Эфиопия: oпыт этнического федерализма
Эфиопия: oпыт этнического федерализма
Аннотация
Код статьи
S032150750004076-5-1
Тип публикации
Рецензия
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Виноградова Н.  
Должность: ст.н.с.
Аффилиация: Центр изучения стран Тропической Африки ИАфр РАН
Адрес: РФ, 123001, Москва, ул. Спиридоновка, 30/1
Выпуск
Страницы
77-79
Аннотация

  

Ключевые слова
Эфиопия, этнический федерализм, межэтнические отношения, конфликты, этническая иерархия
Классификатор
Дата публикации
27.03.2019
Всего подписок
90
Всего просмотров
1776
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
1 В 2018 г. вышла в свет книга д.и.н., профессора, заслуженного деятеля науки РФ, гл.н.с. ИАфр РАН Р.Н.Исмагиловой «Эфиопия: особенности федерализма» / отв. ред. чл.-корр. РАН Д.М.Бондаренко, к.э.н. А.А.Ткаченко (М., ИАфр РАН, 2018. 544 с., с илл.).
2 Р.Н.Исмагилова, старейший российский африканист, занимается Африкой, начиная с поступления в аспирантуру Института этнографии АН СССР в 1950 г. Специализируется на изучении этнических проблем африканских стран, межэтнических отношений и конфликтов, традиционных социокультурных и политических институтов, их роли в современном обществе, федерализма.
3 Представленная монография стала итогом многолетней исследовательской работы автора над проблемами развития Эфиопии, особенностями становления ее федеративной и политической систем. В центре внимания автора – уникальный опыт Эфиопии – единственной страны в мире, где этничность официально рассматривается как политическая идеология. Важность заявленной темы обусловлена существованием большого количества полиэтнических государств, для которых актуально решение остро стоящих этнических проблем, оказывающих влияние на их политическое развитие.
4 Исследование основывается на солидной источниковедческой базе, личных контактах автора с зарубежными учеными, работе в западных библиотечных фондах, научных центрах африканистики, уникальных полевых экспедициях, в которых Р.Н.Исмагилова принимала участие, опросов и интервью, проведенных автором. В работе использованы данные, относящиеся к 2016-2017 гг., что, безусловно, повышает ее научную ценность. Важным представляется и анализ работ эфиопских авторов, изданных в последние годы, которые сегодня доступны далеко не каждому российскому африканисту.
5 Монография состоит из «Введения», двух частей (14 глав: 4 и 10, соответственно), «Заключения», «Списка сокращений» и «Приложения».
6 Рассмотрев в 1-й части («Этничность – многоплановое явление») этнический состав, дав этнографическую характеристику крупных народов, межэтнических отношений и конфликтов, традиционных институтов и механизмов урегулирования конфликтов, автор переходит во 2-й части («Этнический федерализм») к изучению национального вопроса и исторических аспектов национальной политики, анализирует систему этнического федерализма, дает характеристику этнополитической ситуации в отдельных штатах Эфиопии, взаимодействию партии и государства, обобщает опыт Эфиопии за годы существования системы этнического федерализма.
7 По мнению автора, для Эфиопии характерно тесное взаимодействие политики и этничности, в результате чего этнический фактор оказывает влияние на все сферы жизни общества: политику, экономику, культуру. Политизация этничности приводит к созданию партийных организаций на этнической основе, выражающих интересы отдельных этнических групп. Это явление в масштабах страны формирует специфическую национальную этнополитическую систему. Поэтому исследование Р.И.Исмагиловой имеет особую значимость и актуальность.
8 Отдельно следует отметить Главу II «Традиционные институты и этнические стереотипы в системе этнического федерализма». Автор обращается к таким сложным проблемам, как этническая иерархия, этнические стереотипы, касты, пережитки домашнего рабства и их влияние на межэтнические отношения и внутриполитическую ситуацию. В главе использованы результаты полевых исследований, полученных автором, что представляет особую ценность.
9 Интересна точка зрения Р.Н.Исмагиловой по вопросу этнической иерархии. Автор считает, что этническая иерархия не только сохраняется в современных условиях, но и приобретает новые формы. В каждом штате, зоне, вореде существуют «титульные» и «нетитульные» национальности. В отличие от титульных, нетитульные ограничены в политических правах и не могут участвовать в органах управления вне «своих» административных единиц и тем самым подвергаются дискриминации. В Конституции Эфиопии представлена кодификация этнических общностей, их деление на «нации», «национальности» и «народы». Нации имеют (или могут иметь) штаты, национальности – зоны, народы – специальные или просто вореды. Таким образом, фактически на законодательном уровне утверждена иерархия этнических общностей.
10 Современная политология, как правило, обращается к материалам европейского государственного строительства и относит традиционные институты, нормы жизни к пережиткам прошлого, не заслуживающим внимания в наши дни. Однако они сохраняются в африканском обществе, продолжают играть в нем важную роль и все чаще напоминают о своей актуальности. Об этом свидетельствует тот факт, что все чаще появляется информация об «эффективности» древних практик и ритуалов: например, «захоронение копья войны» в 1993 г. закончилось установлением мира между несколькими племенами на юго-западе Эфиопии.
11 Обращаясь к вопросу межэтнических отношений и конфликтов (Глава III), Р.Н.Исмагилова предлагает выделять конфликты «горизонтальные» и «вертикальные», где «горизонтальные конфликты» отражают отношения между штатами и федеральным правительством, а «вертикальные» – отношения между этническими группами внутри штатов и между ними. Автор считает, что причины возникновения конфликтов имеют исторические корни, однако природа конфликтов прошлого и настоящего имеет существенные различия.
12 В Главе IV дается подробная характеристика традиционных механизмов и институтов урегулирования конфликтов у разных этносов (с. 101-179), что также представляет огромный интерес.
13 Вторая часть монографии начинается с глав общего характера, в которых автор прослеживает исторические этапы развития национальной политики, подробно излагает историю национального вопроса в Эфиопии в период с последней четверти XIX в. и до наших дней (Глава V), вскрывает и анализирует проблемы этнического федерализма (Глава VI).
14 В главах VII-XI Р.Н.Исмагилова впервые в нашей научной литературе обращается к исследованию этнополитической ситуации в шести штатах Эфиопии (Гамбелла, Бенишангул-Гумуз, Южных народов, Афар, Оромия, Сомали), говорит о ее сложности и противоречивости. Причины такого положения кроются, в частности, в полиэтничности, особенностях территориального расселения народов, исторических факторах, разной степени политизированности различных этнических групп. Большой интерес представляет раздел монографии, посвященный проблемам оромо (с. 398-444), где Р.Н.Исмагилова пишет не только о происхождении и процессе формирования этнической общности оромо, но и о роли, которую играют оромо в протестном движении последних лет (2015-2017 гг.).
15 Несмотря на декларируемое равное представительство, ни в одном штате Эфиопии оно не достигнуто, в стране нет стабильности, сохраняются конфликты. Автор проводит детальное, многостороннее исследование этнической ситуации в Эфиопии, особенностей ее административно-территориального устройства.
16 И завершает свой труд Р.Н.Исмагилова главами XIII «Партии и государство» и XIV «Этнический федерализм: опыт Эфиопии», в которых говорится о взаимоотношениях правящей партии и оппозиции, фактической монополизации правящей партией политического представительства, особенностях эфиопской практики федерализма. Автор считает, что «важной чертой этнического федерализма в Эфиопии является отсутствие подлинной децентрализации – неотъемлемой черты федерализма. Напротив, в Эфиопии есть все основания говорить о централизованной форме федеративной системы» (с. 523).
17 Чрезвычайно сложное положение в стране, сложившееся после 2012 г., массовые протестные выступления 2015-2017 гг. и последовавшие за ними репрессии, по мнению автора, могут привести к эскалации конфликтов.
18 Нельзя не согласиться и с мнением автора, что Эфиопия по-прежнему представляет собой этнократическое государство, в котором господствующее положение занимают тиграй (ранее, в недавнем прошлом, – амхара), а национальный вопрос не только не решен, но еще больше обострился: «Установление новой формы государственного устройства преследовало основную цель – решение этнических проблем (национального вопроса). Однако в действительности межэтнические конфликты не только не исчезли, но их стало значительно больше, и они трансформировались» (с. 517).
19 Стремление к самоутверждению того или иного народа, попытки поднять уровень своей политической значимости чреваты обратными последствиями – усилением национализма, экстремизма и ростом числа конфликтов. На данном этапе развития в Эфиопии нет ни подлинной централизации, ни гражданского единства.
20 В «Заключении» автором подводятся итоги 20-летнего периода развития эфиопского федерализма, дается оценка этого процесса. Выделяются положительные и негативные последствия проводимой эфиопским правительством национальной политики.
21 Заложенные в Конституции Федеративной Демократической Республики Эфиопия принципы равенства народов пока далеки от практической реализации, что подтверждается существованием неравенства различных этнических групп. Современные штаты рассматриваются как форма этнотерриториального самоопределения в системе федерализма. Однако в условиях, когда не все народы могут иметь свои административно-территориальные единицы, особое значение приобретает экстерриториальная этнокультурная автономия как форма самоопределения (с. 525).
22 Автор определяет этнокультурную автономию как право на сохранение этнокультурных особенностей того или иного народа, право общинной собственности, право на особые формы политического представительства и законодательную инициативу.
23 Негативное влияние на осуществление политики федерализма оказывают экономическая отсталость страны, нехватка финансовых ресурсов, политическая нестабильность, коррупция, изолированность этнической периферии, излишняя централизация со стороны федерального центра.
24

Что же дало Эфиопии введение системы этнического федерализма? Автор приводит следующие позитивные результаты опыта этнического федерализма в Эфиопии (с. 527):

   достигнуто законодательное закрепление и передача части властных полномочий штатам;

   созданы местные органы самоуправления, что играет положительную роль как в сохранении этнокультурного многообразия, так и в налаживании межэтнических отношений;

   федеральный центр приобрел мультикультурный характер;

   граждане получили возможность изучать и использовать в обучении родные языки;

   в большинстве штатов созданы зоны и вореды по узкоэтническому принципу, что стало законодательным закреплением основ этнокультурной автономии;

   наблюдается рост самосознания этнических меньшинств, выход их на политическую арену.

25 Однако этнический федерализм не сказался положительно на межэтнических отношениях, более того, наблюдается сохранение и обострение межэтнических конфликтов. Особенно это характерно для штатов Гамбелла, Оромия, Сомали.
26 В целом, этнический фактор стал играть бóльшую роль в политической жизни эфиопского общества. Р.Н.Исмагилова делает вывод, что «этничность стала средством политической мобилизации, представительства и участия в распределении ресурсов… продолжает определять кадровые назначения в центре и регионах, политические симпатии и партийную принадлежность» (с. 527), более того, возведение этничности в ранг политической идеологии привело к огосударствлению и политизации этничности и этнизации политики.
27 Дальнейшее развитие событий в Эфиопии полностью подтвердило вывод автора о политическом кризисе в верхах и сложных отношениях внутри правящей партии. В феврале 2018 г. под натиском антиправительственных выступлений молодежи оромо премьер-министр Хайлемариам Десалень добровольно ушел в отставку. Пришедший к власти в апреле 2018 г. Абий Ахмед и начатые им реформы положили начало новому этапу в истории Эфиопии.
28 В разделе «Приложения» представлены карты административного деления Эфиопии, относящиеся к имперскому периоду и современности, карты, иллюстрирующие распределение по районам страны оромо, амхара, сомали, тиграй (с. 538-543). Карты наглядны и информативны.
29 Исследование автором эфиопской системы этнического федерализма имеет как теоретическое, так и практическое значение. Выводы обоснованы и убедительны, базируются на теоретическом осмыслении этнических процессов в Эфиопии.
30 Однако, несмотря на положительное впечатление от рецензируемой работы, имеется и ряд замечаний. По непонятным причинам автор не рассматривает административно-территориальное деление, существовавшее до 1994 г. (в декабре 1994 г. принято современное административное деление): с 1952 по 1987 гг. в стране действовало деление на провинции. Первый шаг к объединению в федерацию был сделан в 1952 г., когда 12 провинций Эфиопии объединились с Эритреей. В 1963 г. произошло отделение Бале (от Харэрге), в 1981 г. – отделение Аддис-Абебы (от Шоа) и Асэба (от Эритреи). Особенности федерализма этого периода не просто вызывают большой интерес, но и во многом оказали влияние на дальнейшее формирование и развитие федеративной системы.
31 Кроме того, автор часто обращается к частным фактам, деталям, в мельчайших подробностях описывает традиции, обычаи, ритуалы отдельных народов, что, безусловно, заслуживает внимания, но лишь косвенно относится к заявленной теме исследования и несколько затрудняет восприятие материала.
32 В целом, монография – оригинальное, многоплановое исследование энциклопедического характера с элементами новаторства – представляет огромный научный интерес и, безусловно, вносит существенный вклад в развитие мировой и российской африканистики и эфиопистики.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести