India: The Elusive Ideal of Non-Violence
Table of contents
Share
Metrics
India: The Elusive Ideal of Non-Violence
Annotation
PII
S032150750005164-2-1
DOI
10.31857/S032150750005164-2
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Petr Tsvetov 
Occupation: Associate Professor, Сhair of International Relations, Diplomatic Academy, Ministry of Foreign Affairs of Russia
Affiliation: Diplomatic Academy, Ministry of Foreign Affairs of Russia
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Pages
49-51
Abstract

The author of the article engages in polemics with Russian Indologists (A.L.Safronova, S.I.Lunev etc), who insists that the opposition movement in India is based on the principles of non-violence. They see the roots of the practice of non-violence in the fundamental concepts of Hinduism and Jainism, such as karma, Dharma, Ahimsa, as well as in the caste division of Indian society. And recall Gandhi’s civil disobedience campaigns. The historical experience of India shows that violence in the national culture of this country is no less than the rejection of it. According to the number of assassinations of top officials (Mahatma Gandhi, Indira Gandhi, Rajiv Gandhi), India can be on a par with the United States and Tsarist Russia. Clashes between peasants and landowners, untouchables (Dalits) and members of the upper castes, during the strikes of workers rarely do without human casualties, and the destruction and material damage amount to billions of rupees. The author gives examples from the Naxalite movement, the protests of women and Dalits, the confrontation in Kashmir and from clashes at Sabarimala temple in Kerala in the beginning of 2019. Readers can recall the events of 1922, when in the town of Chauri-Chaura protesters burned alive 22 policemen. Then M.Gandhi himself said: «India was not yet non-violent enough to embark on a campaign of civil disobedience”. The author concludes: Violence is as widespread in India as non-violence. This applies both to today and to the time when M.Gandhi was at the head of the liberation movement of the Indian people.

Keywords
India, non-violence, protest movement, Naxalites, Kashmir, M.Gandhi
Date of publication
31.10.2019
Number of purchasers
35
Views
569
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 100 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should sign in

Full text is available to subscribers only
Subscribe right now
Only article
100 RUB / 1.0 SU
Whole issue
800 RUB / 16.0 SU
All issues for 2019
0 RUB /  SU
1 В № 1 журнала за 2019 г. опубликована обстоятельная статья доктора исторических наук, профессора А.Л.Сафроновой «Героические образы протестных движений в Индии: прошлое и настоящее» [1].
2 Автор, в основном, разбирает фактический материал периода борьбы индийского народа за национальное освобождение, акцентируя внимание на практике ненасильственных действий в ходе протестных движений. Отношение к этой практике показано на примерах из жизни таких руководителей национально-освободительного движения в Индии, как Махатма Ганди, Джавахарлал Неру, Раджендра Прасад, Абдул Калам Азад.
3 Утверждая, что в Индии ненасилие стало универсальным оружием оппозиционной деятельности, А.Л.Сафронова даёт такую характеристику современным протестным движениям в Индии: «Существующие различные категории социального протеста в Индии – движения крестьянские; зарегистрированных каст (далитов, бывших неприкасаемых); антикоррупционные движения; за сохранение окружающей среды; движения отсталых каст; женские движения; движения племён; промышленного пролетариата; студенческие движения; среднего класса; за права человека – как правило, носят мирный характер и базируются на принципах ненасилия [1, с. 37].
4 Собственно говоря, в этих словах нет ничего нового.
5 Отечественные индологи традиционно акцентируют внимание на том, что политическая борьба в Индии и в прошлом, и теперь базируется на принципах ненасилия. Такой подход выпукло представлен, например, в монографии «Социальный протест на современном Востоке», подготовленной коллективом авторов из МГИМО МИД России и рекомендованной для студентов и аспирантов.
6 В этой монографии д.и.н., профессор С.И.Лунёв – автор раздела «Социально-политические протестные выступления в Индии» – обстоятельно показывает корни практики ненасилия в основополагающих понятиях индуизма и джайнизма, таких как карма, дхарма, ахимса, а также в кастовом делении индийского общества [2, с.154-155]. Характерно, что в рецензии на издание д.и.н., профессор Н.Н.Бектимирова также выделила эту черту протестных движений в Индии: «Политические традиции, массовое сознание и культура индийского общества базируются на принципах ненасилия» [3, с. 79].
7 Не будучи специалистом по Индии, я, тем не менее, был вынужден обращаться к индийскому материалу при подготовке к лекциям по элективному курсу «Протестное социально-политическое движение в странах Востока в XXI в.» в Дипломатической академии МИД России. Имеющиеся в моем распоряжении материалы заставили усомниться в том, что принцип ненасилия – основа политической культуры индийцев. Создается впечатление, что его отрицали и отрицают очень многие участники политических баталий в Индии.
8 Возьмем движение наксалитов1, которое не дает покоя правительствам Индии с конца 1960-х гг. и до наших дней.
1. Наксалиты – неофициальное название маоистских вооруженных группировок в Индии. Название происходит от местечка Наксалбари в Западной Бенгалии, где произошло их первое выступление (прим. авт.).
9 В 2010 г. премьер-министр Индии Манмохан Сингх назвал наксалитов главной внутренней угрозой безопасности страны [2, с. 162]. Несмотря на то, что правительство Индии называет сегодня наксалитов террористами, это не уменьшает значение тех социально-экономических факторов, которые питали и питают это движение. Фактически, это левые коммунисты, маоисты, которые действуют в бедных, захолустных крестьянских районах.
10 В 1970 г. наксалиты попытались развернуть партизанскую войну в Калькутте. За период с апреля по ноябрь 1970 г. в городе было убито 36 полицейских, более 400 получили тяжелые ранения. Террор наксалитов был настолько брутален, что власти на время поселили полицейских с семьями в казармы под усиленной охраной. Полицейские отвечали наксалитам также не в духе ахимсы, которая предполагает не только запрет на убийство, но и отвергает причинение какого-либо вреда действием или словом.
11 Полицейские не арестовывали наксалитов, они их расстреливали на месте, если полагали, что перед ними член Компартии Индии (марксистско-ленинской), идейного вдохновителя наксалитского движения. Показательно также, что члены КПИ (м-л) не останавливались перед применением насилия не только против полицейских, но и в отношении членов другой коммунистической партии – марксистской. В 1971 г. в обоюдных столкновениях (а не в ходе теоретических дебатов о путях построения социализма в Индии) погибло 350 членов КПИ (м) и 1300 членов КПИ (м-л) [4].
12 Кастовая система – по-прежнему причина многих социальных конфликтов в Индии. Несмотря на принятые в период независимости законодательные акты, делающие всех граждан Индии равноправными, неприкасаемым приходится отстаивать свои права. И не всегда они это делают в духе учения М.Ганди. В апреле 2018 г. в Индии прошли манифестации представителей низших каст, которые протестовали против попыток Верховного суда страны ограничить их права. В ходе столкновений с полицией и погромов на улицах 9 человек были убиты [5].
13 В последние годы в Индии получило распространение движение общественности в защиту женщин от сексуального насилия, известное как «Нирбхая». Оно берет своё начало с событий декабря 2012 г., когда шестеро отморозков изнасиловали в автобусе 23-летнюю студентку, а потом избили и выбросили ее на дорогу. Девушка через несколько дней после этого скончалась в больнице. По Индии прошли массовые митинги с требованием казнить насильников (до этого за такое преступление полагалось 10 лет тюремного заключения). Общественность добилась своего: суд приговорил преступников к смертной казни [6]. Кто из участников этой драмы вспомнил о «непротивлении злу насилием»?
14 Не вспоминают индусы о ненасилии, когда дело касается Кашмира.
15 Кашмирскую проблему с полным основанием можно рассматривать не только как пограничный спор, но и как межконфессиональный конфликт между мусульманами и индуистами. В ответ на вылазки вооруженных боевиков из Пакистана индийская армия в течение нескольких последних лет регулярно проводит т.н. «хирургические удары» по базам террористов (в т.ч. и недавний – в феврале-марте 2019 г.). Очевидно, что при этом применяется оружие и гибнут люди. Обращает на себя внимание заявление одного из индийских офицеров, служащих в зоне кашмирского конфликта, что «к ним в плен боевики могут попасть только случайно» [7]. То есть убивают без суда и следствия и без всякого сострадания.
16 Исторический опыт Индии свидетельствует, что насилия в национальной культуре этой страны ничуть не меньше, чем отказов от него. По числу громких убийств первых лиц (Махатма Ганди, Индира Ганди, Раджив Ганди) Индия может встать в один ряд с США и царской Россией. Столкновения крестьян и землевладельцев, неприкасаемых и представителей высших каст, в ходе забастовок рабочих редко обходятся без человеческих жертв, а уж разрушений и материального ущерба насчитывают на миллиарды рупий. И нечасто в информации об этих событиях встречаешь упоминания о стремлении конфликтующих сторон достичь компромисса и консенсуса.
17 В истории национально-освободительного движения Индии методы ненасилия соседствовали с леденящей кровь практикой насильственных действий. Приведем хрестоматийный случай периода особой популярности кампаний гражданского неповиновения, инспирированных М.Ганди. В феврале 1922 г. в местечке Чаури-Чаура участники акции протеста сожгли заживо 22 полицейских, запертых в полицейском участке. Ганди отменил после этого кампанию гражданского неповиновения и признал: «Индия не была еще достаточно ненасильственной, чтобы приступить к кампании гражданского неповиновения» [8].
18 Но вернемся ближе к нашим дням.
19 2 января 2019 г. две женщины – 42-летняя Бинду Аммини и 44-летняя Канака Дурга посетили индуистский храм Сабаримала в штате Керала. Этот храм посвящен богу Айяппана, и его посещение по традиции запрещено лицам женского пола от 10 до 50 лет. В прошлом году Верховный суд Индии снял этот запрет, и две женщины (согласно местным СМИ, они были связаны с коммунистами) решили таким образом добиваться реализации принципа равноправия женщин и мужчин [9].
20 Что после этого началось? Храм закрыли для ритуального «очищения», а на улицах начались потасовки между правоверными индуистами и сторонниками правящей в Керале КПИ (м). В ход пошли камни, а полиция, разгоняя противоборствующие группировки, использовала водометы. Газета «Таймс оф Индия» через день подвела итог столкновений в штате Керала: один убит, 100 человек, включая 21 полицейского, получили ранения, 35 домов разрушено, 745 человек арестовано «за насилие» [10]. Был в этих событиях и эпизод в духе гандизма: женщины штата Керала (общим числом около 5 млн) выстроились в живую цепь длиной в 620 км, чтобы поддержать своих подруг и принципы гендерного равенства [9].
21

* * *

22 Ненасильственные методы утверждения своих политических взглядов не ушли из политической жизни Индии. Можно вспомнить голодовки протеста против коррупции, которые объявляли такие харизматические общественные деятели Индии, как Анна Хазаре в 2011 г. или Баба Рамдев в 2012 г., тогда к ним примыкали десятки тысяч последователей. Но было бы преувеличением считать, что индийскому национальному характеру присущ только ненасильственный способ отстаивания собственных интересов, решения споров с оппонентами.
23 Очевидно, что насилие у индийцев в той же мере, что и ненасилие, является оружием политической борьбы, формой выражения протеста. Без учета этого картина политической жизни Индии, насыщенная конфликтами и противоречиями, выглядит неполной.

References

1. Сафронова А.Л. Героические образы протестных движений в Индии: прошлое и настоящее// Азия и Африка сегодня, 2019, № 1, с. 32-37. (Safronova A.L. 2019. Heroic images of protest movements in India: past and present // Azia i Afrika segodnya. № 1) (In Russ.)

2. Социальный протест на современном Востоке. Под ред. Д.В.Стрельцова. М., 2016, 304 с. (Social Protest in Modern East. 2016. Ed. by D.V.Streltsov. M.) (In Russ.)

3. Бектимирова Н.Н. Феномен социального протеста // Азия и Африка сегодня. 2018, № 1, с. 78-79. (Bektimirova N.N. 2018. Phenomenon of social protest // Azia i Afrika segodnya. № 1) (In Russ.)

4. Чару Мазумдар. (Charu Majumdar) (In Russ.) – http://www.rusproject.org/node/908 (accessed 9.09.2018)

5. В Индии массовые протесты касты неприкасаемых: 9 человек погибли. (Mass protests of untouchables in India: 9 people were killed) (In Russ.) – http://vnews.agency/news/society/103064-v-indii-massovye-protesty-kastyneprikasaemyh-9-chelovek-pogibli.html (accessed 9.09.2018)

6. В Индии суд подтвердил смертный приговор четырем насильникам. (In India, the court confirmed the death sentence of four rapists) ( In Russ.) – https://ria.ru/20170505/1493746309.html (accessed 8.09.2018)

7. Введение в историю индийской герильи. (Introduction to the history of Indian guerilla) (In Russ.) – https://antinormanist.livejournal.com/113178.html (accessed 8.09.2018)

8. Юрлов Ф.Н., Юрлова Е.С. История Индии. ХХ век. М., 2010, с. 10. (Yurlov F.N., Yurlova E.S. 2010. History of India. XX century. M.) (In Russ.)

9. «Историческое событие»: в Индии две женщины вошли в запрещенный храм. («Historic event»: in India, two women entered a forbidden temple) (In Russ.) – https://www.bbc.com/ukrainian/news-russian-46738517 (accessed 3.01.2019)

10. The Times of India. 04.01.2019.