Word about Youth of Africa (about the International Conference «Youth in the Socio-Political and Cultural Life of Africa”)
Table of contents
Share
QR
Metrics
Word about Youth of Africa (about the International Conference «Youth in the Socio-Political and Cultural Life of Africa”)
Annotation
PII
S032150750005571-0-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Natalia L. Krylova 
Affiliation: Institute for African Studies of the Russian Academy of Sciences
Address: Moscow, Russian Federation
Edition
Pages
64-67
Abstract

The Institute of Africa hosted an international conference on youth issues in the socio-political and cultural life of Africa. The main topics of discussion were the problems of demographic growth, poverty, unemployment, education and forced migration, which primarily affect the younger generation of the continent. Many African countries are becoming concern about the critically situation of the increase population of the youths, unemployment, crime and how it affect the nation at last, non the less this issue is unique to third world countries. In the case of Africa, nations are not rapidly evolving enough to equal the population growth of the youth, this major problem pave way to other arising problem. In logical terms a country with high population rate of energetic youth should be more productive economically, financially, infrastructure and agriculture wise. It was noted in the reports and during the discussion that young people make up the largest share of the population in most African countries, so the States of the African continent and society should create the necessary conditions for the self-realization of young people and their active inclusion in the socio-political processes, the interaction of youth organizations, authorities and all interested structures, involving in this process all young people, without exception, who are not indifferent to their future. Economic growth in Africa needs to be inclusive and empowered for youths through better planning, progressive economic planning and policies, effective research institutes and coordination. Even with all this African youths need to be constantly active and continues to push for change and improvement of polies on the continent of Africa though the power of innovations, ideas and activism.

Keywords
Africa, youth, poverty, education, employment, migration, demography, «soft power», students, family, childhood
Received
31.07.2019
Date of publication
07.08.2019
Number of purchasers
47
Views
1048
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 100 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should sign in

Full text is available to subscribers only
Subscribe right now
Only article and additional services
Whole issue and additional services
All issues and additional services for 2019
1 В Институте Африки РАН состоялась Международная конференция «Молодежь в общественно-политической и культурной жизни Африки». Этот представительный форум (на нем собралось свыше 50 человек) был задуман как академическая площадка для предоставления учеными, занимающимися ювенологической тематикой в африканистике и востоковедении, своих научных исследований, размышлений, прогнозов по столь обширной проблематике, а также для их обсуждения в среде экспертов.
2 Напомним, что ювенология, будучи сама по себе междисциплинарной областью знаний, направленных на комплексное изучение феноменов детства и юности привлекают внимание специалистов самых различных областей гуманитарного знания – психологов, историков, социологов, педагогов, культурологов, политологов.
3 Организаторы форума в лице сотрудников Центра социологических и политологических исследований, при участии Центра российско-африканских отношений и внешней политики стран Африки, а также Центра истории и культурной антропологии, приветствовали междисциплинарный подход к теме, поскольку Форум объединил не только научных работников и экспертов, но и всех, кому небезразлична тема гражданских, профессиональных судеб африканской молодежи – контингента, который сегодня составляет более половины населения многих африканских стран.
4 В конференции приняли участие коллеги из Института востоковедения РАН, Института этнологии и антропологии РАН, представители университетских кругов (Московской государственной юридической академии им. О.Е.Кутафина, Ярославского государственного университета им. И.Г.Демидова, Российского университета дружбы народов, Дипломатической академии МИД РФ), специалисты Министерства образования РФ, Московского Дома соотечественника при Правительстве г. Москвы, руководители «Международного координационного совета выпускников учебных заведений» наши соотечественники из Кот-д’Ивуара, Сирии и Марокко.
5 Интерес к этой проблематике не случаен: будучи беднейшим континентом мира, Африка в то же время отличается и бурным ростом населения, среднегодовой прирост которого за последние 40 лет был самым высоким в мире. Африку также называют «молодежным» континентом: в настоящее время здесь проживает 17,5% подростков и молодых людей всего мира. Средний возраст африканца – 19,5 лет. Население моложе 15 лет составляет 43%, до 25 лет — 55 %, собственно молодежь — от 15 до 25 лет — 30 %. К 2050 г. доля Африки в численности подростков и молодых людей в мире, по прогнозам, увеличится до 31,3 %.
6 Трансформация общественного сознания и социально-политических систем в Африке, развитие гражданских институтов и эволюция механизмов государственного регулирования позволяют выделить молодежь в особую часть социума, качества которой не только предвосхищают политическую, экономическую, демографическую и иные ситуации в африканских странах, но и призваны определять перспективы исторического развития всего континента.
7 Одновременно молодежь – при всех условиях и обстоятельствах – остается наиболее уязвимой частью общества, она вынуждена жить призрачными надеждами и ожиданиями, все больше подвергаясь воздействию противоположных по своей природе сил – традиций и модернизации, детства и взрослой жизни, семьи и государства. При том, что каждый из этих факторов не всегда способен выполнять свои функциональные обязательства перед молодежью. У современной африканской молодежи непростое настоящее и неопределенное будущее, к которому молодые люди плохо подготовлены и которое ими слабо контролируется.
8 Эти и многие другие факторы и причины обусловили необходимость обращения к исследованию молодежной проблематики Африканского континента. Социальный капитал молодого поколения, феномен молодежных движений, генезис менталитета молодежи и его трансформация в условиях новых ценностных доминант – важнейшие вопросы, которые были подвергнуты участниками конференции разностороннему освещению с применением комплексного, междисциплинарного подхода.
9 Исследовательский диапазон этой проблематики чрезвычайно обширен: на повестке дня Африканского континента нищета и экономические кризисы, голод и бездомность, социальное отчуждение, эпидемии, неграмотность и деградация, которые выставили грозный счет молодежи континента. Представленные доклады (к сожалению, не все они, а также дискуссии по ним освящены в обзоре, ограниченном журнальным объемом) по своей тематике распались на несколько самостоятельных блоков, что придало работе Конференции исследовательскую многоплановость и дискуссионность. На повестку дня были вынесены такие вопросы, как
  • молодежь, образование и занятость;
  • детство и отрочество в контексте культурной антропологии;
  • молодежь в общественно-политической жизни;
  • африканцы-выпускники советских и студенты российских вузов как фактор «мягкой силы».
10 Столь богатое сюжетное разнообразие не нарушило, однако, главной задачи форума – продемонстрировать место и роль молодого поколения, формирующегося в сложных условиях столь разной Африки.
11 Открывая работу конференции, профессор А.Г.Кочофа, зам. председателя Попечительского совета Ассоциации иностранных студентов в России, Верховный комиссар Евразийской организации экономического сотрудничества по международному сотрудничеству, Генеральный директор «Международного координационного совета выпускников учебных заведений, «от лица всех иностранных выпускников советских и российских вузов; от лица всех нас, русскоговорящих иностранцев, разбросанных по всему миру» приветствовал участников форума и выразил благодарность Институту Африки и организаторам конференции за приглашение и возможность выступить перед такой представительной аудиторией.
12 Посвятив свое выступление теме «Менталитет африканской молодежи: тенденции и перспективы исследования», А.Г.Кочофа особо остановился на таком важном аспекте молодежной политики, как изучение и понимание менталитета молодых людей Африки в новом столетии. Менталитет молодежи в африканском сообществе – крайне динамичный феномен, трансформация которого и сегодня происходит в самых разнообразных аспектах и формах. Молодежь Африки, подчеркнул докладчик, уже осознает себя как деятельную и весьма эффективную силу, активизирующуюся в различных общественно-политических ситуациях; а международный опыт подтверждает, что в развитии африканского сообщества молодежь становится одним из определяющих факторов. Деятельные черты молодого поколения, рано или поздно, найдут непосредственное отражение в стратегиях национального развития всех африканских государств и определят их положение в процессах глобализации.
13 Широкому обсуждению подверглись проблемы развития образования разных ступеней и их значение в жизни молодого поколения Африки, поскольку развитие образования в странах континента сейчас является одним из приоритетных на правлений, как в политике самих африканских стран, так и для мирового сообщества. Однако сегодня, указывает в своем докладе Н.З.Фахрутдинова (ИАфр РАН), каждый десятый ребенок младшего возраста не посещает школу. К тому же в государствах Африки особенно остро стоит вопрос с посещением школы детьми, проживающими в конфликтных зонах. Но в целом проблема находится в стадии разрешения, за исключением стран Африки к югу от Сахары. Однако даже здесь общий охват школьным образованием удвоился.
14 В докладах, посвященных проблемам образования и занятости современной африканской молодежи, выступавшие указывали, что темпы роста образования в Африке выше темпов экономического роста (Н.В.Гришина, ИАфр РАН). В то же время, в обозримом будущем рынок трудовых ресурсов Африки ежегодно будет пополняться более чем 10 млн. молодых людей. Несмотря на то, что многие молодые африканцы считают, что они обладают настоящим духом предпринимательства, им, как подчеркивала в своем докладе «Роль информационных технологий в стимулировании занятости африканской молодежи» А.И.Дериглазова (ИАфр РАН), сложно получить доступ к начальному капиталу для открытия своего дела. Источником непреходящего беспокойства также остаются экономические проблемы и безработица.
15 Обеспечение занятости молодежи – задача не простая и не одномерная, для решения которой правительствам африканских стран необходимо действовать по нескольким направлениям, чтобы обеспечить ее целостное решение. Меры государственной политики должны быть направлены на формирование человеческого капитала и улучшение предпринимательской среды, это позволит частному сектору использовать возможности, которые будут возникать в связи с неизбежными изменениями конкурентоспособности других регионов.
16 Завершившаяся в 2015 году масштабная программа ООН «Цели развития тысячелетия» продемонстрировала впечатляющие результаты по введению всеобщего начального образования в ряде африканских стран, но остается много проблем, связанных с качеством образования, его доступностью для уязвимых слоев населения (детей-инвалидов, детей из бедных семей, детей, проживающих в районах боевых действий, девочек и т.д.). Эти проблемы были подняты в докладах О.В.Константиновой (ИАфр РАН), Адоунде Я. Сильвестра (Бенин, РУДН) и Мугадама Махамата Мугадама (Чад, РУДН).
17 Не последнюю роль в проблемах социализации юного африканца играет разрушение традиционных общинных и социальных структур, кризис культурных африканских ценностей, стоящих на грани исчезновения.
18 Одним из основных факторов социокультурного характера, формирующего юного африканца, подчеркивалось в докладе Н.Л.Крыловой, И.Г.Рыбалкиной, А.О.Лапушкиной (все – ИАфр РАН), по-прежнему остается влияние общинных норм и традиционных ценностей. В традиционном африканском обществе семья всегда являлась и остается основным институтом социализации; именно она становилась для индивидуума тем социокультурным полем, в рамках которого формировалась личность. Будучи одним из каналов социального воздействия, большая семья в условиях современной Африки (в основном, ее тропического региона), все еще во многом предопределяет не только социально-экономическое положение, но и определенную культурно-нравственную ориентацию молодого поколения.
19 Но время меняет место ребенка в обществе: с высокой ценности традиционного общества – до превращения его в средство выживания семьи. Распад семейных, общественных и региональных связей выбрасывает молодежь на улицы не только в поисках пропитания, но и соучастия, которых им не хватает в повседневной жизни. К тому же глобальная бедность семей является предопределяющим фактором лишений ребенка, которые, в свою очередь, влияют на благополучие молодых людей и их детей. Бедность также становится причиной упущенных возможностей образования, детского труда и шаткости положения на рынке труда молодых людей.
20 Зачастую сами молодые африканцы создают себе проблемы, которые не позволяют им вернуться к полноценной жизни в семье и в обществе. Поэтому чрезвычайно важным вопросом является и другая сторона их жизни — «школа реальных способностей», которая представлена в самом широком социальном контексте: от создания ими сетей связей, основанных на идее солидарности и взаимопомощи, до слабо контролируемых обществом преступных группировок.
21 Разностороннему анализу современных молодежных движений и организаций в Африке и их роли в социальных и политических процессах, происходящих в африканском обществе, были посвящены доклады Л.Я.Прокопенко и С.Н.Волкова (ИАфр РАН), а также наших соотечественниц Т.В.Пимановой-Айо и С.В.Саркисовой-Куаме (НИИ лрикладной лингвистики, факультета «Язык – Литература – Цивилизация» Государственного Университета Республики Кот-д’Ивуар им. Ф.Уфуэ-Буаньи) и др. Повышение уровня грамотности вместе с внедрением новых информационных технологий приводит, как подчеркнула в своем докладе Л.М.Садовская (ИАфр РАН), молодых людей к более раннему осознанию реальности и наряду с этим убеждению того, что правящий класс не занимается решением их проблем: образования, трудоустройства, безработицы.
22 Некоторые, наиболее радикально настроенные молодые африканцы, полагают, что если проблемы молодого поколения мало интересуют действующyю власть, то от нее необходимо избавляться. И это не просто слова. Поскольку молодым легче мобилизоваться для участия в социальнополитических конфликтах: у них меньше обязательств в отношении семьи, работы. К тому же молодежь, как известно, всегда привлекают новые идеи, бросающие вызов старым формам власти. Африканская в этом отношении не является исключением.
23 Примеры революций «арабской весны», чему были посвящены выступления Н.А.Жерлицыной и Е.А/Ермаковой (ИАфр РАН) студенческих движений в ЮАР (доклад В.В.Грибановой ИАфр РАН) некоторых молодежных религиозных экстремистских группировок (доклад Т.С.Денисовой, ИАфр РАН) и последствий вооруженных действий (доклад Г.М.Сидоровой, Московский государственный лингвистический университет) показывают, какую мощь приобрели организованные выступления молодежи и студенчества в настоящее время (доклад А.А.Кашиной, Дипломатическая академия МИД РФ). И как эти силы пытаются использовать в своих интересах левые и радикальные элементы политического спектра для достижения своих политических интересов.
24 В русле исследования роли и места молодежи в движениях, объединенных идеей единства и солидарности людей африканского происхождения, оказались и доклады профессора Т.М.Гавристовой (Ярославский Гос. университет им. П.Г.Демидова) «Поколение Африка» о детстве и поисках идентичности» и Н.Е.Хохольковой (Ярославский Гос. университет им. П.Г.Демидова) «Концепция афроцентричного образования: К вопросу о воспитании расовой гордости», в которых подчеркивается, что современные общества самыми разнообразными средствами (включая информационные технологии) стремятся разрабатывать и применять концепции образования и стратегии молодежной политики, позволяющие бороться с распространением различных негативных течений, в особенности расизма и ксенофобии.
25 В своем докладе Ф.Агоннуде (Бенин, РУДН) рассказал о деятельности НПО «Urgences panafricanistes» – нового актора панафриканского движения, основанного в Сенегале представителями разных сфер деятельности континента и диаспоры. Так, например, в сфере образования НПО была разработана специальная программа для обучения детей, которая успешно реализуется в разных регионах Сенегала. В дальнейшем планируется распространить её ни в других странах.
26 В общем ювенологическом контексте внимание участников конференции было привлечено и такому аспекту как психологическая действенность и высокая эффективность африканской социальной рекламы, которой, по мнению докладчика (Н.А. Банщикова, ИАфр РАН), свойственны предельная конкретизация, фокусирование на отдельных проблемах, затрагивающих повседневную жизнь африканской молодежи.
27 На конференции были затронуты проблемы африканской молодежи не только на родном континенте, но и за его пределами. Так, на африканскую молодежь делается важная ставка в китайской политике. Пекин учитывает тот факт, что это континент с самым молодым в мире населением.
28 С одной стороны, как указывает в своем докладе Т.Л.Дейч (ИАфр РАН РАН), молодежь – это самая динамичная часть общества, легче всего поддающаяся обучению и перенимающая опыт. С другой стороны, молодежь особенно страдает от отсутствия возможностей найти свое место в мире, а в Африке особенно, Подготовка квалифицированного персонала для африканских стран способствует росту имиджа Китая в глазах африканской молодежи, составляющей будущее стран континента, и лучшему пониманию ею целей и задач китайской политики. Вместе с тем, она помогает китайским предпринимателям обеспечивать себя квалифицированными молодыми специалистами, необходимыми для осуществления в Африке проектов, в том числе высокой технологии.
29 Что касается нашего присутствия в Африке, то его резкое сокращение в 1990-е годы привело, в том числе, к потере практики работы с африканской элитой, хотя, как было подчеркнуто в докладе профессора В.М.Кассае Ныгусие (РУДН), корни этих отношений уходили в историю Российской Империи.
30 Одной из основных проблем сегодня является то, что, несмотря на определенные успехи в реставрации системы африканских национальных кадров в учебных заведениях России (доклад А.А.Арефьева, Министерство образования РФ), выпускники российских вузов (молодое поколение), в отличие от своих предшественников, сохраняющих в своих объединениях позитивную память о России, не стремятся больше объединяться в подобные ассоциации, не видят потребности собираться в стенах российского культурного центра, по причине формального к ним отношения, а главное, отсутствия объединяющей идеи. Они готовы сотрудничать с Россией, но пока не могут понять, кому они нужны. . Эти вопросы были затронуты, в том числе, и в докладе Д.В.Иконг Йетны (Ярославский Гос. университет им. П.Г.Демидова) «Россия – любовь моя?», построенном на эмпирическом материале – историях жизни молодых африканцев, приехавших в Россию, чтобы получить образование.
31 Необходимо активно возрождать систему профессиональной подготовки в России африканской молодежи, привлекать возвращающихся на родину молодых специалистов в центры российской науки и культуры, курсы русского языка и другие зоны так называемой «мягкой силы». Разрабатывать культурно-информационную политику поддержки африканцев-выпускников вузов РФ на основе исследований, выполненных профессионалами по каждой конкретной стране континента.

Comments

No posts found

Write a review
Translate