Reform of educational system in China: a long way in 40 years
Table of contents
Share
Metrics
Reform of educational system in China: a long way in 40 years
Annotation
PII
S032150750004069-7-1
DOI
10.31857/S032150750004069-7
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Maria A. Guleva 
Occupation: Associate Professor, Chair of Media Linguistics
Affiliation: Faculty of Journalism, Lomonosov Moscow State University
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Pages
41-44
Abstract

Social and economic transformations, which began in China in December 1978, radically changed the life of the whole country. The modernization of the economy and the growth of population welfare were the key results of the reforms, which began 40 years ago under the leadership of Deng Xiaoping. Over the years of the reforms, there are a lot of changes in all spheres of the national economy, including the education system. Throughout the period of “reform and openness”, the priority for the PRC authorities was to maintain high economic growth rates, which allowed the country to compete in the context of globalization. And although the development of the social sphere was not originally a priority task for the country’s authorities, considerable success, including the educational sector, was achieved over the past 40 years. One of the most important achievements is the abolition of tuition fees at the stage of compulsory nine-year education. For a long time, education in primary and secondary schools of the first stage was not available to all representatives of Chinese society. Gradually, the situation began to change. By 2002, the illiteracy rate had dropped to 85 million people, and in 2017, according to official data, this figure was 4.85% of the total population. Over these decades, China has achieved impressive results in the education of a billion people, but there are still many difficulties to overcome on this path.

Keywords
China, Economic Reform and Openness, education
Date of publication
27.03.2019
Number of purchasers
28
Views
331
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 100 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should sign in

Full text is available to subscribers only
Subscribe right now
Only article
100 RUB / 1.0 SU
Whole issue
800 RUB / 16.0 SU
All issues for 2019
0 RUB /  SU
1 На протяжении всего периода «реформ и открытости» приоритетом для руководства КНР было поддержание высоких темпов роста экономики, что позволяло стране конкурировать в условиях глобализации. И хотя развитию социальной сферы уделялось недостаточно внимания, за прошедшие 40 лет удалось достичь немалых успехов, в т. и в образовательной сфере.
2 Одним из важнейших достижений можно назвать отмену оплаты за обучение на этапе обязательного девятилетнего образования.
3

ДОСТИЖЕНИЯ В РАЗВИТИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ

Долгое время обучение в начальной и средней школе первой ступени не было доступно всем представителям китайского общества (в Китае средняя школа делится на две ступени: первая ступень – это 7-9 классы, вторая – 10-11 классы)*.

* До сих пор обучение в 1-9 классах является обязательным для всех китайских детей, однако уже сейчас реализуются пилотные проекты по обучению 12 лет, и власти не исключают в будущем переход на 12-летнее обязательное образование в стране.
4 Еще в 1982 г. средний охват образованием среди детей в сельской местности составлял не более 63%. Постепенно ситуация стала меняться. К 2017 г. уровень неграмотности снизился до 4,85% всего населения [1, Tab. 2-15].
5 С 1 сентября 2006 г. вступил в силу закон, отменяющий любые взносы за обучение на этапе обязательного девятилетнего образования. Это, безусловно, открыло дорогу для малообеспеченных слоев населения, которые раньше не могли позволить себе отправлять детей на учебу.
6 До 1978 г. лишь 60% детей переходили из начальной в среднюю школу, а высшее образование получали и вовсе только 1,5% молодых людей. К 2016 г. охват начальным образованием достиг 99,9% всего населения, средним образованием второй ступени – 87,5%, а валовой показатель охвата обязательным девятилетним образованием достиг 93,4% [1, разд. 21]. Внушительные успехи очевидны и в развитии высшей школы. Так, в частности, коэффициент поступлений в высшие учебные заведения до начала реформ едва достигал 5%, в то время как в 2017 г. уже 45,7% абитуриентов успешно поступили в китайские вузы.
7 С 2010 г. новый виток развития получило дошкольное образование, которое ранее было крайне мало распространено. Госсовет КНР обнародовал документ, согласно которому развитие дошкольного обучения должно стать одним из приоритетных направлений в реформировании образовательной отрасли. За три года (с 2010 по 2013 гг.) количество детских садов выросло вдвое, достигнув почти 200 тыс., в то время как число детей, регулярно их посещающих, также возросло почти в 2 раза – с 20 до 39 млн человек [1, Tab. 2-5].
8 Качественное образование невозможно без высококвалифицированных педагогов на всех этапах обучения. С 1993 г. в Законе о преподавателях КНР отмечалась необходимость повышения заработной платы учителей, а также улучшения условий проживания педагогов, в особенности в отдаленных районах страны. В законе отмечалось, что средний уровень зарплат учителей не должен быть ниже, или вовсе должен превышать средний показатель оплаты труда государственных чиновников. На практике это стало непростой задачей, однако определенные достижения все же были достигнуты.
9 Кроме того, властям страны в период с 1994 по 2000 гг. было выделено более 114 млрд юаней ($16,5 млрд) с целью улучшения жилищных условий преподавателей в разных регионах страны, в т.ч. было построено более 150 млн км жилья для преподавателей. С 2010 г. руководство страны активно поощряет учителей, готовых отправиться из крупных городов на работу в западные и центральные районы страны, где до сих пор ощущается острая нехватка квалифицированных кадров. По этой программе к 2014 г. прошло обучение более 6 млн преподавателей [2, pр. 13-14]. Среди учителей средней школы специалисты, окончившие полный курс бакалавриата по педагогической специальности, составляют 82,5% от общей численности всех педагогов, в то время как 20 лет назад этот показатель едва достигал 11%. Выросла и численность преподавателей высшей школы: с 390 тыс. в 1994 г. до более 1,5 млн в 2014 г. [1, разд. 21].
10 Говоря о показателях образования, нельзя не упомянуть о китайских гражданах, уезжающих на обучение за рубеж. С 1979 по 2011 гг. на учебу за границу уезжало почти 2,2 млн человек, а только в 2016 г. этот показатель составил 545 тыс. человек, тем самым превратив Китай в главного «экспортера» иностранных студентов [3]. В этой связи долгое время сложным вопросом для китайских властей был поиск путей привлечения молодежи обратно в страну после окончания обучения за рубежом. В 2016 г. на родину вернулось почти 430 тыс. человек, или почти 82% от всех уехавших на учебу студентов. Молодым людям, вернувшимся в Китай, предлагают различные поощрения в виде льгот на открытие собственного бизнеса, а также высокие позиции в крупных государственных и международных компаниях.
11

НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Одной из важнейших концепций реформ образования в Китае стало решение Госсовета о необходимости развивать т.н. «качественное образование» (в противоположность к образованию, ориентированному исключительно на прохождение экзаменов). Ключевым моментом в этом переходе стало реформирование учебных программ и знакомство с современными зарубежными методиками преподавания. В феврале 2017 г. Министерство образования КНР объявило о концепции STEAM-образования и включения ее в программу начальной школы [4]*.

* STEAM-образование (S – science, T – technology, E – engineering, A – art, M – mathematics) основано на применении междисциплинарного и прикладного подхода, а также на интеграции всех пяти дисциплин в единую схему обучения (прим. авт.).
12 Разработкой концепции STEAM-образования сейчас занимаются разные представители образовательной отрасли КНР: это и научные проекты в рамках крупнейших университетов (например, Цинхуа, Пекинский университет и др.), и зарубежные компании, которые уже много лет осуществляют свою образовательную деятельность на территории КНР, а также различные китайские компании, имеющие разветвленную сеть клиентов по всей стране, включая школы, детские сады, а также учреждения по дополнительному образованию. На 2017 г. объем инвестиций в STEAM-образование достигал уже 3,3% от всех вложений в образование, и составил 330 млн юаней ($47,95 млн) [5].
13 Помимо этого, реформы коснулись и сдачи Гаокао (gakao) – единого государственного экзамена, в котором ежегодно принимает участие около 9 млн выпускников. Весь процесс обучения от дошкольного возраста и до окончания высшей средней школы нацелен на качественную подготовку абитуриентов. До сих пор этот экзамен задает тон всему школьному обучению, однако сейчас все заметнее тенденция к нововведениям в этой сфере. В ряде провинций уже проводят пилотные проекты по реформированию экзаменационной системы. Так, некоторые университеты начинают проводить свои собственные вступительные экзамены и устанавливать требования для абитуриентов. Экзамен по английскому языку как после окончания средней школы 1-й, так и 2-й ступени, будет проходить не только в письменной, но и устной форме, чего раньше не было. Все это непременно повлияет на развитие школьного образования, планирование дальнейшего обучения и реформирование учебных программ.
14

Таблица 1. Структура финансирования образовательной системы, 1992-2016 гг.

15

Источник: [1, Tab. 21-23].

16

ЧТО ЕЩЕ ПРЕДСТОИТ СДЕЛАТЬ?

Безусловно, в процессе образования населения, которое составляет 1,34 млрд человек, властям Китая предстоит сталкиваться все с новыми и новыми вызовами.

17 В опубликованном в 2010 г. «Долгосрочном плане реформ и развития образования на 2010-2020 гг.» отмечалась необходимость обеспечения равного доступа к образованию среди всех групп и слоев населения. В первую очередь, речь идет об устранении барьеров для обучения представителей национальных меньшинств, отмены имеющихся дополнительных учебных взносов и, как следствие, – предоставление больших возможностей для обучения представителей национальных меньшинств, отмены имеющихся дополнительных учебных взносов и, как следствие, - предоставление больших возможностей для обучения детей из малообеспеченных семей, проживающих в менее развитых регионах страны (см. табл. 1).
18 Доля бюджетных вложений в образование, несмотря на некоторый спад в середине 1990-х – начале 2000-х гг., в последние годы сохраняет тенденцию к росту. Однако доля учебных взносов все еще велика, хотя официально никакой платы за учебу с детей, обучающихся в 1-9 классах, не взимают. Тем не менее, родители все же зачастую вынуждены платить за дополнительные учебники, административные расходы и прочие взносы. По разным данным, на обучение в Китае родители тратят от трети до половины семейного бюджета.
19 Несмотря на немалую долю бюджетных вложений в образование, на сегодняшний день вопрос финансирования образовательной сферы, наряду с рациональным распределением средств между различными районами страны, остается одним из важнейших (см. диагр.).
20 Несмотря на увеличение расходов на образование в доле ВВП, этот показатель по-прежнему остается ниже уровня многих развитых стран. И хотя в последние годы в ряде стран наблюдается значительное снижение соответствующих бюджетных ассигнований, однако Китай лишь недавно достиг долгожданного показателя в 4% ВВП, и рост происходит отнюдь не быстрыми темпами. В 2012-2017 гг. данный показатель колебался в диапазоне от 4 до 4,26%.
21

Диаграмма. Расходы на образование в разных странах: 2009 и 2017 гг. (в % ВВП).

22

Составлено автором по: Report on China’s population and labor problems, 2009, p. 114; UNESCO Institute for Statistics. Global Education Digest 2009; [2, pp. 13-14].

23

Таблица 2. Количество учебных заведений разных ступеней (тыс.)

24

Источник: [1, Tab. 21-5].

25 За годы реформ наблюдалась интересная динамика изменения количества школ разных ступеней (см. табл. 2).
26 Если детские сады и ВУЗы демонстрировали уверенный рост, то с начальными и средними школами ситуация прямо противоположная. Несмотря на то, что уменьшение строительства школ и, как следствие, снижение их количества провозглашалось как часть программы по оптимизации имеющейся образовательной инфраструктуры и сохранения, в первую очередь, ведущих школ с квалифицированным педагогическим составом, очевидно, что в стране со столь значительным населением просто необходимо наличие бóльшего числа учебных заведений. До сих пор во многих регионах страны в школах преобладают классы с большой численностью учащихся (от 40 до 60 человек), что, безусловно, не может не сказываться на качестве обучения. Учитывая же, что с 2016 г. власти КНР объявили об отмене политики планирования рождаемости «Одна семья – один ребенок», разрешив китайским семьям иметь двоих детей, очевидно, что в скором будущем Китай может столкнуться с проблемой нехватки учебных заведений и переполненных классов.
27

* * *

Как отметил председатель КНР Си Цзиньпин, «великое возрождение китайской нации невозможно без строительства мощного образованного государства, в связи с чем развитие образования является приоритетной сферой», «необходимо дальнейшее углубление образовательных реформ и ускорение модернизации всей образовательной отрасли» [6]. Очевидно, что руководство страны выделяет образование в качестве одного из важнейших направлений работы в ближайшей перспективе. Перед властями Китая стоит еще немало проблем, требующих грамотного и рационального разрешения, однако можно предположить, что вопросам образования и дальше будет уделяться все больше и больше внимания.

References

1. China Statistical Yearbook 2018 (ehlektronnyj variant) (In Chin.)

2. Jiemodui. Blue Book of Education in 2018. Beijing, 2018 (In Chin.)

3. Chinese Ministry of Education. More than 80 percent of overseas students choose to return to China after completing their studies (In Chin.) – http://www.moe.gov.cn/jyb_xwfb/s5147/201703/t20170302_297870.html (accessed 15.01.2019)

4. Guleva M.A. 2018. New trends in the development of educational sector in China // Asia and Africa today. № 6 (In Russ.)

5. Medium. Education Investment Trends in 2018 – https://medium.com (accessed 15.01.2019)

6. Zhu Yongxin. Achievements and experience of China’s education reform in the past 40 years 2018 (In Chin.) – https://www.sohu.com/a/254935739_568853 (accessed 15.01.2019)