Nigeria: the results of Muhammadu Buhari’s first presidential term and the 2019 general election
Table of contents
Share
Metrics
Nigeria: the results of Muhammadu Buhari’s first presidential term and the 2019 general election
Annotation
PII
S032150750005775-4-1
DOI
10.31857/S032150750005775-4
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Tatiana Denisova 
Occupation: Leading Research Fellow
Affiliation: Institute for African Studies, RAS
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Pages
37-42
Abstract

Muhammadu Buhari’s first term as president ended in early 2019. On February 23, the general election took place, as a result of which the current head of state retained his position. Buhari did not receive unanimous support of the citizens of the country, because in his capacity he did not fulfill the main promises he had made to the Nigerians during the 2015 election campaign. He had not achieved notable successes in the economic sphere, although certain progress in this area had been registered; he had not established an acceptable level of security for Nigerians and had not reduced the level of corruption. However, despite the regime’s failure to fulfill its election promises in part or in full, it was the absence of a decent and at the same time fairly well-known alternative figure that led most Nigerians to vote for a candidate who may not have yet managed to implement all his plans and programs.

The main problem of the Buhari administration remains security. Although the regular army has managed to drive Boko Haram militants to the far northeast of the country, where they are mainly occupied with cross-border smuggling of weapons, drugs, oil products, food, etc., the Buhari government has failed to completely destroy the extremists. The question of the Niger Delta, where militants from anti-government groups keep on attacking oil infrastructure facilities, is still acute. The problem of separatism in Biafra has re-emerged, and against the background of these «long-standing» conflicts, a new conflict - between farmers and herders - broke out in the central regions of Nigeria.

Meanwhile, the fact that Muhammadu Buhari stayed in power in Nigeria may be viewed as a factor contributing to the expansion of contacts between Russia and the largest West African country.  

Keywords
Nigeria, General elections, Muhammadu Buhari, political parties, economic reforms
Date of publication
10.08.2019
Number of characters
22733
Number of purchasers
20
Views
137
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 100 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should sign in

Full text is available to subscribers only
Subscribe right now
Only article
100 RUB / 1.0 SU
Whole issue
800 RUB / 16.0 SU
All issues for 2019
0 RUB /  SU
1 В президентских выборах, состоявшихся в Нигерии 23 февраля 2019 г., участвовали 73 кандидата на пост президента от 91 политической партии. Однако главным и, по сути, единственным серьезным соперником Мохаммаду Бухари кандидата от правящей партии Всеобщий прогрессивный конгресс (ВПК) стал претендент от оппозиционной Народной демократической партии (НДП) Атику Абубакар.
2 Для участия в выборах были зарегистрированы 84 004 084 человека на 18% больше, чем на выборах 2015 г. [1]. Среди кандидатов была и Оби Эзеквесили, основатель движения #BringBack OurGirls, созданного, чтобы вынудить правительство принять более действенные меры по освобождению девочек, похищенных боевиками террористической организации «Боко Харам» в г. Чибок в 2014 г. Кроме того, поскольку Нигерия является одной из худших стран в мире с точки зрения представительства женщин в органах власти, решение Эзеквесили баллотироваться от Объединенной партии национального конгресса Нигерии можно рассматривать как шаг к изменению ситуации.
3 По итогам голосования за Бухари проголосовали 55,6% избирателей, почти на 4 млн больше, чем за Абубакара (41,22%) [2].
4 В отличие от результатов электоральной кампании 2015 г., которые были по-своему уникаль ными, т.к. впервые в истории Нигерии победу на них одержал тогдашний лидер оппозиции М.Бухари, опередивший по числу отданных за него голосов действовавшего президента Гудлака Джонатана, итоги выборов 2019 г. не стали сюрпризом ни для жителей страны, ни для иностранных наблюдателей: Бухари успешно воспользовался имеющимся в его арсенале административным ресурсом и одержал победу. Наблюдатели признали выборы достаточно «честными и прозрачными» (нарушения были зафиксированы лишь на нескольких участках) и восприняли их в качестве «успешного шага на пути к дальнейшей демократизации» политической жизни Нигерии. Действительно, если фальсификация итогов голосования и была, то во вполне «разумных» по африканским меркам пределах.
5 Между тем, поддержка Бухари его соотечественниками выросла по сравнению с выборами 2015 г. (тогда он получил 53,9% голосов), т.е. уровень доверия граждан к действующему президенту, получившему в 2019 г. всего на 3% больше голосов, весьма невысок. Можно сказать, что нигерийцы, которые на последних выборах, по сути, были вынуждены выбирать одного из двух известных политиков-северян (других кандидатов, получивших в общей сложности чуть более 3%, они почти не знали), просто предпочли в лице Бухари, имеющего репутацию скромного и неподкупного человека, «меньшее зло». Тем более что его соперник Атику Абубакар, вице-президент в годы президентства Олусегуна Обасанджо (1999-2007) и крупный бизнесмен, практически ничем не проявил себя в качестве политика (если не считать его «перманентного непостоянства»: он несколько раз переходил из одной политической партии в другую) и был неоднократно замешан в коррупционных скандалах.
6

СОПЕРНИКИ

В политическом багаже действующего (с 2015 г. по н.в.) президента Мохаммаду Бухари (76 лет), уроженца северонигерийского штата Кацина и принадлежащего к этнической группе фулани [3] пребывание в 1983-1985 гг. на посту военного лидера Нигерии. Его тогдашнее правление было жестким, но в известной мере эффективным с точки зрения борьбы с коррупцией (по обвинению в финансовых махинациях были осуждены около 500 чиновников, политиков и бизнесменов), незаконной иммиграцией и недисциплинированностью. В 1980-е гг. непримиримость Бухари в противостоянии противникам режима и «нарушителям общественного порядка» способствовала обретению им имиджа сильного и неподкупного правителя, хотя и вызывала недовольство и опасения многих нигерийцев, пострадавших, как они это квалифицировали, в результате «охоты на ведьм».

7 Между тем, именно «честность» отставного генерала, а также сохранявшиеся у него тесные контакты с военной верхушкой, особенно важные в условиях борьбы с террористической группировкой «Боко Харам», как в 2015, так и в 2019 гг., сделали его наиболее предпочтительным кандидатом на пост президента. Однако слабой стороной Бухари является тяжелое состояние его здоровья: в течение почти 5 месяцев 2017 г. он находился в лондонской больнице, излечиваясь от неизвестной широкой публике болезни. По возвращении он резко снизил политическую активность; появились даже слухи (которые президент неоднократно отвергал), что на публичных мероприятиях его заменяет двойник, специально для этого сделавший косметическую операцию [4].
8 В свою очередь, Атику Абубакар, основной соперник Бухари на выборах 2019 г., также северянин, пять раз претендовал на пост президента от четырех различных партий. Он участвовал и в выборах 2015 г., когда победителем стал Бухари. Шансы Абубакара в 2019 г. заметно снизились из-за неудачных попыток ряда оппозиционных партий выставить его в качестве общего кандидата от оппозиции.
9 Предвыборные программы Бухари и Абубакара были почти идентичными и покоились (как и программа Бухари в 2015 г.) на «трех китах»: рост экономики, обеспечение безопасности и борьба с коррупцией. Пожалуй, единственное существенное различие во взглядах соперников на развитие страны заключалось в их отношении к роли государственного сектора экономики: Абубакар ратовал за его сужение, а Бухари проявил себя последовательным «государственником».
10 Трудно сказать, насколько экономическая политика Абубакара была бы более эффективной, нежели политика Бухари, подвергавшаяся постоянной критике, но что, видимо, можно утверждать, в ходе электоральной кампании почти половина избирателей показала свое разочарование в нынешнем режиме, а другая половина проявила недоверие к способностям Абубакара улучшить сложившуюся в стране социально-экономическую ситуацию, при которой почти 70% населения остаются за чертой бедности.
11 Нигерия располагает одним из крупнейших молодежных сообществ в мире, но выборы 2019 г. показали, что в национальной политике доминирует старшее поколение. Во время выборов проблема молодежи встает и в другом аспекте: отсутствие у политических партий идеологической направленности и сходство партийных программ не позволяют молодым избирателям принять решение, за кого голосовать. Между тем, доминирование старцев в политике препятствует переменам.
12

ИТОГИ ПЕРВОГО СРОКА ПРЕЗИДЕНТСТВА М. БУХАРИ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ

За годы первого президентства М.Бухари (2015-2019) в экономической сфере Нигерия добилась если не заметного прогресса, то относительной стабильности, чем отчасти и объяснялась электоральная победа нынешнего главы государства.

13 Страна сохранила позицию первой экономики Африки (завоеванную ею в 2014 г.), несмотря на уменьшение объема ВВП с $493,84 млрд в 2015 г. (год прихода Бухари к власти) до $405,44 млрд в 2016-м, $376,36 млрд в 2017 и некоторого подъема до $397,47 млрд в 2018 г. Темпы роста ВВП также, в целом, снизились по сравнению с пиковыми (6%) в 2014 г. до отрицательных в 2016-м, но затем, в 2018 г., выросли до 1,9% [5; 6]. В 2019 г. Центральный банк Нигерии прогнозирует рост ВВП в 3% [7].
14 Экономическое положение осложнялось значительным падением объема доходов от экспорта сырой нефти со $112 за баррель в 2014 г. до $50-$60 в последующие годы, в результате чего резервы иностранной валюты были почти исчерпаны из-за невозможности их пополнения. Отрицательное сальдо торгового баланса обусловило кризис в обрабатывающей промышленности и рост безработицы с 7,8% в 2014 до 14,2% в 2016 и 16,5% в 2018 гг. [8; 9; 10].
15 В 2016 г. администрация Бухари приняла трехлетний (2017-2020) План экономического восстановления и роста (ПЭВР), заявленной целью которого стало возвращение страны на путь устойчивого, ускоренного развития и экономического роста в среднесрочной перспективе. Следует отметить, что, в отличие от предыдущих правительственных программ и планов, в ПЭВР была очерчена новая стратегия, которая, помимо прочего, устанавливает целевые показатели, выделяет приоритетные области, создает благоприятные нормативные условия и обеспечивает связь между государственными органами, ответственными за выполнение плана.
16 Особое внимание в ПЭВР уделяется сельскому хозяйству, обеспечению энергетической безопасности и развитию инфраструктуры и обрабатывающей промышленности, т.е. диверсификации экономики и преодолению зависимости от экспорта нефти, а также мерам поддержки мелкого, малого и среднего бизнеса (ММСБ). Предполагалось поощрять частные инвестиции в сельское хозяйство для повышения объемов производства и обеспечения продовольственной безопасности [11].
17 В том же 2016 г. был принят еще один документ «Политика продвижения сельского хозяйства», рассчитанный на 2016-2020 гг. Документ нацеливал на обеспечение эффективного подхода к созданию системы агробизнеса для преодоления дефицита продовольствия и увеличения доходов страны от экспорта сельскохозяйственной продукции.
18 В результате реализации ПЭВР были достигнуты определенные успехи. Улучшилась ситуация в сфере водо- и энергоснабжения; было построено несколько перерабатывающих заводов и фабрик; учрежден постоянный межминистерский комитет по экспорту сельхозпродукции; приняты меры по достижению их соответствия международным стандартам качества; активизировалась деятельность Координационного агентства сельскохозяйственных университетов; началось создание сельскохозяйственных кооперативов (по плану 150 тыс.); осуществляется целевое финансирование производства риса, пшеницы, имбиря, кукурузы и соевых бобов. Были созданы 10 крупных рисоочистительных комплексов, 6 предприятий по изготовлению муки из кассавы и 14 заводов по производству удобрений. В результате действий правительства возродился интерес нигерийцев к сельскохозяйственной деятельности, а доля агропродукции (семена кунжута, замороженные креветки, соевые бобы, орехи кешью) в общем объеме экспорта за последние два года достигла 4% ($593,6 млн) [12].
19 Однако, несмотря на обилие законов и подзаконных актов, разработанных для каждой отрасли, и ряда позитивных инициатив, Нигерия по-прежнему импортирует большой объем продовольствия и предметов первой необходимости, из-за высоких цен на них недоступных значительной части населения.
20

ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ

Выборы 2019 г. проходили и в неспокойной военно-политической обстановке. Хотя регулярной армии удалось оттеснить боевиков раздробленной и ослабленной разногласиями в руководстве группировки «Боко Харам», действующей в Нигерии с начала 2000-х гг. [13], на дальний северо-восток страны, полностью уничтожить экстремистов правительству Бухари (а он это обещал еще в 2015 г.) не удалось. Продолжаются нападения на правительственные объекты, полицейские участки, армейские патрули, христианские церкви и мирных граждан. В одном только штате Замфара в первой половине 2018 г. террористы уничтожили более 300 человек [14], а незадолго до выборов в результате нападения боевиков «Боко Харам» на одну из военных баз на северо-востоке страны были убиты более 100 солдат регулярной армии [15]. Между тем, некоторый по сравнению с предыдущими годами спад террористической активности в 2018 г. позволил представителям ад министрации Бухари и военной верхушки делать заявления о победе над группировкой [15]. Безусловно, нерешенность проблемы безопасности лишила Бухари многих голосов избирателей.

21 По-прежнему остро стоит вопрос дельты Нигера, где боевики антиправительственных группировок, число которых даже растет, нападают на объекты нефтяной инфраструктуры, занимаются хищениями нефти с последующей ее контрабандой за границу, устраивают марши протеста, заканчивающиеся столкновениями с полицией и военными, и т.д.
22 Параллельно обострилась проблема Биафры: стремление отдельных групп народа игбо к отделению не угасло за полвека, прошедших после окончания гражданской войны 1967-1970 гг. между федеральным правительством и сепаратистами. К тому же жители юго-востока воспринимают отношение к себе нынешней администрации в лучшем случае как пренебрежительное, в худшем как враждебное, поскольку на высшие государственные должности назначаются, в основном, северяне, а распределение доходов от экспорта нефти остается, по мнению игбо, несправедливым.
23 Полтора года назад недовольство в юго-восточных районах Нигерии вспыхнуло в связи с проводившимися там в сентябре 2017 г. уже вторыми в том году масштабными военными учениями «Танец Питона II», которые игбо восприняли как стремление правительства установить контроль над районами их проживания и которые в результате переросли в ожесточенное противостояние, были убиты несколько боевиков повстанческой группировки Коренной народ Биафры (КНБ), а дом ее лидера Ннамди Кану подвергнут нападению, после чего он исчез [10].
24 Возрождение сепаратистских настроений произошло еще в конце 1990-х гг. вскоре после окончания военного правления и прихода к власти гражданского правительства О.Обасанджо (1999-2007) в лице организации Движение за создание суверенного государства Биафра. Однако КНБ появился уже при президентстве Бухари в ответ на репрессивную политику (подавление демонстраций, аресты лидеров Биафры и т.д.) правительства в регионе.
25 КНБ самая известная, но далеко не единственная группа, выступающая за отделение Биафры. Внутренние разногласия не позволяют игбо выступить единым фронтом, однако беспокойство за Ннамди Кану и периодически вспыхивающие столкновения с регулярными войсками могут спровоцировать масштабное восстание, способное дестабилизировать юго-восток Нигерии. Важным конфликтогенным фактором является и то обстоятельство, что новая кампания за отделение Биафры проводится молодыми людьми, родившимися уже после той войны и не имеющими представления о тех страданиях (погибли около 1 млн человек), которые она причинила.
26 Решение проблем безопасности происходит в Нигерии по схеме «нос вытащил, хвост увяз».
27 На фоне уже «застарелых» проблем с Биафрой, дельтой Нигера и исламистами «неожиданно» возникла новая, которую, впрочем, можно было бы предвидеть, потому что она стала почти обычной для стран, территория которых хотя бы частично находится вблизи Сахары и в зоне Сахеля. Это конфликт между земледельцами и скотоводами за пастбищные/пахотные земли и источники воды в результате климатических изменений и наступления пустыни. В т.н. Центральном поясе Нигерии уже в течение нескольких месяцев происходят столкновения (число жертв которых превысило несколько сотен человек) между преимущественно мусульманскими скотоводами-кочевниками и проживающими в регионе фермерами в основном христианами, т.е. конфликт постепенно обретает характер межконфессионального, что в нынешних нигерийских условиях может привести к тяжелым последствиям [16].
28 Одним из столпов обеих президентских кампаний Бухари была борьба с коррупцией. Действительно, борьба велась, однако по индексу восприятия коррупции (0 максимальный уровень коррупции) страна переместилась с 31-го места в 2016 г. на 28-е в 2018 г. [17]. Антикоррупционные кампании стали масштабней, чем при предшественниках Бухари, специальные органы получили больше полномочий, но судебная система не эффективна, нигерийцы годами ожидают судебных разбирательств, а главное преследованиям подвергаются, в основном, противники президента, в то время как сторонники пользуются безнаказанностью.
29

РОССИЙСКО-НИГЕРИЙСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Сохранение Мохаммаду Бухари поста президента Нигерии можно рассматривать как фактор, способствующий расширению контактов между Россией и этой крупнейшей западноафриканской страной.

30 В настоящее время российско-нигерийские отношения имеют дружественный характер; поддерживается регулярный политический диалог, в т.ч. и на высоком уровне. Так, в мае 2017 г. министр иностранных дел Нигерии Джоффри Онеяма побывал с визитом в Москве для переговоров с министром иностранных дел РФ С.Лавровым по вопросам дальнейшего развития двусторонних отношений в политической, гуманитарной и торгово-экономической сферах [18].
31 В октябре 2017 г. «на полях» 137-й Ассамблеи Межпарламентского союза в Санкт-Петербурге прошли переговоры между председателем Совета Федерации РФ В.И.Матвиенко и президентом Сената Нигерии Абубакаром Буколой Сараки, в частности отметившим, что «Россия должна расширить свое присутствие в Африке, а Нигерия может выступить в качестве “ворот”, открывающих ей дорогу на континент». В качестве важнейшей области сотрудничества было указано военно-техническое: действительно, политическая нестабильность, которую переживает Нигерия в последние годы, побуждает ее искать союзников, прежде всего в сфере безопасности, и проявлять заинтересованность в привлечении поддержки в борьбе с терроризмом и экстремизмом [19].
32 В ноябре 2018 г. в Москве состоялась встреча между секретарем Совета Безопасности РФ Н.Патрушевым и советником президента Нигерии по национальной безопасности Мохамедом Бабаганой Монгуно, были обсуждены вопросы взаимодействия по линии спецслужб и перспективы сотрудничества в борьбе с терроризмом путем налаживания обмена опытом и информацией. Россия осуществляет поставки в Нигерию различных видов военной техники (в основном вертолетов), обеспечивает подготовку и обучение нигерийских военных, в т.ч. летного состава ВВС Нигерии [20].
33 В июне 2018 г. на заседании Совета Федерации РФ выступил в рамках развития межпарламентского сотрудничества президент Сената Нигерии А.Б.Сараки, вновь прибывший в Россию. В этот раз он уделил особое внимание торгово-экономическим связям, отметив, что «Россия могла бы принимать более активное участие в бизнес-проектах в Африке» [21].
34 Наиболее перспективными сферами развития российско-нигерийских экономических отношений представляются разведка и добыча углеводородов и твердых полезных ископаемых, поставка машиностроительной и химической продукции, авиационной техники, сотрудничество в области атомной энергетики и ИКТ.
35 Российско-нигерийское торговое сотрудничество постепенно расширяется, хотя и не так быстро, как могло бы, если учесть масштабы экономик двух стран. Объем товарооборота вырос с $336 млн в 2017 г. до $766,7 млн в 2018 г. Доля Нигерии во внешнеторговом обороте России в 2018 г. составила 0,1115% против 0,0738% в 2017 г. По доле в российском товарообороте в 2018 г. Нигерия заняла 74-е место (в 2017 г. - 82-е) [22].
36 Экспорт России в Нигерию в 2018 г. достиг $733,7 млн, увеличившись на 90% по сравнению с 2017 г. ($347,8 млн); импорт из Нигерии - $33,1 млн. Доля Нигерии в экспорте России в 2018 г. составила 0,1631% против 0,1081% в 2017 г. По доле в российском экспорте в 2018 г. Нигерия заняла 64-е место (в 2017 г. 71-е) [22].
37 Доля Нигерии в импорте России в 2018 г. - 0,0139% (в 2017 г. 0,0198%). По доле в российском импорте в 2018 г. Нигерия заняла 99-е место (в 2017 г. 95-е) [22].
38 Основными статьями российского экспорта являются продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (56,2%), минеральные продукты (27,89%), продукция химической промышленности (4,9%), металлы и металлоизделия (1,33%), древесина и целлюлозно-бумажные изделия (1,26%) и др. Наибольший прирост экспорта России в Нигерию в 2018 г. по сравнению с 2017 г. зафиксирован по следующим товарным группам: злаки, минеральное топливо, нефтепродукты, битуминозные вещества, фармацевтическая продукция, рыба и ракообразные, моллюски и прочие водные беспозвоночные. Сократился экспорт удобрений. Нигерия занимает 4-е (после Египта, Алжира и Марокко) место по объему российского экспорта в страны Африки [22].
39 Из Нигерии в Россию вывозятся продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (96,77%) в основном масличные семена, лекарственные и технические растения, какао-бобы и продукты их переработки, рыба, овощи, корнеплоды и клубнеплоды, фрукты, орехи, кофе, чай, злаки; эфирные масла, каучук, резина и изделия из них и др. [22].
40 Начинает развиваться сотрудничество в сельскохозяйственной области. В состав Делового совета «Россия Нигерия» входят 34 российские компании, действующие в агросфере и стремящиеся к реализации своих бизнес-проектов в Нигерии.
41 Крупнейшими российскими инвесторами в Нигерии выступают компании «РУСАЛ» и «ЛУКОЙЛ». Инвестиции «ЛУКОЙЛа» в Нигерии превышают $450 млн, и в планах компании довести их до $6 млрд. Работают на этом рынке и другие известные компании, включая крупнейшего российского производителя сельскохозяйственных машин «Ростсельмаш» [23].
42 В 2016 г. было подписано соглашение o создании в Нигерии Центра ядерных исследований и технологий; начинается строительство двух АЭС [24].
43 Важным направлением двусторонних связей в области культуры и образования является подготовка граждан Нигерии в российских вузах. На сегодняшний день в нашей стране прошли обучение более 10 тыс. нигерийских специалистов. В настоящее время почти 250 нигерийских студентов обучаются в российских вузах по бесплатным стипендиям, примерно столько же на платной основе.
44

* * *

Таким образом, к выборам 2019 г. страна пришла с незначительными успехами в области экономики и почти без улучшений в сфере безопас ности. Что касается коррупции, то эта проблема в Нигерии представляется неразрешимой, по крайней мере, в обозримом будущем. То есть, несмотря на невыполнение режимом предвыборных обещаний или на их неполное выполнение, именно отсутствие достойной и при этом достаточно известной альтернативной фигуры побудило бóльшую часть нигерийцев проголосовать за кандидата, который, возможно, просто не успел еще реализовать все свои планы и программы.

45 Вместе с тем, за годы президентства Мохаммаду Бухари произошел заметный рост товарооборота между Россией и Нигерией. В политической сфере также наблюдается сближение точек зрения российских и нигерийских властей по основным вопросам мировой политики. Можно предположить, что эти тенденции в обозримом будущем сохранятся.

References

1. 2019 Nigeria election: What you need to know - https://www.dw.com/en/2019-nigeria-election-what-you-need-toknow/a-47090615 (accessed 04.04.2019)

2. 2019 Nigerian general election - https://en.wikipedia.org/wiki/2019_Nigerian_general_election (accessed 04.04.2019)

3. Denisova T.S. 2015. Nigeria-2015: Leadership Change // Asia and Africa today. № 8 (In Russ.)

4. Muhammadu Buhari, Nigeria’s embattled leader. 6 February 2019 - https://www.bbc.com/news/world-africa12890807?intlink_from_url=https://www.bbc.com/news/topics/crx60q1k8ldt/nigerian-general-election2019&link_location=live-reporting-story (accessed 01.04.2019)

5. Nigeria - Gross domestic product (In Russ.) - https://knoema.ru/atlas/%D0%9D%D0%B8%D0%B3%D0%B5%D1%80%D0%B8%D1%8F/%D0%92%D0%92%D0%9F (accessed 01.04.2019)

6. Nigeria GDP, 2019 - https://tradingeconomics.com/nigeria/gdp (accessed 04.05.2019)

7. Nigeria’s central bank sees 3% GDP growth in 2019. 22 March 2019 - https://www.iol.co.za/businessreport/international/nigerias-central-bank-sees-3-gdp-growth-in-2019-20030520 (accessed 04.05.2019)

8. National Bureau of Statistics of Nigeria. 2017 - http://www.nigerianstat.gov.ng/ (accessed 19.03.2018)

9. Presidency lists 64 achievements of Buhari. October 11, 2018 - http://dailypost.ng/2018/10/11/presidency-lists-64- achievements-buhari/ (accessed 19.03.2019)

10. 2019 Nigeria election: What you need to know - https://www.dw.com/en/2019-nigeria-election-what-you-need-toknow/a-47090615 (accessed 19.03.2019)

11. Denisova T.S. 2017. Investment Climate in Nigeria // Journal of the Institute for African Studies. № 4 (In Russ.)

12. What Buhari has achieved in three years. 2018 - https://www.premiumtimesng.com/news/headlines/269803-whatbuhari-has-achieved-in-three-years-presidency.html (accessed 23.03.2019)

13. Denisova T.S. 2014. Nigeria: from Maitatsine to Boko Haram // Vostok (ORIENS). № 4 (In Russ.)

14. Buhari victory at polls not a sure bet as his support base dries up. 06 August 2018 - https://www.businesslive.co.za/bd/ world/africa/2018-08-06-buhari-victory-at-polls-not-a-sure-bet-as-his-support-base-dries-up/ (accessed 25.03.2019)

15. Elections in Nigeria: Buhari fights double rumors and economic failures. 2018 (In Russ.) - https://www.theguardian.com/world/ 2018/dec/04/nigeria-election-buhari-battles-body-double-rumours-and-economic-woe (accessed 25.04.2019)

16. Mumbere D.A quick look at what’s at stake in Nigeria’s 2019 General Elections - http://www.africanews.com/2019/ 01/28/a-quick-look-at-what-s-at-stake-in-nigeria-s-2019-general-elections/) (accessed 25.04.2019)

17. Spisok stran po indeksu vospriyatiya korruptsii. 2019. (List of countries by corruption perception index. 2019) (In Russ.) - https://ru.wikipedia.org/wiki/ (accessed 25.04.2019)

18. Russia - Nigeria. 2017 (In Russ.) - https://nigeria.mid.ru/obsaa-informacia (accessed 25.04.2019)

19. Nigeria and Russia have all conditions for the development of bilateral cooperation (In Russ.) - https://interaffairs.ru/news/ printable/20073 (accessed 25.04.2019)

20. Secretary of the Russian Security Council met in Moscow with the Adviser to the President of Nigeria on National Security (In Russ.) - http://www.scrf.gov.ru/news/allnews/2510/ (accessed 25.04.2019)

21. 2018. The Federation Council holds the 437th meeting) (In Russ.) - http://council.gov.ru/events/news/93573/ (accessed 19.03.2018)

22. Trade between Russia and Nigeria in 2018 (In Russ.) - http://russian-trade.com/reports-and-reviews/2019-02/torgovlya-mezhdu-rossiey-i-nigeriey-v-2018-g/ (accessed 19.03.2018)

23. Expanding the presence of Russian business in the heart of Africa is the main task of the Russia - Nigeria Business Council (In Russ.) - https://tpprf.ru/ru/news/rasshirenie-prisutstviya-v-serdtse-afriki-rossiyskogobiznesa-glavnaya-zadacha-delovogo-soveta-rossi-i282241/) (accessed 19.03.2018)

24. Russia to build a nuclear research center in Nigeria (In Russ.) - https://www.novayagazeta.ru/news/2016/05/30/122107-rossiya-postroit-v-nigerii-tsentr-yadernyhissledovaniy (accessed 19.03.2019)