Студенты России об обучении в период пандемии covid-19: ресурсы, возможности и оценка учебы в удаленном режиме
Студенты России об обучении в период пандемии covid-19: ресурсы, возможности и оценка учебы в удаленном режиме
Аннотация
Код статьи
S0321-50750000621-9-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Страницы
211-224
Аннотация

Пандемия covid-19 поставила весь мир перед вызовами, которые потребовали принятия неотложных мер по организации функционирования социальных институтов в условиях новой реальности. В полной мере это коснулось института образования: системы образования всех стран мира были вынуждены, начиная с марта 2020 года, адаптировать свою деятельность к карантинным мерам и перевести всю работу в удаленный формат. В той или иной степени это затронуло все уровни образования - от дошкольного до высшего и дополнительного. Однако проблемы, которые пришлось оперативно решать на каждом уровне обучения, существенно различаются. В статье представлена сравнительная оценка деятельности вузов России студентами в период пандемии - на этапе вынужденного дистанта весной 2020 года и планового перехода в удаленный формат работы осенью 2020 года. Статья основана на результатах опроса российских студентов, проведенного в июне 2020 года (N=31423) и в феврале 2021 года (N=32358). В качестве гипотезы исследования выступило предположение, что выраженные весной негативные реакции на работу в дистанте и неприятие такого формата значительной частью участников образовательного процесса к осени 2020 года стали более сглаженными и не носили столь резкого характера. Результаты двух этапов исследования показали, что за прошедший год российские вузы прошли этап цифровой трансформации, который затронул как ресурсы организации образовательного процесса, так и компетенции профессорско-преподавательского состава. Опыт работы в сложных и непредсказуемых условиях пандемии изменил общественное мнение от резко негативного восприятия дистанта до понимания и принятия его положительных и продуктивных форм для системы образования и субъектов образовательного процесса. Внедрение цифровых технологий - объективный и неизбежный процесс в развитии образовательной сферы и страны в целом.

Ключевые слова
высшее образование, дистанционное обучение, пандемия, цифровая трансформация, образовательные ресурсы, система управления обучением, образовательное неравенство, качество образования
Классификатор
Дата публикации
30.06.2021
Всего подписок
6
Всего просмотров
111
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
1

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

  1. Агранович М.Л. Организация образования в условиях пандемии. Практика стран ОЭСР. URL: https://firo.ranepa.ru/novosti/105-monitoring-obrazovaniya-na-karantine/789-agranovich-ekspertiza.
  2. Аналитический обзор по опросу «Выпускники школ и студенты высказали мнение о дистанционном образовании». 27.05.2020. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/vypuskniki-shkol-i-studenty-vyskazali-mnenie-o-distanczionnom-obrazovanii.
  3. Аналитический центр НАФИ: Система образования оказалась не готова к переходу на дистанционное обучение в условиях пандемии. URL: https://nafi.ru/analytics/sistema-obrazovaniya-okazalas-ne-gotova-k-perekhodu-na-distantsionnoe-obuchenie-v-usloviyakh-pandemi.
  4. Высшее образование: уроки пандемии (оперативные и стратегические меры по развитию системы): Аналитический доклад Министерства науки и высшего образования, октябрь 2020. URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/?ELEMENT_ ID=25528.
  5. Зернов В.А., Манюшес А.Г., Валявский А.Ю., Учеваткина Н.В. Образовательное пространство России после пандемии: вызовы, уроки, тренды, возможности // Научные труды ВЭО России. 2020. Т. 223.
  6. Интервью заместителя министра науки и высшего образования Д. Афанасьева // Российская газета, 11.12.2020.
  7. Мельник Д. Высшее образование в мире: какие проблемы высветила пандемия. URL: https://www.skolkovo.ru/sp/anti-fragility/article/vysshee-obrazovanie-v-mire-kakie-problemyvysvetila-pandemiya.
  8. Уроки стресс-теста: вузы в условиях пандемии и после нее: Аналитический доклад Министерства науки и высшего образования. 3.07.2020. URL: https://minobrnauki.gov.ru/ press-center/news/?ELEMENT_ID=21523.
  9. Штыхно Д.А., Константинова Л.В., Гагиев Н.Н. Переход вузов в дистанционный режим в период пандемии: проблемы и возможные риски // Открытое образование. 2020. Т. 24. № 5.
  10. Aturin V.V., Moga I.S., Smagulova S.M. Digital transformation Mmnagement: Scientific approaches and economic policy. Upravlenets. 2020; 11 (2).
  11. Coleman J.S. Social capital in the creation of human capital. American Journal of Sociology. 1988; 94.
  12. Facker S., Sammons P., Malmberg L.-E. A comparative analysis of predictors of teacher self-efficacy in student engagement, instruction and classroom management in Nordic, Anglo-Saxon and East and South-East Asian countries. Review of Education. 2021; 9 (1).
  13. Ferrer J., Ringer A., Saville K. et al. Students’ motivation and engagement in higher education: The importance of attitude to online learning. Higher Education. 2020; November.
  14. Gherhes V., Simon S., Para I. Analyzing students’ reasons for keeping their webcams on or off during online vlasses. Sustainability. 2021; 13 (6).
  15. Gillis A., Krull L.-M. Covid-19 remote learning transition in spring 2020: Class structures, student perceptions, and inequality in college courses. Teaching Sociology. 2021; 48 (4).
  16. Gomez E., Azadi J., Magid D. Innovation born in isolation: Rapid transformation of an in-person medical student radiology elective to a remote learning experience during the covid-19 pandemic. June 2020. https://doi.org/10.1016/j.acra.2020.06.001.
  17. Govindarajan V., Srivastava A. What the shift to virtual learning could mean for the future of higher education. Harvard Business Review. 2020; March 31.
  18. Gonçalves S.P., Sousa M.J., Pereira F.S. Distance learning perceptions from higher education students - the case of Portugal. Education Science. 2020; 10.
  19. Muhammad А., Kainat А. Online learning amid the covid-19 pandemic: Students’ perspectives. Journal of Pedagogical Sociology and Psychology. 2020; 2 (1).
  20. Niedlich S., Kallfas A., Pohle S., Bormann I. A comprehensive view of trust in education: Conclusions from a systematic literature review. Review of Education. 2021; 9 (1).
  21. Ryan R.M., Deci E.L. Intrinsic and extrinsic motivation from a self-determination theory perspective: Definitions, theory, practices, and future directions. Contemporary Educational Psychology. 2020; 61.
  22. Sailer M., Sailer M. Gamification of in-class activities in flipped classroom lectures. British Journal of Educational Technology. 2021; 52 (1).
  23. The Covid-19 Pandemic: Shocks to Education and Policy Responses. May 2020. URL: https://openknowledge.worldbank.org/bitstream/handle/10986/33696/148198.pdf?sequence=4&isAllowed.
  24. Toquero C.M. Challenges and opportunities for higher education amid the covid-19 pandemic: The Philippine context. Pedagogical Research. 2020; 5 (4).
  25. Unterhalter E., Howell C. Unaligned connections or enlarging engagements? Tertiary education in developing countries and the implementation of the SDGs. Higher Education. 2021: 81.
  26. Qandil A., Abdel-Halim H. Distance e-learning is closer than everybody thought: A pharmacy education perspective. Health Professions Education. 2020; 6 (3).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести