Technology transfer: the experience of GCC countries
Table of contents
Share
QR
Metrics
Technology transfer: the experience of GCC countries
Annotation
PII
S032150750004067-5-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
 
Occupation: Professor, Political economy department
Affiliation: RUDN University
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Pages
28-34
Abstract

The article examines the processes and problems of technology transfer to the GCC region, which unites Bahrain, Oman, Qatar, Kuwait, Saudi Arabia and the UAE. The countries of this region of great strategic importance are making significant efforts to diversify the national economy through the transfer of advanced technologies within the framework of international cooperation. The article shows that there are certain successes of the GCC countries in the process of attracting and subsequent use of high technologies in the petrochemical industry, telecommunications systems, civil aircraft support systems, medical services and nuclear power. At the same time, significant problems remain in the technology transfer system in the GCC countries, as in many other developing countries, the solution of which requires efforts not only by the group of States under consideration, but also by the international community towards some transformation of the existing system of technology transfer and intellectual property protection within trips. In the article the author used the historical method, which allowed to trace the history of the socio-economic situation in the GCC and the evolution of the process of technology transfer. In addition, a comparative analysis method was used to analyze the process of technology transfer to the GCC, with the help of which the author drew conclusions about the achievements of countries in this area. The main purpose of the article is to study the current problems faced by the government and non-governmental structures of the GCC countries in the implementation of innovation policy, to identify promising areas of its formation and the role of technology transfer in this process.  

Keywords
GCC, technology transfer, international cooperation, intellectual property protection
Date of publication
27.03.2019
Number of purchasers
60
Views
1770
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 100 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should sign in

Full text is available to subscribers only
Subscribe right now
Only article and additional services
Whole issue and additional services
All issues and additional services for 2019
1 В связи с растущей нестабильностью глобальной экономикикак в региональном, так и (все больше) в отраслевом аспектахособый интерес вызывает социально-экономическое положение и стратегии долгосрочного развития стран и территорий со значительными запасами углеводородного сырья. Одной из таких территорий является ССАГПЗ.
2 Шесть государств Персидского залива – Бахрейн, Кувейт, Катар, Оман, ОАЭ и Саудовская Аравия, создавшие в 1981 г. интеграционное объединение Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), стремятся к взаимному сотрудничеству во многих направлениях – финансах, торговле, туризме, администрировании и регулировании, а также развитии новых технологий. Стабильно оставаясь крупнейшим производителем и экспортером углеводородов, регион вызывает растущее внимание исследователей не только современным положением этих стран на мировом рынке углеводородов, но и активизацией процессов диверсификации их экономики и развитием высокотехнологичных производств.
3 В развивающихся странах, в т.ч. в ССАГПЗ, ведется глубокая научная работа по вопросам инноваций, высокотехнологичного развития и интеллектуальной собственности. Выводы многих авторов подтверждают, что правительствам стран ССАГПЗЗ необходимо приложить большие усилия для развития инноваций [1].
4 В научной литературе – как в экономическом, так и в междисциплинарном плане – также широко исследуются вопросы о развитии законодательства стран ССАГПЗ в отношении защиты прав интеллектуальной собственности [2]. Многие исследователи подчеркивают, что одной из особенностей и одновременно проблем в сфере защиты интеллектуальной собственности в странах ССАГПЗ остается связь законодательства, регулирующего данную сферу, с правилами шариата и исламским банкингом [3]. Следовательно, исламское право является дополнительным и требующим своего учета аспектом в регионе в сфере защиты прав интеллектуальной собственности. В этой связи, как отмечают авторы, возникают (или могут возникать) некоторые противоречия между странами ССАГПЗ и другими (внерегиональными неисламскими) государствами [4].
5 В то же время американский профессор, политолог Д.Ю.Прайс, например, описывает основополагающие принципы исламского права как «золотую нить, которая связывает шариат и защиту интеллектуальной собственности» [5]. При этом ряд авторов говорят как о положительной тенденции о том, что имеет место постепенное смещение в сторону явного доминирования западных светских законов в коммерческом и гражданском контексте арабских стран Залива, особенно Бахрейна, но также в ОАЭ и Кувейте [6].
6 Особое внимание уделяется исследователями экономическим последствиям инновационного развития, трансфера технологий, защиты интеллектуальной собственности и соблюдения ТРИПС (Соглашения в рамках Всемирной торговой организации (ВТО) по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности - Agreement on Trade-Related Aspects of Intellectual Property Rights - TRIPS).
7 Это влияние, как правило, оценивается как неоднозначное на практике, хотя и прекрасное в теории [7]. Поэтому на сегодняшний день вопросы относительно потенциального влияния защиты интеллектуальной собственности на экономический рост через призму исламских финансов в ССАГПЗ не получили ответа.
8

ССАГПЗ: ИМПОРТ ТЕХНОЛОГИЙ И ПИИ

В странах ССАГПЗ активизируются попытки отойти от углеводородной специализации как основы социально-экономической нестабильности. Другими словами, волатильность цен на нефть и газ на мировом рынке приводит как к нестабильности финансовых поступлений в регион и, соответственно, рваной динамике макроэкономических показателей, так и к невозможности обеспечить высокооплачиваемыми и престижными рабочими местами растущее население.

9 Для развития инновационного сегмента в экономике государства ССАГПЗ, как и в случае большинства развивающихся стран, зависят от импортных технологий – их импорта и трансфера, а также прямых иностранных инвестиций (ПИИ), т.к. собственные технологии в регионе пока развиваются слабо. В то же время значительные финансовые ресурсы, получаемые за счет поступлений от продажи нефти, позволяют государствам ССАГПЗ приобретать новейшие технологии во всем мире.
10 В этой связи в странах ССАГПЗ активно растет импорт высокотехнологичных товаров и услуг (см. табл. 1).
11

Таблица 1. Товарная структура импорта стран ССАГПЗ, 2012-2017 гг. ($ млн)

12

* С - сырьевые товары; П - промышленные товары; В - высокотехнологичные товары.

13

Составлено автором по: [8]. 

14

Таблица 2. Динамика экспорта и импорта ПИИ ($ млн)

15

Составлено автором по: [9]. 

16 Как видно из представленных данных (см. табл. 1), удельный вес высокотехнологичной продукции в импорте во всех странах региона имеет тенденцию к росту, хотя и испытывает влияние краткосрочных факторов. Как правило, речь идет о новом современном и высокотехнологичном оборудовании для различных отраслей национальной экономики – как добывающей промышленности, так и нефтехимии, строительства, энергетики, медицины и обрабатывающих отраслей.
17 В условиях совершенствования таможенного регулирования импорта высокотехнологичной и инновационной продукции, эти товары приобретают как государственные, так и частные предприятия при поддержке государства.
18 Приобретенные технологии сосредоточены в шести основных областях: связь, медицинские услуги и оборудование, нефтехимическая и химическая промышленность, военная техника, гражданская авиационная промышленность и электроэнергетика. «Под ключ» – доминирующий вид трансфера технологий.
19 Растущее значение в процессе трансфера технологий в странах ССАГПЗ принадлежит и поступающим ПИИ, объемы которых в регионе растут (см. табл. 2).
20 Привлечение ПИИ в регион происходит, в т.ч., и потому, что страны рассматриваемой группы предпочитают прямые инвестиции как механизм трансфера технологий высокотехнологичному импорту. Тем более, что основные страныдоноры ПИИ для государств Залива – США, Япония и ЕС, т.е. страны, которые имеют достаточно высокий уровень инновационного развития, сохраняют активную деятельность ТНК, и, соответственно, можно говорить о важном значении этих ПИИ в сфере развития инновационной экономики и трансфера технологий в страны ССАГПЗ.
21 Общеизвестно, что импорт высокотехнологичного оборудования, станков, инструментов и соответствующих документов – лишь первый элемент трансфера технологии. Эффективное использование или освоение технологии получателем остается существенной частью трансфера. Степень абсорбционной способности в значительной степени зависит от собственных технологических возможностей реципиента по эксплуатации, обслуживанию и модификации иностранной технологии. В то же время ПИИ, предполагающие контроль инвестора над объектом инвестирования, не требуют от последнего самостоятельного решения сложных технологических проблем. Таким образом, важно понимать уровень «технологической готовности» рассматриваемой группы стран.
22

ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ

По мнению исследователей, а также политиков, страны ССАГПЗ на протяжении уже длительного периода времени уделяют пристальное внимание практическим аспектам технологического и инновационного развития национальных хозяйств. Это необходимо, поскольку основная задача технологий и инноваций – повышать производительность труда, конкурентоспособность национальной экономики и тем самым содействовать социально-экономическому развитию. Для оценки «технологической готовности» деятельности стран Персидского залива в целом необходимо рассмотреть показатели «Глобального индекса конкурентоспособности 2017-2018» по ряду параметров, представленных в табл. 3 (данные по РФ приведены для сравнения).

23

Таблица 3. Технологическая готовность и инновации стран ССАГПЗ и РФ, 2017-2018 гг. (индексы)

24

Составлено автором по: [10].

25 В табл. 3 представлены индексы, которые дает The Global Competitiveness Report на основе довольно сложных подсчетов, которые, по мнению Всемирного экономического форума (ВЭФ), отражают соответствующую ситуацию, и на основе которых формируются международные рейтинги стран (чем выше индекс – тем лучше).
26 Исходя из представленных данных, можно оценить технологическое и инновационное развитие стран ССАГПЗ как недостаточно высокое, несмотря ни на рост высокотехнологичного импорта, ни на ПИИ. Можно отметить также тот факт, что уровень технологической готовности и инновационного развития стран Залива остается не самым высоким по сравнению с другими государствами (но, в среднем, выше, чем у РФ). По показателю технологической готовности 1-е место у ОАЭ, последнее – у Кувейта. По показателю инновационности Катар занимает 1-е место в регионе, а Кувейт – замыкающее.
27 Несмотря на быстрое расширение импорта передовых технологий в последние десятилетия, трансфер технологий в ССАГПЗ вообще характеризуется как низкоэффективный. Причина, по нашему мнению, заключается в том, что в экономиках стран Персидского залива системная государственная научно-техническая, инновационная политика, от которой, по большому счету, зависит и «технологическая готовность», продолжает оставаться в процессе формирования.
28 Но страны ССАГПЗ стремятся к выходу на качественно более высокий уровень научно-технического развития с учетом национальных особенностей. Дело в том, что конкретные национальные инновационные системы отдельных стран могут существенно варьироваться в зависимости от историко-экономического контекста.
29

Можно выделить несколько основных характеристик инновационных систем стран ССАГПЗ, сформировавшихся под влиянием внутренних и внешних предпосылок.

30

1. Дифференциация по уровню инновационного и технологического развития (табл. 3). Некоторые страны ССАГПЗ с элементами инновационной инфраструктуры, наличием относительно высококвалифицированных кадров, разумной защитой интеллектуальной собственности и привлекательным внутренним рынком смогли воспользоваться возможностями, которые предоставляет растущий спрос ТНК на новые развивающиеся рынки.

31

2. Увеличены ассигнования на НИОКР с 2010 г. в государственном бюджете всех рассматриваемых стран. Расширено финансирование ведущих государственных научных учреждений, более чем в 2 раза выросла оплата труда научных работников.

32

3. Инновационные кластеры активно развиваются на основе международного сотрудничества, как правило, в рамках свободных экономических зон (СЭЗ), что отмечают многие авторы [11; 12].

33

4. Роль государства остается основополагающей в процессе технологического и инновационного развития стран ССАГПЗ. Это предопределяется, главным образом, все еще недостаточным уровнем развития частного инновационного предпринимательства.

34

5. Законодательство в сфере защиты прав интеллектуальной собственности находится в состоянии формирования – как на национальном, так и на региональном уровнях.

35 Следует отметить, что именно в этой сфере кроются основы сохраняющихся в инновационной и технологической сфере проблем рассматриваемой группы стран.
36

ЗАЩИТА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Национальный, региональный и глобальный уровни защиты интеллектуальной собственности в ССАГПЗ не в полной мере коррелируют между собой – по принципам, механизмам и другим особенностям.

37 Так, для эффективного управления правами интеллектуальной собственности (ИС) в Саудовской Аравии (СА) важен ряд общих принципов. Во-первых, важно иметь общую стратегию защиты ваших прав. Во-вторых, наличие прав ИС и сфера их охраны могут отличаться в СА от других стран – как входящих в ССАГПЗ, так и внерегиональных. В-третьих, для обеспечения соблюдения большинства прав должно быть зарегистрировано в Саудовской Аравии в соответствии с местным законодательством. Например, регистрация товарного знака в США или патент США не всегда могут обеспечить его полную защиту в СА. Защита от несанкционированного использования авторских прав в Саудовской Аравии зависит от ее национального законодательства и международных договоров/соглашений в области защиты интеллектуальной собственности, участником которых является СА.
38 Тем не менее, большинство стран ССАГПЗ предлагают защиту авторских прав на иностранные произведения при определенных условиях, и эти условия были значительно упрощены в соответствии с международными договорами и конвенциями по авторскому праву.
39 Ряд авторов – и с этим можно согласиться – говорят о наличии беспрецедентного международного давления на государства ССАГПЗ для разработки необходимого уровня защиты интеллектуальной собственности, режимов, соответствующих западным стандартам и требованиям развитых стран. Эти режимы и правила не всегда учитывают интересы, традиции и особенности тех или иных развивающихся государств, особенно при наличии у них ярко выраженной региональной специфики, как это имеет место в странах ССАГПЗ [13; 14; 15].
40 Такое положение обеспечивает более высокий уровень конкурентоспособности западных стран на соответствующих рынках. С одной стороны, это понятно, т.к. именно западные страны изначально являлись разработчиками интеллектуальной собственности и, стремясь обеспечить ее защиту, разрабатывали соответствующие правила. С другой – несоответствие этих правил и требований, например, шариату, создает значительные и практически нерешаемые проблемы для стран ССАГПЗ при давлении со стороны международных организаций.
41 Более того, по мнению исследователей, можно ожидать, что это давление со временем будет возрастать [16]. Кроме того, для стран ССАГПЗ, как и для многих других групп развивающихся стран с малой емкостью внутреннего инновационного рынка, проблемой остается сбыт результатов интеллектуальной собственности – как внутри региона, так и, особенно, за его пределами [17].
42 В странах ССАГПЗ сохраняются проблемы и в патентной сфере. Патентное ведомство в ССАГПЗ (GCC patent office, GCCPO) было учреждено в 1992 г. [18]. Страны ССАГПЗ обновили, адаптировали и приняли многие из общепринятых законов, касающихся интеллектуальной собственности. Так, за исключением Кувейта, все государства-члены являются участниками Парижской конвенции. GCCPO не является членом Конвенции, но поддерживает ее правила.
43 В настоящее время патентным заявкам, поданным в Кувейте и Катаре, присваивается только номер. Экспертиза по существу пока не проводится. Что касается Катара, никаких подзаконных актов по их осуществлению еще официально не разработано. Саудовская Аравия является единственной страной ССАГПЗ, которая проводит свою собственную экспертизу по существу. Экспертиза в ОАЭ проводится австрийским патентным ведомством, в то время как GCCPO использует услуги государственного ведомства интеллектуальной собственности Китая. Экспертиза в Бахрейне и Омане ограничена по форме. В то же время Бахрейн и Оман являются единственными странами, которые допускают продление срока действия патента.
44 Первый патентный закон ССАГПЗ был принят в ходе кооперации с саудовским Патентным ведомством. Смоделированный в большей степени на примере Саудовского патентного закона и различных подзаконных актов, касающихся его, GCCPO использует ту же самую форму заявки, что и Патентная организация СА с небольшими изменениями вследствие того, что GCCPOрегиональная, а не национальная организация [19].
45 Патентная организация ССАГПЗ не имеет филиалов, все заявки должны быть оформлены в штаб-квартире GCCPO с местоположением в Генеральном секретариате ССАГПЗ в Эр-Рияде. Гражданин любого государства-члена ССАГПЗ может подать заявку в патентную организацию напрямую, а не граждане ССАГПЗ – через патентного агента [20].
46 До 2002 г. не было выдано ни одного патента, т.к. управление патентного ведомства ССАГПЗ необходимо привести в соответствии с требованиями ТРИПС, но в то же время продолжало принимать заявки. Патентная организация работала над улучшением условий функционирования и изменением существующего патентного закона через имплементацию уставных норм [21].
47

* * *

Страны Персидского залива осознают преимущества экономики, основанной на знаниях, где нематериальные активы становятся гораздо более ценными, чем физические. Поэтому они привлекают технологии, создают им инфраструктурные (свободные экономические зоны), законодательные, рыночные и другие условия. При этом рассматриваемая группа стран не только или не столько стремится к трансферу технологий как основе инновационного развития в долгосрочной перспективе, но и к формированию условия для самостоятельного и самоподдерживающегося инновационного развития.

48 Страны Залива уже прошли определенный путь в этом направлении. Как и большинство развивающихся стран, государства ССАГПЗ зависят от импортных технологий для поощрения и стимулирования их экономики. Богатые финансовые ресурсы, аккумулированные от экспорта нефти, позволяют государствам ССАГПЗ приобретать технологии по всему миру.
49 В то же время в первом десятилетии XXI в. процесс трансфера технологий характеризовался, в целом, как не слишком успешный с точки зрения применения (использования) привлеченных технологий в странах ССАГПЗ. На их основе странам региона не удалось добиться кардинальных изменений в структуре национальной экономики, доходно-расходной части бюджетов, в своем месте на мировом рынке. Однако дорогу осилит идущий. Эта группа государств все более активно взаимодействует с зарубежными странами в процессе разработке новых подходов к международным основам регулирования и защиты результатов интеллектуальной собственности, более адаптированным к условиям развивающихся стран, как делает это, например, Китай.
50 В целом, ситуацию в сфере инновационного развития и трансфера технологий в странах Залива мы рассматриваем как обнадеживающую.

References

1. Aljawareen A.F. 2017. Innovation in the GCC Countries: An Economic Analysis // Journal of Economics and Development Studies. December, Vol. 5, No. 4, pp. 51-62.

2. Abdullah A. 2008. Copyright and knowledge advancement: a case study on the UAE copyright law // Library Management, Vol. 29, No. 617, pp. 461-472.

3. Shehzad N. 2002. Developing Intellectual Property Regimes in the Gulf: Utilizing Intellectual Property for Positive Economic Growth // World Journal of Social Sciences, Vol. 2, No. 6, pp. 231-242.

4. Mahafzah Q.A. 2009. The Perspective of Moral and Financial rights of Intellectual Property in Islam // Arab Law Quarterly. Vol. 23, Part 4, pp. 457-468.

5. Price D. 2009. The Development of Intellectual Property Regimes in the Arabian Gulf States: Infidels at the Gates. – Routledge Research in Intellectual Property.

6. Charafeddine R.H. 2012. The Economic and Financial Impacts of the Arab Awakening – http://belfercenter.ksg. harvard.edu/files/The%20Economic%20and%20Financial%20Impacts%20of%20the%20Arab%20Awakening%20- %20Raed%20H%20%20Charafeddine%20-%20Sep%20%202011.pdf (accessed 25.11.2018)

7. Alfahhad J. 2013. Technology transfer process to the Gulf Cooperation Council (GCC)countries: An analytical perspective // International Journal of Research in Management & Technology (IJRMT), Vol. 3, No.2, April, rr. 51-60.

8. UNCTAD – http://unctadstat.unctad.org/wds/ReportFolders/reportFolders.aspx (accessed 25.11.2018)

9. World Investment Report 2017. Geneva: UNCTAD, 2018. P. 219.

10. The Global Competitiveness Report 2017-2018. Pp. 57, 171, 229, 245, 253, 299, 249 – http://www3.weforum.org/ docs/GCR2017-2018/05FullReport/TheGlobalCompetitivenessReport2017-2018.pdf (accessed 26.11.2018)

11. Biryukov E.S., Biryukova O.V. 2016. Special economic zones in a changing middle East // Asia and Africa today. № 11. R. 28-33 (In Russ.)

12. Biryukov E.S., Biryukova O.V. 2017. Special economic zones in a changing middle East // Aziya i Afrika segodnya. № 1 (In Russ.)

13. Maskus K.E. Intellectual Property Rights in the Global Economy. Peterson Institute for International Economics, 2000. 276 pages.

14. Winter S. 1989. Patents in Complex Contexts: Incentives and Effectiveness // In Weil and Snapper (eds.). Owning Scientific and Technical Information. New Brunswick, NJ: Rutgers Univ. Press, Braga.

15. Primo C.A. Trade-Related Intellectual Property: The UruguayRound Agreement and its Economic Implications. Chap. 12 // In W. Martin and L.A. Winters (eds.), The Uruguay Round and Developing Economies: Discussion Paper. Wn., D.C.: World Bank. 1995. Pp. 381-412.

16. Hassan E., Yaqub O., Diepeveen S. 2010. Intellectual Property and Developing Countries. P., Rand Corporation.

17. Drahos P. 2010. Developing Countries and International Intellectual Property Standard-setting – Commission on Intellectual Property Rights.

18. Statue of the patent office of the cooperation council for the Arab states of the Gulf – http://www.gccpo.org/ conven//StatuteofGCCPatentOffice.pdf (accessed 25.11.2018)

19. Galiakberov A.S. 2014. International legal protection of inventions, useful objects and industrial designs at the regional level: PhD Thesis in law sciences. Kazan (In Russ.)

20. Al-Hajeri M.F. 2006. The Gulf Cooperation Council (GCC) patent office // World Patent Information, Vol. 28, № 1, p. 15.

21. GCC patent office (GCCPO) – http://www.gccpo.org

Comments

No posts found

Write a review
Translate