Understanding the world: Dialog of Russian scientists and Buddhist scholars
Table of contents
Share
Metrics
Understanding the world: Dialog of Russian scientists and Buddhist scholars
Annotation
PII
S032150750000694-5-1
DOI
10.31857/S032150750000694-5
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Alla Shustova 
Occupation: Senior Research Fellow, Centre for Indian Studies, Institute of Oriental Studies
Affiliation: Institute of Oriental Studies RAS
Address: Moscow, Rozhdestvenka street, 12
Edition
Pages
68-72
Abstract

3-4 of May, 2018 in Dharamsala (India) took place the second conference of Russian scientists and Buddhist scholars with participation of His Holiness Dalai Lama XIV Tenzin Gyatso. The first conference has been held in Delhi in August, 2017. The main theme of the discussion between Russian scientists and Buddhist scholars was bridging positions of Russian and Buddhist science in understanding the nature of the word and human nature with the accent on the study of consciousness.

The idea to begin the discussion between Russian scientists and Buddhist scholars belongs to Dalai Lama and the group of scientists from Russia. Russian Scientists have met with Dalai Lama during of his teachings which he offers for the Buddhists of the word as well as from Russia.

 time promotes the idea of introducing secular ethics in the educational programs. He is sure that such characteristics of consciousness as compassion, empathy, kind-heartiness, altruism must be cultivated along with accumulation of scientific knowledge.

Some known Russian scientists were invited in Dharamsala for this discussions. Common understanding that such discussions may be beneficial to both sides lets one be optimistic about the continuation of such meetings.

Keywords
Dalai Lama, Buddhism, Dharamsala, conference, East-West dialogue
Received
30.09.2018
Date of publication
15.10.2018
Number of purchasers
7
Views
514
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 100 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should sign in

Full text is available to subscribers only
Subscribe right now
Only article
100 RUB / 1.0 SU
Whole issue
800 RUB / 16.0 SU
All issues for 2018
0 RUB /  SU
1 3 и 4 мая 2018 г. в Дхармсале (Индия) состоялся диалог между российскими и буддийскими учёными на тему «Понимание мира». Активное участие в нём принял Его Святейшество Далай- лама XIV Тензин Гьяцо. Диалог проводился в рамках программы «Фундаментальное знание: диалоги российских и буддийских учёных ». Конференция была организована Центром тибетской культуры и информации и фондом «Сохраним Тибет» при поддержке «Московского центра исследования сознания» при философском факультете МГУ и Института философии РАН. Это уже вторая подобная конференция; первая, посвященная теме «Природа сознания», прошла в Дели (Индия) в августе 2017 г.
2 Идея начать дискуссии буддистов с российскими учёными принадлежит Далай-ламе и группе учёных из России, которые встретились с ним в 2015 г. в рамках учений, которые Далай-лама проводит для буддистов всего мира, в т.ч. из России.
3

ИСТОРИЯ ДИАЛОГОВ ДАЛАЙ-ЛАМЫ С ЗАПАДНЫМИ УЧЕНЫМИ

4 История регулярных встреч Далай-ламы с западными учёными насчитывает уже более тридцати лет. С целью сближения позиций западной научной мысли с буддийской в 1987 г. в Европе был образован институт «Ум и жизнь» (Mind and Life Institute). 12-16 марта 2018 г. в Дхармсале (Индия) состоялась уже XXXIII конференция этого Института под названием «Новый взгляд на процветание человечества».
5 Институт «Ум и жизнь» объединил учёных самых разных специальностей: психологов, нейробиологов, педагогов, экологов, социологов, физиков и философов. Одной из его задач является внедрение в западную науку идей, содержащихся в философском наследии мыслителей древнейшего буддийского университета Наланды. Именно философского и нравственного знания, по мнению Далай-ламы, не хватает современной западной науке и западному образованию.
6 Наланда - крупнейший образовательный центр Древней Индии, откуда вышли такие буддийские учёные, как Атиша, Нагарджуна, Бодхидхарма, Дхармакирти, Васубандху, Наропа, Чандракирти, Камалашила, Шантидэва, Шантаракшита, Арьядэва, Асанга, Дигнага, внёсшие огромный вклад в сокровищницу мировой философской мысли. Их наследие продолжает быть актуальным и для наших современников, как буддистов-монахов, так и учёных-буддологов во всём мире.
7 Учителя из индийской Наланды создали учение Махаяны, которое легло в основу тибетской буддийской традиции. Дух сострадания, сердечной помощи и самопожертвования составляет самую сердцевину этого учения. Далай-лама в своих выступлениях постоянно делает акцент на необходимости изучения научно-философского наследия великой Наланды. Он даже предложил в 2005 г. установить вокруг строящегося буддийского храма в Элисте в Калмыкии семнадцать статуй великих учителей Наланды. Это предложение было воплощено в жизнь.
8 Далай-лама, помимо буддийских философских идей о природе человека и космоса, уже много лет продвигает идею внедрения светской этики в образовательные программы обычных школ. По его мнению, такие качества сознания, как сострадание, соучастие, добросердечие, альтруизм должны прививаться наряду с накоплением знаний по научным дисциплинам.
9 Свой посыл Далай-лама обращает не только к западным учёным, но и к буддийским монахам, проходящим многолетнее обучение буддийским наукам в традиционных тибетских монастырях. С целью расширения их научных знаний Далай-лама предложил ввести курсы западных научных дисциплин в программы обучения тибетских монастырей. Более того, возникла и была реализована инициатива обучать буддийских учёных в западных университетах.
10 Основным университетом, который предоставил свои аудитории монахам, стал один из старейших американский Университет Эмори (Emory University), расположенный в Атланте, штат Джорджия. Сотрудничество тибетской буддийской науки и Университета Эмори началось в 1998 г., и уже произошло несколько выпусков студентов-монахов, которые прошли курс обучения в этом учебном заведении. Пятилетняя учебная программа для монахов включает такие научные дисциплины, как математика, биология, нейронаука и физика [1].
11 Также надо упомянуть и программу преподавания западных наук непосредственно в монастырях, где приглашённые западные учёные читают монахам курсы лекций по ряду естественно-научных дисциплин. Монахи же, окончившие курсы западных естественно-научных и гуманитарных дисциплин, становятся преподавателями этих дисциплин в монастырях.
12 Таким образом, Далай-лама действует по двум направлениям: его обращение как к буддийским монахам, так и к западным учёным следует единой цели. Эта цель носит глобальный характер, а именно, помощь человечеству в разрешении масштабного кризиса современного мира.
13

ОСОБЕННОСТИ ВТОРОГО ДИАЛОГА ДАЛАЙ-ЛАМЫ С РОССИЙСКИМИ УЧЕНЫМИ

14 В отличие от первой встречи Далай-ламы и учёных-буддистов с российскими учёными, которые представляли тогда объёмные доклады, второй форум решено было посвятить в большей мере дискуссиям. Идейной основой диалогов была выбрана книга Далай-ламы «Вселенная в одном атоме: наука и духовность на служении миру» (The Universe in a Single Atom How Science and Spirituality Can Serve Our World).
15 В этой книге Далай-лама не только рассказывает о своём опыте знакомства с западной наукой и выдающимися учёными, но и поднимает вопросы связи открытий науки с положениями буддийской философии. Так, теория относительности и постулаты квантовой физики коррелируют с понятием пустоты в буддизме, теория большого взрыва - с концепцией буддийского безначального космоса, теория эволюции-с положением о карме. Но самая важная область, которая в буддизме разработана достаточно хорошо и в которой современная западная наука только начинает первые изыскания, - это проблема возникновения, развития и функционирования сознания. Далай-лама утверждает, что современным учёным необходимо развивать науку о сознании, которая поможет не только обосновать по-новому некоторые научные открытия, но и укажет правильное соотношение между наукой и нравственностью. Ведь, действительно, современная генетика с технологиями вмешательства в геном человека и животных ставит перед учёными множество этических вопросов, на которые они пока затрудняются ответить.
16 Так, Далай-лама пишет: «Учёные несут особого рода ответственность, а именно - моральную ответственность за то, чтобы наука наилучшим способом служила делу укрепления человечности в мире. То, что они делают, каждый в своей области исследования, оказывает воздействие на жизнь каждого из нас. По определённым историческим причинам учёные снискали в обществе большее уважение, чем представители многих других профессий. Но это уважение перестает быть основой для абсолютной веры в правильность их действий. В мире уже произошло слишком много трагических событий, прямо или косвенно связанных с развитием технологий, чтобы такая вера осталась неизменной. Достаточно упомянуть техногенные катастрофы, связанные с химическим и радиоактивным заражением, такие как ядерная бомбардировка Хиросимы, аварии на атомных электростанциях в Чернобыле и Три- Майл-Айленде, выброс отравляющего газа на заводе в индийском городе Бхопал, или экологические проблемы, например, разрушение озонового слоя» [2, с. 206].
17

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО ДАЛАЙ-ЛАМЫ

18 Конференция проходила в буддийском храме Цуглакхан, недалеко от резиденции Далай-ламы. Кроме российских и буддийских учёных, а также гостей, в зале присутствовали индийские студенты Института буддийской диалектики, Колледжа высшей тибетологии, Института тибетской медицины и астрологии «Мен-ци-кханг», а также ученики Тибетской детской деревни. Велась прямая трансляция форума на четырёх языках: английском, русском, тибетском и китайском. Организатором научной части конференции, а также ведущим сессий выступил нейробиолог, доктор медицинских наук, член-корреспондент РАМН К.В.Анохин.
19 К дискуссии были приглашены известные российские учёные: биолог, д.б.н., чл.-корр. РАН П.М.Балабан; физиолог, д.б.н., академик С.В.Медведев; нейрофизиолог, д.б.н. А.Я.Каплан; генетики - д.б.н., академик Н.К.Янковский и д.б.н., профессор Е.И.Рогаев; философы - д.филос.н. Д.И.Дубровский и Д.Б.Волков, а также буддологи - д.филос.н. В.Г.Лысенко и к.и.н. А.А.Терентьев. Открыл конференцию, поприветствовав учёных, буддийских монахов и всех гостей, представитель Его Святейшества Далай-ламы в России и Монголии Тэло Тулку Римпоче.
20 Во вступительном слове Далай-лама обратился не только к присутствующим на конференции учёным, но и к более широкой аудитории: «Братья и сёстры, ведь именно членами одной большой человеческой семьи я считаю все семь миллиардов жителей нашей планеты. Многие проблемы, которые одолевают нас сегодня, мы творим своими собственными руками. Однако, согласно данным научных исследований, по природе своей человек сострадателен. Мы создаём себе трудности, попадая в сети разрушительных эмоций и потакая своей привычке делить людей на «своих» и «чужих». Из-за собственной недальновидности мы забываем, что каждый из нас - часть человечества, и это толкает нас на причинение вреда другим. Мы полагаем, будто уничтожение врагов приносит нам победу. Быть может, так оно и было в прошлом, однако сегодня мы все настолько взаимозависимы, что нанося вред другим, мы вредим и самим себе; кроме того, перед нами встают глобальные проблемы, такие как изменение климата, касающееся каждого без исключения.
21 На протяжении тысячелетий религии несут людям послание любви, однако их влияние ограничено. Сегодня современное образование вращается в основном вокруг материальных задач. И всё же мы все родились и выросли в сени материнской любви и заботы, благодаря чему для малышей совершенно естественно проявлять присущую человеку сострадательную природу.
22 Учёные утверждают, что постоянные страх и гнев плачевно сказываются на нашем самочувствии, тогда как сострадание и душевная теплота укрепляют здоровье тела и духа. Поэтому точно так же, как мы соблюдаем правила физической гигиены для поддержания физического благополучия, нам нужно взращивать и эмоциональную гигиену» [3].
23 Обращаясь же к российским учёным, Далай- лама сказал: «Я очень рад, что мы встречаемся с учёными из России. У нас есть общие предметы рассмотрения: космология, нейробиология, физика, включая квантовую, и психология… Опираясь на данные научных открытий, мы должны объяснить людям важность гигиены эмоций, по- мочь осознать единство человечества, преподать нравственные ценности на основе добросердечия» [4].
24 Далее он добавил, что «России, которая стоит на стыке западной и восточной культур, отведена особая роль. Во времена моей юности российские учёные-философы из Бурятии, Калмыкии и Тувы учились в наших монастырях, поэтому нас связывают стародавние узы. Кроме того, во времена XIII Далай-ламы велась переписка с российским царём. Поэтому я бесконечно рад, что мне выпал случай встретиться и побеседовать с учёными из России» [3].
25 (Вторая часть каждого из дней конференции проходила в отсутствие Далай-ламы. В этой части буддийскую точку зрения представляли буддийские монахи, прошедшие обучение западным наукам.)
26

О ЧЕМ ГОВОРИЛИ РОССИЙСКИЕ УЧЕНЫЕ

27 Российские учёные представили результаты своих исследований, которые, на их взгляд, могли бы коррелировать с буддизмом. Так, нейробиолог П.М.Балабан, который занимается исследованием мозга у животных, рассказал о некоторых исследованиях, подтверждающих существование эмоций у подопытных крыс, и даже таких животных, как улитки.
28 Академик С.В.Медведев рассказал, как про- двинулась наука в изучении строения мозга. Академик Н.К.Янковский отметил успехи в области генетики, которая, действительно, не только предоставляет людям возможность победить некоторые болезни, но и может стать опасным оружием. Он высказал мысль, что сами новые открытия с этической точки зрения носят нейтральный статус. Ответственность же лежит на тех, кто использует эти открытия в практической области.
29 Профессор Е.И.Рогаев сказал, что генетика на самом деле подтверждает постулат Далай-ламы, что «все люди братья и сёстры». Учёный также поделился результатами исследований по разработке методов воздействия на эмоциональное состояние, об опытах на сибирских диких лисицах, которые после применения разработанных методов становятся более миролюбивыми.
30 Профессор А.Я.Каплан поделился результатами экспериментов с пациентами, которые потеряли способность говорить и двигаться. Ему удалось добиться определённого общения с такими людьми с помощью прямого обращения к их мозгу.
31 Ряд вопросов был задан учеными-философами. Так, профессор В.Г.Лысенко спросила Далай- ламу о том, являются ли медитативные практики делом лишь буддистов, а профессор Д.И.Дубровский спросил о конвергентных технологиях. Он также рассказал о понятии субъективной реальности, которая остаётся проблемой для науки. Д.М.Волков спросил о возможности изобретения «таблетки для сострадания».
32 Буддолог А.А.Терентьев представил небольшой доклад, близкий тематике одной из глав книги Далай-ламы «Вселенная в одном атоме: наука и духовность на служении миру». Он сравнил некоторые положения буддийской философии с интерпретацией квантовой механики, предложенной доктором физико-математических наук, профессором М.Б.Менским, который через квантовую физику подошёл к проблеме сознания.
33 В продолжение обсуждения книги Далай-ламы «Вселенная в одном атоме: наука и духовность на служении миру» выступил присутствующий на конференции феноменолог, доктор философских наук Е.В.Фалёв, который отметил, что те важные ограничения для западной науки, которые обозначил Далай-лама в книге, могут указывать и на пути новых решений.
34 В заключение конференции выступил нейрофизиолог К.В.Анохин, которого волнуют познавательные способности мозга. Им был введён термин «когнитом», обозначающий гиперсетевую функцию мозга. Учёный рассматривает мозг как сложноорганизованную сетевую структуру, в которой всё записывается и хранится как в «вавилонской библиотеке». Термин «вавилонская библиотека» был введён Х.Л.Борхесом в рассказе «Вавилонская библиотека», в котором писатель попытался описать структуру знания.
35

НАУКА И ДУХОВНОСТЬ СТРЕМЯТСЯ К ЕДИНОЙ ЦЕЛИ

36 После почти каждого выступления Далай-лама давал комментарии, в которых акцентировал внимание на необходимости изучения сознания, а не физиологических функций мозга. Он заметил, что хотя наука давно уже занимается изучением мозга, проблема сознания остаётся для неё мало- понятной. В то же время буддийская наука накопила тысячелетний опыт изучения сознания и готова поделиться своими накоплениями с западными учёными. Далай-лама призывает учёных обратить внимание на такие качества сознания, как душевная теплота, дружелюбие, сострадание, переживание единства со всем человечеством, сердечность, и доказать научными методами, что эти качества сознания не только несут людям внутреннее спокойствие и даже здоровье, но и помогают разрешить множественные конфликты, такие как войны, загрязнение окружающей среды, бедность всё ещё огромного числа людей на планете.
37 В книге «Вселенная в одном атоме: наука и духовность на служении миру» Далай-лама пишет: «Я мечтаю о том, чтобы мы смогли соединить нашу духовность и доброту общечеловеческих ценностей с курсом развития в человеческом обществе науки и технологии. Несмотря на различные подходы, в своей основе наука и духовность стремятся к единой цели - улучшению человеческой жизни. В своих лучших устремлениях наука отыскивает способы достижения людьми процветания и счастья. Говоря в категориях буддизма, такая направленность характеризуется мудростью в сочетании с состраданием. Подобным же образом, духовность представляет собой человеческую обращённость к своим внутренним ресурсам с целью понять, кто мы есть в глубочайшем смысле и как нам следует организовать свою жизнь в соответствии с высшими идеалами. И это также соединение мудрости и сострадания.
38 Духовность и наука имеют возможность сблизиться как никогда ранее и приступить к очень перспективному сотрудничеству с целью помочь человечеству достойно встретить предстоящие ему вызовы» [2, с. 206-207].
39 Конференция «Фундаментальное знание: диалоги российских и буддийских учёных. Понимание мира» стала ещё одной важной вехой на пути сближения мысли западной науки и буддизма. Сделаны только первые шаги, и понимание того, что такие дискуссии могут принести пользу человечеству, вселяет надежду на продолжение подобных встреч.

References

1. Science Education Program. Library of Tibetan Works and Archives. Dharamsala. 2016.

2. His Holiness the Dalai Lama, 2012. The Universe in a Single Atom. How Science and Spirituality Can Serve Our World. Elista (In Russ.)

3. In Dharamsala the dialog began between Russian Scientists and Buddhist Scholars “Understanding the Word” // Website “Save Tibet” (In Russ.) - http://savetibet.ru/2018/05/05/dalai_lama.html (accessed 12.05.2018)

4. Dalai Lama commented upon important role of Russia in the word // Website “Save Tibet” (In Russ.) - http://savetibet.ru/2018/05/04/dalai-lama.html (accessed 12.05.2018)