Russia-South Africa Cooperation: from Missed Opportunities to Growth Potential
Table of contents
Share
QR
Metrics
Russia-South Africa Cooperation: from Missed Opportunities to Growth Potential
Annotation
PII
S032150750004386-6-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Margarita Obraztsova 
Affiliation: Institute for African Studies, Russian Academy of Sciences
Edition
Pages
64-69
Abstract

Longstanding, but not always simple relations between Russia and South Africa developed mainly in political and other spheres, but not in financial. The Soviet Union’s support for the national liberation struggle of the African people laid a solid base for trade and economic ties. Unfortunately with the destruction of the USSR foreign policy priority moved towards the EU and the USA.

Nowadays the European Union continues to play an important role in foreign trade with Russia. The EU’s share in the geographical structure of our country’s foreign trade amounted to 42,2% in 2017. But Western sanctions against Russia show that commitment to Eurocentrism is dangerous. This, in turn, prompted the Russian government to diversify its trade and economic directions.

Therefore the Russian business is trying to enter the South African market. But there it faces strong competition from Western and Chinese companies. Therefore the volume of trade and economic relations between Russia and South Africa remains at a low level. South Africa’s share in foreign trade with Russia is only 0,2% and occupies only 68th place in this indicator.

The success of domestic firms in South Africa depends on the knowledge of the specifics of doing business in South Africa, focus on long-term partnership and state support.

In this article the author analyzes the prospects of Russian-South African cooperation and offers the readers the possible mechanisms for strengthening bilateral ties.

Keywords
platinum group metals, natural resources, Business Council, Norilsk Nickel, Renova
Received
27.04.2019
Date of publication
29.04.2019
Number of purchasers
47
Views
1280
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 100 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should sign in

Full text is available to subscribers only
Subscribe right now
Only article and additional services
Whole issue and additional services
All issues and additional services for 2019
1 Российско-южноафриканские связи имели свои особенности на каждом историческом этапе.
2

ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ РОССИЕЙ И ЮАР

3 Наиболее активное вовлечение Российской империи в дела Южной Африки относится к периоду Англо-бурской войны 1899-1902 гг. В Трансваале русские воевали на стороне буров, что обусловливалось давним соперничеством с Англией. Однако с победой англичан развитие отношений между нашими странами было приостановлено.
4 Новый виток взаимоотношений приходится на период совместной борьбы СССР и Южно-Африканского Союза – доминиона Великобритании – против фашистской Германии. Союзнические отношения привели к установлению в 1942 г. дипломатических отношений между двумя странами, открытию советского Генерального консульства в Претории, торгово-экономического представительства в Йоханнесбурге и консульского агентства в Кейптауне [1]. Однако в 1956 г. эти отношения были разорваны по идеологическим причинам по инициативе правящей Национальной партии.
5 Начиная с 60-х гг. СССР стал оказывать всестороннюю помощь (политическую, дипломатическую, информационно-пропагандистскую, военную и гуманитарную) Африканскому национальному конгрессу (АНК), находившемуся под запретом с 1960 по 1990 гг. [2], в национально-освободительной борьбе против режима апартеида. Любые связи, в т.ч. торговые1, с режимом апартеида были разорваны вплоть до запрета гражданам ЮАР на въезд в Советский Союз.
1. Исключением явилась сделка по продаже необработанных алмазов СССР со швейцарской дочерней компанией De Beers (прим. авт.).
6 Разрушение СССР и смена социально-экономической парадигмы в нашей стране негативным образом сказались на развитии связей с новым правительством Южной Африки, пришедшим к власти в 1994 г. в ходе первых в истории государства подлинно демократических выборов. К такому развитию событий привело поспешное установление отношений с терпящим поражение и осуждаемым мировым сообществом расистским режимом. В ноябре 1991 г. были установлены консульские, а 28 февраля 1992 г. глава МИД РФ А.Козырев подписал соглашение об установлении дипломатических отношений [3].
7 Между тем, на рубеже XX-XXI вв. африканское направление стало играть незначительную роль в российской внешней политике. Было распространено мнение о том, что «Африка не нужна России. Она провалилась в черную дыру непреодолимой отсталости, кризисов и конфликтов и не представляет для нас интереса как партнер» [4].
8 Позже ситуация стала меняться. Этому, в частности, способствовал подписанный в 2006 г. Договор о дружбе и партнерстве между Россией и ЮАР. Однако все эти изменения касались укрепления отношений в политической сфере и мало способствовали углублению торгово-экономических связей.
9 В последнее время, особенно на фоне санкций США и Запада против России, стало очевидным, что приверженность европоцентризму себя не оправдала. В этой связи руководство страны вынуждено предпринимать энергичные шаги по диверсификации торговых потоков. Активное сотрудничество с Китаем и Индией, а также давними партнерами в Северной Африке и Латинской Америке, безусловно, дает возможность расширить рынки сбыта и нарастить наш экспорт. Вместе с тем, в ряде стран Ближнего Востока велики риски дестабилизации внутренней ситуации в силу высокого уровня социально-политических противоречий в обществе. В этой связи одним из наиболее привлекательных направлений для развития торгово-экономического сотрудничества на взаимовыгодной основе могла бы стать одна из крупнейших экономик Африканского континента – ЮАР.
10

ДИНАМИКА ВНЕШНЕТОРГОВОГО ОБОРОТА РОССИИ И ЮАР

11 В постперестроечный период Россия утратила как влияние на африканские страны, так и открывавшиеся перед ней возможности для развития и углубления торгово-экономических связей. В это время ключевое значение для России приобретает сотрудничество с европейскими странами. Достаточно сказать, что в 1998 г. на долю стран Европейского Союза приходилось $23763,1 млн (32,8%) российского экспорта и $15978,5 млн (36,3%) импорта. На страны Африки в этот же период – $989,2 млн (1,4%) и 379,2 млн (0,9%), соответственно [5].
12 Товарооборот России и Южной Африки в этом же году составил всего $73,7 млн, из которого на экспорт пришлось $21,9 млн, а на импорт – $51,8 млн [6]. В результате, южноафриканский рынок оказался по-прежнему занят традиционными партнерами ЮАР из числа европейских стран, а также США и Китая. Отечественный же бизнес, ориентированный на быстрые и исключительно высокие прибыли в самой России, не был готов к жесткой конкуренции с западными компаниями.
13 Таким образом, недальновидные действия нового руководства РФ в 80-х – начале 90-х гг. прошлого века привели к тому, что огромный задел, возникший благодаря поддержке Советским Союзом национально-освободительной борьбы южноафриканского народа, был нивелирован, и фактически пропали колоссальные политические и экономические инвестиции, сделанные нами в период после обретения странами Африки независимости от европейских метрополий. Именно этим объясняется тот факт, что, несмотря на длительную историю взаимоотношений между ЮАР и СССР/Россией, на современном этапе они остаются на заметно более низком уровне, нежели можно было ожидать. В наших отношениях продолжает доминировать политическая составляющая над экономической.
14 Сегодня сохраняется высокая зависимость России от стран Евросоюза, доля которого в географической структуре внешней торговли нашей страны остается существенной, составив в 2017 г. 42,2% [7]. Основным торговым партнером России является Китай, доля которого во внешнеторговом обороте составляет 14,7%, на 2-м месте находится Германия – 8,5%, на 3-м – Нидерланды – 7%. ЮАР занимает 68-е место с долей 0,1% [8].
15 Тем не менее, нельзя не отметить наметившиеся в последние годы определенные позитивные сдвиги в торгово-экономических отношениях РФ и ЮАР. Так, если в 1992 г. товарооборот между Россией и ЮАР составлял лишь $0,8 млн, то в 2000 г. – уже $104,3 млн [8]. В 2010 г. этот показатель впервые превысил $500 млн, достигнув в 2013-м $1,072 млрд. В последующие годы, однако, показатель товарооборота снижался: в 2014 г. – $976 млн, в 2015 г. – $836,4, в 2016 г. – $717,7, в 2017 г. – $837 млн [8].
16

Таблица. Товарооборот между Россией и ЮАР, 2010-2017 гг. ($ млн)

17 Составлено автором по: ФТС России (http://www.customs.ru/); Ru-Stat: Экспорт и импорт России по товарам и странам (http://ru-stat.com).
18

Как видно из таблицы, характерной чертой двусторонних отношений является отрицательное сальдо в торговле России с ЮАР. В структуре российского экспорта в ЮАР преобладает сырьевая составляющая (см. диагр. 1), а в структуре российского импорта из ЮАР, наоборот, высока доля высокотехнологичной продукции (см. диагр. 2).

19 За 9 месяцев 2018 г. товарооборот России и Южной Африки составил $797 млн (рост на 26% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года [9]), за период с сентября 2017 г. по сентябрь 2018 г. $1,12 млрд. Доля ЮАР во внешней торговле с Россией по-прежнему составляет всего 0,2% (68-е место) [4].
20 Всего же за период с 2013 по 2018 гг. товарооборот России и Южной Африки достиг $5,23 млрд. Это, однако, в 90 раз меньше товарооборота России и Китая – главного на сегодняшний день торгово-экономического партнера нашей страны, который за тот же период составил $469,2 млрд. И доля товарооборота Россия-Китай равняется 12,7% против 0,1% – доли товарооборота Россия-ЮАР [8].
21

Диаграмма 1. Структура экспорта РФ в ЮАР, 2017 г. (%).

22

Составлено автором по: Внешняя торговля России (http://russian-trade.com/); Экспорт и импорт России по товарам и странам (http://ru-stat.com).

23

Диаграмма 2. Структура импорта РФ из ЮАР, 2017 г. (%).

24

Составлено автором по: см. диагр. 1.

25 Как видим из данного анализа, несмотря на явное улучшение показателей внешней торговли по сравнению с 1998 г., объем товарооборота между нашими странами продолжает оставаться крайне низким.
26 Вместе с тем, тот факт, что правящей партией в ЮАР является Африканский национальный конгресс, получивший неоценимую помощь Советского Союза в борьбе против режима апартеида и помнящий об этом до сих пор, мог бы послужить основой для развития крепких двусторонних отношений с ЮАР. Это, однако, было бы возможно при условии разворота внешней политики России на Юг и отнесения к числу приоритетных направлений сотрудничество нашей страны с государствами Африки южнее Сахары.
27

ДВУСТОРОННИЕ ОТНОШЕНИЯ РОССИЯ-ЮАР

28 В основе отношений между Россией и ЮАР лежит Соглашение между Правительством РФ и Правительством ЮАР от 28 апреля 1999 г., в соответствии с которым был образован Смешанный межправительственный комитет по торгово-экономическому сотрудничеству между РФ и ЮАР (СМПК). В настоящее время сопредседателем российской части СМПК является министр природных ресурсов и экологии РФ, а южноафриканской – министр международных отношений и сотрудничества ЮАР.
29 Очередное, 15-е заседание СМПК РоссияЮАР проходило в Москве с 19 по 21 ноября 2018 г. В ходе пленарного заседания Комитета, в частности, было отмечено, что одним из перспективных направлений совместной работы двух стран в области геологии и недропользования является добыча и переработка природных ресурсов, обмен технологиями в сфере переработки сырья. По итогам была подписана Программа российско-южноафриканского сотрудничества в области разведки, добычи, переработки, обогащения полезных ископаемых на период до 2025 г. Кроме того, стороны поставили подписи под «Дорожной картой» о реализации приоритетных направлений взаимодействия РФ и ЮАР по металлам платиновой группы (МПГ). Стороны договорились также создать Совместную рабочую комиссию по реализации «Дорожной карты» в срок до проведения очередной встречи Рабочей группы по МПГ в 2019 г., а также выразили готовность разработать приоритетные проекты и инициативы в соответствии с «Дорожной картой». В протоколе, подписанном по итогам заседания СМПК, отражена договоренность рассмотреть вопрос о создании в рамках Комитета постоянно действующей двусторонней структуры, координирующей сотрудничество в области борьбы с хищениями и незаконным оборотом драгоценных металлов.
30 Площадкой, призванной быть местом для обсуждения предпринимательским сообществом практических вопросов торгово-экономического характера, является Деловой совет Россия-ЮАР. Он был создан в ходе визита президента РФ В.В.Путина в ЮАР 5-6 сентября 2006 г. [10].
31 Совет состоит из двух частей: российской (ТПП РФ, Российский Союз промышленников и предпринимателей) и южноафриканской (ТПП Южно-Африканской Республики (CHAMSA), Союз предпринимателей ЮАР (BUSA)). Сопредседателем российской части Делового совета является управляющий директор ГК «Ренова» В.П.Кремер. Сопредседатель с южноафриканской стороны – глава горнодобывающей компании «Mmakau Mining» Бриджет Радебе.
32 Стоит отметить, что в рамках 15-го заседания СМПК должно было состояться очередное совместное заседание Деловых советов Россия-ЮАР и ЮАР-Россия. Однако большинство из участников этого мероприятия с южноафриканской стороны, в т.ч. сопредседатель Делового совета ЮАР-Россия Б.Радебе, не приехали в Россию.
33 18 февраля 2011 г. ЮАР присоединилась к межгосударственному объединению БРИК, превратившемуся с ее вступлением в БРИКС. Сегодня, помимо политических вопросов, эти страны координируют и экономические взаимоотношения.
34 В ходе рабочего визита в Москву тогдашнего министра международных отношений и сотрудничества ЮАР М.Нкоана-Машабане 2 сентября 2013 г. было заключено Соглашение об учреждении в городе Йоханнесбурге Торгового представительства РФ в ЮАР, которое создало правовую базу для его деятельности, развития внешнеэкономических связей, инвестиционного сотрудничества между двумя государствами и укрепления позиций России в африканском регионе.
35 С 2015 г. в Совете Федерации ФС РФ также действует группа по сотрудничеству с Национальным советом провинций ЮАР2, функционирует совместный комитет по научно-техническому сотрудничеству, задачами которого являются проекты взаимодействия в области ядерных исследований, разработки медицинских и суперкомпьютерных технологий [11].
2. Верхняя палата парламента (прим. авт.).
36 Необходимо отметить, что укреплению отношений на политическом уровне способствуют регулярные встречи глав государств, которые в т.ч. обсуждают вопросы торгово-экономического сотрудничества.
37

РОССИЙСКИЕ КОМПАНИИ НА РЫНКЕ ЮАР

38 Как показало прошедшее 15-е заседание СМПК, готовые проекты для реализации и реальные перспективы развития двустороннего сотрудничества существуют в области промышленности.
39 В октябре 2018 г. была успешно завершена сделка по приобретению компанией TMH Africa, являющейся международным подразделением АО «Трансмашхолдинг», машиностроительного завода DCD Rolling Stock по сборке, техническому обслуживанию и модернизации подвижного состава различного назначения в г. Боксбург. ООО «Комбайновый завод «Ростсельмаш» совместно с южноафриканской компанией Feeler Africa намерены создать сеть мототракторных станций, организовать сервисные центры и сборочные предприятия в ЮАР. Компания также планирует реализовать программу подготовки кадров для нужд проекта.
40 Выражена готовность ПАО «КАМАЗ» совместно с дистрибьютором – компанией BELL Equipmentобеспечить полное сервисное и гарантийное обслуживание российской грузовой техники КАМАЗ на всей территории Южной Африки. Стороны отметили успешное проведение российской компанией АО «Автомобильный завод «УРАЛ» демонстрационных показов автомобилей Урал-NEXT в ЮАР. Стороны приветствовали готовность ООО «НПО «Полет» учредить в ЮАР предприятие для локализации производства продукции из композитных материалов, включая конструкционные материалы, элементы внешней и внутренней отделки городских, пригородных и междугородних пассажирских вагонов.
41 Южноафриканская сторона приветствовала намерение российской компании САТКА учредить в сотрудничестве с принадлежащей черному бизнесу компанией Manvest железо-марганцевую электроплавильную компанию в ЮАР в рамках курса правительства ЮАР на обогащение минеральных ресурсов. Осуществляется сотрудничество госкорпорации «Росатом» в рамках Национальной программы промышленного участия3
3. National Industrial Participation Programme (NIPP) (прим. авт.).
42 Вместе с тем, стороны отметили появление в последние годы определённых осложнений в осуществлении двусторонних торговых расчётов в валютах третьих стран. Речь, конечно же, идет об американском долларе, который используется США в качестве инструмента для дестабилизации отношений России с другими странами. Южноафриканская сторона также обеспокоена сложностями в этом направлении, поэтому приветствует намерение перейти на расчет в национальной валюте.
43 Что касается сотрудничества в области геологии и недропользования, то стороны поддержали намерение АО «Росгеология» и профильных организаций ЮАР по реализации проектов геологоразведки, освоения и добычи углеводородного сырья и первичной переработки нефтяных ресурсов. Вместе с тем, в Южной Африке продолжаются споры относительно целесообразности строительства атомной электростанции.
44 Наиболее успешной на сегодняшний день сферой двустороннего экономического сотрудничества является добыча полезных ископаемых. Крупнейшим инвестором из российских компаний, работающих в ЮАР, является группа компаний (ГК) «Ренова», возглавляемая В.Вексельбергом. В 2005 г. «Ренова» совместно со своим южноафриканским партнером основала компанию United Manganese of Kalahari (UMK) по разведке и добыче марганцевых руд в пустыне Калахари. Сегодня UMK занимает 4-е место по производству марганца в мире [12].
45 Основным предприятием Группы «Норильский никель» в ЮАР является Nkomati Mining. Партнером ОАО «ГМК Норильский никель» по проекту Nkomati является южноафриканская компания African Rainbow Minerals (ARM). 50% акций принадлежит ОАО «ГМК Норильский никель», остальные 50% – компании ARM.
46 Другой пример российских инвестиций в южноафриканскую металлургию – приобретение в 2010 г. «Северсталью» за $25 млн [11] 33% акций южноафриканской компании Iron Mineral Beneficiation Services (IMBS). В 2011 г. в г. Палаборва (провинция Лимпопо) IMBS начала строительство завода по выпуску горячебрикетированного железа по новой технологии. К началу 2016 г. на предприятии было запущено коммерческое производство [13].
47 Как видим, примеров успешного ведения отечественными компаниями бизнеса в ЮАР не так уж и много. В основном это декларации о намерениях и изъявления желания сторонами развивать то или иное направление.
48 Среди шагов, которые могли бы дать толчок углублению двусторонних отношений, могли быть следующие:
  • открытие представительства одного из российских банков и/или открытие корреспондентских счетов между российскими и южноафриканскими банками, что облегчило бы взаиморасчеты, в т.ч. посредством национальных валют;
  • укрепление кооперации по металлам платиновой группы (наподобие ОПЕК);
  • организация ремонтного «хаба» в ЮАР с учетом того, что страны юга Африки оснащены нашей техникой (удержать рынок сервисного обслуживания);
  • строительство АЭС;
  • выдача связанных кредитов на покупку российского оборудования и постройку инфраструктурных объектов силами российских компаний;
  • создание Российского культурного центра в ЮАР, что позволило бы укрепить гуманитарное сотрудничество, как важную основу для укрепления доверительных отношений между двумя странами.
49 У России и ЮАР имеется огромный потенциал для взаимовыгодного сотрудничества. Однако российскому бизнесу приходится вступить в соперничество с мировыми гигантами из числа западных монополий, многие десятилетия, а то и столетия, работающих на южноафриканском рынке, а также с компаниями из Индии и Китая. Нужно также иметь в виду, что успех российских инвесторов будет в значительной мере определяться знанием всех нюансов ведения бизнеса в ЮАР, в т.ч. знанием ВЕЕ4-законодательства и правильным выбором ВЕЕ-партнеров.
4. Black Economic Empowerment (BEE) (прим. авт.).
50 Россия и ЮАР, несомненно, являются стратегическими партнерами. Восстановление Российской Федерацией экономических связей с ЮАР, открывающей доступ на рынки других стран Африки южнее Сахары, в области использования природных ресурсов и возможность координации их сырьевой политики, позволит существенно укрепить позиции страны на континенте. Очевидно, США и ЕС будут препятствовать расширению сотрудничества в сырьевой сфере между Россией и Африкой. Ибо объединение усилий между странами в области экономики повлечет за собой и политическое сближение, что, в свою очередь, сможет существенно укрепить позиции двух стран в качестве активных игроков на международной арене.

References

1. Petrakov M. K 25-letiyu ustanovleniya diplomaticheskikh otnoshenij Rossii i YuAR // Mezhdunarodnaya zhizn'. 2017. (Petrakov M. 2017. To 25th anniversary of diplomatic relations between Russia and South Africa // International Affairs) (In Russ.) – https://interaffairs.ru/news/show/16955 (accessed 13.12.2018)

2. African National Congress Timeline 1960-1969 // South African History Online – https://www.sahistory.org.za/topic/african-national-congress-timeline-1960-1969 (accessed 12.12.2018)

3. Shubin V. Zachem Yuzhnoj Afrike BRIKS i zachem BRIKSu Yuzhnaya Afrika? // Indeks bezopasnosti. 2013, № 2 (105). (Shubin V. 2013. Why South Africa needs BRICS and why BRICS needs South Africa? // Security index. № 2 (105) (In Russ.)

4. Vasil'ev A., Korendyasov E. Rossijsko-afrikanskie otnosheniya cherez desyat' let: novyj start // Rossijskij sovet po mezhdunarodnym delam. (Vasilyev A., Korendyasov E. Russian-African relations in ten years time: a new start) (In Russ.) – http://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/rossiysko-afrikanskie-otnosheniya-cherez-desyat-letnovyy-st/ (accessed 13.12.2018)

5. Rossijskij Tsentr vneshnej torgovli // Geograficheskaya struktura ehksporta i importa Rossii v 1998 g. (Russian National Trade Point // Geographic structure of exports and imports of Russia in 1998) (In Russ.) - https://www.rusimpex.ru/index7.htm (accessed 25.11.2018)

6. Torgovo-ehkonomicheskie otnosheniya Rossijskoj Federatsii s Yuzhno-Afrikanskoj Respublikoj. (Trade and economic relations of the Russian Federation with the Republic of South Africa) (In Russ.) – http://www.mid.ru/ru/maps/za/-/asset_publisher/mNKyBR4ugevQ/content/id/548482 (accessed 20.10.2018)

7. Vesti. Ehkonomika // Profitsit vneshnej torgovli RF vyros v 2017 g. na 25%. (News. Economy // Russia’s foreign trade surplus increased by 25% in 2017) (In Russ.) – https://www.vestifinance.ru/articles/97401 (accessed 28.10.2018)

8. Statistika vneshnej torgovli. Po dannym FTS Rossii // Tovarooborot mezhdu Rossiej i Yuzhnoj Afrikoj. (Russia: foreign trade statistics. According to the FCS of Russia // Trade between Russia and South Africa) (In Russ.) – http://ru-stat.com/date-Y2013-2018/RU/trade/ZA (accessed 15.11.2018)

9. Kobylkin: tovarooborot mezhdu Rossiej i YuAR za 9 mesyatsev 2018 goda vyros na 26% // TASS. 21.11.2018. (Kobylkin: trade between Russia and South Africa for 9 months of 2018 increased by 26% // TASS. 21.11.2018) (In Russ.) – https://tass.ru/ekonomika/5817198 (accessed 25.11.2018)

10. O sotrudnichestve s YuAR po linii TPP Rossii. (About cooperation with the South Africa in the framework of the CCI of Russia) (In Russ.) – https://tpprf.ru/ru/vneshnie-svyazy/bilateral_cooperation/countries/africa/rsa/ccirfrsacoop/ (accessed 14.12.2018).

11. Sotrudnichestvo stran BRIKS: Rossiya i YuAR. (The cooperation of BRICS countries: Russia and South Africa) (In Russ.) – https://wtcmoscow.ru/services/international-partnership/analitycs/sotrudnichestvo-stran-briks-rossiya-i-yuar/ (accessed 14.12.2018)

12. United Manganese of Kalahari – http://umk.co.za/about_us.html (accessed 2.12.2018)

13. Iron Mineral Beneficiation Services – https://www.imbsworld.com/about.htm (accessed 5.11.2018)

Comments

No posts found

Write a review
Translate