.)

4. Kaunda K.D. Humanism in Zambia and a Guide to its Implementation. Lusaka: Zambia Information Services, 1967; Kaunda K.D. Humanism in Zambia and a Guide to its Implementation. Part II. Lusaka, 1974.

5. Tsit. po: Chikulo B.C. Presidential and Parliamentary Elections in The Third Republics: 1991-1994 // Democracy in Zambia: Challenges for the Third Republic / Ed. Owen Sichone and Vornwell C. Chikulo. Harare: SAPES Books, 1996.

6. Sm.: Molteno R. Cleavage and Conflict in Zambian Politics: a study of sectionalism // Politics in Zambia, Berkeley: Macmillan, 1974, pp. 62-106; Sichone O. and Simutanyi N.R. The Ethnic and Regional Questions. Ethnic Nationalism and the State in Zambia: the Case of Barotseland 1964-1994 // Demosrasu in Zambia: Challenges for the Third RepubIic / Ed. Owen Sichone and Vornwell Chikulo. Narare, 1996, pp. 173-196; Pozner D.N. Institutions and Ethnics in Africa. Cambridge University Press, 2005.

7. Tsit. po: Gould J. Zambia’s 2006 elections: The ethnicization of politics? // News from the Nordic Africa Institute. 2007. № 1 (January).

8. Tsit. po: Erdmann G. Ethnicity, Voter Alignment and Political Party Affiliation - an African Case: Zambia. Hamburg, 2007.

9. Tsit. po: Wim Van Binsbergen. Aspects of Democracy & Democratisation in Zambia & Botswana // Readings in African Politics. Edited by Tom Young. Indiana University Press, 2003.

10. Podrobnee sm.: Rakner L., Svesand L. From Dominant to Competitive Party System. The Zambian Experience 1991-2001 // Party Politics. 2004. № 1. Vol. 10. Pp. 49-68.

11. Podrobnee sm.: Burnel P. Taking Stock of Democracy in Zambia // Democracy and Political Change in the ‘Third World’. N.-Y. Routledge, 2001. Pp. 135-155.

12. Tsit. po: Stroh A. Crafting Political Institutions in Africa. Electoral Systems and Systems of Government in Rwanda and Zambia Compared. Hamburg, 2007.

13. The Washington Post. 29.10.2014.

14. Tsit. po: Cromwell T. Zambia: “Zambians love to vote” - http://www.diplomatictraffic.com/highlights_archives.asp?ID=166 (accessed 26.02.2019)

15. Lusaka Times. 23.11.2012.

16. Podrobnee sm.: Gerrie ter Haar. Spirit of Africa: the healing ministry of Archbishop Milingo of Zambia. London, 1992. Pp. 199-200.

17. Tsit. po: Times of Zambia. Ndola. 15.03.2010.

18. Tsit. po: ONE ZAMBIA ONE NATION, IN PEACE - President Edgar Chagwa Lungu - https://www.zambianobserver.com/one-zambia-one-nation-in-peace-president-edgar-chagwa-lungu (accessed 25.02.2019)

19. Constitution of Zambia (Amendment). Act No. 2 of 2016 - http://www.parliament.gov.zm/sites/default/files/documents/amendment_act/Constitution%20of%20Zambia%20%20%28Amendment%29%2C%202016-Act%20No.%202_0.pdf (accessed 26.02.2019)

20. Mwendabai D. Nyusi, Lungu to grace Kulamba - http://www.daily-mail.co.zm/nyusi-lungu-grace-kulamba - https://www.daily-mail.co.zm/?p=34652 (accessed 25.02.2019)

21. The World Bank. Population 2018 - https://data.worldbank.org/indicator/SP.POP.TOTL?locations=ZM (accessed 05.07.2019)

22. Podrobnee sm.: Zambiya. Spravochno-monograficheskoe izdanie. M., Institut Afriki RAN, 2013. (2013. Zambia. Reference Book. M.) (In Russ.)

23. Foundation Document Constitution of Barotseland. Barotseland’s Emancipation Act and Restoration Order 2012. Part I. Article 1.1 - http://www.barotseland.info/Constitution.html (accessed 26.02.2019)

24. President Edgar Lungu Confirms the diplomatic appointment of the Litunga’s son Brian Imwiko - http://www.barotselandpost.com/index.php/all-news/barotseland/item/1897-president-edgar-lungu-confirms-thediplomatic-appointment-of-the-litunga-s-son-brian-imwiko (accessed 26.02.2019)

25. Tsit. po: Mungandi wa Muwina Mungandi. FACING REALITY: The ‘One Zambia, One Nation’ fallacy put to a reality check - http://barotselandpost.com/features/featured-opinions/facing-reality-the-one-zambia-one-nation-fallacy-put-to-areality-check (accessed 24.02.2019)

26. Tsit. po: BNFA statement on Sisheke election violence urges the Barotse to desist from participating in Zambia elections - https://bnfa.info (accessed 26.02.2019)

27. I will focus on developing areas where I will be voted for President Lungu - https://www.lusakatimes.com/2016/07/20/i-will-focus-on-developing-areas-where-i-will-be-voted-for-president-lungu (accessed 25.02.2019)

28. General Election 2016 - https://www.elections.org.zm/general_election_2016.php (accessed 26.02.2019)

29. Election observation delegation to the general elections in Zambia (11 august 2016). Report by M.Gahler - http://www.europarl.europa.eu/intcoop/election_observation/missions/2014-2019/zambia-2016-8-11.pdf (accessed 26.02.2019)

30. Tsit. po: Bondarenko D.M. «Universal'naya» kontseptsiya prav cheloveka i «afrikanskaya spetsifika» // Kul'turnye aspekty i pravoprimenitel'naya praktika v oblasti prav cheloveka v Afrike. M., Izd. dom Vysshej shkoly ehkonomiki, 2012. S. 26-32. (Bondarenko D.M. 2012. “Universal” concept of human rights and “African specificity” // Cultural aspects and law enforcement practice in the field of human rights in Africa. M.) (In Russ.)

31. The Sonstitution of Zambia (Amendment) Ast, 1996. Lusaka: Government Rrinter, 1996. Rart III. Article 11.

32. Tsit. po: Constitution of Zambia (Amendment). Act No. 2, 2016 - http://www.parliament.gov.zm/sites/default/files/documents/amendment_act/Constitution%20of%20Zambia%20%20%28Amendment%29%2C%202016-Act%20No.%202_0.pdf (accessed 26.02.2019)

33. National Assembly of Zambia. Members of Parliament by Gender - http://www.parliament.gov.zm/members/gender (accessed 06.07.2019)

34. Children in Zambia - https://www.unicef.org/zambia/children-zambia (accessed 26.02.2019)

35. Podrobnee sm.: Sardanis A. 2014. Zambia: The First 50 Years. Reflection of an Eyewitness. L.-N.Y.: I.B.Tauris & Co Ltd.

36. Transparency International. Zambia - https://www.transparency.org/country/ZMB (accessed 24.02.2019)

37. Address by his Excellency mr. Edgar Chagwa Lungu President and commander-in-chief of the Republic of Zambia, on the progress made in the application of national values and principles delivered to the second meeting of the first session of the twelfth national assembly 17 March 2017 - www.parliament.gov.zm/sites/default/files/images/publication_docs/National_Status_Address.pdf (accessed 26.02.2019)

38. Mfula C. Zambian court says Lungu can run for president in 2021, opposition cries foul - https://af.reuters.com/article/topNews/idAFKBN1O616V-OZATP (accessed 24.02.2019)

Comments

No posts found

Write a review
Translate